- Обоснованность и достоверность научных результатов
- Введение диссертации: образец
- Основные результаты, полученные в процессе исследования и выносимые на защиту
- Как писать введение к диссертации
- Актуальная научная задача (проблема)
- Актуальность темы исследования
- Актуальность исследования
- Апробация результатов исследования
- Благодарности в диссертации
- Гипотеза исследования в диссертации
- Задачи диссертации
- Задачи исследования
- Идея диссертации
- Методология и методы исследования
- Научная новизна исследования и личный вклад автора диссертации
- Научные результаты
- Объект и предмет исследования
- Объект научного исследования
- Объект, предмет и метод исследования
- Практическая значимость полученных результатов
- Публикации по теме исследования
- Структура введения диссертации
- Тема диссертации
- Теоретическая значимость диссертации
- Теоретические методы исследования.
- Цель введения диссертации
- Цель диссертации
- Цель и задачи диссертационного исследования
- Цель и задачи исследования
- Цель исследования
- Эксперимент
- Эмпирические методы познания.
- Требования вак к введению и заключению диссертации
- В заключении…
Обоснованность и достоверность научных результатов
Приобретенные результаты исследования прописываются во вводной части отсылкой, которая «переведет» читателя в необходимое место диссертации. Содержание приложения наглядно доказывает подлинность предоставленных результатов благодаря протоколам научных испытаний, схемам, таблицам и чертежам.
Введение диссертации: образец
Чтобы знать, как написать введение к диссертации правильно, рассмотрим два образца из разных специальностей:
Введение кандидатской диссертации на тему «Реконструкция жизненного пути и творческой деятельности В.Н. Дружинина» Шифр научной специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
Введение докторской диссертации на тему «Методология и технические решения для проведения рециклинга машин и агрегатов а АПК». Шифр научной специальности 05.02.13 — Машины, агрегаты и процессы. 05.20.03 — Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве
В качестве итога для введения диссертации сформулируйте общую структуру работы: назовите количество глав, сообщите, есть ли приложение, напишите общее количество страниц. На этом введение можно считать завершенным. Готовый текст понадобится при подготовке автореферата и защитного слова, формировании окончательного текста, а отдельные тезисы можно использовать в публикациях до и после защиты.
Основные результаты, полученные в процессе исследования и выносимые на защиту
Правильно сформулировать результаты, которые были получены в ходе проведения исследования, посодействуют следующие аспекты:
- Положения преподносятся в утвердительной форме, тезисами;
- Для защиты допускаются минимум 5-6 выносимых положений, включающих пункты, в которых автор полностью уверен.
Вынесенные положения — это результат деятельности, показывающий ценность и полезность проведенного исследования. От правильной формулировки и написания положения, зависит успех защиты.
Важным фактором при защите кандидатской работы является достоверность вынесенных положений. Аспирант должен огласить, какие методы изучения были использованы для получения итоговых результатов.
Как писать введение к диссертации
Многие волнуются перед написанием текста введения диссертационной работы, чего, конечно, делать не стоит – автору предоставляется готовый шаблон и набор модулей, которые можно писать отдельно друг от друга или сплошным текстом. Суммарный процент вводной части теста составляет 10% от всего содержания введения – это двенадцать страниц или три тысячи пятьсот слов.
Актуальная научная
задача (проблема)
Формулировка актуальной
научной задачи (проблемы) складывается из предмета исследования и
ожидаемого научного результата. А в ходе написания диссертации и предмет может поменяться
и результаты, получение которых мы только предполагаем.
Поэтому, так же как и актуальность, актуальная научная задача (проблема) пишется в процессе работы,
корректируется в его ходе и к концу правильно формулируется. Как правило,
соискатели пытаются сформулировать актуальную научную задачу, когда уже
диссертация готова, в итоге или неправильно это делают или не правильно ее
трактуют, что оценивается не в пользу диссертанта.
Актуальность темы исследования
Исследуемая тема диссертационного труда считается актуальной, если результат стал полезен для общества в сфере академической науки и экономики. Доказать значимость исследования не составит для ученого особого труда, если изучены и проанализированы аспекты в областях науки, произведен обзор по теме и предоставлены подтверждения того, что другие исследователи работ не уделили должного внимания изучению проблемы для полного раскрытия темы научного труда.
Актуальность
исследования
Актуальность присутствует
всегда. Особенно это касается кандидатской диссертации, где, как правило, не создается
что-то новое, а совершенствуется уже имеющееся. Поэтому необходимость в
улучшении чего-либо есть всегда.
Обычно, актуальность всплывает
в процессе изучения предмета и окончательно формулируется после получения
научных результатов. Поэтому пытаться сформулировать актуальность на его первых этапах нет необходимости, да и это вряд
ли получится. Но прорабатывать какие-либо варианты надо, так как к концу
написания разом все сформулировать бывает сложно.
Апробация результатов исследования
Апробация результатов работы проводится за рамками написания диссертации. Апробация предполагает выступление на научных конференциях. Для некоторых работ нужно провести совместные исследования с другими учеными. Актуально применение предложенной технологии третьей стороной. Названные методы дополнительно подтверждают достоверность полученных результатов.
Благодарности в диссертации
Обычно для благодарности отводится место в последнем абзаце вводной части, но чаще всего слова благодарности в диссертационной работе практически не выражают. По традиции чаще всего это делают в устной форме во время защиты кандидатской работы. Выразить слова благодарности научному руководителю, испытательным лабораториям и НИИ, которые помогали проводить исследование, можно и в письменной форме.
Гипотеза исследования в диссертации
Формулировка основной научной идеи диссертации необходима дважды: по ходу подготовки основной части работы, оформленной в виде расширенного плана и по окончании научного исследования. Если выдвинутая гипотеза рабочая, но заводит в тупик, то нужно пересмотреть предполагаемые утверждения. Подтверждается основная научная идея предоставлением достоверных результатов.
Задачи диссертации
Не стоит включать в задачи диссертации изучение ее объекта. Это и так понятно всей приемной комиссии, некоторые могут даже посчитать это за ошибку.
Задачей вашей диссертации также не следует выделять уточнение понятий, относящихся к одному объекту –- это и так должно быть в диссертации.
Задачей может стать узкое изучение элементов предмета, но ни в коем случае не проведение практической работы по этой теме.
Задачи исследования
После формулировки цели ставятся задачи, решением которых мы
достигаем цели.
Формулировать
задачи исследования нужно очень
тщательно, так как их описание составляет содержание глав диссертации!
Идея диссертации
Идея диссертации – это изложение цели, возможного результата в перспективе, методы достижения цели и пути решения выбранной проблемы. Уточнение путей и алгоритмов приближающих конечную цель исследования.
Отдельным элементом формирования идеи диссертация является выдвижение гипотезы. Гипотеза объясняет научному сообществу способы решения представленной проблемы, а также возможность достижения определенных и конкретных результатов. Весь последующий научный труд должен будет подтвердить правоту выдвинутой ранее гипотезы и идеи в целом.
Каждая гипотеза выдвигается ради последующего объяснения и подтверждения какого-либо ранее необъяснимого явления или действия, догадки. Формирование гипотезы основывается на достоверных и проверенных знаниях, а эти знания можно подтвердить с помощью опыта или эксперимента, после чего появляется почва для образования теории.
Недоработкой многих авторов научных трудов является выдвижение всего одной гипотезы, но основная масса сложных объектов нуждается в выдвижении и доказывании нескольких гипотез. Более того, выдвинутые гипотезы могут конкурировать друг с другом, то есть доказывать один и тот же процесс по-разному.
Именно такая конкуренция является залогом успешного проведения исследования. На практике авторы выдвигают несколько гипотез, но не используют их в своих работах. Автору необходимо понимать, что не всегда решение проблемы может быть единственным, поэтому очень важно сформулировать несколько вариантов развития исследования и возможные исходы.
Процесс формулирования и выдвижения гипотезы можно описать в основной части диссертации, в которой будет описан основной ход работы. Это сделает всю работу более интересной и даже захватывающей. В начале написания диссертации можно описать основную гипотезу, которая в дальнейшем, в ходе работы, полностью подтвердилась.
Помимо формулировки идеи, темы и гипотез необходимо определится с объектом и предметом исследования, с этим как правило возникают небольшие трудности. Для преодоления трудностей нужно понимать разницу между объектом и предметом исследования. Чаще всего, диссертанты понимают оба понятия как синонимы, и понятия не особо отличаются друг от друга.
Методология и методы исследования
Совокупность методов, используемых аспирантом в ходе работы для получения определенного результата – это методология диссертационного исследования. Она включает в себя общенаучные методы исследования. Специальные методики – это приемы, которые применяются при исследовании конкретных областей науки. К общенаучным методикам относятся теоретические и эмпирические способы изучения.
Существует четыре способа эмпирических способов изучения:
- наблюдение;
- измерение;
- сравнение;
- эксперимент.
По сравнению с эмпирическими, теоретических способов гораздо больше. Из них самыми популярными являются – дедукция и индукция.
Научная новизна исследования и личный вклад автора диссертации
Чтобы получить кандидатскую или докторскую степень, научно-диссертационная работа должна отображать новизну и актуальность, а также предоставлять доказательство первостепенной важности проводимого исследования.
Главной целью аспиранта является внесение своей лепты в развитие выбранной темы, вынести предложение по решению рассматриваемых проблем, которое еще не предлагалось, или обратить взор на еще незатронутую проблему, подробно в деталях и доходчиво разработать содержание материала, не рассмотренного другими учеными исследователями.
Поскольку кандидатская является научным квалификационным трудом, то допустимо наличие в ней только нескольких составляющих новизны диссертационного труда, в отличие от докторской работы, которая подразумевает личное открытие исследователя.
Научные результаты
Научные результаты (НР)
– это такие научные положения, которые являются итогом научной разработки и
удовлетворяют требованиям новизны,
достоверности и практической
значимости.
Достоверность
обоснованных в диссертации НР должна быть подтверждена использованием
фундаментальных достижений и обоснованным применением соответствующего (уже
апробированного) научно-методического аппарата.
Практическая
значимость научных результатов оценивается по степени их полезности для соответствующей
отрасли науки и по масштабу их возможного использования в различных структурах
и системах.
Формулировка новых НР совпадает с названиями глав
диссертации!
Особо отметим рекомендации
по названию НР:
- Название не должно
звучать как процесс. Название должно звучать как оконченный результат. - Название не должно
звучать как множественное (или неоднозначное) количество результатов. - Формулировка
названия должна соответствовать одному из пунктов паспорта специальности.
Объект и предмет исследования
Объект и предмет в кандидатском труде соотносятся как узкая и широкая группа изучения проблемы. Объектом работы является заложенная проблема, а предметом — составляющая или процесс. Поскольку под объектом подразумевается общая тематика, которая будет исследоваться, то предмет определяет части работы, направленные на отдельные стороны изучения, на их примере можно:
- Найти и закрепить проблему;
- Представить пути решения проблемы.
Понятие предмета и объекта не сильно упрощает работу, но оно помогает сосредоточиться на конкретном направлении исследования. Если главные аспекты выделены неправильно, то это значительно затруднит процесс, отрицательно повлияет на выводы.
Во время подготовки написания текста введения важным аспектом в паспорте педагогической деятельности является уточнение области исследования. Документ научной специальности 13.00.01 подразумевает изучение теоретических проблем и способов исследования предмета педагогики.
Объект научного исследования
Объектом научного исследования выступает то, что необходимо исследовать. Это может быть определенный объект, некоторое явление, которое провоцирует поставленную проблему. Объектом можно назвать связи, свойства и отношения, которые происходят без субъекта.
Объект, предмет и
метод исследования
Объект исследования
– это та часть материального мира, которой занимается исследователь, соответственно
это то, в чем он разбирается и хорошо знает. Определение объекта это первое, что
должен сделать соискатель.
После этого определяется предмет
– это та сторона объекта, те его свойства, которые исследуются. Вот
здесь соискатели постоянно делают ошибку, определяя предмет исследования как
часть чего-то материального!
Предмет исследования –
это не часть объекта, а его свойство, улучшая которое мы улучшаем
(совершенствуем) сам объект!!!
Например, мы проводим исследование в области подготовки
китайских студентов и хотим улучшить ее. Неправильным будет определение объекта
как подготовка иностранных студентов,
а предмета – подготовка китайских
студентов. Здесь объектом будет
подготовка китайских студентов, а предметом та ее характеристика, за счет
которой эта подготовка улучшиться, например, национальные особенности. Тогда предметом
будет национальные особенности китайских студентов.
Определив объект и
предмет исследования, соискателю
будет легче установить границы исследования и провести его. Исследуется предмет,
не выходя за границы объекта. Исходя из этого, будем изучать национальные особенности,
и как они влияют на подготовку китайских студентов. Мы рассматриваем только те
национальные особенности, которые влияют на подготовку – это и будет границей.
Точное задание предметной области однозначно определяет тему диссертации и лежит в
основе построения всей ее логической структуры!
После определения объекта
и предмета исследования необходимо определить
метод, способ улучшения объекта или
предмета исследования. Не надо путать с методами получения нового научного
результата. Здесь имеется ввиду применение чего-то нового для улучшения самого
объекта или предмета исследования.
Предмет, объект или метод обязательно должны быть новыми!!!
В нашем случае подготовка китайских студентов уже не нова,
национальные особенности тоже кто-нибудь изучал, а вот учитывать их при
подготовке никто не догадался, тогда их учет и будет новым методом.
Необходимо отметить, что
все, чтобы мы не исследовали, возможно, кто-то уже делал. Но если это не
написано на бумаге и не зафиксировано в публикациях, то считайте, что не
делали!
Практическая значимость полученных результатов
Практическая значимость научно-исследовательского труда особенно проявляется в сельском хозяйстве, экономической сфере и в области химии. Доказательством результативности технологии выступает ее внедрение и применение в некоторых компаниях, в лабораториях или на агротехнических предприятиях.
Публикации по теме исследования
Публикации в значимых научных журналах, входящих в перечень высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, лишь доказывают правильность апробации результатов.
Структура введения диссертации
Шаблон для введения, имеет следующий вид:
- доказательство востребованности темы на текущий момент и выявление ее проблематики;
- уровень исследования темы;
- формулировка целей;
- постановка задач научно-исследовательской работы;
- выявление объекта диссертации;
- выявление предмета научного труда;
- методы и методологическая составляющая;
- выдвижение рабочей гипотезы;
- новизна темы научного труда;
- внесение личной лепты исследователя в науку;
- итоговые результаты;
- выдвижение положения для защиты;
- доказательство теоретической и практической важности исследования;
- апробация полученных результатов;
- перечень публикаций.
Тема диссертации
После того как сформулированы названия НР формулируется тема.
Название темы диссертации складывается из названия НР, названия предмета и/или
объекта исследования и метода.
Например, объектом мы определили подготовку китайских студентов, а предметом – национальные особенности китайских студентов, а методом является учет национальных особенностей при их
подготовке. В качестве новых научных результатов мы планируем разработать методики выявления и учета национальных
особенностей китайских студентов при их подготовке.
Некоторые соискатели пишут в название темы: «…для
совершенствования…, или … для повышения эффективности…». Но это не совсем
корректно, так как любая работа преследует цель повысить эффективность, и это
является само собой разумеющимся, поэтому писать это не обязательно.
Теоретическая значимость диссертации
Задача исследователя:
- доказать теоретическую важность темы диссертации, подтверждая обзором других источников с прикрепленными примерами;
- доказать, что проблема актуальна на данный момент, что она была недостаточно раскрыта или методы ее решения неэффективны, или давно устарели.
Теоретические методы исследования.
Метод перехода от абстрактного к конкретному дает возможность разделить объект и описать происходящее с помощью различный понятий и суждений. Затем движение идет от абстрактного познания к более конкретному, мысленно придавая объекту его целостность и многогранность.
Метод идеализация применяется в научном исследовании, в котором используются конкретные идеальные предметы не существующие в реальном мире. Конструирование этих объектов называется идеализацией, с помощью которой можно отсечь ненужные свойства, мешающие изучить процесс.
Метод Формализация изучает предметы и объекты с помощью отображения содержимого в знаковой форме. Метод осуществляется при помощи математического, химического и других языков. Формализация с помощью обобщенного подхода позволяет ощутить всю полноту исследуемой области.
Автору диссертации необходимо выбрать из общенаучных и специфических методов те, которые понадобятся ему в процессе проведения исследования. Огромным плюсом послужит применение в исследовании сложных объектов частных методов. В диссертации могут использоваться более сложные, производные методы, но кандидату нужно знать хотя бы минимум.
Цель введения диссертации
Текст введения диссертационной работы составляют и редактируют в самом начале и конце. Связано это с тем, что научный труд разрабатывается поэтапно: многие пункты введения первично формулируются во время подготовки исследовательского плана-проспекта.
Вводная и заключительная часть научной работы пишется для знакомства с кандидатским исследованием. Это упрощает и сокращает время на его ознакомление членам диссертационной комиссии, которые ограничиваются прочтением введения, заключения и автореферата.
Цель диссертации
Цель диссертации – это своего рода представление субъекта о конечном результате, который может привнести в науку его работа. Цель — это своеобразный ориентир, от которого нельзя отклоняться в процессе создания диссертации. Все задачи научной работы являются “подпунктами”, побочными вопросами от цели, поэтому ее нужно формулировать и осознавать для себя правильно.
Ни в коем случае нельзя, обозначив своей целью просвещение людей о легочных заболеваниях, перескакивать на методологию их лечения. Таких примеров можно привести множество.
Цель и задачи диссертационного исследования
Поле того, как будут сформулированы предмет и объект изучения можно переходить к постановке цели и задач исследования. Под целью исследования следует понимать конечный результат, то есть то, ради чего было задумано исследование, то, к чему должен в итоге прийти диссертант.
Цель определяется вначале всего исследования, и по ходу всей деятельности редко меняется. Измениться может только постановка и формулировка цели. Походу всего исследования необходимо сверять содержание диссертации с целью исследования, так как есть вероятность отклониться от заданного курса.
Зачастую, многие соискатели совершают грубейшую ошибку, подменяя научную цель работы практической. Конечно бывают исключения когда это сделать необходимо, но диссертация — это в первую очередь научный труд, то есть говорить надо исключительно о науке, а не о практике.
После формулировки цели, необходимо поставить целый ряд задач. Но задачи к концу исследований могут видоизмениться, так как в некоторых случаях не всегда получается найти решение задачи с помощью известных способов. Замена способа решения поставленной задачи, может изменить саму задачу.
Также задача может измениться в связи с тем, что результаты могут не оправдать желание. Авторы диссертационных работ порой ставят слишком много задач, но этого делать не стоит. Достаточно будет трех-четырех четко сформулированных задач, хотя в докторской диссертации допустимо и большее количество поставленных задач.
Задачи формулируются с помощью слов: изучить, установить, описать, выявить и составить, а также должны быть в форме перечисления. Грамотно поставленная задача заметно облегчает жизнь автору, так как названия глав в самой диссертации и будут сформулированные задачи.
Задачей может стать изучение конкретного явления или события, развитие процесса, но изучение теории и практики научной области – это основа для написания всех научных работ, то есть это задачей быть не может. Помимо этого, не стоит включать в задачи диссертации уточнение понятийного аппарата, так как это необходимо автору для личного использования, и в кандидатских диссертациях эта задача не может быть главной, как и не может помочь чем-то науке.
У большинства российских авторов диссертаций проглядывается очень слабая методологическая культура. Некоторые считают это просто формальностью, но на практике методы применить не могут, как и обосновать их целесообразность, более того знают методы только по названиям.
Все соискатели начинают свою работу не с нуля, так как до них вероятно уже проводились какие-то исследование в выбранной области, возможно существуют готовые чьи-то наработки, который могут стать основой для будущих исследователей. Вся существующая информация, на которой строится работа, это теории, концепции, называются методологической основой.
В начальной главе автор может ссылаться на все известные теории, добытые из литературных источников, но во время написания методологических основ, необходимо указать только одну или две работы предшествующих исследователей, на данные которых ссылается автор в своей работе.
В советское время точку зрения каждого исследователя, ученого и научного сотрудника определял диалектический и исторический материализм, который распространялся на все научные сферы и на любые этапы исследований. Сегодня необходимо освоить минимум методов научного познания, а также верно использовать их в процессе работы над диссертацией.
Необходимо уделить пристальное внимание к правильности выбора методов, с помощью которых будет осуществляться исследование. Также нужно обратить внимание на способность автора диссертации корректно и верно обосновать свой выбор, а также умение проверить правильность результата другими способами.
Выбранные методы нужно написать во введении к диссертации. В каждой главе нужно обосновать тот или иной выбор метода, а также желательный и полученный результат применения метода. Лучше всего не откладывать это на потом, так как во время защиты своей работы соискателей часто спрашивают, какими методами они воспользовались и получили те или иные результаты.
Методы научного познания близко контактируют друг с другом, но некоторые эксперты выделяют особую группу эмпирически-теоретических методов, с помощью которых можно осуществить исследование.
Цель и задачи исследования
Проведение анализа темы позволяет увидеть полную картину уровня раскрытия проблемы. Квалифицированный сотрудник научно-исследовательского учреждения может охарактеризовать себя как ученый, если напишет в содержании вводной части работы не только имена ученых с указанием итоговых результатов их собственного труда, но и проанализирует и систематизирует их точки зрения, предоставив несколько примеров исследований, подкрепленных цитатами.
Задачи диссертационного исследования раскрываются поэтапно в главах по ходу работы.
Способы постановки задач:
- предоставление этапов научно-исследовательской работы;
- постановка одной задачи во время процесса изучения с теоретическими основами;
- разбор различных способов решения проблем;
- рассмотрение практической стороны работы.
Если материалом написания работы является творчество какого-либо писателя, то позволяется привязка задач к хронологическим событиям.
Цель исследования
Исходя из определения объекта,
предмета и метода формулируется цель.
Цель исследования – это
планируемый конечный результат. Она должна быть конкретной! Цель всегда
формулируется и трактуется как практическая! Например, повысить эффективность объектаза
счет улучшения (применения, учета, ограничения …) «предмета» или «метода».
В нашем случае целью исследования будет повысить эффективность подготовки китайских студентов за счет учета их
национальных особенностей.
Эксперимент
Эксперимент – это частный случай наблюдения. Эксперимент должен пониматься как намеренное вмешательство в традиционные условия пребывания предметов или явлений. К примеру исследование поведения определенного объекта в экстремальных условиях, исследование определенных реакций вызванных искусственным путем не нарушая и не осложняя процесс жизнедеятельности объекта. Провести эксперимент можно не один раз, более того эксперименты можно проводить и с заменителем объекта, с его моделью.
Метод сравнение опирается на определении отличий и сходств предметов. Данный метод осуществляется только при наличии чего-то общего у предметов или явлений, а само сравнение происходит только по важным критериям.
Метод измерения осуществляется только при наличии у предмета определенного числового значения. Единственное важное требование к методу измерения – это точность и наличие приборов для измерения.
Эмпирические методы познания.
Наблюдение — основывается преимущественно на работе органов чувств и на его материальную деятельность. Главной задачей этого метода является выявление и фиксация поведения объекта в обычных условиях, исходя из исследования. Существует несколько требований к наблюдению: целенаправленность, планомерность, активность и систематичность.
Как правило результаты наблюдений не должны зависеть от наблюдателя и его желаний. Метод дает сырую информацию о свойствах и отношениях предметов исследования. Во время наблюдения можно использовать специальные приборы, которые усиливают органы чувств, но нисколько не искажают реальной картины.
Требования вак к введению и заключению диссертации
У ВАК нет особых требований, предъявляемых к формулировкам, находящимся в тексте диссертации и написанию введения. Для облегчения написания вводной части есть стандартная форма: текст пишется в соответствии с устойчивой традицией и личными убеждениями, также для научного текста играет важную роль и авторский стиль.
В заключении…
На начальных этапах работы формула специальности носит
ориентировочный характер, и нет необходимости пытаться разработать ее сразу в «чистовик».
В ходе работы могут не один раз поменяться названия и НР, и темы диссертации, и
даже объект и предмет исследования.
Иногда соискатель многократно меняет формулировки и в итоге
все равно приходит к изначальному варианту. В этом нет ничего страшного,
диссертация должна «дышать». Выполнение научной работы – это получение чего-то
нового, а все новое нам неизвестно и то, что мы получим в итоге, мы можем
только предполагать. Здесь главное идти вперед и не останавливаться!
Кто начал, половину сделал!
Гораций