Административно правовой статус иностранных граждан в российской федерации курсовая

егодня в
Российской Федерации только официально зарегистрировано несколько тысяч
общественных объединений, с помощью которых граждане выражают и осуществляют
свои законные интересы: политические, экономические, хозяйственные, культурные,
духовные и многие другие.

Расширение демократических процессов в обществе, повышение
социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных
интересов через создание различного рода общественных объединений. Поэтому в Российской Федерации число
общественных объединений растет с каждым годом, что указывает на актуальность
рассматриваемой нами темы.

Целью данной работы является тщательное
изучение правовой регламентации деятельности общественных объединений в РФ,
основанное на анализе действующего административного законодательства.

Для достижения поставленной цели
необходимо выполнить следующие задачи:

1.    
Дать понятие и привести классификацию общественных
объединений;

2.    
Рассмотреть порядок создания, реорганизации и ликвидации
общественного объединения;

3.    
Изучить права, обязанности и ответственность общественных
объединений.

Интерес автора к данной теме обусловлен
тем, что  правоотношения общественных объединений в сфере действия норм
административного права представляют собой значительную группу правоотношений.
Для того, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом,
необходима определенность, достигаемая путем совершенствования регламентации
административно-правового положения общественных объединений.

Глава 1.
Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных объединений

Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах
международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право
создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода
деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть
принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30
Конституции РФ).

Многочисленные общественные объединения являются
субъектами административного права. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации
общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Действие данного
Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные
по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также
коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Общественные
объединения не обладают государственно-властными полномочиями, действуют от
своего имени, целью их деятельности не является извлечение прибыли. По
территориальному масштабу деятельности общественные объединения бывают общероссийские, межрегиональные, региональные и
местные.

В
России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых
формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

Это основанное на
членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности
для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Состоящее из участников и не имеющее членства
массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные
общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного
движения.

Является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой
не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в
формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных
законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные
цели.

Не имеющие членства общественные объединения,
ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам
участников и соответствующих уставным целям учреждения.

Не имеющее членства
общественное объединение. целью которого является совместное решение различных
социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства. работы или
учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц

Политическая организация,
выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее
активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и
идеалов.  Основана на членстве.

7.    
Союзы (ассоциации) общественных объединений

В
соответствии с Федеральным
законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями.
Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных
объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме,
предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за
исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме
общественной организации ввиду возможности наличия членства).

Глава 2. Порядок
создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений

Порядок создания общественного
объединения установлен статьей 18 Федерального закона «Об
общественных объединениях».

Граждане могут создавать общественные объединения без
предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного
самоуправления. Если создаваемое гражданами общественное объединение будет в
установленном порядке зарегистрировано, то оно приобретет статус юридического
лица. В противном случае общественные объединения будут функционировать без
статуса юридического лица. Регистрация общественных объединений осуществляется
соответствующими органами юстиции(положения о гос.регистрации общественных
объединений содержатся в ст. 21 Федерального закона «Об общественных
объединениях»).

Следует отметить, что при установленных
законодателем достаточно существенных различиях в реорганизации и ликвидации,
объединения вправе предусматривать порядок данных действий в собственных
учредительных документах (уставах).

Глава 3. Права,
обязанности и ответственность общественных объединений

Раскрытие административно-правового статуса общественных объединений
невозможно без изучения их прав, обязанностей и ответственности.

Государство обеспечивает соблюдение
прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их
деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных
преимуществ.

Исходным в определении статуса общественных объединений
является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и
осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения,
права и законные интересы граждан.

Итак, права общественного объединения
закреплены в ст. 27 Федерального Закона «об общественных объединениях» (далее —
Закона). Порядок несения обязанностей установлен статьей 29 Закона. Нормы об
ответственности общественных объединений за нарушение законодательства
Российской Федерации содержатся в статье 41 Закона.

Следует
отметить, что различия видов общественных объединений носят формальный
характер, что подтверждает отсутствие каких бы то ни было указаний о статусе
структурных подразделений. Хотя Законом предусмотрены четыре вида таких
подразделений, он не определяет различия в правовом положении организации,
отделения, филиала и представительства. Решение этой проблемы имеет важнейшее
практическое значение, поскольку от наличия подразделений на территории России
зависит факт государственной регистрации объединения в органах юстиции.

Рассматривая общественные объединения как один из
субъектов административного права, следует подчеркнуть, что это один из
фундаментальных конституционно-правовых институтов.

Право на свободное образование союзов и
объединений с целью реализации гражданами своих нематериальных интересов
является, на наш взгляд, признаком позитивной динамики становления правового
государства в России  как яркое свидетельство осуществления ими своих конституционных
прав и свобод. Реально функционирующие сегодня  общественные объединения
оказывают существенное влияние на жизнь общества в целом и развитие его
культурной, политической, социальной и других сфер.

К сожалению, в рассмотренной правовой
сфере(как и в практически любой другой) присутствуют слабые стороны.
Неточности, противоречия в нормативных актах и между ними и другие проблемные
вопросы все еще находятся в стадии решения.

Можно сделать вывод о том, что
актуальность проблем приобретения права собственности также не вызывает
сомнений. Данные вопросы достаточно широко освещаются в средствах массовой
информации и правовой тематической литературе.

В процессе написания данного
реферата было обнаружено большое количество работ, заслуживающих внимания и имеющих
безусловную научно-практическую ценность. Степень разработанности изученной
темы можно оценить как высокую.

Надеемся, что
отечественные правоведы продолжат изыскания в данной области, так как
общественные объединения как институт являются одной из основ правового и
демократического государства и завоевывает все более прочные позиции в
административном праве.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.)

Федеральный закон «Об общественных
объединениях» от 19. 1995 N 82-ФЗ

1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова,
Л. Л. Попова. М.: «Юристъ», 1999, с. 247.

2.Ярошенко
К. Б. Гражданская правоспособность профсоюзов // В кн.: Правовые аспекты
деятельности профсоюзов в СССР. М., 1973. С. 337 — 338; ее
же.

3.  Агапов А.Б. Федеральное административное право России. С.
63.

4. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового
обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации //
Государство и право, 1994, № 2, с. 100.

5.   Савельев А. Вопросы свободы совести в региональных
нормативных актах // Российская юстиция, 1999, № 10.

Читайте также:  Михайлова Ольга Владимировна - Диссертации - Известные ученые

по дисциплине «Конституционное право РФ»

на тему «Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства»

Выполнил: студент курса

очной формы обучения

1 Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц

без гражданства                                                                                                     5

1.1 Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства                    5

1.2 Особенности конституционно-правового статуса иностранных

граждан и лиц без гражданств                                                                            11

2 Законодательные основы правового положения и

ответственности иностранных граждан и лиц без гражданств                       19

2.1 Законодательные основы правового положения иностранных граждан

и лиц без гражданств                                                                                           19

2.2 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданств             24

Список использованных источников и литературы                                         33

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В Декларации также провозглашается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, ущемляющей права и свободы человека, изложенные в Декларации. По мере развития глобального общества, совершенствования средств сообщения и развития мирных и дружественных отношений между странами все большее число лиц проживают в странах, гражданами которых они не являются.

Актуальность работы выражена в необходимости защита прав человека и основных свобод, предусмотренных в международных документах, в обеспечении их в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, составляют важнейшую проблему государств всего мира

Важно отметить, что под объектом работы выступают общественные отношения связанные правовым положением иностранных граждан и апатридов, а под предметом будем рассматривать нормы действующего законодательства о заявленной тематике.

Цель исследования — анализ особенностей правового положения иностранных граждан и апатридов, и для ее реализации необходимо решить ряд задач:

— изучение понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства;

— изучение его содержания;

— изучение особенностей конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств;

— анализ законодательства.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что мы попытаемся рассмотреть особенности конституционного статуса иностранных граждан, лиц без гражданства в Российской Федерации, правовое регулирование деятельности и ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на основании изучения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Комментариев к Федеральным Законам, учебников по конституционному праву, журнальных статей.

При рассмотрении темы исследования большое внимание было уделено нормам законодательства, а также научным труда и разработкам различных авторов, последние, в дальнейшем составили теоретическую базу исследования. В частности отметим, учебные пособия и научные работы Богоусловского М.М., Рубанова А.А., Витрук Н.В., Кобец П. Н., Колосов Ю.М.

В качестве источниковедческой базы выступают в основном такие источники права как Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации: «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002. №115-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации: «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002. № 62 – ФЗ и так далее.

В качестве методологической базы работы, выступают такие методы как анализ, синтез, исторический и сравнительно-правовой, которые позволяют более подробно раскрыть содержание данного исследования.

В конце введения раскроем структуры работы, во-первых рассмотрим, конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, во-вторых законодательное регулирование данного статуса.

Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство — устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство — понятие, неразрывно связанное с государственностью1.

Безгражданство — это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Лица без гражданства (апатриды). Внутреннее законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г. документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его получения — свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России действует административная процедура так называемого выяснения гражданства. Во многих зарубежных странах, в первую очередь в тех, где нет внутренних паспортов, существует судебная процедура выяснения гражданства.

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) составляют категорию иностранцев, входящую в состав населения Российской Федерации. Термин «иностранец» поддерживается далеко не всеми российскими учеными. Законодательство Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации, связанные с регулированием правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, и т.п.) избегает применения термина «иностранец» вследствие его неопределенности и неоднозначности. В отдельных случаях отделение иностранных граждан от апатридов при рассмотрении их статуса обоснованно. В то же время во многих случаях отечественное законодательство и международные обязательства России не устанавливают различий в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, что позволяет, с некоторыми оговорками употреблять термин «иностранец».

В юридической литературе понятие «иностранец» имеет неоднозначное толкование. Некоторые авторы, например Л.Н. Галенская, трактуют термин «иностранец» как иностранный гражданин и лицо без гражданства. Под иностранным гражданином Л.Н. Галенская подразумевает лицо, которое не является гражданином данного государства или же не имеет гражданства какого-либо государства. М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами считают как иностранных граждан, так и лиц без гражданства2. А.А. Рубанов под иностранцами подразумевает всех лиц, находящихся на территории какого-либо государства, не являющихся его гражданами и состоящих в гражданстве другого государства3.

По мнению Т.Н. Кирилловой, иностранцем является лицо, имеющее постоянную политическую, экономическую и правовую связь с государством своего гражданства и находящееся во временной экономической и правовой связи с другими государствами4. В данном случае напрашивается вывод, что постоянно проживающих в Российской Федерации иностранцев нельзя относить к этой категории, так как их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства5.

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания. На это обстоятельство указывает Н.В. Витрук, который пишет: Правовой статус гражданина и лица без гражданства всегда один: он определяется тем государством, гражданином которого данное лицо является или на территории которого лицо без гражданства проживает. Правовой статус иностранца по существу имеет двойной характер: это правовой статус гражданина конкретного государства и правовой статус собственно иностранца.

Читайте также:  Волейбол как вид спорта реферат

Последний определяется тем государством, на территории которого данное лицо пребывает как иностранный гражданин6.

Правовой статус — это емкое понятие. Объем прав и обязанностей общего правового статуса регулируется почти всеми отраслями права. Исходя из особенностей общественных отношений, являющихся предметом регулирования каждой из отраслей права, допустимо говорить об отраслевом аспекте правового положения гражданина, в частности гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т.д. То же самое можно сказать и об иностранцах.

Основы правового статуса иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяются ст. 62 Конституции Российской Федерации, содержащей норму прямого действия: Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации7.

В России в специальном порядке регулирует правовое положение и деятельность иностранных граждан в Российской Федерации — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 июня 2002 года и одобренный Советом Федерации 10 июля 2002 года.

Статья 1 Федерального закона гласит, что данный Закон определяет правовое положение иностранных граждан, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов — с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности8.

Иностранные граждане могут быть временно пребывающие в Российской Федерации. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает возможность вступления этих лиц в российское гражданство. На основании ст. 13 и 14 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. обычным условием получения гражданства нашей страны является проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением следующих случаев:

а) рождения лица на территории РСФСР и наличия у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояния в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличия у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставления лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признания лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Наличие хотя бы одного из перечисленных положений дает основание для сокращения срока проживания на территории Российской Федерации и приема в гражданство Российской Федерации до одного года9.

В следующую категорию относятся иностранные граждане постоянно проживающие в Российской Федерации. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

С учетом вышеизложенного под понятием иностранный гражданин подразумевается лицо, которое состоит в гражданстве или подданстве иного государства, подтвержденном соответствующими документами, не является гражданином Российской Федерации или не имеет гражданства или подданства какого-либо другого государства. В понятиях иностранный гражданин и лицо без гражданства содержится объединяющий эти категории лиц признак — они не имеют гражданства Российской Федерации.

1.2 Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации помимо внутреннего законодательства определяется международными соглашениями и договорами. Это ряд международных договоров в области правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, о которых будет упомянуто далее.

Исчезновение государства или, наоборот, его возникновение обусловлено, прежде всего, политическими, социальными и иными подобными факторами. Роль международного права в этих случаях состоит в том, что оно определяет значимость происшедших изменений с юридической точки зрения, связывает с ними соответствующие правовые последствия. Свое концентрированное выражение это получает в институте правопреемства государств. Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Правопреемство – давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике10.

Согласно п. 4 статьи 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации11.

Предусматривается, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законодательством, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда, на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах допускается возможность ограничения передвижения иностранных граждан и свободы выбора ими места жительства в случаях, если это необходимо для обеспечения государственной безопасности.

Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет перечень документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации. Таковым является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Законодательное урегулирование основных вопросов въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан определено в Федеральном законе 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» направлен на ужесточение отдельных положений, касающихся порядка пересечения государственной границы при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию.

Читайте также:  Обучение техники плавания способом брасс реферат

Законом устанавливаются виды виз (обыкновенная, дипломатическая, служебная и так далее), основания и порядок их выдачи и продления. При этом постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства смогут свободно выезжать и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию без виз на основании документов, удостоверяющих их личность, и видов на жительство либо разрешений на временное проживание.

П.Н. Кобец отмечает, что, расширяется перечень оснований, по которым иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен (не разрешается) въезд в Российскую Федерацию (если при обращении за визой иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они депортировались или выдворялись за пределы Российской Федерации и так далее)12.

Что же касается ответственности иностранных граждан, то иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Так как правовой статус лиц без гражданства в Российской Федерации в целом аналогичен положению иностранных граждан, то предусматривается, что нормы Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательства Российской Федерации, и включают конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой аспекты.

По действующей Конституции Российской Федерации гарантируется соблюдение прав и свобод личности. Как гласит ст. 17 Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства определяется объемами их правоспособности и дееспособности, важнейшими составляющими которых являются гражданская и гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность.

Как было отмечено, действующее законодательство целиком опирается на основополагающий принцип национального режима, в связи, с чем дифференциация между гражданами России и иностранными гражданами имеет важное значение ввиду допускаемых законодательством отдельных исключений. Так, ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяет действие правил, установленных гражданским законодательством, на отношения с участием граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными правовыми актам13. Статья 62 Конституции Российской Федерации не только формулирует этот принцип, но и устанавливает механизм его действия в случае необходимых изъятий, которые могут вводиться либо федеральным законом, либо международным договором.

Правовыми актами, содержащими основы регулирования защиты гражданских прав иностранных граждан и лиц без гражданства, выступают международно-правовые соглашения, заключенные еще СССР, а теперь Российской Федерацией в порядке правопреемства.

Статья 3 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет, что правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации может определяться также на основании международных договоров Российской Федерации. Эта статья служит подтверждением того, что законодательная норма, содержащаяся в ней, означает, что при наличии международного договора, определяющего правовой статус иностранных граждан, правовое положение иностранцев в нашей стране определяется положениями этого международного договора путем издания специального правового акта.

Таким образом, в формуле нормы, содержащейся в ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, практически содержится двойная общая отсылка к международному договору и российскому законодательству, отсылка к международному договору через соответствующий российский законодательный или иной правовой акт. Статья 3 Закона прямо указывает, что международные договоры регламентируют правоохранительную деятельность, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а иногда и являются источниками права.

В связи с неоднородностью различных групп иностранных граждан на территории России, отличиями в целях пребывания этих лиц, временем их пребывания и т.д. в юридической литературе делались попытки классифицировать группы иностранцев по тем или иным родовым признакам.

Наиболее полная и объективная классификация дается В.Ф. Цепелевым, который всю совокупность находящихся в стране иностранцев классифицирует следующим образом14.

1. По характеру правовой связи с государством гражданства (подданства) выделяются иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

2. По степени подчиненности юрисдикции государства пребывания различаются:

а) иностранцы, полностью подчиненные юрисдикции принимающего государства, в частности: иностранные граждане, не обладающие какими-либо иммунитетами и привилегиями; лица без гражданства; политические эмигранты; журналисты. Причем журналисты выделены в силу их особого социально-правового положения с учетом Хельсинских соглашений и других нормативно-правовых документов;

б) иностранные граждане, освобожденные от юрисдикции государства пребывания. Среди них: лица, обладающие полным иммунитетом; лица, обладающие иммунитетом частично в силу многосторонних соглашений; лица, обладающие иммунитетом частично на основе двусторонних соглашений с зарубежными странами.

3. По длительности пребывания иностранцев в стране можно выделить:

а) кратковременно пребывающие в стране: иностранные граждане, следующие транзитом; иностранные туристы; члены зарубежных делегаций, приехавшие в порядке научно-технического, культурно-спортивного обмена; члены делегаций зарубежных общественных организаций; члены экипажей торговых и пассажирских судов, самолетов гражданской авиации; члены бригад международных поездов;

б) длительно пребывающие в стране: иностранные учащиеся, студенты, практиканты и стажеры; иностранные специалисты и рабочие, прибывшие по межправительственным соглашениям; представители иностранных фирм, авиакомпаний и контор (бюро) по туризму; лица, приезжающие по частным делам, иностранные журналисты;

в) постоянно проживающие в стране иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство и прописку, как правило работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях. Сюда могут быть отнесены и эмигранты, получившие убежище в стране.

4. По цели пребывания иностранные граждане делятся на:

а) прибывших по служебным делам с целью осуществления дипломатических или консульских функций, политических, деловых и культурных связей, работы по межправительственным соглашениям, журналистских поручений, на учебу, стажировку, практику и т.д.;

б) прибывших по общественным делам;

в) прибывших по частным (личным) делам в качестве туристов, по приглашениям родственников, знакомых и т.п.;

г) следующих транзитом через территорию бывшего СССР.

Безусловно, таким делением нельзя охватить все многообразие правовых систем, существующих в мире, и всей сложной системы международных соглашений по вопросам правового статуса населения. И тем не менее это схематичное деление имеет важное значение при решении огромного числа вопросов, возникающих в области публичных и в области частных правоотношений, как на внутригосударственном, так и международном уровне. Основное значение такого разделения заключается, в установлении количества и конкретном определении правовых систем, распространяющих свое действие на иностранцев. С решением данного вопроса связана проблема определения правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве и, следовательно, могут быть выделены условно теоретически. С учетом этого и изложенного выше можно сделать вывод о том, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется внутренним законодательством Российской Федерации, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне Российской Федерации, а также иными актами международного права.

Оцените статью
VIPdisser.ru