Что такое монография: научный труд или сочинение

Что такое монография: научный труд или сочинение Диссертации

Виды диссертаций и их краткая характеристика

1. Виды диссертаций и их краткая характеристика

1.1. Диссертация в виде рукописи

Наиболее распространенной формой квалификационной научной работы на
соискание ученой степени является диссертация в виде рукописи (прил. 1). Она
представляет собой рукописный труд (имеется в виду напечатанный с помощью
компьютерной техники), в котором излагается актуальность избранной темы, определяется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научной литературы и исследований, проведенных другими авторами по аналогичным темам, описывается опытно-экспериментальная работа, проделанная лично автором диссертации, и даются рекомендации по использованию теоретических и прикладных результатов научного исследования.

При подготовке диссертации в виде рукописи печатается автореферат, в
котором излагаются основные научные результаты диссертационного исследования (прил. 2, 3).

1.2. Диссертация в виде научного доклада

Диссертация в виде научного доклада – это особая форма квалификационной научной работы, которая может быть представлена к защите как на соискание ученой степени кандидата, так и доктора наук.

Приступая к подготовке докторской диссертации в виде научного доклада, следует помнить, что у автора должны быть опубликованные крупные научные работы, имеющие важное научно-практическое значение. Это могут
быть монографии, учебники, учебно-методические и научно-методические пособия, научные статьи, опубликованные в научных изданиях и широко известные научной общественности.

Претендуя на ученую степень кандидата наук, соискатель может представить
к защите научный доклад, подготовленный на основе научно-методических и учебно-методических пособий, методических рекомендаций, статей, которые имеют
важное научное значение и активно используются в практической работе того или
иного учебного заведения или научного подразделения.

Диссертация в виде научного доклада содержит изложение, теоретическое обобщение и критический анализ основных результатов, полученных лично соискателем и опубликованных в научных изданиях, а также оценку их
практической значимости и внедрения результатов в науку и практику.
В научном докладе раскрывается основная научная концепция, разработанная лично автором, которая подкрепляется ссылками на ранее опубликованные научные работы.

Автореферат на диссертацию в виде научного доклада не пишется, а диссертация в виде научного доклада рассылается как автореферат. Объем диссертации в виде научного доклада Положением не определен и может быть как
меньше, так и больше объема, установленного для автореферата диссертации
(прил. 4, 5).

1.3. Диссертация в виде опубликованной монографии
или учебника

Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим
работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий
предусмотрена защита диссертации в виде опубликованной монографии или
учебника.

Монография

Монография – это научное исследование-книга, в которой в систематизированном виде излагаются основные данные научных исследований, полученных одним или несколькими авторами.

Монографии могут быть написаны как единолично, так и коллективом авторов. Объем монографии, как правило, бывает от 3 – 5 авторских листов и выше.

При подготовке монографии следует помнить, что в ней наиболее глубоко, систематизировано и аргументировано излагаются общие результаты научных исследований.

Анализ монографических работ позволил определить некоторые общие
требования по их подготовке.

Структура монографии

Оглавление целесообразно расположить в начале монографии.

Введение. Во введении раскрывается актуальность монографического исследования. Оно предназначено для того, чтобы ввести читателя в проблему, которая излагается в монографии.

Основная часть. Состоит из нескольких глав или разделов, которые содержательно и логически дополняют каждую предыдущую главу или раздел. В
них излагается основное содержание монографического исследования.
Заключение. В заключении обычно подводятся итоги монографического
исследования. Монография может содержать приложения, в которые помещаются материалы, содержащие дополнительную информацию к отдельным главам или параграфам.

И в заключительном разделе помещается литература, которая была ис-
пользована при подготовке монографии.

Учебник

Основные результаты диссертационного исследования могут быть изложены и в учебнике, который должен активно использоваться в практической
работе. Учебник – это специальная книга, которая предназначена для оказания
помощи обучаемым в усвоении знаний по определенному предмету.

При создании учебников необходимо, прежде всего, определить роль
учебной дисциплины в учебном процессе:

— определить характер и объем знаний, которые должны быть в последствии усвоены при изучении всего предлагаемого курса, его разделов, тем и каждого вопроса темы в отдельности;
— выявить (на основе учебных планов и программ) объем знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин для того, чтобы определить степень развития того или иного учебного или научного материала;
— определить логическую и дидактическую последовательность изложения учебной и научной информации и направленность учебника на выработку определенных умений и навыков в той или иной области знания;
— обосновать структуру учебника, излагаемый в нем материал представить в виде логически оправданных разделов, глав и параграфов;
— подготовить проспект будущего учебника;
— разработать содержание параграфов (текста, иллюстраций, таблиц);
— оформить главы и параграфы согласно логике изложения материала в учебнике;
— оформить макет учебника в целом.

Основные требования к учебнику

1. Обеспечить полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины с учетом современных достижений науки и техники.

2. Излагать учебный материал доступно для успешного усвоения обучающимися, способствовать формированию знаний, умений и навыков. Бытьдоступным для самостоятельной работы по изучаемой дисциплине.

3. Обеспечить преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, опираться на междисциплинарные знания, предусматривать непрерывность отдельных видов профессиональной подготовки.

4. Способствовать созданию необходимых условий для использования в
учебном процессе и самостоятельной работе аудиовизуальной и компьютерной
техники.

5. Учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности
обучаемых.

Структура и содержание рукописи учебника

Следует отметить, что важную роль в учебном издании играет принятая
структура.

Анализ учебников показал, что структура учебника может быть такой:

ОГЛАВЛЕНИЕ – ВВЕДЕНИЕ – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ –
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ – УКАЗАТЕЛИ – СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Главная задача создателя учебников должна состоять в том, чтобы в них
реализовывалось одно из важнейших положений общеобразовательной школы –
непрерывность образования, а для высшей и профессиональной школы – непрерывность отдельных видов подготовки во время всего периода обучения в
специальных или высших учебных заведениях.

При подготовке учебника важное место отводится ИЛЛЮСТРАЦИЯМ.

Иллюстрации должны быть методически целенаправлены на ту или иную тему
учебника и разнообразны по графическому и художественному оформлению.
Самые важные, по мнению автора, части иллюстраций могут быть выделены.
В учебниках могут использоваться ДИАГРАММЫ, ГРАФИКИ,
ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, КАРТЫ, ФОТОГРАФИИ. С их помощью автор может показать закономерности развития тех или иных явлений в науке и технике
(диаграммы, графики), показать пространственные связи (карты, картосхемы,
планы), временные связи (хронологические таблицы, графики) и причинноследственные связи (схемы, таблицы).

Иллюстрации делают учебник более удобным для восприятия и чтения.
Учебник обязательно должен содержать материалы для самостоятельной работы, в том числе и компьютерные версии.

Объем учебника должен быть соизмерим с ролью и местом дисциплины в
учебном плане и соответствовать времени, отводимому на изучение той или
иной дисциплины.

Практика показывает, что диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через два месяца после выхода монографии или учебника из печати (для докторских диссертаций, а для кандидатских – 1 месяц) автор имеет право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет по профилю выполненной работы.

На диссертацию в виде монографии или учебника пишется автореферат по установленной форме.

Соавторство

Довольно часто научные разработки выполняются двумя или более исследователями. Такая форма научной работы называется соавторством.

Соавторство может выражаться в разных формах: научная работа, написанная в равной степени двумя или более авторами. В этом случае авторы вправе использовать все материалы статьи, опубликованной в соавторстве, в дальнейшей своей научной работе, однако при этом необходимо делать ссылки на то, что тот или иной материал разработан совместно с такими-то учеными.

Если соавторство заключается в том, что соавтор разработал приложение
или список литературы и источников либо таблицы и графики для данной научной публикации, то это отражается либо в предисловии к публикации, либо в
содержании или оглавлении научной работы.

Практика показывает, что довольно часто в соавторстве выполняются
монографии, учебники, учебные пособия. Как правило, в таких изданиях авторы пишут отдельно разделы, главы, параграфы. В этом случае в предисловии к
изданию или оглавлении могут указываться фамилии конкретных разработчиков.

Соискателям ученых степеней следует помнить, что при подготовке к
публикации авторефератов своих диссертаций в списках, опубликованных по
теме диссертации научных трудов, которые выполнены в соавторстве, необходимо указывать личное участие в той или иной публикации, например: «Алборова И.С., Макареня А.А. Д.И. Менделеев как педагог // Методические указания к самостоятельной работе студентов. – М., 1988. – 28 с. ( в соавторстве, авторские 14 с.).

Диссертация

Диссертационное исследование – это особо важный, серьезный и значимый труд для каждого соискателя ученой степени. На его написание уходят годы (около 3 лет). Столь тотальный подход вполне обоснован: за короткий промежуток времени автору не удастся собрать весомую доказательную базу, изучить актуальные и последние исследования, наработки выявить серьезные недостатки или противоречия, заслужившие особого внимания и изучения.

Более того, написание диссертации сводится к проведению экспериментальной части, в ходе которой автор проверяет действие собственной гипотезы, ищет новые пути решения важной и значимой проблемы, инновационный путь и стратегию с оптимальными затратами и эффективным решением.

Структура диссертации
Составляющие диссертации

Средний объем кандидатской диссертации достигает 150-200 страниц, а докторской – 200-300 страниц. Уникальность текста – не менее 85%. В основу работы кладут только проверенные, достоверные источники информации: труды ученых, результаты эксперимента, статистические данные и пр.

Диссертация предполагает всестороннее инспектирование проблемы (темы): теоретический обзор, проведение исследовательской части (организация и реализация эксперимента, проверка действия определенных теорий и законов, определение недостатков и пробелов и пр.), определение пути развития и совершенствования (рекомендации по решению проблемы, апробация, отражение эффективности и пр.).

Все выводы автора должны быть строго аргументированными, обоснованными и доказанными. Для облегчения восприятия информации необходимо использовать всевозможные способы: таблицы, графики, схемы, рисунки, раздаточный материал, презентация, чертежи и пр.

Для защиты диссертации автору предстоит получить допуск. Для этого придется прикрепиться к ВУЗу в качестве соискателя ученой степени или поступить в аспирантуру/докторантуру, далее выполнить и оформить исследование, пройти всевозможные поверки на нормоконтроль, преодолеть кандидатский минимум (для защиты кандидатской диссертации), иметь все необходимые документы дипломы об образовании, публикации в ВАК-изданиях и иных журналах и пр.).

Таким образом, написание научных работ независимо от и объема и масштаба требует колоссального подхода: умения работать с большим объемом информации, грамотно формировать мысли и выводы, собирать и обрабатывать доказательную базу, выдвигать гипотезу и отстаивать собственную точку зрения.

Каждый автор стремиться решить проблему инновационным способом, достичь максимально эффективного результата. Написание и защита научных статей, монографий и диссертаций не проходит бесследно. Успешные ученые продолжают трудиться в ведущих научных лабораториях, развивают отрасли и науку, побеждают серьезные проблемы.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в выполнении научных работ любого уровня сложности. Наши эксперты с легкостью подберут информационную и доказательную базу, грамотно оформят результаты и выводы, подчеркнут возможные пути развития и решения. Мы гарантируем высокое качество услуг, оригинальность текста и индивидуальный подход каждому клиенту. В нашем арсенале огромный опыт в организации и проведении исследований, действующие ученые-теоретики и практики в штате компании. Обратиться за помощью к нам можно любое время года и суток.

Жанр и стиль речи в монографии

В монографическом исследовании, как правило,  используется официальный, научно-публицистический стиль изложения, для которого характерны структурированность, наличие выводов. 

В монографическом исследовании недопустимо использовать яркие заголовки, речевые жаргонизмы, художественный стиль изложения не подходит.

Если Ваше исследование нужно определенным узким специалистам, укажите это во вступительной части, но не забывайте, что  монография не должна быть перегружена непонятными терминами.

Ведь задача любой опубликованной книги – привлечь как можно большее  число читателей. Писать просто о сложном – большое искусство и высший пилотаж научного жанра, к которому нужно стремится любому писателю, в том числе, пишущему в научном стиле. 


Понятийный аппарат, пояснения, ссылки должны быть понятны читателям издания, обороты письменной речи должны быть корректными, стилистически соответствовать жанру изложения.

Текст необходимо делить на абзацы, разделы – это облегчает восприятие информации

Монографическое исследование не должно выглядеть как набор разных цитат с Вашими выводами в конце. 

МИ – это научное изыскание, в котором Вы опираетесь на полученные научным путем данные. 

Если хотите, чтобы Вашу монографию не только издали, но и читали, имейте в виду,  что должна  присутствовать некая композиция текста, структура, содержание должно  быть максимально логично, смысл одного абзаца вытекает из предыдущего. 


Необходимо  постепенно подвести изложение материала к окончательным выводам, как можно более понятно изложить их. Именно выводы являются главной ценностью любой монографии. 

Примеры оборотов речи в монографии:

  1. Современное состояние дел в сфере …побудило автора написать монографию на тему…
  2. Высокие государственные стандарты научной деятельности в сфере…подтверждают актуальность выбранной автором темы…
  3. Выбранная тема диссертации побудила автора написать углубленное монографическое исследование …
  4. Выбранная тема монографии относится к разряду спорных, однако проведённые автором исследования показали, что…
  5. Мнение ученого…является образцом классического подхода к изучению исследуемого вопроса;
  6. Ученый….в своем автореферате писал о том, что… с указанным мнением нельзя согласиться, поскольку современные реалии диктуют совершенно иной подход к проблеме…
  7. Мнение ученого … относится к разряду спорных утверждений…
  8. Изложенные теории не подвергались сомнению много лет, но последние исследования показали, что…
  9. В работе предложены инновационные методы решения проблемы в сфере…
  10. Подход сторонников школы…представляется весьма архаичным…
  11. Речь идет о возможности применения новой методики в….
  12. В работе подчеркивается необходимость….

Как написать монографию по диссертации

  1. Выбираем тему монографии

    При выборе темы научного труда, автор конкретизирует направление, подготовив ответы на ряд вопросов из серии «Какие исследования я хочу проводить по данной теме?», «Какие исследования проводились до меня, в чем их сходство/различия» и т.д.

  2. Сбор, анализ необходимой литературы

    Упростить задачу помогут соответствующие библиотечные каталоги в реальных/виртуальных библиотеках. Следующий шаг автора – поиск информации в международных периодических изданиях, цифровых книгах и т д. Выдержки из подходящей библиографии копируются на цифровой носитель или выписываются в тетрадь.

  3. Оцениваем собранный материал по теме будущей монографии

    После сбора требуемой информации, систематизируем те данные, которые помогут всесторонне осветить поднятую проблему. Выявление разногласий во мнении ученых, определение общих черт в характеристиках предмета исследования помогут составить объективную научную картину.

  4. Составляем план действий

    Организовать/скоординировать собственные действия при написании монографии помогут наглядные материалы (эскизы, графики, концептуальные карты, другие вспомогательные инструменты).

  5. Описываем ход выполнения требуемых работ

    Основная цель автора на данном этапе – отобразить максимум аргументированной/наглядной точки зрения, опираясь на общепринятые научные факты, применимые к рассматриваемому предмету исследования.

  6. Готовим наглядный материал для описания полученных результатов экспериментов

    При подготовке демонстрационных материалов, автор делает основной уклон на практической значимости/ценности полученных экспериментальных результатов.

План докторской диссертации

Основным элементом структуры научного труда на соискание степени «доктора наук» является план докторской диссертации. Он составит из глав, разделов и подразделов, описываемых в научном труде. Как правильно написать докторскую диссертацию? Начать нужно с составления плана или концепции.

Концепция будущей диссертации на соискание степени доктора выглядит так:

  • тема – утверждается ученым советом, результат утверждения прописывается в протоколе № .. от …;
  • шифры, сокращения и аббревиатуры, которые будущий доктор использует при написании научного труда;
  • наименование специальности, в которой проводится исследование, область проводимых исследований (нужно указать именно так, как прописано в паспорте специальностей);
  • актуальность выбранного названия в области науки;
  • цели и задачи проводимого исследования;
  • предмет исследования, объекта проводимых исследовательский работ;
  • рабочая гипотеза проводимых исследований и будущего диссера;
  •  методы и самостоятельно разработанные методики, по которым проводятся исследовательские работы;
  • главы, разделы и подразделы, параграфы – каждый пункт плана должен кратко описывать содержание пункта;
  • заключение;
  • список использованных источников – как бумажных, так и электронных; 
  • перечень статей и публикаций, которые соискатель опубликовал в процессе обучения в докторантуре и до этого. 

Важно! Перед тем как самостоятельно писать докторскую диссертацию и в процессе написания, учёный должен в качестве автора опубликоваться в изданиях, аккредитованных ВАК. Точное количество публикаций зависит от области науки, в которой предстоит защита. Так:

  • если отрасль относится к гуманитарным наукам, то достаточно 15 и более публикаций в специализированных изданиях;
  • если исследуемая отрасль относится к прочим направлениям (физико-математическим или иным), то для допуска к защите достаточно будет 10 и более публикаций.

К опубликованным материалам приравниваются патенты, которые потенциальный доктор получил по время проведения исследования. 

Как написать докторскую диссертацию? По умолчанию, диссер состоит из 4 глав, за исключением введения и заключения. В первой главе излагаются теоретические основы, на базе которых строилось проведенное исследование. 

Вторая глава посвящается эмпирическим характеристикам исследуемой области, составляется предварительный анализ результатов, полученных в ходе проведенной самостоятельно исследовательской работы. Третья глава посвящается резюмированию и подведению итогов и результатов исследовательских задач, которые разрешались в ходе научной деятельности и подготовке к написанию. Также здесь приводятся пути практического применения итогов. 

Четвертая глава состоит из расчетов и наглядности результатов. План составляется заранее, утверждается на заседании кафедры, на базе которой работает будущий доктор наук. 

Оцените статью
VIPdisser.ru