Философия и смысл жизни доклад

Философия и смысл жизни доклад Диссертации

Концепция смысла жизни

Смысл жизни — это то, ради чего мы живем, какова наша цель в жизни. Каждый человек как сознательное, мыслящее существо самостоятельно определяет свое отношение к жизни и к себе, это отражается в смысле и цели его жизни. Смысл жизни — это осознанная ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради которой он ставит и стремится достичь жизненных целей.

Вопрос о том, в чем смысл жизни, во все времена волновал философов. Ответ на этот вопрос рассматривался учеными с двух разных позиций: с точки зрения индивида и человека как представителя человечества.

В первом понимании смысл жизни — это элемент уникальной духовной жизни человека, то, что каждый формирует сам, независимо от доминирующих в обществе систем социальных ценностей. С этих позиций нельзя сказать, что смысл жизни одинаков для всех людей. Каждый человек открывает для себя смысл своей жизни в собственных размышлениях и на основе собственного опыта выстраивает собственную иерархию ценностей. В то же время смысл жизни существует и как феномен сознания человечества. Его поиски были подготовлены длительным процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.

Религиозная философия сохранила величайшую верность поиску абстрактного универсального смысла человеческой жизни, в котором смысл человеческой жизни заключается в созерцании и воплощении божественного начала в человеке, стремлении к сверхчеловеческой святости, общении с истиной. и высшее благо. Русский религиозный философ С. Франк считал, что сам мир бессмыслен и слеп, как бессмысленна и внешняя жизнь человека. Однако человеческий разум — это уже прорыв бессмысленности. Внутренняя духовная жизнь человека, которую С. Франк называл истинным бытием, имеет смысл. Это значение доступно только душе, испытывающей тревогу, тоску, неудовлетворенность, «поиск смысла». Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, необходимы два условия: «во-первых, существование Бога как абсолютной основы силы добра, разума и вечности, как гарантия и торжество над силами зла, бессмысленность и развращенность, а, во-вторых, возможности лично для меня в моей слабой и короткой жизни общения с Богом», — писал С. Франк.

Человек хочет знать не только истину, которая представляла бы объект таким, какой он есть сам по себе, но и значение объекта для человека, чтобы удовлетворить его потребности (то есть значение этого объекта). В связи с этим человек оценивает факты своей жизни по их значимости, осознает ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и заключается в ценностном отношении к миру. Ценность — это все, что имеет для человека определенное значение, личное или социальное значение. Мы можем говорить о ценностях, когда говорим о родном, святом, предпочтительном, родном, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем, то есть когда у человека возникают яркие эмоции как реакция на событие, явление или объект. У всех людей есть ценности, но не всегда одинаковые.

Слово «ценность» было хорошо известно древним грекам. В древности не было четкого представления о самобытности человека в мире. Современный философ стремится четко определить, что такое идея как истина, как концепция и что такое идея как ценность, как идеал. Но в древности была несколько иная философия, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

В средневековой философии считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.

В наше время философы выделили разум как главную черту человека. Непреодолимый интерес к истине заслонил проблему ценности. Кант сделал решительный шаг в этом направлении, он разделял концепции истины, красоты и добра. Разум связан с истиной и ценностью, как считали последователи Канта, разумом, точнее, разумной волей. К ХХ веку были созданы все условия для развития доктрины ценности.

Философские движения двадцатого века выдвигают на первый план проблему ценностей. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково, по крайней мере, в одном отношении.

Нет ценности только там, где человек к чему-то безразличен, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и уродливым, добром и злом.

Теории ценностей — это в то же время теории о смысле жизни: великие философы, такие как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие, имели четкие представления о том, что жизнь лучше всего и, следовательно, наиболее значима.

Среди различных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, которая проявляется в целеустремленности, решительности, самоконтроле. По мнению Шопенгауэра и Ницше, воля занимает первое место среди всех ценностей.

В мире человеческих ценностных ориентаций вера, акт принятия чего-либо как ценностно-позитивного, имеет непреходящее значение. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа.

Понятие судьбы

Вопрос о том, что такое судьба, задавали люди во все времена. На этот вопрос нет конкретного ответа, как и не сформулировано четкое определение понятия. Ни одна из доступных теорий или суждений о судьбе не является абсолютной истиной, а представляет собой лишь субъективное мнение каждого человека, дающего ответ на вопрос о том, что такое судьба. Несмотря на субъективность определений понятия «судьба», нельзя пренебрегать опытом человечества, накопленным веками. Действительно, благодаря этому опыту есть истины, не требующие доказательств.

Попробуем рассмотреть понятие «судьба» с разных сторон. Итак, у этого неоднозначного термина есть несколько определений.

Каждый человек в зависимости от своего опыта, мировоззрения, принадлежности к какой-либо культуре и религии выбирает для себя одно из определений и применяет его в своей жизни. Однако интересно, что понятие «судьба» в разное время понималось по-разному.

Например, у язычников древности судьба считалась непонятной предопределенностью событий и действий человека.

Судьба язычника — это судьба, судьба. Человек полностью подчинен судьбе, он становится рабом обстоятельств. Вы не можете избежать судьбы, вы не можете ее изменить, вы не можете повлиять на нее, а это значит, что вы можете только подчиняться судьбе, как призывали стоики. Православная религия не признает такого понимания «судьбы», поскольку это понятие судьбы делает абсолютным только один аспект — аспект несвободы.

В науке судьба — это случайное определение событий, то есть причинность. Судьба не является чем-то неизбежным, однако существуют естественные законы физического мира, которые нельзя изменить, действия которых невозможно избежать. Например, если человек заболел неизлечимой болезнью, он никогда не сможет выздороветь.

В отличие от указанных вариантов судьбы, в религиозном сознании присутствует понятие судьбы как ремесла, провидения. Не слепая судьба, не безличные законы физики, а мудрый и добрый творец управляет человеческой жизнью. Более того, в разных религиях эти представления имеют определенные различия.

В большинстве случаев слово судьба — это приговор, нечто неизменное, предопределенное.

Каждый человек проходит свой жизненный путь, а жизнь постоянно чему-то нас учит и выглядит как школа, в которой наше сознание время от времени получает определенные задания. И на каком-то этапе эти задачи становятся немного сложнее. Но в школе, пока мы не проходим определенный этап обучения, мы не можем двигаться дальше, то есть, если мы не освоили программу первого класса, то мы не можем перейти во второй. Так что в жизни, на мой взгляд, есть постепенное развитие или движение вперед.

Часто можно услышать «такова судьба», в большинстве случаев это означает, что это что-то непоправимое, что-то вечное. На самом деле судьба — это, скорее, своего рода испытание, которое дается человеку для того, чтобы он его прошел, чему-то научился. Как дают ребенку выучить таблицу умножения, чтобы в будущем он мог решать более сложные уравнения. После уроков судьбы жизнь продолжается, только теперь у человека есть какие-то знания, опыт. Этот урок нужно усвоить, чтобы двигаться дальше, а не застрять на нем на всю жизнь.

Жизнь — терпеливый учитель, и даже если мы не хотим ее слушать, она все равно пытается научить нас. Ее самый любимый метод — забрать у нас то, что мы считаем наиболее ценным и абсолютно необходимым, а также заставить нас делать то, что необходимо, даже если мы не хотим этого делать. Можно провести такую ​​аналогию — как мать берет ребенка за руку и ведет в школу, даже если он этого не хочет, так Вселенная ведет нас и мы должны делать то, что мы не всегда хотим, но что обязательно пригодятся в будущем.

На самом деле совершенно не важно, каких убеждений или религии мы придерживаемся, важна правда, которая ведет нас к самосовершенствованию.

Судьба — это жизнь, судьба — это логическая последовательность (цепочка) событий (ситуаций), из которых состоит жизнь человека. Естественно, значит подчиняться ясным законам.

Есть несколько видов судьбы:

Исходная судьба — это судьба, данная при рождении, все исходные данные, с которыми человек начинает свою жизнь: время и место рождения, страна, родители (вместе с родителями — воспитание, материальное положение, мировоззрение), среда (кто будет влияние на формирование человека как личности), астрологические данные, определяющие его предрасположенность (таланты, качества, слабости и недостатки по рождению, то есть сильные и слабые стороны). Желательно проанализировать свою изначальную судьбу, все, что дано от рождения, и знать, в чем ваши слабые стороны (недостатки) и на что вы можете положиться в своей жизни (сильные стороны).

Осознанная судьба — это то, что человек делает в настоящем, его усилия здесь и сейчас изо дня в день: какие цели он ставит, какие решения принимает, какие действия предпринимает, какие знания он получает, какие качества, а также формирует и раскрывает таланты в себе. какие недостатки и недостатки он устраняет. И от этого зависит, какой будет наша осознанная судьба, будем ли мы счастливы и успешны или несчастны и бедны, как духовно, так и материально.

Осознанная судьба — это судьба, которую человек реализовал (прожил), это результаты, плоды жизни человека, что он сделал хорошо, что было плохо, что он создал или не создал, чему он научился, насколько значимо он прожил свою жизнь. Осознанная судьба — это то, что человек получает в итоге: сколько счастья, сколько страданий, все духовные и материальные блага в жизни (чего он заслуживает). Частично это зависит от исходной судьбы (какие у человека были исходные условия жизни), но в большей степени это зависит от реализуемой судьбы, то есть от того, чем сам человек занимается в своей жизни: чему учиться, какие цели он ставит и достигает. Как говорится, «уповай на Бога, а сам не ошибись».

На практике лишь небольшая часть успешных людей изначально имеет отличные стартовые условия, почти все зависит от того, что вы лично делаете со своей судьбой. Например, Ломоносов родился в глуши в деревне, но многого добился. Он проявил невероятную силу воли, терпение и приверженность своим целям. И таких примеров много.

Для достижения успеха нужна сила воли, стремление к достижению цели, эти силы частично заложены в исходной судьбе, частично вырабатываются самим человеком.

Читайте также:  Административно правовой статус иностранных граждан в российской федерации курсовая

Генетика — это наша судьба. Так получили от родителей подбитые глаза — это судьба, заменить их нельзя, кроме как вставить стеклянные. Мужчина или женщина развиваются из эмбриона, становятся мужчиной — это тоже судьба. Есть много факторов, которые влияют на жизнь человека и определяют то, что мы называем судьбой. Но судьба — не тяжелая необходимость.

Космические влияния, с которыми имеет дело астрология, так же не абсолютны, как и все другие влияния. Известно только, что в момент рождения человека, когда он наиболее беззащитен от влияния окружающей среды, на него действуют еще неизвестные нам силы, воздействия и материальные потоки. Он выходит в этот мир из чрева матери, и все это падает на него. Но не случайно, что-то все из-за чего-то. В частности, это связано с планетами нашей солнечной системы. Их конфигурация, каждый раз разная, создает разные типы киноадаптации, и, следовательно, имеет значение, когда человек родился, в какой астрономический период. Правда, чтобы это точно посчитать, нужны очень сложные и тонкие расчеты, совсем не те, что приводятся в журналах. Это предельно упрощенные расчеты, сделанные в основном для развлечения людей. Настоящий научный астрологический расчет намного сложнее. Доброту можно воспринять и развить, но нужно преодолеть негатив. Итак, судьба — это не то, что нами управляет, а то, что мы контролируем, это только наш результат, исходная позиция, которую можно независимо развивать и улучшать.

Древняя Греция и Рим, иррационализм, экзистенциализм, нигилистские, позитивистские взгляды, прагматический поход и трансгуманизм. Религиозные подходы и теории смысла жизни.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по философии.

Тема: В поисках смысла жизни

философский религиозный смысл жизнь

Во все времена люди пытались найти смысл жизни. Эта проблема философского и духовного характера. Она имеет отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае необходимо ответить на следующие вопросы:

· В чем состоят жизненные ценности?

· Что является целью жизни?

· Зачем для чего жить?

Представления о смысле жизни зависят от нескольких факторов. Это и социальная среда, и миропонимание в конкретной исторической ситуации, и образ жизни, социальное положение, и т.д.

Я взяла эту тему, потому что было очень интересно, что думают люди по этому поводу в разные времена. Хотелось разобраться в каждой теории. Ведь это вопрос, который волнует, наверное, каждого. Каждый хоть раз задумывался над ним.

2. Философское видение проблемы

Понятие смысла жизни существует в любой развитой мировоззренческой системе, которое истолковывает моральные нормы, ценности, поведение, демонстрирует цели, которые оправдывают предписываемую ими деятельность.

Представление о смысле жизни определяют потребности, интересы, ожидания, принципы, стремления, нормы поведения отдельных индивидов, групп, классов. В каждом общественном строе есть специфический характер, хотя существуют и известные моменты повторяемости.

Многие философы, теоретически анализируя общественное сознание, признавая существование некой неизменной «человеческой природы», создавали модель идеального человека, указывая, что смысл жизни в том, чтобы достичь этого идеала.

Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и другие великие философы обладали чётким представлением о том, какая жизнь «лучше всего» и ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что целью всех поступков человека должно быть счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. В этом случае духовная работа имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму. Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс: 1989 ссылка: http://www.antic-dic.ru/html/a/aristotel5.html

Эпикур полагал, что цель человеческой жизни получение удовольствия. Под этим понятием имелось в виду не чувственное наслаждение, а избавление от физической боли, страха смерти, страданий, душевного беспокойства. Идеалом считалось жить в укромном месте, в тесном кругу друзей и близких, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира. Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс: 1989 ссылка: http://www.antic-dic.ru/html/6/6pikur.html

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель. Добродетель — умение довольствоваться малым и избегать зла, что делает человека независимым. Человек должен стремиться к внутреннему покою и стараться быть независимым от внешнего постоянно меняющегося и неподвластного ему внешнего мира. В то же время, независимость человека означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений. Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс: 1989 ссылка: http://www.antic-dic.ru/html/d/diogen.html

Согласно учению стоиков смыслом жизни должна быть нравственность. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам. Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс: 1989 ссылка: http://www.antic-dic.ru/html/h/hrisipp.html

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление мировой воли. Т.е. людям кажется, что они действуют по свое воли, но на самом деле это чужая воля их движет. И т.к. мировая воля бессознательна, она абсолютно безразлична к людям. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002 ссылка: http://www.velikanov.ru/philosophy/shopengauer.asp

В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Многие философы-экзистенциалисты XX века писали о смысле жизни, например: Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жана-Поля Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»). Датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор считал, что жизнь полна абсурда, человек должен сам устанавливать, создавать свои ценности в равнодушном мире.

По словам Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности», «человек, прежде всего, существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл». Сартр Ж.-П. Цитаты и афоризмы стр 10

Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Фридрих Ницше говорил о нигилизме как об опорожнении мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Ницше так же считал христианскую религию нигилистической, т.к. она отрицала смысл мирской жизни и концентрировалась на потусторонней жизни. Он видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Так же Ницше утверждал, что смысл жизни — это подготовка мира к появлению сверхчеловека и говорил, что человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком. Мартин Хайдеггер говорил о нигилизме как состоянии, в котором нет никакого бытия как такового и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание. Нигилизм, доведённый до крайнего состояния — это прагматизм, т.е. отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.

Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты утверждали, что вопрос, выраженный через язык, бессмысленен. Они говорили, что вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. Имеется в виду, что чья-то персональная жизнь важна для самой себя или других в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только для тех, кто живёт ею, делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ, только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области, в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом, вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным ответом. Философия «позднего» Витгенштейна http://philocult.ru/439-idei-pozdnego-vitgenshteyna.html

I — концевая ссылка

Были и другие философы (помимо Витгенштейна), пытающиеся ответить на этот вечный вопрос, изучая сознание. Но когда они пробовали найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Философы-прагматики полагают, что вместо того, чтобы искать смысл жизни, мы должны искать полезное понимание жизни. Т.е. истина не может быть найдена, а может быть только создана, так утверждал Уильям Джеймс. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика только через опыт можно найти смысл жизни, смысл Вашей жизни.

Смысл этой теории в том, что человек должен стремиться к улучшению расы в целом. Он должен использовать технологии для совершенствования своего тела, чтобы победить свои какие-либо биологические ограничения (физическая неполноценность, смертность и т.д.). Первое время это означало, что человек должен стать киборгом, но, когда появилась биоинженерия, стал быть возможен и другой вариант. В итоге основной идеей трансгуманизма является развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного.

3. Религиозные подходы и теории

Читайте также:  Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста это

Большинство людей, кто верит в Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» Апостол Павел, Деян. 17:28. Самое распространённое мнение, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней.

Бог создал человека по своему подобию. И человек жил в идеальном мире, где не знал, что такое страдания, боль и зло вообще. Но дьявол явился к нему в виде змея-искусителя и заставил сорвать запретный плод. В наказание человек был отправлен в материальный мир. Но Бог пожалел человека и дал ему шанс спастись. Он отправил на землю самое дорогое — своего сына Иисуса Христа, который умер за грехи людские и воскрес, дав тем самым надежду на спасение. Человек должен на земле вести праведную жизнь, тогда он попадёт обратно в идеальный мир. Таким образом, смысл жизни состоит в том, чтобы подготовить свою душу к судному дню и попасть в рай. Серафим Саровский — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых — сказал: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».

Гностики отрицали телесность Христа. Они считали, что телесность — это зло по определению. В разных сектах смысл жизни формулируется по-разному, но в большинстве случаев полагали, что нужно осколок «высшей реальности» — душу — вызволить из «темницы» этого мира. К сожалению, очень сложно разобраться в их религиозно-философских представлениях в связи с запутанностью их теогонии излишними эманациями, а учения — «тайными знаниями». Манихейские Кефалайа глава 86

Согласно Торе, человек и мир несовершенны и созданы такими умышленно. Человек должен с помощью Всевышнего поднимать на высшие уровни совершенства себя и окружающий мир. Смысл жизни состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах — когда мы едим, спим, отправляем естественные потребности — мы должны делать это с мыслью о том, что заботимся о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу.

Смысл жизни человека — в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира.

Эта религия подразумевает особые отношения между человеком и Творцом («вручение себя Богу», «покорность Богу»). Мусульмане — последователи Ислама — видят смысл жизни в поклонении Всевышнему. «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись». Коран, 51:56. Перевод смыслов Крачковского

Согласно основополагающим догматам ислама, «Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду» И. Аль-Мансури. Мусульманские праздники и обряды. — «Леном», 1998 — С. 14

Целью индийской философии является избавление от страданий, которые производятся от неведения, и достижение наивысшего счастья, даваемого знанием.

Британский индолог Макс Мюллер выделяет шесть основных философских систем (даршан) Индии: Санкхья и Йога, Ньяя и Вайшешика, Пурва-миманса и Уттара-миманса (Брахма-миманса, Веданта)

Названия, даваемые высшему блаженству, обещаемому каждой из философских систем:

· мукти и мокша — освобождение

· кайвалья — одиночество или оторванность

· нихшреяса — non plus ultra, выше чего нет ничего

· амрита — бессмертие

· апаварга — освобождение

Будда говорил, что страдание — неотъемлемое и доминирующее свойство жизни человека. И высшей целью, т.е. смыслом жизни, он считал прекращение этого страдания.

Человеческие желания — это источники страданий (согласно учению Будды). По этому необходимо отказываться от своих человеческих желаний, необходимо достичь нирваны, просветления, и тогда страдания прекратятся.

Буддизм южной традиции (Тхеравада) полагал, что смысл жизни — это познание собственного сознания, повышение степени осознанности, достижение естественного состояния ума и, в конечном итоге, полное прекращение бытия(то есть достижении нирваны).

Буддизм северной традиции (Махаяна) считал, что нельзя уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Так же считалось, что просветление можно достигнуть через праведную мирскую жизнь, а не только за счёт практики.

Корфуций считал главной целью созидание идеального и совершенного общества, что позволяет достичь гармонии между Небом и людьми. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. И только через самосовершенствование человек может реализовать своё предназначение.

Человеческая природа по своей сущности непорочна, но каждый человек имеет право свободно выбирать — быть благородным или низким человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность). Чтобы идти по верному пути достаточно следовать указанию своей природы, т.к. добродетель — это нечто свойственное человеку. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает следование «среднему» пути, т.е. надо избегать крайностей, должна быть умеренность во всём. Очень важно следовать традициям и ритуалам, соблюдать культуру, поддерживать связь в семье.

А смысл жизни заключается в соединении с Дао, следовании и познании его. Главное — это любовь, смирение, умеренность. Человек должен отречься от ненужных волнений мысли и духа, от различных красок и форм мира.

Заключение. Из собственной жизни

Подводя к концу свой реферат, поняв какое множество мнений существует, мне стало интересно, что является смыслом жизни для моих знакомых. Я провела опрос 50 человек и получила следующие результаты:

В вариантах ответа были так же пункты «в нравственности» и «в поклонении Всевышнему», но ни один человек не выбрал их.

Итак, в наше время для людей в возрасте приблизительно 15-22 лет на первом месте стоит получение удовольствия от жизни. Но надо заметить, что молодая часть нашего населения думает не только о развлечениях. Саморазвитие и самореализация так же лидируют.

Такая «непопулярность» в ответах «в праведной жизни», «в нравственности» и «в стремлении к внутреннему покою», думаю, обусловлена возрастом, а не временем. Я почти уверенна, что люди в 50 лет в наши дни отдали бы первые позиции именно этим пунктам.

В процессе жизни человек меняется. Постоянно появляются новые интересы, новые цели, меняется окружение, меняется сам мир. Поэтому его понятия о смысле жизни так же неустойчивы.

Для меня на данный момент смысл жизни состоит в том, чтобы получать от неё удовольствие. Удовольствие от созерцания красоты и многообразия мира, от познания чего-то нового, от достижения поставленных целей, реализации себя, просто от общения с приятными людьми и т.д. Жить интересно. И надо наслаждаться жизнью. Возможно, это немного наивно, но таково моё мнение на сегодняшний день.

Список литературы (источники информации):

Шесть систем индийской философии. Макс Мюллер

Проблема смысла жизни и её решение в православии и религиозных системах Китая и Индии. Мельников И.Г.

Смысл жизни. Цитаты.

История философии. Грицанов А.А.

С.А. Нижников Философия. Курс лекций. — М.: Экзамен, 2006

Г. Антипов Человек в истории, история в человеке. Учебное пособие — Ярославль, 2004

В.Г. Черников Человек и его потребности — Рыбинск: РГАТА, 2003

Судьба и жизненный путь

Попытки отличить возможное от невозможного, желаемое от действительного, вероятное от неизбежного воплощались человеком в образе судьбы.

Человеческая жизнь — это материал, в который судьба воплощает свои постановления. Образ действия судьбы, ее воплощение в жизнь человека могут быть разными.

Судьба может выступать безусловным предопределением всех событий, происходящих в жизни человека, всех его действий: то, что случилось, должно было случиться.

Судьбу также можно рассматривать как главную тенденцию жизни, которая «идет вперед» через беспорядок событий, случайностей, причудливые человеческие поступки. Лучше всего такая форма бытия судьбы проявляется в судьбе как характере человека.

С точки зрения небытия все жизненные события оказываются неважными, незначительными. Основная задача судьбы-небытия, противостоящей человеку, — поглотить его. Поэтому смерть — единственное значимое, «роковое» событие. То, что происходит в промежутке между рождением и смертью, то есть сама жизнь, неважно, иллюзорно с точки зрения небытия. Все события сжаты до непространственной точки на нити жизни.

Придерживаясь точки зрения «небытия», подчиняясь судьбе, человек воспринимает свою жизнь не более чем абсолютную чушь, где все события равны или, что одно и то же, одинаково неактуальны. В этом случае жизненный путь человека не освещен целью и не освещен высшими ценностями. Судьба как небытие лишает бытие смысла. Жизнь как осмысленное и завершенное целое перестает существовать: это не моя задуманная жизнь, я не ее автор.

Только одно чувство нежелания подчиниться судьбе сохраняет черту, отделяющую небытие от бытия. Сам вопрос Гамлета: быть или не быть, склониться или победить ее в противостоянии — это уже форма утверждающего бытия.

Желание обмануть судьбу, «поиграть» с судьбой незаметно меняет характеристики самой судьбы. Она «очеловечена». Человеку предстает уже не судьба как слепая и неизбежная судьба, а судьба-случай. Шанс — это «псевдоним свободы». С такой судьбой-шансом можно договориться, можно обмануть. Человек спорит с судьбой. В этом случае теряется ощущение предрешенности, исчезает трагедия во взаимоотношениях человека и его судьбы. «Фортуну можно пнуть, как женщину, — писал Макиавелли, — она ​​такая же капризная и капризная». Наконец, сам человек может взять на себя роль судьбы-случая. Лермонтов называл Наполеона «мужем рока», Н. Бердяев писал о Ленине как о «человеке судьбы». Трагическая оппозиция бытия — небытия исчезает. Судьба оказывается тем материалом, которому человек своими действиями придает желаемую форму. Путь жизни и судьба меняются местами: человек своими делами, своими руками творит свою судьбу. Человек своими удачными и хитрыми действиями превращает судьбу-случай в судьбу как личный план для себя.

Таким образом, раскрывается второй основной смысл понятия судьбы. Судьба — это не только внешняя обусловленность человеческой жизни, но и связность, полнота человеческого существования, его «логика». Судьба, понимаемая таким образом, больше не тождественна несчастью; это тоже может быть счастливым.

Судьба — не пережитки древнего мировоззрения, а необходимый элемент нашего духовного мира, своеобразный символ взаимоотношений человека с миром. Судьба — это элемент самого нашего бытия: человек совершает определенные действия по отношению к судьбе — борется с ней, подчиняется, смиряется, играет. Это не борьба с фантастикой, человеческие представления о судьбе, включенные в реальную жизнь, обретают модус, качество реальности. Судьба символизирует тот аспект реальности, который жизненно важен для человека. Другими словами, такими явлениями, как смерть, время, вечность, свобода, человек не может овладеть иначе, как в виде судьбы. Следовательно, судьба является необходимым элементом человеческого «порядка жизни», жизненного мира, в котором реальность дана вместе с ее осознанием. Это не мир теоретиков, это мир человеческих действий, выбора, решений.

Разные представления о судьбе — как о неизбежной судьбе, логике характера, внутренней завершенности человеческого существования, замысле человека для себя — по-разному реализуются в разных мирах жизни.

Читайте также:  Негаторный иск

Жизненный мир не имеет строгих контуров, четкой и осознанной смысловой структурированности; это своего рода духовная и материальная целостность, в которой образ мира не отделен от своего прототипа.

Его главная особенность — четкое осознание цели. А значит — осознание себя, своих потребностей. Весь природный мир непосредственной жизнеспособности как бы воссоздается, конструируется заново, рационализируется. Мысленный взор человека обращается к самому себе. В результате изначальные, жизненные потребности теряют свою непосредственность, исправляются, «исправляются» и, таким образом, исчезают, пропуская через горнило ума. Возникает второе противоречие — в отношении человека к самому себе.

Итак, на первый взгляд простая установка, лежащая в основе мира цели, открывает целый спектр возможных способов бытия в этом мире: от фанатичного стремления к достижению цели, которое полностью покоряет человека, не дает думать, останавливаться, оглядываться вокруг, сомневаться в том, что разрослось до размеров всей вселенной, погружение в бесконечные поиски устоев собственной жизни, парализующее любую целенаправленную деятельность.

Мир цели несет в себе семена самоуничтожения, он так же опасен для человека, как и мир непосредственной жизненности.

Предполагаемый день исполнения всех желаний неизбежно должен оказаться днем ​​исчезновения человеческой индивидуальности, всего того, что человек приобрел в процессе движения к цели. Недаром для европейской культуры так характерен образ смерти, ожидающей человека в конце жизненного пути, ведущего к исполнению желаний. Главное условие защиты — недостижимость цели, постоянное движение к ней как попытка соединить обреченный на провал мир человеческой субъективности и внешний мир. Человек постоянно находится между двумя потребностями, избегая тисков судьбы. Чем крупнее цель, тем разрушительнее для человека ее выполнение. Остановка — это тоже смерть, коллапс мира, основанный на активности движения к цели.

Подходы и решения вопросов о смысле жизни

Вопрос
о смысле жизни – это вопрос о том, стоит
ли жить? А если все — таки стоит, то для
чего жить? Издавна люди задавались этим
вопросом, пытаясь найти логику своей
жизни.

Существует
два ответа к решению этого вопроса:

1.
Смысл жизни первоначально присуще жизни
в ее глубинных основаниях,
для этого подхода наиболее характерно
религиозное толкование жизни. Единственное,
что делает усмыслимой жизнь и потому
имеет для человека абсолютный смысл,
есть ни что иное, как действенное
соучастие в богочеловеческой жизни.

2.
Смысл жизни созидается самим субъектом

в соответствии с этим утверждением
можно понимать, что мы сами сознательно
продвигаемся к поставленной перед нами
целью, любыми способами бытия. Придаем
смысл жизни и тем самым выбираем и
создаем человеческую сущность, только
мы и не кто другой.

Осознание
смысла жизни, как главной ценности,
носит исторический характер.

Каждая
эпоха в той или иной степени оказывала
влияние на смысложизненное определение
человека.

Жизнь
осмысленна — когда ты для чего-то нужен
и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном
состоянии, в паутине повседневных забот
и в болоте узкомещанских интересов —
человек не перестает быть всеобщим,
принадлежа не только себе, своей семье,
своему классу, — но и человечеству в
целом, и миру во всей его полноте. Конечно,
отдельный человек, индивид — не может
быть и человеком вообще, это разные
уровни. Но человек вообще представлен
в каждом отдельном человеке, поскольку
всеобщее может существовать лишь как
общность своих представителей. В каждом
из них раскрывается своя сторона
всеобщего — и любая его сторона необходимо
должна быть кем-то представлена, обязана
воплотиться и пройти свой путь как вещь,
или живое существо.

Когда
человек живет осмысленно — ему не
становится легче жить, скорее даже
наоборот. Но человек, знающий свое
назначение, свою судьбу, — это всегда
сила. Он может сомневаться и страдать,
может ошибаться и отступаться от себя
— это ничего не изменит. Смысл его жизни
будет руководить им и заставит свершить
то, что требуется, — хотя бы и вопреки
воле самого человека, его желаниям и
интересам, насколько он отдает себе
отчет в них.

Существуют
различные подходы к решению смысложизненной
проблемы, из которых можно выделить
следующие:

В
рамках первого подхода существует
религиозная версия. Смысл жизни человека
был задан Богом уже в момент создания
человека. Создав человека по своему
образу, наделил его при этом свободой
воли. И смысл жизни человека состоит в
достижении им заданного подобия с Богом.
Смысл человеческой жизни в – сохранении
и очищении своей бессмертной души.

Философия
рассматривает нравственный смысл
человеческой жизни в процессе
совершенствования ее духовных оснований
и ее социальной сущности на началах
добра.

Смысл
содержится в самой жизни, но, в отличии
от религиозной точки зрения, здесь
утверждается, что смысл жизни человека
находит в ней сам. Смысл жизни состоит
из ситуативных, конкретных смыслов,
которые индивидуальны, как индивидуальна
сама жизнь. На основе ситуативного
смысла человек намечает и решает
ситуативные задачи каждого дня или даже
часа.

Второй
подход выносит смысл жизни за пределы
конкретной жизни человека, происходит
экстраполяция смысла существования
человека на прогресс человечества, на
благо и счастье грядущих поколений, во
имя светлых идеалов и справедливости.

Все
вышеперечисленное является высшим
смыслом и самоцелью, тогда как каждое
человеческое поколение и каждый ныне
живущий выступает как средство для
достижения этой цели. Многие люди живут
во имя собственного будущего.

С
точки зрения сторонников третьего
подхода, жизнь сама по себе не имеет
никакого смысла, а человек сам привносит
его в свою жизнь. Человек как существо
сознательное и волевое своими способами
созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая
объективные условия человеческого
бытия, навязывающая свой смысл, переходит
в волюнтаризм, субъективизм и может
повлечь за собой крушение смыслов,
экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из
уст современного молодого человека
можно услышать, что смысл его жизни
состоит в удовольствиях, радости,
счастье. Но удовольствие является лишь
следствием наших стремлений, а не его
целью. Если бы люди руководствовались
только принципом удовольствия, то это
привело бы к полному обесцениванию
нравственных действий, поскольку
действия двух человек, один из которых
потратил деньги на чревоугодие, а другой
на благотворительность, были бы
равноценными, так как следствием того
и другого является удовольствие.

Что
касается радости как смысла жизни, то
радость сама должна иметь смысл. Даже
ребенок с его очень подвижной нервной
системой направляет свою радость вовне,
на предмет или действие, ее вызывающие.
Радость, следовательно, так же не
самоцель, а следствие достигнутой цели.
Смысл жизни открывается человеку только
тогда, когда этого требует объективная
необходимость, когда человечество в
целом достаточно созрело для принятия,
для освоения именно этой стороны своего
существования. Иными словами, смысл
жизни отдельного человека осознается
тогда, когда эта жизнь становится
действительно всеобщей, когда действия
и поступки человека — это не индивидуальные
его особенности, а нечто присущее многим
людям, хотя бы и в разной степени, и не
все вместе

Но
все – таки попытки найти смысл жизни
человека преобладали в истории
человеческой мысли:

Осуществленный
смысл жизни, имеющий ценность не только
для живущего, но и для общества, избавляет
человека от страха смерти, помогает
встретить ее спокойно, с достоинством
и чувством исполненного долга.

Цитаты великих людей

Люди имеют разный склад ума, и это определяет их мировоззрение и восприятие жизни. У кого-то преобладают эмоции, у кого-то разум, а кто-то живёт интуицией. Каждый из них по-своему понимает, в чём смысл жизни, и любой ответ на этот вопрос будет правильным. Но он будет правильным лишь индивидуально, для каждого конкретного человека.

Философы о смысле жизни говорят более глобально, стараясь дать универсальный ответ на все вопросы. В прежние времена философом называли просто образованного человека. Со временем этот термин присвоили мыслителям, которые всю свою жизнь посвятили осмыслению природы человека и жизни в целом.

В наше время, когда не у всех есть возможность и время на размышления, проще почитать мнения тех, кто посвятил этим поискам не один десяток лет. Возможно размышления, в чём смысл жизни и высказывания великих людей, помогут несколько сориентироваться в этом непростом вопросе, или подтолкнуть в нужном направлении.

В конце концов, неважно, чего я достиг в жизни, важно, что я каждую минуту жил.

Если мы потратим свою жизнь на любовь, у нас не останется лишнего времени на то, чтобы жаловаться или чувствовать себя несчастным.

Доставлять счастье и делать добро – вот наш закон, наш якорь спасенья, наш маяк, смысл нашей жизни.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Ф. М. Достоевский

Смысл жизни только в одном — в борьбе.Чехов А. П.

Жизнь – загадка, которую надо уметь принять и не мучить себя постоянным вопросом: «В чём смысл моей жизни?» Лучше самим наполнить жизнь смыслом и важными для вас вещами

Приход наш и уход загадочны, — их цели, все мудрецы земли осмыслить не сумели, где круга этого начало, где конец, откуда мы пришли, куда уйдём отселе?

Смысл жизни по Аристотелю состоит в достижении счастья. В те времена считалось, что счастье – это занятие наукой, искусством и любым другим занятием, которое приносит радость себе и пользу окружающим.

Древние философы не стремились к материальным благам, и своих учеников призывали к самосовершенствованию. Смысл жизни в благих деяниях, которые мы совершаем по отношению к людям и миру.

Почему люди ищут смысл жизни?

Почему вообще люди задаются вопросом, зачем человеку жить? Отчасти это происходит из-за страха смерти. Выполнив все намеченные планы на жизнь, вдруг появляется понимание, что от смерти всё равно не уйдёшь.

Философия и смысл жизни доклад

Человек не хочет осознавать, что он в биологическом плане ничем не отличается от тушканчика или растения. Он умрёт, и его закопают. Тогда человека начинает занимать психология смысла жизни, поиски того, что отличает нас от животных и растений. Мы ищем великие цели и пытаемся разгадать замысел Создателя, но не находим ответ.

Понимание жизни приходит лишь в конце пути. Только в старости понимаешь, что жизнь, как смысл жизни и есть истинная цель. Сейчас, переоценив свою жизнь, можно всё исправить, наполнив её смыслом и целями. Ведь мы не знаем, что находится по ту сторону и что нас там ждёт? Живите так, чтобы в конце пути вам не было мучительно больно за близких, и стыдно перед Господом. Значение имеет только то, что происходит здесь и сейчас и именно об этом нужно думать, а не искать ответы на вопросы, которые не имеют смысла.

Философия и смысл жизни доклад

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни. В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Философия о смысле жизни человека

1.
Подходы и решения вопросов о смысле
жизни

2.
Поиск смысла жизни

Оцените статью
VIPdisser.ru