Историческая школа права курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное
государственное бюджетное учреждение

Кафедра правоведения

по
теории государства и права

ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВА

Глава
1. Определение понятия права 5

1.1
Причины возникновения права 5

1.2
Теоретические концепции правопонимания
8

Глава
2. Признаки права 11

2.2
Характеристика признаков права 14

Глава
3. Функции права 17

3.1
Понятие и критерии классификации функций
права 18

3.2
Общесоциологические и специально-юридические
функции права 21

Список
использованной литературы 27

Право
возникает на определенном этапе
человеческого развития. Люди
первобытно-общинного строя не знали
права и руководствовались в своей
деятельности обычаями и традициями.
Большую роль в их жизни играли мифы,
ритуалы, обряды. В тот период зарождались
и религиозные нормы. Право появилось
гораздо позднее, и его судьба в значительной
мере связана с появлением такого важного
института социальной жизни, как
государство.

Отражая
эволюционный процесс в развитии
общественных отношений, право создавалось
незаметными переходами, путем
дифференциации из однородной массы
правил общежития. Право в силу своей
значимости принадлежит к числу наиболее
важных и сложных общественных явлений.

Изучение
процесса происхождения, понятия и
признаков права в науке и общественной
практике имеет непреходящее актуальное
значение. Правильное понимание причин,
условий и закономерностей возникновения
права позволяет не только раскрыть
природу этого феномена, определить
причины и условия его существования,
но и выявить роль, а также основные
функции, получить представление об
исторических границах существования
права.

История
возникновения права как неотъемлемой
формы человеческой культуры при всем
многообразии походов и теорий демонстрирует
основное его назначение – выступать
социально-нормативным регулятором,
определителем вариантов поведения
индивидов и организаций. Тем не менее,
известное замечание Канта о том, что
«юристы все еще ищут определение понятия
права»1,
до сих пор не потеряло своей актуальности.
И поэтому очевидна и бесспорна актуальность
проблемы определения права, его содержания
и в наше время.

Существуют
разные понятия права, разные представления
о том, что такое право, и, следовательно,
обозначение термином «право» разных
предметов. Но только одно из этих понятий
является адекватным естественному
употреблению слова «право», выражающим
сущность именно тех явлений, которые
должны называться правом, а не тех,
которые ошибочно иногда называются
правом. Другие понятия права не являются
юридическими, то есть отражаю явления,
которые имеют другие названия и не
должны называться правом. Следовательно,
происходит подмена понятия, например,
отождествление права и закона.

Отсутствие
единого подхода юристов к кардинальной
проблеме теории права обуславливается
тремя факторами:


сложностью права, многообразием его
проявлений в обществе;


влиянием на процессы познания сущности
права правовой идеологии и классовой
борьбы;


различными исходными философскими и
методологическими основами.

Цель
настоящей курсовой работы – определить
понятие и сущность права, рассмотрев
основные функции права с юридической
точки зрения.

Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:


изучить теоретические концепции
правопонимания и различные методологические
подходы к определению права;


проанализировать основные признаки,
характеризующие право, как
социально-нормативный регулятор
общественных отношений;


определить социальную сущность права
посредством раскрытия его основных
функций.

Предметом
исследования являются общественные
отношения.

Объект
исследования – право как социально-нормативный
регулятор общественных отношений.

Толкование норм права

Кафедра «Гражданского предпринимательского и торговогоправа»

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему «Толкование норм права»

доцент, Галактионова Л.В.

студент, Радецкий Д.А.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ

ГЛАВА 3. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ

ГЛАВА 4. АКТЫ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ

В настоящее время стала актуальной проблема толкования норм права. Всвязи с усложнением существующей системы права, появлением принципиально новыхтипов взаимоотношений, в том числе имущественных, для регуляции которыхнеобходимо совершенствовать и расширять существующее законодательство.Необходимо применять в тексте законов обобщенные и абстрактные понятия икатегории, которые могут быть конкретизированы и индивидуализированы в условияхкаждого возникающего юридического казуса. Все это дает возможность взавуалированной форме вкладывать в истинный смысл норм права совершенно другоесодержание, нежели это вытекает из его внешней формы. Правоприменительныеорганы должны опираться на тот смысл нормы права, который защищает в большеймере интересы всего общества, а не интересы каких-то групп. Для этого притолковании норм права необходимо опираться на некоторые принципы, непротиворечащие основным принципам права.

Целью данной работы является исследование понятия толкования,выявление его основных характерных черт, формирование правильного представленияо необходимости толкования, определения его места в современной правовойдействительности, выявления основных способов и видов толкования.

Основными задачами данной работы являются определение наиболее полногои четкого определения понятия «толкование норм права», выявление причин иобоснование необходимости толкования норм права. Выявление основ методологиииспользуемой при толковании, исследование основных приемов, используемых впроцессе толкования. Исследование основных критериев классификации по видам.Изучения актов официального толкования как результатов праворазъяснительногопроцесса, выявления основных характеристик, их места в системе и связей сдругими правовыми нормами.

В настоящее время вопросы толкования норм права активно изучаются. Вэтой сфере проводят исследования многие юристы — практики и теоретики.Например, Архипов Д. активно занимается изучением причин необходимоститолкования. Таева Н.Е. исследует вопросы о пределах толкования правовых норм,особенно, норм конституционного права как основного закона РоссийскойФедерации. Остапович Ю.И., Петрушев В.А., Осипян Б.А. глубоко изучают основныепринципы, на которых производится толкование норм права. Вопленко Н.Н. посвятилцелый труд изучению такого понятия как официальное толкование и его актам.

В проведенном исследовании были приведены в качестве примеров выдержкии Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса Российской Федерации (УКРФ) и Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (УКП РФ).

способ толкование норма право

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ И ЕГОНЕОБХОДИМОСТЬ

Объектом толкования, как следует из названия, является сама нормаправа. В качестве предмета следует выделять некоторые характерные черты нормправа. Такие как содержание нормы и её смысл, сфера общественных отношений,регулируемых данной нормой. Под содержание процесса толкования следует пониматьуяснение и разъяснение нормы права. Эти два процесса составляют основу процессатолкования. Среди них не может быть выявлен какой–либо наиболее важный,превалирующий.

Однако процесс толкования заключается не только в уяснении, его задачатак же состоит и в разъяснении правовой нормы. Разъяснение являетсяобъективизацией предшествующей мыслительной работы. Результаты интеллектуально–волевойдеятельности по уяснению смысла нормы объективируются в виде акта толкования.Необходимо четко себе представить задачи, которые решает толкование норм права.Прежде всего, толкование процесс, направленный на получение какого–либо конкретногорезультата. Таким результатом и является разъяснение правовой нормы. Если быпроцесс толкования заключал в себя только уяснение смысла правовой нормы, то онни чем бы, не отличался от процесса интерпретации. Однако важно помнить, чтотолкование нормы права необходимо, прежде всего, для функционированияправоприменительных органов. Там оно служит мотивировочной частью любогоправоприменительного акта. Таким образом, можно определить разъяснение кактолкование «во вне».

Читайте также:  Распад ссср в 1991 г причины и последствия реферат

Вопрос о необходимости толкования встает особенно остро, если учестьчто в нем раскрываются цели толкования, являющиеся важным структурнымэлементом, обосновывающим само понятие толкование. В общем, причины,обуславливающие необходимость толкования норм права, можно свести к неясности идвусмысленности закона, являющимися его объективными чертами, которыеобусловлены издержками законодательного процесса.

1) неточность языка как средства коммуникации;

2) необходимость согласования воли множества лиц, участвующих в принятиизакона;

3) лоббизм организованных групп давления, заинтересованных в кодированииистинного «непубличного» смысла закона;

4) отсутствие достаточного времени для принятия закона;

5) ограниченная рациональность людей (неспособность к полному предвидениюбудущего);

6) ассиметричное распределение информации.

Архипов придерживается «теории групп специальных интересов» какопределяющей причины в возникновении неясности нормы права. В рамках этойтеории представляется, что правотворческую деятельность государства направляютнаиболее влиятельные в данном обществе социальные силы, имеющие решающеевлияние на государство, через него на право. В качестве решения данной проблемыпредлагается следующее. При неясности завуалированного закона, принятого впользу групп специальных интересов, судья должен при помощи традиционныхметодов толкования придать ему тот смысл, который соответствует интересамобщества в целом.

Говоря о необходимости толкования нельзя не отметить те функции,которые выполняет толкование. В классических источниках отмечают нескольконаиболее важных из них: познавательная, конкретизационная, регламентирующая,правообеспечительная и сигнализаторская. Познавательная функция – онавытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъектыпознают право, содержание правовых предписаний. Конкретизационная функция – притолковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетомконкретных обстоятельств (особенно ярко эта функция проявляется в процессефункционального толкования). Регламентирующая функция – толкованием в формеофициального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентацииобщественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а такжеорганы государства и должностные лица, применяющие право, должныруководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официальноготолкования. Правообеспечительная функция – некоторые акты толкования издаютсядля обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. Таковы,например, разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона овыборах. Сигнализаторская функция – толкование нормативных актов позволяетобнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является«сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующихнорм.

Подводя итог всему выше сказанному, сформулируем определениетолкования норм права. Толкование нормы права – это сложныйинтеллектуально–волевой процесс, направленный на уяснение смысла и содержаниянормы права и его (смысла) разъяснения, результаты которого объективизируются вакте толкования. Включение в понятие о толкования представления о пределахтолкования не представляется целесообразным, так как это не меняет егосодержания, а лишь определяет рамки применимости такого толкования в тех илииных обстоятельствах. Делается это с целью недопущения подмены правотворческойдеятельности толкованием права. Поскольку толкование не направлено на изменениесути толкуемой нормы, она только делает понятным и доступным её содержание. Темсамым раскрывая волю законодателя, выраженную в форме нормы права. Толкованиевыполняет ряд важных юридических функций: познавательная, конкретизационная,регламентирующая, правообеспечительная и сигнализаторская. Результатытолкования оформляются в акты толкования тогда, когда им требуется придатьобязательное значение. Необходимость толкования норм права всегда вызвананеясностью смысла, заключенного в тексте закона. Эта неясность может возникнутьпо ряду причин. И независимо от причины вызвавшей её она должна быть устраненав акте толкования.

ГЛАВА 2.СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ

Первый способ – грамматический. Грамматический способ являетсянаиболее распространенным по сравнению с другими, так как зачастуюинтерпретатор, пытаясь уяснить ту или иную норму, располагает лишь текстомнормативно-правового акта. Используя этот способ, интерпретатор осмысливаеттекст нормативного акта. Устанавливает значение отдельных слов и выясняетграмматическую форму (падеж, число, род и т.д.). Важным аспектом является также и орфография текста нормативного акта. Так как одна ошибка в орфографиизачастую полностью меняет содержание нормативного акта. Наиболее ярким ираспространенным примером является предложение: «казнить нельзя помиловать».Постановка запятой в том или ином месте позволяет придать этому предложению двасовершенно противоположных смысла. Важно, однако, не допустить превращенияприменения грамматического способа толкования в буквоедство – буквальноепонимание текста закона без оглядки на смысл, который хотел вложить в негозаконодатель, но в силу ограниченности языка не смог этого сделать.

При логическом толковании законы логики используютсясамостоятельно, обособленно от других способов. Исследуется логическая связьотдельных положений закона с использованием правил логики. Анализу подвергаютсяне сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые имипонятия, явления и соотношения между собой. Применяются такие способы каклогическое преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий,доведение до абсурда.

Используется такой прием, как доведение до абсурда. Например, прианализе понятия «источник повышенной опасности» можно признать таковым нетолько автомобиль, но и велосипед, гужевой транспорт.

Систематическое толкование – это уяснение содержания правовыхнорм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте,институте, отрасли права в целом. Данный способ толкования предопределяетсявнутренними свойствами права, его системностью, Правовые нормы в общей системеправового регулирования связаны между собой многочисленными отношениями.Поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, необходимо учитыватьцелый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения. Все этопомогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц,смысл того или иного термина. Систематическое толкование позволяет выявитьфакты коллизий (противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкованияважен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму,наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю. Каждая норма должнарассматриваться в связи со всей системой правовых положений. Даже новыеправовые нормы развивают зачастую уже существующие законы, и понять, почему икак они их заменяют – «святое дело» правоприменителя.

Историко-политическое толкование. Это процесс рассмотрениянормы с учетом той историко-политической обстановки в которой она была принята.При этом происходит сопоставление нормы с существующей ситуацией. Необходимостьэтого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления правовых связейневозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержание нормы права.

Для полного понимания правовой нормы оказывается необходимымпроследить, когда она возникла, как развивалась. Это позволяет применить правоцелесообразно, справедливо, обоснованно, законно, т.е. соблюсти все принципыреализации права.

Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовыенормы, которые хотя формально, и не отменены, но фактически уже не действуют,т.е. не существует тех общественных отношений, которые норма регулировала.

Читайте также:  Теплоизоляционные изделия из древесных отходов и минерально-полимерных связующих диссертация по строительству, скачайте бесплатно автореферат диссертации на тему 'Строительные материалы и изделия'

В некоторых источниках в качестве отдельного способа толкования выделяюттак же специально–юридическое, или юридико–терминологическое толкование.Имеется в виду использование специальных юридических понятий, терминов,категорий и конструкций. Однако как отмечалось выше определение понятий итерминов – задача грамматического толкования, и выделение юридических терминовв отдельную группу, представляется бессмысленным усложнением. Гораздолаконичнее разделить в рамках грамматического толкования все используемыепонятия на группы. Например: а) общие термины и понятия, б) специально–технические,в) специально–юридические.

Так же можно найти выделения еще одного специального толкования – телеологического.Имеется в виду уяснение целей его издания. Однако цель правовой нормы являетсясоставной частью смысла нормы. Представляется более целесообразнымрассматривать этот вопрос в рамках историко–политического толкования наряду стакими вопросами как причины, обстоятельства и повод к возникновению даннойправовой нормы.

Следует так же отметить выделение в качестве отдельного способатолкования функционального толкования. Такой способ используется дляуяснения правовой нормы с учетом конкретных обстоятельств, в которых онаприменима. Такая необходимость вызвана наличием в тексте нормативно-правовыхактов оценочных понятий, применимых в юридической практике. Такими понятиямиявляются, например, «производственная необходимость», «значительный ущерб»,«пределы необходимой обороны» и пр. Чтобы не допустить произвола виспользовании таких размытых терминов и понятий используется функциональноетолкование, в рамках которого таким понятиям предаются адекватный смысл исодержание. Известно, что правовые нормы, обладая некоторыми общими чертами,далеко не одинаковы по своему конкретному содержанию, характеру действия,функциональному назначению. Они по-разному опосредуют регулируемые общественныеотношения. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные,обязывающие и управомочивающие, поощрительные и стимулирующие и т.д. У нихразные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении. Здесьучитываются тип и механизм правового регулирования, его направленность.

Мировой юридической практикой выработан ряд принципов, применяемый притоковании норм права. При рассмотрении способов толкования необходимо ихупомянуть:

1) всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;

2) закон обратной силы не имеет;

3)  что законом не запрещено, то разрешено;

4) чрезвычайные законы толкуются ограничительно;

5) законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;

6) исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;

7) позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с нимрасходится;

8) толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.

Уяснение правовой нормы сложный и ответственный процесс. Необходимостьправильного проведения этого процесса очевидна. Чтобы правильно применить нормунеобходимо её правильно понять. Правильное уяснение невозможно без знанияспособов и приемов, используемых в толковании, а так же знания обстоятельств вкоторых применимы те или иные способы. Очевидно, что процесс уяснения не можетпроводиться только с использованием одного способа. Применение несколькихспособов в совокупности дает наиболее полное представление о смысле исодержании правовой нормы. В практике наиболее распространены два способа –грамматический и логический. Однако так же используются и остальные привозникновении такой необходимости. Такая необходимость обусловленанеотъемлемыми качественными характеристиками права. Системность праваобуславливает применение системного подхода. Историчность, наличие богатой исложной истории, вызывает необходимость в историко-политическом толковании.Обобщенность и некоторая абстрагированность права требует функциональноготолкования. Итак, уяснение есть важный этап процесса толкования. Наличиеразнообразных способов толкования, разработанных юридической наукой помогаетпровести этот этап наиболее правильным и адекватным образом.

 ГЛАВА 3. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ

Прежде всего, необходимо выделить такой критерий как юридическая сила,приобретаемая результатом толкования. Здесь принято делить толкование на двеосновные группы: официальное и неофициальное. Официальное –толкование, являющееся обязательным для всех кто применяет данную норму,осуществляется компетентными, т.е. имеющими на это право органами. Такоетолкование имеет непосредственное влияние на правоприменительный процесс иобеспечивает единообразие правовой структуры. Неофициальное – не влечет засобой правовых последствий, его результаты не являются общеобязательными, иследовательно может производится любым гражданином или организацией.

Обычно разделяют толкование на виды по источникам отдельно дляофициального и неофициального толкования. Официальное толкование можетпроизводится органом, издавшим нормативно правовой акт, называется аутентичным.Обычно содержатся в дефинитивной части правовой нормы. Так же толкование можетпроизводиться органом, специально уполномоченным на это. Такое толкованиеназывается легальным.

По сфере применения различают нормативное и казуальноетолкование. Оба этих вида относятся к официальному толкованию, т.е. имеютобщеобязательный характер. Нормативное толкование распространятся на всеслучаи, предусмотренные толкуемой нормой. Казуальное (казус) – такоетолкование, которое дается в связи с рассмотрением какого-то конкретногоюридического дела. Такое толкование имеет юридическую силу только для данногоконкретного случая. В казуальном толковании так же можно выделить нескольковидов в зависимости от субъекта толкования. Наиболее распространены судебное,осуществляемое судебными органами, прежде всего Верховным Судом РФ, и административное,осуществляемое органами административного управления.

По объему толкование разделяют на три вида: буквальное (адекватное),расширительное (распространительное)иограничительное.

Буквальное толкование — это такое толкование, при котором словесноевыражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, иными словами, дух ибуква адекватны. Таких норм большинство. Конечно, это надо еще установить спомощью внимательного анализа, дабы не допустить ошибки.

Неофициальное толкование, хоть и не влечет за собой прямых юридическихпоследствий, так же очень важно для юридической практики. Особенно важнозначение имеет доктринальное толкование, так как авторитет ученых-юристов,производящих такое толкование, позволяет влиять на законодателя, указывая наошибки и неточности, допущенные при издании текста закона.

Разнообразие существующей классификации объясняется характернымисвойствами норм права. Во-первых, право может толковаться различнымисубъектами, в связи с этим различают официальное, обязательное для всех, инеофициальное толкование. Правоприменительные органы в целях единообразия иправильности его (права) применения, обязаны руководствоваться официальнымтолкованием (аутентичным или легальным), осуществляемым компетентными органами.Во-вторых, право обладает рядом функций, на реализацию которых и направленосоздание нормативных актов. В связи с этим выделяют нормативное толкование,связанное с регулятивно-статической (обеспечением правового статуса субъектов)функцией права, и казуальное толкование, связанное с регулятивно-динамической(определением поведения правовых субъектов в конкретных случаях) функциейправа. В-третьих, нормы права закреплены текстах законов и другихнормативно-правовых актов, а, следовательно, их выражение сопряжено с языком,используемым законодатель. Но иногда словесная форма не соответствуетдействительному смыслу, заложенному в норму законодателем. Так выделяютбуквальное (дух и буква адекватны), расширительное (норме права придается болееширокий смысл) и ограничительное (норме придается более узкий смысл)толкование. Знание всех существующих видов толкований необходимо дляправильного проведения процесса разъяснения смысла правовой нормы. Это(правильное толкование) невозможно без адекватного понимания, в каких случаяхупотребляется тот или иной вид толкования.

ГЛАВА 4.АКТЫ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ

Считается само собой разумеющимся, что деятельность по толкованию нормправа объективируется вовне в виде определенных актов. Такие акты и называются актамитолкования. Естественно, что наибольший интерес для исследователейпредставляет официальное толкование и его акты. Так как данный вид толкованиянепосредственно влияет на процессы правоприменения, его результаты обязательнодолжны быть представлены в письменном виде и иметь четко регламентированнуюструктуру и форму.

Читайте также:  [5 образцов] Магистерская диссертация по юриспруденции 2022

Первой стадией является праворазъяснительная инициатива, служащаяповодом к началу праворазъяснительного процесса. Граждане, должностные лица,органы государства и общественные организации в связи с возникшей неясностью впроцессе реализации правовых норм обращаются в компетентные органы (если речьидет об официальном толковании) с ходатайством о даче разъяснения по возникшемуправовому казусу. Так же орган, в компетенцию которого входит толкование законов,вправе положить начало разъяснительного процесса по собственной инициативе.

На второй стадии происходит обобщение юридической практики проверканеобходимости в даче разъяснения законодательства. Можно сказать, что на даннойстадии происходит обоснование акта официального толкования. В случаенеобходимости в даче такого разъяснения на данном этапе так же определяютконкретный круг вопросов, объем и характер будущего разъяснения.

Третьей стадией является выработка и обсуждения текста разъяснения.Это центральный этап праворазъяснительного процесса. Данную стадию можноразделить на две части: в первой уясняется подлинная воля законодателя, вовторой отмечаются моменты неверного понимания и неверной реализации правовыхнорм.

На четвертой стадии после того как текст выработан и обсужден, он(текст) принимается и утверждается. Чаще всего принятие текста происходитпростым большинством голосов, т.е. имеет место коллективный порядок принятия.Но возможет так же и единоличный процесс утверждения.

Пятая стадия – опубликование акта толкования – заканчиваетправоразъяснительный процесс. Опубликование может проводиться в разнообразныхюридических сборниках, газетах, журналах и т.п.

Таким образом, процесс создания праворазъяснительного акта проходит внесколько этапов, на каждом из которых (за исключением возможно этапаправоразъяснительной инициативы) происходит формирование акта толкования. Также рассмотренный выше процесс относиться только к официальному толкованию.

Так как органов, имеющих право на официальное толкование довольномного (это и органы государственной власти, и органы государственногоуправления, суд, прокуратура, общественные организации), то все существующиеакты толкования образуют сложную, но однородную подсистему актов официальноготолкования в системе правовых актов. Таким образом, среди всего их многообразияможно выделить ряд общих признаков.

Во-первых, акты официального толкования, являясь формой выраженияюридической деятельности компетентных органов, обладают государственнойобязательностью. Непосредственным результатом такой обязательности являетсяустановление определенного порядка в правоотношениях. Во-вторых, актыофициального толкования имеют форму, аналогичную другим правовым актам.Являясь актами толкования, они не перестают быть правовыми актами. В-третьих,акты официального толкования обладают иерархичностью. Это означает, чторазличные по юридической силе акты находятся в определенном соподчинении междусобой. Это объясняется системностью нормативных актов, т.е. одни юридические актыимеют больше юридической силы, чем другие. Акты официального толкования имеютаналогичную структуру.

Еще одним важным аспектом, требующим упоминания о себе, являетсявнешняя форма актов официального толкования, представляющая собой способ выраженияв определенных письменных документах. Выражается она в совокупности внешнихпризнаков правового акта. Обычно в качестве существенных признаковподразумевают реквизиты акта толкования: наименование органа, его издавшего, инаименование акта, число, порядковый номер, дату и содержание самогоразъяснения, а так же подпись руководителя органа.

Широко обсуждается в литературе вопрос о пределах актов официальноготолкования. Однако, кратко обобщая все мысли, высказанные по данной теме можновыделить основную идею, с которой согласно большинство исследователей: сутьтолкования всегда должна сводиться к запрету выхода за рамки собственноинтерпретации правовых норм или дополнению под видом интерпретации новых нормправа. В рамках толкования возможно лишь вскрыть черты, присущие даннойправовой норме, но нельзя что-либо добавлять к ней. Устранение всяческихколлизий и пробелов в законодательстве возможно только путем правотворчества.

Таким образом, существование актов официального толкования являетсяважным и неотъемлемым элементом системы правовых норм. С их помощью и на ихоснове происходит реализация и применение правовых норм. Их существованиеспособствует совершенствованию деятельности правоприменительных органов.Существование актов официального толкования способствует формированиюправильного понимания воли законодателя у правоприменительных органов.Формирование актов официального толкования сложный процесс, проходящий внесколько этапов и требующий значительной интеллектуально-волевой деятельности.Акты официального толкования обладают всеми основными свойствами правовых актови занимают обособленное, но вместе с тем органично вписанное, место в системеправовых актов. Акты официального толкования, являясь результатами проявленияволи государства, носят вспомогательный характер и не являются актамиправотворчества.

В проведенном исследовании были выявлены основные составляющиепроцесса толкования норм права – уяснение, как толкование «для себя», иразъяснение, как толкование «для других». Сформулировано определение, наиболееполно отражающее сущность и цель процесса толкования. Изучены причины,обусловившие необходимость толкования норм права. Основой необходимоститолкования всегда является неясность смысла нормы права и воли законодателя,заключенной в нее. Толкование призвано разъяснить смысл и устранить неясности,в некоторой степени конкретизируя положения правовой нормы. Целью толкованиеникогда не может являться изменение или дополнение смысла, содержащегося в правовойнорме. Толкование направлено только на поиск подлинного содержания правовойнормы.

Проведено описание основных существующих способов толкования нормправа. Все существующие приемы можно разделить на грамматические, логические,систематические, политико-исторические и функциональные. Выявлены характерныекритерии, служащие основой для классификации приемов, используемых притолковании. Объяснены основы методологии толкования, опирающиеся наиспользовании совокупности способов, для более полного и правильного уяснения иразъяснения смысла и содержания нормы права. Проведена сравнительнаяхарактеристика авторских мнений на существующие классификации.

В процессе исследования определены основные критерии для разделениятолкования по видам. Это, прежде всего, такие критерии как субъекты толкования,юридическая сила, функция, реализуемая толкованием, пределы толкования.Проведено разделение на виды и описание каждого вида по выбранному критерию. Поюридической силе: официальное и неофициальное; по субъекту толкования:аутентичное, легальное и обыденное, профессиональное, доктринальное; пофункции: нормативное и казуальное; по пределам толкования: буквальное,ограничительное, расширительное. Выявлена значимость того или иного разделениядля юридической практики. Знание всех существующих классификаций необходимо дляправильного применения норм права в том или ином юридическом казусе.

Проведено исследование актов официального толкования как наиболеезначимых в юридической практики результатов праворазъяснительного процесса.Обосновано значение актов официального толкования в системе правовых актов.Выявлены основные существенные качества актов официального толкования, присущиеи другим нормативно-правовым актам. А так же выделены специфические свойстваинтерпретационных актов, основным из которых является вспомогательная функция,осуществляемая такими актами. Приведены и описаны основные этапы, на которыхпроисходит формирование актов официального толкования. Это праворазъяснительнаяинициатива, обобщение юридической практики и обоснование необходимости,обсуждение и выработка текста толкования, принятие и утверждение текста и вконце опубликование акта толкования.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации» (УК РФ) от13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).

3. «Уголовоно-процессуальный кодекс РоссийскойФедерации» (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001).

Оцените статью
VIPdisser.ru