Как грамотно составить план для магистерской диссертации?

Как грамотно составить план для магистерской диссертации? Диссертации

Что должен включать в себя план?

Как было отмечено, магистерская диссертация состоит из трех глав.

Первая глава – теоретическая. В ней следует раскрыть теоретическую базу исследования. В первом параграфе можно проанализировать имеющиеся научные труды, которые освещают основной вопрос вашей темы. Например, если тема работы связана с анализом рисков, то в первом параграфе логично проанализировать книги, которые затрагивают эту проблематику.

Во втором параграфе можно проанализировать опыт других стран в решении вашего вопроса, а в третьем параграфе – накопленный отечественный опыт.

Во второй главе следует описать выбранный объект исследования. Допустим, вы хотите рассмотреть деятельность какой-либо компании. Тогда в первом параграфе второй главы вы должны проанализировать ее деятельность с указанием основных ее результатов. Здесь будет уместно использовать различные отчеты:

  • об основной деятельности компании;
  • о прибылях и убытках;
  • об аффилированных лицах;
  • о структуре портфеля…

Далее рекомендуется выделить проблемы, свойственные этой компании.

В третьей главе следует привести конкретное их решение. Так, в первом параграфе третьей главы можно описать пути решения проблемы. Во втором параграфе следует разработать конкретную модель, которая устранила бы эти проблемы или нивелировала их влияние на объект практики.

Однако структура плана зависит от направления, выбранного студентом. Понятное дело, что план по гуманитарным наукам будет в корне отличаться от плана по наукам, например, математическим.

Ниже представлен примерный образец составления плана диссертации, включающего необходимые разделы:

  1. Введение. Раскрывает основную тему научной работы, обозначает вопрос или проблему.
  2. Цель исследования, поставленные диссертантом задачи. В данном параграфе необходимо доказать актуальность проведения изысканий.
  3. Описание объекта исследования, представление собственной научной гипотезы.
  4. Подробное раскрытие методов, использованных при написании научного произведения.
  5. Выводы и результаты работы.
  6. Перечисление глав с краткими названиями и их содержанием.
  7. Заключение.
  8. Список литературы.

Подробнее про оформление отдельных элементов диссертации мы писали тут

План подготовки диссертации составляют заранее и подают в отдел аспирантуры в конце первого семестра. До этого момента на заседании кафедры или научном совете уже должна быть утверждена тема будущей работы. Представленный выше шаблон можно взять за основу, обсудить с научным руководителем, сократить или добавить некоторые разделы, изменить и отредактировать формулировки.

Последовательность работы над диссертацией, виды  аттестации

Год обученияПолугодия и этапы работы Что делатьАттестация*
1 Первое полугодие

Тематический (подготовительный)

Аналитический обзор литературы по теме. Обоснование направлений исследований, обоснование объекта и предмета исследованийОтчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

Второе полугодие

Методический

(теоретический)

Анализ методов исследования, методика исследования,

рабочая программа диссертационного исследования

Защита рабочей программы диссертационного исследования.

Отчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

2Третье полугодие

Основной (экспериментальный)

Проведение основных теоретических и экспериментальных исследований натурных и на моделяхДоклады на конференциях, публикации.

Отчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

Четвертое полугодие

Основной

(описательный)

Выводы по  теоретической и экспериментальной частиДоклады на конференциях, публикации.

Отчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

3Пятое полугодие

Обобщающий

(выводы по разделам и общие)

Выводы по разделам, обобщение материала, акты внедрения, изобретения, полезные модели

Уточнение названия темы

Доклады на конференциях, публикации.

Отчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

Шестое полугодие

Заключительный (диссертация)

Рукопись диссертации с обоснованием каждого научного положения.Итоговый отчет на кафедре,

Итоговый отчет на аттестационной комиссии.

Предварительная экспертиза диссертации

Образец титульного листа диссертации манистранта гост 2021-2022

По требованиям ГОСТ 7.0.11-2022, первый блок текста состоит из 4-х, 5-и строк, нужно указать:

  • «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Заглавные буквы обязательны!);
  • полное наименование ВУЗа (заглавными буквами);
  • наименование факультета;
  • кафедра;
  • программа магистра (отрасль науки).
  • название факультета, кафедры, программы пишутся строчными буквами, блок располагается в центре.
  • через интервал в 3 строчки пишется вид работы (заглавными буквами, полужирным шрифтом), располагается в центре. Далее отступ 1 и словосочетание «на тему».
  • еще через 1 строчку – наименование темы магистерской работы (заглавными буквами, жирным шрифтом, расположенное в центре).
  • на одну строку ниже: шифр, используемый для обозначения специальности.
  • через 3 строки справа создается колонка (строчными буквами, выравниванием по левому краю):
    • «Выполнил» и данные об авторе (ФИО), дата, подпись (3 строчки);
    • «Научный руководитель» (или «Консультант») его данные (ФИО, звание, научная степень), дата, подпись (2 строчки);
    • «Рецензент» и данные (ФИО, должность, звание).
  • внизу страницы: место (город), год. Буквы строчные, выравнивается по центру.

Пример титульного листа магистерской диссертации

Образец титульного листа 2

Во многих учебных заведениях на титульном листе требуется определение места для отметки о допуске к защите с подписью заведующего кафедрой.

Независимо от качества содержания текста неточность или небрежность при оформлении титульного листа портит общее впечатление о работе. Если есть шаблон, разработанный на кафедре, лучше всего воспользоваться им. Полностью исключаются неточности в оформлении и орфографические ошибки. Правильное оформление диссертации магистра повышает вероятность получить хорошую оценку при защите.

Подбор литературы

Естественно, литература не подбирается вся и сразу, часть ее появляется по
ходу написания диссертации. И тем не менее некоторый предварительный подбор
необходим.

Посоветуйтесь с преподавателем – основные книги он вам назовет даже без
подготовки.

В Сети есть сайты-библиотеки диссертаций (кандидатских и докторских). Самих
диссертаций в бесплатном доступе нет, однако на таких сайтах публикуются
авторефераты, введения и библиографические списки исследований. Если вы
встретите там диссертацию на тему, сходную с вашей, то найти литературу из ее
библиографического списка не составит труда.

Впрочем, нужно ли вообще давать какие-то советы по подбору литературы в век
интернета? Ведь сейчас любой первокурсник за пару часов может составить список
не хуже профессора (на самом деле это большое преувеличение)!

Однако некоторые советы уместны:


  1. Научитесь не «тонуть» в литературе

    . Ее так много, что
    заниматься библиографией можно хоть целый семестр. А в итоге так ничего и не
    написать своего.

  2. Нельзя выбирать книги из имеющихся списков наугад

    . Любая
    научная тема уже имеет определенную научную разработанность. Как правило, по
    каждой теме существуют фундаментальные труды, обходить которые стороной
    никак нельзя. Поэтому:

  3. Научитесь классифицировать литературу

    . А для этого нужно:
    больше читать, советоваться с преподавателем, изучать контекст, в котором
    существует ваша тема.


И еще небольшое замечание про источники. Не во всех науках этот вопрос стоит
остро, но в гуманитарных он точно есть.

Научитесь различать источники и исследования

(то есть то, что
именуется «литературой»)!

Пример введения магистерской диссертации по психологии

Тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре».

Объект исследования: ролевые взаимоотношения детей старшего возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста, и разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза исследования: развитие ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре будет успешным, если:

В процессе коррекционно-педагогической работы будут учтены:

  • уровень развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • особенности сформированности компонентов сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений будет направлена на:

  • развитие умения ставить игровые задачи взрослым и сверстникам, принимать их или тактично от них отказаться;
  • обогащение игрового опыта детей с задержкой психического развития;
  • на развитие ролевых способов решения игровых задач;
  • активизирующее общение воспитателя с детьми в игре;
  • формирование положительных взаимоотношений с окружающими.

Задачи исследования:

  1. Изучить и теоретически обосновать необходимость развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Выявить уровень развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Теоретической и методологической основой исследования явились:

  • Работы И. Ф. Марковской, К. С. Лебединской, Е. С. Слеповича, рассматривающие проблемы задержки психического развития в контексте игровой деятельности детей;
  • Исследования сюжетно-ролевой игры психологами (Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др.) и педагогами (Р. И. Жуковской, А.П. Усовой, Н. Я. Михайленко и др.). Эти исследования играют особое значение, т.к. овладение навыками сюжетно-ролевой игры – одно из наиболее важных требований к успешному становлению основных психических процессов, а также социализации детей. Исходя из этого, особое значение представляет не только участие детей в данных игровых процессах, но также и коррекционная работа в закреплении оптимальных установок, связанных с ролевыми взаимоотношениями в контексте сюжетно-ролевых игр.

Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседа, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.

Теоретическая значимость исследования:

  • проведен анализ изученности проблемы развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
  • обоснована необходимость и целесообразность использования сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений между детьми с задержкой психического развития.

Практическая значимость:

  • разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
  • результаты исследования могут быть использованы в организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

Структура исследовательской работы.

Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.

В первой главе «Теоретическое изучение проблемы развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» представлена теоретическая база, содержащая понятия и характеристики развития ролевых взаимоотношений, и роли сюжетно-ролевой игры в их развитии.

Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» представлена программа констатирующего этапа эксперимента, продемонстрированы количественные результаты исследования и качественный анализ полученных данных, позволяющие сопоставить теоретические данные с состоянием развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В третьей главе «Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.

В заключении, подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Выпускная квалификационная работа состоит из 80 страниц, 3 таблиц и диаграммы. Список литературы включает в себя 73 источника.

Пример плана магистерской диссертации по экономическим наукам

Рассмотрим на наглядном примере план магистерской диссертации. Первая глава включает в себя обзор теоретических источников исследуемой проблемы. Примерное название первой главы — «Теоретические основы макроэкономического регулирования банковского сектора».

Глава должна состоять из 2-4 параграфов в зависимости от специализации студента и темы работы. Как правило, она включает 3 параграфа. В первом из них делается обзор литературных источников, в которых исследовалась данная проблема. Примерное название для первого параграфа — «История развития экономической мысли 20-го века в области управления рисками».

Во втором параграфе можно остановиться на обзоре международного опыта решения проблем, выявленных в описанных источниках. Например: «Система риск-менеджмента в развитых странах: опыт макроэкономического регулирования».

Наконец, в третьем параграфе можно раскрыть накопленный отечественный опыт решения указанных проблем. Например: «Опыт российского регулирования системы управления рисками на макроэкономическом уровне».

Во второй главе анализируется объект исследования. Название второй главы должно плавно вытекать из первой. Так, если в первой главе изучались теоретические основы макроэкономического регулирования банковского сектора, то вторая глава должна быть посвящена анализу систем макроэкономического регулирования на объекте практики, например, в конкретном банке. Примерное название второй главы — «Реформирование системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Вторая глава состоит, как правило, из 2-3 параграфов. В первом параграфе целесообразно изучить объект практики и выявить основные проблемы, присущие ему в области изучаемого вопроса. К примеру: «Основы построения системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Второй параграф должен быть посвящен выявлению проблем, присущих объекту практики в изучаемом в теоретической части вопросе. Например: «Организация системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ: основные проблемы и недостатки».

Третья глава должна быть посвящена решению проблем и разработке конкретных моделей и рекомендаций по их решению. Примерное название главы — «Совершенствование системы риск-менеджмента в ПАО Банк ВТБ».

Тогда первый параграф должен состоять из анализа основных путей решения проблемы и выявления наиболее оптимальных из них. К примеру: «Направления оптимизации системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Во втором параграфе третьей главы следует разработать конкретную модель по устранению выявленных проблем. Например: «Построение многофункциональной модели управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Наконец, третий параграф может состоять из оценки предложенной модели и составления прогноза на ближайшую перспективу. Как пример: «Анализ предложенных мероприятий по построению системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Таким образом, третья глава должна также состоять из 2-3 параграфов. Как правило, магистры включают в нее только два параграфа из-за того, что им трудно разработать собственную модель. Это уже является задачей для соискателя на степень кандидата наук.

Итак, правильно составленный план магистерской диссертации – уже половина пути к ее успешной защите. Ведь, в конечном итоге, книгу ценят по обложке. А многие члены комиссии даже не будут читать вашу работу, а лишь остановятся на ее плане. И они будут задавать вопросы, исходя именно из него.

Примерные темы магистерских диссертаций

Примеры тем магистерских диссертаций по менеджменту, экономике, финансам

  1. Анализ и контроль деятельности государственных корпораций на основе системы стратегических показателей.
  2. Стратегический анализ денежных потоков и оценка перспективной платежеспособности компании.
  3. Бюджетный анализ и аудит эффективности управления финансами.
  4. Маркетинговые инструменты развития бизнеса на ранних стадиях кризиса.
  5. Организационно-экономический механизм управления инновационными проектами.
  6. Разработка системы стратегического управления проектами в компании.
  7. Актуальные направления взаимодействия финансовой политики компании с финансовой политикой государства.
  8. Современный рынок электронных финансовых услуг.
  9. Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности компании.

Примеры тем магистерских диссертаций по логопедии, образованию, педагогике

  1. Обучение детей с нарушением интеллекта социальному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности.
  2. Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  3. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.
  4. Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  5. Семейно-ориентированное сопровождение коммуникативного развития младших школьников.
  6. Развитие творческих способностей у детей старшего школьного возраста в процессе интеграции искусств.
  7. Организация личностного и профессионального роста педагога дошкольного образования в процессе деятельности.

Примеры тем магистерских диссертаций по юриспруденции, гражданскому, уголовному праву

  1. Гражданско-правовое положение различных видов учреждений.
  2. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи.
  3. Понятие и виды мер государственного принуждения, применяемые к нарушителям гражданских прав.
  4. Правовое значение метода и процесса производства товара в соглашении ВТО о технических барьерах в торговле.
  5. Правовое регулирование сообщества всемирных межбанковских финансовых коммуникаций.
  6. Некоторые проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере нефтедобычи.
  7. Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации.
  8. Производные доказательства и их источники в советском уголовном процессе.
  9. Применение гражданского законодательства.

Современное состояние исследуемой проблемы

Обычно этот раздел магистерской диссертации имеет четкое наименование. Магистерские диссертации по экономике пример:

  • “Стратегическое позиционирование компаний в России”;
  • “Сетевые модели бизнеса”.

В этом разделе приводят подавляющее большинство ссылок на литературные источники.Раздел обязательно структурируют на 3-6 подразделов по 1-5 страниц. По необходимости в некоторых подразделах литературного обзора можно выделить пункты. Степень структурированности раздела характеризует степень проработки автором литературных источников.

Раздел завершается абзацем текста вроде “Таким образом, на текущий момент достаточно хорошо исследованы особенности …. Не выясненными остаются … “- и дальше названия двух-трех разделов основного материала работы. Литературный обзор собственно должен подтверждать необходимость проведения исследований, изложенных в магистерской диссертации.

Объем раздела в дипломной работе не должен превышать 10-15 страниц.

Ссылки на литературные источники можно приводить по трем принципам.

  1. Список литературы в алфавитном порядке (сначала русскоязычные, потом – иноязычные). В работе ссылки должны иметь такой вид: “… в трудах ряда авторов (Ярошенко, 1989; Иванов, Петров, 1992; Кленов и др., 1975)”, или “… по данным Н.Н. Ярошенко (1989), В.А. Иванова и М. П. Петренко (1992) и А.А. Кленова с соавторами (1975) “.
  2. Список литературы в порядке упоминания в тексте. Пример употребления ссылок: “… по данным С.С. Ивашова [3], П.П. Мусиенко [4, с. 169-170] “, или” … ряд других авторов [9-11] “.
  3. Если автором лично не проработан литературный источник, ссылку на него приводят по такому образцу: (Яценко, 1875; цит. По Карпов, 1978). В противном случае ссылки на работу В.В. Яценко (1975), без упоминания работы Карпова (1978) будет расцениваться как плагиат.

Структура введения магистерской диссертации

Актуальность

Сначала обязательно обосновывается актуальность темы, обусловленная наличием потребности научного и прикладного изучения. Если сделать этого не удастся, нет смысла проводить исследование. Изучаемый вопрос должен быть востребован сейчас наукой, народным хозяйством.

Степень разработанности проблемы

Эта часть введения является логическим продолжением актуальности. Здесь делается обзор имеющихся научных работ, касающихся темы. Важно показать недостаточную проработку вопроса в теории или практике.

Цель и задачи

Необходимо выделить одну главную цель, представляющую собой итоговый результат работы: к чему нужно прийти. Сформулировать ее легко по теме.

Далее, исходя из сформулированной цели, расписываются задачи. Их важно расставить последовательно согласно структуре магистерской диссертации. К примеру, сначала изучить теоретическую базу проблемы.

Согласно этой задаче называть первый пункт работы или, наоборот. Если план уже составлен, то легко составить список задач.

Объект и предмет

Многим магистрантам сложно не только определить объект и предмет исследования, но и разграничить между собой.

Объект – это процесс или явление, породившее проблему. Предметом является узкий аспект, охваченный областью исследования.

Теоретическая, методологическая, эмпирическая база

Проводится краткий обзор использованных источников по теме магистерской: научных трудов, публицистических статей, нормативно-правовых актов. Обозначаются авторы, которые уже сделали вклад в изучение поднятой проблемы, суть их работ. Далее перечисляются использованные соискателем методы научного познания.

Гипотеза

Объем этой части введения составляет 1-2 емкие предложения. Представляет собой предположение, видение автора возможного пути достижения поставленной цели. По окончании труда гипотеза научного исследования подтверждается или опровергается.

Научная новизна

Подтверждает уникальность, индивидуальность работы. Соискатель может:

  • разработать собственную методику;
  • дать новые формулировки терминам;
  • выявить определенные закономерности какого-либо явления;
  • провести эксперимент;
  • определить генезис развития предмета, явления.

Формулировку научной новизны можно выстроить, последовательно отвечая: что сделано? Чем отличается? Что позволяет достигнуть?

Положения, выносимые на защиту

Оформляются последовательным списком полученных результатов. В них должны четко прослеживаться подтверждение или опровержение гипотезы автора, основные выводы по теме, соответствующие поставленным целям, задачам. Здесь важно двумя-тремя предложениями отразить, чем подтверждается достоверность полученных данных.

Теоретическая и практическая значимость

Раздел показывает возможность применения на практике:

  • полученных соискателем результатов;
  • сделанных магистрантом выводов;
  • разработанных автором предложений и рекомендаций.

Теоретическая значимость во введении показывается важностью для науки результатов магистерской диссертации. Сформулировать ее можно из научной новизны.

Апробация и внедрение результатов на практике

Следует показать активность участия соискателя со своей диссертацией, ее отдельными положениями в семинарах, конференциях, симпозиумах, иных аналогичных мероприятиях. Апробация подтверждается наличием официальных публикаций работ автора: докладов, статей, монографий.

Если полученные магистрантом результаты использовались до защиты научного труда, следует говорить об их внедрении в практической деятельности. Это подтверждается документацией из организации, применившей рекомендации соискателя. Во введении стоит указать отмеченные эффекты от внедрения:экономический, социальный, пр.

Заключительная часть содержит краткую информацию об объеме, структуре диссертации, включая количество: разделов, страниц, таблиц, иллюстраций, приложений.

Требования к магистерским диссертациям: гост, оформление

Написание магистерской включает следующие этапы:

  1. Выбрать тему. Лучшим решением будет обращение за рекомендацией к руководителю. Также можно выбрать углубленное изучение вопроса, над которым работали в дипломе. При этом необходимо учесть основную задачу — обязательную новизну исследования, даже по теме, которая многократно обсуждалась в других работах.
  2. Составление плана. Прежде тем как написать магистерскую диссертацию, необходимо составить план-проект — подробный перечень с последовательностью проведения всех работ. В него входит: поиск литературных источников, выбор эффективных методов исследования, проведение изысканий, опытов, обработка данных, регистрация результатов, написание заключения.
  3. Составление библиографического списка. Важный этап в написании работы, в его процессе придется изучать труды авторитетных ученых, научные статьи и использовать свежую информацию.
  4. Работа над диссертацией, включающая написание текста в соответствии с требуемой структурой, проведение опытов и экспериментов, получение апробации. Для успешной защиты необходимо уделить внимание подготовке наглядного материала: плакатов, моделей, слайдов и т.п. Данный этап занимает от 6 месяцев до 1 года.

Магистерская диссертация оформляется в соответствии с методическими рекомендациями учебного заведения и с требованиями пяти ГОСТов:

  1. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
  2. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам».
  3. ГОСТ Р.7.0.11-2022 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления».
  4. ГОСТ 7.32-2001 «Разработка отчетов НИР».
  5. ГОСТ Р7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Общие требования к написанию и оформлению магистерской выпускной квалификационной работы:

  • Текст магистерской диссертации излагается в научном стиле и логической последовательности структурных единиц текста, с обязательным подведением промежуточных и итоговых выводов. 
  • Магистерская набирается в режиме односторонней печати на стандартных листах формата А4. Рекомендуемый шрифт Times New Roman, 14 кегль, размер междустрочного интервала – 1,5.
  • При подсчете общего количества листов используется сквозная нумерация. Титульный лист входит в число страниц, но номер на нем не проставляется.

Пример заключения магистерской диссертации по психологии

Возникновение способности принимать на себя роль, и следующее за этим освоение множества различных ролей в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с нормальным развитием органично наступает в период старшего дошкольного возраста. В случае детей с задержкой психического развития данный процесс требует дополнительной, внешней стимуляции, иначе говоря – коррекционно-педагогической работы.

Необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию ролевых взаимоотношений определяется и тем, что сюжетно-ролевая игра может оказывать поистине неоценимую помощь в рамках развития мыслительной и речевой активности детей. Помимо этого, сюжетно-ролевая игра успешно стимулирует развитие и основных психических процессов.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений со стороны как педагога-дефектолога, так и воспитателя позволяет обогатить содержание игр дошкольников, сделать сюжеты более интересными, сложными и развитыми. С этой точки зрения сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как самовоспроизводящийся феномен, строящийся на постоянном импровизационном обновлении, а также творческой активности детей.

Рассматривая конкретные случаи детей с задержкой психического развития, был сделан ряд практических выводов, во многом подтверждающих теоретические наработки большинства исследователей.

Задержка психического развития на данном возрастном этапе характеризуется в том числе сниженной заинтересованностью, инертностью, апатичностью детей, а её наиболее негативным последствием является дефицит общения на предшествующих этапах развития ребёнка.       Вследствие этого, главной задачей педагога-дефектолога на первом этапе коррекционной работы является пробуждение детского непосредственного интереса путём «заражения» их примером собственной увлечённости и позитивного настроения в рамках сюжетно-ролевой игре.

Ввиду того, что основным содержанием ролевых взаимоотношений является речевой компонент, а также учитывая тот факт, что диагностика принятия или непринятия ребёнком той или иной роли строится в первую очередь на словесном подтверждении осознанности игры, не менее важной задачей становится стимулирование развития речевой деятельности. Естественный путь развития ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития – это движение от осознания ребёнком факта принятия им роли, подтверждённого словесным согласием, до возникновения у ребёнка ролевых высказываний и – на заключительном этапе – ролевых бесед как с педагогом-дефектологом или воспитателем, так и со сверстниками.

С целью пополнения корпуса теоретических источников по рассматриваемой теме были предложены разработанные в рамках исследования методические рекомендации, ставшие итогом проведённой практической работы, направленной на развитие ролевых взаимоотношений с помощью коррекционно-педагогических средств.

Оцените статью
VIPdisser.ru