2. Виды экономических надзоров.
Надзорная деятельность МВФ имеет два основных аспекта: надзор на двусторонней основе, или оценка политики каждого государства-члена и предоставление рекомендаций по вопросам политики, и надзор на многосторонней основе, или наблюдение за мировой экономикой.
Путем интеграции надзора на двусторонней и многосторонней основе МВФ может обеспечить более комплексный и последовательный анализ «вторичных эффектов», то есть возможного влияния политики одной страны на другие страны. Центральным элементом надзора на двусторонней основе являются консультации в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ, которая предусматривает проведение обзора экономической ситуации и политики в каждом из 189 государств-членов МВФ.
В ходе консультаций в соответствии со Статьей IV рассматриваются различные вопросы, считающиеся критически важными для макроэкономического развития (налогово-бюджетные, финансовые, валютные, денежно-кредитные и структурные), с упором на риски и факторы уязвимости, а также ответные меры политики.
В этом процессе проведения консультаций в соответствии со Статьей IV принимают участие сотни экономистов и других сотрудников МВФ. Консультации имеют форму двустороннего диалога по вопросам политики с официальными органами страны, а не односторонних оценок МВФ.
Группа сотрудников МВФ, как правило, встречается с должностными лицами правительства и центрального банка, а также с другими заинтересованными сторонами, такими как парламентарии, представители деловых кругов, гражданского общества и профсоюзов, чтобы иметь возможность провести оценку экономической политики и направления развития страны.
Сотрудники представляют свой доклад Исполнительному совету МВФ, обычно для обсуждения, после чего консультации завершаются, и резюме заседания передается официальным органам страны. В большинстве случаев при согласии государства-члена оценка Совета публикуется в виде пресс-релиза вместе с сопроводительными докладами персонала.
В 2022 финансовом году МВФ провел 135 консультаций в соответствии со Статьей IV (см. веб-таблицу 2.1). После мирового финансового кризиса МВФ продолжил проведение оценок финансовой стабильности в рамках Программы оценки финансового сектора. Оценка финансового сектора стала частью надзора в отношении стран с системно значимым финансовым сектором.
Надзор на многосторонней основе включает мониторинг экономических тенденций на глобальном и региональном уровнях и анализ вторичных эффектов политики государств-членов, влияющих на мировую экономику. В рамках серии «Обзоры мировой экономики и финансов» МВФ дважды в год издает основные доклады по многостороннему надзору:
«Перспективы развития мировой экономики» (ПРМЭ), «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности» (ДГФС) и «Бюджетный вестник» (БВ). В ПРМЭ приводится анализ состояния мировой экономики, рассматриваются наиболее насущные вопросы, такие как затяжной период нестабильности на мировых финансовых рынках и продолжающееся восстановление экономики после мирового финансового кризиса.
В ДГФС представляются последние оценки глобальных финансовых рынков и перспектив и отмечаются дисбалансы и факторы уязвимости, которые могут создавать риски для финансовой стабильности. В БВ содержатся последние среднесрочные бюджетные прогнозы и оценки изменений в области государственных финансов.
Надзор на двухсторонней основе – это процесс консультаций в соответствии со Статьей IV, который с каждым отдельным государством-членом продолжается несколько месяцев, начиная с рассмотрения департаментами и руководством МВФ внутреннего анализа основных вопросов экономической политики и приоритетов надзора, изложенного в информационном документе под названием «документ по вопросам политики».
В этом документе раскрываются основные направления экономической политики и рекомендации для обсуждения с официальными органами государства-члена. Рассмотрение документа по вопросам политики со всеми департаментами МВФ с целью формирования консенсуса по стране накануне консультации завершается консультационным совещанием по вопросам политики, затем документ направляется на утверждение руководству МВФ.
После его утверждения группа по консультациям в соответствии со Статьей IV прибывает в страну для проведения встреч с государственными должностными лицами и другими заинтересованными сторонами. По возвращении группы в штаб-квартиру МВФ готовится доклад персонала, который вновь анализируется на уровне департаментов и руководства перед его рассмотрением Исполнительным советом МВФ.
Макрофинансовые вопросы при осуществлении надзора в рамках консультаций в соответствии со Статьей IV, как указано в документе персонала «Подходы к макрофинансовому надзору в ходе консультаций в соответствии со Статьей IV», мировой финансовый кризис 2008 года подчеркнул значимость надзора за финансовым сектором и необходимость более глубокого понимания макрофинансовых взаимосвязей.
И хотя мировая финансовая система является более прочной и устойчивой, макрофинансовые взаимосвязи продолжают быть критически важными для всех государств- членов МВФ. В целях повышения результативности и полезности осуществляемого МВФ надзора в Трехлетнем анализе надзорной деятельности 2022 года была представлена рекомендация о том, чтобы сделать макрофинансовый анализ неотъемлемой частью консультаций в соответствии со Статьей IV с упором со стороны МВФ на макропруденциальную политику.
В Плане действий директора-распорядителя по укреплению надзора представлены конкретные шаги, направленные на достижение этих целей. Среди предпринятых для укрепления макрофинансового надзора мер — создание новых инструментов для проведения анализа и обучение сотрудников.
В ходе более чем 60 консультаций в соответствии со Статьей IV была выражена заинтересованность в такой работе. В марте 2022 года Исполнительный совет обсудил положение дел с включением макрофинансового анализа и рекомендаций по вопросам политики в надзор в рамках консультаций в соответствии со Статьей IV на основе представленных в документе выводов.
Совет дал положительную оценку достигнутому прогрессу и согласился с целесообразностью распространения этой работы на все государства-члены. Исполнительные директора заявили, что надзор должен включать в себя двустороннюю оценку макрофинансовых рисков и макроэкономической стабильности.
Они также подчеркнули, что рекомендации по финансовому сектору должны быть соответствующим образом включены в рекомендации МВФ по вопросам налогово-бюджетной, денежно-кредитной и структурной политики. Исполнительные директора сочли, что эта работа повысит результативность надзорной деятельности МВФ посредством стимулирования диалога с официальными органами стран.
Инспектирование, консультации, предоставление услуг
и финансирование стран-членов
В современных условиях деятельность фонда ассоциируется по большей части с его финансово-кредитными функциями. Но в целом существует и другие формы деятельности МВФ (рис. 1).
Рис. 1. Классификация форм деятельности МВФ
Возникновение такой формы деятельности как инспектирование связано с переходом от паритетной к современной, открытой системы обмена валют. При этом членами МВФ было принято решение о том, что Фонд должен расширить свою деятельность за рамки меновой стоимости, которая, в конце концов, является результатом целого ряда экономических мероприятий, изучать все сферы экономики стран, которые устанавливают размер этой стоимости, и непредубеждённо давать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов.
Консультирование является так же постоянной формой деятельности Фонда. Консультируясь со своими членами, МВФ получает информацию о том, насколько ответственно и открыто действует страна при установлении условий, на которых правительства и частные лица других стран покупают и продают её валюту, а так же информацию об общем положении дел в стране.
МВФ проводит три типа консультаций:
Ежегодные консультации. Ежегодно группа из 4 – 5 экспертов МВФ приезжает в столицу определённой страны и около двух недель собирает информацию и обсуждает с должностными лицами экономическую политику страны. После этих двух этапов группа, уже в штаб-квартире готовит подробный доклад для обсуждения его на Директорате.
Дополнительные консультации может организовать директор-распорядитель Фонда в случаях, когда страна неожиданно оказывается в тяжёлой экономической ситуации, или есть подозрение, что её действия противоречат «кодексу поведения» и могут навредить другим государствам.
Специальные консультации МВФ проводит с теми странами, экономическая политика которых в значительной степени определяет состояние мировой экономики.
Услуги странам-членам МВФ предоставляются в таких формах [3, с.118]:
— Повышение квалификации национальных кадров. С 1964 г. в штаб-квартире организации в Вашингтоне работает Институт МВФ, который по специальным программам обучает национальные кадры всех стран;
— Техническая помощь, которую предоставляют эксперты из состава служащих Фонда;
— Информационное обслуживание. Публикация ежегодных и ежемесячных статистических материалов, издание серий специальных брошюр, и другие виды информационной деятельности.
Наиболее же известной является такая форма деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом проблем платёжного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов.
Непосредственное финансирование осуществляется при помощи таких механизмов, как резервный транш и кредитные транши.
Резервным траншем страны-члена называется превышение её квоты в МВФ над «скорректированной» суммой её валютных ресурсов, которые находятся в фонде на счету общих ресурсов. Резервный транш складывается за счёт части взноса страны-члена в резервных активах (СДР, иностранная валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может считать резервный транш своим резервным активом, который можно мобилизовать в кратчайшие сроки.
Кредитные транши. Согласно принципам своей кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в виде четырёх траншей, каждый из которых равен 25% квоты. Покупка кредитных траншей позволяется странам-членам только для финансирования экономических мероприятий, направленных на преодоление проблем платёжного баланса.
Использование первой кредитной доли может быть осуществлено в двух формах:
— Прямая покупка валюты, когда страна получает всю сумму сразу после одобрения Фондом её запроса;
— Поэтапна покупка, которая осуществляется на основании подписания с МВФ «договора о резервном кредите».
Поэтапное финансирование. Последующие покупки страной-участницей валюты у МВФ рассматривается как использование ею так называемых «граничных кредитных долей». Такое финансирование может осуществляться двумя путями: с использованием механизма резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма расширенного финансирования (расширенные кредиты).
Соглашения по резервным кредитам или соглашения «стенд бай», как и соглашения по расширенным кредитам, обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет автоматически получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную до исчерпания обусловленной договором суммы, в любое время на протяжении действия соглашения, но при условии соблюдения положений договора.
Другой формой поэтапного финансирования, которая используется МВФ с 1974 г., является предоставление «расширенных кредитов». Её предназначение состоит в предоставлении валютных средств странам-членам с целью финансирования дефицитов их платёжных балансов на более длительное время и в больших размерах, нежели это предусмотрено уставом МВФ в рамках политики обычных кредитных долей (траншей).
Расширенное финансирование предоставляется странам, у которых имеются трудности с платёжным балансом, обусловленные структурной несбалансированностью производства, торговли и цен, или тем странам, у которых нет возможности проводить политику экономического развития в связи с неудовлетворительным состоянием платёжного баланса.
Льготное финансирование. Этот термин объединяет два механизма финансирования МВФ, направленные на помощь развивающимся странам, и наиболее бедным странам: механизмы финансирования структурной перестройки экономики (МФСП) и механизмы расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП).
Механизмы финансирования структурной перестройки могут использоваться только 62 развивающимися странами. Для получения кредита в рамках МФСП страна подаёт среднесрочную программу действий в виде доклада о принципах политики, который готовится совместно с сотрудниками МВФ и Мирового банка.
Специализированное финансирование. Согласно терминологии МВФ эта форма кредитования объединяет три механизма:
o Компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств;
o Финансирования буферных запасов;
o Финансирования системных трансформаций.
В 1963 г. в МВФ был создам первый механизм финансирования специального назначения – механизм компенсационного финансирования, а в 1988 г. в результате его объединения с механизмом финансирования в случае непредвиденных обстоятельств был создан МКФФНО.
Согласно с этим механизмом кредиты предоставляются в таких случаях: недополучение экспортных поступлений, чрезмерные расходы на импорт зерна, другие непредвиденные внешние обстоятельства. Этот тип кредита создан для того, чтобы предоставлять странам-членам более широкую защиту от неблагоприятного изменения внешних экономических условий.
Механизм финансирования буферных запасов создан в 1969 г. Поэтому механизму предоставляется помощь странам-членам с неблагоприятным состоянием платёжного баланса в финансировании взносов в утверждённые международные буферные запасы сырьевых товаров под эгидой ЮНКТАД.
Механизм финансирования системных трансформаций (СТФ) является специализированным механизмом, утверждённый в 1993 г. Этот механизм создан для предоставления помощи странам, имеющим трудности с осуществлением внешних платежей вследствие глубинных нарушений традиционных торговых связей и структуры платежей, обусловленных переходом от государственной торговли к рыночной.
Сотрудничество России с Международным валютным фондом.
История взаимодействия МВФ с Россией.
В 90-е годы роль внешнеэкономических связей в экономике России имела тенденцию к повышению. В это время Россия начинает сотрудничество с такими организациями, как МВФ, МБРР и становится членом тогда еще «Большой Семерки».
Россия является членом МВФ с мая 1992 г. Российская квота составляла 5,95 млрд. СДР (около 8 млрд. долл.) Или 2,74% от общего числа голосов в фонде (десятое место после семерки индустриальных стран, КНР и Саудовской Аравии).
Управляющий от российской федерации в МВФ — А.Г. Силуанов, а глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина стала заместителем управляющего от России в Международном валютном фонде, сменив на этом посту Сергея Игнатьева. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин
С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.
В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что только усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для проведения экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений.
Тревожные сигналы в экономике Российской Федерации были замечены МВФ достаточно давно, и поэтому в июле 1998 г. была достигнута концессия о выделении Российской Федерации займа в двадцать миллиардов в рамках механизма чрезвычайного финансирования из специального дополнительного резервного фонда.
Дополнительный резервный фонд (ДРФ) предназначен для использования его странами-членами при наличии серьезных проблем с платежным балансом, обусловленных необходимостью одномоментного погашения большого количества краткосрочных обязательств, и из-за тотальной потери доверия со стороны участников рынка.
К сожалению, можно констатировать факт определенной политизации взаимоотношений Российской Федерации с Фондом в нынешних условиях, ведь сама вероятность получения займов Фонда существенно возросла после событий на Балканах, когда угроза возврата Российской Федерации к мобилизационной экономике планового характера заставила Фонд пойти на определенные компромиссы и пересмотреть свои жесткие требования.
Цена привлекаемых Россией у международных валютно-кредитных организаций ресурсов является, как правило, ниже рыночной. По крайней мере, они предоставляются на таких условиях (включая объемы и сроки), которые не возможно согласовать с иными источниками заимствований.
Объемы заимствований России (включая прямые инвестиции и гарантии) весьма существенны и значительно превышают взносы России в уставные капиталы соответствующих организаций. Но влиять на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах).
Обязательства, принятые Россией по программе на 1993 — 1994 годы, не были выполнены полностью. Реализация программы на 1995 г. считается в целом успешной: произошло существенное снижение инфляции (с 17,8% в январе до 3,2% в декабре), сокращение уровня дефицита консолидированного бюджета (по расчетам МВФ) с 11% ВВП в 1994 г. до 5% ВВП в 1995 году.
Весьма показательными являются данные, отражающие динамику ВВП России за время ее сотрудничества с МВФ.
Начиная с 1998 г. можно говорить об определенной стабилизации ВВП России на уровне 57 — 60% от ВВП 1989 года. Рост ВВП России в 2000 году составил более 7%. Но отсюда нельзя сделать вывод, что перелом тренда и начавшийся рост экономики были обусловлены именно кредитами МВФ.
Нельзя не отметить, что рост проявился конкретно в те годы (1999 — 2000 гг.), когда Россия отказалась от дальнейших заимствований у МВФ. Можно по-разному оценивать такое положение вещей. С одной стороны, отношения с международными финансовыми организациями и их ресурсы — лишь субсидиарные источники, которые не в состоянии заменить собой отсутствие реальных действий или же сбалансировать неправильные действия российского руководства.
С другой стороны, известный специалист по проблемам развития международных финансовых отношений и лауреат Нобелевской премии Р. Манделл полагает, что МВФ вообще не справился с ролью гаранта стабильности мировой денежной системы, а проводимая Фондом политика в отношении России оказалась абсолютно непригодной.
Рисунок 1.1 — Динамика ВВП России 1995-2022 годов
В связи с выше изложенным, можно сказать, что достигаемый эффект от проводимых экономических реформ будет максимальным только в том случае, если программа полностью разрабатывается в той стране, которая ее реализует. Но этот принцип, как правило, отсутствовал при составлении прежних программ сотрудничества России и МВФ.
Членство в МВФ налагает на Россию, как и на другие страны, обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статье соглашения МВФ.
Во-первых, обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемой национальной валюты в области международных текущих операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.
Во-вторых, страны-члены не могут прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этим требованиям, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.
В-третьих, непременным условием членства России и любых других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены регулярно предоставляют Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п.
Кредиты МВФ России связаны с выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.
Первая категория требований МВФ к России – ужесточение денежно-кредитной политики, в первую очередь ограничения кредитования государства. В расширении кредитов Центрально банка МВФ видел основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиления контроля за приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России.
Вторым основным требований МВФ к России являлось приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы из-за того, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации, Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание.
— увеличение роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
— абсолютное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, кроме нескольких естественных монополий;
— полное поощрение частого сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
— земельная и сельскохозяйственная реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
— укрепление банковского сектора – усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны ЦБ, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;
Третьим основным условием кредитов, представляемых МВФ России, является либерализация внешнеэкономической деятельности. Из-за введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственной торговой политики: лицензирование, количественное ограничение (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы.
Экспортные тарифы ограничения применялись с целью сдерживания чрезмерного вывоза, а в первую очередь энергоносителей и сырья. Импортные тарифы предназначены для создания более благоприятных для национальных предприятий ради оживления производства в России.
Одним из важных факторов участия России в МВФ можно назвать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Российское правительство подписало соглашение о реструктуризации задолженности, как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредитования.
С помощью этого удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредитоспособность и платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба внешней экономики и национальной денежно-кредитной системы.
С 2000г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в существенном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности.
Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъектуры, таким образом не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.
Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду для получения кредитов. Однако при этом нужно понимать, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.
Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг. Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой.
Диссертация: библиография по экономике, доктора экономических наук, кузнецов, вячеслав сергеевич, москва
1. Закон РФ от 9 октября 1992г. №3615-1 О валютном регулировании и валютном контроле // Российская газета. М., 1992. — 4 ноября.
2. Заявление Правительства Российской Федерации и ЦБ РФ об экономической политике в 1994 году // Деньги и кредит. М., 1994. — №4. — С. 3-6.
3. Заявление Правительства и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 1995 год // Деньги и кредит. М., 1995. — №2. — С. 3-12.
4. Заявление Правительства и Центратьного банка Российской Федерации о среднесрочной стратегии и экономической политике на 1997 год // Вестник Банка России. -М., 1997. №40. — С. 1-10.
5. Заявление Правительства РФ и Центрального банка Российской Федерации от 11 апреля 1998г. Об экономической и структурной политике на 1998г. // Российская газета (Ведомственное приложение). М., 1998. — 16 мая.
6. О бюджетной политике на 2000 год (Послание Президента РФ Б.Н. Ельцина Правительству РФ) // Финансы. М., 1999. — №5. — С. 3-7.
7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на1996 год // Деньги и кредит. М., 1996. — №1. — С. 3-16.
8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на1997 год // Деньги и кредит. М., 1996. — №12. — С.3-23.
9. Основные направления единой государственной финансово-кредитной политики на 1999 год // Центральный банк России // Коммерсантъ. М., 1998. — 8 декабря.-С.4-5.
10. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997г. №1226 О присоединении Российской Федерации к Специальному стандарту распространения данных МВФ // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1997. — №40.
11. Алмазова О.Л, Дубоносов Л.А. Золото и валюта: Прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1988.- 156с.
12. Анулова Г.Н. Международные валютно-финансовые организации и развивающиеся страны. М.: Наука, 1998. — 182 с.
13. Богданов О.С. Валютная система современного капитализма. М. .Мысль, 1976. -271с.
14. Борисов С.М. Золото в экономике современного капитализма. М.: Финансы и статистика, 1984. — 478 с.
15. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. Под редакцией профессора Н.Н. Ливенцева. М.: Финансы и статистика, 1996. — 160 с.
16. Валютный рынок России: тенденции и перспективы // отв. ред. член-корр. РАН проф. И.С. Королев. М.: «Евромани Пабликейшнз Пи Эл Си» — Московская Межбанковская Валютная Биржа, 1997. — 181 с.
17. Гилберт М. В поисках единой валютной системы. М.: Прогресс, 1984. — 349 с.
18. Горбунов С.В. Международный валютный фонд: противоречия капиталистического валютного регулирования. М.: Международные отношения, 1988. — 176 с.
19. Загашвили B.C. Экономическая безопасность России. М.: Юрист, 1997. — 240 с.
20. Казакевич В.П. Проблемы международных денег при капитализме. М.: Наука, 1987.-261 с.
21. Константинов Ю.А. Две интеграции два валютно-финансовых механизма. — М.: Финансы и статистика, 1986. — 302 с.
22. Королев И.С. Валютные отношения капитализма: экономика и политика. М.: Наука, 1986.-231 с.
23. Курилин Н.П, Международный валютный фонд. М.: Финансы, 1967. -54с.
24. Ларионов К.А. Два мира, две валютные системы. М.: Финансы, 1973. — 175 с.
25. Ларионов К.А. Кризис капиталистической валютной системы. М.: Финансы, 1969. — 56 с.
26. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. -520 с.
27. Лисин B.C. Преобразования отношений собственности в стратегии российских экономических реформ. М.: Высшая школа, 1998. — 136 с.
28. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для вузов. М.: Финансы. — ЮНИТИ, 1998.-728 с.
29. Матюхин Г.Г. Проблемы кредитных денег при капитализме. М.: Наука, 1977. — 224 с.а
30. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под редакцией Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 1994. — 592 с.
31. VII Международный банковский конгресс. Глобализация финансовых рынков: движущие силы и последствия.2-6 июня 1998 года. Стенографический отчет. СПб, Культ-информ-пресс, 1998. — 224 с.
32. Международный финансовый кризис: новый этап глобального экономического развития? (Материалы Ученого Совета 4 и 7 декабря 1998г.). М.: Российская академия наук, Институт мировой экономики и международных отношений, 1999. -92с.
33. Мосин И.Н. Международный валютный фонд // Под ред. Г.С. Лопатина. М.: Международные соглашения, 1964. — 240 с.
34. Осипов Ю.М., Рощин Г.Е Международные валютно-кредитные отношения и страны Африки. М.: Финансы и статистика, 1986. — 127 с.
35. От кризиса к росту. Опыт стран с переходной экономикой // Под ред. М.А. Дерябиной. М.: ИМЭ и ПИ РАН — «ЭДИТОРИАЛ УРСС», 1998. — 206 с.
36. Павлов В.В. Регулирование валютных отношений современного капитализма М.: Наука, 1977. — 159 с.
37. Пашкус Ю.В. Деньги и валютная система современного капитализма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983,- 175 с.
38. Пебро, Мишель. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер с франц. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Универс», 1994. — 496 с.
39. Перар Ж. Управление международными денежными потоками. М.: Финансы и статистика, 1998. — 208 с.
40. Попов В.В. Шокотерапия против градуализма: конец дискуссии: Доклады Института Европы, №49. М.: б/м., 1998. — 64 с.
41. Портной М.А. и др. Базисные принципы платежных отношений и валютной политики. М.: Российский фонд фундаментальных исследований, Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН, 1995. — 166 с.
42. Прохорова Г.Н. Международные организации во внешнеэкономической политике империализма. М.: Наука, 1986. — 184 с.
43. Реформы глазами американских и российских ученых // ред. О.Т. Богомолов. М.: Рос. эконом, журнал, Фонд «За эконом, грамотность», 1996. — 266 с.
44. Россия в меняющемся мире // Редактор А. Илларионов. // Ин-т экономического анализа. — М.: 1997. — 610 с.
45. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ.-М.: Экономика, 1994. 334 с.
46. Синельников-Мурылев С.Г. и др. Законодательные и политические аспекты бюджетной политики в постсоветской России: Научные труды. М.: Б.и., 1998. — 160с.
47. Современный финансово-экономический кризис. Реакция нарождающихся рынков и центров мировой экономики.// Материалы научной конференции, проведенной в Институте Латинской Америки 30 марта 1999 г. Отв.ред. д.э.н. В.М.Давыдов. М.: ИЛА РАН, 1999.-217 с.
48. Смыслов Д.В. Кризис современной валютной системы капитализма и буржуазная политическая экономия. М.: Наука, 1979. — 423с.
49. Смыслов Д.В. Международные валютно-финансовые отношения России: проблемы переходного периода / Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. М., 1994. — 100 с.
50. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1993. — 223 с.
51. Солодовников С.Н. Проблемы внешней задолженности развивающихся стран. -М.: Наука, 1986.-189 с.
52. Сорос, Джордж. Алхимия финансов: Рынок: как читать его мысли. Новое предисловие. М.: ИНФРА-М, 1998. — 416 с.
53. Суровцева В.И. Международная валютная ликвидность: проблемы и противоречия. М.: Финансы и статистика, 1983. — 128 с.
54. Таньков А.В. Международный валютный фонд в условиях современного капитализма. М., 1984. — 85 с. (Актуальные валютно-финансовые проблемы. Обзор. Научно-исследовательский финансовый ин-т. Вып. 2).
55. Федякина JT.H. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. М.: изд-во «Дело и Сервис», 1998. — 304.
56. Хандруев А.А. Деньги в экономике современного капитализма. М.: Мысль, 1983.-206 с.
57. Чижов К.Я. Международные валютно-финансовые организации капитализма. М.: Финансы, 1968. — 222 с.
58. Шенаев В.Н. Международный рынок ссудных капиталов. М.: Финансы и статистика, 1985. — 190 с.
59. Шмелев В.В. Коллективные валюты от счетных единиц к коллективным деньгам. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 150 с.
60. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций: Вып. 1. -М.: «Научная книга», 1996. 220 с.
61. Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: Аналитический обзор / редактор Б.Красин. М.: РАН, Ин-т мировой экономики и международных отношений, 1997. — 54 с.
62. Bird, Graham. IMF lending to developing countries. Issues and evidence. London: Routledge, 1995.
63. Bird, Graham. International financial policy and economic development. London: Macmillan, 1987.
64. Bretton Woods: Looking to the Future. Wash.: Bretton Woods Committee, 1995.
65. Convenio Constitutive del Fondo Monetario Internacional. Wash., 1968. — 127 p.
66. Convenio Constitutive del Fondo Monetario Internacional. Wash., 1978. — 144 p.
67. Grindle, Merilee S., and John W. Thomas. Public choices and policy change: The political economy of reform in developing countries. Baltimore, Md.: Johns Hopkins University Press, 1991.
68. Guasch, J. Luis, and Pablo T. Spiller. Managing the Regulatory Process: Concepts, Issues and the Latin America and Caribbean Story Book. Directions in Development Series.- Wash.: World Bank and Johns Hopkins University Press, 1997.
69. Haggard, Stephan, and Robert Kaufman, eds. The politics of economic adjustment.- Princeton, N. Y.: Princeton University Press, 1992.
70. Horie, Shigeo. The International Monetary Fund. London: Macmillan & Co. LTD, 1964. — 209.
71. Oxfam. Africa make or break: the failure of IMF / World Bank policies. Oxford: Ox-fam, 1993.
72. Sidell, Scott R. The IMF and Third World instability: Is there a connection? London: Macmillan, 1988.
73. Публикации МВФ, МБРР. ЮНКТЛД, МаБР
74. Axilrod, Stephen Н. Transformations to Open Market Operations // Developing Economies and Emerging Markets //Economic issues, 7. Wash.: IMF, 1996, 17 p.
75. Aylward, Lynn, and Rupert Thorne. Countries’ Repayment Performance Vis a — vis the IMF: An Empirical Analysis // Staff Papers. — 1998. — №4.
76. Bate, Peter. ^Dolares para todos? // BID America. Wash.: BID, 1999. — № 5-6. — P.23.
77. Begg, David K.H. Monetary Policy in Central and Eastern Europe: Lessons After Half a Decade of Transition // Working Paper, № WP/96/108. Wash.: IMF, September 1996. -91p.
78. Blejer, Mario I. and Graciana del Castillo. «Deija Yu All Over Again?» The Mexican Crises and the Stabilization of Uruguay in the 1970 // Working Paper, № WP/96/80. Wash.: IMF, My 1996. 16 p.
79. Boote, Anthony R., and Kamau Thugge. Debt Relief for Low-Income Countries and the HIPC Initiative // Working Paper, № WP/97/24. Wash.: IMF, March 1997. — 29 p.
80. Buchs, Thierry D. Selected WTO Rules and Some Implications for Fund Policy Advice // Working Paper, № WP/96/23. Wash.: IMF, March 1996. — 67 p.
81. Carstens, Agustm and Alejandro Werner. Mexico’s experience in managing capital flows // Latin American Economic POLICIES. Wash.: Inter-American Development Bank, 1998. — №4. — P. 9 — 12.
82. Central Bank Reforms in the Baltics, Russia, and the Other Countries of the Former Soviet Union // By a Staff Team led by Malcolm Knight // Occasional Paper, № 157. Wash.: IMF, December 1997. 61 p.
83. Dooley, Michael P., Donald J. Mathieson and Liliana Rojas-Suarez. Capital Mobility and Exchange Market Intervention in Developing Countries // IMF Working Paper, № WP/96/131. Wash.: IMF, November 1996. — 38 p.
84. ESAF at Ten Years. Economic Adjustment and Reform in Low-Income Countries // Occasional Paper, № 156. Wash.: IMF, December 1997.
85. Factors Behind the Financial Crises in Mexico // World Economic Outlook, Annex 1. Wash.: IMF, May 1995.
86. Fisher, Stanley. Capital Account Liberalization and the Role of the IMF. International Monetary Fund, September 1997. — 13 p.
87. Fisher, Stanley, Ratna Sahay, and Carlos A. Vegh. Stabilization and Crowth in Transition Economies: The Early Experience // IMF Working Paper, № WP/96/31. International Monetary Fund, April 1996. — 22 p.
88. FitzGerald, E.V.K. International versus regulation: the role of the IMF in crises prevention and management // Discussion papers, №115.-Geneva: UNCTAD, April 1996. -31p.
89. Galbis, Vicente. Currency Convertibility and the Fund: Review and Prognosis // IMF Working Paper, № WP/96/39. Wash.: IMF, April 1996. — 59 p.
90. Gavin, Michael, Ricardo Hausmann у Ernesto Talvi. Ahorro у flujos de capital: ^Hay diferencias entre Asia у America Latina? // PoHticas de Desarrollo. Wash.: BID, 1997. -№1. — P. 5-6.
91. Gavin, Michael у Ricardo Hausmann. Capital propio о extranjero: enfoques de integration fmanciera // PoHticas de Desarrollo. Wash.: Banco Interamericano de Desarrollo, diciembre de 1996. — P. 1,4-6.
92. Ghosh, Atish R. Inflation in Transition Economies: How Much? And Why? // Working Paper, № WP/97/80. IMF, July 1997. — 28 p.
93. Globalization. Opportunities and Challenges // World Economic Outlook // World Economic and Financial Surveys. Wash.: IMF, May 1997. — 208 p.
94. Goldberg, Linda S. Foreign Exchange Markets in Russia // Staff Papers. Wash.: IMF, 1993. -№4. — P. 852 — 864.
95. Goldstein, Moris, and Peter Montiel. Evaluating Fund stabilization programs with multi-country data: Some methodological pitfalls // Staff Papers. Wash., 1986. — №33. -P. 304 -344.
96. Guitian, Manuel. Conditionality: Past, Present, Future // Staff Papers. Wash.: IMF, December 1995. — №4. — P. 792-835.
97. Haggard, Stephan, and Steven B. Webb. What do we know about the political economy of policy reform ?//World Bank research Observer.-Wash., 1993.-№8.-P.143 168.
98. Harold, James. The Historical Development of the Principle of Surveillance // Staff Papers. Wash.: IMF, December 1995. — №4. — P. 765-791.
99. Haque, Nadeem U. et al. The Economic Content of Indicators of Developing Country Creditworthiness//IMF Working Paper, № WP/96/9. Wash.: IMF, January 1996. — 36p.
100. Heller P.S., A.L. Bovenberg, T. Catsambas, K. Y. Chu, and P. Shome. The implications of Fund-supported adjustment programs for poverty // Occasional Paper, № 58. Wash.: IMF, 1998.
101. MF Annual Report, 1993-1999. Washington.
102. IMF International Financial Statistics // Yearbook. Wash.: IMF, Various years.
103. IMF Survey // Supplement on the Fund. Wash.: IMF, Various years.
104. Issues in International Exchange and Payments Systems // Prepared by a staff team from the Monetary and Exchange Affairs Department // World Economic and Financial Surveys. Wash.: IMF, April 1995. — 85 p.
105. Jang-Yung Lee. Sterilizing Capital Inflows // Economic issues, 7. Wash.: IMF, 1997,- 16 p.
106. Khan, Mohsin S. The Macroeconomic Effect of Fund-Supported Adjustment Programs // Staff Papers. Wash.: IMF, 1990. — №2. — P. 195 — 231.
107. Khan, Mohsin, and Malcolm Knight. Fund-supported adjustment programs and economic growth // IMF Occasional Paper, Х» 41,- Wash.: IMF, 1985.
108. King, Timothy. Requirements for Participation in the International Monetary Fund and the World Bank. Wash.: Economic Development Institute of the World Bank, 1990.-28 p.
109. Knight, Malcolm, and Julio A. Santaella. Economic determinants of Fund financial arrangements // Working Paper, № WP/94/36. Wash.: IMF, 1994.
110. Masson, Paul R. and Pierre-Richard Agenor. The Mexico Peso Crises: Overview and Analysis of Credibility Factors//IMF Working Paper.-Wash.:IMF, January 1996. -19p.
111. Mussa M. et al. Improving the international monetary system: constraints and possibilities // Occasional Paper, № 116. Wash.: IMF, 1994.
112. Official Financing for Developing Countries // Prepared by a Staff Team in the policy Development and Review Department led by Anthony R. Boote // World Economic and Financial Surveys. IMF, December 1995. — 120 p.
113. Polak, Jacques J. Fifty Years of Exchange Rate Research and Policy at the International Monetary Fund//Staff Papers. Wash.: IMF, December 1995. — №4. — P. 734-761.
114. Private Market Financing for Developing Countries// Prepared by a Staff Team in the Policy Development // World Economic and Financial Surveys. Wash.: IMF, November 1995.- 89 p.
115. Quirk, Peter J. Adopting Currency Convertibility: Experiences and Monetary Policy Considerations for Advanced Developing Countries // Working Paper. Wash.: IMF, August 1994.
116. Quirk, Peter J. Capital Account Convertibility: A New Model for Developing Countries // IMF Working Paper. Wash.: IMF, July 1994. — 22 p.
117. Santaella, Julio A. Four decades of Fund arrangements: Macroeconomic stylized facts before the adjustment programs//Working Paper, №WP/95/74. Wash.: IMF, 1995.
118. Santaella, Julio A. Stylized Facts Before IMF-Supported Macroeconomic Adjustment // Staff Papers. Wash.: IMF, 1996. — №3. — P. 502 — 544.
119. Savastano, Miguel A. Dollarization in Latin America: Recent Evidence and Some Policy Issues // Working Paper, № WP/96/4. Wash.: IMF, January 1996. — 24 p.
120. Selected Decision of the International Monetary Fund and Selected Documents // Tenth Issue. Wash.: International Monetary Fund, 1983. — 30 April. — 473 p.
121. Staff Papers .- Washington: IMF, Various years.
122. Streeten, Paul. Quien gana у quien pierde con la globalizacion // El BID. Wash.: Banco Interamericano de Desarrollo. 1996. — №12. — P. 6-7.
123. Theoretical aspects of the design of Fund-supported adjustment programs // Occasional Paper, №55. Wash.: IMF, 1987.
124. Westley, Glenn. Las reformas flnancieras en America Latina // Politicas de Desarrollo. Wash.: Banco Interamericano de Desarrollo, diciembre de 1996. — P. 7-9.
125. Zulu, J.B., and S.M. Nsouli. Adjustment programs in Africa: the recent experience // Occasional Paper, №34. Wash.: IMF, 1985.
126. Статьи в периодических изданиях, справочно-статистические материалы
127. Абалкин JI. Назревшие перемены // Вопросы экономики. -М., 1998. -№6.-С. 4-9.
128. Абалкин Л.И. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России // Деньги и кредит. М., 1998. — №5. — С. 31-38.
129. Авен, Петр. Экономика торга. О «крахе» либеральных реформ в России// Коммерсантъ. М., 1999. — 27 января. — С. 4-5.
130. Амирханова Ф. Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь. -М., 1998. №2. — С.4.
131. Аникин А. Экономика США на исходе века: итоги и проблемы // МЭ и МО. -М„ 1998.-№11.-С. 27-46.
132. Анулова Г. МВФ и МБРР во всемирном хозяйстве: взгляд с новых позиций // МЭиМО.-М., 1990.-№1.-С. 111-119.
133. Афонцев С. Внешняя задолженность России//МЭ и МО.-М., 1998. -№7.-С. 5-18.
134. Бабич Д. Кредит МВФ заморожен до мая // Независимая газета. М., 1997. — 4 апреля. — СЛ.
135. Балацкий Е. Монетаристские программы и безработица // МЭ и МО. М., 1995. -№1. — С. 87-97.
136. Барабанов М. Системный кризис экономики России // МЭ и МО. М., 1995. — №3. — С. 17-24.
137. Беккер, Александр. Финансовая инквизиция. МВФ продолжает с пристрастием испытывать Россию // Финансовые известия. М., 1999. — 6 мая. — С. 11.
138. Белолипецкий В.Г. О финансовой стабилизации в России // Финансы. М., 1999. — №2. — С. 16-18.
139. Бодо, Жак. Глобальный капитализм: необходимость в обновлении универсалистской модели // МЭ и МО. М., 1998. — №12. — С. 94-110.
140. Борисов С.М. Внешние долги России // Деньги и кредит. М., 1997. — №2. — С. 19-23.
141. Борисов С.М. Конвертируемость рубля в кризисной ситуации // Деньги и кредит. -М„ 1999. -№1. С. 51-64.
142. Борисов С.М. Мировой рынок золота: современная ситуация // Деньги и кредит. -М„ 1995.-№1,-С. 25-33.
143. Борисов С.М. Финансовый кризис и внешняя задолженность России // Деньги и кредит. М., 1998. — №10. — С. 37-49.
144. Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. М., 1998. — №3. — С. 55-64.
145. Васильчук Е. МВФ и Россия вынуждены помириться до декабря // Финансовые известия. М., 1997. — 4 ноября. — С. 11.
146. Воложинская М.О. К вопросу о внешней задолженности России // Финансы. -М., 1999.-№4.-С. 58-59.
147. Гриценко Г.А. Кризис на мировом финансовом рынке и его влияние на денежный рынок России // Банковское дело. М., 1998. — №3. — С. 22-24.
148. Дикушин А. Российские эмитенты на еврорынке долговых обязательств // МЭ и МО. М., 1998. — №4. — С. 123-130.
149. Доронин И.Г. Международный финансовый кризис: причины и последствия // Деньги и кредит. М., 1999. — №2. — С. 34-39.
150. Евстигнеев В. Мировая валютно-кредитная система и Россия // МЭ и МО. М., 1994. — №8-9. — 46-59.
151. Евстигнеев В. Россия и кредитная политика МВФ и МБРР // МЭ и МО. М., 1996. — №5. — С. 5-16. — №6. — С. 17-26.
152. Жуков С. Россия: экономическое развитие и императивы глобализации // МЭ и МО.-М., 1999.-№1,- С. 25-34.
153. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации // Финансы. М., 1999. — №1. — С. 3-7.
154. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис // Вопросы экономики. М., 1998. — №11. — С. 20-35. — ,№12. — С. 12-31.
155. Калинина. Юлия. Суфлер для премьера // Московский комсомолец. М., 1998.- 28 апреля. С. 1,3.
156. Козлов А.А. Глобализация финансовых рисков и ее воздействие на банковскую систему России // Деньги и кредит. М., 1998. — №6. — С. 3-7.
157. Королев И. 1997 год в мировом экономическом развитии // МЭ и МО. М., 1998. — №8.-С. 3-7.
158. Королев И. Мировая экономика после финансового кризиса // МЭ и МО. М., 1998. — №7.-С. 41-49.
159. Красавина J1.H., Баранова Е.П. Антиинфляционная помощь и стратегия экономического роста // Деньги и кредит. М., 1999. — №1. — С. 65-74.
160. Кузнецов В. Что такое глобализция? // МЭ и МО. М., 1998. — №2. — С. 12-21.
161. Кузнецова В. Россия ужесточила свою политику в диалоге с МВФ // Известия.- М„ 1998. 20 февраля. — С.2.
162. Лопес-Кларос, Аугусто. Подход Международного валютного фонда к введению макроэкономических коррективов // Деньги и кредит. М., 1993. — №2.- С. 20-23.
163. Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. М., 1992. — №4. — С. 76-79.
164. Ляско А. Реализация программы стабилизации не способна преодолеть кризис // Вопросы экономики. М., 1998. — №9. — С. 4-25.
165. May В. Российские реформы сквозь призму латиноамериканского опыта // Вопросы экономики. М., 1998. — №2. — С. 4-21.
166. Мельников В.Н. Вопросы валютного регулирования и валютного контроля в период финансового кризиса // Деньги и кредит. М., 1998. — №12. — С. 36-42.
167. Миклашевская Н. Политика валютного курса в странах с переходной экономикой // МЭ и МО. М., 1998. — №7. — С. 90-101.
168. Мовсесян А.Г., Журавлев В.В. Как остановить бегство капитала // Бизнес и банки. М., январь 1999. — №3. — С. 2.
169. Морозов В. Анатомия кризиса политика «отсроченной» инфляции /7 Вопросы экономики. -М„ 1998. — №9. — С. 26-32.
170. Морозов С.Л. К вопросу о нормализации финансового механизма в России // Финансы. М., 1998. — №1. — С. 53-55.
171. Москвин В.А. Проблемы реструктуризации и банковской «болезни» // Деньги и кредит. М., 1999. — №3. — С. 26-31.
172. Наговицын А.Г. Валютно-финансовый кризис результат ошибочной концепции конвертируемости рубля // Бизнес и банки. — М., ноябрь 1998. — №45. — С. 1-2. .
173. Назиркулов Р. МВФ заморозил кредит // Независимая газета. М., 1997.- 18 марта.
174. Неймышев П.А. Азиатский кризис и его влияние на российский финансовый рынок // Финансы. М., 1998. — №8. — С. 54-56.
175. Никитин С.М., Семенов Е.К. Гиперинфляция: латиноамериканский опыт и Россия // Деньги и кредит. М., 1993. — №8. — С. 42-51.
176. Никитин С., М. Степанова, Е. Глазова. Что такое «шоковая терапия»? // МЭ и МО. М., 1992. — №2. — С. 5-22.
177. Оболенский В. Открытость экономики и экономическая безопасность России // МЭ и МО. М., 1995. — №5. — С. 56-67.
178. Пичугин Б. Внешний долг России // МЭ и МО. М., 1995. — №6. — С. 21-31, №7. -С. 65-75.
179. Попов, Евгений. Острова невезения. МВФ снимает шкуры с «тигров» // Советская Россия. М., 1998. — 13 января. — С. 3.
180. Портанский А. Настало время подумать о будущих отношениях с МВФ // Финансовые известия. М., 1998. — 19 февраля.
181. Рябикин В.И., Семенов В.П. Инфляция: оценка причин и следствий // Финансы. -М., 1998. №6.-С. 62-64.
182. Сакс, Д. Стабилизация российской экономики: концепция и действительность // МЭ и МО. М., 1995. — №2. — С. 58-73.
183. Саркисянц А.Г. Проблема внешней задолженности России // Деньги и кредит. -М„ 1999,-№2.-С. 40-48.
184. Симонов В.В. Мировой фондовый кризис и российский рынок ценных бумаг. // Деньги и кредит. М., 1998. — №1. — С. 42-46.
185. Смыслов Д.В. Валютная сфера и экономика России: механизмы взаимодействия // Деньги и кредит. М., 1995. — №2. — С. 13-20.
186. Смыслов Д.В. Иностранная помощь: магия цифр и реалии // Деньги и кредит. -М„ 1993,-№8.-С. 30-41.
187. Смыслов Д. Куда идет мировая валютная система? // МЭ и МО. М., 1997.- №7. С. 13-27, №8. — С. 65-82.
188. Соколов В. Возможна ли дедолларизация? // Экономика и жизнь. М., 1997.- №6. С. 45.
189. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономики . М., 1998. — №6. — С. 10-67.
190. Стиглиц Дж. Многообразные инструменты, шире цели: движение к поствашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики. М., 1998. — № 8. — С. 4-34.
191. Стуруа Г. Взгляд на МВФ сквозь призму военной перестройки // МЭ и МО. -М„ 1990,-№5.-С. 21-32.
192. Хейфец Б.А. Внешний долг России // Финансы. М., 1999. — №2. — С. 22-24.
193. Холопов А. Переходные экономики: реформа внешнеторговой политики // МЭ и МО. М., 1998. — №1. — С. 5-17.
194. Шенаев В.Н. Чтобы остановить процесс инфляции, нужно остановить падение производства // Деньги и кредит. М., 1993. — №12. — С. 27-33.
195. Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России // Деньги и кредит. М„ 1995. — №2. — С. 21-26.
196. Шмелев В. Операции мирового частного рынка валют и ссудных капиталов // Внешняя торговля. М., 1998. — №7-9. — С. 27-31.
197. Шмелев Н. Кризис внутри кризиса // Вопросы экономики. М., 1998. — №10. -С. 4-17.
198. Эрнандес-Ката, Эрнесто. Россия и МВФ: проблемы стабилизации на макроуровне // Деньги и кредит. М., 1995. — №1. — С. 46-53.
199. Юданов А. Вторая русская шокотерапия // МЭ и МО. М., 1994,- №5. — С.55-68.
200. Юрьев, Олег. Расчленяй и властвуй. Российские законы по-прежнему пишутся в Америке // Московский комсомолец. М., 1998. — 26 ноября. — С. 3.
201. Ясин Е. Поражение или отступление? (российские реформы и финансовый кризис) 1! Вопросы экономики. М., 1999. — №2. — С. 4-28.
202. Aninat Has Advice For Ecuador // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 2000. — 18 January. -P. 18.
203. A Supply-Side Nobel // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1999. — 14 October. — P.6.
204. Ashinger, Gerhard. An analysis of the Hong Kong crash // Economic and Financial Prospccts. Basel: Swiss Bank Corporation, 1998. — №1. — P. 12-19.
205. Barro, Robert J. Let the Dollar Reign From Seattle to Santiago // The Wall Street Journal. Brussels, 1999. — 9 March. — P. 10.
206. Bird, Graham. Changing partners: Perspectives and policies of the Bretton Woods institutions // The World Quarterly. London, 1994. — №15. — P. 483-502.
207. Bird, Graham. Economic assistance to low income countries: Should the link be resurrected? // International Finance, №193. Princeton, NY: International Finance Section, Department of Economics, Princeton University, 1994.
208. Bird, Graham. The myths and realities of IMF lending // The World Economy. Oxford, 1994. — №17. — P. 759-778.
209. Bird, Graham. The International Monetary Fund and developing countries: a review of the evidence of policy options // International Organization // Edited at the University of Southern California. Cambridge, MA, 1996. — №3. — P. 477-511.
210. Bird, Graham, and Timothy Orme. An analysis of drawings on the International Monetary Fund by developing countries // World Development. Devec: North Holland, 1981,-№9.-P. 563-568.
211. Brown, Gordon. A New Global Financial Architecture // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1998.- 6 October. — P. 10.
212. Brown, Gordon. Britain’s Chancellor on Today’s World // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1998. — 16 December.
213. Brown, Gordon. Building a Strong World Financial System // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1999. — 28 April. — P. 10.
214. Cioclea, Sergiu. Y a-t-il une vie apres la stabilisation russe? // Conjoncture. Paris: Paribas, 1997. — №11. — P. 2-8.
215. Conway, Patrick. IMF lending programs: Participation and impact // Journal of Development Economics. Devec: North Holland, 1994. — №45. — P. 365-391.
216. Cornelius, Peter. The demand for IMF by sub-Saharan African countries // Economic Letters. Oxford, 1987. — №23. — P. 99-102.
217. De Boysson, Olivier et Alexis Beguin. Le FMI sous le feu de la critique // Conjoncture. Paris: Paribas, 1998. — №8. — P. 7-13.
218. De Boysson, Olivier. Pays emergent: risques de marche ou risque de la solvabilite? // Conjoncture. Paris: Paribas, 1997. — №5. — P. 2-9.
219. De Boysson, Olivier, Thomas Lancereau. Les creanciers face a la crise des pays emergents // Conjoncture. Paris: Paribas, fevrier 1999. — №2. — P. 17-23.
220. Dornbusch, Rudi. When funny money is no joke // Financial Times. London, 2000. -3 January. — P. 15.
221. Doroodian, Khosrow. Macroeconomic performance and adjustment under policies commonly supported by the International Monetary Fund // Economic Development and Cultural Change. Oxford, 1993. — №41. — P.849-864.
222. Edwards, Sebastian. The IMF and the developing countries: A critical evaluation // Carnegie Rochester Conference Series on Public Policy. — Wash.: North Holland, 1989. -№31.
223. Feldstein, Martin. The IMF Should Focus on Crises Management // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1998. — 6 October. — P. 10.
224. Finch, David С. The IMF: The record and prospects // International Finance. -Princeton, NJ: International Finance Section, Department of Economics, Princeton University, 1989. -№175.
225. Gold Glitters Again // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1999. — 29 September. -P. 10.
226. Gylfason, Thorvaldur. Credit policy and economic activity in developing countries with IMF stabilization programs // Studies in «International Finance». Princeton, N.Y.: Princeton University, 1987. — №60.
227. Hanke, Steve. The Beauty of a Parallel Currency // The Wall Street Journal Europe. -Brussels, 2000. 18 January. — P. 11.
228. IMFonomics // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1998. — 27 April. — P. 10.
229. Joyce, Joseph. The economic characteristics of IMF program countries // Economic Letters. Oxford, 1992. — №38. — P. 237-242.
230. Kemp, Jack. The IMF is a Negative Force // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1999. — 9 February. — P. 13.
231. Khan, Mohsin, and Malcolm Knight. Some theoretical and empirical issues relating to economic stabilization in developing countries // World Development. Devec: Per-gamon, 1982. — №10. — P. 709-730.
232. Killick, Tony. Continuity and change in IMF program design, 1982-92 // Working paper, №69. London: Overseas Development Institute, 1992.
233. Killick, Tony. Issues in the design of IMF programs // Working paper, №71. London: Overseas Development Institute, 1993.
234. Killick, Tony, Moazzam Malik, and Marcus Manuel. What can we know about the effects of IMF programs? // World Economy. Oxford, 1992. — №15. — P. 575-597.
235. Kissinger, Henry. El FMI у la crisis economica (1)// «ABC». Madrid, 1998. — 11 de noviembre. — P. 3.
236. La Russie: nouveau pays en voie de developpement? // Conjoncture. Paris: Paribas, 1994. — №10. — P.159-164.
237. Mayer, Thomas. Lafontaine’s Golden Opportunity // The Wall Street Journal Europe. -Brussels, 1999. -29-30 January.
238. Melloan, George. What Happened to that «Global Architecture? // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1999. — 19 January. — P.7.
239. Minton-Beddoes Z. Why the IMF needs reform // Foreign Affairs. New York, 1995.- №3. P. 123-133.
240. Mundell, Robert. Why a New Economic Model Was Needed // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1999. — 14 October. — P.6.
241. Oviedo, Gustavo. Ecuador’s Adoption of Dollar Supported // The Moscow Times. -Moscow, 2000. 12 January. — P.13.
242. Pastor, Manuel, The effects of IMF programs in the Third World: Debate and evidence from Latin America II World Development. Devec: North Holland, 1987. — №15.- P. 249-262.
243. Rogaly, Joe. All those tigers are human after all II The Financial Times // Weekend. -London, 1997. 29/30 November. — P. 111.
244. Shelton, Judy. Time for a New Bretton Woods // The Wall Street Journal Europe. -Brussels, 1998. 16-17 October. — P. 6.
245. Stiles, Kendall W. IMF conditionallity: Coercion or compromise? // World Development. Devec: North Holland, 1990. — №18. — P. 959-974.
246. Summers, Lawrence. Why America needs the IMF // The Wall Street Journal Europe.- Brussels, 1998. 1 April. — P. 8.
247. Vogel, Thomas. Ecuador’s Leader. Fights Credibility Gap // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 2000. — 13 January. — P. 14.
248. What’s an IMF for? // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1998. — 9 April.-P.6.
249. What Did it Get Us? // The Wall Street Journal Europe. Brussels, 1999. — 21 January. — P. 8.