Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Анализ работ по проблеме общения показывает, что проблема изучается многими авторами.
Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
По мнению Л.С. Выготского, подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и «бравируют» недостатками, требуют верности и меняют друзей.
Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.
Такая переориентация на ровесников, более или менее равных по положению, может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, но происходит она обязательно. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми, а также между подростками и сверстниками.
Потребность в эмоциональных контактах, как правило, во многом зависит от того опыта, который сложился у юного человека. Кроме Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина общение детей со взрослыми в нашей стране рассматривали такие психологи как: Г.Х. Мазитова, С.Ю. Мещерякова, Н.М. Щелованова, М.И Лисина, и другие. А общение детей со сверстниками изучали такие психологи как: Н.М. Аксарина, В.С. Мухина и другие.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.
Объект исследования — общение в подростковом возрасте.
Предмет исследования — особенности общения подростков со сверстниками.
Гипотеза курсового исследования: мы предполагаем, что знание особенностей общения подростков будет способствовать более оптимальной организации педагогом образовательной деятельности.
Цель курсового исследования — рассмотреть особенности общения подростков со сверстниками.
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть психологические подходы к проблеме общения.
3. Выделить специфические особенности общения подростков со сверстниками.
4. Провести экспериментально-практическую работу.
Методы исследования — анализ литературы, наблюдение, методики: психологическая атмосфера в группе, внешнегрупповая референтометрия.
База исследования — коллектив двух отрядов подростков в возрасте от 11 до 13 лет, отдыхающих в детском лагере п. Шиванда летом 2011 года. Всего 24 подростка: 13 мальчиков и 11 девочек.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, классного руководителя.
психологический общение подросток сверстник
Количество времени, проводимое в обществе сверстников, возрастает прямо пропорционально созданию отрицательной атмосферы в семье. Родители не могут заменить общения со сверстниками. Оно является для подростков значимым каналом информации. Именно в подростковой среде юноши и девушки получают основную часть информации о взаимоотношениях полов.
Общение — главная потребность подростков. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
Во-первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В ходе совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений служит ценной жизненной школой.
Общение со сверстниками, как интимно-личностное, так и групповое, становится необходимостью. В связи с этим подросток стремиться:
1. Устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими.
2. Знакомиться с новыми, интересными людьми.
3. Быть принятым и признанным в социальных группах.
4. Устанавливать гетеросексуальные контакты.
5. Принимать и практиковать модели отношений с противоположным полом.
6. Осваивать поведение, характерное для своего пола.
Особенно ощутимой у подростков становиться потребность в друзьях. В подростковом возрасте близкие друзья, как правило, ровесники и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной среде. Они похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Встречаются и исключения, например, для серьезной девочки, хорошо успевающей в школе, лучшей подругой может стать девочка неумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому не достает. Подросток стремиться иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Они делятся не только своими секретами и планами, но также чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны, но их круг общения становиться гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков можно объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в дворовую компанию и группу, сложившуюся на занятиях в спортсекции.
Дружеские отношения так необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой — помогают определить границы собственного «Я». С помощью друзей молодые люди приобретают необходимые личные и социальные навыки, что помогает им стать частью мира взрослых. У них вырабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми могут поделиться своими тревогами и сокровенными чувствами.
Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному, это могут быть демонстрация собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, паясничанье, кривлянье. Среди мотивов нарушения подростками правил общественного поведения наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.
Это требование является стержнем «кодекса товарищества» подростков. Высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве.
Общение со сверстниками является практикой по овладению новыми способами социального взаимодействия в коллективе, которые основаны на нормах морали взрослых.
Заинтересованность подростка в уважении и признание сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.
Проблемы в общении у подростков, по мнению В.М. Минаевой, возникают по ряду причин:
u трудности в выборе адекватного поведения с окружающими;
u заниженная самооценка;
u болезненная реакция на критику;
u страх быть отвергнутым;
u повышенная робость и застенчивость;
u частое пребывание в состоянии подавленности и тревоги;
u недоверие к окружающим.
Застенчивость — самая распространенная коммуникативная трудность подростков. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. Понятие стратегического взаимодействия введено в науку американским социологом Э. Гоффманом для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений.
Д. Элкинд отметил в общении подростков ряд особенностей:
1. Будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (и как следствие этого — застенчивость).
У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой — не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других — быть признанным, любимым товарищем, для третьих — непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близкого друга порождают тяжелые переживания. Самая неприятная для подростка ситуация — это искреннее осуждение коллектива, а самое тяжелое наказание — открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка. Неумение, невозможность добиться признания чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.
Тот факт, что в основе снижения успеваемости, изменения поведения и т.п. лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, как правило, не осознается ни родителями, ни самим подростком; либо же нарушение общения со сверстниками видится в ряду всех других нарушений и также не расценивается как их источник и причина. Значимость для подростка сферы его общения со сверстниками недооценивается взрослыми, особенно учителями.
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг другу.
Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.
Подростковое невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными жестами и позами. Они могут быть агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные.
Так, подростки легко дразнят друг друга высовыванием языка, показыванием кулака, постукиванием пальцем по уху, подкручиванием пальцем у виска, демонстрацией «фиги», позы «мачо», зада, жеста «фак» и др.
Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на «своих» и «чужих».
В соответствии с первой тенденцией, ребенок воспринимает языковые нормы как часть системы стандартов взрослого мира, следовать которым он обязан. Принуждение и давление в данной сфере постепенно приводят к естественному сопротивлению, протесту, что проявляется в возникновении новых языковых предпочтений, создании «альтернативной» лексики. В жаргоне подросток подчеркивает свою жизнь, в которую не могут вторгаться взрослые. Выражает протест против давления, стремиться спровоцировать и эпатировать взрослых.
Вторая тенденция проявляется в запуске механизмов конформного поведения, побуждающих осваивать «язык» уличных сообществ. Подражая сверстникам, подросток усваивает жаргонные слова, не задумываясь над их значением и смыслом. Создание своего собственного «языка» определяется задачами обеспечения обособленности, закрытости от окружающих, создания барьера восприятия внутригрупповой коммуникации для внешнего слушателя. Выражение непонимания со стороны не включенного в группу взрослого или подростка выступает для группы знаком правильного выбора стратегии речевого поведения, укрепляет чувство групповой общности.
В подростковом возрасте дети стараются все делать быстро и соответственно стремятся к краткости в речи. Жаргон удовлетворяет эту потребность. Известно, что подростки испытывают сложность в выражении своих чувств и эмоций, проявляют застенчивость. Нарочитая грубость и ироничность жаргона часто используется ребенком для разрешения данной проблемы.
Однако появление в лексиконе ребенка жаргонных слов и выражений имеет и иные основания для тревоги. Это может свидетельствовать о наличия в ближайшем окружении ребенка людей с уголовным прошлым, подростков из неблагополучных семей. В таком случае есть вероятность негативного влияния на поведение в целом. Жаргон часто негативно влияет на межличностные отношения в подростковой группе, унижает и оскорбляет личность, порождает конфликты.
Таким образом, общение — главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. В связи с этим подросток стремиться:
Важнейшим элементом в общении подростков можно считать жаргон или сленг, т.е. «слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками». Подражая сверстникам, подросток усваивает жаргонные слова, не задумываясь над их значением и смыслом. Создание своего собственного «языка» определяется задачами обеспечения обособленности, закрытости от окружающих, создания барьера для внешнего слушателя. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы».
Такая переориентация на ровесников,
более или менее равных по положению,
может происходить медленно и постепенно
или скачкообразно и бурно, она по-разному
выражена в разных сферах деятельности,
но происходит она обязательно.
Углубленное изучение данной темы
необходимо для того, чтобы получать
новые знания и находить нетрадиционные
способы решения конфликтных ситуаций
между подростками и взрослыми, а также
между подростками и сверстниками.
Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный
перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное
значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие
подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения,
вырабатывают критерии оценки себя и других.
Общение как особый вид деятельности
подростка
Потребность в общении со
сверстниками, которых не могут
заменить родители, возникает
очень рано, еще в детстве, и с
возрастом усиливается. Уже у
дошкольников отсутствие
общества сверстников
отрицательно сказывается на
развитии коммуникативных
способностей и самосознания.
Поведение же подростков по
самой сути своей является
коллективно-групповым.
Количество времени, проводимое в обществе сверстников, возрастает прямо пропорционально
созданию отрицательной атмосферы в семье. Родители не могут заменить общения со
сверстниками. Оно является для подростков значимым каналом информации. Именно в
подростковой среде юноши и девушки получают основную часть информации о
взаимоотношениях полов.
Общение — главная потребность подростков.
Подростковый возраст — это период активных межличностных контактов, накопления
коммуникативного опыта личности.
Общение выступает как специфический вид межличностных отношений, ведь именно
здесь вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение
подчиняться коллективной дисциплине и, в то же время, отстаивать собственное мнение.
Но это еще и специфический вид эмоционального контакта, потому что осознание
групповой принадлежности, солидарности, сопричастности придает подростку ощущение
благополучия и устойчивости.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны, но их круг общения становиться
гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что более
важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков можно объединять в
группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений,
место проведения свободного времени. При неудовлетворенности внутригрупповыми
отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток
может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в
дворовую компанию и группу, сложившуюся на занятиях в спортсекции.
Проблемы в общении у подростков, по мнению В.М.
Минаевой, возникают по ряду причин:
трудности в выборе адекватного поведения с окружающими;
заниженная самооценка;
болезненная реакция на критику;
страх быть отвергнутым;
повышенная робость и застенчивость;
частое пребывание в состоянии подавленности и тревоги;
недоверие к окружающим.
Вывод
Общение — главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками — очень
важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Втретьих, это специфический вид эмоционального контакта. В связи с этим подросток стремиться:
.Устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими.
.Знакомиться с новыми, интересными людьми.
.Быть принятым и признанным в социальных группах.
.Устанавливать гетеросексуальные контакты.
.Принимать и практиковать модели отношений с противоположным полом.
.Осваивать поведение, характерное для своего пола.
Важнейшим элементом в общении подростков можно считать жаргон или сленг, т.е. «слова или
выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками».
Подражая сверстникам, подросток усваивает жаргонные слова, не задумываясь над их
значением и смыслом. Создание своего собственного «языка» определяется задачами
обеспечения обособленности, закрытости от окружающих, создания барьера для внешнего
слушателя. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы».
Особенно ощутимой у подростков становиться потребность в друзьях. В подростковом возрасте близкие
друзья, как правило, ровесники и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной среде.
Они похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении.
Встречаются и исключения, например, для серьезной девочки, хорошо успевающей в школе, лучшей
подругой может стать девочка неумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями.
Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге
привлекательные черты, которых ему самому не достает. Подросток стремиться иметь близкого,
верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия
своих собственных переживаний и установок. Они делятся не только своими секретами и планами, но
также чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов.
Стремление подростка
привлечь к себе внимание
товарищей, заинтересовать их
и вызвать симпатию может
проявляться по-разному, это
могут быть демонстрация
собственных качеств, как
прямым способом, так и
путем нарушения требований
взрослых, паясничанье,
кривлянье. Среди мотивов
нарушения подростками
правил общественного
поведения наибольший
процент составляют мотивы,
связанные с
неудовлетворенностью
занимаемым среди
сверстников положением.
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Анализ
работ по проблеме общения показывает, что проблема изучается многими авторами.
Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного
значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся
в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
По мнению Л.С. Выготского, подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются
выделиться в группе, хотят заслужить уважение и «бравируют» недостатками, требуют
верности и меняют друзей.
Дружеские отношения так необходимы подросткам,
потому что они не уверены в себе и очень переживают изза этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и
приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с
другой — помогают определить границы собственного «Я».
С помощью друзей молодые люди приобретают
необходимые личные и социальные навыки, что помогает
им стать частью мира взрослых. У них вырабатывается
эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми
могут поделиться своими тревогами и сокровенными
чувствами.
Психологическое состояние подростка в разных группах может быть
различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он
принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в
любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток
чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании.
Кроме того, не всех подростков принимают в группы,
часть из них оказывается изолированной. Это обычно
неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети,
излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе
особого внимания, равнодушные к общим делам и
успехам группы.
Взрослым необходимо учитывать высокую
словотворческую активность подростков,
использовать принцип сублимации, т.е.
направления данной активности на
изучение иностранных языков,
литературное творчество и др. Родителям
и педагогам необходим контроль за
собственными реакциями на жаргонные
высказывания подростков. Негодование
или растерянность стимулирует
интенсивность употребления жаргона в
дальнейшем. Целесообразно, сохраняя
спокойствие и невозмутимость,
продемонстрировать свое знание
использованных слов, при необходимости
объяснить их подлинное значение,
указать на подражательный характер
жаргонных слов. Специальное
вмешательство (запрет на высказывания
дома, в школе и т.п.) необходимо только,
когда используется нецензурные
выражения.
На определенной стадии развития
личности требуется усвоение новых
знаний и более сложного жизненного
опыта. Подросток не является
исключением из этого правила из-за
того, что перед ним стоит задача
перехода от мира детства в мир
взрослых. Такого рода переход включает
в себя полную трансформацию
внутренних и внешних характеристик
подрастающего поколения, для
успешного завершения этапа
социализации от подростков требуется
их же готовность к общению с другими
людьми.
Общение следует рассматривать как
самодостаточный и эффективный
инструмент и фактор социализации
подростка.
Общение со сверстниками
Во-первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или
иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от
сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В ходе совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить
личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и
статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.
Соревновательность групповых взаимоотношений служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской
взаимопомощи дает подростку чувство благополучия и устойчивости. Сумел он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет
для самоуважения подростка решающее значение.
Общение со сверстниками, как интимно-личностное, так и групповое,
становится необходимостью. В связи с этим подросток стремиться:
.Устанавливать теплые, содержательные отношения с
окружающими.
.Знакомиться с новыми, интересными людьми.
.Быть принятым и признанным в социальных группах.
.Устанавливать гетеросексуальные контакты.
.Принимать и практиковать модели отношений с
противоположным полом.
.Осваивать поведение, характерное для своего пола.
Общение со сверстниками является
практикой по овладению новыми
способами социального взаимодействия в
коллективе, которые основаны на нормах
морали взрослых.
Заинтересованность подростка в
уважении и признание сверстников
делает его чутким к их мнениям и
оценкам. Замечания, недовольства и
обида товарищей заставляют его
задуматься о причинах этого, обращают
его внимание на себя, помогают увидеть
и осознать собственные недостатки, а
потребность в хорошем отношении и
уважаемом положении вызывает желание
исправить недостатки и быть на высоте
предъявляемых требований.
Психологические подходы к проблеме общения
В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания Г.М. Андреева рассматривает как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения.
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Психологи едины признании значения общения в формировании личности в подростковом возрасте.
По мнению А.А. Бодалева, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь он сам является объектом познания для того, с кем общается.
Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение как ведущий вид деятельности подростков.
К. Левин рассматривал общение в подростковом возрасте с точки зрения социально-психологического явления. Левин считал, что в этом возрасте расширяется жизненный мир подростка, круг его общения, групповая принадлежность.
Практически все девушки и юноши являются членами тех юношеских групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение — это не просто способ проведения досуга, но и средство самосохранения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовываются что-то интимное, свое. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.
Российские психологи большое внимание уделяют проблемам неформального общения.
В работах А.С. Запесоцкого; А.П. Фаина это группа людей, имеющих общую деятельность, специфичную систему атрибутов; стиль общения, определенный сюжет, ритуалами принятия новичков, посвящения, особенностями ролевого поведения.
Но само членство в неформальных группах не является знаком девиантности подростка. Присоединение к неформальной группе — нормальный выбор подростка.
Таким образом, общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Российские и зарубежные психологи выдвигают различные психологические подходы к проблеме общения в подростковом возрасте, в частности. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий. Авторы едины в одном — общение в подростковом необходимо, оно может воздействовать на характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, изменять их и перестраивать. В процессе общения личность возникает, развивается и самоутверждается. В процессе общения вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.
Д. Элкинд отметил в общении подростков ряд
особенностей:
Будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность,
подростки обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (и как следствие
этого — застенчивость).
. Преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный
мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому
подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
Общение со сверстниками в подростковом возрасте — важный фактор психического
развития в подростковом возрасте, необходимое условие для становления личности
человека, в том числе и в социальном плане.
Исследователями выделяется динамика мотивов общения со сверстниками на
протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то
делать вместе (10-11 лет), мотив занять определенное место в коллективе
сверстников (12-13 лет), стремление к автономии и поиски собственной личности
(14-15 лет)