Автореферат диссертации по праву и юриспруденции на тему «организация договора о коллективной безопасности»
еГ~~ —- .
На правах рукописи
ЛЯЛИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Специальность: 12.00.10 — Международное право. Европейское право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва 2009
24 С:?-;
003477547
Диссертация выполнена в секторе международно-правовых исследований Учреждения Российской академии наук Института государства и права РАН.
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
кандидат юридических наук Шинкарецкая Галина Георгиевна
доктор юридических наук Иванов Эдуард Александрович
кандидат юридических наук Косилкин Сергей Вячеславович
Ведущая организация:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Защита состоится «15» октября 2009 г. в 14.00 на заседании Диссертационного совета Д.002.002.05 при Учреждении Российской академии наук Институте государства и права РАН по адресу: 119991, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Института государства и права РАН.
Автореферат разослан «14» сентября 2009 г.
Учёный секретарь Диссертационного Сов; кандидат юридических наук
КС. Родионов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена задачами обеспечения опасности Российской Федерации, в том числе через региональные кдународные организации. Одной из таких организаций является созданная 2002 году Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), нами которой являются Армения, Республика Беларусь, Казахстан, ргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан.
Все эти государства — бывшие етские республики, которые не так давно обрели самостоятельность, их номические и политические системы находятся в процессе становления. :мотря на наличие давних исторических связей между нашими народами и раняющейся реальной тесной взаимозависимости между странами, ошения между новыми независимыми государствами пока еще не обрели ановившихся форм.
С другой стороны, существующие в мире методы обеспечения опасности требуют совершенствования в силу существующих енциальных угроз, как в виде откровенно враждебной миру позиции, имаемой отдельными странами, так и из-за появления новых вызовов (дународному миру и безопасности (террористические акты, усиление котрафика, рост числа случаев работорговли).
Мировая система международной безопасности реагирует на появление ых угроз расширением полномочий региональных общеполитических анизаций и специальных организаций коллективной безопасности, иональные организации лучше осведомлены обо всех обстоятельствах, [ествующих в районах их ответственности, и имеют возможность ративнее и эффективнее реагировать на конкретные нарушения мира и озы безопасности. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что региональные шизации в силу более ощутимого соприкосновения с подобными рисками
проявляют большую заинтересованность в скорейшем улаживании возникающих разногласий.
Значение и роль ОДКБ в архитектуре международной безопасности обусловлены тем обстоятельством, что геополитическое положение государств-членов Организации определяет три региона ответственности ОДКБ (Восточноевропейский, Кавказский и Центрально-азиатский), где государства повседневно сталкиваются с угрозами терроризма, экстремизма, незаконной торговли наркотическими средствами, транснациональной организованной преступностью и т.п.
Стремление Организации активнее участвовать в обеспечении безопасности в регионах ответственности обуславливает такую компоненту как миротворческая деятельность, что значительно повышает статус ОДКБ как региональной организации.
Важность коллективных усилий в обеспечении безопасности государств выражается в деятельности ОДКБ не только координацией позиций и действий государств-членов, но и в ее взаимодействии с другими международными организациями — Организацией Объединенных Наций (ООН)
Более того, в случае заключения Договора о европейской безопасности ОДКБ может стать важным элементом системы общеевропейской безопасности на восточном фланге Европы.
Цели и задачи исследования. Целями диссертационного исследования являются комплексный международно-правовой анализ статуса и деятельности Организации Договора о коллективной безопасности, изыскание возможностей
повышения эффективности ее функционирования, выявление проблем и определение направлений взаимодействия ОДКБ с ООН и региональными организациями по вопросам обеспечения международной безопасности.
В соответствии с указанными целями в диссертации представлено научное решение следующих задач:
1) исследование становления системы Договора о коллективной безопасности 1992 г.;
2) анализ учредительных документов ОДКБ, определение ее международно-правового статуса;
3) исследование механизма принятия решений в рамках ОДКБ;
4) определение оснований для применения силы в целях выполнения обязательств по Договору о коллективной безопасности 1992 г. и проведения миротворческих операций ОДКБ;
5) системное исследование внутриорганизационного механизма ОДКБ, выявление возможностей для повышения эффективности деятельности ее органов;
6) выявление правовых основ взаимодействия ОДКБ с другими международными организациями по вопросам обеспечения международной безопасности, а также проблем и форм подобного сотрудничества;
7) обозначение направлений развития ОДКБ на ближайшую и отдаленную перспективу, а также совершенствования правовой базы и механизмов функционирования ОДКБ.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются межгосударственные отношения и отношения между международными организациями в сфере обеспечения безопасности.
Предмет исследования составляют международно-правовые нормы, регулирующие статус и деятельность ОДКБ, ее взаимодействие с
организациями по вопросам обеспечения международной безопасности, а также нормы внутреннего права Организации.
Степень научной разработанности темы. В ходе исследования в качестве теоретической основы были использованы общие работы по международному праву, работы по праву международной безопасности и работы по праву международных организаций таких авторов, как: Г.М.Вельяминов, P.A.
Каламкарян, А.Я. Капустин, A.A. Ковалев, Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, И.И. Лукашук, Ю.Н. Малеев, С.А. Малинин, В.И. Маргиев, Ю.И. Мигачёв, Ю.В. Мишальченко, Е.Г. Моисеев, Г.И. Морозов, Т.Н. Нешатаева, Э.И. Скакунов, В.К. Собакин, Г.С. Стародубцев, Б.Р.
Среди зарубежных авторов-специалистов в области международного права, работы которых были использованы при написании диссертации, следует отметить Д. Анцилотти, Э.Х. Аречага, Я. Броунли, В. Моравецкий, а также Abass A., Akande D., Amerasinghe C.F., Bastid S., Cassese A., Cuellar M.F., D’Estefano M.A., Emeritus D.D., Gray С., Malanczuk P., Moore J., Shaw M., Sievers E.W., White N.D.
Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы и рассмотрением вопросов, ранее не являвшихся предметом целостного научного анализа, а также содержанием основных положений и выводов. Представленная научно-квалификационная работа является первым комплексньм международно-правовым исследованием статуса и деятельности ОДКБ как международной организации.
Диссертация впервые вводит в научный оборот правовые документы ОДКБ (соглашения, решения органов ОДКБ, Правила процедуры) по конкретным аспектам функционирования ОДКБ, характеризующие ее в качестве субъекта международного права.
Методологическая основа исследования. Методологической основой диссертационного исследования является совокупность общенаучных и специальных способов познания правовой реальности. При проведении исследования использовались общие методы научного познания: эмпирический, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции.
В ходе исследования также применялись специальные методы (исторический, политологический, типологический, логический) и частные методы юридической науки (толкование норм права, формально-юридический метод, метод ретроспективного и сравнительно-правового анализа).
Положения, выносимые на защиту:
1. Договор о коллективной безопасности 1992 г. изначально носил самостоятельный характер и не являлся результатом сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств, потому что: 1) учреждение Совета коллективной безопасности — высшего политического органа государств-участников ДКБ — само по себе означает самостоятельный характер Договора: если бы он рассматривался как часть СНГ, то учреждения дополнительного института не потребовалось бы, достаточно было задействовать Совет глав государств СНГ (в составе глав государств-членов СНГ, являющихся участниками ДКБ); 2) государства-участники ДКБ использовали структурные возможности СНГ лишь потому, что согласно Положению о Совете коллективной безопасности формирование консультативных органов (иностранных дел, обороны) находилось в компетенции Совета, однако само Положение вступало в силу одновременно с Договором,1 а это произошло значительно позднее, чем возникла необходимость в подобных органах.2
‘ См.: п.2 Соглашения об утверждении положения о Совете коллективной безопасности от 6 июля 1992 г.
2 Поэтому именно Совету министров иностранных дел и Совету министров обороны государств-участников СНГ было поручено доработать проект Протокола к Договору о коллективной безопасности с учетом предложений и поправок ряда государств. См.: Протокольное решение о доработке проекта протокола к Договору о коллективной безопасности от 24 декабря 1993 г.
2. Механизм применения ст. 4 Договора о коллективной безопасности в том виде, в котором он отражен в положениях Устава и Правил процедуры органов ОДКБ, является сложноисполнимым: перед государством-членом Организации в случае совершения агрессии против него встанет дилемма — задействовать процедуру консультаций в рамках Организации и стремиться добиться консенсуса с неизвестным исходом или задействовать обязательства, вытекающие из двусторонних договоров, заключенных между государствами-членами ОДКБ.1
3. Принципиально новым в правовом регулировании миротворческой деятельности ОДКБ является то, что в его рамках установлены два режима проведения миротворческих операций: первый — проведение миротворческих операций по инициативе ОДКБ, а второй — участие в миротворческих операциях других региональных организаций.
В первом случае после принятия решения о проведении миротворческой операции Совет коллективной безопасности незамедлительно информирует об этом Совет Безопасности ООН (если операция планируется на территории государства-члена ОДКБ) или обращается к Совету Безопасности ООН с запросом о предоставлении соответствующего мандата на проведение миротворческой операции (при проведении миротворческой операции ОДКБ на территории иных государств).
Во втором случае (участие в миротворческих операциях других региональных организаций) это могут быть миротворческие операции, осуществляемые на основе соответствующих решений Совета Безопасности ООН (ч. 1 ст. 7), а также миротворческие операции региональных организаций, осуществляемые
‘ См., например: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан от 10 июня 1992 г., Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 г.
, Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г., Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 г., Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 14 ноября 2005 г.
под их юрисдикцией в соответствии с положениями Устава ООН и не содержащие принудительных действий, при наличии легитимных решений региональных организаций и согласия государства на проведение операции на его территории (ч. 2 ст. 7).
4. Функционирование внутриорганизационного механизма ОДКБ затруднено потому, что при создании вспомогательных и внеуставных органов в документы, регулирующие деятельность уже существующих органов, а также в Правила процедуры не вносятся соответствующие изменения и дополнения.
5. На сегодняшний день Парламентская Ассамблея — это не орган ОДКБ, а протоорган межпарламентского сотрудничества государств-членов Организации. Для эффективного функционирования Парламентской Ассамблеи необходимо изменение ее статуса, которое возможно двумя путями: 1)
изменение Устава ОДКБ, включение отдельной главы о парламентском сотрудничестве или внесение изменений в ст. 11, перечисляющую все органы ОДКБ; 2) признание за Парламентской Ассамблеей статуса самостоятельного органа межпарламентского сотрудничества путем заключения Соглашения о Парламентской Ассамблее между государствами-членами ОДКБ.1
6. Закрепленные привилегии и иммунитеты Организации, ее Генерального секретаря, должностных лиц и сотрудников, а также представителей государств-членов в целом соответствуют принятой практике, однако, требуется внесение изменений и дополнений в ряд документов, регулирующих этот вопрос: в ст.
‘ В данном соглашении должны найти отражение положения об иммунитете Ассамблеи, ее имущества и активов от судебного вмешательства, положения о привилегиях и иммунитетах членов парламентских делегаций государств-членов, должностных лиц Парламентской Ассамблеи, экспертов в командировках по делам Парламентской Ассамблеи.
следует включить нормы, уточняющие привилегии и иммунитеты в части, относящейся к транспортным средствам, неприкосновенности помещений, расширить привилегии и иммунитеты заместителей Генерального секретаря ОДКБ, а также дополнить Соглашение о правовом статусе разделом об экспертах в командировках по делам ОДКБ.
7. Препятствиями для взаимодействия ОДКБ с международными организациями на постсоветском пространстве являются: 1) отсутствие разграничения сферы ведения в вопросах обеспечения безопасности, 2) практика заключения соглашений между секретариатами организаций, что снижает эффективность сотрудничества.
Практическая значимость результатов исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы государствами-членами и органами ОДКБ при совершенствовании международно-правовых норм и механизмов правового регулирования в области обеспечения международной безопасности, применены в ходе выработки внешнеполитических инициатив Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности и институционального развития ОДКБ.
Материалы диссертационного исследования могут использоваться в научных исследованиях, а также в учебном процессе при преподавании курсов «Международное право» и «Право международных организаций».
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена в секторе международно-правовых исследований Учреждения Российской академии наук Института государства и права РАН. Основные положения исследования были опробованы в виде двух докладов на конференциях, а также отражены в трех статьях, опубликованных автором, общим объемом 2,4 п.л.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, анализируется степень ее разработанности, формулируются основные цели и задачи исследования, определяются методологические основы, аргументируется научная новизна, излагаются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается практическая значимость результатов диссертационного исследования.
Первая глава диссертации «Международно-правовой статус Организации Договора о коллективной безопасности» посвящена исследованию становления системы Договора о коллективной безопасности 1992 г., определения статуса и характеристики ОДКБ как международной организации, выявлению оснований для применения силы в целях выполнения обязательств по Договору и проведения миротворческих операций ОДКБ.
Рассматривая проблемы обеспечения безопасности государств — бывших республик СССР, диссертант приходит к выводу, что можно выделить три этапа в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве: первый — это наличие все еще общего оборонного пространства, когда сотрудничество было необходимо для максимально безболезненного разделения единой военной системы, второй — договорный (Договор о коллективной безопасности 1992 г.) — формирование основ сотрудничества уже независимых вооруженных сил, формирование подходов к угрозам и т.д., третий — институционный (ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС) — появление в регионе международных организаций, призванных обеспечивать безопасность государств с высоким потенциалом их взаимодействия.
Ключевым документом, который лег в основу сотрудничества государств СНГ по вопросам безопасности, по мнению автора, стал Договор о коллективной безопасности (ДКБ), заключенный в Ташкенте 15 мая 1992 г. еще до принятия Устава СНГ и носивший срочный характер (5 лет с возможностью последующего продления).
В Договоре нет определенно выраженной связи с Содружеством Независимых Государств, и в диссертационном исследовании обосновывается, что ДКБ изначально носил самостоятельный от СНГ характер, потому что: 1) учреждение Совета коллективной безопасности — высшего политического органа государств-участников ДКБ — само по себе означает самостоятельный характер Договора: если бы он изначально рассматривался как часть СНГ, то учреждения дополнительного органа не потребовалось бы, достаточно было задействовать Совет глав государств СНГ (в составе глав государств-членов СНГ, являющихся участниками ДКБ); 2) государства-участники ДКБ использовали структурные возможности СНГ, только лишь потому, что, согласно Положению о Совете коллективной безопасности, формирование консультативных органов (иностранных дел, обороны) находилось в компетенции Совета, однако само Положение вступало в силу одновременно с Договором, что произошло значительно позднее, чем возникла необходимость в подобных органах.
Преобразование сотрудничества государств по ДКБ в Организацию Договора о коллективной безопасности в 2002 г. отражало стремление сторон к формированию постоянно действующих инструментов сотрудничества, к дальнейшему углублению взаимодействия и коллективных усилий, чтобы эффективно противостоять вызовам и угрозам безопасности государств.
1 См.: п. 4 Декларации государств-участников Договора о коллективной безопасности 1992 г. от 10 февраля 1995г.
Особое внимание в работе уделено анализу учредительных документов -Уставу ОДКБ 2002 г. и Соглашению о правовом статусе ОДКБ 2002 г., а также тем соглашениям, заключенным в рамках Организации, которые имеют ключевое значение для определения целей, компетенции и практической деятельности ОДКБ.
В диссертационном исследовании подробно анализируются нормы, регулирующие механизм приема и выхода из ОДКБ, а также приостановления и исключения из Организации. Автор полагает, что, несмотря на Решение Совета коллективной безопасности от 23 июня 2006 г.
«О восстановлении членства Республики Узбекистан в Организации Договора о коллективной безопасности», это государство является впервые присоединяющимся к ОДКБ, а, следовательно, к нему применяются все положения Устава Организации относительно присоединения (ст. 19) и Положение о порядке приема.
Рассматривая процесс принятия решений в рамках организации, диссертант приходит к выводу, что существующий механизм является несовершенным. Консенсус в рамках Организации определяется как «отсутствие официального возражения со стороны государств-членов, которое могло бы представлять препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу», однако, открытым остается вопрос о том, кто определяет наличие такого препятствия.
Исходя из анализа Правил процедуры органов ОДКБ,1 это находится в компетенции органа, принимающего соответствующее решение: остальные государства-члены определяют наличие препятствия в процедурном порядке (простым большинством), и, в случае отсутствия такового, вправе принять решение в общем порядке (консенсусом).
1 Утверждены Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ о документах, регламентирующих деятельность Организации от 18 июня 2004 г.
Также не определены форма и время возражения государства-члена, несогласного с принятием решения: должно ли это быть заявление, сделанное на сессии, например, Совета коллективной безопасности или возможно официальное заявление государства, сделанное им до начала сессии.
«Размытость» формулировок Устава касательно компетенции оказывает на ОДКБ двоякое влияние: с одной стороны, это создает проблему для самой Организации: очень сложно определить пределы компетенции, ответственность за принятие решений органов, но с другой — это возможность «подстраивать» под компетенцию любую ситуацию или событие, которые государства-члены сочтут важными и возможными отрегулировать с помощью механизмов, инструментов ОДКБ, что позволит им оперативно реагировать на современные вызовы и угрозы.
В диссертационном исследовании подчеркивается, что центральной в Договоре 1992 г. является статья 4, по которой агрессия в отношении одного из государств-участников со стороны какого-либо государства или группы государств рассматривается как агрессия против всех государств-участников Договора.
Совершение акта агрессии в этом случае является casus foederis о том, что все остальные государства-участники предоставят государству, подвергнувшемуся агрессии, необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
военно-технической, государству-члену, подвергшемуся агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, а также со стороны сил международного терроризма [курсив мой — ИЛ.]».
Положение ст. 4 ДКБ о предоставлении помощи вряд ли можно рассматривать как автоматическое: возникшая обязанность остальных государств-членов должна быть подтверждена каждый раз отдельным решением Совета коллективной безопасности, несмотря на то, что государства-члены ОДКБ постоянно подчеркивают приоритетность союзнических обязательств, общность целей и задач в формировании системы коллективной безопасности в зоне ответственности ОДКБ, а также приверженность принципу согласованности действий, ненанесению ущерба интересам коллективной безопасности.1
Автор исследования, указывая, что помимо обязательств, вытекающих из Договора о коллективной безопасности 1992 г., существуют обязательства из двусторонних договоров между государствами-членами ОДКБ, приходит к следующему выводу: соотношение союзнических обязательств государств-членов ОДКБ на двусторонней и коллективной основе будет зависеть от того, какова позиция государства, подвергшегося агрессии.
Если оно будет настаивать на выполнении обязательств, вытекающих из ст. 4 Договора, обратится с соответствующим требованием в Совет коллективной безопасности ОДКБ, а последним будет принято положительное решение, — тогда будет действовать ДКБ. Апеллирование же к обязательствам из двусторонних договоров возможно в случаях, если, во-первых, подвергшееся агрессии государство будет настаивать именно на выполнении обязательства по соответствующему двустороннему договору, а во-вторых, если Совет коллективной безопасности не сможет прийти к консенсусу в отношении применения ст. 4 ДКБ.
‘ Декларация государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности Организации 23 июня 2006 г.
Создание такого компонента, как миротворческие силы, и, соответственно, осуществление миротворческой деятельности, в рамках ОДКБ имеет существенное значение для самой Организации и ее государств-членов. В Соглашении о миротворческой деятельности ОДКБ от 6 октября 2007 г. предусмотрены два режима проведения миротворческих операций: первый -проведение миротворческих операций по инициативе ОДКБ, а второй — участие в миротворческих операциях других региональных организаций.
Проведение миротворческих операций по инициативе ОДКБ возможно в двух вариантах. Во-первых, если операция планируется на территории государства-члена ОДКБ, то решение принимается с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства-члена о проведении на его территории миротворческой операции, после чего Совет коллективной безопасности незамедлительно информирует об этом Совет Безопасности ООН.
Во-вторых, это — проведение миротворческой операции ОДКБ на территории иных государств, что возможно только по решению Совета Безопасности ООН. В этом случае Совет коллективной безопасности после принятия решения обращается к Совету Безопасности ООН с запросом предоставить соответствующий мандат на проведение миротворческой операции.
Что касается второго режима — участие в миротворческих операциях других региональных организаций — то это могут быть миротворческие операции, осуществляемые на основе соответствующих решений Совета Безопасности ООН, а также миротворческие операции региональных организаций, осуществляемые под их юрисдикцией в соответствии с
положениями Устава ООН и не содержащие принудительных действий, при наличии легитимных решений региональных организаций и согласия государства о проведение операции на его территории.
Во второй главе диссертации «Особенности и правовые проблемы организационной структуры ОДКБ» исследуются вопросы и проблемы функционирования внутриорганизационного механизма ОДКБ, содержится развернутый анализ органов ОДКБ, разделения их функций и полномочий, анализируются проблемы статуса Парламентской Ассамблеи ОДКБ, а также правовые основы и проблемы привилегий и иммунитетов Организации, Генерального секретаря и должностных лиц, представителей государств-членов ОДКБ.
Диссертант отмечает, что в науке существуют различные модели классификации органов международной организации (Е.А. Шибаевой, В. Моравецкого, Г.Г. Шинкарецкой), и предлагает собственную классификацию органов ОДКБ, наиболее полно представляющую организационную структуру Организации, а именно — деление органов в зависимости от их функционального назначения на высший (Совет коллективной безопасности), консультативно-исполнительные (Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности), вспомогательные (Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков, Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов ОДКБ и Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией) и рабочие (Объединенный штаб и Секретариат).
На основании подробного исследования международно-правовых и внутренних документов ОДКБ по вопросам состава, компетенции, принципов и
процедур функционирования органов ОДКБ выявлены определенные противоречия в положениях об органах и обнаруживает, что имеет место пересекающаяся компетенция, особенно в отношении вспомогательных органов.
Существует серьезная проблема правового статуса Парламентской Ассамблеи ОДКБ как органа межпарламентского сотрудничества государств-членов. Во-первых, учредительные документы Организации не предусматривают его создания: Устав ОДКБ ни в главе IV «Органы Организации», ни в последующих главах не содержит норм подобного рода.
Во-вторых, решение о создании Парламентской Ассамблеи ОДКБ принимали члены Совета Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ-членов ОДКБ, а Временное положение о Парламентской Ассамблее от 30 марта 2007 г. -парламентские делегации государств-участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ-членов ОДКБ.
По мнению диссертанта, с точки зрения легитимности решение подобного рода должно быть принято, как минимум, высшими законодательными органами государств-членов ОДКБ, а не парламентскими делегациями формально органа другой международной организации. В-третьих, Временное положение о Парламентской Ассамблее ОДКБ весьма расплывчато определяет статус Ассамблеи как органа «межпарламентского сотрудничества государств-участников МПА СНГ-членов ОДКБ, созданным в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств» (ст. 1).
Само Временное положение о Парламентской Ассамблее ОДКБ недоработано, многие важные вопросы не нашли в нем отражения. В частности, желательно включить статью о целях и задачах Парламентской Ассамблеи, указав в качестве цели «правовое обеспечение функционирования ОДКБ, гармонизация (сближение, унификация) национального законодательства государств-членов и приведение его в соответствие с договорами,
заключенными в рамках ОДКБ для реализации целей и задач Организации». Кроме того, отсутствие нормы о режиме заседаний Парламентской Ассамблеи и критериях, при которых режим считается открытым или закрытым, -существенный недостаток Временного Положения.1
Диссертант считает, что в настоящее время статус Парламентской Ассамблеи ОДКБ является крайне неопределенным: он представляется как протоорган межпарламентского сотрудничества государств-членов ОДКБ, который из непредусмотренной с правовой точки зрения структуры в рамках МПА СНГ может превратиться в действительно важный механизм достижения целей Организации.
Это возможно в одном из двух случаев. Первый — изменение Устава ОДКБ, включение отдельной главы о парламентском сотрудничестве или внесение изменений в ст. 11, перечисляющую все органы ОДКБ. Тогда возможно принятие Положения (уже не временного), определяющего цели, задачи и компетенцию Парламентской Ассамблеи, ее состав и порядок формирования, организацию и порядок деятельности, а также обеспечение деятельности.
Второй — признать за Парламентской Ассамблеей статус самостоятельного органа межпарламентского сотрудничества, тогда следует заключить Соглашение о Парламентской Ассамблее между государствами-членами ОДКБ. В данном соглашении должны найти отражение положения об иммунитете Ассамблеи, ее имущества и активов от судебного вмешательства, положения о привилегиях и иммунитетах членов парламентских делегаций государств-членов, должностных лиц Парламентской Ассамблеи, экспертов в командировках по делам Парламентской Ассамблеи.
Диссертант также настаивает: так как Парламентскую Ассамблею ОДКБ органом Организации считать нельзя, само название «Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности» является
‘ По общему правилу сессии и заседания органов ОДКБ являются закрытыми, если не будет принято иного решения (См.: Правило 10 Положения о правилах процедуры органов ОДКБ).
некорректным: с правовой точки зрения в нынешнем неопределенном статусе более правильной следует признать формулировку «Парламентская Ассамблея государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности».
В отношении привилегий и иммунитетов Организации, ее Генерального секретаря, должностных лиц и сотрудников, а также представителей государств-членов отмечается, что в целом они соответствуют принятой практике. Однако требуется внесение изменений и дополнений в ряд документов, регулирующих этот вопрос: в ст.ст.
3 и 11 Соглашения о правовом статусе ОДКБ, регулирующих вопросы привилегий и иммунитетов самой Организации и ее должностных лиц, следует включить нормы, уточняющие привилегии и иммунитеты в части, относящейся к транспортным средствам, неприкосновенности помещений, расширить привилегии и иммунитеты заместителей Генерального секретаря ОДКБ, а также добавить в Соглашение о правовом статусе раздел об экспертах в командировках по делам ОДКБ, проект которого представлен в исследовании.
Отказаться от привилегий и иммунитетов, предоставленных Организации, вправе только Совет коллективной безопасности. Решение отказаться от иммунитета, предоставленного Секретариату, принимать вправе Генеральный секретарь. И такой отказ, по мнению диссертанта, должен быть определенно выраженным.
В третьей главе диссертации «Правовые основы и перспективы взаимодействия ОДКБ с международными организациями по вопросам обеспечения безопасности» рассматриваются правовые основы сотрудничества ОДКБ с международными организациями, формы такого сотрудничества, практические результаты и проблемы.
Отмечается, что в настоящее время происходит формирование структуры международной безопасности, и немаловажная роль в этом отведена региональным организациям, которые признаются и являются важнейшей
частью системы всеобщей безопасности. Построение взаимосвязанной системы международной безопасности при координирующей роли ООН предполагает взаимодействие международных организаций в этой области.
Диссертантом указывается, что постсоветское пространство (полностью или частично) является также зоной ответственности нескольких международных организаций: Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОДКБ, Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Североатлантического договора (НАТО), Организации Центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС).
Первоочередное значение во взаимодействии ООН и ОДКБ придается сотрудничеству в вопросах противодействия терроризму, экстремизму и незаконному распространению наркотических средств. В исследовании отмечается, что уже проводится конкретная работа. При этом следует учитывать, что при наличии обоюдной заинтересованности взаимодействие может осуществляться по любой проблеме безопасности, признаваемой в качестве угрозы (со стороны ОДКБ заявлено также о возможности сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности). Потенциально важным может стать проведение ОДКБ миротворческих операций по мандату ООН.
Наиболее последовательно развиваются отношения между ОДКБ и Управлением ООН по наркотикам и преступности, которое было учреждено с целью реализации программ по наркотикам и преступности, направленных на решение связанных между собой вопросов по контролю за наркотиками, предупреждению преступности и международного терроризма в контексте устойчивого развития государств и обеспечения безопасности людей, практическим воплощением которых стало подписание Протокола о
сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Управлением ООН по наркотикам и преступности 5 апреля 2006 г.
Также в работе исследуются отношения с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН, в частности, ряд инициатив ОДКБ по наращиванию усилий в противодействии международному терроризму.
Диссертант считает, что ШОС, будучи созданной как и ОДКБ относительно недавно, позиционирует себя как структура, обладающая необходимым потенциалом для стабилизации обстановки и ликвидации угроз в Центральной Азии. Примечательно и то, что практически все государства-члены ШОС (за исключением Китайской Народной Республики) являются одновременно и членами ОДКБ.
Автор исследования предполагает следующие формы сотрудничества ОДКБ и ШОС: проведение консультаций по вопросам сотрудничества в области безопасности на уровне секретариатов обеих организаций на регулярной или разовой основе в форме совместных совещаний, конференций, семинаров с участием военных специалистов и ученых; обмен материалами и информацией, степень конфиденциальности которых должна быть оговорена особым соглашением;
принятие ОДКБ и ШОС совместных документов, носящих политический характер, например, демонстрирующих общий подход к событиям, происходящим в мире, а также в отношении ситуации, представляющей угрозу безопасности и стабильности в регионе совпадающей ответственности обеих организаций; участие в официальных мероприятиях каждой из организаций на уровне, к примеру, Генерального секретаря ОДКБ и Генерального секретаря ШОС; разработка единых документов, носящих международно-правовой характер, по вопросам безопасности, в частности, унифицированных списков организаций, признаваемых террористическими и экстремистскими на территориях государств-членов ОДКБ и ШОС; предоставление статуса наблюдателя на основе взаимности.
В диссертации подчеркивается, что сотрудничество ОДКБ и ЕврАзЭС может иметь место не по широкому кругу вопросов, а только по находящимся в прямой зависимости от экономической направленности последнего: противодействие трансграничной организованной преступности, международному терроризму, незаконному обороту оружия, наркотических и психотропных веществ, незаконной миграции, преодоление последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, однако, с экономической спецификой.
Протокол о взаимодействии Секретариата ОДКБ и Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 25 октября 2004 г. имеет ряд недостатков: во-первых, он не является международным договором (это особо оговорено в тексте) и по своей сути представляет крайне неопределенную декларацию о намерениях; во-вторых, в Протоколе также не указываются направления сотрудничества организаций.
В деле взаимодействия организаций (а не только Секретариатов) важное значение имело бы, например, участие представителей ЕврАзЭС в качестве приглашенных в сессиях Совета коллективной безопасности ОДКБ, проведение совместных консультаций органов ОДКБ и ЕврАзЭС, совместных операций по пресечению каналов переправки людей на совпадающей территории ответственности организаций, информационное взаимодействие органов организаций, скажем, обмен информацией, или даже формирование объединенного банка данных о лицах, являющихся субъектами противоправной деятельности.
Формами возможного сотрудничества ОДКБ с СНГ, по мнению автора, могут стать: обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес для организаций, аналитическими материалами и документами; участие в заседаниях органов, совещаний, рабочих групп организаций, ответственных за реализацию таких вопросов, включая ежегодные сессии Совета коллективной
безопасности ОДКБ и Совета глав государств СНГ; обмен планами работы и графиками проведения мероприятий в рамках ОДКБ и СНГ; участие компетентных органов организаций в мероприятиях, причем, не только как наблюдателей, но и как активных участников; разработка совместных документов или обмен документами, представляющими взаимный интерес.
Сотрудничество с ОБСЕ рассматривается диссертантом как важный аспект процесса успешного встраивания ОДКБ в систему региональных и международных отношений. При этом важно исключить дублирование функций — тесно координировать свои действия и решения, определить поле деятельности для каждой из организаций, исходя из имеющихся в их потенциале механизмов и средств обеспечения международной безопасности.
Применительно к взаимодействию ОДКБ и НАТО в настоящее время можно только говорить о возможности такого сотрудничества и о предполагаемых его направлениях и формах, так как конкретных действий по установлению контактов между организациями не существует.
В то же время существуют одинаково важные для ОДКБ и НАТО проблемы, которые можно решить только совместными усилиями обеих организаций2: международный терроризм и незаконный оборот наркотических веществ в Центральной Азии, региональная и международная безопасность; противодействие незаконному обороту оружия, организованной преступности и нелегальной миграции; нераспространение оружия массового уничтожения
1 Гарипов Р.Ш. ОБСЕ в современной системе европейской безопасности // Московский журнал международного права. — 2004. — № 3. — С. 72.
2 Н. Бордюжа: «Для ОДКБ сотрудничество с НАТО не является приоритетным. Главный приоритет для нас — ООН» // Военный дипломат.-2006. — Январь-февраль.-С.54 -55.
и ракетных технологий; укрепление пограничной безопасности; предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций и миротворчество, а также сотрудничество в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.1
Подводя итог исследования взаимоотношений ОДКБ с международными организациями по вопросам обеспечения безопасности, автор диссертации отмечает, что сам процесс выстраивания системы отношений ОДКБ на постсоветском пространстве через сотрудничество с международными организациями проистекает неравномерно и бессистемно. Представляется, что ОДКБ необходимо выработать стратегию, систему взглядов на сотрудничество с другими организациями.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения, подтверждающие значимость выбранной темы исследования и научную новизну разрабатываемых в нем положений.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Лялина И.С. Правовые основы взаимодействия Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества // Право и политика.* — 2006. — № 5 (0,5 п.л.).
2. Лялина И.С. Правовые основы деятельности Организации договора о коллективной безопасности // Государство и право.* — 2007. — № 11 (0,5 п.л.).
1 Пермяков С. Сближаться с ОДКБ не хотят // Военно-промышленный курьер. — 2006. — № 2 [Электронный ресурс]. URL: