Подготовка диссертации
ПОДГОТОВКА ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ
— это научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени кандидата или доктора наук.
Приступая к подготовке диссертации, следует помнить, что согласно п. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней (далее Положение…) «Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны».
Диссертация готовится единолично автором, она должна содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями.
В диссертациях, имеющих прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором результатов. В диссертациях имеющих теоретическое значение — рекомендации по использованию научных выводов.
Учитывая, что диссертация — это, прежде всего, квалификационная работа, которая показывает научно-практический уровень подготовки соискателя ученой степени, следует обратить внимание на то, чтобы все материалы, включенные в текст диссертации, были объединены ведущей идеей исследования и обязательно в ходе исследования аргументированы и доказаны, все компоненты диссертации должны быть логически взаимосвязаны.
В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии ее рассмотрения без права повторной защиты.
Диссертация, как правило, выполняется на русском языке.
ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИССЕРТАЦИЙ К ЗАЩИТЕДиссертация в виде рукописи
Наиболее распространенной формой квалификационной научной работы на соискание ученой степени является
диссертация в виде рукописи
. Она представляет собой рукописный труд (напечатанный на компьютерe), в котором излагается актуальность избранной темы, определяется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научной литературы и исследований, проведенных другими авторами по аналогичным темам, описывается опытно-экспериментальная работа, проделанная лично автором диссертации, и даются рекомендации по использованию теоретических и прикладных результатов научного исследования.
При подготовке диссертации в виде рукописи печатается автореферат, в котором излагаются основные научные результаты диссертационного исследования.
Диссертация в виде научного доклада
— это особая форма квалификационной научной работы, которая может быть представлена к защите на соискание ученой степени доктора наук. Защита докторской диссертации в виде научного доклада проводится с разрешения экспертного совета Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета.
Приступая к подготовке докторской диссертации в виде научного доклада следует помнить, что у автора должны быть опубликованные крупные научные работы в ведущих научных журналах и изданиях, имеющие важное научно-практическое значение. Это могут быть монографии, учебники, учебно-методические и научно-методические пособия; научные статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях и широко известные научной общественности. Перечень указанных журналов и изданий определяет Высшая аттестационная комиссия. Количество публикаций не ограничивается каким-то объемом или количеством, но их должно быть не менее 3-х. Главное в том, чтобы публикации были известны и признаны научной общественностью и активно использовались в теоретической и практической работе.
Вопросы, связанные с определением значимости научных трудов соискателя, степени их признания научной общественностью и целесообразностью их представления к защите как в качестве диссертации в виде научного доклада, определяет организация, в которой соискатель выполнил основные научные исследования и разработки. Заключение организации должно содержать аргументированное обоснование целесообразности представления к защите диссертации в виде научного доклада, а также подтверждение личного участия автора в получении научных результатов, содержащихся в опубликованных работах, научных отчетах и т.д.
Диссертационный совет на стадии предварительного рассмотрения диссертации в виде научного доклада проверяет обоснованность представленных рекомендаций. Решение о приеме диссертации к защите принимает диссертационный совет открытым или тайным голосованием. Последующий порядок рассмотрения не отличается от обычной процедуры защиты диссертаций.
Диссертация в виде научного доклада, содержит изложение, теоретическое обобщение и критический анализ основных результатов, полученных лично соискателем и опубликованных в научных изданиях, а также оценку их практической значимости и внедрения результатов в науку и практику.
В научном докладе раскрывается основная научная концепция разработанная лично автором, которая подкрепляется ссылками на ранее опубликованные научные работы.Первая часть научного доклада содержит, как правило, традиционные разделы, раскрывающие актуальность избранной темы, цель и задачи исследования, научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследования, положения, выносимые на защиту. Во второй части научного доклада раскрывается основное содержание исследовательской работы: новая научная концепция, система новых методов развития различных отраслей народного хозяйства, образования, науки и культуры. Новые научные результаты необходимо подтверждать ссылками на ранее опубликованные научные труды. Кроме того, даются рекомендации по использованию полученных результатов в практической работе.
Автореферат на диссертацию в виде научного доклада не пишется, а диссертация в виде научного доклада рассылается как автореферат. Объем диссертации в виде научного доклада Положением не определен и может быть как меньше, так и больше объема установленного для автореферата диссертации.
Диссертация в виде опубликованнной монографииАВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ*
— это «визитная карточка» научной работы, в котором каждое слово, каждая мысль должны нести значение, характеризующее теоретические идеи или целые процессы экспериментальной работы, в связи с тем, что объем автореферата кандидатской диссертации ограничен 1 п.л., а докторской 2 п.л. Однако допускается увеличение объема автореферата диссертаций, выполненных по гуманитарным наукам: кандидатской до 1,5 п.л., докторской до 2,5 п.л.
Автореферат — это краткое содержательное изложение основного содержания диссертации ее автором.
Автореферат диссертации выполняет следующие функции: информационную (информирует читателей об основной структуре диссертации, актуальности разрабатываемой тематики, предмете и цели исследования, личном вкладе автора в разработку проблемы исследования, информирует о том, какая основная информация заложена в диссертации); индикативную (описание разработанных автором методик); сигнальную (извещение о том, что диссертация подготовлена и поступила в библиотеку по месту работы диссертационного совета, что защита состоится в такое-то время, в таком-то месте, что оппонентами по диссертации выступают такие-то ученые); ознакомительную (является источником для получения справочных данных о проведенном научном исследовании и полученных результатах); познавательную (дает представление о научном потенциале автора). Подбор основных материалов для автореферата обусловлен целевой направленностью автореферата диссертации.
Во вводной (первой) части автореферата раскрывается актуальность разрабатываемой проблемы и ее значимость для науки и практики; указываются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; формулируется методологическая база исследования и приводятся методы, которые использовались в исследовательской работе; обосновывается достоверность полученных результатов; раскрывается научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования; обосновываются положения, выносимые на защиту автором диссертационного исследования. И в заключение первого раздела автореферата кратко может приводиться структура диссертации.
Во второй части автореферата кратко раскрывается основное содержание диссертации, и личный вклад автора в разрабатываемую проблему.
В третьей части помещается библиографическое описание публикаций автора по теме диссертационного исследования.
*Автореферат диссертации: каким ему быть?
ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТА
Составной частью диссертации и автореферата является библиографическое описание или список источников и литературы. Библиографическое описание должно содержать информацию о той литературе и источниках, которые использовались автором диссертации в своей теоретической и практической работе. Оно составляется на том же языке, что и диссертация, однако, если соискатель в своей работе использовал публикации или литературу на иностранных языках, то в библиографическое описании они включаются на языке оригинала. Библиографическое описание состоит из следующих элементов: сведения об авторе или авторах книги, название монографии, учебника, статьи; условно разделительные знаки: «сведения автора отделяются от предшествующих сведений (/); сведения о собственно авторах и сведения о других лицах разделяются точкой с запятой (;); сведения о повторности изданий; выходные данные: место издания (город, в котором находится издательство) и год издания; количество страниц; сведения об иллюстрациях.» (Словарь-справочник автора. См.: С. 162-164.). Например, Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Перевод с английского — М.: Прогресс, 2004. — 494с.
Автореферат представляется в диссертационный совет вместе с диссертацией. В случае рекомендации диссертации к защите, автореферат подписывается соискателем, ученым секретарем диссертационного совета и сдается в печать.
Типография, в которой печатается реферат диссертации, должна указать свои выходные данные согласно действующему ГОСТУ.
ЯЗЫК И СТИЛЬ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация является научной квалификационной работой, которая призвана определить уровень квалификации ученого. Как и любая научная разработка, статья, литературное произведение, монография, диссертационная работа имеет свой язык и стиль.
Для того, чтобы более точно понять суть языка научной разработки, обратимся к трактовке этого понятия «Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации…» (Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. С. 783.). Таким образом, язык в диссертации это средство выражения мыслей ученого, средство подачи новой научной информации и ее хранения. А диссертация своеобразный банк ее хранения. Поэтому к языку диссертации необходимо предъявлять повышенные требования с точки зрения чистоты языка, логики и стиля изложения мыслей ученого. Логика изложения научного материала в диссертации предполагает последовательное, доказательное отражение хода научного поиска и полученных результатов.
Конечно, хорошо, когда язык диссертации доступен для понимания потребителя (ученого, учителя или другого практического работника), а логика подачи научного материала безупречна. Но, к сожалению — и это случается довольно часто, — диссертации пишутся настолько наукообразным языком, что понимание текста диссертации и ее выводов представляется осложненным даже для специалистов по профилю научного исследования и особенно это трудно для практических работников. В связи с этим большое количество диссертаций так и не находят своего читателя, а лежит невостребованными в библиотеках.
Некоторые диссертации написаны небрежно, без должного внимания к языку, манере и логике изложения, эстетике, стилю, культуре письменного текста. Стремясь отдать дань устоявшимся композиционным формам, многие авторы используют неинформативные формулы. Так, в авторефератах и диссертациях используются варианты таких фраз: «В заключении изложены основные выводы, вытекающие из анализа фактического материала». Или «В заключении обобщен материал и сделаны выводы». Пользуясь такими фразами, авторы не задумываются над их смыслом. В подобной ситуации правомерен вопрос, если в заключении обобщен материал и сделаны выводы, то для чего нужен текст диссертации? Встречаются и такие выражения «В заключении обобщены результаты проведенного исследования и представлены основные положения, которые выносятся на защиту». Подобный пример говорит о том, что автор не достаточно четко продумал логику построения диссертации. Положения, которые выносятся на защиту, могут представлять интерес не в заключении, а во введении к диссертации, так как знакомят читателей с теми конкретными разработками, которые автор лично представляет к публичной защите на заседание диссертационного совета.
Соискатели довольно часто используют такое выражение: «Во введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяется актуальность темы (проблемы), формулируются гипотеза, цель и задачи исследования…» Можно подумать, что во введении можно писать о чем-то другом, кроме введения в свою научную лабораторию, в процесс своего научного творчества.
Во многих диссертациях встречается недостаточно продуманная логическая и теоретическая разбивка текста на абзацы. Соискатели ученых степеней любят использовать в своих работах такие выражения, как «впервые», «значительное место», «широкий педагогический опыт», «существенное значение», «диссертация значительно сильна в прикладном и практическом отношении», «некоторые аспекты» и т.п. Особенно настораживает то, что соискатели довольно часто в названиях своих диссертаций используют понятие «педагогические, экономические основы», однако не раскрывается сущность данных основ. И возникают закономерные вопросы о том, что наука занимается разработкой основ той или иной деятельности, а не профессионального становления и дальнейшего развития тех или иных процессов.
Довольно часто авторы диссертаций пишут, что они провели опытно-экспериментальную работу, не поясняя, чем отличается опытная работа от экспериментальной. На наш взгляд, работа может быть либо опытной, либо экспериментальной, а по своей сути эти понятия можно считать синонимами. «Полученные в исследовании объективные результаты содержат в своей совокупности решение крупной научной проблемы». Возникает вопрос, а разве научные результаты могут быть субъективными? И понятие «крупная научная проблема» также довольно относительно, так как для того, чтобы определить размер научной проблемы необходимо иметь определенные критерии, которые в настоящее время в науке отсутствуют.
Многие авторы пытаются писать сложным, наукообразным языком, употребляют много непонятных даже специалистам слов, вместо «продлить» пишут «пролонгировать» и т.д. Особенно неприятное впечатление производят сложные изложения простых фактов, которые не позволяют понять их сути, например: «Принцип системности, если его охарактеризовать в самом общем виде, означает, что явление объективной действительности, рассмотрено с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия составляющих его частей, образует особую гносеологическую призму или особое «измерение» реальности». Прочитав эту фразу, остается вопрос, а что же такое принцип системности. «Отчетливые контуры противоречий выявлены в ходе системных исследований…» Данная фраза вызывает ряд вопросов, в том числе и такой, а что же выявлял автор: противоречия или их контуры. И на наш взгляд, правильнее было бы написать, что в ходе системного исследования автор выявил такие-то противоречия.
Довольно часто соискатели ученых степеней используют в своих диссертациях и авторефератах понятия, относящиеся к научным подходам в исследовательской работе, например: «В качестве специальной методологии выступает системно-целостный подход к познанию и преобразованию педагогической действительности.» «Осуществлен комплексный и системный подход к исследованию и построению комплексной системы», или «Осуществлен подход к стандартизации…» Возникают вопросы, а что значит осуществить подход? Вопрос должен быть либо решен, либо не решен. А анализ сущности понятий комплексный, системный и т.д. показывает, что соискатели не владеют понятийным аппаратом науки. Встречаются в диссертациях и такие выражения: «При определении педагогических условий… использовались результаты исследований, опирающиеся…» Может быть, было бы лучше написать, что на основе результатов научного исследования определены педагогические условия той или иной деятельности.
Стоит избегать таких фраз, как: «На базе теоретических и практических разработок составлены методические пособия и проведены региональные семинары». Правильнее было бы, на наш взгляд, написать так: «Теоретические и прикладные разработки были положены в основу методических пособий».
В диссертациях довольно часто употребляется большое количество подходов и авторы утверждают, что они в своих диссертациях используют и системный, и комплексный подходы. В диссертациях часто встречаются такие понятия, как «комплексный метод», «комплексная система контроля», «комплексное исследование».
Довольно часто соискатели ученых степеней ставят в один ряд апробацию и внедрение результатов своего исследования, хотя эти понятия нельзя назвать синонимами. Апробация — это проверка результатов на прочность, а внедрение — это специальный законодательный акт, который разрешает использование тех или иных разработок в практической работе. Внедрение может быть на уровне государства, региона, отрасли, предприятия, учреждения, организации, на что должны быть специальные решения соответствующих органов: Министерств, Государственных комитетов, Департаментов и др.
Иногда в авторефератах встречаются и такие формулировки: «В заключении описаны основные результаты исследования», «На страницах диссертации обоснована актуальность исследования, определена проблема научного поиска, намечены задачи теоретического и экспериментального характера». Можно подумать, что диссертация только для этого служит, а что решены научные проблемы или задачи автор в данном предложении не указывает.
Многие авторефераты диссертаций не полностью раскрывают выдвигаемые ими тезисы, они пишут, что разработали систему, а компоненты данной системы не отражают, пишут, что разработали критерии и показатели, не называя их. Все это приводит к тому, что ВАКу приходится запрашивать у соискателей и в диссертационных советах дополнительную информацию о тех разработках, которые ими проводились.
Довольно часто встречаются названия диссертаций, в которых содержатся стилистические погрешности, например: «Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями, воспитателями) и понимание ребенком самого себя» Можно подумать, что значимыми взрослыми могут выступать только родители и воспитатели, а ближайшие родственники и т.д. — нет. Или такие выражения: «Формирование и развитие у учащихся основ содержательного анализа инструментальной музыки». Можно подумать, что анализ проводят бессодержательно. В авторефератах довольно часто встречаются утверждения, которые не полностью раскрываются, например: «Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Текст рукописи иллюстрирован таблицами и графиками». Из приведенного примера видно, что оно не несет информационной нагрузки, так как авторы не указывают конкретные объёмы и количество библиографических источников, таблиц, графиков, иллюстраций.
Некоторые авторы считают периодические издания источником достоверной научной информации, что является не совсем корректным. В некоторых диссертациях встречаются такие выражения: «Тема актуальна в связи с тем, что в настоящее время имеется недостаточное количество публикаций по теме исследования». Исходя из этого утверждения можно разработать целую тему диссертационного исследования о критериях, принципах достаточности, а уж после этого говорить о недостаточном или достаточном количестве публикаций.
Таким образом, анализ диссертаций и авторефератов позволяет сделать вывод о том, что при оформлении результатов диссертационных исследований особое внимание необходимо обращать не только на научную новизну диссертации, но и на язык, стиль и логику изложения ее результатов. Четкость, доступность и чистота языка диссертации свидетельствуют о высоком культурном и научном уровне соискателя ученой степени кандидата или доктора наук.
ВИДЫ ПУБЛИКАЦИЙТезисы докладов и выступлений
Одним из распространенных видов публикации результатов научных исследований, отраженных в кандидатских и докторских диссертациях являются тезисы докладов и выступлений. Для докторских диссертаций выступления должны быть на международном или всероссийском уровнях (конференции, семинары и т. п.)
Тезисы докладов и выступлений, опубликованные в печати, — это краткое изложение каких-то идей или мыслей, отраженных в диссертации. В тезисах может быть изложена одна или несколько идей, разработанных автором.
Тезис должен четко и кратко, но содержательно, раскрывать основные положения доклада, выступления на научной или научно-практической конференции, симпозиуме. Это делается для того, чтобы читатель мог представить основные направления проведенного исследования по изучаемой теме. При подготовке тезисов не следует увлекаться пространными выражениями и перенасыщать тезисы цифровыми материалами, графиками, таблицами. Основные положения исследования должны излагаться четко и лаконично.
Научная статья
Наиболее значимые результаты научного исследования обычно принято отражать в научных статьях. В статье с содержательной стороны могут раскрываться конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Структура статьи может быть такой: актуальность раскрываемой в статье проблемы или вопроса, подходы или концепции ученых, имеющих отношение к решению той или иной проблемы; описание экспериментальной и теоретической работы, проделанной автором статьи, выводы и практические рекомендации по решению излагаемой проблемы.
Приступая к подготовке научной статьи, следует учитывать некоторые правила по ее оформлению: Во-первых, статья начинается с обоснования актуальности излагаемой темы для науки и практики. Во-вторых, в статье анализируется научный вклад ученых, которые занимались разработкой данной проблемы и позиция автора статьи по отношению к уже имеющимся разработкам по той или иной проблеме, которая выражается в согласии или несогласии с позициями авторов предшествующих исследований и четкая аргументация личных выводов и положений. В-третьих, на основе изученных научных позиций ученых и экспериментальной работы автора в статье излагается собственное видение разрабатываемой проблемы: обосновывается новизна своего научного подхода; концепции, методики, полученные в ходе экспериментальной работы; факты; вскрываются закономерности и тенденции изучаемого процесса или явления; дается анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Следует отметить, что в статьях цитаты применяются очень редко, только тогда, когда без них невозможно обойтись. В статье допускается изложение идеи того или иного автора научной разработки с указанием в скобках его фамилии. И, как правило, статья завершается выводами, конкретными практическими советами и рекомендациями.
Методические рекомендации
Основные результаты диссертационных исследований могут отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме.
Приступая к подготовке методических рекомендаций, следует помнить, что методические рекомендации, прежде всего, рассчитаны на определенную категорию пользователей, например, учителей, экономистов, инженеров, руководителей крупных предприятий и т.д. Исходя из этого структура методических рекомендаций может быть следующей: введение, которое рассчитано на то, чтобы подготовить читателя к знакомству с конкретным методическим материалом, указать предполагаемого пользователя методической разработки; в основной частидетально раскрываются предлагаемые методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов того или иного вида деятельности; в заключении делаются выводы по изложенному материалу.
Методика раскрывается, как правило, во взаимосвязи содержания, форм и методов, наглядных пособий, системы задач и упражнений, рационального расчета времени при проведении того или иного вида работ и др.
Опубликованные методические рекомендации должны отвечать следующим требованиям:
1. Содержать оригинальные способы организации соответствующей деятельности.
2. Раскрывать новые методические приемы, формы и методы организации учебной, производственной или любой другой деятельности.
3. Подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками.
4. В приложении к методическим рекомендациям могут быть даны планы и программы проведения отдельных занятий или всего комплекса занятий, перечень наглядных пособий и литературы, виды технических средств, используемые в учебном процессе. Список литературы может предлагаться как к отдельным разделам, так и в целом к методическим рекомендациям.
При написании методического пособия следует помнить, что рекомендации пишутся понятным языком, а иностранные и малоизвестные научные термины следует толковать в сносках, либо сделать словарь терминов и понятий, что немаловажно для полного понимания читателем методического материала.
Программа учебного курса
В настоящее время соискатели ученых степеней (особенно по гуманитарным специальностям) довольно часто разрабатывают, апробируют и публикуют отдельными брошюрами оригинальные программы тех или иных учебных курсов. При подготовке программы к публикации начинающим ученым приходится сталкиваться с некоторыми организационно- методическими проблемами.
Приведем некоторые приемы работы над составлением учебных программ:
1. Необходимо познакомиться со всеми видами программ по разрабатываемой проблематике, которые опубликованы и используются в практической работе учебных заведений.
2. Изучить содержание учебников, учебных пособий и монографий по предполагаемой проблеме.
3. Написать свои разделы программы или программу в целом.
4. Сопоставить свою разработку с уже имеющимися программами.
5. Отредактировать подготовленный вариант программы и получить на нее рецензии специалистов (желательны рецензии как ученых-теоретиков, так и практических работников, которым будет адресована учебная программа).
Программа учебного курса, спецкурса может иметь следующие разделы:
— предисловие или введение, в котором разъясняется суть программы, основные ее разделы и направленность пользователям:
— основная часть, в которой раскрываются основные положения учебного курса или спецкурса;
— по каждому разделу программы или по программе в целом приводится основная и дополнительная литература, компьютерные программы или другие необходимые для более качественного усвоения программных знаний пособия и источники.
Приступая к разработке программы, следует помнить, что разработка программы учебного курса или спецкурса довольно сложная и кропотливая работа, которая требует от автора глубоких теоретических знаний и достаточно большого практического опыта работы в учебном заведении. Каждый тезис программы должен концентрированно выражать основные направления развития науки и практики, помогать пользователю в освоении теоретических и прикладных знаний и совершенствовать умения и навыки.
Учебник
Основные результаты диссертационного исследования могут быть изложены в учебнике, который должен активно использоваться в практической работе.
При создании учебников необходимо, прежде всего, определить роль учебной дисциплины в учебном процессе:
— определить характер и объем знаний, которые должны быть в последствии усвоены при изучении всего предлагаемого курса, его разделов, тем и каждого вопроса темы в отдельности;
— выявить (на основе учебных планов и программ) объем знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин для того, чтобы определить степень развития того или иного учебного или научного материала;
— определить логическую и дидактическую последовательность изложения учебной и научной информации и направленность учебника на выработку определенных умений и навыков в той или иной области знания;
— обосновать структуру учебника, излагаемый в нем материал представить в виде логически оправданных разделов, глав и параграфов;
— подготовить проспект будущего учебника;
— разработать содержание параграфов (текста, иллюстраций, таблиц)
— оформить главы и параграфы согласно логики изложения материала в учебнике;
— оформить макет учебника в целом.
Основные требования к написанию учебника:
1. Обеспечить полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины с учетом современных достижений науки и техники.
2. Изложить учебный материал в доступной форме для успешного усвоения обучающимися, способствуя формированию знаний, умений и навыков для самостоятельной работы по изучаемой дисциплине.
3. Обеспечить преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, опираться на междисциплинарные знания, предусматривать непрерывность отдельных видов профессиональной подготовки.
4. Способствовать созданию необходимых условий для использования в учебном процессе и самостоятельной работе аудиовизуальной и компьютерной техники.
5. Учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности обучаемых.
Структура и содержание рукописи учебника:
Следует отметить, что важную роль в учебном издании играет принятая структура. Структура учебника может быть следующей: оглавление — предисловие — методические рекомендации — основной текст — указатели — литература.
Главная задача автора учебника должна состоять в том, чтобы в нем реализовывалось одно из важнейших положений — непрерывность образования, отдельных видов подготовки во время всего периода обучения.
При подготовке учебника важное место отводится иллюстрациям. Иллюстрации должны быть методически целенаправленны на ту или иную тему учебника и разнообразны по графическому и художественном оформлению. Самые важные, по мнению автора, части иллюстраций могут быть выделены. В учебниках могут использоваться диаграммы, графики, таблицы, схемы, карты. С их помощью автор может показать закономерности развития тех или иных явлений в науке и технике (диаграммы, графики), показать пространственные связи (карты, картосхемы, планы), временные связи (хронологические таблицы, графики) и причинно-следственные связи (схемы, таблицы). И, конечно же, иллюстрации делают учебник более привлекательным и приятным для восприятия и чтения.
Учебник обязательно должен содержать материалы для самостоятельной работы, в том числе и компьютерные версии. Следует помнить, что объем учебника должен быть соизмерим с ролью и местом дисциплины в учебном плане и соответствовать времени, отводимому на изучение той или иной дисциплины.
Монография
— это книга, в которой в систематизированном виде излагаются основные данные научных исследований самим автором научной разработки.
Монография может быть написана как единолично, так и коллективом авторов. Объем монографии, как правило, бывает от 4 — 5 печатных листов и выше. При подготовке монографии следует помнить, что в ней наиболее глубоко, систематизировано и аргументировано излагаются общие результаты научных исследований.
Анализ монографических работ позволил определить некоторые общие требования по их подготовке и структуре:
— Оглавление целесообразно расположить в начале монографии.
— Во введении, как правило, раскрывается актуальность монографического исследования и оно предназначено для того, чтобы ввести читателя в проблему, которая излагается в монографии.
— Основная часть монографии состоит из нескольких глав или разделов, которые содержательно и логически дополняют каждую предыдущую главу или раздел и в них излагается основное содержание монографического исследования.
— В заключении обычно подводятся итоги монографического исследования.
— Монография может содержать приложения, в которые помещаются материалы, способные проиллюстрировать основной материал монографии.
— И в заключительном разделе указывается литература, которая была использована при подготовке монографии.
Депонирование научной разработки
Научная разработка может быть депонирована.
Депонирование
— это передача на специальное хранение рукописей. Обычно депонируются научные разработки (монографии, статьи, тезисы и т.д.), которые касаются важных, но частных вопросов, издание которых большими тиражами нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.
Кроме того, необходимость депонирования возникает тогда, когда работа не может быть опубликована быстро, а автор заинтересован в быстром издании своего научного труда, да и финансовые затраты на депонирование не соизмеримы с затратами на публикацию научных трудов типографским способом.
Сущность депонирования заключается в следующем: подготовленная к публикации научная разработка (статья, тезисы, монография, учебное пособие и т.д.) направляется в Центр научно-технической информации или Институт научной информации по общественным наукам. Центр принимает работу для депонирования, передает ее на хранение в свои библиотеки и дает публикацию в специальных реферативных сборниках или научных журналах о том, что работа поступила в Центр научной информации и может быть востребована для ознакомления с ней любым специалистом, заинтересованным в той или иной научной разработке. Следует помнить, что депонированная работа считается опубликованной только после того, как ее аннотация была опубликована в научном журнале или реферативном сборнике.
Соавторство
Довольно часто научные разработки выполняются двумя или более исследователями. Такая форма научной работы называется соавторством. Соавторство может выражаться в разных формах: научная работа написанная в равной степени двумя и более авторами. В этом случае авторы вправе использовать все материалы статьи опубликованной в соавторстве в дальнейшей своей научной работе, однако, при этом необходимо делать ссылки на то, что тот или иной материал разработан совместно с такими-то ученым или учеными.
Если соавторство заключается в том, что соавтор разработал приложение или список литературы и источников, либо таблицы и графики для данной научной публикации, то это отражается либо в предисловии к публикации, либо в содержании или оглавлении научной работы. Практика показывает, что довольно часто в соавторстве выполняются монографии, учебники, учебные пособия. Как правило, в таких изданиях авторы пишут отдельные разделы, главы, параграфы. В этом случае в предисловии к изданию или оглавлении могут указываться фамилии конкретных разработчиков. Соискателям ученых степеней следует помнить, что при подготовке к публикации авторефератов своих диссертаций в списках, опубликованных по теме диссертации научных трудов, которые выполнены в соавторстве необходимо указывать личное участие в той или иной публикации.
УЧЕТ ОБЪЕМА ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ
Практика показывает, что довольно часто у авторов статей, учебных пособий, монографий возникают трудности в определении объема подготовленных к изданию рукописей и изданных научных разработок. Для того, чтобы правильно учитывать объем публикаций существует специальная система, основанная на некоторых понятиях.
Авторский лист — это единица измерения текста и изобразительного материала, которая выражается в печатных знаках, строках или квадратных сантиметрах. В авторских листах, как правило, устанавливается объем научной продукции в издательских договорах.
Обычно 1 авторский лист (а.л.) в научных работах равен 40000 печатных знаков.
При подготовке публикаций следует помнить, что в случае использования в своей работе цитат, положений и мыслей других авторов необходимо делать ссылки на произведения тех или иных авторов. Ссылки в обязательном порядке делаются при цитировании отдельных положений, таблиц, графиков, иллюстраций, методик; анализе в тексте статьи, монографии, диссертации, опубликованных трудов других авторов.
ПРОЦЕДУРА РАССМОТРЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ПО МЕСТУ ВЫПОЛНЕНИЯ
Процесс рассмотрения и защиты кандидатской и докторской диссертации имеет свою специфику и определен соответствующими требованиями Положения о порядке присуждения ученых степеней и Положения о диссертационном совете. Одним из первых компонентов данного процесса является представление диссертации к рассмотрению на заседании кафедры вуза, отдела, где выполнялось научное исследование.
Аспирант или соискатель ученой степени представляет руководителю кафедры текст диссертации и автореферата, все научные работы, в которых опубликованы результаты диссертационного исследования, первичные документы, отражающие процесс экспериментальной или опытной работы.
Руководитель организации, где выполнялось диссертационное исследование, знакомится с поступившей диссертацией и опубликованными по теме научными работами и назначает 2-3 рецензентов из числа специалистов, способных провести квалифицированный анализ диссертации и основных публикаций. В число рецензентов включается не менее одного доктора наук, являющегося специалистом по теме диссертации. Рецензенты изучают текст диссертации и автореферата, определяют качество проведенного научного исследования и репрезентативность полученных результатов, полноту отражения результатов диссертационного исследования в представленных публикациях, научную ценность диссертации.
Рецензенты готовят письменные рецензии на рассматриваемую диссертацию и представляют ее руководителю подразделения. В рецензии должны быть даны ответы на следующие вопросы: актуальность темы исследования и ее связь с планами научно-исследовательской работы организации, где выполнялась диссертация; конкретное личное участие автора в получении новых научных результатов, изложенных в диссертации; степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации; вывод о полноте публикации основных положений и результатов диссертационного исследования в научных изданиях; научная и практическая значимость полученных результатов исследования и рекомендации по дальнейшему их использованию; обоснованность (если диссертация выполнена в виде научного доклада) защиты диссертации в виде научного доклада; оценка структуры диссертации, языка и стиля изложения научного материала; соответствие темы диссертации специальности, по которой диссертационному совету разрешено принимать диссертации к защите.
При наличии у рецензентов критических замечаний по диссертации, они отражаются в выступлении или письменной рецензии. Рецензия должна быть представлена соискателю за 10 дней до обсуждения диссертации на заседании кафедры, отдела. Рецензент обязан четко сформулировать в своем выступлении вывод: рекомендовать диссертацию к защите или не рекомендовать.
Руководитель кафедры, отдела назначает ответственного по подготовке проекта заключения по диссертации на основе материалов, имеющихся в распоряжении организации по месту выполнения диссертации (текст диссертации, основные публикации, справки о внедрении, заключение по диссертации если она выполнялась в сторонних организациях; отзывы рецензентов и другие необходимые материалы).
Обсуждение диссертации в организации по месту ее выполнения считается правомерным, если в заседании участвовали доктора наук, специалисты по профилю специальности диссертации или по теме научного исследования. Если кафедра, отдел не располагают достаточным количеством специалистов (докторов наук) по профилю диссертации, то руководитель может привлечь к работе специалистов из других организаций, учреждений. Если диссертация выполнена на стыке специальностей (2-х или 3-х), то для ее обсуждения привлекаются доктора наук, которые являются специалистами по данным специальностям. При этом возможно проведение совместных заседаний двух или нескольких кафедр, лабораторий, отделов. Председателем таких совместных заседаний является руководитель (кафедры, лаборатории, отдела) той организации, где выполнялась диссертация. В случае, если диссертация выполнена под научным руководством руководителя кафедры, отдела, то заседание, на котором обсуждается данное исследование, может вести его заместитель или один из членов кафедры, лаборатории, отдела.
Рекомендуется следующая процедура рассмотрения диссертаций:
— по мере готовности рецензий руководитель кафедры, лаборатории, отдела назначает дату заседания и приглашает аспиранта или соискателя ученой степени, его научного руководителя и всех сотрудников кафедры;
— руководитель открывает заседание и объявляет повестку дня;
— он называет фамилию соискателя, тему диссертации и фамилии, ученые степени и звания рецензентов;
— затем слово представляется соискателю для сообщения по теме диссертации;
— после выступления соискателя ему задаются вопросы по содержанию диссертации, методологии и методике научного исследования, на которые ему необходимо ответить;
— затем следуют выступления рецензентов;
— после этого соискатель отвечает на замечания, предложения и пожелания рецензентов;
— далее идут выступления присутствующих на заседании;
— в заключении проходит подведение итогов дискуссии.
При обсуждении проекта заключения формулируются предложения и замечания к диссертационной работе. Заключение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании и оформляется в виде выписки из протокола заседания кафедры, лаборатории, отдела с указанием процесса рассмотрения.
Организация, где выполнялась диссертация может принять решение — рекомендовать диссертацию к защите с учетом композиционных, редакционно-стилистических, технических, грамматических поправок. В таком случае о реализации вышеуказанных поправок автор диссертации должен проинформировать руководителя и рецензентов в рабочем порядке. Организация может принять решение — не рекомендовать диссертацию к защите и рекомендовать соискателю произвести ее существенную доработку. Отрицательное заключение, полученное в ходе предварительного рассмотрения диссертации на заседании кафедры, отдела, не является препятствием диссертационному совету для приема ее к защите.
Заседание кафедры оформляется протоколом. В протокол заносится пофамильный список всех присутствующих на заседании с указанием ученой степени и ученого звания. Определяется правомочность заседания и обеспеченность специалистами (докторами наук) по профилю рассматриваемой диссертации. Указывается повестка дня: Обсуждение (кандидатской, докторской) диссертации на тему, выполненную в виде рукописи (научного доклада, монографии), на соискание учёной степени доктора (кандидата) наук по специальности….., место ее выполнения и основное место работы и должность соискателя, обучался он в аспирантуре (докторантуре) или выполнил диссертационное исследование самостоятельно.
Далее указывается научный руководитель или научный консультант и приводится список рецензентов, прилагается сообщение соискателя по теме диссертации, вопросы рецензентов и всех присутствующих на обсуждении, информация об отзывах рецензентов; стенограмма выступлений; выступление научного руководителя или консультанта; излагается ход обсуждения проекта заключения; приводятся итоги открытого голосования при утверждении заключения и рекомендации диссертации к защите. Протокол подписывается руководителем кафедры, лаборатории, отдела. Для соискателя ученой степени заключение о его диссертации выполняется в виде выписки из протокола заседания.
В выписке из протокола заседания отражается:
— список рецензентов с указанием фамилии, имени, отчества, ученой степени и ученого звания, указывается номер протокола, дата заседания и название организации, где выполнялось исследование;
— решение о рекомендации диссертации к защите либо к доработке;
— далее раскрываются следующие вопросы: актуальность темы и направленность исследования; конкретное личное участие соискателя в получении научных результатов; степень обоснованности научных положений, рекомендаций и выводов, полученных соискателем; указываются наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем и их теоретическая и практическая новизна и значимость; отражение основных результатов исследования в публикациях автора; соответствие содержания диссертации специальности, по которой она рекомендуется к защите: дается обоснование защиты диссертации в виде научного доклада. Если диссертация выполнена с грифом ДСП, то обосновывается его правомерность.
Выписка из протокола заседания подписывается руководителем кафедры, утверждается руководителем организации (учреждения) по месту ее выполнения и скрепляется печатью. После чего выписка вручается соискателю. Заключение должно быть вручено соискателю не позднее двух месяцев со дня представления для предварительной экспертизы кандидатской диссертации и трех месяцев — для докторской диссертации.
Получив заключение организации, где выполнялась диссертация, автор вправе обратиться в любой диссертационный совет России по профилю выполненной диссертации для представления ее к защите