Презентация на защиту кандидатской диссертации. Кандидат 5

Презентация на защиту кандидатской диссертации. Кандидат 5 Диссертации

«viii. тайное голосование при проведении заседания диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме

51(1). При проведении заседания диссертационного совета с участием членов диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме члены диссертационного совета голосуют с использованием информационно-коммуникационных технологий без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе (далее — электронное голосование).

Информационно-коммуникационные технологии, используемые при проведении электронного голосования, определяются организацией, на базе которой создан диссертационный совет, самостоятельно и должны обеспечивать возможность волеизъявления члена диссертационного совета и формирования данных об итогах электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления членов диссертационного совета и соблюдения тайны голосования.

Ученый секретарь диссертационного совета обеспечивает доступ членов диссертационного совета к электронному голосованию в порядке, определенном организацией, на базе которой создан диссертационный совет.

51(2). В электронном голосовании участвуют все члены диссертационного совета, присутствующие на заседании диссертационного совета.

Члены диссертационного совета, опоздавшие к началу защиты диссертации, ушедшие до ее окончания или временно отсутствовавшие на заседании диссертационного совета (в том числе в случае разрыва аудиовидеосвязи), кроме времени объявленного технического перерыва, в определении кворума не учитываются и в голосовании не участвуют.

Соискатель ученой степени, защищающий диссертацию в диссертационном совете, членом которого он является, не участвует в голосовании по итогам своей защиты и в списочном составе членов диссертационного совета на заседании диссертационного совета не учитывается.

51(3). По итогам голосования ученый секретарь объявляет результат голосования.

51(4). Диссертационный совет открытым голосованием простым большинством голосов членов диссертационного совета, участвующих в заседании диссертационного совета, утверждает протокол о результатах голосования.

В случаях если выявлены нарушения в процедуре защиты диссертации, голосовании, диссертационный совет принимает решение о переносе защиты диссертации на другой день, о чем указывается в протоколе заседания диссертационного совета.

51(5). При возникновении технических неполадок во время проведения голосования по присуждению ученой степени, не позволяющих обеспечить принятие диссертационным советом решения в соответствии с требованиями настоящего Положения, в день защиты может быть проведено повторное голосование после устранения указанных технических неполадок.

В этом случае в протоколе о результатах голосования дополнительно указываются информация о возникновении технических неполадок, а также сведения о первом и повторном голосовании, включающие в себя дату и время проведения голосования, а также результаты голосования.».

Если тайное голосование проводилось более одного раза, в заключении диссертационного совета указываются причины неутверждения протокола счетной комиссии.

23. Главы VIII-XII считать соответственно главами IX-XIII.

24. В абзаце первом пункта 61 слова «главой VII» заменить словами «главой VII или в случае проведения заседания диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме — главой VIII».

25. Пункт 67 дополнить новым предложением следующего содержания:

«В случае проведения заседания диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме диссертационный совет проводит электронное голосование в соответствии с главой VIII настоящего Положения.».

26. В пункте 70:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«б) стенограмму заседания диссертационного совета, на котором рассматривалось заявление о лишении ученой степени, подписанную председательствующим на этом заседании и ученым секретарем диссертационного совета и заверенную печатью организации (при наличии), на базе которой создан диссертационный совет;»;

абзацы восьмой и девятый изложить в следующей редакции:

«г) диссертацию, автореферат диссертации (при наличии автореферата) или их копии, рассмотренные по заявлению о лишении ученой степени;

д) иные материалы, рассмотренные диссертационным советом по заявлению о лишении ученой степени.»;

дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:

«Срок, указанный в абзаце третьем настоящего пункта, может быть продлен по ходатайству организации, на базе которой создан диссертационный совет, рассматривающий заявление о лишении ученой степени, при отсутствии возможности участия в заседании диссертационного совета необходимого количества членов диссертационного совета по уважительным причинам.».

27. Приложение № 1 к указанному Положению изложить в редакции согласно приложению № 1 к настоящим изменениям.

28. Дополнить приложением № 2.1 согласно приложению № 2 к настоящим изменениям.

29. Приложение № 4 изложить в новой редакции согласно приложению № 3 к настоящим изменениям.

Приложение № 1к изменениям, которые вносятсяв Положение о совете по защитедиссертаций на соискание ученойстепени кандидата наук,на соискание ученой степени докторанаук, утвержденное приказомМинистерства образования и наукиРоссийской Федерацииот 10 ноября 2022 г.

«Приложение № 1к Положению о совете по защитедиссертации на соискание ученойстепени кандидата наук,на соискание ученой степени докторанаук, утвержденное приказомМинистерства образования и наукиРоссийской Федерацииот 10 ноября 2022 г. № 1093

Рекомендуемый образец

                              Председателю совета по защите диссертаций

                              на соискание ученой степени кандидата наук,

                              на соискание ученой степени доктора наук

                              _______________________, созданного на базе

                              (шифр диссертационного

                                       совета)

                              __________________________________________,

                                (название организации, на базе которой

                                     создан диссертационный совет)

                              от_________________________________________

                                    (фамилия, имя, отчество (при наличии)

                              документ, удостоверяющий личность__________

                              ___________________________________________

                              серия______________________________________

                              номер____________________________________12

                                Заявление

     Прошу   принять   к рассмотрению и защите мою диссертацию  на   тему

____________________________________________________________ на соискание

                      (название диссертации)

ученой степени кандидата (доктора) _________________________________ наук

                                            (отрасль науки)

по научной специальности________________________________________________.

                          (шифр и наименование научной специальности)

     Защита работы проводится впервые (повторно).

     Соглас(ен)(на)    на включение   моих   персональных   данных      в

аттестационное дело   и   их   дальнейшую обработку. Подтверждаю, что все

представляемые   к   защите данные и результаты   являются   подлинными и

оригинальными  и,   кроме   специально оговоренных случаев, получены мной

лично.

Фамилия, имя, отчество (при наличии)                      Число, подпись»

——————————

12 Указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность, в том числе основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, включая вид документа и иные сведения о таком документе.

Приложение № 2к изменениям, которые вносятсяв Положение о совете по защитедиссертаций на соискание ученойстепени кандидата наук,на соискание ученой степени докторанаук, утвержденное приказомМинистерства образования и наукиРоссийской Федерацииот 10 ноября 2022 г.

«Приложение № 2.1к Положению о совете по защитедиссертации на соискание ученойстепени кандидата наук,на соискание ученой степени докторанаук, утвержденное приказомМинистерства образования и наукиРоссийской Федерацииот 10 ноября 2022 г. № 1093

Рекомендуемый образец

На правах рукописи

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Название диссертации

Шифр и наименование научной специальности

(указываются в соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени)

Диссертация на соискание ученой степени доктора ____________________________наук в виде научного доклада

Город — год

(оборотная сторона обложки)

Работа выполнена в

____________________________________________________

(наименование организации)

Научный консультант_______________________________________________

(ученая степень, ученое звание, фамилия,

имя, отчество (при наличии)

Приложение № 3к изменениям, которые вносятсяв Положение о совете по защитедиссертаций на соискание ученойстепени кандидата наук,на соискание ученой степени докторанаук, утвержденное приказомМинистерства образования и наукиРоссийской Федерацииот 10 ноября 2022 г.

«Приложение № 4к Положению о совете по защитедиссертации на соискание ученойстепени кандидата наук,на соискание ученой степени докторанаук, утвержденное приказомМинистерства образования и наукиРоссийской Федерацииот 10 ноября 2022 г. № 1093

Рекомендуемый образец

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА__________________, СОЗДАННОГО

                                       (шифр совета)

   НА БАЗЕ____________________________________________, ПО ДИССЕРТАЦИИ

                  (наименование организации,

                ведомственная принадлежность)

         НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА (ДОКТОРА) НАУК

                  аттестационное дело № _______________________________13

                  решение диссертационного совета от________ №___________

                                                    (дата)

    О присуждении________________________________________________ученой

                     (фамилия, имя, отчество (при наличии)

                            (полностью), гражданство)

степени кандидата (доктора)________________________________________наук.

                                       (отрасль науки)

     Диссертация_________________________________________________________

                                  (название диссертации)

по специальности(ям)_____________________________________________________

                      (шифр и наименование научной специальности(ей)

принята к защите___(протокол заседания №____) диссертационным советом___,

              (дата)                                        (шифр совета)

созданным на базе________________________________________________________

                           (наименование организации,

________________________________________________________________________.

ведомственная принадлежность, почтовый индекс, адрес организации, номер

         и дата приказа о создании диссертационного совета)

     Соискатель_____________________, «____»_______________года рождения,

             (фамилия, имя, отчество    (дата рождения (полностью)

                   (при наличии)

     В_________году соискатель окончил(а)________________________________

     (для соискателей ученой степени       (наименование организации,

              кандидата наук)

_______________________________________(сведения указываются при наличии)

 выдавшей диплом о высшем образовании/

свидетельство об окончании аспирантуры

             (адъюнктуры)

Диссертацию на соискание ученой степени кандидата____________________наук

(для соискателей ученой степени доктора наук)       (отрасль науки)

______________________________________________защитил(а) в___________году

(название диссертации)

в диссертационном совете, созданном на базе______________________________

                                            (наименование организации в

                                             соответствии с уставом)

_______________________________________(сведения указываются при наличии)

(если соискатель ученой    степени   кандидата   наук освоил    программу

подготовки   научных   и   научно-педагогических кадров     в аспирантуре

(адъюнктуре), то указывается    год окончания  обучения   и наименование

организации)

работает_____________в__________________________________________________.

         (должность)       (наименование организации, ведомственная

                                          принадлежность)

     Диссертация выполнена в_____________________________________________

                         (наименование учебного или научного структурного

________________________________________________________________________.

подразделения, наименование организации, ведомственная принадлежность)

Научный руководитель (консультант) — доктор (кандидат)______________наук,

                                                      (отрасль науки)

_________________________________________________________________________

  (фамилия, имя, отчество (при наличии), наименование организации

_________________________________________________________________________

          места работы, структурное подразделение, должность)

     Официальные оппоненты:

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии), ученая степень, ученое звание,

_________________________________________________________________________

           наименование организации места работы, структурное

                        подразделение, должность)

_________________________________________________________________________

 (фамилия, имя, отчество (при наличии), ученая степень, ученое звание,

_________________________________________________________________________

           наименование организации места работы, структурное

                        подразделение, должность)

_________________________________________________________________________

 (фамилия, имя, отчество (при наличии), ученая степень, ученое звание,

_________________________________________________________________________

  наименование организации места работы, структурное подразделение,

                               должность)

дали положительные (отрицательные) отзывы на диссертацию.

     Ведущая организация_________________________________________________

                              (наименование организации, город)

в своем положительном (отрицательном) отзыве, подписанном________________

                                                         (фамилия, имя,

________________________________________________________________________,

    отчество (при наличии), ученая степень, ученое звание, наименование

                   структурного подразделения, должность)

указала, что____________________________________________________________.

     Соискатель имеет___________опубликованных работ, в том числе по теме

                    (количество)

диссертации опубликовано____________работ, из них в рецензируемых научных

                        (количество)

изданиях опубликовано___________________работ.

                         (количество)

(приводится краткая характеристика  научных работ соискателя с  указанием

наличия   (отсутствия)   в диссертации   недостоверных      сведений   об

опубликованных соискателем ученой   степени   работах, вида,   авторского

вклада и объема научных  изданий, а также наиболее значительные работы, в

первую   очередь   из   числа рецензируемых научных изданий,  с указанием

выходных данных).

     На диссертацию и автореферат поступили отзывы:_____________________.

     (приводится   краткий   обзор отзывов, с   обязательным   отражением

содержащихся в них критических замечаний).

     Выбор официальных оппонентов и ведущей организации обосновывается___

________________________________________________________________________.

     Диссертационный  совет отмечает,   что  на   основании   выполненных

соискателем исследований:

разработана______________________________________________________________

           (например, научная концепция, новая научная идея, обогащающая

_________________________________________________________________________

научную концепцию, новая экспериментальная методика, позволившая выявить

________________________________________________________________________,

качественно новые закономерности исследуемого явления, повысить точность

   измерений с расширением границ применимости полученных результатов)

предложены______________________________________________________________,

             (например, оригинальная научная гипотеза, оригинальные

              суждения по заявленной тематике, нетрадиционный подход)

доказана_________________________________________________________________

           (например, перспективность использования новых идей в науке,

________________________________________________________________________,

  практике, наличие закономерностей, неизвестных связей, зависимостей)

введены_________________________________________________________________.

         (например, новые понятия, измененные трактовки старых понятий,

                              новые термины)

     Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

доказаны_________________________________________________________________

          (например, теоремы, леммы, положения, методики, вносящие вклад

________________________________________________________________________,

  в расширение представлений об изучаемом явлении, расширяющие границы

               применимости полученных результатов)

применительно к проблематике диссертации результативно (эффективно,    то

есть с получением обладающих новизной результатов) использован___________

_________________________________________________________________________

    (например, комплекс существующих базовых методов исследования,

________________________________________________________________________,

      в том числе численных методов, экспериментальных методик)

изложены_________________________________________________________________

          (например, положения, идеи, аргументы, доказательства, элементы

________________________________________________________________________,

       теории, аксиомы, гипотезы, факты, этапы, тенденции, стадии,

                               факторы, условия)

раскрыты________________________________________________________________,

            (например, существенные проявления теории: противоречия,

                    несоответствия, выявление новых проблем)

изучены__________________________________________________________________

         (например, связи данного явления с другими, генезис процесса,

________________________________________________________________________,

внутренние и внешние противоречия, факторы, причинно-следственные связи)

проведена модернизация___________________________________________________

                        (например, существующих математических моделей,

________________________________________________________________________.

  алгоритмов и/или численных методов, обеспечивающих получение новых

                 результатов по теме диссертации)

     Значение  полученных    соискателем   результатов   исследования для

практики подтверждается тем, что:

разработаны и внедрены (указать степень внедрения)_______________________

                                                   (например, технологии,

________________________________________________________________________.

  новые универсальные методики измерений, образовательные технологии)

определены______________________________________________________________,

            (например, пределы и перспективы практического использования

                               теории на практике)

создана_________________________________________________________________,

           (например, модель эффективного применения знаний, система

                           практических рекомендаций)

представлены_____________________________________________________________

            (например, методические рекомендации, рекомендации для более

________________________________________________________________________.

           высокого уровня организации деятельности, предложения

                     по дальнейшему совершенствованию)

     Оценка достоверности результатов исследования выявила:

для экспериментальных работ______________________________________________

                                    (например, результаты получены

_________________________________________________________________________

  на сертифицированном оборудовании, обоснованы калибровки, показана

    воспроизводимость результатов исследования в различных условиях)

теория___________________________________________________________________

         (например, построена на известных, проверяемых данных, фактах,

_________________________________________________________________________

    в том числе для предельных случаев, согласуется с опубликованными

 экспериментальными данными по теме диссертации или по смежным отраслям)

идея базируется__________________________________________________________

              (например, на анализе практики, обобщении передового опыта)

использованы_____________________________________________________________

               (сравнение авторских данных и данных, полученных ранее

                              по рассматриваемой тематике)

установлено______________________________________________________________

              (качественное и/или количественное совпадение авторских

_________________________________________________________________________

 результатов с результатами, представленными в независимых источниках

      по данной тематике, в тех случаях, когда такое сравнение

                      является обоснованным)

использованы_____________________________________________________________

             (например, современные методики сбора и обработки исходной

_________________________________________________________________________

 информации, представительные выборочные совокупности с обоснованием

          подбора объектов (единиц) наблюдения и измерения)

________________________________________________________________________.

     Личный вклад соискателя состоит в:

_________________________________________________________________________

(например, включенное участие на всех этапах процесса, непосредственное

_________________________________________________________________________

участие соискателя в получении исходных данных и научных экспериментах,

_________________________________________________________________________

     личное участие в апробации результатов исследования, разработка

_________________________________________________________________________

       экспериментальных стендов и установок (ключевых элементов

________________________________________________________________________.

экспериментальных установок), выполненных лично автором или при участии

автора, обработка и интерпретация экспериментальных данных, выполненных

  лично автором или при участии автора, подготовка основных публикаций

                       по выполненной работе)

     В ходе защиты   диссертации   были   высказаны следующие критические

замечания

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________.

     Соискатель___________________________ответил (не ответил/ согласился

                   (фамилия, инициалы)

с замечаниями) на   задаваемые   ему в ходе  заседания вопросы   и привел

собственную аргументацию________________________________________________.

     На заседании____________________диссертационный совет принял решение

                       (дата)

за_______________________________________________________________________

     (Для диссертации на соискание ученой степени доктора наук приводится

— за разработку   теоретических   положений,   совокупность которых можно

квалифицировать как научное достижение, либо решение   научной  проблемы,

имеющей важное   политическое,   социально-экономическое,  культурное или

хозяйственное   значение,   либо новые научно обоснованные   технические,

технологические или иные решения, внедрение которых вносит   значительный

вклад в развитие страны.

     Для диссертации   на  соискание ученой степени кандидата наук —   за

решение научной задачи, имеющей значение   для развития   соответствующей

отрасли   знаний,   либо   новые    научно   обоснованные    технические,

технологические или иные решения   и разработки,   имеющие   существенное

значение для развития страны).

присудить_______________ученую степень кандидата (доктора)__________наук.

      (фамилия, инициалы)                               (отрасль науки)

     При проведении   тайного   голосования  диссертационный   совет    в

количестве ______человек, из них_______ докторов наук (отдельно по каждой

научной специальности   рассматриваемой  диссертации),   участвовавших  в

заседании, из____человек, входящих в состав совета, дополнительно введены

на разовую защиту_________ человек, проголосовали: за______, против____ ,

недействительных бюллетеней14_____.

Председатель (заместитель председателя)

диссертационного совета__________________________________________________

                       (Фамилия, имя, отчество (при наличии), (полностью)

Ученый секретарь

диссертационного совета__________________________________________________

                       (Фамилия, имя, отчество (при наличии), (полностью)

Дата оформления заключения

Печать  организации,  на  базе которой создан диссертационный совет  (при

наличии печати)».

——————————

13 Номер аттестационного дела проставляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

14 При проведении заседания диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме количество недействительных бюллетеней не указывается.

Презентация как инструмент защиты диссертации

УДК 378.14

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ

О. А. Ямникова

Представлена общая концепция разработки презентации как иллюстративного материала к докладу о содержании диссертационной работы. Отмечено, что докладчик вначале должен составить «Смысловую» структура презентации, где следует расположить излагаемые идеи, поясняемые необходимыми мыслями, затем в бумажном варианте делается макет раскадровки, который после одобрения автором или руководителем переводится на компьютере в форму слайдов. Описаны принципы рациональной компоновки слайдов с учетом современных методик.

Ключевые слова: информационные технологии презентация, дизайн слайдов.

В настоящее время информационные технологии прочно вошли в жизнь современного человека. Не исключение — научная работа. Защита магистерской диссертации для студента — первый серьёзный экзамен на звание ученого. Умение представить результат своих трудов, убедить комиссию в правоте своих изысканий и полученных результатов, приходит только с опытом [1, 2]. Данная статья может служить подспорьем для молодых ученых для понимания цели и механизма создания презентаций.

Эффективная презентация состоит из трех элементов.

1. Проецируемые слайды — визуальные, в них, насколько это возможно, — минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку. Это наглядно и просто.

2. Текстовое содержание презентации. Аргументы, факты, доказательства, эмоции, примеры должны быть в нашей устной речи. Но не на слайдах!

3. Раздаточные материалы должны обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление. Люди больше доверяют тому, что они могут потрогать и унести с собой, чем исчезающим изображениям проектора. Письменный документ внушает уважение. К тому же раздаточные материалы документируют ваше общение с аудиторией.

Процесс подготовки презентации состоит из следующих этапов:

1) генерация идей;

2) группировка и определение центральной идеи;

3 предварительная раскадровка и визуальные эскизы;

4 раскадровка в сортировщике слайдов.

На этапе генерации идей вас интересует не качество идей, а их количество. Единственное требование — они должны выражать основную мысль вашей презентации. Это могут быть рисунки, слова, диаграммы, предметы или образы. Наброски могут быть неаккуратными. Это нормально. Сейчас нужно посмотреть на презентацию со всех сторон (рис. 1).

Рис. 1. «Смысловая» структура презентации

Центральная идея будет вашей путеводной нитью на протяжении всей презентации. Для этого используйте разбивку на группы аналогичных идей, а не ищите объединяющую тему. У нас получилась радиальная структура с расходящимися линиями в разные стороны.

Процесс создания современных презентаций больше похож на процесс создания фильмов. Кое-что из опыта кино может пригодиться и нам. Например, раскадровка. Делая раскадровку наших идей, мы визуализируем содержание как последовательное повествование (рис. 2).

Рис. 2. Пример раскадровки

320

Используя свои записки и зарисовки, сделайте раскадровку на бумаге, белой доске или при помощи клейких листочков. Без компьютера! Зарисовки, которые являются слишком сложными или требуют слишком много времени, удаляйте. Оставляйте только то, что наиболее доходчиво доносит ключевую идею презентации.

Только после того как вы прояснили для себя, что именно вы хотите от слайдов презентации, можно переходить к осуществлению идеи. Создав раскадровку на бумаге, можно садиться за компьютер. Создайте шаблон пустого слайда или используйте простейший вариант шаблона.

Создайте несколько копий слайдов, выделив (например, цветом) заглавные слайды разделов. После этого мы можем добавлять визуальную поддержку повествования: вступление и завершение. Задача дизайна -дать визуальное понимание основной идеи. Понимание простых концепций графического дизайна и их применение помогут сделать презентацию более эффективной.

Рассмотрим базовые принципы дизайна слайдов (табл. 1) [1].

Таблица 1

Базовые принципы дизайна слайдов

Название принципа Описание принципа

Принцип соотношения сигнал/шум Сокращение лишних элементов

Принцип читабельности Выбор шрифтов и цветов

Принцип пустого пространства Выделение главного элемента

Принцип выравнивания Наличие визуальной взаимосвязи всех элементов на слайде

Принцип контрастности Демонстрация иерархии между элементами слайда (за счет изменения цвета, размера линий, формы, расположения в пространстве).

Принцип повторения Сохранение единого стиля во всех слайдах

Принцип близости Расположение взаимосвязанных элементов на слайде

Принцип соотношения «сигнал/шум» заимствован из технических областей. Презентация предполагает создание, передачу и прием информации. На каждом этапе качество передаваемой информации (сигнал) снижается, а посторонняя информация (шум) добавляется. Четкость информации зависит от соотношения оставшегося сигнала к добавленным шумам. Ухудшение визуального сообщения происходит, например:

321

при выборе перегруженных графиков;

при использовании неоднозначных символов;

при избыточном выделении линий, фигур, символов, логотипов.

Выбирая между функционально равными дизайнами, отдавайте предпочтение самому простому дизайну. Визуальная перегруженность снижает эффективность презентации. Важно понимать, что все ненужные данные, графики, строки или символы крадут внимание от главного пункта. Минимизируйте шум, иначе говоря, удалите все элементы, без которых можно обойтись, не нанося ущерба ключевой идее.

Каждый графический элемент должен нести в себе информацию. Как правило, трехмерные графики, координатные сетки осей и таблиц, рябящая в глазах штриховка являются вещью в себе — визуальным спамом.

Иногда желание использовать новый интересный эффект заслоняет цель: сделать простой, понятный дизайн. Но график не становится более интересным и привлекательным при использовании уникальных орнаментов. Каков критерий для оценки визуализации данных: увидеть то, что мы никогда не ожидали увидеть. Когда график сам по себе служит таблицей, сетка координат может помочь в чтении и понимании. В этом случае она выполняет поддерживающую функцию по отношению к данным, не превалируя над основной информацией. Примеры «хороших решений» представлены в табл. 2.

Для текста, проецируемого на экран, следует использовать только шрифты без засечек и без сглаживания краев букв. Кроме того, шрифты без засечек легче читать, чем шрифты с засечками. Например, вы никогда не ошибетесь, выбрав Arial, Verdana или Tahoma.

Используйте темный текст на светлом фоне. Оптимально, когда уровень контраста между текстом и фоном превышает 70 %. Цветовые комбинации фон/надпись, как правило, не влияют на удобочитаемость при сохранении минимального уровня контрастности.

Буллит — увеличенная точка (•), используется для выделения пунктов перечня.

• Буллиты хорошо работают в письменных документах. Но они не эффективны в живой презентации.

• Буллиты могут быть лучшим выбором в письменном документе при перечислении элементов, не находящихся в иерархической последовательности и не взаимосвязанных друг с другом. Буллиты организуют, направляют и облегчают чтение. Визуально разделяя текст, они позволяют читать осмысленными порциями. Кроме того, они создают благоприятные условия для выборочного чтения, когда читателю нужны какие-то конкретные материалы.

Однако использование буллитов в презентациях имеет ряд недостатков. нередко способ, которым мы описываем проблему, сам по себе является частью проблемы.

Таблица 2

«Хорошее решение»

До

После

удаление

Удаление трехмерных графиков

Списки показывают только три логические взаимосвязи:

1) очередность — от первого до последнего во времени;

2) приоритет — ранжирование по важности, от главного к наименее важному;

3) принадлежность — все элементы списка являются частью какого-то «набора».

Один список может показывать только один вид взаимосвязи в один момент времени. Когда мы представляем информацию в виде списков, на слайдах или озвучивая, мы игнорируем другие важные взаимосвязи элементов. Получается, что аудитории предлагается заполнить пустоты на свое усмотрение. Или это придется делать нам еще раз, реагируя на получаемую обратную связь от аудитории.

Общее правило — использовать буллиты как можно реже и только после того, как вы рассмотрели другие варианты для отображения информации визуально. Буллиты в слайдах должны стать редким и осознанным исключением.

Часто на слайдах слова, фразы, графики забивают и заполняют каждый уголок. Причина, как правило, кроется в страхе перед пустым пространством. Пустое пространство вносит элегантность и ясность. Пустое пространство подчеркивает какой-то один ключевой элемент.

Чем больше мы добавляем, тем сильнее размывается и менее эффективным становится дизайн слайдов. Пустота сама по себе мощный элемент. Все дополнительные детали переносим в раздаточные материалы.

Принцип выравнивания гласит: ничто не должно быть размещено на странице произвольно. Каждый элемент должен находиться в визуальной связи с чем-либо еще на слайде. Ключевая идея принципа выравнивания — дизайн слайдов не должен выглядеть как нечто, размещенное в случайном порядке. Размещайте края элементов по одной линии: вертикально, горизонтально или по центру. Текст уместнее выравнивать по правой или левой стороне, чем центрировать.

Контраст — один из наиболее эффективных способов продемонстрировать иерархию элементов слайда. Контраст помогает нам создать дизайн, в котором мы привлекаем внимание к нужному нам элементу — выделив его.

Выделение — эффективный метод привлечения внимания к элементам слайда. Выделяйте не более 10 % видимого дизайна. Если выделить больше — эффективность снижается. Выбирайте и используйте ограниченное количество способов выделения (1-2) на всех слайдах презентации.

Повторение элементов дизайна в каждом слайде дает четкое ощущение единства, последовательности и согласованности всей презентации. Принцип повторения помогает аудитории быстрее изучать новые вещи. Повторяющимся элементом может быть шрифт, толщина или цвет линий, размещение в пространстве. Что угодно, что аудитория сможет визуально распознать. Мы постоянно используем принцип повторения. Одинаковые по размеру заголовки, красная строка, общий фон слайдов — все это примеры принципа повторения.

Избегайте повторения раздражающих или давящих элементов. Не впадайте в другую крайность, когда повторение будет подавляющим и центр внимания размыт. Принцип повторения помогает создать легко узнаваемый и потому уникальный стиль. Однако будьте осторожны со встроенными шаблонами. Большинство из них уже были неоднократно использованы до вас и вызовут скорее скуку, чем интерес. Создавайте свои собственные шаблоны оформления!

Принцип близости демонстрирует взаимосвязь элементов на слайде. Упорядочивайте элементы, так, чтобы их близость по отношению друг к другу соответствовала их взаимосвязям. Принцип близости гласит, что элементы, расположенные близко друг от друга, воспринимаются в качестве отдельной группы и интерпретируются как более родственные, чем те, которые находятся дальше друг от друга. Избегайте:

размещения элементов в углу или по центру только потому, что «там больше места»;

большого числа разрозненных элементов на слайде; неоднозначного восприятия взаимосвязей заголовков, подзаголовков и самого графика.

Слова и слайды забываются, а раздаточные материалы остаются постоянным, осязаемым напоминанием. Три элемента презентации:

1) смысловая структура презентации (ее видите только вы);

2) слайды, которые вы показываете аудитории;

3) раздаточные материалы.

Одно из определений качественных слайдов — слайды без презентатора должны быть бесполезны.

Подготовьте содержание раздаточных материалов таким образом, чтобы их можно было использовать для вовлечения аудитории. Например: подкрепить всю презентацию в целом; помочь аудитории следить за ходом презентации; визуально усилить ключевые идеи; организовать групповое обсуждение; разобрать практические примеры; резюмировать основные моменты презентации. Подготовив исчерпывающие раздаточные материалы, можно не беспокоиться из-за исключения каких-то деталей из слайдов. Два практических совета для презентации.

Сказать, что будет. Аудитория должна заранее знать, что вы собираетесь делать. В самом начале презентации расскажите:

— в чем состоит проблема;

— в чем важность проблемы;

— каково решение проблемы.

Повторить несколько раз. Повторяя одну и ту же тему в различных вариантах, вы проясняете и раскрываете идею, визуально подкрепляя свои слова слайдами.

Для объяснения идей или данных используйте метод К-О-К: «КОНКРЕТИКА — ОБЩЕЕ — КОНКРЕТИКА». К-О-К придает вашей аргументации большую убедительность. Вы не просто рассказали отдельную историю и продемонстрировали общую теорию. Вы дважды подкрепили свою идею конкретными примерами.

Почему примеры работают так хорошо? Потому что они облегчают понимание. А без понимания не может быть никакого убеждения. Цифры сами по себе ничего не объясняют. Таким образом, чтобы наши идеи были восприняты должным образом, нужно сочетать проверенные цифры с хорошими примерами.

Метасообщение — это «сообщение о сообщении». Невербальное поведение презентующего посылает окружающим информацию о том, как относиться к тому, что он говорит. Метасообщение — это сумма всех элементов «языка тела» выступающего.

Чтобы «использовать» свое тело эффективно, нам прежде всего нужна прочная основа. В качестве базовой позиции между жестами и перемещениями используйте позицию «Руки по бокам». Она помогает создать спокойную осанку и избежать суетливости. Конечно, если вы будете длительное время оставаться в этом положении, аудитория может решить, что перед ней манекен.

Эффективное использование жестов. Нам нужно развить жесты, которые конкретны, энергичны и полезны для аудитории. Например, «Клешня» — наиболее универсальный жест. Вы можете использовать этот жест, показывая что-то на слайдах. И одновременно поддерживать контакт глазами, повернувшись ко всей аудитории.

Во время презентации мы обязаны обращаться только к одушевленным объектам. Некоторым презентаторам удается разговаривать со слайдами, флипчартом или даже доской, повернувшись спиной к слушателям. Кто-то даже отваживается читать со слайдов, кто-то подолгу разглядывает свои собственные слайды. Это неправильно. Когда мы презентуем, то должны смотреть в глаза тем, для кого мы это делаем. Визуальное оформление — всегда для публики. Чем больше презентатор смотрит на свои слайды и схемы с рисунками, тем менее знакомым со своими материалами он выглядит.

Минимизируйте контакт глазами с неодушевленными объектами. Усильте зрительный контакт с аудиторией (рис. 3).

Рис. 3. Пояснение слайда: а — менее эффектно: лицом к наглядным материалам — потеря контакта с аудиторией; б — более эффективно: лицом к аудитории — полное участие

326

а

б

Конечно, учесть все нюансы создания презентации и представления ее комиссии сложно. Но соблюдение рассмотренных в статье правил позволит расположить слушателей к студенту и субъективно повысить качество представленной на защиту работы.

Список литературы

1. Лазарев Д. Презентация: лучше один раз увидеть! 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2022. 144 с.

2. Venturi R., Brown Scott D., Izenour S. Learning from Las Vegas. Revised edition. Cambridge. 1977. 163 p.

Ямникова Ольга Александровна, д-р техн. наук, проф., yamnikovaoa@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PRESENTATION AS INSTRUMENT OF DEFENCE OF A THESIS

O.A. Yamnikova

The general concept of development of the presentation as illustrative material to the report on the content of dissertation work is submitted. It is noted that the speaker has to make «Semantic» in the bbginning structurr of the presentation where it is necessary to arrange the stated ideas explained by necessary thoughts then in paper option the storyboard model which after approval by the author or head is transferred on the computer to a form of slides becomes. The principles of rational configuration of slides taking into account modern techniques are described.

Key words: information technologies presentation, design of slides.

Yamnikova Olga Aleksandrovna, doctor of technical science, professor, yamniko-vaoa@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

Оцените статью
VIPdisser.ru