- Магистерская диссертация
- Научная проблема в магистерской диссертации
- Пoнятиe и структурa мaгистeрскoй диссeртaции
- Пример введения магистерской диссертации по психологии
- Речевые клише для рецензии на магистерскую диссертацию
- Требования к магистерским диссертациям: гост, оформление
- Пример заключения магистерской диссертации по психологии
Магистерская диссертация
Магистерская диссертация представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование студента магистратуры, выполненное по актуальной для данного направления подготовки магистров и специализации теме, связанной с решением задач того вида деятельности, к которой готовится магистр.
Являясь завершающим этапом подготовки магистра, диссертация должна обобщать программу подготовки по всем видам работ студента, включая исследовательскую и практическую составляющую, за весь период обучения в магистратуре, продемонстрировать полученные знания, навыки и умения студента как в части выбранного магистерского направления, так и в части специализации.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта ФГОС ВПО, магистерская подготовка предполагает получение углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-проектной, конструкторской, технологической, исполнительской и творческой, организаторской и иных видов деятельности, в первую очередь – инновационной.
В этой связи магистерская диссертация определяется как вид исследовательской работы, направленной на развитие профессиональных (специальных), исследовательских, методологических, аналитических компетенций выпускника и должна, базируясь на данных проведенного анализа, иметь в методологической и/или практической части новизну для данной области исследования.
Федеральным государственным образовательным стандартом установлено, что магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Требования к новизне материала, методологии, выводов диссертации определяется степенью разработанности конкретной исследуемой области и спецификой решаемых в ней задач. В отдельных случаях новизна может состоять в первичном описании мало изученных проблем, однако большей частью должна касаться практически значимых выводов, рекомендаций для отрасли/организации и т.д., сделанных на основе проведенного анализа.
Таким образом, магистерская диссертация имеет две основных взаимосвязанных цели:
– она должна обобщить и систематизировать знания, навыки и умения студента, полученные за время обучения в магистратуре, показать знание выбранной проблемной области, как в части направления подготовки, так и в части специализации, продемонстрировать сформулированные компетенции, умение грамотно анализировать проблему, исследовательские и методологические навыки студента;
– на основе результатов проведенного исследования (анализа) диссертация должна внести элементы практической, научной и/или методологической новизны в разработанность выбранной проблемной области, в части ее, касающейся направления подготовки и/или специализации.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту ФГОС ВПО, магистерские программы вуза, как правило, являются авторскими, отражая специфику существующих в данном вузе научных и практических школ. Таким образом, магистерские диссертации, выполненные под руководством профессорско-преподавательского состава, должны представлять перспективные направления исследования научно-практических школ.
Перед началом работы над магистерской диссертацией разрабатывается предложение по исследованию (ResearchProposal), которое заложено в основу будущей диссертации. Предложение по исследованию защищается не менее чем за 4 месяца до защиты диссертации и является вторым обязательным этапом работы над ней после согласования и утверждения темы диссертации.
При написании Предложения по исследованию студенты в обязательном порядке отражают два блока подготовки диссертации:
1) теоретико-методологическая часть диссертации;
2) исследовательская часть диссертации.
В теоретико-методологической части описывается актуальность темы магистерского исследования, устанавливаются проблемная область, объект и предмет исследования, а также цель и задачи работы, связанные с гипотезой (гипотезами) исследования. В первую часть также включается анализ основных источников литературы — обзор основополагающих в данной области источников, а также предложение по работе с первоисточниками, в т.ч., периодикой, данными исследования и т.д. На основании плана и концепции диссертации дается краткая характеристика будущей работы, ее структуры.
В исследовательской части на основании выдвинутой гипотезы (гипотез) исследования прописывается методология будущего исследования, замысел, ожидаемые результаты, система применяемых методов, устанавливаются критерии валидности исследования.
Предложение по исследованию утверждается научным руководителем студента, согласовывается с руководителем магистерской программы и защищается перед руководителем научно-практического семинара.
Научная проблема в магистерской диссертации
Научной проблемой считают пробел, не до конца изученную тему, область, которая затормаживает процесс развития науки или отрасли.
Правильная формулировка научной проблемы позволит соискателю определиться с направлением исследования, а также выбрать сторону, с которой будет рассматриваться данная проблема. Оттуда можно вывести объект работы, его предмет, цели и т.д.
Для того чтобы не ошибиться с правильным выбором проблемы, автору необходимо изучить большое количество литературы, ознакомиться с выводами различных кандидатов, учёных, определить какие теории были выдвинуты до решения данной проблемы.
Зачастую авторы определяются с научной проблемой на этапе поиска и обработки источников информации. Конкретизировать и грамотно поставить суть проблемы можно сразу после одобрения теоретического раздела диссертации.
Иными словами, к окончательной формулировке научной проблемы автор приводит после написания основной части, когда уже были задействованы научные труды, «от» и «до» взвешены все достоинства и недостатки существующих теорий, определены их роли в развитии науки.
Чтобы научная проблема звучала корректно и конкретизирована, при написании её автор должен придерживаться определенной схемы действия:
- Подтверждение рациональности поставленной проблемы.
На этом этапе соискатель должен показать свою заинтересованность в исследовании, рвение к новым открытиям. Чтобы исследование прошло максимально продуктивно, недостаточно сидеть над литературой и изучать. Важно, чтобы автор с интересом выполнял исследование. При личной заинтересованности определить необходимость перемен будет намного проще.
Найти проблему исследования – всего лишь малая часть. Необходимо корректно подтвердить её актуальность и необходимость решения для заполнения пробелов в науке. Положительный исход будет только в том случае, если автор определит значимость рассматриваемого вопроса и его роль в развитии научной мысли, жизни.
- Соотношение научной проблемы и поставленной цели
Здесь очень важно, что поставленная цель исследования способствовала решению проблемы, захватывая все её сферы. Поэтому для формирования цели работы автор должен учитывать выявленные в работе противоречия и разработать мероприятия по совершенствованию ситуацию.
- Подтверждение новизны работы и значимость проблемы в целом
Решение проблемы должно указывать на значимость исследования. Решаться проблема должна относительно новыми способами, с наименьшими затратами, а полученный результат должен быть эффективнее, чем у всех предшественников.
- Грамотная постановка проблемы.
Половина успеха зависит от грамотной формулировки проблемы. Не столь важно, как она будет решаться, если у автора не получится грамотно её описать. Чтобы формулировка соответствовала всем стандартам, необходимо придерживаться следующего:
- Никаких фантазий. Проблема должна быть реальной с реалистичной разрешимостью.
- Четкая формулировка вопроса научной проблемы
- Окончательный вариант проблемы возможен после написания основной части.
Автору необходимо уделить большое внимание формированию проблемы. По сути, она является второй гипотезой, которую на протяжении всей диссертации автор должен грамотно и корректно подтвердить. Неграмотное отражение проблемы в диссертации приводит к негативным последствиям на её защите.
Пoнятиe и структурa мaгистeрскoй диссeртaции
УДК 001.891 (075.8)
Э.А. Пикулева, Т.А. Спирова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Изложены понятие и структура магистерской диссертации, приведено подробное описание содержания основных ее разделов. Диссертация как научно-квалификационная работа имеет существенные отличия от дипломного проекта. Выдвижение гипотезы и поиск новой научной идеи постулируются двумя важнейшими признаками диссертации. Это конечный результат проделанной магистрантом научно-исследовательской работы. Основная цель — подтвердить высокий образовательный уровень выпускника.
Ключевые слова: научные исследования, диссертация, научный результат, практический опыт, гипотеза, научная идея.
Мaгистeрскaя диссeртaция (от лат. — исследование, рассуждение) -самостоятельное научное сочинение с элементами научной новизны, основная цель которого подтвердить высокий образовательный уровень выпускника, его способность решать научные, теоретические и практические задачи. Это конечный результат проделанной магистрантом большой научно-исследовательской работы. Она свидетельствует о полученной им специальности и квалификации, умении грамотно излагать свои мысли, свободно ориентироваться в технической литературе и научной информации, способности участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок.
Диссертация готовится автором единолично. В ней должна содержаться совокупность новых научных результатов исследований и положений, выдвигаемых для публичной защиты, а также должны быть сформулированы основные направления дальнейшего решения проблемы. Как научная работа, она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку.
Диссертация как научно-квалификационная работа существенно отличается от дипломного проекта. Она обладает двумя важнейшими признаками: выдвижение гипотезы и поиск новой научной идеи.
Выдвижение гиnoтeзы. Гипотеза — это научное предположение, значение которого неопределенно. Гипотеза — это идея, требующая доказательства. Она является одним из основных методов развития научного знания. При выдвижении гипотезы магистрант предполагает, как он намерен достичь поставленной цели исследования. Гипотеза, начиная от плана-
проекта исследования и заканчивая готовой диссертацией, может неоднократно уточняться, изменяться или дополняться.
При построении гипотезы и в ходе исследования желательно учесть одно существенное обстоятельство. Добросовестно исследуя свою проблему, магистрант получает как положительные результаты, так и отрицательные. Многие стремятся отрицательные моменты в текст диссертации не включать. И делают это напрасно, так как это придает работе убедительность и достоверность и предостерегает последователей от ошибочных вариантов, которые уже опробованы.
Поиск научной идеи — это творческий процесс, поэтому здесь невозможно дать какие-либо готовые рекомендации. Можно лишь посоветовать попытаться идти по пути обобщения каких-либо уже известных результатов, изложенных в нескольких опубликованных другими авторами научных работах либо по пути более глубокого рассмотрения каких-либо интересных частных случаев уже известного общего результата. В других случаях получению нового теоретического результата предшествуют обширные экспериментальные исследования объекта, изучение закономерностей его поведения в тех или иных условиях, накопление статистических данных — только после этого из них можно вывести новую аналитическую зависимость, пользуясь которой синтезировать новые технические объекты, обладающие более совершенными свойствами или общей экономической эффективностью.
Практика показывает, что в современной науке появление совершенно новой идеи, разработка новой концепции «с нуля» — явление крайне редкое. Подавляющее большинство новых научных результатов есть следствие долгого и планомерного развития научной мысли в определенном направлении [1].
Схема основных структурных частей магистерской диссертации представлена на рис. 1.
1. Содержание включает введение, наименования глав, параграфов, заключение, наименования приложений и список использованной литературы с указанием номеров страниц. Содержание включают в общее количество листов текстового документа, титульный лист не нумеруется.
Во введении даются обоснование выбора темы исследования, цель и задачи диссертации, раскрываются актуальность темы, её новизна, объект и предмет исследования, анализ полученных результаты и теоретическая и практическая их значимость. Во введении к работе желательно кратко изложить этапы исследования материала и дать обоснование логике его построения.
Рис. 1. Структура магистерской диссертации
Краткая характеристика составляющих введения.
Aктуaльнoсть тeмы мaгистeрскoй диссeртaции. Тема диссертации -это не просто её название. Тeмa — это намечаемый результат исследования, которое направлено на решение конкретной проблемы. Поэтому важно чётко определиться с выбором, так как на решение проблемы магистрант собирается потратить свои силы и время.
Под прoблeмoй понимается различие между тем, как функционирует исследуемая система, и тем, как она должна быть организована в соответствии с повышением уровня знаний автора и условиями их практического применения. Проблема заключается в понимании того, что происходит в рамках изучаемой системы в целом и за счет каких средств поддерживается ее единство. Только в ходе изучения всех взаимосвязей элементов системы можно обнаружить пути устранения причин разбалан-сированности её отдельных звеньев. Формулировка проблемы научного исследования является, по сути, кристаллизацией замысла магистранта. Поэтому правильная её постановка — это залог успеха всей работы.
В формулировании проблемы должны быть даны ответы на вопросы, поставленные в начале исследования, ради решения которых и предпринимается научное изучение (рис. 2).
Один из важных этапов для уяснения четкости проблемы -определение степени её разработанности, проведение анализа различных точек зрения ученых, выявление достижений и «белых пятен» в исследованиях данной проблемы. Он проводится с помощью изучения научной литературы. Это первое, что должен сделать диссертант, так как это задаёт алгоритм всем последующим его действиям и определяет то, ради чего предпринято диссертационное исследование.
Если кратко, то параметры проблемы можно определить следующими вопросами: «Что?», «Где?» и «Когда?». Только ответив на эти вопросы, проблема будет сформулирована таким образом, что позволит четко очертить круг исследуемых задач.
Важно подчеркнуть, что название проблемы должно содержать именно ее проблемное восприятие, которое требует развернутого научного исследования. Также необходимо заметить, что название проблемы, по сути, должно соответствовать названию самой диссертационной работы.
Шaг 1. Фoрмулирoвaниe прoблeмы
Выявление причин появления проблемы Изучение последствий нерешенной проблемы
Выявление и изучение альтернативных решений Частичное принятие и критическое опровержение альтернативных решений
Шaг 2. Рeшeниe прoблeмы
Выдвижение аргументов за и против данного решения Организационные аспекты решения проблемы
Шaг 3. Oцeнкa рeшeния
Рис. 2. Укрупненная схема решения проблемы
Естественно, что при незначительном опыте научной работы у магистранта недостает чувства актуальности, перспективы видения и умения кратко и терминологически правильно выразить то, что он чувствует и понимает. Научный руководитель поможет устранить такие затруднения.
Кроме перечисленного выше действенны следующие меры:
— обратить особое внимание на смежные области знания: бывает, что на стыке двух научных дисциплин можно найти темы, которые, казалось, были забыты той и иной отраслью науки, но имеют определенные исследовательские перспективы;
— обратиться к каталогу уже имеющихся защищенных диссертаций на кафедре или в научной библиотеке;
— просмотреть научную периодику, специальные издания. Чем больше будет прочитано литературы по своей научной специальности, тем проще будет сориентироваться;
— большое значение имеет методологический аспект рассмотрения проблемы. Иногда его смена или новый угол зрения могут стать темой научной разработки.
Также при выборе и формулировании темы магистерской диссертации следует учитывать определенные требования (рис. 3).
Рис. 3. Требования, предъявляемые к определению темы
Необходимо отметить, что все диссертации выполняются на актуальную тему, так как в них рассматриваются недостаточно изученные проблемы. Если магистрант выявляет несоответствия в предмете исследования, то он вполне может определить актуальность исследования.
После определения актуальности темы диссертации можно переходить к обоснованию цели и задач исследования.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, который может быть либо теоретико-познавательным либо практически-прикладным. Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения цели исследования.
Цель и задачи исследования образуют логически взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей.
Обозначенная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к диссертации. Цель определяет тактику исследования, т.е. последовательность конкретных задач, с помощью которых может быть решена проблема.
Вариант решения проблемы составляет содержание диссертационной работы. Первоначально он формируется в виде основной гипотезы исследования. Это пробное решение, и его необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте диссертации.
Итак, характер задачи зависит от содержания цели, а цель зависит от четкости формулирования проблемы.
Oбъeкт нaучнoгo исслeдoвaния — это определенный элемент реальности, обладающий реальными границами и относительной автономностью существования. Он порождает проблемную ситуацию и избирается для его изучения.
Прeдмeт нaучнoгo исслeдoвaния — это логическое описание объекта, избирательность которого определяется предпочтениями исследователя в выборе точки обзора, аспекта или отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.
Предметом исследования в магистерской диссертации может стать какая-либо целостная составляющая объекта исследования. Каждый предмет исследования включает разнообразные аспекты. Причем каждый из них может быть самостоятельным предметом исследования.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется только его часть, которая служит предметом исследования. Основное внимание магистранта направлено именно на него, потому что предмет исследования определяет тему диссертации, которую обозначают на титульном листе.
Нaучныe рeзультaты. Согласно п. 9 Положения ВАК «диссертация должна… содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты. и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку»[2].
В справочной и энциклопедической литературе нет соответствующих определений, поэтому необходимо определить, что такое научный результат и чем научные положения отличаются от него.
кучный рeзультaт — это выраженный в том или ином виде фрагмент системы знаний и/или эффект от их применения.
В любом научном исследовании одни научные результаты по отношению к другим могут выступать в роли предваряющих и/или вытекающих.
Нaучныe noлoжeния — это выраженные в виде четких формулировок результаты идеи. Они имеют научное объяснение, констатирующие свойства предмета исследования и указывают способы их применения или реализации. К наиболее важным видам научных положений относятся объяснения, обоснования, доказательства, предложения, рекомендации и выводы.
Научные положения не исключают других научных результатов.
Другие научные результаты в отличие от научных положений, как правило, имеют практическую направленность. Они представляют собой объекты научного творчества, являющиеся воплощениями научных результатов-идей, сформулированных в виде научных положений. Такие результаты лежат в широком спектре от теоретических до практических. Они выражаются в виде результатов методологического и предметного уровня: результатов экспериментов, научных эффектов, научного инструментария, устройств, технических и организационных систем.
Другие наиболее существенные результаты, выдвигаемые для защиты, представляют собой такие результаты, как модель, методика, метод, формульное соотношение и прочее, которые обычно носят научно-методический характер.
Формулировки наиболее значимых научных положений и других новых научных результатов, которые выдвигаются для защиты, после завершения работы над выводами по всем разделам диссертации рекомендуется откорректировать. Окончательные формулировки уже корректируются на основе взятых в обобщенном виде выводов и их элементов, являющихся ключевыми с точки зрения достижения общей цели диссертационного исследования, требующих наибольшего научного творчества и научного обоснования или доказательства и обладающих наибольшей научной значимостью, актуальностью и новизной.
При необходимости результат, заслуживающий внимания, может быть охарактеризован конкретным понятием: при полной научной новизне («впервые рассмотренный», «не имеющий аналогов», «оригинальный») или конкретизирующим понятием при частичной научной новизне («модифицированный», «усовершенствованный» и др.).
Следует стремиться к тому, чтобы научные положения и другие новые научные результаты, взаимно дополняя друг друга, поясняли сущность и результат диссертационного исследования.
Нaучнaя нoвизнa диссeртaциoннoгo исслeдoвaния — это признак, наличие которого дает право автору на использование понятия «впервые» при получении им результатов проведенного исследования в целом. В науке понятие «впервые» означает факт отсутствия в публикации результатов, полученных другими авторами, либо патентов на изобретение.
Oцeнкa нaучнoй нoвизны означает выявление первенства автора в исследовании той или иной темы диссертации.
Для оценки научной новизны диссертационного исследования используют некоторые признаки. Существенным признаком для большого числа наук является наличие теоретических положений, впервые сформулированных и содержательно обоснованных; методических рекомендаций, внедренных в практику и оказывающих существенное влияние на достижение новых
социально-экономических результатов. Новыми считаются только те исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений [3].
К признакам новизны также относят: выявление закономерностей и тенденций современного развития тех или иных отраслей науки, анализ и обобщение новых явлений, а также наличие выводов и рекомендаций, обладающих научной ценностью и практической значимостью для различных сфер деятельности.
Если научные разработки исследователя содержат формулировки, обоснования понятий и их отдельных элементов, углубляющие понимание процессов, то он вправе претендовать на новизну.
Важной является работа магистранта по использованию новых методов исследования в различных сферах деятельности.
Прaктичeскaя знaчимoсть. Понятие «практическая значимость» отражает реализацию научной новизны и свидетельствует об оправданности, необходимости выполнения диссертационных исследований, позволяющих что-то создать или улучшить, т.е. получить определенный эффект. Практическая значимость свидетельствует о перспективности использования конечного результата диссертационного исследования.
Если результат исследования не материален, то практическая значимость его результатов способствует расширению знаний и их применению в определенной области. Практическая значимость диссертационной работы определяет возможность использования полученных автором результатов в той или иной области науки, производства.
Практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования: в монографиях, учебниках и научных статьях; в наличии патентов, актов о внедрении результатов исследования в практику; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, на научно-практических конференциях и т.д.
Нaучный тeкст диссeртaции. Основная часть представляет собой научно обоснованный и систематизированный материал исследований, отвечающий поставленным задачам и целям.
Научный текст диссертации характеризуется использованием опубликованных материалов, точных сведений и фактов, логикой изложения, а также научно обоснованных положений, выводов и результатов.
Предложенные решения должны быть аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными научно-практическими положениями. По мере изложения темы диссертации необходимо давать ссылки на используемые источники научной и другой информации.
Количество глав зависит от характера магистерской диссертации. В диссертации должно быть 3 или 4 главы.
В пeрвoй глaвe обычно приводят результаты научного обзора различных концепций, научных подходов и взаимосвязей элементов систем, методических позиций. Магистрант кратко описывает содержание этапов развития научных представлений ученых в рассматриваемой проблеме. В процессе научного анализа научных работ магистрант аргументированно описывает достоинства основных научных положений и факторы, влияющие на их развитие.
Первая глава, по сути, является теоретической частью диссертационной работы и служит основой для подготовки второй — аналитической и третьей -практической глав диссертации.
Во втoрой глaве диссертации магистрант проводит анализ полученных экспериментальных, расчетных данных и других материалов, которые позволяют обосновать проблему, необходимость решения поставленных задач и аргументировать выводы. В этой главе также анализируется состояние предметной области. Аргументируется необходимость развития существующей практики решения поставленных задач, использования методики и технологии для их решения.
В трeтьeй глaвe приводятся разработанные методические инструменты, алгоритмы, которые позволяют решить поставленные задачи и достичь цели диссертационного исследования. Обосновывается внедрение в практику моделей или методических инструментов.
Между главами диссертации должна прослеживаться органическая внутренняя связь, а изложенный материал должен иметь логическую последовательность. Каждая глава заканчивается краткими выводами. Эти выводы можно представить как итоговый синтез полученных результатов исследования. Выводы должны быть с конкретными данными о наиболее существенных результатах.
Зaключeниe. Диссертационная работа завершается заключительной частью. В заключении приводятся результаты достижения поставленной цели и решения задач диссертационного исследования.
Заключение включает в себя обобщение всей информации, изложенной в основной части магистерской диссертации, разработанные автором научные положения, выводы, рекомендации. Последовательность изложения определяется логикой построения диссертационного исследования.
Также в заключении раскрываются основные аспекты практического опробования разработанных научно-методологических и методических положений, приводятся основные направления и рекомендации дальнейшего развития данной темы в соответствующей научной области.
Списoк испoльзoвaннoй литeрaтуры. После заключения приводится список использованной литературы. В него входит перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой.
Каждый источник, который был включен в список литературы, необходимо отразить в диссертации. Не следует включать в библиографический список те издания, на которые не имеется ссылок в тексте диссертации и которые не использовались, а также справочники, энциклопедии, научно-популярные книги, журналы и газеты [4].
Список литературы
1. Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. — Минск, 2000.
2. Крампит А.Г., Крампит Н.Ю. Методология научных исследований. -Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2008. — 164 с.
3. Герасин А.Н., Отварухина Н.С. Магистерская диссертация: учеб. пособие для магистрантов. — М.: Изд-во МГИУ, 2022. — 56 с.
4. Коробко В.И. Основы научных исследований: курс лекций для студ. строит. спец. — М.: АСВ, 2000. — 218 с.
Получено 19.07.2022
E.A. Pikuleva, T.A. Spirova CONCEPT AND STRUCTURE OF THE MASTER THESIS
In article the concept and structure of the master thesis is stated, the detailed description of the contents of its main sections is provided. The thesis as scientifically-qualification work significantly differs from the degree project. It possesses two major signs: promotion of a hypothesis and search of new scientific idea. It is final result of the research work done by the undergraduate. The main objective is to confirm high educational level of the graduate.
Keywords: scientific researches, thesis, scientific result, practical experience, hypothesis, scientific idea.
Пример введения магистерской диссертации по психологии
Тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре».
Объект исследования: ролевые взаимоотношения детей старшего возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста, и разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: развитие ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре будет успешным, если:
В процессе коррекционно-педагогической работы будут учтены:
- уровень развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- особенности сформированности компонентов сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений будет направлена на:
- развитие умения ставить игровые задачи взрослым и сверстникам, принимать их или тактично от них отказаться;
- обогащение игрового опыта детей с задержкой психического развития;
- на развитие ролевых способов решения игровых задач;
- активизирующее общение воспитателя с детьми в игре;
- формирование положительных взаимоотношений с окружающими.
Задачи исследования:
- Изучить и теоретически обосновать необходимость развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Выявить уровень развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
- Работы И. Ф. Марковской, К. С. Лебединской, Е. С. Слеповича, рассматривающие проблемы задержки психического развития в контексте игровой деятельности детей;
- Исследования сюжетно-ролевой игры психологами (Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др.) и педагогами (Р. И. Жуковской, А.П. Усовой, Н. Я. Михайленко и др.). Эти исследования играют особое значение, т.к. овладение навыками сюжетно-ролевой игры – одно из наиболее важных требований к успешному становлению основных психических процессов, а также социализации детей. Исходя из этого, особое значение представляет не только участие детей в данных игровых процессах, но также и коррекционная работа в закреплении оптимальных установок, связанных с ролевыми взаимоотношениями в контексте сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседа, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Теоретическая значимость исследования:
- проведен анализ изученности проблемы развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- обоснована необходимость и целесообразность использования сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений между детьми с задержкой психического развития.
Практическая значимость:
- разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
- результаты исследования могут быть использованы в организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.
Структура исследовательской работы.
Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.
В первой главе «Теоретическое изучение проблемы развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» представлена теоретическая база, содержащая понятия и характеристики развития ролевых взаимоотношений, и роли сюжетно-ролевой игры в их развитии.
Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» представлена программа констатирующего этапа эксперимента, продемонстрированы количественные результаты исследования и качественный анализ полученных данных, позволяющие сопоставить теоретические данные с состоянием развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В третьей главе «Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.
В заключении, подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Выпускная квалификационная работа состоит из 80 страниц, 3 таблиц и диаграммы. Список литературы включает в себя 73 источника.
Речевые клише для рецензии на магистерскую диссертацию
Раздел | Клише |
---|---|
Актуальность | Актуальность темы обусловлена … Исследование посвящено актуальной теме … Автор рассматривает важные вопросы…. |
Краткое содержание | Исследование состоит из введения, … глав, заключения … приложений и т.п. В начале исследования автор указывает на … Автор анализирует имеющиеся источники по этой проблеме … Исследователь рассматривает вопрос … Автор (ученый, научный работник) доказывает, что … Аргументировано утверждается мнение, что .. |
Формулирование основного тезиса | Основная проблема исследования заключается в … В работе на первое место выдвигается вопрос о … |
Общая оценка: позитивная | Автор внимательно анализирует взгляды оппонентов … Идея автора … довольно производительная (плодотворная, оригинальная, новаторская) … Работа важна нестандартными подходами к решению … Трудно не согласиться с … Мысли (положения) автора о … сформулированы четко (доказательно, убедительно) Выводы автора достоверные и результативны. Они основываются на анализе значительного фактического материала … Несомненной заслугой автора следует считать новый подход к решению … предложенную классификацию … способы обобщения … определенные уточнения существующих понятий |
Общая оценка: неоднозначная | Стоит отметить определенные дискуссионные моменты … Такая постановка вопроса не является однозначной…. Однако, интересные мысли не подкреплены фактами … размышления автора кажутся декларативными … Все же работа заслуживает положительной оценки. Автор довольно интересно проанализировал современное состояние проблемы. В то же время, по нашему мнению, анализ мог быть более глубоким и содержательным… Справедливо указывая на … автор ошибочно считает, что… |
Недостатки работы | Сомнение вызывает целесообразность (корректность, производительность) такого подхода … Среди недостатков исследования – чрезмерная (неоправданная) категоричность выводов автора… Существенный (серьезный) недостаток работы заключается в … (неубедительности доказательств, упрощенном подходе к … отсутствии четкой характеристики … отсутствии критической оценки … К просчетов работы принадлежат … Методически работа построена нерационально, следовало бы сократить … Вне рассмотрения исследования остались вопросы … Автор не рассмотрел вопросы, непосредственно касающиеся темы исследования… Указанные недостатки носят сугубо локальный (рекомендательный) характер и не влияют на окончательные результаты исследования… Указанные замечания не влияют существенно на общую положительную оценку работы |
Выводы | В целом это интересная и полезная работа.. Таким образом, рассматриваемое исследование заслуживает положительной (высокой) оценки… Работа соответствует всем требованиям, может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает присуждения … (ученой степени …) |
Требования к магистерским диссертациям: гост, оформление
Написание магистерской включает следующие этапы:
- Выбрать тему. Лучшим решением будет обращение за рекомендацией к руководителю. Также можно выбрать углубленное изучение вопроса, над которым работали в дипломе. При этом необходимо учесть основную задачу — обязательную новизну исследования, даже по теме, которая многократно обсуждалась в других работах.
- Составление плана. Прежде тем как написать магистерскую диссертацию, необходимо составить план-проект — подробный перечень с последовательностью проведения всех работ. В него входит: поиск литературных источников, выбор эффективных методов исследования, проведение изысканий, опытов, обработка данных, регистрация результатов, написание заключения.
- Составление библиографического списка. Важный этап в написании работы, в его процессе придется изучать труды авторитетных ученых, научные статьи и использовать свежую информацию.
- Работа над диссертацией, включающая написание текста в соответствии с требуемой структурой, проведение опытов и экспериментов, получение апробации. Для успешной защиты необходимо уделить внимание подготовке наглядного материала: плакатов, моделей, слайдов и т.п. Данный этап занимает от 6 месяцев до 1 года.
Магистерская диссертация оформляется в соответствии с методическими рекомендациями учебного заведения и с требованиями пяти ГОСТов:
- ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
- ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам».
- ГОСТ Р.7.0.11-2022 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления».
- ГОСТ 7.32-2001 «Разработка отчетов НИР».
- ГОСТ Р7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Общие требования к написанию и оформлению магистерской выпускной квалификационной работы:
- Текст магистерской диссертации излагается в научном стиле и логической последовательности структурных единиц текста, с обязательным подведением промежуточных и итоговых выводов.
- Магистерская набирается в режиме односторонней печати на стандартных листах формата А4. Рекомендуемый шрифт Times New Roman, 14 кегль, размер междустрочного интервала – 1,5.
- При подсчете общего количества листов используется сквозная нумерация. Титульный лист входит в число страниц, но номер на нем не проставляется.
Пример заключения магистерской диссертации по психологии
Возникновение способности принимать на себя роль, и следующее за этим освоение множества различных ролей в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с нормальным развитием органично наступает в период старшего дошкольного возраста. В случае детей с задержкой психического развития данный процесс требует дополнительной, внешней стимуляции, иначе говоря – коррекционно-педагогической работы.
Необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию ролевых взаимоотношений определяется и тем, что сюжетно-ролевая игра может оказывать поистине неоценимую помощь в рамках развития мыслительной и речевой активности детей. Помимо этого, сюжетно-ролевая игра успешно стимулирует развитие и основных психических процессов.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений со стороны как педагога-дефектолога, так и воспитателя позволяет обогатить содержание игр дошкольников, сделать сюжеты более интересными, сложными и развитыми. С этой точки зрения сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как самовоспроизводящийся феномен, строящийся на постоянном импровизационном обновлении, а также творческой активности детей.
Рассматривая конкретные случаи детей с задержкой психического развития, был сделан ряд практических выводов, во многом подтверждающих теоретические наработки большинства исследователей.
Задержка психического развития на данном возрастном этапе характеризуется в том числе сниженной заинтересованностью, инертностью, апатичностью детей, а её наиболее негативным последствием является дефицит общения на предшествующих этапах развития ребёнка. Вследствие этого, главной задачей педагога-дефектолога на первом этапе коррекционной работы является пробуждение детского непосредственного интереса путём «заражения» их примером собственной увлечённости и позитивного настроения в рамках сюжетно-ролевой игре.
Ввиду того, что основным содержанием ролевых взаимоотношений является речевой компонент, а также учитывая тот факт, что диагностика принятия или непринятия ребёнком той или иной роли строится в первую очередь на словесном подтверждении осознанности игры, не менее важной задачей становится стимулирование развития речевой деятельности. Естественный путь развития ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития – это движение от осознания ребёнком факта принятия им роли, подтверждённого словесным согласием, до возникновения у ребёнка ролевых высказываний и – на заключительном этапе – ролевых бесед как с педагогом-дефектологом или воспитателем, так и со сверстниками.
С целью пополнения корпуса теоретических источников по рассматриваемой теме были предложены разработанные в рамках исследования методические рекомендации, ставшие итогом проведённой практической работы, направленной на развитие ролевых взаимоотношений с помощью коррекционно-педагогических средств.