Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста Диссертации

В современной педагогике и воспитании детей особую важность имеет эстетическое воспитание дошкольников, призванное создать все предпосылки для формирования развитой и гармоничной личности. Без него ребенок будет не в состоянии оценить прекрасное, получать подлинное наслаждение, слушая классическую музыку или созерцая картину, а тем более будет не способен создать что-то свое. Он станет духовно бедным, скучным, не сумеет разобраться в своих эмоциях, ведь при прикосновении к прекрасному что-то внутри него отзовется, но он не сможет понять, что именно. Вот почему родителям следует включить этот важнейший аспект в свою тактику воспитания, не перекладывая всю ответственность на сотрудников ДОУ – роль семьи в формировании личности очень велика. Для детей различных возрастов могут применяться самые разные методы и использоваться многообразные средства.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:

Цель эстетического воспитания конкретизируется в ряде задач:

В результате воспитания ребенок должен понимать, что такое гармония, совершенство, уметь сопереживать, отличаться эмоциональной отзывчивостью, воображением.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

К методам эстетического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

Наиболее действенным методом считается первый, личный пример, включающий как внешний облик, так и особенности поведения, моральные установки. Глядя на родителей и воспитателей, которые понимают прекрасное, получают удовольствие от его созерцания, ребенок сам захочет стать таким же. Только таким образом можно сформировать идеал, который в дальнейшем ляжет в основу художественного сознания малыша.

По способу передачи информации методы можно разделить на 2 группы:

Важны обе группы. Первая позволяет получить представление, вторая – разобраться в собственных ощущениях. В любом случае необходимо ориентироваться на возрастные особенности и подбирать материал, понятный крохе.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Рассмотрим основные принципы эстетического воспитания дошкольников:

Нужно ориентироваться на общие ценности, воспитывать в ребенке любовь и уважение к национальной культуре, традициями.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Что это такое?

Слово «эстетика» имеет древнегреческое происхождение и означает «чувственное восприятие». А эстетическое воспитание – это развитие в ребенке способности к восприятию, пониманию, анализу прекрасного как в искусстве, так и в повседневной жизни, а также стремления создавать собственные произведения.

Отметим, что слова «прекрасное» и «красивое» не синонимичны, поскольку второе касается прежде всего формы, внешнего выражения, в то время как прекрасное можно находить даже в самых обыденных вещах, оно включает в себя гармонию, духовность, возвышенность.

Воспитывать в малыше стремление замечать прелесть окружающего мира, любовь к произведениям искусства следует постоянно и целенаправленно с первых месяцев его жизни. Важно не сосредотачиваться на развитии художественно-музыкального восприятия, а поставить своей целью формирование гармоничной личности.

Кроме своего прямого назначения, эстетическое воспитание детей позволяет сформировать у них:

И, конечно, ребенок учится познавать искусство, стремиться создавать собственные произведения.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

С самого раннего детства дети имеют определенную тягу к красоте, их привлекают ярко оформленные игрушки, блестящие и разноцветные предметы. Малыши получают настоящее удовольствие, прослушивая музыку или стишки, сказки, которые читает им мама. Эти импульсы, пока неосознанные, постепенно становятся сознательными, но лишь в том случае, если родители помогут крохе сформировать гармоничный вкус, творческие и художественные способности, эстетические представления. Только так можно будет добиться того, что личность ребенка будет развитой, а он сам – счастливым.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В детском саду

В ДОУ также колоссальное значение имеет работа по воспитанию стремления к прекрасному. Для этого должны быть созданы необходимые условия, проводиться определенные формы занятий – создание поделок, рисование, лепка, прослушивание доступных детям классических художественных произведений и беседа по прослушанному. Поэтому эстетическое воспитание дошкольников – задача, одновременно стоящая перед родителями и воспитателями.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

16)Своеобразие трудовой деятельности дошкольников. Цели и задачи воспитания детей в труде.

1.Труд
дошкольников носит воспитывающий
характер;

2.Труд
дошк. не отделен от игры, тесно связан
с игрой;

3.Труд
детей носит ситуативный характер;

4.Осознание
цели трудовой деятельности детьми
отностительно;

5.Отношение
к процессу и результату труда.

Все
задачи трудового воспитания условно
можно разделить на 2 группы:

1-я
группа направлена на формирование
элементарных трудовых умений и навыков.

2-я
группа – на развитие определенных
качеств.

Виды
элементарной трудовой деят-ти дошк-ов
и её содержание

По
своему содержанию труд детей дошк-го
возр делится на 4 вида: самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд, труд в
природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание
— это труд ребенка, направленный на
обслуживание им самого себя. Качество

и
осознанность действий у разных детей
разные, поэтому

задача
формирования навыков самообслуживания
актуальна на всех возрастных этапах
дошкольного детства.

Хоз—быт
труд. Содержанием этого вида труда
являются труд по уборке помещения,
стирка и др.

Х-б
труд имеет общественную направленность.
Ребенок учится создавать и содержать
в соответствующем виде окружающую его
среду.

Х-б
труд — это та деят-ть взрослых, которая
наиболее доступна пониманию ребенка.

Х-Б
труд детей мл гр по содержанию представляет
собой помощь взрослому. В процессе
такого труда восп-ль формирует у детей
умение сосредоточивать внимание на
одном занятии, доводить с помощью
взрослого дело до конца. Очень важны
положительная оценка, похвала.

Дети
ср и ст дошк возраста способны к более
разнообразному Х-Б труду и меньше
нуждаются в помощи взрослого.

Труд
в природе дает возможность одновременно
развивать познавательные интересы.
Дети наблюдают за ростом и развитием
живых объектов, узнают об особенностях
некоторых растений и животных,
экспериментируют, познавая неживую
природу.

Труд
в природе способствует не только
трудовому воспитанию, но и нравственному,
эстетическому, умственному, физическому
развитию.

Ручной
и художественный труд по своему назначению
является трудом, направленным на
удовлетворение эстетических потребностей
человека. В его содержание входит
изготовление поделок из природного
материала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Этот труд способствует развитию фантазии,
творческих способностей; развивает
мелкие мышцы рук, способствует воспитанию
выдержки, настойчивости, умению доводить
начатое до конца. Результатами своего
труда дети радуют других людей, создавая
для них подарки. Художественный труд в
дошкольном учреждении представлен в
двух направлениях: дети изготовляют
поделки и учатся украшать своими
изделиями помещение группы к праздникам,
оформлять выставки и т. п.

Условием
и средством эстетического воспитания
является и художественная деятельность
дошкольников, как организованная
воспитателем, так и самостоятельная.
Известно, что воспитание

ребенка
в деятельности — одна из закономерностей
воспитания. Художественной деятельность
называется тогда, когда она непосредственно
связана с видами искусств: театрализованные
игры, словесно-художественное творчество,
музицирование, изобразительная и
декоративно-прикладная практика, дизайн.

Методы
эстетического воспитания дошкольников.

1.
методы формирования эмоциональной
отзывчивости и эстетического сознания:
слушание муз-х произв-й, рассматривание
картин, скульптур и др., чтение худ
произв-й, беседы, создание декораций к
играм-драматизациям, праздникам;

Читайте также:  Докторские диссертации по экономическим наукам, утвержденные ВАК Минобразования России в 1999 году – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

2.
методы приобщения к эстетической
деятельности: наглядные, практические,
словесные, игровые;

3.
методы развития способностей: создание
проблемных ситуаций, побуждение к поиску
самостоятельных решений, побуждение к
переживанию, эмоциональной отзывчивости
на прекрасное;

4.
практические методы: показ, упражнение,
объяснение, метод поисковых ситуаций,
убеждение.

Задачи
и содержание эстетического воспитания

Под
эстетическим воспитанием понимается
– организация жизни и деят-ти детей,
способствующая развитию эстетич-их
чувств р-ка, формированию представлений
и знаний о прекрасном в жизни и искусстве,
эстетических оценок и эстетического
отношения ко всему, что нас окружает.

Эстетическое
воспитание – целенаправленный процесс
формирования творческой личности,
способной понимать, чувствовать,
оценивать прекрасное и создавать
художественные ценности. Результатом
эстетич-го восп-ия явл-ся эстетич-ое
развитие. Составляющей этого процесса
является художественное образование
– процесс усвоения искусствоведческих
знаний, умений, навыков, развитие
способности к художественному творчеству.

Задачи
эстетического воспитания дошкольников,
исходя из его цели, можно представить
двумя группами.

Первая
группа задач направлена на формирование
эстетического отношения детей к
окружающему. Предусматривается следующее:
развивать умения видеть и чувствовать
красоту в природе, поступках, искусстве,
понимать прекрасное; воспитывать
художественный вкус, потребность в
познании прекрасного.

Вторая
группа задач направлена на формирование
художественных умений в области разных
искусств: обучение детей рисованию,
лепке, конструированию; пению, движениям
под музыку; развитие словесного
творчества.

Названные
группы задач дадут положительный
результат лишь при условии их тесной
взаимосвязи в процессе реализации.

На
практике эстетическое восп-ие
осуществляется посредством обуч-ия
детей танцевальным движениям, прослушивания
муз-ых произведений, стихов, обучения
лепке, рисованию, аппликации, изготовлению
поделок.

Рассмотрим те средства, которые родители могут использовать, чтобы приобщить малыша к миру прекрасного. Их довольно много:

Поскольку научить ребенка замечать и ценить красоту весьма непросто, следует использовать все доступные средства.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Для самых маленьких важно создать гармоничную обстановку в помещении:

В комнате следует красиво расставить игрушки, повесить интересные репродукции, обязательно соблюдать чистоту и порядок. Помогут добиться поставленной цели и цветущие растения, размещенные в гармоничной композиции, и оформленный аквариум с рыбками. Все элементы декора должны сочетаться между собой, образуя единый ансамбль.

Для детей младшего дошкольного возраста можно выбрать картину с изображением животного, знакомого сказочного персонажа, «вкусный» натюрморт. Более старшим малышам по вкусу придется пейзаж, поэтому лучше использовать репродукции Саврасова, Серова, Шишкина, Левитана. Чтобы ребенок не утратил интерес, картины следует периодически менять, при этом рассказывая ребенку информацию о самой работе и ее авторе.

Кроме того, детскую можно оформить и предметами народного промысла, дымковскими игрушками, поделками «под хохлому». Конечно, расставлять на столе юного проказника дорогие коллекционные предметы не стоит, но что-то недорогое из керамики может стать достойным украшением.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Родителям с раннего возраста нужно внушать ребенку, что деревья и цветы, закат и рассвет, облака на небе и волны в реке – это красиво, нужно научить наслаждаться этой прелестью. Для этого следует знакомить малышей с доступными им произведениями о природе, проводить время на свежем воздухе, беседовать, отвечать на вопросы, показывать собственный пример.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Для эстетического воспитания детей можно использовать очень многое. Так, в любом городе есть красивые улицы, архитектурные постройки, музеи, проводятся выставки. Дошкольники с удовольствием узнают что-то новое, посещая подобные места. Гуляя по городу, можно познакомить ребенка с основными достопримечательностями, уделив внимание их изысканности, гармоничности.

Если в городе нет музеев, познакомить малыша с произведениями искусства помогут репродукции, виртуальные экскурсии, посмотреть которые можно через интернет. Необходимо включать для крох выдающиеся музыкальные произведения, беседовать по прослушанному, узнавать, какие мысли и эмоции вызвала музыка Бетховена или Моцарта, Чайковского и Рахманинова.

И, конечно, не стоит забывать о литературных произведениях. Дошкольники могут понять сказки Пушкина, особенно если рассмотреть с ними качественные цветные иллюстрации. Также следует познакомить их со стихами Маршака, Барто, рассказами Пришвина и Жидкова.

Родителям важно помнить – не каждый малыш станет художником или музыкантом, но уметь чувствовать прекрасное, получать от этого особое удовольствие должен любой. Поэтому следует не просто просить малыша что-то нарисовать или сделать поделку, аппликацию, но и обращать внимание на уже созданные объекты духовной ценности.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Выполняя задачи эстетического воспитания малышей, следует познакомить их и с пользой трудовой деятельности, рассказать о том, что существует большое количество профессий, каждая из которых важна.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Под
эстетическим воспитанием понимается
– организация жизни и деят-ти детей,
способствующая развитию эстетич-их
чувств р-ка, формированию представлений
и знаний о прекрасном в жизни и искусстве,
эстетических оценок и эстетического
отношения ко всему, что нас окружает.

Задачи
эстетического воспитания дошкольников,
исходя из его цели, можно представить
двумя группами.

Первая
группа задач
направлена на формирование эстетического
отношения детей к окружающему.
Предусматривается следующее: развивать
умения видеть и чувствовать красоту в
природе, поступках, искусстве, понимать
прекрасное; воспитывать художественный
вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая
группа задач направлена на формирование
художественных умений в области разных
искусств: обучение детей рисованию,
лепке, конструированию; пению, движениям
под музыку; развитие словесного
творчества.

Названные
группы задач дадут положительный
результат лишь при условии их тесной
взаимосвязи в процессе реализации.

На
практике эстетическое восп-ие
осуществляется посредством обуч-ия
детей танцевальным движениям,
прослушивания муз-ых произведений,
стихов, обучения лепке, рисованию,
аппликации, изготовлению поделок.

34.Условия
и средства эстетического воспитания
дошкольников.

Для
реализации задач эстетического
воспитания детей дошкольного возраста
необходимы определенные условия
и средства:

1.Эстетика
быта
— включает в себя множество деталей.
Это
эстетика обстановки:
вещей, которые окружают ребенка и
которыми он пользуется, игрушек, одежды
малыша и окружающих его людей, дизайн
помещений и т.д. Понятие «эстетика быта»
включает в себя и красоту
каждодневных отношений между
людьми, которые окружают ребенка. Очень
важно, какую речь он слышит, какие
интонации.
Эстетика
быта — это и внешний
вид
человека.

2.Природа.
Именно
в ней можно увидеть гармонию-основу
красоты: разнообразие красок, форм,
звуков в их сочетании.

3.Условием
и средством эстетического воспитания
является
искусство:
изобразительное,
музыка, литература, архитектура, театр.
Раннее приобщение детей к настоящему
высокому искусству способствует
зарождению в детской душе поистине
эстетического восприятия действительности.

4.Условием
и средством эстетического воспитания
является и художественная
деятельность
дошкольников,
как организованная воспитателем, так
и самостоятельная. Известно, что
воспитание ребенка в деятельности —
одна из закономерностей воспитания.
Художественной деятельность называется
тогда, когда она непосредственно связана
с видами искусств: театрализованные
игры, словесно-художественное творчество,
музицирование, изобразительная и
декоративно-прикладная практика,
дизайн.

Все
названные выше средства эстетического
воспитания —
быт,
природа, искусство, деятельность
— эффективны
как сами по себе, так и во взаимосвязи.
При отборе средств воспитатель опирается
на специфику самого средства, на его
потенциальные педагогические возможности,
учитывает характер задачи, для решения
которой избирается средство, и, конечно,
принимает во внимание возрастные и
индивидуальные особенности развития
детей.

Читайте также:  Йота тарифы собери сам

35.Методы
эстетического воспитания дошкольников.

Каждой
группе задач эстетического воспитания
соответ­ствуют свои методы.

Как
уже говорилось выше, первая группа
задач направ­лена на приобщение детей
к искусству, на развитие у до­школьников
эстетического вкуса, понимание
прекрасного.

Ведущими
методами для решения этих задач являются
по­каз,
наблюдение, объяснение, анализ, пример
взрослого.

Показ
как
метод воспитания используется при
первичном знакомстве в предметом
эстетической действительности.
Воспитателю
важно определить объект показа и создать
условия для того, чтобы внимание детей
было сосредоточе­но на том, что им
показывают, предлагают послушать.

При
использовании этих методов очень важно,
чтобы воспитатель умел показывать
детям свои чувства, свое от­ношение,
владел способами выражения чувств.

Вторая
группа задач связана с формированием
навыков художественной деятельности.
Для решения этих задач в качестве
ведущих требуются практические
методы: показ, упражнение, объяснение,
метод поисковых ситуаций. Под­робно
эти методы рассматриваются в методиках
изобрази­тельной деятельности и
музыкального воспитания.

Здесь
общий принцип отбора методов — на­ходить
такие методы и приемы, которые бы
поддержива­ли у детей желание создавать
«произведения искусства» собственными
руками (лепить, рисовать, мастерить,
укра­шать), участвовать в художественной
деятельности разных видов.

В
«Программе воспитания в детском саду»
сформулированы основные задачи развития
эстетического отношения к окружающей
действительности, интересов, способностей
детей.

Указан
объем знаний, представлений, навыков и
умений, которые должен усвоить ребенок
с учетом его возрастных особенностей.
Воспитание эстетического отношения к
окружающему способствует формированию
многих качеств личности ребенка. Это
сложный длительный процесс, в котором
трудно четко фиксировать возрастные
этапы. Одна из важных задач воспитания
в детском саду – подготовка ребенка к
школе.

Подготовленность
ребенка к школе проявляется не только
в накоплении им необходимых знаний и
навыков, но и в умении свободно
ориентироваться и действовать в новой
ситуации. Хорошие результаты достигаются
в том случае, если на каждом этапе
обучения и воспитания педагог опирается
на уже усвоенное детьми и ориентируется
на то новое, что ждет ребенка на более
высокой ступени. Для того чтобы правильно
организовать работу по эстетическому
воспитанию, целесообразно наметить ее
примерное содержание, определить
конкретные требования, соответствующие
общим задачам воспитания, для детей
каждой возрастной группы.

Это
позволит избежать случайностей,
стихийности, односторонности в отборе
средств и методов эстетического
воспитания, поможет педагогам – практикам
планировать работу, располагать материал
в определенной последовательности,
видеть ее конечные цели. Программа
эстетического воспитания, предполагает
формирование восприятия, воображения,
памяти развитие интересов, чувств,
склонностей, которые содействуют
возникновению активного отношения к
жизни.

Проявление
этих качеств и их развитие труднее
проследить, чем конкретные результаты
обучения знаниям и навыкам. В числе
программных требований названы также
навыки культурного поведения – аккуратно
одеваться и раздеваться, следить за
чистотой и внешним видом и т.д. Эти
требования относятся и к физическому
развитию, приобретению культурно –
гигиенических навыков.

Но
разве мыслимо эстетическое воспитание
ребенка без овладения элементарными
нормами поведения? И разве не естественно
считать эти скромные и обыденные
проявления зарождением эстетических
качеств? Впоследствии они позволят
подвести ребенка к более глубоким
нравственным переживаниям. Органическое
сочетание эстетического и этического
наиболее наглядно проявляется в отношении
к труду, к общественной жизни. В дошкольном
детстве эстетическое отношение к
окружающему проявляется в своеобразных
формах, постепенно, порой малозаметно.

Начиная
с доступных и простых, требования
постепенно усложняются. Так, в младшей
группе дети, играя со строительным
материалом, расставляют кубики ровно,
один к другому. Более старшие расставляют
кубики симметрично по форме и цвету,
укладывая их аккуратно и красиво.
Некоторые отклоняются от симметрии,
проявляя инициативу и выдумку в сочетании
линий и красок.

Таким
образом, в результате выполнения самых
простых требований у детей раннего
возраста формируется чувство ритма,
формы, цвета. Для того чтобы научиться
понимать прекрасное в искусстве и жизни,
необходимо пройти длинный путь накопления
элементарных эстетических впечатлений,
зрительных и слуховых ощущений,
необходимо определенное развитие
эмоциональных и познавательных процессов.
Предлагаемая программа раскрывает
специфику этого процесса: тесное единство
эстетического с другими сторонами
воспитания, динамику формирования
нравственных качеств личности ребенка
(12, с.10).

Задачи
эстетического воспитания дошкольников
исходя из его цели, можно представить
двумя группами. Первая группа задач
направлена на формирование эстетического
отношения детей к окружающему.
Предусматривается следующее: развивать
умение видеть и чувствовать красоту в
природе, поступках, искусстве, понимать
прекрасное; воспитывать художественный
вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на
формирование художественных умений в
области разных искусств: обучение детей
рисованию, лепке, конструированию;
пению, движениям под музыку; развитие
словесного творчества. Названные группы
задач дадут положительный результат
лишь при условии их тесной взаимосвязи
в процессе реализации.

К
сожалению, это важное условие далеко
не всегда учитывается и выполняется.

В
дошкольной педагогике довольно
основательно представлена вторая группа
задач (В.Н.Шацкая, Е.А.Фрелина, Н.П.Сакулина,
Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова,
Л.В.Компанцева, Л.С.Фурмина, Г.Н.Пантелеев,
Е.А.Дубровская и др.). Ученные разработали
теорию эстетического воспитания и
конкретизировали ее для практики. Первая
группа задач в исследованиях и практике
изучена в меньшей степени и чаще всего
рассматривается как прикладная по
отношению ко второй. Рассматривались
вопросы восприятия детьми художественных
произведений (А.В.Запорожец, Т.А.Репина,
Р.И.Жуковская, А.М.Виноградова, Л.П.Стрелкова
и др.), иллюстраций к книгам (В.А.Езикеева),
восприятие музыкальных произведений
(К.В.Тарасова и др.)- эти исследования
являются весомым вкладом в разработку
проблем эстетического развития
дошкольников. В современных условиях
детского сада выдвигаются следующие
задачи эстетического воспитания:

Работа
по эстетическому воспитанию в детском
саду тесно связана со всеми сторонами
воспитательного процесса, формы
организации ее очень разнообразны, и
результаты проявляются в различных
видах деятельности. Работа эта
предусматривает:

Каждой
группе задач эстетического воспитания
соответствуют свои методы.
Как
уже говорилось выше, первая группа
задач направлена на приобщение детей
к искусству, на развитие у дошкольников
эстетического вкуса, понимание
прекрасного. Ведущими методами для
решения этих задач являются показ,
наблюдение, объяснение, анализ, пример
взрослого. Показ как метод воспитания
используется при первичном знакомстве
с предметом эстетической действительности.

При
использовании этих методов очень важно,
чтобы воспитатель умел показывать детям
свои чувства, свое отношение, владел
способами выражения чувств. Выразительность
интонации при чтении стихотворения,
искренний восторг по поводу красивой
вещи, неподдельное огорчение при встрече
с небрежностью в одежде, неряшливостью,
яркое и эмоциональное проявление
взрослым своих чувств служит активным
метод воздействия на ребенка, так как
опирается на особенность детства –
подражательность. Бесстрастный,
неэмоциональный воспитатель не сможет
пробудить в ребенке чувства, отношения.

Читайте также:  Как защитить докторскую диссертацию в России?

Вторая
группа задач связана с формированием
навыков художественной деятельности.
Для решения этих задач в качестве ведущих
требуются практические методы: показ,
упражнения, объяснения, метод поисковых
ситуаций.
Подробно эти методы рассматриваются в
методиках изобразительной деятельности
и музыкального воспитания. Здесь мы
укажем общий принцип отбора методов –
находить такие методы и приемы, которые
бы поддерживали у детей желание создавать
«произведения искусства» собственными
руками (лепить, рисовать, мастерить,
украшать), участвовать в художественной
деятельности разных видов (6,с.169). Полезны
творческие задания. Например, сочинение
стихотворения с подсказками воспитателя,
чтение художественных произведений,
заучивание коротких известных
стихотворений.

Творческие
задания можно использовать и при обучении
детей танцевальным движениям, в
театрализованных играх, при создании
музыкально-игровых образов, в рисовании
при подборе материалов для изображения
и др. Это очень эффективный педагогический
прием, так как он всегда вызывает у детей
положительный и эмоциональный настрой
и интерес. Но творческие задания и всякое
проявление творчества обязательно
должны сочетаться с обучением навыкам
художественной выразительности.

Если
ребенок не владеет навыками рисования,
он не сможет создать что-то творческое
при всей условности понимания данного
термина применительно к дошкольникам.
Потому и нужны методы прямого обучения:
показ, упражнение, обследование предметов,
описание. В этих случаях обучение
становится одним из факторов, стимулирующих
творчество, а творческие задания придают
обучению развивающий характер.
Эстетическое воспитание детей в
дошкольном учреждении осуществляется
в разных формах в зависимости от принципа
руководства их деятельностью, способа
объединения дошкольников, вида
деятельности.
Воспитатель
управляет процессом развития детей.
Дети и сами любят художественную
деятельность, и часто по собственной
инициативе занимаются ею. Нельзя сказать,
что самостоятельная художественная
деятельность полностью осуществляется
без руководства взрослого.

Просто
характер этого руководства опосредованный,
косвенный. Воспитатель заботится о
накоплении ребенком опыта впечатлений,
которые потом отразятся в самостоятельном
рисовании, лепке, рассказах, музыкальной
деятельности; обучает изобразительным
способам и приемам. Самостоятельная
художественная деятельность потому и
самостоятельная, что возникает по
инициативе детей для удовлетворения
их индивидуальных потребностей: сделать
подарок маме, «написать письмо» бабушке,
смастерить игрушку для игры и др. Очень
часто такая деятельность носит
синтетический характер, т.е. дети
соединяют разное содержание, разные
материалы, разные способы работы.

Задача
педагога – не нарушая замысла ребенка,
помочь ему, если возникает такая
необходимость. Но главное – создать
условия для самостоятельной деятельности:
дети должны знать, где взять необходимые
материалы, где именно можно, не мешая
другим, рисовать, строить, музицировать
и т.п.

Воспитатель
развивает самостоятельность детей,
используя подсказку, привлечения
внимания к предмету, объекту, вопросы,
предложения, оценку результатов и уровня
самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может
носить индивидуальный характер, а иногда
дети объединяются по два, три, человека
и, обсудив свой замысел, вместе готовят
концерт, мастерят элементы костюмов,
рисуют декорации, изготавливают атрибуты
для игры, организуют театрализованную
игру и т.д. Признаками самостоятельной
деятельности являются внимание ребенка
к средствам выразительной в музыке,
движениях, рисунке, речи и умение
переносить усвоенное в собственную
новую деятельность, применять для
решения новых задач.

Самостоятельная
художественная деятельность тесно
связанна с той работой, которую
целенаправленно и в разных формах
проводит воспитатель. Это могут быть
организованные занятия по развитию
речи, изобразительной деятельности,
музыке. Они входят в обязательную «сетку»
недельных занятий, проводятся
систематически по заранее разработанному
содержанию и в порядке нарастания
сложности. Воспитатель организует
экскурсии в природу, к памятникам, в
музей (эта форма работы с детьми может
и осуществляться и родителями), на
празднично украшенную улицу и т.д.
(6,с.171).

Задача
педагога – продумать содержание
экскурсии с учетом законов детского
восприятия, воспитательных задач.
Следует заранее определить и изучать
место проведения экскурсии, способ
размещения детей вокруг объекта
наблюдения, поскольку очень важно не
только сообщить дошкольникам новые
знания, но и вызвать у них эстетические
чувства. А чувства, как известно, очень
легко разрушаются.

В
программу для дошкольного учреждения
«Истоки» (Базисная программа развития
ребенка-дошкольника. – М 1997) впервые
введен раздел «Художественная декоративная
деятельность. Детский дизайн». Новое
направление педагогической работы
предусматривает воспитание эмоционального
отношения к природному окружению, к
дизайну быта. Формы реализации этой
части программы разнообразны.

Наиболее
типична – совместно-раздельная
дизайн-деятельность по благоустройству
и декоративному оформлению интерьера
(кукольного, детского, взрослого). Итак,
эстетическое воспитание детей дошкольного
возраста может быть организованно в
разных формах, и, как было отмечено
выше, эти формы имеют свою классификацию.
Обобщим их в единой таблице (6, с.173).

Мероприятия в библиотеках

В наше время библиотеки незаслуженно забыты и не пользуются особой популярностью. А меж тем, именно здесь нередко проводятся довольно интересные мероприятия, направленные на формирование и развитие у малышей художественного вкуса. Дополнительное их преимущество – посещение на бесплатной основе. Отметим, что подобные мероприятия будут интересны детям постарше – старшим дошкольникам и младшим школьникам.

Посещение библиотечных вечеров встреч и презентаций научит ребенка любить книги, уважительно относится к печатному слову, посещение тематических выставок позволит определиться с собственными интересами. А проводимые литературные и поэтические вечера познакомят с творчеством поэтов и писателей.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Специфика воспитания в семье

Мы уже отметили, что не стоит полагаться исключительно на ДОУ, доверив воспитателям эстетическое развитие крохи. Родителям также важно приложить к этому определенные усилия. Обратим внимание на следующие моменты:

Особую важность имеют беседы, которые помогут ребенку получить ответы на возникающие у него вопросы, научиться отличать прекрасное от отвратительного, возвышенное и гармоничное от низменного и хаотичного.

Обозначим важнейшие условия для развития детского творчества:

Только в этом случае можно будет добиться положительных результатов – стремления к собственным занятиям творчеством и уважение к чужим произведениям.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Советы и рекомендации для родителей

Важно проводить эстетическое воспитание малыша всеми доступными средствами, создав для него гармоничную обстановку, предоставив возможность самостоятельно заниматься художественным творчеством в выбранном направлении. Родителям нужно беседовать с крохой, давать ответы на все возникающие у него вопросы. А занятия с воспитателем помогут сформировать вкус.

При выборе форм работы следует ориентироваться на возраст малыша:

Давать ребенку возможность творить – еще один прием эстетического воспитания, причем вид деятельности он может выбрать по своему вкусу. Кому-то по душе рисование картин на песке, а другому – сочинение коротких поздравительных стишков маме или папе. Родителям следует не ограничивать творческие порывы, а дать ребенку свободу выбора и воплощения собственного замысла.

Не стоит недооценивать важность эстетического воспитания дошкольников, оно поможет духовно обогатить личность ребенка, сделать его развитым, богатым, умеющим тонко чувствовать и получать эстетическое удовольствие.

Оцените статью
VIPdisser.ru