Государственная научная аттестация
Размещено:
23.01.2022
Статус:
В архиве
Соискатель:
Резниченко Александр Павлович
Соискание степени:
Кандидат социологических наук
Тема:
«Образовательные стратегии семей дальневосточников в сфере высшего образования на примере Хабаровского края»
Специальность:
22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы
Диссертационный совет:24.2.412.01
Принята к защите:
18.01.2022
(протокол № 2)
Текст диссертации:скачать (1.6 МБ)
Автореферат диссертации:скачать (1.1 МБ)
Отзыв научного руководителя (консультанта):скачать (325.1 КБ)
Дата защиты:
28.03.2022
в 16:00
Место:
г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, ауд. 315л
Отзыв на автореферат, профессор, д.психол.н., доцент ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта» Сокольская М.В. (размещен 20.03.2022г.)
скачать (503.4 КБ)
Отзыв на автореферат, д.социол.н. доцент, профессор ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» Саблуков А.В. (размещен 21.03.2022г.)
скачать (1.0 МБ)
Отзыв на автореферат, д.филос.н. профессор ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России» Морозова Н.М. (размещен 20.03.2022г.)
скачать (2.9 МБ)
Отзыв на автореферат, к.социол.н. преподаватель Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» Аблизова Т. (размещен 21.03.2022г.)
скачать (885.2 КБ)
Отзыв на автореферат, к.филос.н. доцент ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» Полюшкевич О.А. (размещен 18.03.2022г.)
скачать (720.7 КБ)
Резниченко мария геннадьевна — диссертации — известные ученые
Научная тема: | « | ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА » |
Научная биография « Резниченко Мария Геннадьевна »
Членство в Российской Академии Естествознания
Специальность:13.00.08
Год:2009
Отрасль науки:Педагогические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
- разработаны теоретико-методологические основы исследования формирования
воспитательного пространства в вузе; - выявлена сущность
воспитательного пространства вуза, заключающаяся в том, что оно представляет
собой динамическую, многоуровневую, социально-педагогическую систему,
функционирующую на основе принципов
целостности, вариативности,
активности субъектов воспитания; - разработаны принципы формирования
воспитательного пространства, подразумевающие его целостность не только внутри
модели, но и в рамках всего образовательного пространства учебного заведения;
вариативность — использование различных технологий в содержании воспитания и
форм работы со студенческой молодежью; активность субъектов воспитания, а также
соответствие характера формирования воспитательного пространства индивидуальным
(социальным, психологическим) особенностям студентов и преподавателей;
гуманизм, предполагающий отношение к субъекту воспитательного пространства как
самоценности, одновременно свободной, творческой и ответственной,
эргономичность (комфорт) воспитательного пространства; культуросообразность,
предполагающая организацию воспитания на общечеловеческих ценностях, в
соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными
традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям, и толерантность —
внимательное отношение к мнению других людей, других культур, традиций,
религий, образу жизни; - построена технологическая модель процесса формирования воспитательного
пространства в вузе, соединяющая информационно-мотивационный,
диагностико-аналитический, развивающий и организационный блоки; - разработана и реализована
технология подготовки преподавателей к формированию воспитательного
пространства в вузе, заключающаяся в обучении умениям и навыкам проведения и
анализа результатов психолого-педагогической диагностики студентов, коллектива,
воспитательного пространства в целом, установления субъект — субъектных
отношений в воспитательном процессе, организации самовоспитания и саморазвития
студентов; - разработана технология формирования и развития
студенческого самоуправления в вузе, предусматривающая программно-целевое
планирование его внедрения, целенаправленную дифференцированную работу с
различными категориями студентов, формирование организационной и корпоративной
культуры студенческих объединений и высшего учебного заведения в целом; - выявлена совокупность психолого-педагогических
условий, обеспечивающих формирование воспитательного пространства в вузе: выработка и реализация целей и задач
воспитательной системы субъектами воспитательно-образовательного процесса;
социально-психологическая поддержка адаптации студентов к вузовским условиям,
развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей
и студентов; субъектная направленность формирования воспитательного
пространства; психолого-педагогическая компетентность организаторов процесса
формирования воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры,
организаторские и коммуникативные способности и т.д.); внедрение и развитие механизмов
студенческого самоуправления; - теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены содержание,
структура, формы и методы создания воспитательного пространства в вузе; - выявлены критерии
эффективности формирования воспитательного пространства в вузе: положительное
отношение студентов к целям и содержанию воспитательной системы вуза; осознание
будущими специалистами своего пребывания в вузе как важного события в жизни,
как условия успешной профессиональной карьеры; личностная значимость для
субъектов воспитания событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровнях; положительная оценка учебных и
внеучебных контактов с субъектами воспитательного пространства вуза.
Список опубликованных работ
Монографии
1.Резниченко, М.Г. Построение воспитательного пространства вуза [Текст]: монография / М.Г. Резниченко. – Самара.: СГПУ, 2006. – 236 с. (14,0 п.л.).
2.Резниченко, М.Г. Воспитательное пространство в высшем учебном заведении [Текст]: монография / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2008. – 192 с (12,0 п.л.).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ.
3.Резниченко, М.Г. Критерии эффективности построения воспи-тательного пространства вуза [Текст] / М.Г. Резниченко// Человек и об-разование. -2009. — № 3.- С. 19-29. (0,7 п.л.).
4.Резниченко, М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности [Текст] /М.Г.Резниченко//Педагогическое образование и наука. – 2009. — № 8. С. 32-42. (0,5 п.л.).
5.Резниченко, М.Г. Технологии построения воспитательного про-странства в вузе [Текст] / М.Г. Резниченко// Сибирский педагогический журнал (г. Новосибирск). -2009- №4.- С. 140-148. (0,6 п.л.).
6.Резниченко, М.Г. Проектирование воспитательного простран-ства в теории и практике высшего образования [Текст] / М.Г. Резничен-ко //Высшее образование в России. -2009. — №8.- С. 83-89. (0,5 п.л.).
7.Резниченко, М.Г. Организационно-педагогические и дидактиче-ские основы построения воспитательного пространства вуза [Текст] / М.Г. Резниченко// Известия Самарского научного центра РАН. -2009.-№1.- С. 48-54. (0,5 п.л.).
8.Резниченко, М.Г. Условия формирования психологической компетентности преподавателя вуза [Текст] / М.Г. Резниченко //Преподаватель XXI век. — 2009. -№1.- С. 184-198. (0,8 п.л.).
9.Резниченко, М.Г. Условия построения эргономичного воспита-тельного пространства вуза [Текст] / М.Г. Резниченко// Гуманизация об-разования. — 2007.-№1. – С.47-54. (0,5 п.л.).
10.Резниченко, М.Г. К вопросу о построении эргономичного воспи-тательного пространства вуза [Текст] / М.Г. Резниченко// Вестник Са-марского государственного аэрокосмического университета им. С.П. Королева.- 2005.-№2. – С. 64 – 68. (0,6 п.л.).
Учебные пособия, методические рекомендации,
учебно-методические материалы
11.Резниченко, М.Г. Общие основы педагогики [Текст]: Методическая разработка для студентов факультета начального образования/ М.Г. Резни-ченко, Е.В. Житнова. – Самара.: СГПУ, 2002. – 48 с (3,0 п.л. из них авторских 50%).
12.Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учебное пособие для студентов факультета начального образования / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2003. – 132 с. (8,25 п.л.).
13.Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность: Мето-дические рекомендации для студентов факультета начального образования [Текст] / М.Г. Резниченко, Е.В. Житнова.- Самара.: СГПУ, 2005. – 48 с. (3,0 п.л. из них авторских 50%).
14.Резниченко, М.Г. Путеводитель первокурсника [Текст] / М.Г. Резни-ченко, Н.Г. Кочетова , С.А. Севенюк .- Самара.: СГПУ, 2005. – 96 с. (6,0 п.л. из них авторских 33,3%).
Научные статьи
15.Резниченко, М.Г. Проблемы формирования ценностных ориен-таций в образовании / М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,6 п.л.).
16.Резниченко, М.Г. Проблемы ценностного самоопределения сту-дентов педагогического вуза / М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л.).
17.Резниченко, М.Г. Формирование профессионально-педагогических ценностей студентов: миф или реальность / М.Г. Резничен-ко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л.).
18.Резниченко, М.Г. Ценностное самоопределение студентов педа-гогического вуза / М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л. ).
19.Резниченко, М.Г. Студенческое самоуправление как показатель эффективности воспитательной работы вуза/ М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л. ).
20.Резниченко, М.Г. Интегративный подход к построению воспита-тельного пространства вуза / М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л.).
21.Резниченко, М.Г. Методология построения воспитательного про-странства вуза / М.Г. Резниченко //Сб. статей научно-практической конфе-ренции с международным участием «Методологическая культура педагога: история и современность.- Самара: 2006. — С 126 — 134 (0,5 п.л.).
22.Резниченко, М.Г. Адаптационный семинар СГАУ для студентов первого курса и оценка его эффективности в 2007 году (статья)/ М.Г. Резни-ченко, Е.И. Куркин //Материалы Межвузовской научно-практической ин-тернет — конференции «Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития».- Самара 2008. С 125-133 (0,5 п.л. из них авторских 50%).
23.Резниченко, М.Г. Развитие студенческого самоуправления в ус-ловиях воспитательного пространства вуза. / М.Г. Резниченко// Вестник Са-марского государственного педагогического университета: Факультет на-чального образования. — Самара: СГПУ, 2007 — 2008. С 136 — 144 (0,5 п.л.).
24.Резниченко, М.Г. Методологическая культура педагога: история и современность / М.Г. Резниченко// Журнал «Совет ректоров» .-2008.- №5. С. 68 — 72 (0,5 п.л. ).
25.Резниченко, М.Г. Факторы успешной адаптации студента в вос-питательном пространстве вуза. / М.Г. Резниченко// Вестник Самарского го-сударственного педагогического университета: Факультет начального обра-зования. — Самара: СГПУ, 2009. С 110 — 118 (0,5 п.л. ).
Материалы конференций
26.Резниченко, М.Г. Критерии готовности к овладению педагогиче-ской профессией / М.Г. Резниченко// Материалы и тезисы докладов Между-народной научно-практической конференции ученых и практиков сфер куль-туры и образования. «Педагогический процесс как культурная деятельность». – Самара: СИПКРО, 1997. — С. 519 — 521 (0,1 п.л.).
27.Резниченко, М.Г. Адаптационно-ознакомительный семинар пер-вокурсников: итоги и уроки / М.Г. Резниченко, Г.А. Резниченко// Тезисы докладов научно-методической конференции «Развитие и совершенствова-ние учебного процесса для подготовки специалистов ХХI века».-Самара: СГАУ, 1998. С. 64 — 68 (0,2 п.л. из них авторских 50%).
28.Резниченко, М.Г. Возрастные особенности ценностных ориента-ций студентов / М.Г. Резниченко, А.В. Капцов// Возрастные особенности ценностных ориентаций студентов.- Нижний Новгород: 1999. С. 85-89. (0,2 п.л. из них авторских 50%).
29.Резниченко, М.Г. Мотивационно-ценностное отношение студен-тов педагогического вуза к творческой деятельности / М.Г. Резниченко// Ма-териалы Всероссийской конференции «Интеграция теории и практики фор-мирования творческой активности студентов педагогических вузов (факуль-тетов)».- Самара: СГПУ, 2001. С 316 – 320. (0,2 п.л.).
30.Резниченко, М.Г. Организация адаптационного семинара для первокурсников в техническом вузе / М.Г. Резниченко// Тезисы докладов Всероссийского семинара- совещания «О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях».- Рос-тов-н/Д: 2001. С. 112-116 (0,2 п.л.).
31.Резниченко, М.Г. Методика организации адаптационного семи-нара для первокурсников / М.Г. Резниченко// Межвузовская научная конфе-ренция «Методика вузовского преподавания».- Челябинск:ЧГПУ, 2001. С 104 – 106 (0,1 п.л. ).
32.Резниченко, М.Г. Организация этапа первичной адаптации сту-дентов-первокурсников / М.Г. Резниченко// Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Активизация творческого, научного по-тенциала первокурсников как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодежи».- Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2002. С 78 — 82 (0,2 п.л.).
33.Резниченко, М.Г. Некоторые аспекты формирования коллектива в студенческой группе и на курсе / М.Г. Резниченко, В.К. Моисеев, О.Г. Са-вельева// Тезисы докладов научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России».-Самара: СГАУ, 2002. С. 214 – 224 (0,6 п.л. из них авторских 40%).
34.Резниченко, М.Г. Студенческий клуб как часть воспитательной системы факультета / М.Г. Резниченко// Всероссийская научно-практическая конференция Модернизация системы профессионального образования на ос-нове регулируемого эволюционирования.- Южно-Уральск. гос. ун-т, Челя-бинск, 2003. — С 105- 107. (0,1 п.л. ).
35.Резниченко, М.Г. Построение эргономичного воспитательного пространства в вузе (методологический аспект). / М.Г. Резниченко// 4-ая Ме-ждународная научно-практическая конференция «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».- Красноярск: 2006. С. 313 – 317. (0,5 п.л.).
36.Резниченко, М.Г. Эргономичное воспитательное пространство как фактор гуманизации вузовского образования / М.Г. Резниченко// Мате-риалы Всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарное образование в системе подготовки специалиста мирового уровня».- Самара, 2007. – С. 140 — 148 (0,5 п.л.).
37.Резниченко, М.Г. Построение эргономичного воспитательного пространства вуза: предпосылки и условия / М.Г. Резниченко// Материалы международной научно-практической конференции ФНО.- Самара: СГПУ, 2007 С. 374 — 382 (0,5 п.л.).
38.Резниченко, М.Г. Подготовка педагогических кадров к построе-нию эргономичного воспитательного пространства в вузе. / М.Г. Резничен-ко// Материалы III Всероссийской НПК «Философия отечественного образо-вания: история и современность».- Пенза: 2007. — С 76 — 79 (0,4 п.л.).
39.Резниченко, М.Г. Закрепление наиболее успешных студентов в пространстве вуза./ М.Г. Резниченко, Е.И. Куркин //Материалы научно-практической конференции.– Томск: STT.- Под ред. В.А Дмитриенко. 2007. — С. 26 – 30. (0,2 п.л. из них авторских 50%).
40.Резниченко, М.Г. Построение эргономичного воспитательного пространства как условие эффективной подготовки специалиста / М.Г. Рез-ниченко// Вестник Самарского государственного педагогического универси-тета: Факультет начального образования. — Самара: СГПУ, 2009. С 110 — 118 (0,1 п.л.).
41.Резниченко, М.Г. Условия кадровой привлекательности вуза для выпускников /М.Г. Резниченко, Е.И.Куркин// Материалы Международной молодежной научной конференции «XV Туполевские чтения».- Казань: КГТУ, 2008. Т.7. 242-243 (0,05 п.л. из них авторских 50%).
42.Резниченко, М.Г. Мониторинг эффективности адаптационного се-минара, проведенного в СГАУ для студентов первого курса, в 2007 году / М.Г. Резниченко, Е.И. Куркин// Материалы «XI Международной студенче-ской научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами сту-дентов».- Тула: 2008. С. 149 — 150 (0,05 п.л. из них авторских 50%).
43.Резниченко, М.Г. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в воспитательном пространстве вуза./ М.Г. Резниченко// Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в тео-рии и практике высшего образования».- Самара.: 2009. С 54 – 62. (0,5 п.л.).