Информатизация общества курсовая работа

Разработка и производство
информационных систем,
технологий и средств
их обеспечения

1.1.
Все виды производства информационных 
систем и сетей, технологий 
и средств их обеспечения составляют 
специальную отрасль экономической 
деятельности, развитие которой 
определяется государственной научно-технической 
и промышленной политикой информатизации.

1.2.
Государственные и негосударственные 
организации, а также граждане 
имеют равные права на разработку 
и производство информационных 
систем, технологий и средств 
их обеспечения.

1.3.
Государство создает условия 
для проведения научно-исследовательских 
и опытно-конструкторских работ 
в области разработки и производства 
информационных систем, технологий 
и средств их обеспечения. Правительство 
Российской Федерации определяет 
приоритетные направления развития 
информатизации и устанавливает 
порядок их финансирования.

1.4.
Разработка и эксплуатация федеральных 
информационных систем финансируются 
из средств федерального бюджета 
по статье расходов «Информатика»
(«Информационное обеспечение»).

1.5.
Органы государственной статистики 
совместно с Комитетом при 
Президенте Российской Федерации 
по политике информатизации устанавливают 
правила учета и анализа состояния 
отрасли экономической деятельности,
развитие которой определяется 
государственной научно-технической 
и промышленной политикой информатизации.

Глава 1. Теоретические аспекты информационного общества

1.1. Понятие информационного общества, его основные черты

В начале 60-х годов ХХ века очередная информационная революция ознаменовала собой переход к информационному обществу. Именно в этот период человечество осознало особую самостоятельную роль информации без ее привязки к материальному производству. Информация сама становится «производством», ключевым фактором в развитии государств. Таким образом, информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Переход человеческого развития к информационному обществу обусловлен следующими причинами:

Следовательно, информация становится ключом к достижению научно-технического прогресса, развитию общества в целом.

В основе информационного общества находятся процессы информатизации, т.е. превращения системы знаний в информационный ресурс с целью его дальнейшей переработки из пассивных форм (книги, статьи и т.п.) в активные (модели, алгоритмы, проекты и т.п.).

Информатизация общества происходила в три этапа (рисунок 1).

Рисунок 1 – Этапы информатизации общества

1) В экономической сфере: информационные продукты и услуги являются одним из ключевых составляющих ВВП. Также расширяется спектр возможностей для применения людьми своих профессиональный знаний, вариантов развития бизнеса и коммерческой инициативы, возрастание удельного веса занятых граждан в сфере информационных технологий, хранения, передачи, распространения информации.

2) В политической сфере: повышение степени открытости органов государственной власти, обеспечение эффективных коммуникаций граждан и государственных служащих (повышение качества и оперативности обратной связи), совершенствование текущей управленческой деятельности, развитие новых направлений государственного управления (разработка проектов, программ в сфере информационного общества), повышение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

3) В социальной сфере: повышение возможностей использования социальных благ во всех сферах социально-экономической жизни общества, таких как:

4) В сфере личностного развития индивидов: расширение горизонтов самообразования и саморазвития, обретение большей свободы выбора, общедоступность информации, осознание самой ценности информации для успешной карьеры, счастливой и благополучной жизни.

В целом, информационное общество характеризуется созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей с целью удовлетворения их потребностей в информации и знаниях.

В основе информационного общества четыре доминирующих составляющих (рисунок 2).

Для более полного понимания сущностных основ информационного общества далее рассмотрим основные концепции его формирования.

1.2. Концептуальные подходы к пониманию «информационного общества»

Воздействие информационной революции на социум и становление информационного общества вызывает высокий интерес в кругу научных исследований. Таким образом, сущность информационного общества так же раскрывается посредством изучения широкого спектра концепций, выдвинутых учёными.

В совокупности все концепции можно дифференцировать в зависимости от их основной мысли на четыре направления:

1) информационное общество рассматривается как информационная экономика;

2) информационное общество приравнивается к понятию «постиндустриального» общества;

3) информационное общество тождественно обществу знания;

4) информационное общество возникает вследствие окончания развития общества потребления.

Согласно первому концептуальному направлению развитие хозяйственного производства в обществе происходило в три этапа: аграрное, промышленное, информационное. Переход от одной стадии к другой ознаменовывался открытием новых знаний, что на заключительном этапе вывело их в отдельную экономическую категорию общественного развития. Возникают категории информационного потребления, информационного производства, информационные индексы и т.п. В тоже время происходит трансформация занятости населения по секторам экономики. Возникают новые категории производителей информации, ее продавцов и потребителей.

Следовательно, фактором развития становится не рост промышленного производства, а теоретическое знание, способное обеспечить социально-экономическою систему инновациями. Именно они и будут являться базой для развития общества в стратегической перспективе.

Э. Тоффлер отмечает, что в новом постиндустриальном обществе на смену громоздким промышленным корпорациям приходит эффективный бизнес малых инновационных предприятий. Индивидуальное предпринимательство, основанное на системе знаний и производстве информации, не требует специализированных помещений и может, при наличии соответствующей информационной инфраструктуры (компьютер, интернет, ксерокс, принтер и т.п.) осуществляться на дому. При этом приносить должный доход как собственнику бизнеса, так и государству.

Концепция, где информационное общество рассматривается как конец общества массового производства, базируется на смене самих организационных структур производственно-экономической деятельности. Так в эпоху массового производства основу эффективности функционирования производственных систем и результативности экономических операций составляли регламенты и стандарты, выживаемость на рынке была гарантирована масштабами производства. Производительность обеспечивалась ручным трудом, а рабочий класс считался доминирующим в системе общественных отношений.

Переход к информационной экономике коренным образом изменяет организационную структуру предприятий. Возникают новые структуры, не имеющие привязки к конкретной территории и обеспечивающие коммуникационное взаимодействие в информационно-телекоммуникационной плоскости (например, транснациональные корпорации).

В то же время изменяется и целевое назначение конечного продукта. Он переходит из разряда массового в категорию индивидуализированного. В этих условиях информационные технологии позволяют производить массовый продукт с характеристиками, удовлетворяющими потребностям разных целевых аудиторий и оперативно менять эти характеристики в случае изменения вкусов и предпочтений граждан. То есть на всех этапах производственной деятельности сбор, обработка и распределение информации становятся ключевым фактором рентабельности и прибыльности.

Следует отметить, что ни одна из концепций не является универсальной, поэтому все они продолжают развиваться в трудах современных ученых. Информационное общество, помимо вышеобозначенных терминов «информационное» и «постиндустриальное», получило также определения «постэкономиечское», «цифровое», «сетевое», «технотронное», «электронная эра» и др.

В целом, обобщив исследуемый материал, можно сказать, что информационное общество – это:

1.3. Становление глобального информационного общества

Учитывая особую значимость информации и знаний в социально-экономическом развитии стран, формирование информационного общества стало задачей практически всех развитых государств мира. В тоже время, при условии активного мирового взаимодействия в различных сферах народного хозяйства и укреплении социальных связей, становление информационного общества приобрело глобальный характер.

1) Технологические. Современные достижения научно-технического прогресса обеспечили государствам новые горизонты экономического взаимодействия, в том числе сформировали глобальную торговую площадку товарами и услугами. При этом они также обеспечили сокращение издержек на производство продукции, повышение ее качества и расширение ассортиментного ряда.

2) Экономические. Создание транснациональных корпораций, в основе организационной структуры которых промышленная кооперация и международное разделение труда. ТНК владеют основной частью знаний, позволяющих им выпускать высокотехнологичную продукцию, обеспечивать эффективное взаимодействие персонала, формировать унифицированную корпоративную культуру труда, теорию и практику результативного менеджмента.

3) Геополитические. Информация и знания позволяют не только обеспечивать государствам и обществу развитие, но и быть «фундаментом» безопасности. С одной стороны, информационно-инновационные разработки внедрены в системы защиты государственных границ; с другой – знания стали основой для консолидации общества с целью предотвращения военных конфликтов (создана Организация Объединенных Наций).

4) Информационные. Связаны с масштабным развитием элементов инфраструктуры электронного общества: радио, цифрового телевиденья, факсимильной и мобильной связи, компьютерных технологий и иных информационно-телекоммуникационных систем.

Однако, несмотря на существенные положительные изменения, глобальное информационное общество имеет ряд негативных последствий для граждан. Среди основных можно выделить:

В целях развития глобального информационного общества, в том числе в области повышения доступности знаний, в отечественной научной литературе рассматриваются следующие направления:

Читайте также:  Как писать автореферат кандидатской и докторской диссертации: правила, требования

1) повышение доступа мирового сообщества к результатам научных исследований в области информации и знаний;

2) организация международного взаимодействия в построении высокоскоростных широкополосных мультимедийных сетей;

3) расширение возможностей мультимедийного образования;

4) повышение интернет-доступности фондов мировых библиотек, музеев, галерей и т.п.;

5) перевод знаний об окружающей среде, контроля за развитием биосистем в электронную плоскость;

6) глобальное управление чрезвычайными ситуациями, развитие системы прогнозирования и моделирования неблагоприятных последствий от них;

7) расширение потенциала информационно-инновационных технологий в здравоохранении (в том числе возможности получения квалифицированной медицинской помощи в любой точке мира);

8) развитие «электронного правительства» как системы прямого диалога между органами власти и населением, повышающего качество предоставления государственных и муниципальных услуг;

9) развитие глобального рынка для малого и среднего предпринимательства (открытый и свободный доступ к обмену информацией по производству и реализации товаров и услуг).

Таким образом, изучив теоретические аспекты информационного общества можно сделать следующие выводы.

В самом широком понимании информационное общество – это современное общество, которое отличает доминирующая роль знаний и информации во всех сферах жизни людей. Данное общество сложилось в результате череды информационных революций, возвеличивших роль знаний до уровня самостоятельной отрасли человеческой жизнедеятельности.

Основными чертами информационного общества являются потенциально новые возможности осуществления экономической деятельности, совершенствования государственного управления, системы социального развития, а также самосовершенствования граждан за счет развития информационно-телекоммуникационных технологий.

В настоящее время эволюция информационного общества привела к его глобальному состоянию, развитию мировых коммуникаций, повышению открытости и общедоступности знаний.

Право собственности
на информационные системы,
технологии и средства
их обеспечения

2.2.
Собственником информационной системы, 
технологии и средств их обеспечения 
признается физическое или юридическое 
лицо, на средства которого эти объекты
произведены, приобретены или получены
в порядке наследования, дарения или иным
законным способом.

2.3.
Информационные системы, технологии 
и средства их обеспечения 
включаются в состав имущества 
субъекта, осуществляющего права 
собственника или владельца этих 
объектов. Информационные системы, 
технологии и средства их обеспечения 
выступают в качестве товара (продукции) 
при соблюдении исключительных 
прав их разработчиков. Собственник 
информационной системы, технологии 
и средств их обеспечения определяет 
условия использования этой продукции.

ГЛАВА 4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ

В 80-х годах произошел 
целый ряд качественных изменений 
в ИТ. Некоторые из них осознавались
постепенно (например, развитие архитектуры 
и стандартов открытых систем), другие,
как феномен персональных вычислений,
входили в жизнь гораздо более 
революционным путем. Кратко рассмотрим,
как эти изменения все более 
ограничивали применение классических
методов системного проектирования,
требуя новых подходов в разработке
чисто «компьютерных» компонентов 
информационных систем (ИС). Далее будет 
рассмотрено, как эти изменения 
помогали также появлению BPR.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА. ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА

Усложнение индустриального 
производства, социальной, экономической 
и политической жизни, изменение 
динамики процессов во всех сферах
деятельности человека привели, с одной 
стороны, к росту потребностей в 
знаниях, а с другой – к созданию
новых средств и способов удовлетворения
этих потребностей.

Бурное 
развитие компьютерной техники и 
информационных технологий послужило 
толчком к развитию общества, построенного
на использовании различной информации
и получившего название информационного 
общества.

1 История становления и развития информационной безопасности в обществе

Сам термин «Информационная безопасность» появился с возникновения коммуникаций между людьми, и конечно, с осознания человеком наличия у других людей информации и интересов, которым можно нанести ущерб с помощью влияния на средства коммуникаций, наличие которых, обеспечивает информационный обмен между всеми элементами общества.

В развитии информационной безопасности следует выделить следующие этапы:

1 этап — до 1816 года, обуславливается использованием возникающих средств информационных коммуникаций. В течении этого периода главная задача информационной безопасности состояла в защите данных и сведений о фактах, событиях, имуществе, местонахождении и прочей информации, имеющей лично для человека и сообщества, к которому он принадлежал, жизненно-важное значение.

2 этап — начиная с 1816 года, началось использование искусственно создаваемых технических средств радио и электросвязи. Для обеспечения помехозащищенности и скрытности радиосвязи нужно было использовать и учесть опыт 1-го периода на ещё более высоком технологическом уровне, применяя противопомеховое кодирование сигнала с последующим декодированием получаемого сигнала.

3 этап — начиная с 1935 года, появляются гидроакустические и радиолокационные средства. Основной способ защиты информации заключался в повышении защищенности радиолокационных средств от влияния, на их приемные устройства, активными и пассивными радиоэлектронными помехами.

4 этап — начиная с 1946 года, изобретение и использование в практической деятельности ЭВМ. Действовали способы и методы ограничения физического доступа к средствам получения, обработки и передачи информации.

5 этап — начиная с 1965 года, связан с созданием и развитием локальных коммуникационных сетей. Защита информационной безопасности осуществлялась способами и методами физической защиты средств получения, обработки и передачи информации, которые объединены в локальную сеть, путём управления и администрирования доступа к сетевым ресурсам.

6 этап — начиная с 1973 года, использование сверхмобильных устройств с широким рядом задач. Угроза безопасности стала намного серьёзнее. Для обеспечения усиления информационной безопасности срочно требовалась разработка новых критериев безопасности. Появились хакеры, цель которых было нанесение ущерба информационной безопасности отдельно взятых пользователей, крупных организаций и стран. Информационные ресурсы стали важнейшими ресурсами для государства, а обеспечение их безопасности – важной, необходимой частью национальной безопасности.

7 этап — начиная с 1985 года, обусловлен созданием глобальных коммуникационных сетей, используя космические средства обеспечения безопасности. Этот этап связан с широким использованием сверхмобильных коммуникационных устройств. Создаются макросистемы информационной безопасности человечества под влиянием международных ведущих форумов.

8 этап — начиная с 1998 года, подготовка и внедрение международной концепции информационной безопасности. Она связана с отражением официально принятых государствами взглядов на цели, основные направления, состояние, задачи и принятие мер по развитию системы правового регулирования общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности.

Глава 2. Анализ информационного общества в России

2.1. Основные направления и особенности формирования информационного общества в России

По результатам реализации стратегии должно быть обеспечено:

Цели и задачи программы представлены на рисунке 3.

ГП «Информационное общество»

На основе использования информационных и телекоммуникационных технологий обеспечить:

1) повышение качества жизни и работы граждан;

2) улучшение условий деятельности организаций;

3) развитие экономического потенциала страны.

Безопасность в информационном обществе

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе

реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти и взаимодействия между ними

развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде

обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к ИТ-сети «Интернет», в том числе универсальными услугами связи

обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства

Рисунок 3 – Цели и задачи государственной программы

Согласно паспорту государственной программы реализация ее основных мероприятий осуществляется в три этапа: 2011-2014 годы; 2015-2018 годы; 2019-2024 годы.

Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Общий его объем на весь период реализации составляет 2594,9 млрд. руб. Динамика финансирования представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Объем финансирования государственной программы в разрезе периодов ее реализации

Поскольку последний этап государственной программы совпадает с реализацией национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», то для достижения целевых показателей обоих стратегических документов наблюдается резкое увеличение ее финансирования.

Итогами развития информационного общества в Российской Федерации к 2024 году должны стать:

Таким образом, сегодня информационное общество в России проходит активный этап становления. Согласно нормативным правовым документам, проектам и программам существенные изменения в данном направлении будут реализованы до 2024 года. Однако уже сегодня можно отметить проблемы формирования информационного общества в нашей стране, которые более подробно рассмотрим далее.

2.2. Проблемы формирования информационного общества в России

За 2018 год обеспечено подключение 5 819 медицинских организаций к сети Интернет со скоростью порядка 10 Мбит/с. Это позволило увеличить скорость и масштабность охвата населения услугами здравоохранения, повысить вариативность медицинских сервисов.

В целом по стране растет количество пользователей сети Интернет (рисунок 5).

Совершенствуются системы информационной безопасности. Так в рамках проекта «Система «МИР» обеспечено формирование современной информационно-технологической инфраструктуры для оформления, применения и контроля обращения документов, удостоверяющих личность. В области становления мирового информационного общества и информационной безопасности в целях информационного обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Евразийского экономического союза, разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на обеспечение информационного взаимодействия с использованием интегрированной информационной системы (ИИС ЕАЭС) и трансграничного пространства доверия.

Читайте также:  Доклад по физкультуре 7 класс на тему бег на короткие дистанции кратко

Успешными российскими проектами стали апробированные в рамках Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года уникальные сервисы:

1) «Паспорт болельщика» – механизм обеспечения безопасности массового международного спортивного мероприятия, способный предотвратить угрозу национальной и общественной безопасности и при этом обеспечить условия для комфортного и безопасного пребывания зрителей на территории стадионов;

2) технология доставки вещательного трафика сверхвысокой чёткости по межгородским магистральным оптоволоконным каналам с использованием адаптационного оборудования, позволившая вещателям организовать трансляцию матчей чемпионата мира в формате ультравысокой чёткости (UltraHD 4K).

Навыки адаптации молодежи в цифровой среде

Таким образом, согласно данным таблицы можно заключить, что если даже цифровая грамотность поколения, фактически выросшего с момента становления в России информационного общества, по отдельным параметрам немногим превышает 50 % уровень, то более старшее поколение испытывает значительные трудности при ориентации в информационной среде.

Представленный перечень проблем в значительной мере «тормозит» становление информационного общества в нашей стране и требует оперативного решения. Возможные варианты изменения существующей ситуации рассмотрим далее.

2.3. Перспективы развития информационного общества в России

В сфере развития информационного общества, отвечающего мировым стандартам электронного взаимодействия, наиболее важным для Российской Федерации направлением является устранение проблемы цифрового неравенства. Для этого необходимо обеспечить полное покрытие сетью Интернет всех населенных пунктов страны.

В условиях дефицита бюджетных средств всех уровней, решение проблемы может быть найдено за счет привлечения бизнеса посредством государственно-частного партнёрства. В качестве примера, государственно-частное (муниципально-частное) партнёрство может включать:

со стороны органов власти:

со стороны коммерческих структур:

Преимуществами данного механизма является получение обоюдной выгоды с учетом минимальных затрат. Так коммерческие структуры за счет участия в подобных проектах расширяют целевую аудиторию потребителей собственных услуг, увеличивают прибыль компании, повышают ее авторитет. Органы государственной (муниципальной власти) обеспечивают граждан качественными услугами сети Интернет, выполняя свою основную функцию – повышение качества жизни граждан за счет реализации их конституционных прав и законных интересов.

Вторым направлением развития является эффективное формирование цифровой экономики, в том числе за счет расширения производства информационно-инновационных технологий. Внедрение отечественных программных продуктов и аппаратных комплексов позволит существенно увеличить производительность труда во всех отраслях народного хозяйства страны (например, уже сегодня информационные технологии содействуют минимизации затрат на управление дорожным движением, повышают скорость розничной торговли и т.п.).

Следующим направлением повышения эффективности функционирования информационного общества является совершенствование системы взаимодействия власти и граждан. Следует обеспечить повышение открытости деятельности органов власти, качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Также возможно рассмотреть вариант создания комплексных услуг. Правительством уже разрабатывается пакет, в котором, регистрируя рождение ребёнка, родитель одновременно сможет узнать, какие у него появились новые права и льготы в связи с фактом рождения, оформить все положенные пособия одномоментно.

Важно также предусмотреть повышение уровня цифровизации различных отраслей и сфер народного хозяйства страны. Так, например, в системе образования, культуры необходимо не только обеспечить подключение учреждений к сети интернет, но и оснастить их качественным программным обеспечением, техникой, способной хранить и перерабатывать максимальные массив данных. Это позволит расширить возможности доступа потребителей услуг к их современным инновационном компонентам (например, в сфере образования – к общероссийским образовательным программам, направленным на развитие творческого, интеллектуального и пр. потенциала детей; в сфере культуры – к уникальным архивным и библиотечным фондам, как нашей страны, так и зарубежных стран).

В сфере строительства, земельных и имущественных отношений следует рассмотреть возможность создания геоинформационных систем, интерактивных карт, позволяющих получать актуализированную информацию о наличии свободных земельных участков для инвестирования, не обременённом правом третьих лиц имуществе, контролировать в режиме онлайн качество строительства социальных и пр. объектов и т.п.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства возможно создать информационные системы мониторинга технического состояния многоквартирного жилищного фонда; вывести в плоскость открытого информационно-телекоммуникационного взаимодействия отношения собственников жилых помещений многоквартирных домов и управляющих организаций. Подобные предложения возможно рассмотреть во всех сферах социально-экономического развития страны.

Еще одним важным направлением является повышение компьютерной грамотности населения и общей компетентности в сфере информационно-коммуникационного взаимодействия. Согласно национальному проекту «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 года не менее 120 тысяч человек должны быть приняты в вузы на IT-специальности. А 10 миллионов человек должны пройти онлайн-курсы цифровой грамотности.

Особую роль в деле развития информационного общества имеет и обеспечение информационной безопасности. С одной стороны, она в большей степени будет обеспечена за счет постепенного перехода всех хозяйствующих субъектов на отечественное программное обеспечение и совершенствование сервисов хранения и обработки данных; с другой – до настоящего времени остается открытым вопрос качества защиты прав и свобод граждан в информационно-телекоммуникационной сети.

Таким образом, по итогам анализа информационного общества в России можно заключить, что уровень его развития в нашей стране достаточно высок. На государственном уровне определены стратегические ориентиры развития рассматриваемой сферы, финансируются мероприятия по ее совершенствованию.

Среди ключевых проблем эффективного информационного взаимодействия граждан выделены: цифровое неравенство регионов нашей страны, слабая развитость информационно-инновационной отрасли промышленности, недостаточный уровень компьютерной грамотности населения и культуры «потребления» информации.

Три качественных скачка
в информационных технологиях
– три великих феномена

К
концу 80-х — началу 90-х во всем мире не
только разработчиками, но и пользователями
были осознаны три действительно 
революционных феномена. Они стали 
все шире входить в отечественную 
практику, качественно меняя деятельность
компьютеризованных предприятий:

1.1.Феномен 
персональных вычислений, основанный 
на постоянной доступности работнику 
возможностей ЭВМ, в первую 
очередь — на использовании персональных 
компьютеров. Феномен состоит 
в том, что во многих видах 
информационных, проектных и управленческих 
работ исчезла необходимость 
в работниках-исполнителях (машинистках, 
чертежниках, делопроизводителях 
и др.), являющихся посредниками 
между постановкой задачи и 
ее решением.

1.2.Феномен 
кооперативных технологий, состоящий 
в компьютерной поддержке совместной 
согласованной работы группы 
работников над одним проектом.
Этот феномен возник на основе суммы методов,
обеспечивающих управление доступом членов
группы к разным частям проекта, управление
версиями и редакциями проектной документации
и согласованным выполнением работ в последовательной
процедуре работ, управление параллельным
конструированием и др.

1.3.Феномен 
компьютерных коммуникаций, состоящий 
в резком увеличении возможностей 
обмена любой информацией. Он 
возник, в частности, на основе 
стандартизованных протоколов обмена 
данными прикладного уровня в локальных
и глобальных сетях. Это позволило исключить
необходимость передачи бумажных документов
для получения согласия или содержательных
замечаний, ненужные переезды для проведения
совещаний, обеспечить постоянную готовность
работника получить и отослать сообщение
или информативные записи данных вне зависимости
от места его географического расположения
и др.

Оценка их влияния 
на производственную деятельность и 
оргструктуры, разработка соответствующих
методик производились не только за рубежом,
но и отечественными специалистами, хотя
тогда у нас время реального применения
этих методов еще не настало.

Сущность и понятие информационного общества

Для начала необходимо точно понять, что такое постиндустриальное общество.

Общество, в котором мы живем в начале 21 века, называется информационным обществом.

Термин информационное общество появился в США в одноименной теории в 70-х годах ХХ века. Так стали называть общество, переросшее индустриальным.

В современной литературе дается множество определений постиндустриальному обществу, но в своей курсовой работе я выбрал, на мой взгляд, наиболее полное и точное определение.

Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, поскольку современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новый исторический этап в развитии цивилизации, в котором информация и знания являются основными продуктами производства.

Постиндустриальное общество, в свою очередь, представляет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и преобладает над объемами промышленного производства и сельскохозяйственного производства.

В социальной структуре постиндустриального общества увеличивается количество занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, ученые.

Признаками информационного общества являются:

Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря появлению такой сферы, как сфера услуг, произошло возникновение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически во всех сферах деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее меняя.

Читайте также:  Дробно рациональные уравнения 8 класс самостоятельная работа

Основное изменение философы связывают с появлением новой социальной структуры — информационной инфраструктуры.

Прежде всего, дадим определение понятию информационная инфраструктура.

Информационная инфраструктура — это набор инструментов для обработки и использования информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получать всю интересующую его информацию.

Глобальная информационная инфраструктура (ГИИ) — это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.

Глобальная информационная инфраструктура развивается как глобальная информационная сеть для массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационных и телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и мобильной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Дж. Масуда) предсказывают его становление в развитых странах в середине XXI века.

Развитие представлений об информации

Несмотря на то, что понятие информации очень широко используется в науке и в повседневной жизни, его строгого научного определения до недавнего времени не существовало. По сей день разные научные дисциплины по-разному вводят это понятие. Здесь есть три возможных подхода: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный.

Суть антропоцентрического подхода заключается в том, что информация отождествляется с информацией и фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, то есть преобразованы в знания. Этот подход в настоящее время используется наиболее широко. Примеры этого мы можем наблюдать, в частности, в российском законодательстве.

Суть техноцентрического подхода в том, что информация отождествляется с данными. Этот подход очень распространен в технических дисциплинах. Например, мы часто встречаем упоминания о том, что информация передается по компьютерным сетям, информация обрабатывается компьютерами, информация хранится в базах данных. Во всех этих случаях происходит подмена понятий.

Дело в том, что по компьютерным сетям передаются только данные, компьютеры обрабатывают только данные, а в базах данных тоже хранятся только данные. Станут ли эти данные информацией, и если да, то какая именно, зависит не только от данных, но и от многочисленных аппаратных средств, программного обеспечения и естественных методов.

Мы не находим явных признаков техноцентрического подхода в российском законодательстве, но они есть в законодательстве других государств, например, Германии. В частности, такие понятия, как информация, доступ к информации, изменение информации, во всех случаях, когда речь идет о работе технических систем, представлены как данные, доступ к данным, модификация данных.

Недетерминированный подход к концепции информации также встречается довольно широко. Он заключается в отказе от определения информации на том основании, что она является фундаментальной, такой как материя и энергия. В частности, мы не найдем определения информации в Законе о государственной тайне и в Законе о СМИ, хотя это понятие используется в обоих законодательных актах.

Здесь смешиваются и антропоцентрический, и техноцентрический подходы, после чего определение сводится к бытовому уровню. В то же время приводится обширный список литературы, опубликованной за последние 50 лет, анализ которой не дал прямого определения.

Существует несколько 
точек зрения на развитие информационных
технологий с использованием компьютеров,
которые определяются различными признаками
деления.

Общим
для всех изложенных ниже подходов
является то, что с появлением персонального 
компьютера начался новый этап развития
информационной технологии. Основной
целью становится удовлетворение персональных
информационных потребностей человека
как для профессиональной сферы, так и
для бытовой.

2.1.
Признак деления – вид
задач и процессов обработки
информации

1 —
й э т а п (60 – 70-е гг.) – обработка данных
в вычислительных центрах в режиме коллективного
пользования. Основным направлением развития
информационной технологии являлась автоматизация
операционных рутинных действий человека.

2-
й э т а п (с 80-х гг.) – создание информационных
технологий, направленных на решение стратегических
задач.

2.2.
Признак деления – проблемы,
стоящие на пути информатизации
общества

1
— й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется
проблемой обработки больших объемов
данных в условиях ограниченных возможностей
аппаратных средств.

2 —
й этап (до конца 70-х гг.) связывается
с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема
этого этапа – отставание программного
обеспечения от уровня развития аппаратных
средств.

3 —
й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер
становится инструментом непрофессионального
пользователя, а информационные системы
– средством поддержки принятия его решений.
Проблемы – максимальное удовлетворение
потребностей пользователя и создание
соответствующего интерфейса работы в
компьютерной среде.

4 —
й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной
технологии межорганизационных связей
и информационных систем. Проблемы этого
этапа весьма многочисленны. Наиболее
существенными из них являются:

2.3.
Признак деления – преимущество,
которое приносит компьютерная
технология

1 —
й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется
довольно эффективной обработкой информации
при выполнении рутинных операций с ориентацией
на централизованное коллективное использование
ресурсов вычислительных центров. Основным
критерием оценки эффективности создаваемых
информационных систем была разница между
затраченными на разработку и сэкономленными
в результате внедрения средствами. Основной
проблемой на этом этапе была психологическая
– плохое взаимодействие пользователей,
для которых создавались информационные
системы, и разработчиков из-за различия
их взглядов и понимания решаемых проблем.
Как следствие этой проблемы, создавались
системы, которые пользователи плохо воспринимали
и, несмотря на их достаточно большие возможности,
не использовали в полной мере.

2
— й этап (с середины 70-х гг.) связан с
появлением персональных компьютеров.
Изменился подход к созданию информационных
систем – ориентация смещается в сторону
индивидуального пользователя для поддержки
принимаемых им решений. Пользователь
заинтересован в проводимой разработке,
налаживается контакт с разработчиком,
возникает взаимопонимание обеих групп
специалистов. На этом этапе используется
как централизованная обработка данных,
характерная для первого этапа, так и децентрализованная,
базирующаяся на решении локальных задач
и работе с локальными базами данных на
рабочем месте пользователя.

3
— й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием
анализа стратегических преимуществ в
бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной
технологии распределенной обработки
информации. Информационные системы имеют
своей целью не просто увеличение эффективности
обработки данных и помощь управленцу.
Соответствующие информационные технологии
должны помочь организации выстоять в
конкурентной борьбе и получить преимущество.

2.4.
Признак деления – виды
инструментария технологии

1 —
й э т а п (до второй половины XIX в.) –
«ручная» информационная технология,
инструментарий которой составляли: перо,
чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись
ручным способом путем переправки через
почту писем, пакетов, депеш. Основная
цель технологии – представление информации
в нужной форме.

2
— й этап (с конца XIX в.) – «механическая»
технология, инструментарий которой составляли:
пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная
более совершенными средствами доставки
почта. Основная цель технологии – представление
информации в нужной форме более удобными
средствами.

Суть информационных
революций

В истории развития
цивилизации произошло несколько 
информационных революций – преобразований
общественных отношений из-за кардинальных
изменений в сфере обработки 
информации. Следствием подобных преобразований
явилось приобретение человеческим
обществом нового качества.

П е 
р в а я революция (см. Таб.1.) связана с изобретением
письменности, что привело к гигантскому
качественному и количественному скачку.
Появилась возможность передачи знаний
от поколения к поколениям.

В т о р
а я (середина XVI в.) вызвана изобретением
книгопечатания, которое радикально изменило
индустриальное общество, культуру, организацию
деятельности.

Т р е т
ь я (конец XIX в.) обусловлена изобретением
электричества, благодаря которому появились
телеграф, телефон, радио, позволяющие
оперативно передавать и накапливать
информацию в любом объеме.

Ч е 
т в е р т а я (70-е гг. XX в.) связана
с изобретением микропроцессорной технологии
и появлением персонального компьютера.
На микропроцессорах и интегральных схемах
создаются компьютеры, компьютерные сети,
системы передачи данных (информационные
коммуникации). Этот период характеризуют
три фундаментальные инновации:

ГЛАВА 3. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ,
ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ
ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

(выдержки 
из Федерального закона 24-ФЗ от 
20 февраля 1995 года)

Оцените статью
VIPdisser.ru