Средства и методы воспитания выносливости на уроках физической культуры курсовая

Процесс физического воспитания и происхождение игрового метода

Исключительное значение играет процесс физического воспитания подрастающего поколения.

При этом педагогический процесс должен строиться с учетом возрастных особенностей занимающихся, реальных психофизических возможностей, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, развивал необходимые двигательные качества, активно содействовал гармоническому физическому развитию и укреплению здоровья, оказывал положительное влияние на психические процессы занимающихся.

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться динамично и с оптимальной моторной плотностью, с использованием рациональных форм организации занятий, инвентаря и спортивного оборудования, а также технических средств обучения.

Большое значение для достижения указанной цели имеют сочетание и правильный выбор методов обучения, в частности, таких методов, как соревновательный и игровой.

Возникновение соревновательного и игрового методов можно отметить уже на ранних ступенях общественного развития.

Главным фактором на ранних этапах развития общества, которое оказывает на развитие детей формирующее влияние, являлось непосредственное их участие в жизни взрослых. Они принимают участие в ритуалах, праздниках, отдыхе, торжествах.

Методы физкультурных занятий – это способы применения средств физической культуры в соответствии с поставленной целью и задачами. Выделяют общепедагогические и специфические методы.

Игровой метод – двигательная деятельность на основе содержания, условий и правил игры.

Он обеспечивает комплексное и избирательное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков подбором соответствующей игры. Наличие в ней элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, а широкий выбор способов достижения цели и вариативный характер действий делает игру эффективным способом воспитания у человека физических способностей, самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности.

Спортивные и подвижные игры связаны с соревновательным компонентом, ситуативными действиями, эмоциональностью, определяющие моторную и интеллектуальную активность человека. Оздоровительным задачам больше соответствуют такие популярные спортивные игры как футбол, баскетбол, стритбол, волейбол, пляжный волейбол, настольный теннис, теннис и бадминтон.

В играх присутствует бег с изменением направления движений, прыжки, остановки в сочетании с ускорениями, периоды прекращения игровой деятельности (нарушения правил, потеря мяча, подготовка к подаче мяча и т.п.), что обеспечивает анаэробно-аэробный режим двигательной активности.

Занятия спортивными и подвижными играми характеризуются высокой эмоциональностью, разнообразием и привлекательностью, что способствует формированию мотива к регулярным занятиям.

Однако, занятия спортивными играми предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию мышц, связок, сухожилий и суставов, поэтому они являются травмоопасными.

Соблюдение правил игры в условиях противоборства формирует у занимающихся чувство взаимопомощи и сотрудничества, дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.

Присущая игре эмоциональность способствуют формированию (особенно у детей) положительного интереса к занятиям физическими упражнениями

К недостаткам этого метода относятся его ограниченные возможности при разучивании новых движений и сложности дозирования нагрузки на организм.

Для детей дошкольного возраста чаще используются подвижные сюжетно-ролевые игры, включающие подражательные действия («гуси-лебеди», «мышеловка», «у медведя на бору», а также игры с мячом, включающие простейшие соревновательные элементы («передача мячей», «мяч среднему», «кто быстрее»)).

При выборе игр врач и инструктор лечебной физкультуры учитывают лечебные задачи, предполагаемую нагрузку, состав детей и уровень их адаптаций к нагрузке.

В соответствии с этими моментами оценивается насыщенность игры:

Любая игра должна вызывать у детей интерес и желание продолжить её.

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

1. Учёт возрастных особенностей детей, чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.

2. Подбор игр в соответствии с лечебно — педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.

3. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

4. Чёткое объяснение правил игры и распределение ролей.

Объясняя игру, следует объявить ее название, указать намеченную цель и разъяснить задачи.

При объяснении игры следует соблюдать некоторые особенности:

1. Объяснение должно быть точным, ясным и немногословным. Для детей 6-8 лет в объяснении выдвигают действия играющих, после подчеркнуть правила игры, а в конце указать, как размещаются участники.

2. Объясняя игру опираться на словарный запас детей, знания и их навыки. Не отягощать незнакомыми словами.

3. Объясняя игру, умело и осторожно пользоваться словом.

4. В играх с детьми следует применять различные сигналы и команды. 1. Краткая команда в повелительной форме. 2. Звуковые сигналы (например, хлопок, удар в бубен). 3. Команда, требующая выдержки («внимание», «Марш» и т.д.).

Игра, как и другие средства обучения, преподаются с постепенной и последовательно с нарастанием сложности. Поэтому необходимо в начале года давать игры с небольшими по качеству и количеству требованиями и усложнять их.

Вмешательство в игру с целью дозирования должно быть продуманным. Каждую игру следует заканчивать своевременно. Конец игры застает участников в то время, когда действия полноценны, эмоции оживлены, играющий владеет собой.

Игру следует прекращать, если появляются признаки переутомления, перевозбуждения.

Воспитатель должен перед игрой объявить продолжительность игры. В соревновательных видах игры следует следить за состоянием борьбы, чтобы закончить игру в нужную минуту.

После игры следует подвести итоги. В некомандных играх: кратко оценивать игру отдельных детей, подчеркивать неудачи, ошибки. После командной игры подводят итоги, объявляют общий результат.

Очень важно, разбирать итоги игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

— увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

-усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

— изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

— сменить сигнал (вместо словесного — звуковой или зрительный);

— провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

Игра благоприятствует равномерному развитию опорно-двигательного аппарата, т.к. в работу включаются все мышечные группы, а тренировки, особенно групповые, где присутствует соревновательный аспект, требуют значительных физических нагрузок.

Оптимальные физические нагрузки при выполнении различных спортивных игр снимают усталость, увеличивают интерес к занятиям. Игры также благоприятствуют и нравственному воспитанию.

Уважительное отношение к соперникам, ощущение чувства дружбы, честность в спортивном соревновании, стремление к самосовершенствованию — все эти качества успешно формируются под влиянием занятий бадминтоном.

Так, к примеру, подвижные игры с ракеткой и мячом могут выступать как эффективный элемент мотивации в процессе формирования оптимального мотивационного комплекса при занятиях спортом.

Играя, дети упражняются в движении, осваивают его, в процессе игры развиваются положительные качества личности детей, через игру они познают жизнь.

Игровая деятельность, как метод и форма обучения младших школьников, является в учебно-воспитательном процессе наиболее продуктивным в современной методике физического воспитания.

Игровой метод, в каком бы объеме и форме не выражался, всегда радует и привлекает ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность полного и успешного решения задач по физическому воспитанию.

1 Характеристика физических качеств у детей младшего школьного возраста

Физическое развитие школьников каждой возрастной группы имеет свои особенности.

Мелкая моторика пальцев рук затруднена, особенно после длительного письма.

Сердце и сосуды не полностью развиты и подвержены функциональной нестабильности.

Мышечная ткань состоит из белка, с незначительной долей жировых включений. В раннем школьном возрасте показатели физического развития имеют свои характерные особенности Объем легких равен половине объема взрослого человека, их жизненная емкость достигает 2000 мл. Выбор соответствующих нагрузок для этой возрастной группы определяется функциональными ресурсами всех органов и систем.

В младшем школьном возрасте отмечается довольно интенсивное развитие различных систем организма (центральной нервной, сердечно — сосудистой и дыхательной) и двигательной функции ребенка. Однако высокая подвижность нервной системы у детей вызывает быстрое утомление, у них отмечается неустойчивость внимания.

При этом у девочек потребность в движении проявляется в меньшей степени, чем у мальчиков. Девочки в меньшей степени проявляют двигательную активность самостоятельно. Вот почему рекоменду­ется больше привлекать их к участию в организационных формах физического воспитания.

Акцентированная скоростная тренировка вызывает значительный прирост скоростных качеств: быстроты реакции, скорости одиночных движений, темпа выполнения движений, которые значимо улучшаются в течение возрастного периода семи — двенадцати лет.

В младшем школьном возрасте улучшается физическая форма и координация, а вот растяжка снижается. Таким образом, наработанные малышом в более раннем возрасте навыки необходимо поддерживать и развивать. Растяжка имеет важное значение во многих спортивных дисциплинах. А вот с развитием силовых параметров пока спешить не стоит.

В этом возрасте необходимо учитывать, что обнаруживается заинтересованность детей к взаимодействию, умение отстаивать свое место в коллективе и общий порядок среди сверстников. В сравнении с детьми дошкольного возраста у семи – десятилетних имеется некоторый опыт общения со сверстниками и совместной коллективной деятельности со сверстниками.

В возрасте девяти — десяти лет у большинства школьников формируется стойкий интерес к физическим нагрузкам.

2 Использование подвижных игр на уроках физической культуры

Подвижные игры – простые, не требующие специальной подготовки физические упражнения, которые могут свободно отличаться, что способствует их универсальному использованию. Они особенно популярны у детей.

Читайте также:  Положительное влияние физических упражнений на развитие функциональных возможностей организма будет зависеть

Подвижные игры представляют собой одно из действенных средств воспитания. Подвижные игры позволяют ученикам лучше узнать друг друга, воспитывают честность, взаимовыручку, терпение, дисциплину, то есть формируют у них нравственные качества.

П.Ф. Лесгафт предложил взять за основу классификации подвижных игр взаимоотношения между играющими. По этому признаку подвижные игры подразделяются на три подкласса:

Некомандные игры содержат некоторые правила. Учащиеся выполняют намеченные условия, действуют в личных интересах и вдобавок не взаимодействуют с другими игроками. То есть общей цели для играющих нет.

В переходных играх постоянная общая цель для игроков отсутствует. Учащиеся действуют в личных интересах. Каждый учащийся имеет собственную цель. На определенном этапе игры нужно взаимодействие с другими игроками. Так игроки вовлекаются в коллективную деятельность.

В командных играх учащиеся объединяются в коллективы. Перед каждой группой ставится общая цель. Для ее достижения участники действуют совместно. Все дети полностью подчиняют свои личные интересы устремлениям своей команды для достижения победы. Командные игры являются особенно полезными. Они учат детей устанавливать контакты в группе, взаимодействовать с другими участниками, находить общий язык.

По способам организации действий играющих они относятся к трем

Содержание подвижных игр составляет разнообразные виды движений (бег, прыжки, метание, лазанье и т.п.). Структуру подвижной игры и взаимодействие окружающих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижных игр по сравнению с другими средствами физической культуры заключаются в их органичной связи с особенностями психологии ученика, в интересе, которые школьники проявляют к игре, моментах веселого удивления в ней, общения со сверстниками, в элементах соревнования. Но для того, чтобы эффект от игры был положительным, нужно учитывать физиологические особенности детей разных возрастов при ее выборе; во многом успех игры зависит от выбора места проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора ее капитана.

В соответствии со школьной программой по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках в 1 — 9х классах в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и другими видами.

Характерная особенность подвижных игр — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная активность игрового характера и вызванные ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Неожиданные ситуации, возникающие в игре, учат целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.

Обычно подвижные игры используются на уроке один раз — либо в разминке, либо в начале или конце основной части. Игры, включенные в разминку не должны быть стрессовыми, потому что занимающиеся могут устать к основной части урока. В конце основной части урока рекомендуются игры на свежем воздухе, состоящие из бега, прыжков и метания, упрощенные спортивные игры.

В последние годы подвижные игры все сильнее завоевывают симпатии учителей. Творчески работающие преподаватели стремятся внедрить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.

3 Особенности применения игрового метода на уроке физической культуры

При использовании игр на уроках физической культуры придерживаюсь следующего алгоритма деятельности.

Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю в соответствии с содержанием место для игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ и ее содержание и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды.

Эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов:

Важно своевременно исправлять ошибки. Лучшее это делать во время специального перерыва. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применяют специальные упражнения, которые в отдельности анализируют ту или другую ситуацию.

Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между игроками определенных отношений. Во время игры можно включить всех учащихся в коллективную деятельность, помочь занять достойное место среди своих сверстников. В подвижных играх всегда есть проигравшие и победители. Очень важно научить детей не хвастаться, если они выигрывают, и, наоборот, если проигрывают, не отчаиваться.

Вывод: Игра — самая свободная, естественная форма двигательной активности детей, в которой осознается, изучается процесс физического воспитания, проявляется личное творчество, самопознание, самовыражение ребенка.

Подвижные игры — универсальный вариант деятельности младших школьников, в которой задействуются как физические, так и психические функции учеников. Для детей такой вариант занятий является самым любимым и интересным.

При помощи подвижных игр учащиеся удовлетворяет потребность в движениях.

Исследование уровня физического развития у детей

Цель исследования: определить уровень работоспособности и физической подготовленности как отдельного ребенка, так и целой группы детей в условия образовательного учреждения.

В исследовании приняли участие 40 учеников 2 «В» и 2 «Г» классов МБОУ СОШ НАЗВАНИЕ.

В данном исследовании преимущество отдается за текущим наблюдением двигательной активности детей (в процессе самостоятельной деятельности и в организованных формах работы). Применение данного материала позволить дать оценку общей картины физического развития детей. Данное тестирование можно проводить в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также в рамках физкультурных занятий.

Характеризуется физическая подготовленность ребенка по степени сформированности основных видов движений (метание, бег, прыжки), координационными способностями, функцией равновесия, развитием физических качеств (сила, быстрота, гибкость, ловкость).

К числу основных физических качеств относят разнообразные виды выносливости, гибкость, скоростные качества (быстроту), силовые качества (мышечную силу), их сочетание (скоростно–силовые качества), координационные способности, ловкость.

Критерии оценки уровней физического развития:

Низкий уровень: ребенок осуществляет существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный ритм и темп, действует в сопровождении показа воспитателя. В процессе игры нарушает правила, хотя с интересом в ней участвует. Не замечает ошибок в действиях других.

Средний уровень: ребенок владеет основными и главными элементами техники многих движений. Также способен самостоятельно выполнять упражнения при помощи предварительного показа. При выполнении упражнений иногда замечает ошибки и нарушения правил в играх. Не всегда обращает внимание на результат, так как увлечен процессом. Активен в процессе игры.

Высокий уровень: ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям. В играх замечает нарушение правил, осуществляет элементы контроля за действиями сверстников. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.

При помощи контрольных упражнений осуществляется тестирование физических качеств школьников. Предлагаются они детям в соревновательной и игровой форме.

Бег. Для этого со школьниками проводят бег на дистанции 30 метров, при этом необходимо зафиксировать время пробегания дистанции, а также отметить качественные особенности бега у каждого из детей. Дети с высокого старта по команде «Марш!» бегут до ленты или флажка, которые размещают дальше на 2-3 метра от финишной линии. Это делается с целью предупреждения снижения скорости перед финишем.

Секундомер включается с началом движения ребенка. Он останавливается после пересечения финишной линии ребенком. Поочередно данную дистанцию пробегают все дети. Затем осуществляется вторая попытка для преодоления этого расстояния, при этом дети ее пробегают в том же порядке, как и в первый раз (рис.1).

Рис.1. Оценка результатов бега среди школьников

Метание на дальность. Данное исследование проводится на асфальтной дорожке, ширина которой должна быть не меньше 3-х метров, а длина 15-20 метров. Дорожка непосредственно побуждает к большей точности броска в заданном направлении.

Для этого она предварительно размечается поперечными линиями через каждые полметра при помощи мела. С обеих сторон дорожки на концах линии ставятся порядковые числа, которые отражают число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания.

Всем детям заранее объясняется задание, а иногда применяют и метод показа. Ребенок должен осуществить три броска каждой рукой, после каждого броска осуществляется замер. Дети метают мешочки, вес которых составляет 200 г.

Техника движений: и.п. – вполоборота по направлению к метанию, наличие замаха, перенос центра тяжести на стоящую сзади полусогнутую ногу во время замаха, энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка) (рис.2).

Рис.2. Оценка результатов метания среди школьников

Прыжок в длину с места. Требуется создать необходимые условия для проведения прыжков, то есть положить мат или же сделать вдоль него разметку. Для того, чтобы повысить активность у детей нужно на определенном расстоянии разместить 3 флажка и предложить выполнить прыжок до самого дальнего из флажков.

Результаты замеряются от носков ног в самом начале прыжка до пяток в конце прыжка. Необходимо выполнять прыжок 3 раза, при этом фиксировать надо лучшую из попыток.

Читайте также:  Исследование методов оценки параметров канала передачи в системах с технологией OFDM–MIMO. Дипломная (ВКР). Информатика, ВТ, телекоммуникации. 2016-02-02

Осуществляется прыжок на взрыхленный грунт или заполненную песком яму. Прыжок выполняется детьми по очереди. Каждым ребенком выполняются 3 прыжка подряд без интервалов.

Измерение длины прыжка осуществляется от линии отталкивания до самого места приземления пятки с точностью до 1 см. В сам протокол вписываются результаты всех 3-х попыток, а в обработку берется наилучший результат.

Рис.3. Оценка результатов прыжков в длину с места среди школьников

— подготовка к прыжку (руки отведены назад, туловище немного наклонено вперед);

— отталкивание (энергичный толчок 2-мя ногами, а также взмах руками в момент отталкивания);

— полет (в самом начале полета ноги согнуты, а перед приземлением они выносятся вперед);

— приземление (мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, а также сохранение равновесия).

Таблица 2. Показатели физической подготовленности количественное и качественное соотношение

Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод о том, что средние показатели наблюдаются у детей в беге на 30 метров, прыжках в длину с места. В метании предмета наблюдается низкий уровень показателей.

1 Роль игры в физическом воспитании школьников

С детства детей нужно приучать к физическим тренировкам. В физкультурной, двигательной активности нуждается человеческий организм вне зависимости от возраста. Активный образ жизни вызывает положительные изменения. Благодаря физическим тренировкам снижается вероятность возникновения многих заболеваний, улучшается самочувствие, регулируется и делается более гармоничным процесс развития.

Если детям не прививать с раннего возраста потребность в движении, они будут расти слабыми. При недостаточной физической активности страдают мышцы. Они не поддерживают должным образом тело в правильном положении. В итоге слабость мышц приводит к развитию плохой осанки, искривлению позвоночника.

Однако приучить детей к активному образу жизни не так-то просто. Они не горят желанием делать, к примеру, ежедневную зарядку, не любят уроки физкультуры в школах. Вырабатывать потребность в движении рекомендуется игровым способом. Это один из методов физического воспитания. Его суть заключается в выполнении двигательных действий и следовании определенному придуманному сюжету.

Игровой метод – это метод комплексного улучшения двигательной активности. В наибольшей мере он позволяет развивать такие двигательные навыки, как сила, скорость, ловкость и т. д. Умение решать разнообразные двигательные задачи характеризует комплексность воспитания физических качеств, а игровая деятельность способствует гармоничному воспитанию физических качеств.

Понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра рассматривается как своеобразная модель элементов реальной жизни, которые отражают поведение человека в границах заранее определенных условностей. Одной из основных функций игры является педагогическая: она уже давно является одним из основных средств и методов обучения.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная активность учеников организуется на основе содержания, условий и правил игры.

На важную роль игры в комплексном развитии детей указывали: М.А. Горький, А.С. Макаренко. Они рассматривали игру детей как основной вид физической и двигательной активности. Большое значения игре придавал П.Ф. Лесгафт, считая, что игра — это упражнение, при помощи которой, ребенок готовится к жизни. А.С. Макаренко называл игру «школой подготовки детей к жизни».

Так игры обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сравнивать и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

Но конечно, одна из главных функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе.

Попеременно меняющиеся моменты относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, требующими небольшого напряжения, позволяют игрокам делать большой объем работы. Изменчивый характер нагрузки наиболее соответствует возрастным особенностям растущего организма и поэтому благотворно влияет на улучшение функциональных систем кровообращения и дыхания. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях.

При обучении с использованием игровой формы на уроке вводятся упражнения, которые являются соревновательными. Игровая форма включает подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.

4 Понятие соревновательного метода

Соревновательный метод – использование состязаний как средства повышения уровня физической подготовленности занимающихся.

Данный метод осуществляется как соревнования различного уровня и как элемент организации физкультурно-спортивного занятия.

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развёрнутой форме.

В первом случае это выражено в применении соревновательного начала, как способа стимулирования интереса у детей и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений.

Во втором случае этот метод применим в качестве относительной самостоятельной формы: контрольные, зачётные, спортивные и подобные им состязания.

Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются:

1. Соизмерение сил, занимающихся в целях установления победителя. Победе подчиняется вся деятельность участников согласно установленным правилам.

2. Соревновательный метод позволяет в полной мере раскрывать функциональные и психические возможности занимающихся и выводить их на новый уровень подготовленности.

3. Ограниченные возможности регулировать нагрузку учеников. Применяется при совершенствовании упражнений и воспитании физических качеств, когда необходимы и допустимы предельные усилия.

Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.

Соревновательный метод является эффективным способом для практического освоения двигательных действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах дошкольников.

Так, в младших группах перед детьми может ставиться задача: кто быстрей принесет флажок, кто дальше бросит мяч.

В более старших группах этот метод дает возможность совершенствовать движения, эффективнее развивать творчество.

Соревновательному методу присущи многие признаки соревнований, но он имеет более широкую среду применения.

При правильном использовании игрового и соревновательного методов раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.

Если педагог в процессе управления играми и соревнованиями будет допускать ошибки, недооценивая отрицательных проявлений в поведении учеников, то их воспитанию может быть нанесен непоправимый вред.

Практическое применение методов физического воспитания требует учета этапа обучения, а, следовательно, и фазы усвоения учебного материала.

Так, этап предварительного разучивания упражнения (I этап), основывается на ознакомлении с техникой двигательного действия.

Появляющиеся при этом положительные эмоции побуждают детей к многократному выполнению действий, которые способствуют их закреплению, воспитанию физических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам:

Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать правильное зрительное представление о нем, сравнивать собственное выполнение с заданным образом. Это способствует повышению сознательности детей в процессе обучения.

Созданию правильного представления об изучаемом двигательном действии способствует также использование движений, близких изучаемому по технике выполнения и встречавшихся ранее в двигательном опыте детей. Например, игры в снежки помогают освоить метание мяча на дальность и в цель.

На этапе разучивания двигательных действий (II этап) большое значение имеет формирование у детей представления о месте данного упражнения в практической деятельности человека.

При обучении того же метания следует предложить учащимся роль солдат в ситуации, когда надо поразить «вражеский танк», а обучая прыжку в длину, моделировать ряд препятствий.

Так, в игры включаются элементы техники разучиваемого двигательного действия. В такой ситуации дети становятся более внимательными и старательными.

Применяя соревновательный метод на данном этапе, объектом соревнования должен быть показатель качества выполнения движений («Кто правильнее?», «Кто точнее?»).

Использование эстафет с включением разучиваемых упражнений или их частей допустимо только при условии их выполнения в знакомых учащимся условиях.

Если на II этапе обучения оценивалась способность учащихся выполнять упражнения в постоянных условиях, то на этапе совершенствования и закрепления двигательного действия (III этап) ставится задача довести его до уровня навыка, т. е. упражнение должно выполняться всегда свободно, с целесообразной быстротой, амплитудой, силой и вариативно.

Изучаемое упражнение выполняется в разных условиях в сочетании с другими действиями.

Здесь способы выполнения изучаемого действия зависят от конкретных условий игровой ситуации и, что очень важно, подчинены цели игры, ее замыслу и сюжету, а внимание играющих сосредоточено на результате деятельности, а не на технике.

Проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции детей.

Соревновательный метод помогает сформировать у детей способность применять изученное упражнение в условиях ограниченного времени и эмоционального напряжения.

Включение в эстафеты нескольких изученных двигательных действий, когда одно вызывает затруднение выполнения другого, позволяет приблизить обучение к условиям жизненных ситуаций.

Так, например, совершенствуют метание в цель после бега, а ловлю и передачу мяча — во время передвижения по кругу.

Эти и подобные ситуации помогают моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усваивать учебный материал.

Правила – это обязательные требования для участников игры. Они:

При этом не исключается проявление творческой активности, и инициативы игроков в рамках правил игры.

Обязательным его условием является подготовленность занимающихся к выполнению упражнений, в которых они должны состязаться при определенном виде физических упражнений или спорта.

Игры-эстафеты с бегом следует рассматривать как одну из разновидностей подвижных и спортивных игр командного характера с правилами.

В играх-эстафетах с бегом команды подростков состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.

Читайте также:  Пути повышения конкурентоспособности предприятия дипломная работа

Подобные эстафеты и игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды.

Эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

По сравнению с другими методами физического воспитания, соревновательный метод позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать наиболее эффективному их развитию.

Применение игрового метода в процессе физического воспитания

В процессе физического воспитания игровой метод используется для комплексного совершенствования движений во время их первоначального разучивания, применяется для совершенствования физических качеств, так как в игровом методе имеются благоприятные предпосылки для развития силы, ловкости, выносливости, быстроты.

В силу всех имеющихся особенностей, игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях, а не только для избирательного воздействия на отдельные физические способности или для начального обучения движениям.

Данный метод в наибольшей мере позволяет совершенствовать такие способности и качества, как:

Упражнения, которые выполняются в игровой форме – игровые задания, подвижные игры, использование разнообразных стендов, снарядов отличаются разносторонностью и глубиной воздействия на физические качества занимающихся.

Каждая игра на местности должна начинаться и заканчиваться за заранее определенными сигналами.

После окончания игры тренер вместе с всеми игроками должен проанализировать их ход, определить победителей (группы или команды), отдельных игроков, которые в особенности успешно выполняли задачи. и судий — посредников, которые успешно справилось с своими обязанностями, а также сказать о тех, кто получил замечание.

Соблюдение дисциплины, правил и условий игры на местности оказывает содействие ее качественному проведению и повышает заинтересованность детей.

Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося.

Тестирование уровня развития физических качеств

Данный эксперимент проводился при помощи следующих тестов:

— наклон туловища вперед из положения, стоя на скамейке;

— сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

— прыжок в длину с места;

— бег 30 метров.

Таблица 1. Тестирование уровня развития физических качеств у учащихся 2 «В» класса

После выполненного нами эксперимента и обработки полученных результатов был проведен анализ полученных данных с нормативными требованиями к уровню развития физических качеств у учащихся. Для эксперимента был взят 2 «В» класс. Анализ показал, что практически во всех тестах результат соответствует среднему уровню развития физических качеств.

2 Физическое воспитание младших школьников с использованием игрового метода

Основы физической культуры человека закладываются в младшем школьном возрасте, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической двигательной активности. В этом возрасте особенно благоприятно овладение базовыми компонентами культуры движения, освоение обширного арсенала двигательных координаций и техники выполнения разнообразных физических упражнений.

Игровой метод физического воспитания на уроках физической культуры, особенно на этапе начального обучения, применяется главным образом в форме подвижных игр.

Подвижные игры укрепляют функциональные системы организма, способствуют формированию правильной осанки у младших школьников. При проведении игр на свежем воздухе происходит закаливание детей.

Подвижные игры способствуют формированию правильного роста и всего организма, способствуют всестороннему развитию младшего школьник.

В подвижных играх улучшается реакция на быстро меняющуюся обстановку, развивается умение оценивать пространственно-временные отношения.

Подвижные игры повышают интерес к занятиям физической культурой и спортом, снимают напряжение, которое возникает при многократном повторении упражнений.

Подвижная игра носит коллективный характер, и в процессе игры младшие школьники учатся взаимодействовать между собой, у них развиваются волевые качества.

Игры можно включить в любую часть занятия физической культуры. Подбор игр зависит от цели и задач урока.

В основную часть урока включают игры, эстафеты, позволяющие формировать двигательные умения и навыки, предусмотренные темой урока.

В заключительной части применяются игры на внимание, на развитие координации, способствующие расслаблению организма

Объяснять правила игры детям нужно кратко и доступно.

Отметим ряд методических аспектов:

В первом и втором классе дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе подвижных игр важны короткие перерывы отдыха. Этому требованию соответствуют игры вида перебежек, широко представленные в учебной программе. В этом возрасте у школьников доминирует предметно — образный тип мышления, в основном, поэтому игры имеют сюжетную линию, где участникам предоставляется возможность по созданию драматургии игры и проявления творчества. Заметное выражение находит потребность по совершенствованию речевого аппарата, для этого широкое применение находят игры с речитативом. Так как проявление координационных способностей у детей еще не отличается совершенством и только идет процесс по их усиленному развитию, полезным является применение игр, требующих проявить значительную точность движений, чувства пространства и времени, и др.

Для проведения большинства игр в начальной школе нужны пособия и инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь.

В третьем классе дети начинают интересоваться играми, которые требуют решения довольно сложных двигательных задач и, в частности, умения владеть мячом: передача, ловля, набивание. Поэтому на уроках проходят игры с комбинировнными действиям: бег в сочетании с метаниями, с подлезанием, перелезаниями. Для этого возраста применимы такие подвижные игры, как «Мяч в центр», «Попади в мяч», «Охотники и утки».

Ученики четвертого класса участвуют в играх с большей интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. Используются подвижные игры с перемещением по площадке с выполнением определенных заданий: «Пионербол», «Перестрелка», «Прыжок за прыжком», «Веревочка под ногами»; игры на развитие силы: «Бой петухов», «Сильные и смелые». Организуя игры, нужно развивать самостоятельность детей, нередко предоставляя им право самим выбирать водящих, распределяться по командам, устанавливать план действий в игре.

Вывод: Таким образом, ребенок к младшему школьному возрасту становится сильным, выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке. Основным ориентиром служит высокая потребность в двигательной активности.

Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера, занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие движения становятся четче ближе к концу младшего школьного возраста.

Подвижные игры имеют огромное значение для воспитания и физического развития детей младшего школьного возраста. Подвижные игры занимают значительное место в процессе физического развития младших школьников и формирования у них ценностного отношения к здоровью.

Особенности игрового метода

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть воспитания личности. Основными задачами физического воспитания в школе являются: укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым навыкам, воспитание физических и нравственных качеств.

Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

Игра в системе физического воспитания применяется с целью решения оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

Основные методические особенности игрового метода:

Роль игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Игра сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся.

Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании поставленных задач курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

1. Изучили научно-методическую литературу.

2. Изучили теоретические основы игрового метода.

3. Раскрыли основы методики игрового метода.

4. Рассмотрели применение игрового метода.

Таким образом, очень кратко рассмотрены игровой и соревновательный методы физического воспитания.

Игровой метод включат в себя множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. В связи с этим важно при обучении физическим упражнениям детей, направлять их творческую деятельность. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, который обеспечивает развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.

Использование разнообразных комбинаций движений в играх не только способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач, но и активизирует творческую деятельность детей.

Игровой метод обучения вносит большой эмоциональный всплеск в занятиях, бодрость, удовольствие.

Дети быстрее осваивают технические приемы игры. Помимо игрового метода, вводиться соревновательный метод по обучению техническим приемам: подачи и разнообразным ударам, проводятся “микро соревнования”, продолжительностью 15- 20 минут.

Соревновательный метод – это метод применения состязаний как средства повышения уровня физической подготовленности занимающихся.

В практической деятельности игровой метод проявляется как элемент организации урока, а также любого физкультурно-спортивного занятия, включая спортивную тренировку, а также в виде официальных соревнований разнообразного уровня.

Сущность игрового метода состоит в том, что вся двигательная деятельность занимающихся основывается на условиях, содержании и правил игры.

Оцените статью
VIPdisser.ru