Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования
«Сибирское агентство развития квалификаций»
Роль мастера на уроках производственного обучения
ФИО, должность Шарланов Жаргал Цыремпилович, мастер п/о
1. Изучение теоретических аспектов роли мастера производственного обучения в системе профессионального образования 5
1.1 Понятие производственного обучения, его особенности и функции 5
1.2. Требования к мастеру производственного обучения, его роль в становлении личности обучающихся 8
1.3.Основные этапы деятельности мастера производственного обучения в течение учебного года 15
2. Организация учебной практики (производственного обучения) обучающихся в мастерских по профессии «Автомеханик» 21
Список использованной литературы 29
В ходе проведенной работы были изучены теоретические аспекты роли мастера производственного обучения в системе профессионального образования: понятие производственного обучения, его функции и особенности, требования к мастеру производственного обучения, его роль в становлении личности обучающихсяосновные этапы деятельности мастера производственного обучения в течение учебного года; описан мой личный педагогический опыт мастера производственного обучения.
Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога профессионального обучения и руководимых им обучающихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и ПК, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей обучающихся, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения.
Мастер производственного обучения – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь.
Педагогическая деятельность мастера является весьма разносторонней и ответственной, требует от него больших знаний, педагогического опыта, профессионального мастерства и высокой общей культуры. Занятия производственного обучения являются незаменимыми при развитии ПК обучающихся. Их умелая организация, продуманность индивидуальных творческих и групповых заданий, оригинальность и новизна форм деятельности способствуют развитию творческой, активной, самостоятельной личности, что на наш взгляд является особо востребованным в современном обществе.
Для более успешного обучения и воспитания обучающихся мастеру необходимо также изучать конструктивные и методические материалы, следить за обобщением передового опыта в журналах, газетах и других источниках информации.
К мастеру производственного обучения как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются высокие требования: он должен быть примером для обучающихся в соблюдении дисциплины, в отношении к профессии, проявлять педагогический такт в учебном процессе, быть требовательным и справедливым, умело выявлять и развивать положительные качества учеников, принимать меры по сохранению контингента обучаемых.
К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений.
мастер производственного обучения – не только профессия, суть которой передавать свои знания, умения и навыки, а высокая миссия становления личности.
Если ты можешь строить дома, сваривать металл, добывать уголь, выращивать пшеницу – это хорошо. Этому стоит посвятить жизнь. Но если ты при этом можешь научить других людей строить дома, сваривать металл, выращивать пшеницу – это еще лучше!
В современном обществе трудовая деятельность является важнейшей сферой самореализации личности: обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
Актуальность темы исследования заключается в том, что успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных специалистов в профессиональных учебных заведениях в решающей степени зависит от профессиональной и педагогической квалификации педагогов-преподавателей и мастеров производственного обучения.
Важно отметить, что вопрос социальной адаптации выпускников профессиональных образовательных учреждений и сегодня остается крайне проблематичным. При этом педагогический коллектив должен рассматривать его в два этапа: первый – принятие роли обучающихся профессиональной школы, второй – самостоятельная трудовая деятельность в условиях конкуренции.
По статистическим данным большинство воспитанников не способны в полной мере оценить те новые социальные связи, в которые они включаются в процессе начала трудовой деятельности. Результатом является значительная неуверенность в завтрашнем дне, правда, для определенной части характерно желание получить дополнительную профессию, стать конкурентоспособным специалистом, открыть свое дело.
Кроме того, многие обучающиеся приходят из общеобразовательной школы с отрицательным отношением к получению знаний. Практика показывает, что формирование трудовых навыков, приемов обращения с инструментами, обучение управлению станками у них идет успешнее, чем овладение теоретическими основами профессии. Это обусловлено и отношением данной категории к умственной деятельности, недостаточностью их интеллектуального развития вследствие педагогической запущенности.
Особенности жизни и воспитания накладывают на многих своеобразный отпечаток, который иной раз ошибочно принимают за интеллектуальную ограниченность.
При всем этом неверно утверждать, что многих обучающихся вообще ничто не интересует. В одном из исследований было установлено, что из общего числа обследованных «трудных» обучающихся учреждений среднего профессионального образования (500 человек) 28% интересовались техникой, 38% много читали, 29% увлекались изобразительным искусством или музыкой, 56% — спортом, 60 % занимались в различных кружках и секциях. У 48% из них было отмечено избирательное положительное отношение к отдельным учебным предметам. В связи с этим, не правы те педагоги, которые по отношению к таким обучающимся утверждают, что их «вообще ничем нельзя заинтересовать, у них нет никаких интересов» или что «интерес у них только ко всему плохому».
Соответствие квалификации работника требованиям профессии является основой его профессионального и личностного благополучия, а это во многом зависит от мастеров производственного обучения.
Мастер производственного обучения – это особая должность в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, его задачи и обязанности многообразны и сложны.
Для мастера производственного обучения объектом деятельности являются обучающиеся.
Предметом исследования является деятельность мастера производственного обучения.
Целью данного исследования является изучение роли мастера в подготовке занятий производственного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В ходе подготовки работы использованы такие методы исследования как наблюдение, опрос, анализ, изучение продуктов деятельности обучающихся, изучение и обобщение опыта педагогов-практиков, педагогов-новаторов, социологические методы и другие.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных ученых в области педагогики и психологии.
1 Понятие производственного обучения, его особенности и функции
В содержание производственного обучения обучающихся входит обучение практическим знаниям, умения и навыкам, которое обеспечивает подготовку к определенной профессии и уровня квалификации и воспитание его, как активного и сознательного автомеханика нового общества.
Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога профессионального обучения и руководимых им обучающихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей обучающихся, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения.
Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием основных его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность преподавателя; учение – деятельность обучающихся; средства обучения.
С.К. Бегалин, А.П. Данилин, В.В. Литвиненко считают, что производственное обучение, как и весь процесс обучения, призвано осуществлять три взаимосвязанные основные функции – образовательную, воспитывающую, развивающую.
Образовательная функция процесса производственного обучения в формировании у обучающихся умений и навыков проявляется в выполнении трудового процесса, включающего операции, приемы и действия, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.
Конечной целью осуществления образовательной функции является получение учащимися основ профессионального мастерства.
Воспитывающая функция процесса обучения проявляется в том, что обучение постоянно воспитывает обучающихся.
Воспитание в отличие от обучения, где главная задача – формирование знаний, умений и навыков – это формирование у обучающихся определенных отношений к окружающей их действительности, к коллективу, воспитание чувств нравственности, морали.
В процессе производственного обучения у обучающихся формируются основы мировоззрения, убеждения, уважительное отношение к труду, бережное отношение к общественной собственности, трудовая дисциплина, добросовестность, ответственность, формируются нормы и правила поведения. На воспитание обучающихся большое влияние оказывает педагогическое и профессиональное мастерство мастера, уровень его общей эрудиции, умение убеждать, личный пример.
Развивающая функция процесса производственного обучения заключается в систематическом и целенаправленном развитии в процессе формирования умений и навыков познавательных способностей обучающихся, рациональных приемов мышления, самостоятельности.
Развивающее обучение охватывает также развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения.
Все эти функции производственного обучения тесно связаны и взаимозависимы.
Каждый мастер, готовясь к произведению занятий, должен продумывать, какие конкретные обучающие, воспитательные и развивающие задачи он будет решать.
Важное значение имеет подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать знания, развивать мышление и творческие способности обучающихся, а также способствовать формированию их мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Не менее существенным является также выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление обучающихся, их самостоятельность и обеспечивали глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями.
Реализация этой закономерности требует тесной связи теории с практикой, обучения с общественной деятельностью и производительным трудом обучающихся, которые способствуют обогащению знаниями, формированию их взглядов и убеждений, вырабатывают стремление к активному служению Родине, закаляют волю и характер.
Большое разнообразие закономерностей обучения требует от педагога большой дидактической умелости и мастерства в проведении учебных занятий. Без этого трудно добиться успехов в стимулировании учебно-познавательной активности обучающихся, в осуществлении образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Производственное обучение имеет ряд особенностей:
Организация учебной практики (производственного обучения) обучающихся в мастерских по профессии «Автомеханик»
Современные требования к профессиональному обучению обучающихся требуют новых подходов к организации учебной практики на ступени среднего профессионального образования. Учебная практика обучающихся является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует выработке у них профессиональных компетенций, обучению трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, пробуждает интерес к профессии, формирует активную жизненную позицию, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность.
Современный работодатель заинтересован в подготовке таких высококвалифицированных рабочих, которые умеют думать, решать разнообразные профессиональные задачи и проблемы самостоятельно, грамотно пользоваться технологическим языком, читать технологические карты и др. В процессе обучения обучающихся профессиональным навыкам, наряду со знаниями и умениями, у них необходимо формировать такие качества личности, как самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, творческие способности и др.
Поэтому основной целью учебной практики является комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального образования по профессии «Автомеханик», формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.
В нашем колледже учебная практика организуется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» и Положением о практике студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.
Усвоение программы в процессе учебной практики позволит обучающимся овладеть следующими видами профессиональной деятельности:
Одним из основных условий проведения учебной практики является создание необходимой для этого учебно-материальной базы. В нашем колледже имеется учебно-производственная мастерская по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; лаборатория по устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; учебный участок СТО.
Рабочие места обучающихся и мастеров производственного обучения отвечают требованиям правил безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан и систематизирован методический и дидактический материал по всем разделам учебных программ учебной практики (производственного обучения). Оборудованы стенды лучших работ обучающихся.
При прохождении производственного обучения все обучающиеся обеспечиваются индивидуальными рабочими местами, укомплектованными необходимым исправным рабочим оборудованием и инструментами, а также контрольно-измерительными инструментами, приборами и приспособлениями. Оснащённость рабочих мест для проведения производственного обучения предусматривает возможность приобретения в полном объёме профессиональных умений и навыков в соответствии с квалификационной характеристикой слесаря по ремонту автомобилей, а также возможность приобретения первоначального профессионального опыта.
Оборудование рабочих мест обучающихся предусматривает выполнение широкого круга работ, определенных учебной программой. Рабочие места оборудованы ростовыми решетками, тумбочками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. На каждом рабочем месте слесаря по ремонту автомобилей вывешены правила безопасности труда, а при входе в мастерскую — общие правила внутреннего распорядка в ней. На всех рабочих местах имеется комплект инструментов, который хранится на специальных тумбочках или в кассетах, а отдельно — дополнительный инструмент и приспособления. Отведено место для чертежей, инструкционных, инструкционно-технологических карт, комплектов плакатов. Все это дисциплинирует обучающихся, способствует соблюдению ими правил безопасности труда.
В учебно-производственной мастерской установлено противопожарное оборудование (огнетушители, ящики с песком и др.), а также ящики для сбора отходов металла, мусора, имеются медицинские аптечки с набором необходимых для оказания первой помощи препаратов и перевязочных средств, оформлены специальные стенды “Уголок по охране труда и технике безопасности”, “Комплекты рабочих чертежей”, которые широко используются на занятиях. Эффективность занятий существенно повышается благодаря наличию дидактического и раздаточного материала практически по всем разделам программы учебной практики.
Большое внимание уделено организации рабочего места мастера производственного обучения. В зоне рабочего места мастера п/о размещаются верстак, стол, аудиторская доска, демонстрационные материалы, образцы изделий, раздаточный материал, незавершенные работы обучающихся, а также инструменты общего пользования.
Организуя производственное обучение обучающихся, я, прежде всего, стремлюсь подобрать такие его объекты, которые бы отвечали требованиям учебной программы, имеющейся материальной базе. Каждое новое изделие обсуждается с обучающимися во время проведения мастером п/о вводного инструктажа. Важно, чтобы они поняли его назначение, разобрались в технологии изготовления, освоили необходимые рабочие приемы и операции.
Так по темам «Общеслесарные работы», «Демонтажно-монтажные работы», «Техническое обслуживание автомобиля», «Диагностирование и ремонт агрегатов автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт двигателя, трансмиссии, электрооборудования», «Техническое обслуживание кабины, платформы и контрольно-измерительных приборов» при прохождении учебной практики все обучающиеся обеспечиваются индивидуальными рабочими местами, укомплектованными необходимым исправным рабочим оборудованием и инструментами, а также контрольно-измерительными инструментами, приборами и приспособлениями и др. Наличие специального оборудования облегчает труд обучающихся, повышает у них интерес к избранной профессии, повышает его производительность и качество продукции. Студенты учатся также экономному расходованию материалов, электроэнергии, бережному обращению с оборудованием и инструментами. Работая на участке СТО, студенты сталкиваются с реальными условиями диагностики и ремонта автомобилей, вырабатывая при этом ответственность за проделанную работу.
Студенты, проходящие учебную практику в учебных мастерских колледжа, делятся на подгруппы по 13 человек. При проведении разборочно-сборочных работ каждая подгруппа разбивается на звенья по 4-5 человек, что позволяет полностью загружать обучающихся работой.
Для перемещения звеньев обучающихся по различным рабочим местам мастером производственного обучения составляется график. В целях закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках группового производственного обучения, организуется индивидуальное производственное обучение согласно тематическим планам. Занятия по программе учебной практики (производственного обучения) дают практический опыт, что формирует у обучающихся профессиональные навыки в работе на автотранспортном предприятии, правильное оформление отчетной документации на профессиональном языке, работа с измерительными приборами с инструкционно–технологическими картами, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Промежуточный контроль профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется путём проведения практических проверочных работ, которые проводятся по итогам цикловых периодов производственного обучения.
По итогам учебной практики (производственного обучения) студенты проходят поэтапную аттестацию с выполнением проверочной практической квалификационной работы и присвоением третьего, четвертого квалификационных разрядов по профессии «Автомеханик».
На малом педсовете мы делимся с опытом своей работы. Так с опытов других мастеров п/о есть некоторые трудности, которые нередко встречаются при организации учебной практики (производственного обучения): студентам бывает трудно переключиться с одного вида работ на другой, но с помощью мастера производственного обучения студент осваивает программу учебной практики (производственного обучения) и в итоге мы достигаем положительных результатов.
О результатах учебной практики (производственного обучения) можно судить по итогам промежуточной (поэтапной) аттестации обучающихся группы. Так, по результатам учебной практики (производственного обучения) за последние три года, средний балл составляет 4,4 балла и качество – 100%.
Только целенаправленный систематический подход к организации учебной практики (производственного обучения) обучающихся позволит в большей степени обеспечить переориентацию на удовлетворение потребностей регионального рынка труда и запросов личности в получении качественного профессионального образования, обновить её структуру и содержание, создать новые механизмы взаимодействия колледжа и работодателей.
КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА
по профессиональной педагогике и психологии на тему:
«Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива »
Система профессионально-технического образования прочно утвердилась, как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и стала высоким фактором формирования политических, моральных качеств рабочих. Современные профтехучилища призваны подготавливать квалифицированных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства.
Ведущая роль в совершенствовании системы профтехобразования и ускорении учебно-воспитательного процесса принадлежит мастерам производственного обучения (ПО), первым поставщикам рабочей смены. Характерные черты большинства из них – компетентность и высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность обучать и воспитывать учащихся, вести за собой ученический коллектив. Мастерам ПО крайне важно и полезно систематически обращаться к научной литературе по педагогике, психологии.
Необходимо, чтобы современный рабочий обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ – главным поставщикам рабочей смены. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность, привить высокие морально-этические качества.
Мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями.
Объектом исследования в курсовой работе является учебно-воспитательный процесс в ПТЗО. Предмет исследования – методы изучений коллективных явлений.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать факторы, влияющие на процесс формирования ученического коллектива в учебной группе ПТУ.
Гипотеза: правильно выбранные средства и методы формирования ученического коллектива способствуют всестороннему развитию личности, повышают процесс обучения.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Психология коллективной деятельности учащихся
В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия коллектив. Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, студенческой группе и т.д.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве.
Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Известно, что источником объединения людей есть наличие общей цели, для достижения которой организуется совместная деятельность, а единство целей способствует формированию новых взглядов, общности, моральных оценок. Однако не всякие цели оказывают такое влияние на формирование отношений, характеризующих коллектив. Наличие даже настоящих связей, некоторых общих целей и переживаний не является основой коллектива.
Коллектив – это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив учащихся» является в какой-то мере условным, т.к. в деятельности любого ученического коллектива всегда принимают участие взрослые.
Без целенаправленного руководства со стороны взрослых ученический коллектив функционировать не может.
Воспитание, готовящее человека жить в коллективе и для коллектива, не может быть организовано иначе, как только путем создания сплоченных, влиятельных коллективов, характеризующихся, по учению А.С. Макаренко, определенными признаками:
а) постоянной бодростью, готовностью к организованным действиям;
б) дружеским единением членов коллектива;
в) твердой осуществляемой идеей защищенности каждой личности: «В коллективе должно быть крепким законом, что никто не только не имеет права, но и не имеет и возможности безнаказанно издеваться, куражиться или насильничать над самым слабым членом коллектива»;
г) активностью, выражающейся в том, что член коллектива в течение дня разумно занят полезной деятельностью;
д) привычкой торможения, умением учащегося быть сдержанным в поведении, слове.
Отношения в сплоченном ученическом коллективе характеризуются единством интересов и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением достоинства товарищей, умением подчинения членов коллектива уполномоченным, ответственным за определенные участки работы, установлением деловых контактов учащихся с общественными и производственными коллективами, укреплением дружбы и интернациональных отношений с учащимися техникумов других союзных республик. Все это способствует всестороннему развитию личности в коллективе учащихся.
Существуют различные типы коллективов: учебно-воспитательные различного типа учебных заведений; по интересам учащихся, свободного общения; перевоспитания в специальных учреждениях.
Как правило, учащийся одновременно принимает участие в деятельности нескольких коллективов; он и ученик в определенной группе, и член профсоюзной организации, и участник кружка, и член клуба и т.п. Естественно, что в разных коллективах учащийся будет выполнять и различные функции, выступать в различных полях, этим самым, приобретая жизненный опыт и формируясь как личность.
Основой учебной деятельности органов учебно-воспитательного коллектива является опора на внутреннюю его организацию, т. е. на сильные первичные коллективы, специально организованные в педагогических целях.
В первичном коллективе наиболее интенсивно формируется общественное мнение; ведь все хорошие и нежелательные поступки каждого члена первичного коллектива совершаются на глазах товарищей и при правильной организации коллектива невольно вызывают адекватный отклик, оценку со стороны товарищей.
Первичный коллектив является проводником влияния общетехникумовского коллектива на каждого входящего в него учащегося. А.С. Макаренко считал первичные коллективы инструментом прикосновения к личности учащегося и всячески подчеркивал необходимость этого связующего звена. Нарушение его, по мнению А.С. Макаренко, влечет за собой реальную опасность замыкания первичного коллектива в кругу узких интересов, превращения этого коллектива в обычную дружескую компанию.
Таким образом, первичные коллективы и общетехникумовский коллектив через его избранные органы тесно связаны между собой и образуют единую структуру коллектива, которая служит организационной основой устойчивости системы коллективных отношений.
1.2. Личность и коллектив
Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности; через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, то коллектив несет в себе неизбежно политические, эстетические, нравственные и другие идеи. Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.
На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении их мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности.
В ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная нравственная общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для развития и формирования цельной гармоничной личности.
На мой взгляд, наиболее полное понятие личности дал Г. Олякфт: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность психофизиологических систем – групп личности, которыми определяется своеобразное для одного человека мышление и поведение.
Взаимоотношение личности и коллектива многообразны. Можно выделить два основных аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.
1.2.1. Влияние коллектива на личность
Коллектив – ячейка социального общества; коллективизм – духовная сила, цементирующая его. Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, т.к. от полноты и богатства каждой личности, каждого члена коллектива зависит развитие всего коллектива.
По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций: во-первых, приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества (он может вырабатывать их и внутри и соотносить с общественными).
Если рассматривать личность в соотношении с коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к данной общности. Личность приемлет идейные, моральные и иные ценности коллектива, который в свою очередь извлекает их из общества. Таким образом, в коллективе оформляется идейный и морально-эстетический облик личности.
Во-вторых, влияние коллектива на личность оказывается в воспитательной и корректирующей функции. На первый взгляд кажется, будто сам человек, и только он «кузнец» своего характера, только от него зависит, будет ли он настойчивым, смелым, отзывчивым, добрым и т.д. Безусловно, человек должен формировать себя и тем самым у него должно быть желание быть лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив могучая сила. В своем арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности. Коллективное влияние, мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – вот далеко не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива. Особо важное значение приобретает коллектив в перевоспитании индивида. Он раньше замечает отклонения в поведении и психическом складе, чем сама личность. И это не удивительно, поскольку коллектив несет ответственность за поступки и дела входящих в него личностей.
1.2.2. Влияние личности на коллектив
Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.
Авторитет – общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным требованиям деятельности.
Авторитетность, прежде всего, зависит от личных качеств человека. Обширные знания, богатый жизненный опыт, выработанные умения и навыки – все это выделяет человека среди других. К мнению такого человека прислушиваются, к нему обращаются за советом, помощью. Авторитетного человека отличают бескорыстное стремление идти навстречу людям, и это создает ему признательность людей.
Однако бывают дутые, фальшивые авторитеты. В этом случае человеку приписывают больше заслуг, нежели он на самом деле их имеет. У такого лица мнение о своих знаниях, умениях и навыках оказывается завышенным. Рано или поздно это раскрывается и ложный авторитет рушится. Иногда ложный авторитет личности создается и поддерживается другими в их корыстных целях.
Авторитетная личность не обязательно является руководителем. Она может быть и часто бывает рядовым членом коллектива, но и в своей рядовой роли оказывает большое влияние на жизнь, сплоченность данной общности.
Коллектив, как единица, как общность людей сохраняет свою целостность не только в силу существования общей цели, но и благодаря наличию руководства, обеспечивающего согласованность действий. В этом качестве выражается влияние личности на коллектив.
Исследованиями установлены типы руководителей. Типология основывается на психологическом складе личности, на способности и умении управлять коллективной деятельностью. Выделено три типа.
Первый тип – авторитарный. Руководитель такого типа преимущественно использует методы администрирования. Авторитарный руководитель считает, что подчиненные должны выполнять его распоряжения и приказы точно в срок.
Требования к мастеру производственного обучения, его роль в становлении личности обучающихся
Мастер производственного обучения – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы слова «питать». Слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
Профессия педагога не зря считается вечной, ибо он выполняет важнейшую миссию передачи основных знаний и опыта, накопленного народом, нацией, этносом, растущему человеку, молодежи.
Великий писатель Л.Н. Толстой считал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Великий русский ученый-химик Д.И. Менделеев считал профессию педагога не только особой, но и возможной далеко не для каждого.
«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное признание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Выбор профессии мастера, педагога, наставника предполагает наличие у человека, прежде всего определенных нравственных качеств: любви к детям и бескорыстия: творчества, терпения и самоотдачи, доброты. Без этого нет смысла даже «пробовать» себя в роли педагога. Почему? Да потому, что можно научиться планировать урок и внеклассную работу, овладеть различными формами и методами работы. Научиться многому другому, но так и не стать педагогом, отдающим всего себя детям, их будущему.
По мнению В.Б. Успенского, А.П. Чернявской, мастерство (высший уровень профессионализма) — комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в такой творческой деятельности глубоко индивидуально, но можно найти некоторые общие его компоненты. Прежде всего это те личностные качества.
Третьим компонентом педагогического мастерства является профессиональная педагогическая техника, под которой понимается совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения. Можно говорить о технике предъявления требований, технике выполнения педагогического рисунка, технике проведения беседы и т.д. Уровень общего развития подростков, с каждым годом растет, это требует от мастера производственного обучения гибкости, культуры поведения, знаний в области теории и методики, умения работать с обучающимися.
Для успешного решения педагогических задач, которые стоят перед мастером производственного обучения, ему непременно нужно быть еще мастером-профессионалом в области педагогической деятельности. Это педагогическое мастерство характеризуется следующим.
Мастер производственного обучения знает самые эффективные способы обучения обучающихся той профессии, которой владеет сам: он умеет воспитывать у обучающихся любовь и уважение к своей будущей профессии, умеет формулировать производственные задачи, преодолевать трудности на пути к достижению цели, нести ответственность за результаты деятельности.
В процессе обучения мастер особенно близко и в разных планах соприкасается с учащимися: показывает трудовые приемы, контролирует их усилия, оценивает качество продукции, поощряет воспитанников и т.д., поэтому его влияние на формирование личности учащегося особенно велико.
Воздействие мастера на обучающихся, по терминологии А.С. Макаренко, может быть как прямым (мастер — учащийся), так косвенным, параллельным (мастер — авторитетный помощник — учащийся). Уметь скрывать свою активную роль и позицию, маскировать прямое педагогическое воздействие, использовать все возможные каналы параллельного действия – также один из признаков высокого педагогического мастерства.
Умелый мастер хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу обучающихся на уроке, правильно распределяет обязанности между обучающимися, учитывает их индивидуальные возможности и способности.
К примеру, И.П. Позняк в учебнике «Методика проведения занятий производственного обучения в профессионально технических училищах» выделил основные типичные методы, применяемые в процессе обучения обучающихся профессионально-технических училищ, и классифицированы так:
а) самостоятельных наблюдений обучающихся;
б) демонстрации и показа;
И.П. Позняк также среди основных методов обучения выделял и такие, как:
а) упражнений (этот метод применяется и в теоретическом обучении);
б) выполнения учащимися учебно-производственных работ различной сложности.
Указанные методы обучения должны обеспечить систематичность и последовательность в изучении учебного материала, активность, сознательность и прочность в усвоении учащимися знаний, умений и навыков по специальности.
В учебнике «Производственное обучение в рамках профессионально-технического училища» М. А. Жиделев высказал мнение о том, что для того, чтобы обеспечить систематическое, сознательное и прочное усвоение учащимися приемов производственного обучения, профессиональных знании, навыков и умений, составляющих содержание производственного обучения, при выборе методов необходимо учитывать особенности содержания обучения и учебной деятельности, характер учебной задачи, подготовку обучающихся.
Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.
Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемый метод их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти опросы могут быть устными или письменными. Широко используются также социометрические методы, сравнительные исследования. Поскольку эти методы пришли в педагогику из социологии, их называют социологическими.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Для дальнейшего изучения обучающихся мастер должен проводить родительские собрания, просить родителей в письменном виде или в ходе личных бесед сообщить некоторые данные, которые могут быть ему полезны в работе. Желательно, чтобы родители были откровенны с мастером. Это поможет ему с первых дней найти контакт с ребятами. Мастер производственного обучения должен знать адрес, телефон, место работы родителей, для того чтобы легко и быстро связаться с ними в случае необходимости.
Только при активной помощи родителей можно успешно решить воспитательные цели, стоящие перед техникумом. Поэтому для каждого мастера столь необходимы тесные контакты с родителями.
За качество обучения и воспитания будущих молодых квалифицированных рабочих, в первую очередь, ответственны преподаватели и мастера производственного обучения. Их основные обязанности следующие:
Мастер производственного обучения – не только профессия, суть которой передавать свои знания, умения и навыки, а высокая миссия становления личности, утверждения человека в человеке.