А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация Диссертации
Содержание
  1. Слайд 6Цель урока?Создать портрет русской девицы-красавицы.
  2. Слайд 10Рубаха – основа женского костюма
  3. Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе»Образ красоты человека (русская красавица)»
  4. Верхняя часть костюма – «Небо»
  5. Женские головные уборы
  6. Слайд 13Праздничный женский костюмочень красочныйобязательно украшался вышивкой, бисером, шнуром, блестками
  7. Епанечка (душегрея)
  8. Понёва
  9. Навершник
  10. Передник — запон
  11. Понёвный ансамбль
  12. Нижний мир — подземный
  13. Слайд 4Спящая красавицаЭто было так давно. Но нашла веретено,Уколола пальчик нежныйИ уснула безмятежно.
  14. Слайд 7Портрет — это изображение внешнего облика человека, а через него и
  15. Древнейшая одежда -рубаха
  16. Девичьи головные уборы
  17. Пояс
  18. Шушун (шушпан)
  19. Сарафанный ансамбль
  20. Представления о трёхчастности мира и русский костюм
  21. Слайд 8Какой должна быть «русская красавица»?Уметь одеватьсяМягкойОбладать духовной силойНежнойВеличавой
  22. Слайд 3НастенькаВ лесу девица стоит плачет,От холода всё руки прячет. И нос замерз
  23. Обувь
  24. Слайд 9Женский русский народный костюм
  25. Слайд 2Царевна-Лебедь Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит;А сама-то величаваВыступает,
  26. Средний мир — земной
  27. Образ русской красавицы
  28. Нарисовать русскую красавицу в кокошнике и красивом сарафане!
  29. Древнейшая одежда — рубаха

Слайд 6Цель урока?Создать портрет русской девицы-красавицы.

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Слайд 10Рубаха –
основа женского костюма

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Образ русской женщины во все времена.

А сама – то величава,

Выступает будто пава:

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.

А. С. Пушкин

Иван-Царевич на Сером Волке

Опишите старинный сарафан, используя

Любимой старинной русской одеждой девушки был сарафан . Его носили и девочки, и взрослые женщины, и царевны, и крестьянки. Под него надевали длинную рубашку с рукавами. Для работы сарафаны шили тёмные. Нарядные сарафаны были яркими. Особенно любили красный цвет. Часто украшали вышивкой . Покрывали узором ворот, вырезы, манжеты, подол. Дворянки украшали костюмы не только вышивкой, но и бисером, жемчугом, более яркими и нарядными узорами.

Благодарю за внимание.

Презентация поможет учащимся наглядно познакомиться с темой урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе»Образ красоты человека (русская красавица)»

Образ красоты человека

( русская красавица)

Понятие «русская красавица» складывалось веками. В женщине видели начало жизни, мать всей природы, всего мира.

Что же ценили в женщине наши предки?

Душевную отзывчивость, нежность и теплоту

Женский образ тесно связывали с образом птицы- счастья. В устном народном творчестве ее называли «лебедушка» , «павушка» , «пава»

А сама –то величава,

Выступает , будто пава;

Сладку речь-то говорит,

В танце девушки незаметно переступали ногами так что казалось что плывут,а не идут.

Урок по изобразительному искусству подготовила Лазина Ирина Павловна

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма. 2.Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Русский народный костюм в произведениях русских художников В. Суриков. Посещение царевной женского монастыря. Фрагмент.

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях С походкой, со взглядом цариц. Их разве слепой не заметит! А зрячий о них говорит Пройдет – словно солнце осветит, Посмотрит – рублем одарит. Красавица миру на диво: Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка. А. Веницианов. На пашне. Весна.

В. Васнецов. Три царевны подземного царства

Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает- Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит.

Головные уборы. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь.

Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник от слова «кокошь» — петух, кика или кичка, сорока.

Задание: выполни эскиз русского женского головного убора.

В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений.

Женский народный костюм был многослоен. Его основными элементами были рубаха, передник, или завеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Рубаха – основа женского костюма. Шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи-«сенокосицы». Ее носили без сарафана. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Считалось, что касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Самой декоративной и богато украшенной частью русского женского костюма был передник. Он был орнаментирован вышивкой, тканными узорами, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформлялся зубцами, белым и цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Итог урока Ответьте на вопросы: 1.Какой орнамент изображался на головных уборах? 2.Перечисли названия головных уборов. 3.Какие солярные знаки русского орнамента вы запомнили? Что они символизируют?

4. Назови элементы костюма

План
– конспект урока по изобразительному
искусству

№_____1___
урока
Дата
урока_______
______________________

Вид
занятий: Рисование на тему Русский
народный костюм: импровизация

Цели:
Научиться
изображать русский народный костюм

Обучающая:
Обучить
учащихся выполнению симметричного
рисунка,
сформировать представление о видах
русского народного костюма.

Развивающая:
Развивать
творческое мышление, мелкую моторику
рук при работе с кистью.

Воспитывающая:
Вызвать заинтересованность к истории
русского народного костюма.

Тип:
Продолжить
формирование о видах русского народного
творчества.

Форма
организации деятельности обучающихся:
индивидуальная.

Оборудование:
для учителя:
наглядное пособие.

для
учащихся: кисти,
краски, баночка с водой, карандаш ,альбом
,резинка.

План
урока: 1.Организационный момент (5
мин)

2.
Сообщение нового материала (10
мин)

3.
Практическая часть (25
мин)

4.
Подведение итогов (5
мин)


Сегодня мы будим изучать Русский народный
костюм. И речь пойдет о русских красавицах.


Я вам прочитаю отрывки из сказки, а вы
догадайтесь о ком они.

— Не пей,
братец, козленочком станешь!
Не послушался
Иванушка и напился из козьего
копытца.
Напился и стал козленочком.
( Аленушка)

Поклонилась
в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково
слово:
— Государь ты мой батюшка родимый!
Не вози ты мне золотой и серебряной
парчи, ни черных соболей сибирских, ни
ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного,
ни туалета хрустального, а привези ты
мне аленький цветочек, которого бы не
было краше на белом свете.( аленький
цветочек)


На, куколка, покушай, моего горя послушай!
Живу я в доме у батюшки,

не
вижу себе никакой радости; злая мачеха
гонит меня с белого света. На-

учи
ты меня, как мне быть и жить и что
делать?(Василиса прекрасная)


Молодцы отгадали. а какие сказки про
прекрасных девиц вы знаете ?


Я ещё знаю сказку про бабку с дырявым
корытом.

Пошёл
старик к синему морю
(Неспокойно синее
море).
Стал он кликать золотую
рыбку.
Приплыла к нему рыбка,
спросила:
«Чего тебе надобно,
старче?»
Ей с поклоном старик
отвечает:
«Смилуйся, государыня
рыбка!
Пуще прежнего старуха
вздурилась,
Не даёт старику мне
покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет
быть столбовою дворянкой».
Отвечает
золотая рыбка:
«Не печалься, ступай
себе с богом».

Воротился
старик ко старухе,
Что ж он видит?
Высокий терем.
На крыльце стоит его
старуха
В дорогой собольей
душегрейке,
Парчевая на маковке
кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках
золотые перстни,
На ногах красные
сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она
бьёт их, за чупрун таскает.
Говорит
старик своей старухе:
«Здравствуй,
барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь
твоя душенька довольна».
На него
прикрикнула старуха,
На конюшне служить
его послала.( золотая рыбка)


Сегодня мы будим рисовать женский
костюм.


Как вы думаете , что носили на Руси ?
(сарафан . кокошник, рубаха)


На
Севере носили рубаху, сарафан и кокошник.


На Юге — рубаху, юбку-поневу и кичку.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко
ценились, их тщательно берегли, передавали
по наследству из поколения в поколение.

 —
Сарафан
обязательно подвязывали — ПОЯСКОМ.
Потерять пояс, было грехом.


Откройте страницу 122.


Посмотрите как художник изображал
русских красавиц


Кто внимательно смотрел на картины .
про какой вид одежды я вам еще не
рассказала? (душигрейка)


Поверх сарафана в праздники надевали
душегрейку
— епанечку. Она повторяла форму сарафана
с лямочками над грудью и на спине.
Душегрейка надевается в праздничные
дни, в других же случаях ее заменяет
фартук.


Как вы думаете , чем украшали свои наряды
на Руси. (золотом и серебром и перламутром.
Носили серьги с жемчугом .Жемчуг также 
вплетали в косу.)


Показываю как начинать рисовать фигуру.
( начинаем с пятна , рисуем голову)


Дети я вам показала как начать рисовать
фигуру.


Подумайте какую героиню в народном
костюме вы будите рисовать.


Преступаем к работе.


Расскажите мне , какую героиню из русских
сказок вы нарисовали.(дети рассказывают).


Ребята что интересного мы узнали из
урока ?


Кто закончил может убрать все со стола
.

Презентация учителя технологии МБОУ средней школы 4 Соколовой И. А. г. Нелидово Тверская обл. 2012

Н. И. Аргунов Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.

К. Е. Маковский «Русская красавица»

П. Барбье Портрет молодой женщины в русском сарафане Их разве слепой не заметит! А зрячий о них говорит: Пройдёт – словно солнцем осветит, Посмотрит – рублём одарит.

К. Е. Маковский «Чарка меду»

А. Г. Венецианов «Жница» Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. Некрасов «Мороз красный нос»

К. Е. Маковский Портрет княгини З. Н. Юсуповой в русском костюме

Неизвестный художник Портрет Великой княжны Александры Павловны Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла,

А. Г. Венецианов «Девушка в платке»

К. Е. Маковский «Русская красавица» Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

К. Е. Маковский «Русская красавица в кокошнике» Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей;

В. Васнецов Портрет В. С. Мамонтовой

Ф. Крюгер Портрет Императрицы Александры Федоровны Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наших бледный круг В ее сияньи исчезает. А.С. Пушкин «Красавица»

М. Врубель «Царевна-лебедь» Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит ; А сама — то величава, Выступает, будто пава ; А как речь — то говорит, Словно реченька журчит. А. С. Пушкин « Сказке о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди »

Кокошник – один из самых распространенных русских головных уборов

Фотография начала XX века Кокошник был распространен на большей территории Европейской России и в Сибири, как головной убор крестьянок и горожанок, принадлежавших к купеческому и мещанскому сословию

Слово «кокошник» происходит от славянского «кокош», обозначавшего курицу

Диалектические названия кокошника: кокошка, кокуй, златоглав, головка, шеломок, ряска, каблучок Фотография начала XX века

Формы и украшения кокошника всегда были разнообразны. Головной убор обшивался дорогими тканями, богато украшался бисером, золотыми нитями, жемчугом, бусами К. Е. Маковский

Кокошник бережно хранили и передавали по наследству. И поэтому головной убор носили только по самым большим праздникам К. Е. Маковский

Фотография начала XX века Кокошник носили как девицы, так и замужние женщины

Девичьи кокошники не имели донца

Девичьи кокошники – венцы или коруны

Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, который после венчания носился до появления первенца, а затем только по праздникам Фотография начала XX века

Головной убор составлял важную часть женского русского костюма, он издавна считался оберегом от злых чар Фотография начала XX века

Особую роль головной убор играл в судьбе замужней женщины, так как был символом ее брачной жизни

Обычай закрывать волосы замужней женщины известен с глубокой древности

Головной убор нес в себе не только обрядовые и обереговые функции, но преследовались чисто бытовые цели

В каждой области правила и традиции ношения кокошников были особенные

Кокошник в основном представлял собой головной убор в виде опахала, округлого щита вокруг головы или гребня, состоящего из очелья и тульи К. Е. Маковский

Существовало несколько видов и форм кокошников: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный и другие

Кокошник в виде шапочки с овальным дном

Кокошник в виде шапочки с позатыльником и налобником

Кокошник в виде шапочки с овальной макушкой

Кокошник в виде шапки – короны, расширенной вверху

Кокошник — шишак

Поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус

Кокошники считались большой семейной ценностью

Костюмированный бал в Зимнем дворце Фотография 1903 г.

Сценический кокошник балерины Анны Павловой Сценический кокошник актрисы Нины Поль Фотографии начала XX века

Кокошник – жемчужина мировой моды Высокая мода XXI века

Современный сценический кокошник

Правила разработки эскиза сценического кокошника — Орнамент кокошника не должен быть слишком мелким и раздробленным — Необходимо соблюдать композицию рисунка — Рисунок или орнамент должен быть хорошо виден («читаться») издалека.

Успехов в вашем творчестве

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (метапредметные)

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке!

— На столе лежат цветные ладошки (жёлтые, оранжевые ,зелёные, синие, розовые).

-Возьмите ту ладошку, которая понравилась. Эти цветные ладошки нужны будут для работы в группе.

Эмоционально настраиваются на работу.

Берут цветные ладошки

Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счет мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность.

Воспринимают информацию эмоционально.

Негромко звучит русская народная плясовая музыка.

— К нам на урок пришли гости!

(Обращаю внимание детей на доску, где расположены фотографии с русскими красавицами)

-Рассмотрите наших гостей.

-В какую одежду они одеты?

-Что особенного тебя поразило в одежде?

-Как считаете, одежда будничная или праздничная?

Дети рассматривают фото.

-Одеты в старинную одежду.

-Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Какую задачу вы будете решать на уроке?

— о праздничной одежде

— Нарисую девицу в праздничной народной одежде

Оформляют мысли в устной форме.

4.Работа в группе

-Чтобы вспомнить названия элементов одежды, поработаем в группе.

— Чтобы оценить работу каждой группы выработаем КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ групп.

Записываю на доске критерии, которые называют дети.

— Разделитесь на группы

по цвету ладошек

На парте лежат конверты с заданием. Загляните в них.

Вы увидели на фото, разрезанный на части один элемент одежды. Также пять слов с названием нужного элемента одежды. Нужно правильно собрать элементы одежды , наклеить на лист. Подобрать правильное название из пяти предложенных вариантов. Наклеить под собранным элементом одежды.

Кто все выполнит, поднимает руки вверх.

-Каждая группа, по мере выполнения задания, вывешивает их на доску.

-Оцените работу групп по критериям, сравнивая по эталону.

(Эталон русской красавицы, в праздничной одежде, с названием элементов одежды, размещаю на доске).

-Молодцы! Хорошо поработали! Похлопаем дружно в ладоши!

-У каждого на столе лежит «Копилка успеха».

— Занесите результат работы в свою копилку успеха («+» или «-»)

Дети называют КРИТЕРИИ:

-правильность выполнения задания

Делятся на группы по цвету ладошек

Находят правильное решение. Собирают разрезанное фото.

Наклеивают на лист А3. Моделируют элементы праздничного женского костюма

Поднимают руки , кто справился с заданием быстрее.

Группы по очереди оценивают работу друг друга по критериям и сравнивают по эталону.

Заносят результат выполненного задания в копилку успеха.

1.Слушают друг друга.

2.Участвуют в обсуждении.

4.Планируют учебное сотрудничество со сверстниками.

Проводят рефлексию содержания материала.

5. Работа по учебнику

— Откройте учебник на стр. 122.

-Рассмотрите фотографии и работы художников, на которых представлена русская красавица в праздничной одежде.

-Какие цвета вы видите на одежде?

-Какие узоры видите на одежде?

-На странице 123 найдите знак «Глаз»,

рассмотрите таблицу с элементами праздничной женской народной одежды.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание» на стр. 123-124 учебника.

Открывают учебник, рассматривает фотографии и работы художников, на которых представлена русская красавица в праздничной одежде.

-Красный, синий, зеленый, голубой

-Цветы, плоды, листья, завитки трав.

Читают предложенную информацию в учебнике.

Отбирают нужную информацию и используют в работе.

Проводят рефлексию содержания учебного материала.

Составляют последовательность действий совместно с учителем

6. Творческое задание

Работа в паре

— На стр. 124 учебника найдите знак «Палитра». Прочитайте творческое задание. Узнайте, какие материалы вам будут нужны для выполнения творческой работы.

-Для быстрого изображения человека используйте шаблон.

-Кто испытывает затруднения, помогите друг другу в паре.

-Кто пожелает сам нарисовать модель человека, сделайте это.

Для оценки творческой работы разработаем КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ.

-Вы называете, я записываю на доске

Открывают учебник, находят нужный знак, выбирают материалы для работы (бумага, гуашь, кисть).

Дети берут шаблон фигуры человека, обводят его. Помогают друг другу в паре.

-правильность выполнения элементов одежды

— цвет и узор на одежде.

Воспроизводят полученные знания

Выполняю упражнения, сопровождая стихами:

Ветер дует нам в лицо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше

Выполняют упражнения повторяя за учителем движения.

Снять физическое и психическое напряжение.

-По завершении творческого задания оцените его в паре по критериям.

— Заносим результаты оценивания в копилку успеха.

Превращаем количество набранных плюсов в отметку:

4 «+» — «5»;

3 «+» — «4»;

2 «+» — «3»

— Все молодцы!

-Похлопаем друг другу.

Оценивают работу в паре.

Заносят полученный результат в копилку успеха.

Выставляют друг другу отметку в альбом за творческое задание.

Проверяют и оценивают результат работы

1.Планируют учебное сотрудничество со сверстниками.

Конспект открытого урока по изобразительному искусству.

: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.

Учитель: Шепель О.В.

(Звучит музыка «Там по дорогам сказок»)

О чем была песня? (о сказках)

Сегодня мы отправимся в страну сказок.

Но чтобы туда попасть, давайте проверим нашу готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка художественных материалов к работе. (Слайд № 1)

II. Сообщение темы, целей урока.

В старину существовала наука о лицах, называлась она

по лицу. Изображая лица, художники

Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить

красками (восковыми мелками)  портрет сказочных персонажей. (Слайд № 2)

III. Вводная беседа по теме урока.

— Сегодня на уроке мы отправимся в сказку.

— Что такое

— Какие бывают сказки? (русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки

— В русских народных сказках,  авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными

— Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.

— Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из , н/р, из русских народных сказок или сказок  А.С.Пушкина. («Морозко», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка»,   «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,  «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»).

1. Отрицательные женские образы:

. — Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»

«Девочка вошла в избушку:

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

– отрицательный или положительный персонаж сказки? (отрицательный) (Слайд № 3, 4, 5, 6).

. – Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Морозко»

«- Вези, вези её, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали!

Вези её в лес, на трескучий мороз.»

— Молодцы! Какой это  персонаж? (отрицательный)

(Слайд № 7, 8)

– Следующий отрывок послушайте и назовите название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи):

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

— Правильно. Какой персонаж Старуха? (отрицательный)

(Слайд № 9, № 10)

2. Положительные женские образы

— А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках.

— Кто мне их назовёт? (Красные девицы)                              (Слайд № 11)

— Те сказки, которые мы вспомнили сейчас, есть в них добрые героини? (Падчерица)

(Слайд № 12, 13, 14, 15, 16, 17)

III. Сравнение разных  в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

:  прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящные. безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые.

« Сказка о

— Из какой сказки изображён герой на этом  рисунке? (Слайд № 18)

— Верно. Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» — Царевна-Лебедь.

А вот русский художник Михаил Александрович  (Слайд № 19)

(Слайд № 20)

(Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героини)

— Какой характер у героини?

— Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки? (добрый, помогает князю Гвидону)

Как художник передает положительный образ героини? — Опишите  царевну. (Белолица,  мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)

3. Прослушивание музыкального произведения Ш.К. Сен-Санс  «Лебедь».

А теперь послушайте музыкальное произведение французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса, которое называется(Слайд № 20)

— Понравилось вам произведение? Какая была музыка спокойная или громкая?

— Мелодичная, плавная или быстрая?

— Подходит ли это музыкальное произведение к литературному образу Царевны-Лебедь А.С. Пушкина?

— Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень добрых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят

VI. Практическая работа

1. Беседа о цветах (теплые и холодные)

— А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа  Каким и почему?

Вспомнить тёплые, холодные цвета. (Учитель вывешивает спектр цветов – теплых и холодных).

— Итак, вы должны будете нарисовать свой персонаж – сказочный женский образ положительный или отрицательный.  (Слайд № 21)

— Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дайте ему имя. Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных  персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых  или злых (по выбору учащихся).

Работа выполняется в цвете: акварелью.

Выразительность образа передается

— А что такое  – это изображение лица человека)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас, —

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед –

Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ.   (Слайд № 22, 23, 24, 25, 26)

— Мимика передает нам эмоции человека, его характер через  положение бровей, глаз, носа, рта.    (Слайд № 27,28)

— Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.

3. Выполнение работы.

— Возьмите шаблоны овала лица и обведите на листе. Подумайте, какую героиню вы хотите нарисовать – положительную или отрицательную. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками раскрасите. (Слайд № 29, 30)

Учитель вывешивает образцы портретов.

VI. Эстетическая оценка работ

Выставка всех работ на доске или планшетах.

— Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     (яркими цветами,

контрастами, чертами лица, мимикой)- Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?

Художник в изображении передает свое понимание персонажа  (человека) через художественный образ,

VII. Домашнее задание

Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с иллюстрациями, где есть

изображения мужчин (сказочные образы и реальные), обратить внимание на одежду, доспехи.

Тема: «Женские образы в искусстве»

Изображение портрета женщины в Русском народном костюме.

Повышение интереса к истории, культуре, искусству России

Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.

: содействовать  развитию эстетического вкуса, логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.

способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности,  дружелюбия.

познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

— развивать воображение, творческую фантазию;

— воспитывать у детей любовь к истории России

— показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

— осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

создать рисунок- портрет в кокошнике.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в прошлое. А поговорим мы с вами о Русских женщинах.

Ребята, какой,  по вашему мнению,  должна быть «русская красавица»? Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Поможет нам настроиться на нужное настроение – народная музыка.

— Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно

рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.

II. Объявление темы.       (Слайд № 1, 2)

Тема нашего урока: «Женские образы в искусстве»

— Давайте определим цели нашего урока.

— Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Ребята, а как вы представляете женский образ?

— В женщине видели начало жизни, мать всей природы. Её представляли как хозяйку дома, ценили душевную отзывчивость и теплоту.

— Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений литературы и искусства. Что мы понимаем под выражением русская красавица?

— Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старину.

вспомним сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

( Слайд № 3)

Пруд, заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит

А на берегу, совсем, как в сказке,

Милая Аленушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел.

Тополиный пух на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,

Знать не хочет, что мертва вода,

И цветет дурман с цветком багульник

Рядом у заглохшего пруда

Но кукушка на сосне кукует,

И тропинка к берегу ведет,

Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладет.

(А.А.Прокофьев)               ( Слайд № 4)

Следующий образ женщины–птиц — это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев,  выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья. Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плавает по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.   (Слайд №5)

Ночью землю освещает –

Выступает, будто пава.

«Царевна-Лебедь» — один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе.

И еще один образ русской женщины. Есть женщины в русских селеньях

Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки.

В чем красота этих женских образов? Что объединяет эти образы?

В каждом произведении, в каждой картине были  отражены  традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание.

— Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие.

— Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

А знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

(Слайд № 6, 7)

— Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.    ( Слайд №8)

– основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол.

— Поверх рубахи надевали  Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли – ромбы, треугольники, квадраты с точками. ( Слайд №9)

На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой – . Епанечка – это короткая клешеная кофточка без рукавов.( Слайд №10)

(её также называли и , шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. ( Слайд №11)

— На юге России вместо  сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный  узорами символизирующими землю и воду – ромбы, волнистые линии, птицы.

( Слайд №12)

— В праздничные дни голову украшали дивным убором – кокошником (Название  происходит от древнерусского слова «Кокош» – петух). Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.

V. Творческая работа.

— Сегодня на уроке мы с вами попробуем создать образ русской красавицы.

— На что надо обратить внимание в своей работе?

— Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.

Мы с вами уже говорили,  что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?  Правильно – портрет.

Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего,

точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства

мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека.

Перед работой подумайте над вопросами:

— Как бы выглядели бы в кокошнике ваша мама, или подружка?

— Как правильно расположить лист?

Лучше подходит вертикальное изображение, которое может быть сделано по грудь. Необходимо красиво украсить элементы головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные задачи, осваивается умение изображать человека. Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Обратите внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы. В игровой форме подвести  учащихся к пониманию того, что красота их образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленькую голову или большие уши. Этот момент сопоставления приносит свои положительные результаты. Дети самостоятельно работают над образом русской красавицы. ( Во время работы звучат русские народные песни.)

VI. Подведение итогов работы.

— Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

— Каких целей мы достигли  к окончанию нашего занятия?

— Что  осталось для вас неразгаданной задачей?

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

Верхняя часть костюма – «Небо»

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ КОСТЮМА – «НЕБО»
В представлении
древних славян
верхний мир –
небесный, был
населён Солнцем,
Луной и звёздами, а
также птицами. Там
находится
славянский рай,
обитают светлые
боги, которые правят
людьми.
Верхняя часть
народного костюма –
головной убор. У
головных уборов
были «птичьи»
названия: «сорока»,
«кокошник», «кичка».

Женские головные уборы

ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Замужние женщины волосы тщательно прятали под головным убором.
Женщины, у которых были дети, часто носили «рогатые» головные уборы:
кичку рогатую, сороку рогатую.

Слайд 13Праздничный женский костюмочень красочныйобязательно украшался вышивкой, бисером, шнуром, блестками

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Епанечка (душегрея)

ЕПАНЕЧКА (ДУШЕГРЕЯ)
Поверх сарафана надевали епанечки (душегреи, коротёны,
коротеньки) – короткую тёплую одежду на бретелях.

Понёва

ПОНЁВА
Понёва представляла собой три куска ткани, вздетые на специальный
шнур. Понёву надевали поверх рубахи, носили её не на талии, а на
бёдрах. Понёву ткали клетчатой, а клетка , квадрат- это знак поля.
Таким образом замужней женщине желали плодородия, плодовитости.
Девочки, девушки не имели права носить и даже примерять понёву.

НАВЕРШНИК
Деталь одежды, которую надевали поверх рубахи и понёвы. Рукав
навершника был короче рукава рубахи. Часто навершник был нераспашной
и надевался через голову. Украшался он по краю подола, по краю рукава и
у ворота, то есть повторялись все круговые обереги.

Передник — запон

ПЕРЕДНИК — ЗАПОН
В давние времена фартук мог рассказать многое о жизни женщины. Люди
умели читать геометрические узоры, вышитые на переднике. Много
ромбов и точек – перед нами молодуха, у которой ещё нет детей, вышиты
птицы – значит, у женщины дочери. А если вышиты кони – то у женщины
сыновья.

Понёвный ансамбль

ПОНЁВНЫЙ АНСАМБЛЬ
Наиболее древней
русской одеждой
был понёвный
ансамбль. Это
многослойная
одежда, состоящая
из рубахи,
понёвы, запонапередника,
навершника,
шушпана. Смысл
такой
многослойности
был в том, чтобы
скрыть фигуру,
уберечь женщину
от непристойных
взглядов.

Нижний мир — подземный

НИЖНИЙ МИР — ПОДЗЕМНЫЙ
На мир нижний, подземный,
был в одежде только намёк.
Например, концы пояса с
головками змей. В самом низу,
по подолу – элементы,
символизирующие землю:
знаки распаханного поля
(ромбы и точки).

Слайд 4Спящая красавицаЭто было так давно. Но нашла веретено,Уколола пальчик нежныйИ уснула безмятежно.

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Слайд 7Портрет — это изображение внешнего облика человека, а через него и

внутреннего мира этого человека.

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Древнейшая одежда -рубаха

ДРЕВНЕЙШАЯ ОДЕЖДА -РУБАХА
Без рубахи не носили ни один вид
одежды. Рубаха была главной. Но у
мужчин она была короткой, а у женщин
– длинной.

Девичьи головные уборы

ДЕВИЧЬИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Птицы символически обозначали женское начало. По головному убору
женщины можно было судить о её семейном положении. Девушки носили
венец или кокошник, украшенный вышивкой, жемчугом, самоцветами. Венец
оставлял волосы открытыми.

Пояс

ПОЯС
Рубаху всегда подпоясывали. Пояс
появлялся в гардеробе человека со дня его
рождения и до самой старости с пояском
не расставались. В дохристианские
времена пояс считался оберегом, так как
имел форму круга – солярного знака. Пояс
был тканый с обережными узорами.

Шушун (шушпан)

ШУШУН (ШУШПАН)
Демисезонное пальто
или длинный халат,
распашной вид одежды. В
шушуне не было ни
карманов, ни пуговиц,
надевали его «на запах»,
обязательно
подпоясывали. Зимой
поверх шушуна носили
шубу. Шушун украшали
так же, как и все части
комплекта.

Сарафанный ансамбль

САРАФАННЫЙ АНСАМБЛЬ
Сарафанный ансамбль пришёл в русскую культуру достаточно
поздно. Оберёговая функция одежды в сарафанном ансамбле
присутствовала так же, как и в понёвном.

Представления о трёхчастности мира и русский костюм

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЁХЧАСТНОСТИ МИРА И
РУССКИЙ КОСТЮМ
Миф о Мировом древе –
это универсальный
образ Вселенной. По
представлениям
древних славян мир
делился на три уровня:
верхний — небесный,
средний — земной и
нижний -подземный.
Представления о
трёхчастности мира
находили своё
символическое
выражение в
конструкции женского
народного костюма.

Слайд 8Какой должна быть «русская красавица»?Уметь одеватьсяМягкойОбладать духовной силойНежнойВеличавой

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Слайд 3НастенькаВ лесу девица стоит плачет,От холода всё руки прячет. И нос замерз

и уши тоже,Вся на снегурочку похожа.

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Обувь

ОБУВЬ
Обувь выбирали по достатку. Крестьяне ходили в лаптях. Надевая
лапоть, ногу предварительно обматывали куском ткани – онучем, и
обвязывали шнурком – обором. Горожане носили сапоги. Знать
украшала сапоги жемчугом, подбивала серебряными подковами.

Слайд 9Женский русский народный костюм

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Слайд 2Царевна-Лебедь Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит;А сама-то величаваВыступает,

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Средний мир — земной

СРЕДНИЙ МИР — ЗЕМНОЙ
Средняя часть костюма символизировала
«земной» мир. Это место, где обитает
человек и животные. Одежда щедро
украшалась обережной вышивкой. Мотивы
вышивки- древо жизни, богиня плодородия,
конь как мужское начало, знаки солнца,
земли, воды.

Образ русской красавицы

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Нарисовать русскую красавицу в кокошнике и красивом сарафане!

А сама то величава выступает будто пава образ русской женщины русский народный костюм импровизация

Древнейшая одежда — рубаха

ДРЕВНЕЙШАЯ ОДЕЖДА — РУБАХА
Замужней женщине
показываться перед
посторонними в
рубахе считалось
неприличным.
Девушки же могли
носить одну рубаху,
подпоясанную
поясом. В длинных
подпоясанных
рубахах ходили дети.
В подростковом
возрасте мальчики
под рубаху надевали
порты.

Читайте также:  Соискательство. Как стать соискателем на степень кандидата наук
Оцените статью
VIPdisser.ru