Диктант 8 класс по русскому языку грибная пора

Диктант 8 класс по русскому языку грибная пора Диссертации

Цель:
проверить  знания,  умения 
и  навыки  учащихся 
на  конец  2-й 
четверти  по  теме 
«Односоставные  и  неполные 
предложения»  и  1-го 
полугодия

Содержание  контрольного  диктанта 
направлено  на  выявление 
уровня  развития  умений, 
выбора  условий  для 
написания:

—  проверяемые 
безударные  гласные;

—  непроверяемые 
безударные  гласные;

—  правописание окончаний  имён 
существительных;

—  написание 
непроизносимых  согласных:

—  правописание 
корней  с  чередованием;

—  написание 
сложных  прилагательных;

—  н-нн 
в  причастиях  и 
прилагательных;

—  не 
с  прилагательными  и 
причастиями.

—  запятая 
при  однородных  членах 
предложения;

—  запятая 
в  сложном  предложении;

—  запятые 
при  причастном  и 
деепричастном  обороте

Грамматические  задания 
направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических 
умений  и  навыков:

— синтаксического 
разбора предложения;

— работы  со  словосочетаниями;

-разбора  по  составу  слова.

Осенью  на  Прорве

Старое 
русло  Оки.  Его 
называют  Прорвой.  Берега 
здесь  сплошь  покрыты 
ольхой,  шиповником,  ежевикой. 
Нигде  не  видел 
я  таких репейников,  колючек, 
огромных  грибов-дождевиков.

Густые 
заросли  трав  подходят 
к  самой  воде 
упругой  стеной,  и 
с  лодки  часто 
нельзя  высадиться  на 
берег.

Я 
люблю  эти  глухие 
места  и  каждую 
осень  провожу  здесь 
несколько  недель.  Устанавливаю 
палатку.  В  ней 
тепло  и  сухо. 
Вечером при  свете  фонаря 
я  даже  читаю, 
но  недолго.  На 
Прорве  слишком  много 
помех. То  за  кустом 
крикнет  какая-то  птица, 
то  ударит  хвостом 
пудовая  рыба,  то 
оглушительно  выстрелит  в 
костре  ивовый  прут. 
Начинает разгораться  зарево,  и 
мрачная  луна  всходит 
над  просторами  вечерней 
земли.

Осенняя 
ночь  тянется  медленно, 
ей  нет  конца. 
К  рассвету  лицо 
обжигает  лёгкий  морозец. 
На  востоке  наливается 
тихим  светом  заря.

Воздух 
густ  и  прохладен. 
Пахнет  травянистой  свежестью 
и  осокой.

(125    слов)                                                                  
(По  К. Паустовскому)

1. Найдите  в  тексте 
2-3 односоставных 
предложения,  обозначите  в 
них  грамматические  основы, 
определите тип  односоставных  предложений.

2. Выпишите  из  диктанта 
по  одному  слову 
с  безударной  гласной, 
проверяемой  и  непроверяемой ударением   — 
1-й  вариант

С чередующейся 
гласной  —  2-й 
вариант

3. Разобрать  по  составу 
выделенные  слова:

4. Разберите 
синтаксически предложение:

Берега  здесь 
сплошь  покрыты  ольхой, 
шиповником,  ежевикой.  — 
1-й  вариант

Нигде  не 
видел  я  таких репейников,  колючек, 
огромных  грибов-дождевиков.
—  2-й 
вариант

Диктант 8 класс по русскому языку грибная пора

К концу 2 четверти в 8 классе уже изучены типы словосочетаний, способы выражения главных членов, виды сказуемых, типы односоставных предложений. В 9 классе основное внимание уделялось сложносочинённым предложениям и сложноподчинённым с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными образа действия, меры и степени, места и времени.

Диктанты с грамматическими заданиями помогут провести итоговый контроль в 8-9 классах.

8 класс

Морозно. Трещат в лесу, раскалываясь от холодов, де­ревья. А под склонившейся в инее ивой блестит небольшое зер­кальце лесного ручья. Овально-круглое, оно красиво в своей бело-мраморной оправе искристых снегов. Живые зелёные травинки на дне ручья, как первые вестники будущей весны, так радуют и веселят глаз.

Читайте также:  Трахтенберг Роман. Книги онлайн

Зимнее зеркальце! Смотрится в его живую тёмную гладь сонная ива. И снится ей весёлая весна, ласковое солнце и звонкие песни лесного вольного ветра.

Зябко. Колюче искрится высокий снег на спя­щем лугу. Кругом безмолвие. Звенящая зимняя тишина. А возле полыньи вороний грай. Вертлявые сороки-белобоки то взмывают на верхушки черноталов, то резко падают к самой полынье.

Заинтригованный, замираю под кустом ивы. И вижу, поражённый, как две бойкие вороны азартно рвут силь­ными клювами длинную жидкую ниточку водо­рослей, только что добытую ими из тёплых струй голубо­го ручья. Да ведь это же птичья столовая! Не простая. Диетическая. С витаминами. (138 слов.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте разные виды сказуемых в 1 абзаце (1 вариант); в 3 абзаце (2 вариант).

2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Вертлявые сороки-белобоки то взмывают на верхушки черноталов, то резко падают к самой полынье. (1 вариант); Живые зелёные травинки на дне ручья, как первые вестники будущей весны, так радуют и веселят глаз. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.

4. Обозначьте в тексте типы односоставных предложений.

Мороз. В бахроме узорчатых кружев заснув­шие леса. Тихо. Нигде ни души. Иду лесной просекой по пухлым высоким снегам на широких кленовых лы­жах к реке. Хочется посмотреть на парующие быстрины неугомонной речки, забросить раз-другой в её теплые воды блестящую мормышку1.

Кругом белым-бело. От снежной голубизны на душе спокойно. Только нет радости: ведь до весны далеко! Когда ещё увидишь и сможешь полюбоваться зе­лёной веточкой, травинкой, нежным цветочком?

Из-под осыпавшегося на лыжне крупитчатого от мороза снега пружинисто выстрелила зелёная веточка в огрубевших от холода лакированных листиках. Срезал я перочинным ножом тонкий деревянистый стебе­лек, поднёс к губам и ласково дохнул на растеньице.

И тут же увидел вытаявшие из-под седой изморози ру­биновые ягоды брусники. Глянцевые, румяные, они лежа­ли на моей тёплой ладони.

Я несказанно был рад неожиданной встрече с жизне­любивым растением, способным сохранить в лютые мо­розы нежно-зелёный цвет и рубиновую прелесть зрелых ягод. (138 слов.)

1 Сказать о правописании слова «мормышка». Это рыболовная снасть: крючок, впаянный в свинцовую или оловянную дробинку.

1. Обозначьте разные виды сказуемых в 1 абзаце (1 вариант); во 2 абзаце (2 вариант).

2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Хочется посмотреть на парующие быстрины неугомонной речки, забросить раз-другой в её тёплые воды блестящую мормышку. (1 вариант);

Читайте также:  Инвестиционная привлекательность предприятия курсовая работа

Я несказанно был рад неожиданной встрече с жизне­любивым растением, способным сохранить в лютые мо­розы нежно-зелёный цвет и рубиновую прелесть зрелых ягод.  (2 вариант).

Поднимись на вершину небольшой сопки и почти прикоснёшь­ся к солнцу ладонью. Не бойся обжечься! Солнце Севера ласковое и не такое яр­кое, как в южных широтах. Иногда оно розового цвета, чаще белого. Порой думаешь, что солнцу самому холодно.

Приблизительно с восьми часов ве­чера солнце начинает устраиваться на ночлег, будто бы понимает, что земля за Полярным кру­гом теплее воздуха. И наконец, облюбо­вав себе место между двумя сопками, садится оно, словно большая птица, в гнездо, свитое из ярких и пышных цветов.

Каких только растений здесь нет! Вполне можно было бы решить, что ты попал в безмолвное царство арктиче­ской ромашки, цветки которой величи­ной с блюдце.

Самые различные промысловые суда можно встретить у причалов Мурманско­го порта: стоят на якорях, прижавшись друг к другу бортами, средние рыбо­ловные траулеры. Их называют малыша­ми. Ведь команда — всего 24 человека. Рыболовный траулер покрупнее. Такие суда оповещают ба­систыми гудками о заходе в порт в отличие от мелких.   (120 слов.)

1. Обозначьте разные виды сказуемых во 2 абзаце (1 вариант); в 4 абзаце (2 вариант).

2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Поднимись на вершину небольшой сопки и почти прикоснёшь­ся к солнцу ладонью. (1 вариант);

И наконец, облюбо­вав себе место между двумя сопками, садится оно, словно большая птица, в гнездо, свитое из ярких и пышных цветов. (2 вариант).

9 класс

Анна сидела на скамейке, в саду, в том его месте, куда выходило окно комнаты, где стоял рояль. Было слышно стрекотание цикад, хлопанье крыльев голубя, взлетевшего в воздух, крик ночной птицы, далёкий звон колокола из деревни, находившейся в двух километрах от их дома.

Слышался иногда лёгкий треск туго пригнанных половиц паркета, когда в вечерней тишине кто-нибудь проходил через комнаты.4 По хрусту гравия в саду можно было знать, в каком направлении шёл её отец, совершавший одинокие прогулки в поздний час.4 В её комнате было отворено окно, и она не могла заснуть от смутного и непонятного волнения.

Кроме того ощущения, что она выздоровела после очень долгой и тяжёлой болезни, Анна впервые чувствовала теперь, насколько жизнь может быть спокойной и счастливой. Она садилась за стол и начинала сочинять. Незаметно для неё самой страницы шли за страницами, и перед ней возникали зрительные воспоминания, потом всё наполнялось звуками. (170 слов.)

Читайте также:  Библиотеки сегодня: модернизация, оптимизация или трансформация? – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

(По Г. Газданову.)

1. Сделайте полный синтаксический разбор указанного предложения.

2. Составьте схему выделенного курсивом предложения, укажите вид придаточной части.

Те, кто любит природу, знают, как изменчив её облик и как много прелести в её мимолетных настроениях. Вот массивные серые тучи заволокли небо, и листья деревьев кажутся свинцовыми, тяжёлыми, неподвижными. В этом есть суровая, строгая красота, затаённое ожидание грозы. А стоит сквозь тучи глянуть солнцу — и всё вокруг будто осветит лёгкая светлая улыбка.

Если вы попытаетесь изобразить всё до последней чёрточки, точно выписать то, что видите, у вас получится только жалкая копия.

А может быть, лучше попытаться ухватить что-то основное, особенно яркое, много вам сказавшее? Именно так делают многие художники. К таким работам относится и та, которую мы сегодня показываем вам.4 Автор её — Михаил Владимирович Маторин.

«Луч солнца» — этюд настроения. Вы не рассмотрите трещины коры, не узнаете, есть ли на снегу следы птиц.4 Но зато, глядя на картину, вы вспомните то настроение, какое бывает в солнечный морозный день, когда воздух кажется особенно лёгким, а снег почти звенит под ногами и рассыпается суховатыми блёстками.

Из огромного арсенала средств, которыми располагают художники, Маторин придирчиво отобрал только самое необходимое, подсмотренное в самой природе.

1. Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

Утром, когда я встаю, уже почти рассветает.4 Небо постепенно светлеет и из тёмно-фиолетового превращается в серовато-голубое, с редкими грязноватыми облачками. Солнце не такое тягучее и ослепительное, как летом или весной, а тускловатое.

Белоснежные сугробы, как накрахмаленные простыни, покрывают землю. Лёгкие снежинки, почти не касаясь друг друга, лежат на земле, чуть шевелясь под порывами ветра, блестя, как крохотные осколки алмазов. Снег переливается искрящимися чудесными оттенками. Кажется, что он отражает ослепительные лучи солнца и охлаждает их в своём белоснежном пуху4.

В морозный зимний день ветви деревьев и провода в колючем инее. Он опушает голые ветки деревьев, торча во все стороны иголочками-кристаллами, сияет и переливается множеством огоньков. Ветви деревьев становятся похожими на ветви какой-то чудной, ослепительно белой ёлки.

К вечеру вдруг пойдёт снег. Пушистыми хлопьями опускается он на землю и мягко ложится на белые сугробы. Невесомый, как пух тополя, он долго кружит в воздухе, выделяясь на темнеющем небе, но теперь он уже не такой, как днём. Только изредка в свете вечернего фонаря блеснёт та или иная снежинка, и снова падают крупные хлопья, покрывая землю новым ковром. (172 слова.)

2. Составьте схему выделенного курсивом предложения, укажите его вид.

Оцените статью
VIPdisser.ru