Эмоциональное выгорание медицинских работников дипломная работа

Страницы:   1   2   3

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий (педагоги, социальные работники, психологи, юристы, полицейские и др.). Человек начинает испытывать чувство внутренней опустошённости, в связи с необходимостью постоянных контактов с другими людьми, испытывающими негативные эмоциональные состояния.

К этой категории сотрудников относятся и медсестры, т.к. в условия их работы входит общение и взаимодействие с самыми разнообразными людьми, нет возможности выбора пациентов, большое количество контактов в течение рабочего дня, необходимость сопереживания негативных состояний своих пациентов, оказываясь непроизвольно вовлеченными в них, они  испытывают повышенное эмоциональное напряжение. Эти факторы создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания, т.к. медицина является той сферой деятельности человека, где в основном,  преобладают негативные эмоциональные состояния.

Можно отметить, что феномен эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты физической, эмоциональной и когнитивной энергии, проявляющейся в симптомах физического утомления,  эмоционального, умственного истощения, личной отстраненности и снижения удовлетворения от работы. Эмоциональное выгорание довольно заразно и может быстро распространиться среди сотрудников. Они становятся пессимистичными, распространяется цинизм, негативизм.

Цель работы — Изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания.

Объект – синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер.

Предмет – программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

— изучить проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках;

— определить наличие синдрома эмоционального выгорания у медсестер.

Гипотеза исследования: при систематическом проведении занятий по профилактике эмоционального выгорания показатели эмоционального выгорания снижаются.

Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных.

Базой нашего исследования являлся медицинский центр ООО «Медполимерсервис» г. Екатеринбурга. В исследовании участвовали 40 человек, стаж профессиональной деятельности которых от 5 до 30 лет, возрастные границы — 28-65 лет. Из них 6 мужчин и 34 женщины.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены основные подходы к определению сущности феномена эмоционального выгорания, систематический анализ и обобщение материалов по этой проблеме в профессиональной деятельности медицинских работников. Рассмотрены основные механизмы и последствия эмоционального выгорания и факторы его формирования; динамика развития и психологическая симптоматика синдрома, профессиональная деформация, как следствие эмоционального выгорания.

Практическая ценность работы заключается в том, что в работе рассмотрены способы оказания психологической помощи тем медицинским работникам, у которых выражен синдром эмоционального выгорания. Данные способы могут быть рекомендованы как психологам, работающим с коллективом медицинских сестер, так и самим профессионалам для психологической самопомощи.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДРАБОТНИКА

На данный момент в Америке, Европе проведено огромное число исследований, издано большое количество литературы по изучению феномена профессионального выгорания у педагогов, медсестер, врачей, менеджеров, спортсменов, руководителей крупных компаний, а также у специалистов творческих профессий или профессий, непосредственно связанных с обслуживанием клиентов.

В отечественной психологии синдром эмоционального выгорания как психологический феномен стал активно изучаться в последние десятилетия (В.В. Бойко, О.С. Лаврова, Г.А. Макарова, Т.Н. Мартынова, В.Е. Орел, Т.И Ронгинская и др.). Однако многое  осталось  недостаточно изученным и не получило однозначного понимания.

Не существует единой точки зрения на сущность эмоционального выгорания: некоторые авторы рассматривают его как разновидность стресса, другие – как результат влияния стрессогенных факторов, так как действительно затяжной стресс может стать одним из факторов развития эмоционального выгорания.

«Напряжение» — Переживание психотравмирующих обстоятельств; Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия.

«Резистенция» — Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций; Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение» — Эмоциональный дефицит; Эмоциональная отстраненность; Личностная отстраненность (деперсонализация); Психосоматические и психовегетативные нарушения.

К. Маслач описывает такие условные группы симптомов СЭВ: физические, поведенческие и психологические.                                                                            К физическим относятся:

К поведенческим и психологическим:

— работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше; профессионал рано приходит на работу и остается надолго; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом; чувство  беспокойства; чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; человек обращает внимание на детали; подозрительность; чувство всемогущества (власть над судьбой пациента); ригидность; неспособность принимать решения; дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег; повышенное чувство ответственности за пациентов; растущее избегание; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

Г.А. Макарова, кандидат психологических наук, директор Института консультирования ППЛ (Профессиональная Психотерапевтическая Лига), выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

Изучение выделенных симптомов «выгорания» показало, что они могут наблюдаться во всех сферах развития личности, оказывая на нее разрушительное воздействие.

Факторы, оказывающие влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания

Индивидуальные факторы делятся на две подгруппы: 1) социально-демографические; 2) личностные особенности.

К социально-демографическим характеристикам относятся возраст, пол, стаж работы, семейное положение, образование. К личностным особенностям относятся личностная выносливость, индивидуальные стратегии сопротивления,  предрасположенность к стрессу, самооценка, невротизм.

Группа организационных факторов включает три составляющих: условия работы, содержание труда, социально-психологические факторы.

Под социально-психологическими факторами подразумевается наличие поддержки от администрации, наличие вознаграждения, ролевой конфликт, отсутствие значимой информации.

Несколько иная классификации факторов СЭВ была предложена В.В. Бойко. Он выделил ряд внешних и внутренних факторов.

1. Склонность к эмоциональной ригидности:

2. Интенсивная интериоризация — (восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности):

— данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в его душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Профессор Т.В. Решетова называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых специалистов покидает профессию в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень  остро переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Эмоциональное выгорание, в данном случае, ведет к безразличию и апатии.

Читайте также:  Компьютерные виртуальные игры - автореферат и диссертация по философии. Скачать бесплатно полный текст автореферата диссертации на тему Философия и история религии, философская антропология, философия культуры.

3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности имеет два аспекта:

— во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или  не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость;

— во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями.

4. Нравственные дефекты и дезориентация личности:

— возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается  неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако, как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В. Решетовой — неэмоциональность или неумение общаться;

5. Алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения) всегда связана с тревогой – трудоголизм (происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой — трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

Итак, мы видим, что обычно «синдром сгорания» представляют, как негативные изменения в состоянии  личности профессионала — то, что наносит вред человеку и его работе.

Проведенные исследования  пока не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении факторов выгорания: индивидуальные характеристики профессионала или особенности профессиональной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий, а в большей мере врачи. Человек начинает испытывать чувство внутренней опустошённости, в связи с необходимостью постоянных контактов с другими людьми, испытывающими негативные эмоциональные состояния.

Можно отметить, что феномен эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты физической, эмоциональной и когнитивной энергии, проявляющейся в симптомах физического утомления, эмоционального, умственного истощения, личной отстраненности и снижения удовлетворения от работы. Эмоциональное выгорание довольно заразно и может быстро распространиться среди сотрудников. Они становятся пессимистичными, распространяется цинизм, негативизм.

Термин «синдром выгорания» был впервые определен в 1974 году Г.Фреденбергом, американским психиатром. Это определение он отнес к эмоциональному истощению людей, приводящее к изменениям в социальной жизни и сферы общения.

Синдром выгорания схож с хронической усталостью, а по существу синдром является её продолжением. От данного состояния не застрахован никто. Представители любой профессии, даже домохозяйки, подвержены влиянию негативного отношения к собственной работе. Особенно явно это проявляется у людей с глубоким чувством ответственности, склонных принимать всё близко к сердцу, проявлять активность и творчество.

Суть этого синдрома проявляется в том, что работа, которая долгое время была желанной и любимой, перестала радовать, и, напротив, стала вызывать раздражение. У человека появляется острое нежелание идти на работу, он чувствует внутреннее напряжение. Кроме психологической реакции появляются вегетативные проявления: головная боль, проблемы сердечно-сосудистой деятельности, обострение хронических заболеваний.

Психологическое состояние выгорания Психологическое состояние выгорания может пагубно влиять на здоровье человека, семейные отношения, служебное взаимодействие.

Врачи стоят на первом месте в списке среди профессий подверженных синдрому выгорания. Распространенность синдрома оценивается в среднем от 25-80% по разным данным и профессиональным группам. Синдром выгорания обнаруживается у 80% психиатров, 61 % стоматологов, 47% онкологов. Среди терапевтов 26% имеют повышенный уровень тревоги, а 37% субклиническую депрессию. В среднем 20% от всех врачей в течение 15 лет полностью выгорают независимо от изначальных установок. 1/3 врачей используют медикаменты для коррекции своего состояния для удаления симптомов синдрома выгорания (ноотропы, малые транквилизаторы и антидепрессанты).

Цель работы — изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания врачей.

Объект – синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей.

Предмет – программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у врачей.

— определить наличие синдрома эмоционального выгорания у врачей.

Базой нашего исследования являлся медицинский центр МКМЦ «Медицинский город» г.Тюмень. В исследовании приняло участие 40 человек (врачи в возрасте от 28-65 лет). Выборку составили: мужчины – 6 человек, в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека, в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет. Данная группа испытуемых разделена на две подгруппы экспериментальную и контрольную. Контрольная группа – 20 врачей, с которыми не проводилась представленная выше программа. Экспериментальная группа — 20 врачей, с которыми была проведена программа тренинга.

Исследование проводилось нами в 2 этапа. Первый этап заключался в определении склонности врачей к эмоциональному выгоранию. Для этого была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.

Второй этап заключается в организации психологической работы по преодолению синдрома эмоционального выгорания, разработана программа, в ходе которой предназначена для оказания психологической помощи каждому участнику группы в более глубоком понимании себя как индивидуальности, принятии себя со всеми своими слабыми и сильными сторонами и создании (или восстановлении) положительной «Я- концепции».

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены основные подходы к определению сущности феномена эмоционального выгорания, систематический анализ и обобщение материалов по этой проблеме в профессиональной деятельности врачей. Рассмотрены основные механизмы и последствия эмоционального выгорания и факторы его формирования; динамика развития и психологическая симптоматика синдрома, профессиональная деформация, как следствие эмоционального выгорания.

Читайте также:  Эргонимы современного русского языка как микросистема - автореферат и диссертация по филологии. Скачать бесплатно полный текст автореферата диссертации на тему Русский язык.

Практическая ценность работы заключается в том, что в работе рассмотрены способы оказания психологической помощи тем врачам, у которых выражен синдром эмоционального выгорания. Данные способы могут быть рекомендованы как психологам, работающим с коллективом медицинских работников, так и самим профессионалам для психологической самопомощи.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

На данный момент в Америке, Европе были проведены различные исследования, изданы публикации по изучению феномена профессионального выгорания у таких категорий, как педагоги, медсестры, врачи, менеджеры, спортсмены, руководители крупных компаний, а также специалисты творческих профессий или профессий, которые имеют непосредственную связь с обслуживанием клиентов.

Отечественная психология занимается активным изучением синдрома эмоционального выгорания как психологического феномена в последнее десятилетие (В.В. Бойко, О.С. Лаврова, Г.А. Макарова, Т.Н. Мартынова, В.Е. Орел, Т.И Ронгинская и др.). Однако многие вещи остались недостаточно изученными и не получили однозначного понимания.

Отсутствует единая точка зрения на сущность эмоционального выгорания: некоторыми авторами рассматривается оно в качестве разновидности стресса, другими – результата влияния стрессогенных факторов, так как действительно затяжным стрессом может быть оказано влияние на развитие эмоционального выгорания.

«Напряжение» — Наличие переживаний психотравмирующих обстоятельств; чувства неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.

«Резистенция» — Наличие неадекватного эмоционального избирательного реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.

«Истощение» — наличие эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, личностной отстраненности (деперсонализации), психосоматических и психовегетативных нарушений.

К. Маслач описывает такие условные группы симптомов СЭВ, которые являются физическими, поведенческими и психологическими.

На физические симптомы указывает наличие:

На поведенческие и психологические симптомы указывает наличие:

— работа становится все более тяжелой, а способность к ее выполнению все меньше; профессионал рано приходит на работу и остается на долгое время; позднее появление на работе и ранний уход; берет работу на дом; чувство беспокойства; чувство скуки; сниженный уровень энтузиазма; обида; разочарование; неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности; легко возникает чувство гнева; раздражительность; человек акцентирует внимание на деталях; подозрительность; чувство всемогущества (власть над судьбой пациента); ригидность; неспособность к принятию решений; дистанционирование от пациентов и стремление дистанционировать от коллег; повышенное чувство ответственности за пациентов; растущее избегание; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

Г.А. Макарова, будучи кандидатом психологических наук, директором Института консультирования ППЛ (Профессиональная Психотерапевтическая Лига), выделил некоторые ключевые группы симптомов, характерные синдрому выгорания:

С изучением выделенных симптомов «выгорания» было выявлено, что их можно наблюдать в каждой сфере развития личности с оказанием на нее разрушительного воздействия.

Индивидуальные факторы состоят из двух подгрупп:

2) личностных особенностей.

К социально-демографическим обычно относят возрастные, половые характеристики, стаж работы, семейное положение, уровень образования. К личностным особенностям относят личностную выносливость, индивидуальные стратегии сопротивления, стрессовую предрасположенность, самооценку, невротизм.

К группе организационных факторов относятся три составляющие: условия работы, содержание труда, социально-психологические факторы.

Под социально-психологическими факторами подразумевают поддержку от администрации, вознаграждения, ролевой конфликт, отсутствие значимой информации.

Несколько иную классификацию факторов СЭВ предложил В.В. Бойко. Им были выделены некоторые внешние и внутренние факторы.

— данным психологическим явлением страдают люди, которых характеризует повышенная ответственность за порученные дела, исполняемые роли. Специалистами, работающими с людьми, воспринимается все крайне эмоционально. Каждым стрессовым случаем из практики оставлен глубокий след в его душе. Судьбой, здоровьем, благополучием субъекта деятельности вызывается интенсивное соучастие, которые приводит к сопереживанию, мучительным раздумьям и бессоннице. Профессор Т.В. Решетова объясняет это безграмотное сочувствие как полное растворение в другом, слабом границами «Я». Постепенно происходит истощение эмоционально-энергетических ресурсов истощаются и возникновение необходимости их восстановления или сбережения, применяя те или иные приемы психологической защиты. Так, некоторыми специалистами через какое-то время меняется профиль работы и даже профессия. Некоторые молодые специалисты уходят из профессии в течение первых 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Зачастую случается, что в работе профессионала происходит чередование периодов интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами неблагоприятные стороны деятельности воспринимаются особенно остро, и тогда человеком крайне тяжело переживаются стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Эмоциональным выгоранием, в данной ситуации, вызывается безразличие и апатия.

Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности обладает двумя аспектами:

— во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимостью или ну него отсутствует заинтересованность в проявлении соучастия и сопереживания субъекту своей деятельности. Соответствующим умонастроением стимулируется не только эмоциональное выгорание, но и его крайняя форма, которая характеризуется наличием безразличия, равнодушия, душевной черствости;

— во-вторых, у человека отсутствует привычка, умение поощрять себя за сопереживание и соучастие, которые он проявляет по отношению к субъекту профессиональной деятельности. Система самооценки им поддерживается иначе – используя материальные или позиционные достижения.

— возможно, профессионал обладал нравственными изъянами еще до работы с людьми, или приобрел их в ходе деятельности. Нравственный дефект обуславливает неспособность к включению во взаимодействие с деловыми партнерами таких моральных категорий, как совести, добродетели, добропорядочности, честности, уважения прав и достоинств другой личности. Нравственную дезориентацию вызывает неумение к отличию доброго от плохого, блага от вреда, который наносит другая личность. Однако, как в случае нравственного дефекта, так и в случае с нравственной дезориентацией, эмоциональное выгорание облегчается. Происходит увеличение вероятности безразличного отношения к субъекту деятельности и апатии к своим обязанностям. К этому перечню могут быть добавлены факторы, которые выделила Т.В. Решетова — неэмоциональность или неумение общаться;

Итак, можно сказать, что зачастую «синдром сгорания» представляется в качестве негативных изменений в личности профессионала — тех, что наносят вред человеку и его работе.

Проведенными исследованиями пока не даны ответы на вопросы о том, чем же в большей мере провоцируется возникновение факторов выгорания: индивидуальными характеристиками профессионала или особенностями профессиональной деятельности.

3 Профессиональная деятельность врачей как источник формирования синдрома эмоционального выгорания

Проблему «эмоционального выгорания» можно проследить в каждой области, где объект профессиональной деятельности человека — другой человек, и на взаимодействие в системе «человек-человек» влияют качества того и другого. Именно в работе с людьми, по причине предъявляемых ею таких факторов как, высокие требования, особая ответственность и эмоциональные нагрузки, потенциально содержатся в себе тяжелые переживания.

Читайте также:  Отчет по производственной практике делопроизводителя

На деятельность врачей оказывает влияние интенсивное напряженное межличностное общение, которое сопровождают разнообразные эмоциональные состояния: положительные, отрицательные или нейтральные. Эта профессиональная деятельность, вне зависимости от того, какую разновидность исполняемой работы она имеет, имеет отношение к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь людей. В связи с огромной ответственностью за свою деятельность — жизнь пациента — перенапрягаются отдельные органы и системы, возникают заболевания.

Окромя таких категорий, как профессиональные знания, умения и навыки, используют свою личность, которая выступает, в данной ситуации, в качестве «эмоционального донора». Медицина — это та сфера человеческой деятельности, где в основном происходит преобладание негативных эмоциональных состояний. Довольно ярко выражается влияние этих факторов теми видами профессиональной деятельности, где остроту проблем клиентов сочетают с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с такими категориями, как хронически больные люди, умирающие, страдающие неизлечимыми заболеваниями (СПИДом, раком и некоторыми др.) и т.д.

Врач находится в опасности высокого профессионального риска – заражения различными заболеваниями, в том числе такими заболеваниями, как парентеральные вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, туберкулез и другие инфекционные заболевания. Врач постоянно контактирует с лекарственными и дезинфицирующими средствами, чем провоцируются различные аллергические и токсико-химические поражения. Также негативно воздействуют различные излучения (радиационное, ультразвуковое, лазерное, ионизированное), которые выступают в качестве потенциальной причины для возникновения новообразований (доброкачественных и злокачественных) и других серьезных нарушений здоровья.

Выделяют три типа врачей, которые подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания:

1-й — «педантичный» — его характеризует добросовестность, возведенная в абсолют — чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле достижения образцового порядка, пусть и в ущерб себе;

2-й — «демонстративный», который стремится к первенствованию во всем, всегда быть на виду. Этот тип характеризуется высокой степенью истощаемости, выполнив даже незаметную рутинную работу;

3-й — «эмотивный», этот тип составляют впечатлительные и чувствительные люди, отзывчивые, склонные к восприятию чужой боли как собственной, что находится на грани патологии и саморазрушения.

Врач часто работает не нормировано, сверхурочно, совмещая должности или дополнительную профессиональную нагрузку (повышение квалификации, освоение новых методов), т.е. работают с частым пренебрежением времени, которое отводится на отдых и восстановление физического и эмоционального баланса организма. Интенсификация профессиональной деятельности влияет на здоровье, увеличивая уровень общей заболеваемости и распространенности хронической патологии.

Причинами возникновения психической напряженности может быть наличие высокого темпа деятельности, а также вынужденной бездеятельности, затянувшегося ожидания предстоящей деятельности, отсрочки ее выполнения или незапланированного прерывания. Всяким прерыванием деятельности вызывается у человека напряженность, поскольку он стремится к завершению дела, реализации возникшей у него потребности к достижению поставленной цели.

Также, факторами, оказывающими влияние на развитие синдрома «эмоционального выгорания», исследователи считают такие чувства, как социальная незащищенности, неуверенность в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, на которые влияет социальная несправедливость и недостаток социальной поддержки.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Проблема психического выгорания в социальных профессиях особенно актуализовалась в последнее время. На это указывалось и указывается как исследователями начала и середины XX века, так и современными авторами, занимающимися данной проблемы. В научной литературе до сих пор отсутствует однозначное определение тому состоянию человека, связанному с пресыщением им своими профессиональными занятиями. Одними авторами называется это «эмоциональным выгоранием», другими – выгоранием психическим.

Особое внимание авторами уделяются тем фактам, влияющим на появление склонности к эмоциональному выгоранию. Так, Т.В. Форманюк выделил ряд личностных, ролевых и организационных факторов, В.В. Бойко выделил некоторые внешние и внутренние факторы предпосылок, которые провоцируют эмоциональное выгорание.

Также, может быть оказано влияние на эмоциональное выгорание следующими показателями — возрастом, семейным положением, образованием, должностью, стажем работы, удовлетворенностью условиями труда:

— специалистом в зрелом возрасте определяется ряд конкретных целей, преодолевается профессиональное становление и адаптация к профессии, формируются профессиональные интересы, вырабатывается механизм профессионального самосохранения;

— семья выполняется психотерапевтическая функция, связанная с психологической поддержкой членов семьи – то есть выступает фактором, снижающим различные профессиональные стрессы. Но деструктивная семья, может сама выступить в качестве стрессового фактора, причины усугубления синдрома эмоционального «выгорания». Также, влияние оказывается феноменом «двойной занятости женщин». Даже в благополучных семьях, где женщина ощущает поддержку и тепло своих близких, она вынуждена заниматься бытовыми и хозяйственными проблемами (уборкой, стиркой, приготовлением пищи и т.д.). Постоянными перегрузка вызывается переутомление и снижаются защитные силы в борьбе против «выгорания». Самим фактом наличия семьи не снижается риск развития «выгорания» — более важный показатель — это удовлетворенность семейными отношениями;

— с эмоциональным «выгоранием» сталкиваются в основном специалисты со средним образованием. Наличием высшего образования снижаются риски возникновения «выгорания», так как высокой профессиональной подготовкой дается для специалиста различные варианты и приемы для решения профессиональных задач и проблем, которые возникли в ходе работы. Тем самым происходит снижение уровня неудовлетворенности собой, тревоги и депрессии, вызванных недостатком профессиональных знаний и умений. Высшим образованием расширяется кругозор специалиста в таких областях, как медицина, психология, конфликтология и другие науки и позволяет ожидать адекватную реакцию на сложившуюся ситуацию, нахождение эффективных путей по преодолению «выгорания», использование приемов профессионального самосохранения;

— так же, крайне важный фактор, которым может быть оказано влияние на эмоциональное выгорание, по нашему мнению, это удовлетворенность условиями труда — неблагоприятными условиями труда повышается риск развития выгорания, а благоприятные — это фактор, ослабляющий влияние профессиональных стрессов.

Профессию врача относят к профессиям, наиболее сильно подверженным эмоциональному выгоранию.

Деятельность врача характеризует большая напряженность, конфликтность, различные эмоции, приводящие к тем или иным негативным последствиям, что выступает в качестве фактора, повышающего вероятность появления синдрома выгорания. На эмоциональное выгорание в медицинской деятельности оказывает влияние также мотивация работы. Выгорают те, кто работает страстно, с особым интересом (сверхмотивация) — долгое время, оказываю помощь другим, они начинали разочаровываться, так как не удается достижения того результата, что нами ожидался. При столкновении с трудностями происходит снижение их уверенности в своей компетенции, уменьшение адекватности восприятия своих действий как правильных, вследствие чего у работника развивается кризис. Многими в этом случае бросается своя работа, и «находятся в поиске себя» в рамках других сфер деятельности, оставив за спиной эти непреодолимые трудности.

Оцените статью
VIPdisser.ru