- Что должно быть в заключении диссертации?
- Основные структурные элементы
- Где брать информацию для написания магистерской?
- Как составить план-проект магистерской диссертации
- Концепция магистерской диссертации
- Кто принимает магистерскую диссертацию
- Научная проблема в магистерской диссертации
- Отличие магистерской диссертации от дипломной работы
- Речевые клише для рецензии на магистерскую диссертацию
- Суть рецензии на магистерскую диссертацию
- Требования к магистерским диссертациям: гост, оформление
- Заключение магистерской диссертации, пример (вак) — дуплом.журнал
- Как правильно написать заключение в диссертации, требования
- Заключение
Что должно быть в заключении диссертации?
На основе материалов, представленных в заключительной части диссертации, члены совета во время защиты оценивают автора, а именно:
- его умение оперировать теоретическими знаниями, практическими навыками;
- способность полностью раскрыть тему научного изыскания, делая в заключение правильные выводы.
Грамотное и последовательное использование материалов при написании заключительной части диссертации, убедительные выводы, подкрепленные результатами практических исследований – представят автора научного труда, как специалиста высокого уровня, имеющего в своем арсенале глубокие теоретические знания, касающиеся изучаемого вопроса, способного увидеть возможность применения на практике результатов исследовательской работы в будущем.
И пусть содержание диссертации не подразумевает использование реальных механизмов, позволяющих внедрить новшество, начинающему ученому очень важно показать высокий уровень знаний, умение вести исследовательскую деятельность. Он должен рассчитывать на то, что результаты его работы в дальнейшем будут иметь практическое применение.
Основные структурные элементы
Во введении отображаются следующие пункты.
- Актуальность исследования. Автор отображает цель работы, способы проведения необходимых экспериментов, объективность полученных результатов.
- Уровень изученности проблемы. Этот критерий выявляется после систематизации источников и составления аргументированного литобзора.
- Цель, задачи. Решение поставленных задач является инструментом достижения основной цели. Для четкого соответствия глав документа поставленным задачам, используются опорные слова/словосочетания «раскрыть сущность», «проанализировать», «выявить», «аргументировать», «изучить» и т.д.
- Объект/предмет исследования. Предмет является локальной стороной научного объекта, поэтому совпадает или тесно связан с темой диссертации.
- Научная новизна. Данный признак является подтверждением уникальности проведенных экспериментов. Сюда относится изобретение новой практической методики, инновационные теоретические понятия, новая экспериментальная база и т.п.
- Основные результаты, полученные в процессе работы и выносимые на процедуру защиты.
Где брать информацию для написания магистерской?
Первый вопрос, с которым сталкиваются выпускники, желающие получить степень магистра — выбор темы. Она должна быть новой и соответствовать специальности. Кроме того, важнейшее условие при подборе темы — новизна. Следует найти нераскрытый ранее, не до конца изученный аспект, вопрос, решение которого будет актуальным и востребованным.
Достаточно сложным является поиск литературных источников, к которым относятся:
- Законодательные акты.
- Архивные документы.
- Книги, избранные сочинения.
- Научные статьи.
- Словари.
- Опубликованные доклады, тезисы.
- Авторефераты.
- Монографии.
- Статьи автора диссертации.
Поиск источников начинают в библиотеке вуза, разрешается обращаться к электронным базам рефератов и диссертаций, библиотеке Сyberleninka, журналам и спискам РИНЦ и ВАК. Учебники и научно-популярная литература не являются авторитетными изданиями, на которые можно опираться при написании магистерской.
Как составить план-проект магистерской диссертации
План магистерской диссертации представляет собой детальный перечень работ с указанием последовательности их проведения. Автор отображает собственный подход к проработке выбранной тематики, а также аргументирует рациональность использования выбранных информационных источников.
Рекомендуемое содержание плана:
- поиск, подбор, систематизация литературных источников;
- выбор необходимых методик для будущих опытов/изысканий;
- обработка данных;
- регистрация, подтверждение полученных результатов на практике;
- составление заключения.
В процессе написания диссертации, структура плана видоизменяется несколько раз (удаление блоков, смена их местоположения). Автор использует уникальное название каждого пункта, — употребление дословного названия разделов магистерской запрещается и считается ошибкой.
Концепция магистерской диссертации
Концепция открывает научному руководителю суть направлений самой работы. Помогает сформулировать принципы, по которым стоит рассматривать актуальную тему диссертация. Через концепцию автор старается донести до научного руководителя понятие работы и его мнение о материале.
Структуру концепции можно сравнить со структурой введения, которая зачастую составляет её часть:
- Одним из важнейших элементов диссертации становится пояснительная записка. В ней автор должен выложить обоснованность своего исследования. Здесь соискатель должен творчески подойти к работе. Пояснительная записка включает перечисление основных разделов диссертации. С написанием магистерской диссертации сталкиваются на выпускной кафедре. Работа является совместным трудом между руководителем и соискателем. Магистранту предоставляется работа по ранее представленному образцу. Делается это для того, чтобы автор мог корректно составлять структуру работы, делать акценты на основной части работы.
- Характеристика диссертации. С помощью характеристики руководитель может ознакомиться с основными направлениями научно-исследовательской работы, а также сделать акцент на необходимости проведении исследования.
Квалификационный уровень магистранта дает возможность магистранту на основе задания построить полноценное научное исследование.
Кто принимает магистерскую диссертацию
Чтобы магистерская диссертация была допущена до защиты, она должна иметь соответствующий вид. К защите допускается прошитая работа в твердом переплете типографского типа. Не позднее, чем за две недели до официальной даты защиты, соискатель должен представить работу на профильную кафедру. Дата сдачи работы и подпись автора указывается на последнем листе документа после основного текста.
Как только куратор проекта ознакомиться с окончательным вариантом диссертации, он даёт объективный отзыв-характеристику о проделанной работе своего подопечного. Куратор обязан дать конструктивный, обоснованный отзыв по отношению к диссертации. Достойно ли раскрыта тема в соотношении с ранее поставленными задачами и достигнутыми результатами.
Отзыв куратора передается для ознакомления заведующему отраслевой кафедры. На основании полученных материалов заведующий принимает окончательное решение о допущении соискателя на защиту для получения степени магистра, которое сопровождается записью на титульном листе научно-исследовательской работы.
В случае, когда заведующий отклонил работу и не допустил её до защиты, у магистра остаётся право оспорить решение на соответствующем заседании при участии научного руководителя и совета кафедры.
Научная проблема в магистерской диссертации
Научной проблемой считают пробел, не до конца изученную тему, область, которая затормаживает процесс развития науки или отрасли.
Правильная формулировка научной проблемы позволит соискателю определиться с направлением исследования, а также выбрать сторону, с которой будет рассматриваться данная проблема. Оттуда можно вывести объект работы, его предмет, цели и т.д.
Для того чтобы не ошибиться с правильным выбором проблемы, автору необходимо изучить большое количество литературы, ознакомиться с выводами различных кандидатов, учёных, определить какие теории были выдвинуты до решения данной проблемы.
Зачастую авторы определяются с научной проблемой на этапе поиска и обработки источников информации. Конкретизировать и грамотно поставить суть проблемы можно сразу после одобрения теоретического раздела диссертации.
Иными словами, к окончательной формулировке научной проблемы автор приводит после написания основной части, когда уже были задействованы научные труды, «от» и «до» взвешены все достоинства и недостатки существующих теорий, определены их роли в развитии науки.
Чтобы научная проблема звучала корректно и конкретизирована, при написании её автор должен придерживаться определенной схемы действия:
- Подтверждение рациональности поставленной проблемы.
На этом этапе соискатель должен показать свою заинтересованность в исследовании, рвение к новым открытиям. Чтобы исследование прошло максимально продуктивно, недостаточно сидеть над литературой и изучать. Важно, чтобы автор с интересом выполнял исследование. При личной заинтересованности определить необходимость перемен будет намного проще.
Найти проблему исследования – всего лишь малая часть. Необходимо корректно подтвердить её актуальность и необходимость решения для заполнения пробелов в науке. Положительный исход будет только в том случае, если автор определит значимость рассматриваемого вопроса и его роль в развитии научной мысли, жизни.
- Соотношение научной проблемы и поставленной цели
Здесь очень важно, что поставленная цель исследования способствовала решению проблемы, захватывая все её сферы. Поэтому для формирования цели работы автор должен учитывать выявленные в работе противоречия и разработать мероприятия по совершенствованию ситуацию.
- Подтверждение новизны работы и значимость проблемы в целом
Решение проблемы должно указывать на значимость исследования. Решаться проблема должна относительно новыми способами, с наименьшими затратами, а полученный результат должен быть эффективнее, чем у всех предшественников.
- Грамотная постановка проблемы.
Половина успеха зависит от грамотной формулировки проблемы. Не столь важно, как она будет решаться, если у автора не получится грамотно её описать. Чтобы формулировка соответствовала всем стандартам, необходимо придерживаться следующего:
- Никаких фантазий. Проблема должна быть реальной с реалистичной разрешимостью.
- Четкая формулировка вопроса научной проблемы
- Окончательный вариант проблемы возможен после написания основной части.
Автору необходимо уделить большое внимание формированию проблемы. По сути, она является второй гипотезой, которую на протяжении всей диссертации автор должен грамотно и корректно подтвердить. Неграмотное отражение проблемы в диссертации приводит к негативным последствиям на её защите.
Отличие магистерской диссертации от дипломной работы
Каждый ВУЗ предоставляет свои уникальные отличия между магистерской и дипломной работой. Иногда разница может быть незначительна. Но бывает, что работу одного ВУЗа могут не принять в другом из-за существенных изменений.
Но общее то, что магистр более высокая и серьезная ступень высшего образования, а это значит, что объём такой работы больше и сложнее по содержанию , чем дипломная.
Магистерская работа должна отличаться оригинальностью, наличием своеобразных, никем не повторим идей по выбранной теме. Для этого необходимо пересмотреть большое количество литературы. В отличие от дипломной работы, список источников, по которому необходимо работа, составляет порядка 80-100.
Каждый параметр в диссертации должен сопровождаться выводами. Уникальность некоторых текстов порой должна достигать 90%. Неотъемлемой частью диссертации считается и научная часть, которая включает в себя актуальность, цель и задачи. Вся работа построена на решении этой задачи.
Защита магистерской диссертации – серьёзное мероприятие. При успешной защите, кандидату присваивается степень «магистр», позволяющей продвинуться вверх по карьерной лестнице. В одних ВУЗах по списку требований магистерская диссертация ближе к дипломной работе, а в других схожа с кандидатской диссертацией.
Большинство правил, которых следует придерживаться, носят формальный характер. Они нигде не прописаны, но соблюдать их обязательное условие. Перед тем, как приступить к написанию магистерской стоит помнить, что данная работа подтверждает профессиональные знания, которые относят ко второй ступени высшего образования.
Речевые клише для рецензии на магистерскую диссертацию
Раздел | Клише |
---|---|
Актуальность | Актуальность темы обусловлена … Исследование посвящено актуальной теме … Автор рассматривает важные вопросы…. |
Краткое содержание | Исследование состоит из введения, … глав, заключения … приложений и т.п. В начале исследования автор указывает на … Автор анализирует имеющиеся источники по этой проблеме … Исследователь рассматривает вопрос … Автор (ученый, научный работник) доказывает, что … Аргументировано утверждается мнение, что .. |
Формулирование основного тезиса | Основная проблема исследования заключается в … В работе на первое место выдвигается вопрос о … |
Общая оценка: позитивная | Автор внимательно анализирует взгляды оппонентов … Идея автора … довольно производительная (плодотворная, оригинальная, новаторская) … Работа важна нестандартными подходами к решению … Трудно не согласиться с … Мысли (положения) автора о … сформулированы четко (доказательно, убедительно) Выводы автора достоверные и результативны. Они основываются на анализе значительного фактического материала … Несомненной заслугой автора следует считать новый подход к решению … предложенную классификацию … способы обобщения … определенные уточнения существующих понятий |
Общая оценка: неоднозначная | Стоит отметить определенные дискуссионные моменты … Такая постановка вопроса не является однозначной…. Однако, интересные мысли не подкреплены фактами … размышления автора кажутся декларативными … Все же работа заслуживает положительной оценки. Автор довольно интересно проанализировал современное состояние проблемы. В то же время, по нашему мнению, анализ мог быть более глубоким и содержательным… Справедливо указывая на … автор ошибочно считает, что… |
Недостатки работы | Сомнение вызывает целесообразность (корректность, производительность) такого подхода … Среди недостатков исследования – чрезмерная (неоправданная) категоричность выводов автора… Существенный (серьезный) недостаток работы заключается в … (неубедительности доказательств, упрощенном подходе к … отсутствии четкой характеристики … отсутствии критической оценки … К просчетов работы принадлежат … Методически работа построена нерационально, следовало бы сократить … Вне рассмотрения исследования остались вопросы … Автор не рассмотрел вопросы, непосредственно касающиеся темы исследования… Указанные недостатки носят сугубо локальный (рекомендательный) характер и не влияют на окончательные результаты исследования… Указанные замечания не влияют существенно на общую положительную оценку работы |
Выводы | В целом это интересная и полезная работа.. Таким образом, рассматриваемое исследование заслуживает положительной (высокой) оценки… Работа соответствует всем требованиям, может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает присуждения … (ученой степени …) |
Суть рецензии на магистерскую диссертацию
На итоговую оценку магистерской работы влияет ее качество, оценка рецензента и руководителя.
Рецензент – это автор рецензии на научную работу.
Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2022 № 27Э-ФЗ, на магистерскую диссертацию рецензия должна быть написана специалистом с кандидатской или докторской ученой степенью.
В рецензии рассматривается актуальность и специфика темы, соответствие работы заявленной теме, глубина раскрытия темы, дается оценка практического применения результатов исследования, анализируются слабые и сильные стороны работы. На основе этого рецензент дает итоговую оценку работе.
Отличие рецензии от отзыва в том, что в ней содержится профессиональный независимый взгляд на работу, с детальным разбором положительных и отрицательных моментов. В свою очередь, магистрант может ответить на замечания во время защиты, если у него есть веские аргументы, подтверждающие его правоту.
Требования к магистерским диссертациям: гост, оформление
Написание магистерской включает следующие этапы:
- Выбрать тему. Лучшим решением будет обращение за рекомендацией к руководителю. Также можно выбрать углубленное изучение вопроса, над которым работали в дипломе. При этом необходимо учесть основную задачу — обязательную новизну исследования, даже по теме, которая многократно обсуждалась в других работах.
- Составление плана. Прежде тем как написать магистерскую диссертацию, необходимо составить план-проект — подробный перечень с последовательностью проведения всех работ. В него входит: поиск литературных источников, выбор эффективных методов исследования, проведение изысканий, опытов, обработка данных, регистрация результатов, написание заключения.
- Составление библиографического списка. Важный этап в написании работы, в его процессе придется изучать труды авторитетных ученых, научные статьи и использовать свежую информацию.
- Работа над диссертацией, включающая написание текста в соответствии с требуемой структурой, проведение опытов и экспериментов, получение апробации. Для успешной защиты необходимо уделить внимание подготовке наглядного материала: плакатов, моделей, слайдов и т.п. Данный этап занимает от 6 месяцев до 1 года.
Магистерская диссертация оформляется в соответствии с методическими рекомендациями учебного заведения и с требованиями пяти ГОСТов:
- ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
- ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам».
- ГОСТ Р.7.0.11-2022 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления».
- ГОСТ 7.32-2001 «Разработка отчетов НИР».
- ГОСТ Р7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Общие требования к написанию и оформлению магистерской выпускной квалификационной работы:
- Текст магистерской диссертации излагается в научном стиле и логической последовательности структурных единиц текста, с обязательным подведением промежуточных и итоговых выводов.
- Магистерская набирается в режиме односторонней печати на стандартных листах формата А4. Рекомендуемый шрифт Times New Roman, 14 кегль, размер междустрочного интервала – 1,5.
- При подсчете общего количества листов используется сквозная нумерация. Титульный лист входит в число страниц, но номер на нем не проставляется.
Заключение магистерской диссертации, пример (вак) — дуплом.журнал
Заключение – обязательный структурный раздел любого масштабного исследования, уже знакомый студентам по курсовым работам. Заключение выполняет сразу несколько функций: с одной стороны, именно там впервые подводится итог всему предшествующему материалу, с другой – заключение представляет собой своеобразный «реферат» диссертации, помимо выводов там также описывается ход и содержание исследования.
С этой точки зрения заключение имеет много общего с введением, и это действительно так. Введение и заключение – зеркальные композиционные разделы, образующую некую «арку», возвышающуюся над основной частью диссертации. Они открывают и замыкают (закрывают) исследование.
По этой же причине структура заключения диссертации может отчасти соответствовать структуре введения. Это связано с тем, что в заключении могут повторяться некоторые элементы введения, но более свободно и уже с другого ракурса. Особенное внимание следует уделить цели и задачам, а также гипотезам. Первое должно быть представлено теперь как успешно достигнутое (желательно), а гипотезы – как доказанные или опровергнутые.
Защита диссертации проходит в рамках диссертационного совета, и в случае магистерской – ввиду того, что магистерская диссертация является выпускной квалификационной работой, – его роль выполняет ГАК (государственная аттестационная комиссия). По этой причине уместнее говорить именно о её требованиях (а не ВАКа, т.е. высшей аттестационной комиссии, принимающей кандидатские и докторские), а также о внутривузовских требованиях, регламентируемых в методических рекомендациях. Как правило, эти требования выглядят следующим образом:
Успешная реализация ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры – залог не только ликвидации негативных последствий задержки психического развития, но и будущей социальной интеграции. Усвоенные, «примеренные» ребёнком роли ложатся в основу будущих социальных взаимоотношений, а процессы развития речевых и коммуникативных качеств, сопровождающие сюжетно-ролевую игру, вносят существенный вклад в общее развитие ребёнка.
Важными особенностями сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста являются комплексный характер воздействия, обогащение культурно-социального опыта, овладение различными формами отношений и действий, широкое творческое развитие. Сюжетно-ролевая игра по своей природе является подлинно творческой игрой, в ней происходит постоянное качественное преобразование, развитие знаний и впечатлений, умений ребёнка. Всё это в совокупности делает её формой практического познавания окружающего мира, а также одним из важнейших средств личностного и творческого развития. По этой причине для полноценного развития детей дошкольного возраста просто необходимо пользоваться потенциалом творческой, сюжетно-ролевой игры.
Изучая различные теоретические источники, нетрудно прийти к выводу, что ролевые взаимоотношения, являющиеся основной сюжетно-ролевой игры, уже многие десятилетия исследуются в рамках различных наук – от педагогики до возрастной психологии, а также в сфере, объединяющей эти научные направления – в теории педагогической коррекции.
Эти исследования утверждают, что сюжетно-ролевая игра является естественным этапом развития ребёнка. В дошкольный период игра является основной, ведущей деятельностью ребёнка. Начинаясь от предметной – сначала неспецифической, затем специфической – и переходя к сюжетно-ролевой, ребёнок проходит естественные стадии развития не только своей личности, но и многих психических процессов. Возникновение способности принимать на себя роль, и следующее за этим освоение множества различных ролей в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с нормальным развитием органично наступает в период старшего дошкольного возраста. В случае детей с задержкой психического развития данный процесс требует дополнительной, внешней стимуляции, иначе говоря – коррекционно-педагогической работы.
Необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию ролевых взаимоотношений определяется и тем, что сюжетно-ролевая игра может оказывать поистине неоценимую помощь в рамках развития мыслительной и речевой активности детей. Помимо этого, сюжетно-ролевая игра успешно стимулирует развитие и основных психических процессов.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений со стороны как педагога-дефектолога, так и воспитателя позволяет обогатить содержание игр дошкольников, сделать сюжеты более интересными, сложными и развитыми. С этой точки зрения сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как самовоспроизводящийся феномен, строящийся на постоянном импровизационном обновлении, а также творческой активности детей.
Рассматривая конкретные случаи детей с задержкой психического развития, был сделан ряд практических выводов, во многом подтверждающих теоретические наработки большинства исследователей.
Задержка психического развития на данном возрастном этапе характеризуется в том числе сниженной заинтересованностью, инертностью, апатичностью детей, а её наиболее негативным последствием является дефицит общения на предшествующих этапах развития ребёнка. Вследствие этого, главной задачей педагога-дефектолога на первом этапе коррекционной работы является пробуждение детского непосредственного интереса путём «заражения» их примером собственной увлечённости и позитивного настроения в рамках сюжетно-ролевой игре.
Ввиду того, что основным содержанием ролевых взаимоотношений является речевой компонент, а также учитывая тот факт, что диагностика принятия или непринятия ребёнком той или иной роли строится в первую очередь на словесном подтверждении осознанности игры, не менее важной задачей становится стимулирование развития речевой деятельности. Естественный путь развития ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития – это движение от осознания ребёнком факта принятия им роли, подтверждённого словесным согласием, до возникновения у ребёнка ролевых высказываний и – на заключительном этапе – ролевых бесед как с педагогом-дефектологом или воспитателем, так и со сверстниками.
С целью пополнения корпуса теоретических источников по рассматриваемой теме были предложены разработанные в рамках исследования методические рекомендации, ставшие итогом проведённой практической работы, направленной на развитие ролевых взаимоотношений с помощью коррекционно-педагогических средств.
Как правильно написать заключение в диссертации, требования
Заключительная часть проведенной исследовательской работы должна подвести итог, показать неоспоримость полученных результатов. Достичь этого можно, благодаря использованию специальных фраз, например, «Анализируя полученные результаты, можно подвести итоги…», «Благодаря полученным результатам, можно сделать следующие выводы…» и т.п.
Выводы и рассуждения излагаются в том порядке, в котором они рассматривались в процессе исследования. Вот пример:
- В начальных главах нами было рассмотрено…
- Во второй части нашей работы были выявлены следующие проблемы…
- В последующих главах нами были предложены варианты решения следующих проблем…
- Благодаря результатам проведённого эксперимента, мы получили следующие результаты…
Наличие в составе исследовательской работы теоретического и практического разделов подразумевает освещение данного факта в финальной части. Вот примерный вариант написания заключения, учитывая вышесказанное: «Основываясь на заключениях, полученных при изучении теоретических аспектов влияния предмета (вопроса)
Заключительная часть магистерской работы (рассмотренная выше) должна иметь в своем составе все необходимые части: это и логические выводы, построенные на результатах проведенных испытаний, и конкретные решения, полученные в процессе работы над вопросами, поставленными при написании диссертации.
Заключение
Рецензия на магистерскую диссертацию — это оценка магистерской работы сторонним специалистом, которая влияет на итоговую оценку.
Рецензент — автор рецензии, который должен иметь кандидатскую и докторскую ученую степень.
Рецензия влияет на итоговую оценку, но это не “приговор”. Если рецензент находит ошибки в работе, с ним можно договорится: исправить недостатки и вновь отдать работу на рецензию.
Кроме того, если работа сделана качественно и защита прошла успешно, то комиссия может принять во внимание рецензию с оценкой “хорошо”, но в итоге поставить “отлично”.
На это не значит, что рецензия совсем не имеет значения. На итоговую оценку влияет множество факторов (актуальность исследования, общее качество работы, оформление, положительная рецензия, качество выступления на защите, ответы на вопросы, общая репутация автора работы). Среди них невозможно выбрать важные и второстепенные. Важны все.