- Из чего состоит структура магистерской диссертации
- Написание введения
- Планирование диссертационного исследования
- Приложения в магистерской диссертации
- Пример введения магистерской диссертации по психологии
- Пример плана магистерской диссертации по экономическим наукам
- Примерные темы магистерских диссертаций
- Пример заключения магистерской диссертации по психологии
Из чего состоит структура магистерской диссертации
Общепринятая структура магистерской диссертации выглядит следующим образом.
Элемент | Содержание | Объем |
---|---|---|
Титульный лист, титулка, титульник, обложка | Первая страница работы, на которой указывается название образовательного учреждения, кафедры, название и тип работы, дисциплина и специальность, данные автора работы и информация о научном руководителе. Внизу страницы указывают город и год защиты. В зависимости от требования кафедры, могут отдельно указываться данные рецензента, информация о дате защиты и т.д. | 1 страница |
Содержание или оглавление | Пишется в самую последнюю очередь, когда все структурные части готовы и уже не будут переделываться. В оглавлении указываются все части работы, даже те, которые не считаются в общем объеме диссертации — список литературы и приложения. Пространство между названием главы или подглавы и номером страницы заполняется точками. После номера страницы точку не ставят. Названия глав и параграфов пишут без отступов слева | 1-2 страницы |
Список обозначений и сокращений | Все обозначения, сокращения и аббревиатуры, использованные в тексте, с расшифровкой. В этот же список добавляются авторские сокращения, сокращения, используемые на конкретной кафедре и т.д. Оформляется список сокращений на одном листе в виде двух колонок: в первой — сокращение, во второй — расшифровка. Располагается список сокращений между оглавлением и введением | 1-2 страницы |
Введение | Во введение описывают основные параметры работы: ● тему; ● актуальность; ● научную новизну; ● цели и задачи исследования; ● объект и предмет исследования; ● методы исследования. В конце введения описывается структура работы. Введение по объему не превышает 2-3 страниц. В нем не допускается использование графических элементов | 2-3 страницы |
Основная часть | Самый большой структурный элемент, за счет него набирается требуемый объем работы. Объем основной части варьируется в диапазоне 60-80 страниц, точный объем зависит от дисциплины. Количество глав зависит от дисциплины и темы исследования. Количество страниц каждой из трех глав рекомендуется делать одинаковым, не допуская слишком больших разниц в размере | 80% общего объема работы |
Заключение | В заключении автор работы кратко описывает актуальность, цели и задачи исследования и сообщает, что удалось достичь и какие трудности у него возникли. Также в заключении описываются выводы на основе полученных результатов исследования, обосновывается научная новизна исследования. Приводится мнение автора по проблеме, его прогнозы на дальнейшее развитие исследования вопроса | 2-3 страницы |
Список источников (литературы | Список использованной литературы или библиографический список содержит все источники, которые автор использовать в работе. Важно, чтобы на них были ссылки в основном тексте. В зависимости от дисциплины к возрасту источников предъявляются отдельные требования. Чаще всего требуется, чтобы они были не старше 5 лет. Объем списка литературы не нормирован. Сам раздел в общем объеме работы не учитывается | Ограничений по объему нет |
Приложение | Раздел, который всегда размещают в конце работы. В него выносят справочную информацию, которую из-за объема автор не смог поместить в основной текст работы. Упоминая материалы в тексте, он указывает ссылку на конкретный файл. Справочная информация из приложения должна подтверждать тезисы автора работы. В приложение выносятся все виды графических материалов. Объем приложения не регламентируется. При подсчете общего объема работы приложения не учитываются | Ограничений по объему нет |
Автореферат, рецензия и отзыв научного руководителя прикладываются к магистерской диссертации, но в ее структуру не входят.
Написание введения
Введение – это, вероятно, самая «туманная» часть работы. Ведь студенту
предстоит сделать то, чему, как правило, не учат: обосновать актуальность
темы, обозначить объект, предмет, цели и задачи работы и так далее. Не
претендуя на полноту освещения этих понятий, остановимся на них кратко.
Актуальность
показывает важность изучения темы в наше время.
Причем важным может быть не только объект, который вы исследуете, но и способ,
которым это делается. С актуальностью связана – но не исчерпывается ей –
новизна
исследования.
Описание
теоретической разработанности
темы напрямую зависит
от того, насколько вы ее изучили и какие книги прочли. Здесь вы излагаете все,
что в науке было сделано «до вас» (применительно к вашей теме).
Объект исследования
– это в целом то, что вы изучаете. А вот
предмет
– это какая-то часть, какой-то аспект объекта, на
который направлено ваше внимание. Кстати, такое разделение характерно только
для российской науки.
Цель
исследования – то, ради чего, собственно, все и
затевается. Вы хотите решить некую научную проблему, ответить на вопрос – это
и есть ваша цель. То есть цель – это тот результат, на который вы
ориентированы. Для достижения цели необходимо решить
задачи
(их, как правило, от 3 до 5), то есть совершить
конкретные шаги к этой цели.
Гипотеза
– это некое предположение, которое нужно вам, чтобы
свое исследование осуществить. Если цель – это конечный результат, задачи –
шаги к нему, то гипотеза – ваш проводник на этом пути. Именно гипотеза
«организует» научный поиск: вы предполагаете, что научную проблему можно
решить вот таким образом – и отсюда уже стартует ваше исследование.
Методология
у каждой науки своя (хотя существуют и
междисциплинарные методы исследования). В целом это те принятые в научном
сообществе способы, с помощью которых ученые осуществляют свою деятельность. В
отношении методологии лучше всего проконсультируйтесь с вашим преподавателем.
Научно-практическая значимость
– это то, каким образом вашу
работу можно использовать «на практике» – в производстве, науке, образовании и
так далее.
Планирование диссертационного исследования
Просто невероятно, как сильно могут повредить правила, едва только наведешь во всем слишком строгий порядок.
Г. Лихтенберг
Важнейшей предпосылкой эффективной работы и успешного завершения диссертационного исследования является правильная организация научной работы. В ее основе — строгое временное планирование работы над диссертацией и связанных с нею мероприятий. Единственный путь достижения положительного результата — тщательно планировать работу и неукоснительно следовать плану собственной работы.
Планирование диссертационного исследования и связанных с ним мероприятий является мощным организационным стимулом. Естественно, что план должен строго исполняться. Корректировать план в принципе допустимо, но только в одну сторону — в сторону опережения.
Планирование диссертационного исследования имеет ряд существенных особенностей, по сравнению с общим планированием научного исследования, которое было рассмотрено в гл. 9. Прежде всего, оно отличается составом документов. Для эффективной научно-исследовательской работы, своевременных публикаций и обсуждения результатов диссертационного исследования на весь период проведения исследования разрабатывают индивидуальный план работы аспиранта (магистра), структура и содержание которого обычно регламентируется вузом. Этот документ ежегодно уточняется в годовом (а для магистров — в семестровом) плане работы.
Тема диссертационного исследования обычно утверждается ученым советом вуза не позднее трех месяцев со дня начала подготовки. Пра1сгика подготовки научно-педагогических и научных кадров показывает, что на заседании кафедр (ученого совета факультета) целесообразно рассматривать не только формулировку темы, а также и план-проспект диссертации.
План-проспект — это синоним развернутого плана, который представляет собой развернутое реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. В плане-проспекте указываются: тема исследования и основные показатели работы — ее актуальность и новизна;
объект и предмет исследования; цель и задачи исследования; ожидаемые научные результаты, которые будут выноситься на защиту; содержание диссертации (наименование разделов) с максимально возможной детализацией структуры работы. Обычно план-проспект детально конкретизирует содержательную часть разделов диссертации, приведенную в предыдущем параграфе, применительно к конкретной научной отрасли знаний, предмету, теме и ограничениям исследования. От этого зависит не только содержательная часть, но и применяемые методы исследования.
План-проспект диссертации не является догмой. В ходе работы возможны уточнения наименования разделов, подразделов и пунктов. На конечном этапе исследований по итогам работы допускается уточнение формулировки темы. При этом окончательное название должно соответствовать содержанию диссертации.
На основе утвержденного плана-проспекта аспирант (магистрант) под руководством научного руководителя составляет индивидуальный план на весь период обучения в аспирантуре (магистратуре). В индивидуальном плане, помимо этапов и мероприятий научного исследования, необходимо спланировать разработку и представление материалов для публикации, участие в научных семинарах, конференциях, апробации, реализации, другую плановую научную и учебную работу. Индивидуальный план обсуждается на заседании кафедры и утверждается проректором по научной работе вуза не позднее трех месяцев с начала обучения.
План исследования и разработки диссертации (примерный вариант такого плана на два года магистратуры представлен в табл. 11.1) может оформляться как составная часть индивидуального плана работы магистранта, и вместе с ежедневником, расписанным по часам, он должен быть непреложным правилом, а 10-12-часовой рабочий день — нормой.
Аспиранты ежегодно, а магистры один раз в семестр отчитываются на заседании кафедры о выполнении индивидуального плана. В ходе отчета заслушивается отзыв научного руководителя по итогам работы аспиранта (магистра) за год (семестр).
Этап | Сроки | Мероприятия |
1 | Определение совместно с научным руководителем направления научного исследования, цели, объеюа и предмета исследования, его границ | |
2 | Постановка научной задачи исследования, утверждение темы диссертации на кафедре | |
3 | Разработка плана-проспекта магистерской диссертации и плана работы над диссертацией | |
4 | Подбор и изучение литературы, поиск информации по теме диссертации в Интернете | |
5 | Анализ вторичной научной информации и существующих теоретических и эмпирических методов исследования | |
6 | Обоснование научно-практической актуальности темы, основных противоречий темы и возможных путей их решения Определение рабочих гипотез исследования и прогностического научного результата | |
7 | Подготовка выступления на внутривузовской конференции (научном семинаре) | |
8 | Производственная практика, разработка методических материалов по теме исследования | |
9 | Написание введения, проведение исследований и оформление материалов первой главы диссертации | |
10 | Подготовка выступления на научной конференции по теме исследования | |
11 | Разработка методики проведения исследования. Подготовка и проведение эксперимента (экспертизы, опроса), обработка и обобщение результатов. Проверка рабочей гипотезы. Разработка математической модели, проверка экспериментальных данных в ходе моделирования | |
12 | Участие в НИР, проводимой по плану научной работы факультета (кафедры, инициативной). Участие в разработке отчета о НИР | |
13 | Подготовка научной статьи по теме исследования в научный журнал | |
14 | 05.02.18 | Выступление на межвузовской научной конференции |
15 | Написание второй главы магистерской диссертации. Обобщение, анализ результатов эмпирического исследования и синтез новых результатов | |
16 | — о «-Л — О о к> 00 CjO | Уточнение существующей научной теории. Разработка практических рекомендаций |
17 | до 25.04.18 | Подготовка статьи в российское рецензируемое периодическое издание |
18 | Написание третьей главы и заключения диссертации. Представление авторских материалов и участие в разработке отчета о НИР | |
19 | Преддипломная практика, реализация и внедрение результатов исследований в НПО <…> | |
20 | 10.04.19 | Выступление на межвузовской научно-практической конференции |
21 | 15.05.19 | Завершение оформления диссертации и представление ее комиссии |
22 | 25.05.19 | Апробация диссертации, устранение замечаний комиссии и кафедры |
23 | 01.06.19 | Представление диссертации в ГАК, сбор отзывов, подготовка и проведение защиты диссертации |
Приложения в магистерской диссертации
Наличие приложений не является для магистерской диссертации строго обязательным, нормативными документами их количество не регламентировано, они не учитываются при определении общего объема текста, представляющего результаты исследования.
Тем не менее, к оформлению и содержанию приложений предъявляются определенные общие требования:
- все страницы, на которых они размещены, должны иметь сквозную нумерацию с основным текстом работы;
- каждому нужно присвоить номер, указанный в специальном заголовке, располагаемом справа в углу листа;
- на них обязательно следует оформить ссылки в тексте диссертации.
Основное назначение любых приложений – перенос занимающего полезный объем многостраничного, иллюстративного, громоздкого, уточняющего, но раскрывающего полезные и выигрышные аспекты проведенного по теме исследования материала, из основного текста в конец диссертации (после библиографии).
Они позволяют более многоаспектно раскрыть достижения магистранта, свидетельствующие о профессиональной зрелости и вкладе в соответствующие отрасли науки и практики.
Учитывая то, что диссертации готовятся к защите магистрантами различных направлений подготовки (технических, гуманитарных, медицинских, сельскохозяйственных и др.) по самым разнообразным темам, наполнение и оформление приложений в них может быть самым разнообразным. Наиболее универсальными вариантами являются:
- фотографии (каждую следует снабдить подписью и кратким комментарием, чтобы было четко ясно, что на ней происходит, становилась очевидной ее значимость в контексте исследования);
- подробное описание диагностических методик (например, проективных, тестовых);
- сценарии мероприятий, упражнения, логические структуры тренингов, игры;
- большие таблицы, содержащие многокомпонентные данные;
- копии, сканированные варианты исторических документов, страниц первоисточников (в том числе, на иностранных языках);
- рисунки, чертежи, схемы, модели, изображения, диаграммы.
Несмотря на необязательность оформления приложений, их богатство и насыщенность традиционно принимаются во внимание при выставлении итоговой оценки членами аттестационной комиссии на защите. Но реальная практика свидетельствует, что защищаемые результаты исследования с большим трудом воспринимаются адекватно, если представленный текст магистерской диссертации излишне перегружен.
Поэтому при подготовке приложений важно достичь рационального баланса между их количеством и объемом основного текста магистерской диссертации. Нецелесообразно искусственно наращивать их за счет общеизвестных и легкодоступных материалов, на которые достаточно просто сослаться, не копируя полностью.
Пример введения магистерской диссертации по психологии
Тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре».
Объект исследования: ролевые взаимоотношения детей старшего возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста, и разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: развитие ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре будет успешным, если:
В процессе коррекционно-педагогической работы будут учтены:
- уровень развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- особенности сформированности компонентов сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений будет направлена на:
- развитие умения ставить игровые задачи взрослым и сверстникам, принимать их или тактично от них отказаться;
- обогащение игрового опыта детей с задержкой психического развития;
- на развитие ролевых способов решения игровых задач;
- активизирующее общение воспитателя с детьми в игре;
- формирование положительных взаимоотношений с окружающими.
Задачи исследования:
- Изучить и теоретически обосновать необходимость развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Выявить уровень развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
- Работы И. Ф. Марковской, К. С. Лебединской, Е. С. Слеповича, рассматривающие проблемы задержки психического развития в контексте игровой деятельности детей;
- Исследования сюжетно-ролевой игры психологами (Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др.) и педагогами (Р. И. Жуковской, А.П. Усовой, Н. Я. Михайленко и др.). Эти исследования играют особое значение, т.к. овладение навыками сюжетно-ролевой игры – одно из наиболее важных требований к успешному становлению основных психических процессов, а также социализации детей. Исходя из этого, особое значение представляет не только участие детей в данных игровых процессах, но также и коррекционная работа в закреплении оптимальных установок, связанных с ролевыми взаимоотношениями в контексте сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседа, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Теоретическая значимость исследования:
- проведен анализ изученности проблемы развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- обоснована необходимость и целесообразность использования сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений между детьми с задержкой психического развития.
Практическая значимость:
- разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
- результаты исследования могут быть использованы в организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.
Структура исследовательской работы.
Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.
В первой главе «Теоретическое изучение проблемы развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» представлена теоретическая база, содержащая понятия и характеристики развития ролевых взаимоотношений, и роли сюжетно-ролевой игры в их развитии.
Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» представлена программа констатирующего этапа эксперимента, продемонстрированы количественные результаты исследования и качественный анализ полученных данных, позволяющие сопоставить теоретические данные с состоянием развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В третьей главе «Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.
В заключении, подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Выпускная квалификационная работа состоит из 80 страниц, 3 таблиц и диаграммы. Список литературы включает в себя 73 источника.
Пример плана магистерской диссертации по экономическим наукам
Рассмотрим на наглядном примере план магистерской диссертации. Первая глава включает в себя обзор теоретических источников исследуемой проблемы. Примерное название первой главы — «Теоретические основы макроэкономического регулирования банковского сектора».
Глава должна состоять из 2-4 параграфов в зависимости от специализации студента и темы работы. Как правило, она включает 3 параграфа. В первом из них делается обзор литературных источников, в которых исследовалась данная проблема. Примерное название для первого параграфа — «История развития экономической мысли 20-го века в области управления рисками».
Во втором параграфе можно остановиться на обзоре международного опыта решения проблем, выявленных в описанных источниках. Например: «Система риск-менеджмента в развитых странах: опыт макроэкономического регулирования».
Наконец, в третьем параграфе можно раскрыть накопленный отечественный опыт решения указанных проблем. Например: «Опыт российского регулирования системы управления рисками на макроэкономическом уровне».
Во второй главе анализируется объект исследования. Название второй главы должно плавно вытекать из первой. Так, если в первой главе изучались теоретические основы макроэкономического регулирования банковского сектора, то вторая глава должна быть посвящена анализу систем макроэкономического регулирования на объекте практики, например, в конкретном банке. Примерное название второй главы — «Реформирование системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».
Вторая глава состоит, как правило, из 2-3 параграфов. В первом параграфе целесообразно изучить объект практики и выявить основные проблемы, присущие ему в области изучаемого вопроса. К примеру: «Основы построения системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».
Второй параграф должен быть посвящен выявлению проблем, присущих объекту практики в изучаемом в теоретической части вопросе. Например: «Организация системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ: основные проблемы и недостатки».
Третья глава должна быть посвящена решению проблем и разработке конкретных моделей и рекомендаций по их решению. Примерное название главы — «Совершенствование системы риск-менеджмента в ПАО Банк ВТБ».
Тогда первый параграф должен состоять из анализа основных путей решения проблемы и выявления наиболее оптимальных из них. К примеру: «Направления оптимизации системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».
Во втором параграфе третьей главы следует разработать конкретную модель по устранению выявленных проблем. Например: «Построение многофункциональной модели управления рисками в ПАО Банк ВТБ».
Наконец, третий параграф может состоять из оценки предложенной модели и составления прогноза на ближайшую перспективу. Как пример: «Анализ предложенных мероприятий по построению системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».
Таким образом, третья глава должна также состоять из 2-3 параграфов. Как правило, магистры включают в нее только два параграфа из-за того, что им трудно разработать собственную модель. Это уже является задачей для соискателя на степень кандидата наук.
Итак, правильно составленный план магистерской диссертации – уже половина пути к ее успешной защите. Ведь, в конечном итоге, книгу ценят по обложке. А многие члены комиссии даже не будут читать вашу работу, а лишь остановятся на ее плане. И они будут задавать вопросы, исходя именно из него.
Примерные темы магистерских диссертаций
Примеры тем магистерских диссертаций по менеджменту, экономике, финансам
- Анализ и контроль деятельности государственных корпораций на основе системы стратегических показателей.
- Стратегический анализ денежных потоков и оценка перспективной платежеспособности компании.
- Бюджетный анализ и аудит эффективности управления финансами.
- Маркетинговые инструменты развития бизнеса на ранних стадиях кризиса.
- Организационно-экономический механизм управления инновационными проектами.
- Разработка системы стратегического управления проектами в компании.
- Актуальные направления взаимодействия финансовой политики компании с финансовой политикой государства.
- Современный рынок электронных финансовых услуг.
- Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности компании.
Примеры тем магистерских диссертаций по логопедии, образованию, педагогике
- Обучение детей с нарушением интеллекта социальному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности.
- Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.
- Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Семейно-ориентированное сопровождение коммуникативного развития младших школьников.
- Развитие творческих способностей у детей старшего школьного возраста в процессе интеграции искусств.
- Организация личностного и профессионального роста педагога дошкольного образования в процессе деятельности.
Примеры тем магистерских диссертаций по юриспруденции, гражданскому, уголовному праву
- Гражданско-правовое положение различных видов учреждений.
- Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи.
- Понятие и виды мер государственного принуждения, применяемые к нарушителям гражданских прав.
- Правовое значение метода и процесса производства товара в соглашении ВТО о технических барьерах в торговле.
- Правовое регулирование сообщества всемирных межбанковских финансовых коммуникаций.
- Некоторые проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере нефтедобычи.
- Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации.
- Производные доказательства и их источники в советском уголовном процессе.
- Применение гражданского законодательства.
Пример заключения магистерской диссертации по психологии
Возникновение способности принимать на себя роль, и следующее за этим освоение множества различных ролей в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с нормальным развитием органично наступает в период старшего дошкольного возраста. В случае детей с задержкой психического развития данный процесс требует дополнительной, внешней стимуляции, иначе говоря – коррекционно-педагогической работы.
Необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию ролевых взаимоотношений определяется и тем, что сюжетно-ролевая игра может оказывать поистине неоценимую помощь в рамках развития мыслительной и речевой активности детей. Помимо этого, сюжетно-ролевая игра успешно стимулирует развитие и основных психических процессов.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений со стороны как педагога-дефектолога, так и воспитателя позволяет обогатить содержание игр дошкольников, сделать сюжеты более интересными, сложными и развитыми. С этой точки зрения сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как самовоспроизводящийся феномен, строящийся на постоянном импровизационном обновлении, а также творческой активности детей.
Рассматривая конкретные случаи детей с задержкой психического развития, был сделан ряд практических выводов, во многом подтверждающих теоретические наработки большинства исследователей.
Задержка психического развития на данном возрастном этапе характеризуется в том числе сниженной заинтересованностью, инертностью, апатичностью детей, а её наиболее негативным последствием является дефицит общения на предшествующих этапах развития ребёнка. Вследствие этого, главной задачей педагога-дефектолога на первом этапе коррекционной работы является пробуждение детского непосредственного интереса путём «заражения» их примером собственной увлечённости и позитивного настроения в рамках сюжетно-ролевой игре.
Ввиду того, что основным содержанием ролевых взаимоотношений является речевой компонент, а также учитывая тот факт, что диагностика принятия или непринятия ребёнком той или иной роли строится в первую очередь на словесном подтверждении осознанности игры, не менее важной задачей становится стимулирование развития речевой деятельности. Естественный путь развития ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития – это движение от осознания ребёнком факта принятия им роли, подтверждённого словесным согласием, до возникновения у ребёнка ролевых высказываний и – на заключительном этапе – ролевых бесед как с педагогом-дефектологом или воспитателем, так и со сверстниками.
С целью пополнения корпуса теоретических источников по рассматриваемой теме были предложены разработанные в рамках исследования методические рекомендации, ставшие итогом проведённой практической работы, направленной на развитие ролевых взаимоотношений с помощью коррекционно-педагогических средств.