Кузин ф.а. магистерская диссертация. методика написания, правила оформления и процедура защиты
привносимыхтворческойиндивидуальностьюсамогодиссертанта, ибоздесьвсегда
присутствуюттакиефакты, какегознанияиличныйопыт, взглядыипристрастия,
обусловленныеобщественно—историческимиусловиямиподготовкидиссертационной
работы.
Диссертация, отражающаявсегдаоднуконцепциюилиоднуопределеннуюточкузрения,
изначальновключенавнаучнуюполемику, являясьпосутиделаоднимизучастников
заочнойнаучной
дискуссии. Веесодержанииприводятсявескиеиубедительныеаргументыв
пользуизбраннойконцепции, всестороннеанализируютсяидоказательнокритикуются
противоречащиеейточкизрения. Именноздесьполучаетнаиболееполноеотражениетакое
свойствонаучногопознания, каккритичностьпоотношениюксуществующимвзглядами
представлениям, аэтозначит, чтосодержаниедиссертациихарактеризуеттакаяего
особенность, какналичиевнемдискуссионногоиполемическогоматериала.
Специфичнынетолькосодержаниедиссертации, ноиформаегоизложения, которое
характеризуется, особенновматематическихнауках, высокойстепеньюабстрагирования, ав
естественныхитехническихнауках — активнымприменениемматематическогоаппарата,
средствлогическогомышления, компьютерныхметодикиматематическойстатистики.
Дляизложенияматериаладиссертациихарактерны
аргументированностьсужденийи
точностьприводимыхданных. Ориентируясьначитателейсоченьвысокой
профессиональнойподготовкой, ееавторвключаетвсвойтекствесьимеющийсявего
распоряжениизнаковыйаппарат (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графикии
т.п.), тоестьвсето, чтосоставляет «языкнауки«, которыйпонятентолькоспециалистам.
Вдиссертации
ееавторунепринятодаватьоценкуизлагаемогоматериала. Нормынаучной
коммуникациистрогорегламентируютхарактеризложениянаучнойинформации, требуя
отказаотвыражениясобственногомнениявчистомвиде. Вэтойсвязиавторыдиссертации
стараютсяприбегатькязыковымконструкциям, исключающимупотреблениеличного
местоимения «я«. Сейчассталонеписанымправилом, когдаавтордиссертациивыступаетво
множественном
числеивместо «я» употребляетместоимение «мы«, чтопозволяетему
отразитьсвоемнениекакмнениеопределеннойгруппылюдей, научнойшколыилинаучного
направления. Иэтовполнеоправдано, посколькусовременнуюнаукухарактеризуюттакие
тенденции, какинтеграция, коллективноетворчество, комплексныйподходкрешению
проблем. Местоимение «мы» иегопроизводныекакнельзялучше
передаютиоттеняютэти
тенденциисовременногонаучноготворчества.
Таковыосновныетипологическиехарактеристикидиссертациивообщеимагистерской
диссертациивчастности. Исходяизтого, чтомагистерскаяподготовка — этопосути
лишьперваяступенькнаучно—исследовательскойинаучно—педагогическойдеятельности,
ведущейкпоступлениюваспирантуруипоследующейподготовкекандидатской
диссертации, магистерскаядиссертация, выполненная
всистемесовременнойроссийской
высшейшколы, всеженеможетсчитатьсянаучнымпроизведениемвполномсмыслеэтого
слова, посколькустепеньмагистра — этонеученая, аакадемическаястепень,
отражающая, преждевсего, образовательныйуровеньвыпускникавысшейшколыи
свидетельствующаяоналичииунегоуменийинавыков, присущихначинающемунаучному
работнику.
§
еслиистинносуждение: «Нашафирмаявляетсяконкурентоспособной«, тосуждение: «Наша
фирманеявляетсяконкурентоспособной» — ложно.
Такойзаконнедействуетнапротивоположныесуждения, т.е. натакиесуждения, каждоеиз
которыхнепростоотрицаетдругое, асообщаетсверхэтогодополнительнуюинформацию.
Возьмемдвасуждения: «Этотлесхвойный» и «Этотлессмешанный«.
Здесьвтороесуждение
непростоотрицаетпервое, адаетдополнительнуюинформацию, т.е. речьидетнепростоо
том, чтоневерно, будтоэтотлесхвойный, ноговорится, какойименноэтотлес.
Важностьзаконаисключенноготретьегодляведениянаучнойработысостоитвтом, чтоон
требуетсоблюденияпоследовательностивизложениифактов
инедопускаетпротиворечий.
Такойзаконформулируетважноетребованиекнаучномуработнику: нельзяуклонятьсяот
признанияистиннымодногоиздвухпротиворечащихдругдругусужденийиискатьнечто
третьемеждуними. Еслиодноизнихпризнаноистинным, тодругоенеобходимопризнать
ложным, анеискатьтретье, несуществующеесуждение, таккактретьегоне
дано.
Важностьсоблюдениязаконаисключенноготретьегодлянаучныхработниковсостоиттакже
ивтом, чтоонтребуетотнихясных, определенныхответов, указываянаневозможность
искатьнечтосреднеемеждуутверждениемчего—либоиотрицаниемтогожесамого.
Требованиедоказательностинаучныхвыводов, обоснованностисужденийвыражаетзакон
достаточногооснования, которыйформулируетсяследующим
образом: всякаяистинная
мысльимеетдостаточноеоснование.
Достаточнымоснованиемкакой—либомыслиможетслужитьлюбаядругаямысль, изкоторой
снеобходимостьювытекаетистинностьданноймысли.
Почемуговорят «достаточноеоснование«, анепросто «основание«? Деловтом, чтопододно
итожеутверждениеможноподвестибесконечномногооснований. Однакоиз
нихтолько
некоторыемогутрассматриватьсякакдостаточные, еслиданноеутверждениеистинно. Ини
однонебудетдостаточным, еслионоложно.
Такимобразом, закондостаточногооснованиятребует, чтобывсякоесуждение, котороемы
используемвдиссертационнойработе, преждечембытьпринятымзаистину, должнобыть
обосновано. Вовсехслучаях, когдамыутверждаем
что—либоилиубеждаемвчем—либо, мы
всегдадолжныдоказыватьнашисуждения, приводитьдостаточныеоснования,
подтверждающиеистинностьнашихвысказываний, фиксируявниманиенавысказываниях,
обосновывающихистинностьвыдвигаемыхположений. Этотзаконпомогаетотделить
истинноеотложногоиприйтикверномувыводу.
Значительнаячастьнаучнойинформацииноситхарактервыводныхсуждений, т.е.
суждений,
неполученныхпутемнепосредственноговосприятиякаких—тофрагментовдействительности,
авыведенныхиздругихсуждений, которыекакбыизвлеченыизихсодержания. Логическим
средствомполучениятакихвыводныхзнанийиявляетсяумозаключение, т.е. мыслительная
операция, посредствомкоторойизнекоторогоколичествазаданныхсужденийвыводится
иноесуждение, определеннымобразомсвязанноесисходным. Все
умозаключенияможно
квалифицироватькакиндуктивныеидедуктивные.
Дедуктивнымназываюттакоеумозаключение, вкоторомвыводонекоторомэлементе
множестваделаетсянаоснованиизнанияобщихсвойстввсегомножества. Например: «Все
§
следствиякпричине). Вариантомэтихвидовумозаключенийбудетвыводотследствияк
следствию, еслиутогоидругогооднаобщаяпричина.
Взаключенииотпричиныкследствиюпричинаизвестна, иизнеевыводитсяследствие.
Например: «Стоимостьнефтиподнялась, следовательно, подниметсяценанабензин«.
Взаключенииотследствиякпричинеизвестно
следствие, иопричинеделаетсявывод.
Например: «Урабочихпромышленныхпредприятий, гдезарплатабольше,
производительностьгрудавыше, чемнапредприятиях, гдеоплататрудаменьше.
Следовательно, заработнаяплата — причинаразницывпроизводительноститруда«.
Вкаждомспорномслучаеумозаключенияопричиннойзависимостиприменяются
следующиеправилапроверки, рекомендуемыеужеупоминавшимсяамериканским
специалистомпо
ораторскомуискусствуПолемП.Сопером.
1.Возникаетлипредполагаемоеследствие, когдаотсутствуетпредполагаемаяпричина?
Еслиответ — «да«, товыневправеутверждать, чтопредшествующееявление —
единственновозможнаяпричина. Илинетникакойсвязимеждудвумяявлениями, или
естьдругаявозможнаяпричина.
2.Отсутствуетлипредполагаемоеследствие, когдапредполагаемаяпричинаналицо?
Если
ответ — «да«, товыневправеутверждать, чтопоследующееявлениеесть
единственновозможноеследствие. Илинетникакойсвязимеждудвумяявлениями,
илиестьдругоевозможноеследствие.
3.Непредставляетлиединственнаясвязьмеждуследствиемиегопредполагаемой
причинойтолькослучайноевозникновениеодногопоследругого? Этотспособ
позволяетвыявитьхарактерноезаблуждениев
умозаключенииопричине, хорошо
известноеподназванием «послеэтого, следовательно, попричинеэтого«. Данная
ошибкапредставляетформубеспечногообобщенияотрывочныхсведений.
4.Нетлидругихвозможныхпричин? Волнующаянаспричинаилиближайшийповод
явленияобычнокажутсяболееочевидными, чемосновнаяпричина. Уклонениеот
установленияосновнойпричины — обычнаяформауловок.
5.
Нетлидругихвозможныхпоследствий? Вбольшинствеслучаевзаключениеот
причиныкследствиюпредставляетнасамомделепредсказаниебудущихсобытий. В
такихслучаяхабсолютнаяпроверканевозможна. Таккакзаключениеотпричинык
следствиюимеетввидубудущее, оноподверженовлияниюпроизвольногомышления,
т.е. мышления, котороеопределяетсяжеланиямиичаяниями. Уяснив
основные
вариантыиндукции, перейдемтеперькумозаключениямизобщегоположения, т.е. к
дедукции. Дедукция — кратчайшийпутькпознанию. Вэтомеехарактерное
преимущество. Дедукцияпроставтомсмысле, чтосостоитизтрехсуждений:
1.общегоположения, именуемогобольшойпосылкой;
2.связанногоснимсуждения, ведущегокегоприменению, под
названиеммалой
посылки;
3.заключения.
Весьэтоттрехзвенныйпроцессназываетсясиллогизмом. Например: «Ниодин
нечестныйчеловекнебудетизбранвсоветдиректоров. Петров — нечестен.
Следовательно, оннебудетизбранвсоветдиректоров«. Сформулированныйвтаком
видесиллогизм — этокатегорическийсиллогизм.