Лабораторная работа изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям 11 класс

Лабораторная работа изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям 11 класс Диссертации

Пример выполненной работы

1. Рассмотрел выданные, образцы клевера: клевер белый, клевер пашенный, клевер красный.

Лабораторная работа изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям 11 класс

Виды данного рода являются однолетними, двулетними или многолетними травами. Высота побегов достигает 1 метра. Корневая система стержневая, причем главный корень цилиндрической формы либо веретенообразно утолщен. Ряд видов образует деревянистые корневища. На придаточных корешках формируются клубеньки с клубеньковыми бактериями, усваивающими азот из атмосферного воздуха, как и у других бобовых растений. Благодаря обогащению азотом, повышается плодородие почвы

2. Составим сравнительную таблицу клевера

3. Вывод. Морфологический критерий основан на особенностях внешнего строения.

1. Внимательно рассмотрите растения двух-трех  видов хвойных пород одного рода. В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опишите признаки изученных вами растений.

Лабораторная работа изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям 11 класс

2. Сравните их, результаты наблюдений запишите в таблицу.

Таблица  Сравнительная характеристика некоторых отечественных видов ели

ВЫВОД:   Ель — это вечнозелёное, прямоствольное, очень стройное дерево с конусообразной кроной. Ствол дерева весьма сложно увидеть, ведь он скрыт за широкими «лапами» ели. Ели всех возрастов покрыты ветвями до самого основания. Кора у молодых деревьев имеет серый цвет с буроватым или кирпичным оттенком, гладкая на ощупь. Старые еловые стволы шершавые, кора местами лущится, видны потеки смолы. Хвоя, игольчатого типа и держится на ветвях до 10 лет. В городской среде срок жизни хвои не превышает 5 лет, а ухудшение экологии ещё более сокращает срок. Иголки хвойного дерева четырехгранные в разрезе, одиночные, расположенные на ветках по спирали. Шишки плотные, по форме вытянутые и цилиндрические. Положение шишек на ветке свисающие. Осенью шишки созревают и открываются для рассеивания семян.

Лабораторная работа № 3: «Изучение морфологического критерия вида»

Цель: усвоить понятие морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов одного рода.

Ход работы: рассмотрите растения одного рода. Запишите их название, составьте морфологическую характеристику

растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, цветков,

род Тополь (~ 90 видов) сем. Ивовые

Тополь дрожащий или

Стебель (прямостоячий, вьющийся,

а) простой или сложный (какой?);

б) длина листовой пластинки

в) жилкование (параллельное, дуговое,

д) форма края листовой пластинки (цельный,

зубчатый, пильчатый, городчатый).

II берёза повислая (бородавчатая, плакучая), берёза карликовая.

III сосна обыкновенная, сосна сибирская кедровая (или сибирский кедр).

IV Фикус Бенджамина, Фикус каучуконосный,

1. Какой критерий называется морфологическим?

2. По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

3. Скрещиваются ли они?

4. Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

5. Что такое вид?

Черты сходства двух видов: _________________________________________________________________________

Черты различия двух видов: _________________________________________________________________________

Дайте ответы на вопросы.

• О чём свидетельствуют черты сходства и различия разных видов одного рода?

• Можно ли на основании морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений?

3. По результатам работы сделайте вывод.

1. Клевер ползучий многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся.

Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый.

Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке

выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные,

рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка

ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная.

Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх

почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян —

июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно

2. двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—см.

Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми

долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые,

шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик

изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный,

односемянный боб; то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в

июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно

Цель работы: объяснить характер движения заряженных частиц.

Задание 1. На двух из трех представленных вам фотографий (рис. 188, 189 и 190) изображены треки частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите на каких. Ответ обоснуйте.

Читайте также:  Введение по практике бухгалтерский учет

Задание 2. Рассмотрите фотографию треков α-частиц, двигавшихся в камере Вильсона (рис. 188), и ответьте на данные ниже вопросы.

а) В каком направлении двигались α-частицы?

б) Длина треков α-частиц примерно одинакова. О чем это говорит?

в) Как менялась толщина трека по мере движения частиц? Что из этого следует?

Задание 3. На рисунке 189 дана фотография треков α-частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:

а) Почему менялись радиус кривизны и толщина треков по мере движения α-частиц?

б) В какую сторону двигались частицы?

Задание 4. На рисунке 190 дана фотография трека электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:

а) Почему трек имеет форму спирали?

б) В каком направлении двигался электрон?

в) Что могло послужить причиной того, что трек электрона на рисунке 190 гораздо длиннее треков α-частиц на рисунке 189?

Лабораторная работа изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям 11 класс

Пример выполнения работы.

Задание 1. Треки частиц, движущихся в магнитном поле, изображены на рис. 157, 158 учебника, т.к. на этих фотографиях их траектории криволинейны.

Задание 2. а) α-частицы двигались слева направо, б) Одинаковая длина треков α-частиц говорит о том, что они имели одинаковую энергию. в) Толщина трека увеличивается за счет того, что уменьшалась скорость из-за столкновений с частицами среды.

Задание 3. а) Радиус кривизны менялся за счет того, что уменьшалась скорость из-за столкновений с молекулами воды, б) Частицы двигались справа налево из-за того, что толщина треков справа налево увеличивается.

Задание 4. а) Электрон постоянно терял свою скорость за счет соударений с частицами среды, и поэтому трек имеет форму спирали, б) Электрон двигался в направлении сгущения спирали по указанной выше причине, в) Трек на рис. 158 длиннее, потому что он в меньшей степени взаимодействует со средой.

Подписи к слайдам

1. Что изучает наука систематика?

Систематика (классификация, таксономия) – наука о многообразии живых организмов и распределении их по группам на основании эволюционного родства.

2. Какие систематические категории вам известны? Приведите примеры из курсов зоологии и ботаники.

Систематичекские единицы (таксоны) в порядке уменьшения:

Типы и отряды используются в классификации животных, а отделы и порядки – в классификации растений и грибов.

Вид: Лютик едкий

Вид: Бурый медведь

Выполните лабораторную работу.

Цель работы: определить, можно ли только по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определённому виду.

1. Рассмотрите предложенные вам объекты.

Чучела домашней утки и селезня.

1. Сделайте их морфологическое описание.

Лабораторная работа изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям 11 класс

3. Сделайте вывод.

Учитывая только морфологический критерий мы отнесли бы селезня и утку к разным видам, что является ошибкой. Поэтому при определении принадлежности особи к определенному виду обязательно необходимо учитывать и другие критерии.

1. Какова основная цель классификации организмов?

Основная цель классификации организмов – помочь разобраться во всём многообразии организмов для их изучения.

2. Что такое вид и критерии вида?

Видом называют совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.

Критерии вида — признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду.

3. Какие критерии вида вам известны?

Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, этнологический.

4. Какова роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида? Приведите примеры.

Репродуктивная изоляция препятствует смешению представителей вида при половом размножении. Она обеспечивается множеством механизмов, например различиями ареалов, разными сроками или местами размножения, особенностями поведения в брачный период и многими другими. Репродуктивная изоляция главный признак появления нового вида.

Примером репродуктивной изоляции могут служить различные популяции жаб: одни откладывают икру в мелких водоемах (лужах, ручейках), другие — в больших (прудах, болотах), что исключает гибридизацию.

5. Что такое популяция?

Популяция — это группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать своё существование в данном районе ареала.

6. Почему биологические виды существуют в природе в форме популяций?

Условия жизни в разных районах ареала вида могут несколько различаться. Под влиянием этого в отдельных популяциях могут возникать и накапливаться свойства, отличающие их друг от друга. Как и среди организмов, среди популяций невозможно найти две полностью тождественные. Изменчивость популяций повышает внутреннее разнообразие вида, его устойчивость к локальным (местным) изменениям условий жизни, позволяет ему проникать и закрепляться в новых местах обитания. Можно сказать, что существование в форме популяции обогащает вид, обеспечивает его целостность и сохранение основных видовых свойств.

Читайте также:  Подвижные игры на перемене

1. Составьте список известных вам видов растений и/или животных. Попытайтесь сгруппировать их по степени морфологического сходства.

А) Волк, шакал, лиса, песец, собака

Б) Кошка, лев, рысь, леопард, гепард, пума, пантера, тигр

В) Заяц-беляк, заяц-русак, кролик

Г) Суслик, белка, сурок, соня

Д) Мышь, крыса серая, крыса черная и т.д.

Примечание: в большинстве случаев указаны роды, а не виды

2. Объясните, почему нельзя выделить один универсальный критерий вида.

Абсолютного критерия вида не существует, т.к. каждый из них характеризует только одну из многих сторон жизни особей вида, которые, например, могут совпадать у разных видов.

3. Изучив основной текст параграфа и познакомившись с дополнительным текстом, объясните, почему нельзя однозначно ответить на вопрос о количестве видов, живущих на нашей планете.

Возникают трудности в изучении видов из-за их неравномерного распределения на Земле (например, в тропическом поясе разнообразие выше в два раза, чем в умеренном) и обитания их в труднодоступных для человека местах (например, в океанических впадинах).

Особенно трудно с изучением мелких животных, таких, например, как некоторые отряды и семейства клещей, пауков, насекомых, червей и др. Энтомологам (специалистам по насекомым) очень часто приходится избирать себе на первый взгляд очень узкое поле деятельности, например, изучать жуков какого-нибудь одного рода или семейства.

Проблемой также является то, что в наше время виды исчезают быстрее, нежели их успевают обнаружить и описать.

При описании часто несколько видов описывают одновременно разные ученые, дают названия, а спустя время выясняется, что это один и тот же вид.

Лабораторная работа №4

1. Научиться выявлять морфологические признаки растения; 2. Научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов; 3. Обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида.

гербарий растений разных видов – клевер белый, клевер розовый, клевер красный, клевер пашенный, лапчатка серебристая, лапчатка прямостоячая, зверобой продырявленный, зверобой, полынь горькая, полынь обыкновенная, боярышник колючий, боярышник кроваво-красный и др.

1. Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).

2. Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов.

3. Результаты исследований занесите в таблицу:

4. На основе анализа своей работы ответьте на вопросы:

– Почему возможны ошибки при установлении видовой принадлежности только по одному из критериев, например морфологическому? – Существуют ли трудности в определении вида растения, найденного в природе? – Для всех ли видов организмов характерен морфологический критерий? Ответ обоснуйте.

5. Сделайте вывод

Задание № 1. В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.

1. Еж обыкновенный.

2. Лисица обыкновенная.

3. Медведь гималайский или белогрудый.

4. Хомячок джунгарский.

6. Медведь бурый.

7. Хомячок сирийский или золотистый.

9. Еж ушастый.

10. Лисица обыкновенная.

(Ответ: количество особей — 10; видов — 9; родов — 5 (Еж, Лисица, Медведь, Хомячок, Заяц).)

Паук крестовик относится к типу Членистоногие классу Паукообразные. Тело паука состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

Поскольку паук относится к холоднокровным животным, его активность зависит от температуры окружающей среды.

Пауки — раздельнополые животные. Самки обычно значительно крупнее самцов. После спаривания самец погибает, а самка плетёт из паутины кокон для яиц.

Крестовик может поджидать добычу, сидя как в центре паутины, так и рядом с ней, на сигнальной нити. Основной добычей для него являются мухи и комары. Если в сеть попадётся что-либо не очень съедобное (например, ядовитая оса), то паук может помочь ей освободиться, обрывая паутинку.

Существует более 1000 видов крестовиков, но в России и СНГ их несколько десятков видов. Особенно в таких местах как, Астраханская, Ростовская, Смоленская обл.

В соматических клетках паука крестовика содержится 32 хромосомы

Задание 3. О каких критериях идет речь в описаниях

1. Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.

Читайте также:  Список диссертаций с 1939 года по настоящее время

2. Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.

3. Лебедь-шипун часто изгибает шею в виде буквы S, а клюв и голову держит наклонно к воде. При раздражении издает характерный шипящий звук, по которому и получил свое название. Распространен лебедь-шипун на изолированных участках в средней и южной полосе Европы и Азии от южной Швеции, до Монголии, Приморского края и Китая. Часто пара от пары гнездится на громадном расстоянии, а во многих районах вовсе отсутствует. Населяет заросшие водной растительностью лиманы, озера, иногда даже болота, предпочитая глухие, мало посещаемые человеком.

4. Малый, или тундровый, лебедь распространен по тундре Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на Востоке. Для гнездования выбирает заболоченные и низкие травянистые участки разбросанными по ним озерами, а также речные долины, изобилующие старицами и протоками.

Брачные игры своеобразны и проходят на суше. При этом самец ходит перед самкой, вытягивает шею, временами приподнимает крылья, издавая ими особый хлопающий звук и звонко кричит.

5. Городская ласточка. Верх головы, спина, крылья и хвост сине-черные, надхвостье и весь низ тела белые. Хвост с резкой треугольной вырезкой на конце. Обитатель горных и культурного ландшафтов. Гнездится на стенах скал и зданий. Перелетная птица. Держится стаями в воздухе или сидя на проводах, чаще других ласточек садится на землю. Гнездится колониями. Гнездо лепит из комочков глины в форме полушара с боковым входом. Кладка из 4-6 белых яиц в мае – июне. Голос – звонкое «тиррч-тиррч»

Береговая ласточка. Верх головы, шеи, спина, крылья, хвост и полоса поперёк груди серовато—бурые, горло, грудь и брюшко белые. Хвост с неглубокой вырезкой.

Населяет долины рек, где гнездится по обрывистым глиняным или песчаным берегам. Обычная или многочисленная перелетная птица. Держится стаями, гнездится колониями. Гнезда устраивает в норах по обрывистым берегам рек. Кладка из 4—6 белых яиц в мае-июле. Голос — негромкое

Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны. Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. Только кончики ушей остаются у него черными весь год. зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. У зайцев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат.

Ворон — это не «муж» вороны, а самостоятельный вид.

Ворон — один из наиболее крупных представителей семейства вороновые, весит от 0,8 до 1,5 кг. Окраска оперения, клюва и ног у него однотонного

Распространен ворон почти по всему северному полушарию. Повсеместно он ведет оседлый образ жизни. Населяет леса, пустыни и горы. В безлесных местностях держится у скал, береговых обрывов речных долин. Спаривание и брачные игры на юге страны отмечаются в первой половине февраля, на севере — в марте. Пары постоянны. Гнезда обычно помещаются на вершинах высоких деревьев. В кладке от 3 до 7, чаще 4—6, яиц голубовато-зеленой окраски с темными отметинами.

Итак, видовые критерии, по которым мы отличаем один вид другого, в совокупности обусловливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие в природе. По сути, в выработке этих изолирующих видовых признаков и заключается процесс формирования видов. Именно поэтому изучение видовых критериев имеет определяющее значение для понимания механизмов процесса эволюции, происходящего на нашей

Оцените статью
VIPdisser.ru