Особенности проектов создания единого сетевого закона.
Ряд исследователей отмечают, что существует необходимость принятия именно сетевого законодательства, и уже были сделаны определенные шаги в данном направлении. В начале 2000 года в Комитете по информационной политике Государственной Думы РФ был разработан проект федерального закона «О регулировании российского сегмента сети Интернет». В ст.1 проекта закона указывалось, что «закон направлен на создание правовых основ использования глобальных общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации». Следовательно, национальная принадлежность лица в целом не имеет значения, главное – территориальное пребывание в Российской Федерации. Далее в законопроекте формулируется понятие «глобальная общедоступная информационно-телекоммуникационная сеть (интерсеть) – совокупность автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью (Интернет, BBS и другие общедоступные сети)». То есть Интернет рассматривается как одна из разновидностей уже существующих и вероятно могущих возникнуть глобальных информационных сетей. Также определяется понятие российского сегмента сети Интернет как совокупности адресов в Интернете, подпадающих под юрисдикцию РФ, а таковыми, кстати, являются те из них, которые зарегистрированы в РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что самым очевидным критерием определения юрисдикции государства является критерий государства регистрации сайтов. Тут же предлагалось ввести термин «информационный посредник» (провайдер), определив его как владельца информационного ресурса в интерсети, предоставляющего на своём информационном ресурсе возможность обращения к другому информационному ресурсу интерсети, или лицо, предоставляющее услуги по поддержанию информационного ресурса интерсети на принадлежащих ему средствах или по постоянному хранению информации, или лицо, предоставляющее телекоммуникационную услугу и (или) информационную услугу. Довольно-таки сложное для восприятия, но ёмкое по содержанию определение, здесь же устанавливалась ответственность провайдера: п. 3 ст. 4 проекта закона гласит: «Если информационный посредник оказывает услугу по постоянному хранению информации, он несёт ответственность за содержание хранимой информации, распространение которой запрещено законом, если им не предприняты необходимые шаги по удалению информации или блокированию доступа к ней». К сожалению, данный законопроект так и не был что называется доведён «до ума», в виду чего он даже не обсуждался в российском парламенте13.
Известным специалистом в области информационных технологий и права М. В. Якушевым был разработан другой предметный законопроект о сети Интернет под названием «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет», который впоследствии был несколько видоизменён и представлен в мае 2000 года на Парламентских слушаниях «О правовом регулировании использования сети Интернет в Российской Федерации» в Государственной Думе РФ. В этом законопроекте впервые предпринята попытка фундаментального осмысления сети Интернет, он «закрепляет правовые основы государственной политики в отношении развития и использования глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Российской Федерации; определяет принципы нормативного регулирования соответствующих общественных отношений в Российской Федерации; устанавливает общий порядок разработки, принятия и применения правовых актов, реализующих государственную политику Российской Федерации по развитию и использовании сети Интернет» (п.1 ст.1). Юрисдикция РФ в Интернете определялась следующим образом: «Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с разработкой, принятием и применением правовых актов, реализующих государственную политику Российской Федерации в отношении пользователей и операторов сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации» (п.3 ст.1). В ст.2 приводятся основные понятия, перечень которых был существенно сокращен и ограничивался несколькими дефинициями. В частности, сеть Интернет рассматривалась как «совокупность общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие между которыми обеспечивается применением межсетевого протокола с одноименным названием». Кроме того, формулируются цели государственной политики РФ в отношении сети Интернет, которые, по мнению авторов законопроекта, «заключаются в оказании государственной поддержки развитию сети Интернет в интересах российских пользователей, хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления; в использовании информационных ресурсов, доступных через сеть Интернет, для обеспечения экономического роста и решения социальных задач; в содействии применению сети Интернет в качестве общедоступного и эффективного средства информационного обмена» (п.2 ст.3), а также принципы, на основе которых эти цели должны быть достигнуты: «Регулирование отношений, связанных с использованием сети Интернет в Российской Федерации, осуществляется федеральными органами государственной власти на основе сочетания государственного регулирования и общественного самоуправления и с соблюдением следующих основных принципов:
— обеспечение прав и свобод граждан, установленных Конституцией Российской Федерации;
— учет особенностей построения и развития сети Интернет, включая применяемые технические и организационные нормы и правила, а также сложившиеся в сообществах операторов и пользователей сети Интернет правила и обычаи, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
— нераспространение методов правового регулирования на организационные и технологические аспекты развития и функционирования сети Интернет, не затрагивающие установленные законодательством Российской Федерации права и интересы личности, общества и государства,
— обязательность внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты (включая отмену их отдельных положений), требуемые для приведения их в соответствие с целями государственной политики Российской Федерации в отношении сети Интернет» (п.1 ст.4). Хотя данный проект федерального закона также не был принят, он содержит исключительно важные положения и прогрессивные идеи, которые, будем надеяться, найдут своё отражение в правовых актах о сети Интернет в будущем14.
Был предложен ещё ряд законопроектов, касающихся сети Интернет, такие как «О правовом регулировании оказания Интернет-услуг», «О предоставлении электронных финансовых услуг», «Об электронных сделках», «Об электронной торговле» и другие, но, во-первых, они не направлены на предметное регулирование сети Интернет, а лишь формализуют те или иные виды Интернет-отношений, и, во-вторых, также не были приняты. Можно отметить, что в целом нормы этих законопроектов имеют гражданско-правовой оттенок: следовательно, основу Интернет-отношений составляют гражданско-правовые отношения, а в специфических условиях виртуального информационного пространства из общего их числа резко выступают правоотношения по поводу объектов интеллектуальной собственности. Подводя итог анализа правового регулирования сети Интернет в РФ следует указать на следующие важные моменты:
— эффективное развитие сети Интернет возможно только при его смешанном регулировании: государством и Интернет-сообществом;
— правовое регулирование сети Интернет должно осуществляться при активном участии Интернет-сообщества;
— при разработке правовой базы для сети Интернет должен быть использован системный подход, охватывающий всю совокупность Интернет-отношений;
— при создании отечественной законодательной базы в области Интернета необходимо учитывать практику принятия соответствующих законодательных актов в других государствах для обеспечения унификации действующих нормативных актов и практику правоприменения;
— приоритетным направлением правового регулирования является разработка и принятие международных правовых актов, формулирующих общие понятия и устанавливающих единые стандарты для сети Интернет.
Таким образом, хотя принимались неоднократные попытки разработать сетевое законодательство, но пока единого закона не существует. Что это – нежелание законодателя поставить Интернет под государственный контроль или объективное положение вещей? Значит ли это, что в Российской Федерации не наступил момент для регулирования Сети или у государства «на повестке дня» более важные вопросы, требующие немедленного разрешения? Как будут осуществляться инициативы по правовому регулированию Интернета в ближайшее время? На данные вопросы пока невозможно дать однозначный ответ.
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Законодательство и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации. – М., Приор. – 2003. – 32 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2,3. Офиц. текст на 15 ноября 2003. – М., Проспект. – 2003. – 448 с.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Офиц. текст на 8 декабря 2003. – М., Юридическая книга. – 160 с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Офиц. текст на 30 октября 2004. – М., ЭЛИТ. – 232 с.
5.Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.1993. — №5351-1// Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. — №32. – Ст. 1242 (с последующими изменениями)
6. Федеральный закон об электронной цифровой подписи от 10.01.2002 №1-ФЗ//Собрание законодательства российской Федерации. – 2002. — №2. – Ст. 127.
7. Федеральный закон о связи от 16.02.1995 №15-ФЗ // Собрание законодательства российской Федерации. –2003. — №28. – Ст. 2895.
8. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. –1992. — №42. – Ст.2319.
9. Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20.02 1995 №24-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1995. — №8. – Ст. 1187.
10. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации от 27.12.1991 № 2124-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации. – 1992. — № 7. – Ст. 300.
11.Закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3523-1 о правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных//Российская газета. -№229. – 20.10.1992
12.Всемирная Конвенция об авторском праве от 06.09.1952//СП СССР. – 1973. — №24. – Ст. 139.
13.Конвенция об охране литературных и художественных произведений от 02.10.1979//Бюллетень международных договоров. – 2003. — № 9.
II. Учебники, статьи.
1.Бутнев В. К. К понятию механизма защиты субъективных прав/Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты/ В. К. Бутнев. – Владивосток,1983. – 487 с.
2.Волчинская Е. К. Есть ли в России компьютерное право/Е. К. Волчинская//Российская юстиция. – 1997. — №6. – С. 9-19.
3. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 3/ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., 2004. – 784 с.
4. Гульбин Ю. Охраняем ли Интернет?/Ю. Гульбин// Интеллектуальная собственность. Авторское право. – 2003. — №9. – С. 26-34.
5.Ивлев А. Н. Охрана авторских прав в Интернет: проблема, которая выдумана/А. Н. Ивлев// Сборник материалов третьей всероссийской конференции «Право и Интернет. Теория и практика». – М.: Российская академия государственной службы при правительстве РФ, 2000. – С. 59-63.
6. Калятин В. О. Интернет-сайт как объект исключительных прав/В. О. Калятин//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2004. — №2. –С. 25-28.
7. Каранда М. Создание сайта как объекта авторского права и смежных прав/М. Каранда// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.- , 2000. -№ 5.- С. 73-76.
8. Кобелев Ю. Авторское право и Интернет/ Ю. Кобелев// Сборник материалов третьей всероссийской конференции «Право и Интернет. Теория и практика». – М.: Российская академия государственной службы при правительстве РФ, 2000. – С. 65-67.
9. Кристальный Б. В., Якушев М. В. Концепция российского законодательства в области Интернета (о развитии глобальной сети Интернет в России)/Б. В. Кристальный., М. В. Якушев// Документальная электросвязь.- 2000. — № 2.- С. 32-37.
10. Моисеева О. Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании web-сайта в сети Интернет/О. Моисеева// Сборник материалов третьей всероссийской конференции «Право и Интернет. Теория и практика». – М.: Российская академия государственной службы при правительстве РФ, 2000. – С.71-73.
11. В. К. Мюллер. Новый англо-русский словарь. Под ред. М. М. Маковского. /Мюллер В. К. -Изд. Дом «Диалог», М., 2003г. – 898 с
12. Наумов В. Б. Право и Интернет: очерки теории и практики/В. Б. Наумов. – М.: Книжный дом «Университет». -2002. –431 с.
13. Петровский С. В. Защита прав автора сайта/С. В. Петровский//Российская юстиция.- 2001. — № 1. -С. 62-65.
14. Петровский С. В. Интернет и право: точки напряжения/ С. В. Петровский// Наука и жизнь. – 2001. — № 3. – С. 84-87.
15. Погуляев В. Электронные границы авторского права. Цифровое копирование и пределы свободного использования произведений/В. Погуляев// Закон. – 2001. — №9. – С.117-120.
16. Рузакова О. А., Дмитриев С. В. Авторские и смежные права в Интернете/О. А. Рузакова, С. В. Дмитриев// Законодательство. – 2001. — №9. – С.45-50.
17. Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета/С. И. Семилетов//Проблемы информатизации. — №3. – М., 2000. – С. 52-59.
18. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник/А. П. Сергеев. – М., 2001. – 752 с.
19. Серго А. Некоторые вопросы защиты авторского права в Интернете (теория и практика)/А. Серго//Интеллектуальная собственность. Авторское право. – 2001. — №10. – С. 35-44.
20. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. Учебник/В. И. Серебровский– М., 1956 – 532 с
21. Судариков С. А. Основы авторского права/С. А. Судариков. – Минск,2000. – 450 с.
22. Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве/Л. Терещенко//Российская юстиция. – 2000. — №2. – С.49-50.
1Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. – М., 2001. – С. 108.
2 Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.1993. — №5351-1 (в ред. от 19.07.1995 №110-ФЗ, от 20.07.2004 №72-ФЗ) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. — №32. – Ст. 1242; Собрание законодательства РФ. – 2004. — №
3 В. И. Серебровский . Вопросы советского авторского права. – М., 1956. – С. 32.
4 См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. – М., 2001. – С. 108.
5 В. К. Мюллер. Новый англо-русский словарь. Под ред. М. М. Маковского. Изд. Дом «Диалог», М., 2003г. С. 686.
6 В. Б. Наумов. Право и Интернет: очерки теории и практики. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 201.
7 См.: Каранда М. Создание сайта как объекта авторского права и смежных прав// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — , 2000. -№ 5-6.- С. 75.
8 Кобелев Ю. Авторское право и Интернет// Сборник материалов Всероссийской конференции «право и Интернет. Теория и практика». – М.,2000. – С.65-67.
9 См.: Петровский С. Защита прав автора сайта//Российская юстиция. — 2001. — № 1. -С. 64.
10 См.: Калятин В. О. Интернет-сайт как объект исключительных прав//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2004. — №2. –С. 26.
11 См.:Моисеева О. Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании web-сайта в сети Интернет//Сборник материалов Всероссийской конференции «право и Интернет. Теория и практика». – М.,2000. – С.71-73.
12 Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//Проблемы информатизации. — №3. – М., 2000. – С. 52-59.
13 См.: Серго А. Некоторые вопросы защиты авторского права в Интернете (теория и практика)//Интеллектуальная собственность. Авторское право. – 2001. — №10. – С. 39.
14 Судариков С. А. Основы авторского права. – Минск,2000. – С. 244.
15 В. Б. Наумов. Указ. соч. -С. 201.
16 Калятин В. О. Интернет-сайт как объект исключительных прав//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2004. — №2. –С. 26.
1 См.: Погуляев В. Электронные границы авторского права. Цифровое копирование и пределы свободного использования произведений// Закон. – 2001. — №9. – С.117.
2 См.: Там же. – С. 118.
3 См.: Наумов В. Б. Указ. соч. – С. 202.
4См.: Там же. – С. 202.
5 См., например: Наумов В. Б. Указ. соч. – С. 202; : Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – С. 222-223.
6 См.: Рузакова О. А., Дмитриев С. В. Авторские и смежные права в Интернете// Законодательство. – 2001. — №9. – С.50.
7 См.: Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//Проблемы информатизации. — №3. – М., 2000. – С. 52-59.
8 См.: Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//Проблемы информатизации. — №3. – М., 2000. – С. 52-59.
9 См.: Гражданское право: Учеб./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., 2004. – С.209.
10 Бутнев В. К. К понятию механизма защиты субъективных прав/Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты. – Владивосток,1983. – С.10.
11 См.: Сергеев А. П. Указ соч. – С.371.
12 См.: Гражданское право: Учеб./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., 2004. – С.210.
13 См.: Гульбин Ю. Охраняем ли Интернет?// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2003. — №9. – С. 27-29.
14 См. Там же. – С. 31-32.
15 Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952//СП СССР. – 1973. — №24. – Ст. 139.
16 См.: Ивлев А. Н. Охрана авторских прав в Интернете: проблема, которая выдумана/Сборник материалов третьей Всероссийской конференции «Право и Интернет. Теория и практика».- М., 2000. –С. 59-63.
17 См.: Гражданское право: Учеб./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., 2004. – С.212-213.
18 См.: Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//Проблемы информатизации. — №3. – М., 2000. – С. 52-59.
1 См., напр.: Наумов В. Б. Право и Интернет. Очерки теории и практики. – М., 2002. – С. 200; Кристальный Б. В., Якушев М. В. Концепция российского законодательства в области Интернета (о развитии глобальной сети Интернет в России)// Документальная электросвязь.- 2000. — № 2.- С. 35.
2 См.: Волчинская Е. К. Есть ли в России компьютерное право// Российская юстиция. – 1997. — №6. – С. 12.
3 ФЗ об информации, информатизации и защите информации от 20.02.1995 №24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. — №8. – Ст. 1187.
4 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 о средствах массовой информации//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации. –1992. -№ 7 – Ст. 300.
5Федеральный закон о связи от 7.07.2003 №126-ФЗ//СЗ РФ. – 2003. — №28. – Ст. 2895.
6 Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3517-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации. – 1992. — №42. – Ст. 2319.
7 Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952//СП СССР. – 1973. — №24. – Ст. 139.
8 Конвенция об охране литературных и художественных произведений от 02.10.1979//Бюллетень международных договоров. – 2003. — №9.
9 Закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3523-1 о правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных//Российская газета. -№229. – 20.10.1992
10 Федеральный закон об электронно-цифровой подписи от 10.01.2002 №1-ФЗ//Собрание законодательства РФ. –2003. — №2. – Ст. 127
11 Cм., например: Петровский С. В. Интернет и право: точки напряжения// Наука и жизнь. – 2001 — №3. – С. 84-87.; Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве//Российская юстиция. – 2000. — №2. – С.49.
12 См.: Наумов В. Б. Указ. соч. –С. 31.
13 См.: Там же. – С. 31-32.
14 См.: Там же. – С. 32-34.
Теги:
Защита авторских прав в интернете
Курсовая работа (теория)
Особенности реализации личных неимущественных и имущественных прав
Согласно Закона об авторском праве произведение создается творческим трудом автора. Изначальным обладателем всех авторских правомочий является автор – физическое лицо. Авторское право складывается из двух групп правомочий : прав личного неимущественного характера и исключительных прав на использование произведения (так называемые имущественные права)1. Перечень данных прав представлен в статьях 15 и 16 Закона об авторском праве. К личным неимущественным правам Закон относит: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора Данная группа прав носит абсолютный характер. Абсолютность состоит в том, что они принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки имущественных (исключительных) прав в полном объеме (п. 3 ст. 15 Закона об авторском праве). Они не могут быть переданы, отчуждены, не переходят по наследству и прекращаются в момент смерти их обладателя. Любые соглашения о передаче имущественных прав ничтожны. После смерти автора защиту данных прав осуществляет наследник2. Исключительные имущественные авторские права на использование произведения означают право их обладателя осуществлять самому, разрешать или запрещать другим лицам определенные действия, перечень которых закреплен в статье 16 Закона об авторском праве и включает в себя право воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);публично показывать произведение (право на публичный показ);публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);переводить произведение (право на перевод);переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку); сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). В отличие от прав неимущественного характера имущественные права переходят по наследству и могут передаваться по авторскому договору. Посмотрим, как происходит реализация данных прав применительно к сети Интернет.
Нужно отметить, что относительно личных неимущественных прав в науке гражданского права нет споров, то есть общепризнанно, что гражданин, создавший произведение, является его автором, следовательно, обладает всеми личными неимущественными правами по отношению к своему произведению. Это в полной мере относится и к автору Интернет-сайта. Дискуссии имеют место в отношении имущественных прав.
Итак, право на воспроизведение. Ст. 4 под данным правом понимает изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. Следовательно, владелец сайта, размещая на нем соответствующую информацию, которая представляется в «электронной форме и записывается на носитель информации сервера, на котором размещается соответствующий сайт»3 реализует свое право воспроизведения. В. Наумов понятие электронной формы аргументирует следующим образом : «п.2 ст.6 Закон об авторском праве указывает на следующие объективные формы: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах. Наличие в данной норме при описании каждого из видов форм словосочетания «и так далее» не позволяет однозначно определить, к какому из видов отнести размещение информации в сети Интернет, поэтому воспользуемся понятием “электронная форма”»4. Таким образом, правомочие воспроизведения, безусловно, принадлежит автору сайта. Хотя данное право в «цифровой среде» оказывается очень неустойчивым, не обеспечивающим обладателям авторских и смежных прав возможности надежного контроля за использованием принадлежащих им объектов, но оно несомненно реализуется.
Право на распространение. Закон не дает точного определения данного права, но принято считать, что оно относится к введению экземпляров произведения в гражданский оборот, прежде всего путем продажи. Причем распространению подлежит ограниченное число копий произведения5. Поэтому данное правомочие не может описывать отношения, связанные с использование объектов авторского права в Интернете.
В следующую группу правомочий можно объединить права на разрешение сообщения (включая показ, исполнение, передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам , а также право на доведение до всеобщего сведения. Согласно Закона об авторском праве сообщать — показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой. Право на доведение до всеобщего сведения было внесено в Законе об авторском праве недавно, для этого появились веские причины. Во-первых, передача данных в Интернет имеет существенные особенности, связанные с многообразием используемых средств, с возникающими дополнительными возможностями, интерактивностью коммуникации. Применение предусмотренного ранее Законом об авторском праве правомочия – «сообщения для всеобщего сведения по кабелю» было не достаточно6. Под доведением до всеобщего сведения Закон об авторском праве понимает сообщение произведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Отсюда вытекает вторая причина – данное понятие уже используется в договорах ВОИС, его включение в Закон необходимо для интеграции и унификации международного и российского законодательства, а также данное правомочие позволяет более точно отразить использование охраняемых объектов в Интернете.
Таким образом, автор в сети Интернет обладает практически всеми исключительными правами на сайт как объект авторского права. Если пользователь намерен в коммерческих целях использовать в своей деятельности авторское произведение (в том числе с применением Интернет технологий), в частности, заимствованное из сети «Интернет», то в соответствии с Законом об авторском праве пользователь обязан заключить с правообладателем (автором или третьим лицом) авторский договор в письменной форме. Несоблюдение данного положения закона есть прямое и существенное нарушение авторских прав, которое, как показывает судебная практика Российской Федерации и других стран, может повлечь материальную, административную и даже уголовную ответственность, а критерий — коммерческое или некоммерческое использование авторского произведения — в определении нарушений авторского права для суда является очень важным условием7.