Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов

Тезисы

КОНСПЕКТ УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ

Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить обучающимся, что русский язык – хранилище сведений об истории, материальной и духовной культуре русского народа; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у девятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «кумулятивный», «аккумулятивный», «безэквивалентный», «когнитивный», «коммуникативный».

Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

(объём освоения и уровень владения компетенциями): роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; видеть связь языка и культуры в лексических единицах.

(компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

осознание культурной и исторической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная.

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Кумулятивный, аккумулятивный, безэквивалентный, когнитивный, коммуникативный.

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Приходят ли вам мысли о том, что такое язык? Язык – это средство человеческого общения. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. В языке отражается история, культура и быт народа.

Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

— Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры. Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. (Измаил Иванович Срезневский)

Слово – не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это – художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. (Василий Осипович Ключевский)

— Проанализируйте каждое высказывание, выделите ключевые слова. Определите, в каких значениях используются слова и словосочетания язык, слово, народный дух.

Работа в группах над высказыванием В.О. Ключевского о слове.

— Как вы понимаете смысл высказывания В.О. Ключевского о слове? Размышляя над ответом на этот вопрос, подумайте, какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов . Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных

Сформулируйте мысли, содержащиеся в приведённых высказываниях, и запишите их в виде утверждений (тезисов).

3. Выявление места и причины затруднения.

— Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?

— Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

— Умеете ли пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить когнитивную функцию русского языка от кумулятивной? Экспрессивную от эстетической? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними.

Знакомство с учебным пособием «Русский родной язык».

— Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым? Обращает внимание на рубрики «Моя Россия», «Из истории языка», «Диалог культур», «Лингвистические заметки», «Толковый словарь», «Круг чтения». Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с упражнением 1 (с.4).

Раз – подняться, потянуться,                     На четыре – руки шире,

Два – нагнуться, разогнуться,                   Пять – руками помахать,

Три – в ладоши три хлопка,                       Шесть – на место тихо сесть.

Головою три кивка.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Читайте также:  Оформление списка литературы

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими её на себя.

Рубрика «Из истории языка» на с. 4 поможет осмыслить тесную связь языка и культуры народа на примере истории слов родина, отечество, отчизна.

Рубрика «Диалог культур» на с. 4 даст возможность показать обучающимся творческое отношение народа к своему языку при сравнении русского и английского языков.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

— К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные задания?

Язык является важнейшим средством общения людей, основным способом передачи информации, обмена мыслями, впечатлениями. Эту функцию языка называют Другая важная функция языка –  (познавательная) – отражение мышления человека. Третья фундаментальная функция языка – , или накопительная. Термин  в лингвистике употребляется наряду с термином . Оба слова восходят к латинскому cumulare – «складывать», «заполнять».

Выполняя кумулятивную функцию, русский язык становится хранилищем сведений об истории, а также материальной и духовной культуре русского народа: его обычаях, традициях, нравственных ценностях. Особенности мировоззрения русского народа и его взглядов на мир ярче всего проявляются в лексике и фразеологии и отражаются в словах-историзмах, словах с национально-культурным значением, прежде всего безэквивалентных, крылатых словах и выражениях из русских народных и литературных сказок, известных литературных произведений, в пословицах и поговорках.

слова отражают специфические особенности русской культуры, то есть предметы, явления и понятия, которые не имеют эквивалентов в жизни и культуре носителей других языков. Такие слова чаще всего являются непереводимыми и могут заимствоваться другими народами вместе с самими предметами. Например, во многие языки мира вошли русские слова (англ. Samovar; нем. ) и др.

— Проанализируйте схему «Важнейшие функции русского языка» (упр. 2). Опираясь на схему, расскажите о кумулятивной (накопительной) функции русского языка и её месте в ряду других функций.

— Вопрос о классификации функций языка и их названиях решается в научной литературе по-разному. Некоторые учёные считают, что основной и ведущей функцией языка является коммуникативная, а мыслительная функция, именуемая иногда терминами (от лат. cognitio  — «познание»), и кумулятивная (накопительная) функция входят в её состав, так как общение с помощью языка предполагает формирование и выражение мыслей, а также опору на накопленные знания и опыт.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Упр. 3 — анализ безэквивалентной лексики русского языка из статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.

— Опираясь на эти материалы, объясните, почему Толковый словарь В.И. Даля называют энциклопедией русской жизни и истории русского народа, воплощённой в словах, пословицах, поговорках, песнях и преданиях.

— Приведите свои примеры, подтверждающие справедливость мысли о том, что в словаре Даля содержатся самые разнообразные сведения о жизни русского народа.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах – упр. 5.

— Прочитайте русские пословицы и объясните их значения. Распределите пословицы по тематическим группам. Какие пословицы можно поместить в несколько тематических групп? Проанализируйте пословицы в каждой группе. Составьте рассказ о том, какие духовно-нравственные идеалы отражены в русских пословицах и поговорках.

Добрая слава лучше богатства.

Верному другу цены нет.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

С лица не воду пить.

На чужой стороне и весна не красна.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Счастье и труд рядом живут.

Безделье – мать всех пороков.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делу время, а потехе час.

На чужом горе счастья не построишь.

Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.

Семья в куче – не страшна и туча.

Человек без родины, что соловей без песни.

Дети родителям не судьи.

Всякий счастья своего кузнец.

Муж за гуж, жена за другой.

Не оставляй отца-мать на старости лет.

Друг денег дороже.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Слезами горю не поможешь.

В несчастье не унывай, а печаль одолевай.

В бою за отчизну и смерть красна.

8. Включение в систему знаний и обобщение.

— Для чего нужен людям язык? Назовите важнейшие функции русского языка.

В языке содержаться самые разнообразные сведения о жизни народа.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

— Что нового узнали на уроке?

— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

— Понравилось ли вам на уроке и почему?

— Какое настроение у вас сейчас?

— Дайте оценку нашей работе.

— Писатель А.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Давайте же будем беречь чистоту нашего родного языка!

Читайте также:  Йота модем не подключается к компьютеру через usb

10. Домашнее задание: Упр. 4, с. 8.

Тема урока: «Отражение в русском языке культуры и истории русского народа»

урок изучения нового материала.

Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить обучающимся, что русский язык – хранилище сведений об истории, материальной и духовной культуре русского народа; начать знакомство с понятиями «кумулятивный», «аккумулятивный», «безэквивалентный», «когнитивный», «коммуникативный».

: знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.

: способность использовать родной язык как средство получения знаний; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

ПК с доступом в Интернет (для учеников + ПК учителя), проектор, экран, интерактивная доска.

Этап 1. Ценностно-эмоциональный

Учитель читает стихотворение

Она у каждого своя —

Земля, что Родиной зовется.

Кому-то — домик у ручья,

Кому-то — за деревней солнце.

Кому-то — мамино «привет»

Или рукопожатье друга.

А для кого-то — синий цвет

(на доске и в тетради)

— Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал:

с 1.11мин.по 3.00

-Каким словосочетанием мы можем охарактеризовать это видео?(русская культура)

Тема урока, постановка целей.

— Язык и культура – эти явления тесно связаны друг с другом. Сегодня  мы поговорим  о том, как в русском языке отражается культура и история русского народа.

(Ученики записывают в тетрадь тему урока «Отражение в русском языке культуры и истории русского народа»)

— Давайте разберёмся с темой урока. Обратимся к словарю, пройдя по ссылке

— Язык. Что это такое?

(3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей..)

— Культура- это..?

(1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни..)

— Как вы понимаете словосочетание «русская национальная культура»?

(Это совокупность духовных достижений русского народа.)

— Какие достижения мы относим к духовным?

(Нравственные и интеллектуальные)

Этап 2. Ценностно-познавательный

— Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры. Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ.(Работа с учебником. Упражнение 1.)

Работа в группах(парах) над высказыванием В.О. Ключевского о слове.

— Какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов «подснежник» или «ущелье»?

— Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина (1 вариант) и отечество (2 вариант)? При ответе используйте материалы рубрик «Из истории языка» и «Диалог культур».

— Язык – универсальное средство общения между людьми. Чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему выстраивать отношения с людьми.

— Давайте опять обратимся к стихотворению. Выделите в нем синонимы

Суета, суета, и опять суета.

То на бой, то на пир, то в далекие дали.

Вот бы знать наперед, что судьба моя – та,

О которой большие поэты мечтали.

Нет, не бронзой звенеть. Мне оно ни к чему.

Пусть об этом мечтают, пожалуй, другие.

Я хочу свою жизнь посвятить одному –

Петь и петь о стране, что зовется Россией.

Кто-то скажет: «Зачем? Разве ладно живем?»

Будто, правда, когда-то мы здорово жили.

Потому мы, поэты, Отчизну поем,

Что без Родины вряд ли б когда-нибудь были.

Не родился бы тот, чей Онегин сразил,

Как стрелой купидона, сердца поколений.

Да и я бы, пожалуй, на свете не жил

Без России и связанных с ней откровений.

Из того, что хочу, ну хоть малую малость:

Даже если не в прок, не щадя себя петь,

Чтоб Россия была, чтоб Россия осталась.

Ноябрь 2017 г.

— Правильно, это слова «родина» и «отчизна».

— Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отчизна? При ответе используйте материалы рубрик «Из истории языка» и «Диалог культур».

— Какие функции языка нашли отображение в данном сюжете?

( общения, познавательная, передача информации)

— Познакомимся с теоретическим материалом на стр.6, введем в наш лексикон новые слова(

— Проанализируем схему упр.2

— Вернемся к просмотренному сюжету. Конечно же, вы не могли не заметить  особенности говоров героини, она виртуозно владеет ими на практике. Иностранец, услышавший некоторые из звучавших слов, просто не сможет их понять. Оказывается,  в русском языке есть слова, которые являются непереводимыми и могут заимствоваться другими народами вместе с самими предметами. Такие слова называют безэквивалентными. Познакомимся с материалом «Лингвистические заметки» на стр.6.

— Поработаем с упр.4 на стр.8. Но прежде повторим пройденный материал.

Читайте также:  Как составить план работы над магистерской диссертацией?

— Как называется раздел языкознания, изучающий словарный запас языка?

— Язык — подвижный мышечный орган в полости рта;

язык — исторически сложившаяся система звуковых, словарных и

-Чем архаизмы отличаются от историзмов?

(На место архаизмов пришли синонимы, а историзмы вышли из речи.)

— Расскажите, какие исторические факты отразились в значениях слов-историзмов.

— Объясните, почему найденные вами слова относятся к безэквивалентной лексике.

(Потому что в них отражена история только  русского народа.)

— В литературе история русского народа нашла отражение  в пословицах и поговорках.

Знакомство с материалом «Лингвистические заметки» на стр.9

Этап 3. Ценностно-рефлексивный

— Что из материала урока вам сегодня запомнилось?

— Что нового узнали?

— С чем можно сравнить культуру и историю русского народа? Подберите образ-символ.

Выполнить упр.7, второе задание упр.6. Из упр. 5 выберите три  пословицы, письменно объясните их значения(кратко) и приведите по одному-два примера из литературных произведений на их подтверждение.

Обучающие и развивающие компоненты

Формируемые умения (УУД)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о значении языка как  хранилище сведений об истории, материальной и духовной культуре русского народа.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Осознают учебно-познавательную задачу.

планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применений их в новых ситуациях. Работа в группах. Игра-соревнование. Дидактическое задание.

Читают высказывания, анализируют, формулируют и записывают тезисы.

выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

принимают и сохраняют учебную задачу.

высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Обсуждение результатов предыдущего этапа.

Просмотр мультимедийной презентации «Отражение в русском языке истории и культуры своего народа».

Обдумывают ответы на вопросы.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Слушают учителя, рассматривают учебник, знакомятся с условными обозначениями.

осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

осознают недостаточность своих знаний.

задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

осознают необходимость заботы о здоровье

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

планируют необходимые действия.

строят высказывания, осуществляют совместную деятельность.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассника-ми делают вывод, что язык выполняет функции общения (коммуника-тивную), выражения мыслей (когнитивную), сохранения и накопления (кумулятивную), выражения чувств и эмоций (экспрессив-ную), создания художествен-ных образов и текстов (эстетическую).

читают и слушают, извлекая нужную информацию.

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных языковых функциях.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника.

Самостоятельно выполняют упражнения разного уровня сложности.

самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Знакомство с работами обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы.

понимают значение знаний для человека.

приобретают умения использовать знания и умения в жизни.

оценивают свою работу.

формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Заключительная беседа по вопросам

— Что нового узнали на уроке?  Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке и почему?

Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, заполняют дневники достижений.

Оцените статью
VIPdisser.ru