Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе Диссертации

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Политические партии России сегодня отличаются не только идеологией, но и ролью в жизни государства.

Часть из них оказывает непосредственное влияние на принятие политических решений, это те, кто входит в состав Государственной Думы.

Некоторые представляют собой оппозицию — неотъемлемую составляющую демократической страны.

Министерство образования и
науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный

Политические партии
и движения современной России

Современная политическая жизнь как
специфическая область общественного
бытия представляет собой деятельность
индивидов, социальных слоев, групп, классов,
этносов и других общностей, посредством
которой происходит формирование, функционирование
и преобразование политической системы
общества. Она многогранна и разнообразна
как по направлению, средствам, формам,
так и по структурным компонентам, субъектам
политических отношений.

Важнейшей, неотъемлемой частью политической
системы, политической жизни демократического
общества являются политические партии,
общественно-политические движения.

Целью работы является изучение политических
партий и партийных систем России. Задачи
– просмотреть функции, структуру и классификацию
политических партий, проанализировать
сущность и разновидности партийных систем,
рассмотреть процесс становления многопартийной
системы в России.

Рассматриваемая тема, очень важна именно
в такой сложный момент истории России,
когда необходимо много знать и во многих
политических вопросах разбираться обычному
человеку, и чтобы правильно сделать выбор
и тем самым способствовать формированию
и более совершенного общества, являющегося
как бы средой обитания, как своеобразной
атмосферы необходимой для полноценной
жизни человека и более разносторонней
самореализации личности.

Понятие политической партии
и подходы к её определению

Важнейшим субъектом политического процесса
в качестве института политической системы
выступает политическая партия.

Партия
– это политическая общественная организация,
которая борется за власть или за участие
в осуществлении власти. Соперничество
политических групп, объединенных вокруг
влиятельных семей или популярных лидеров,
в течение многих веков составляло характерную,
существенную черту политической истории.
Но такие организации, которые мы называем
политическими партиями, возникли в Европе
и в Соединенных Штатах не ранее начала
19 века. Например, в тексте американской
Конституции. Декларации прав и свобод
гражданина, в других политических документах
конца 18 в. нет даже упоминания о политических
партиях.

Этимологически “партия” означает “часть”,
“отдельность”, элемент политической
системы. Существует множество подходов
к определению сущности политических
партий:

Формирование партий было довольно длительным
и сложным процессом. Первоначально партии
активно действовали только в периоды
избирательных компаний, они не имели
постоянно действующих местных организаций,
не проводили регулярных съездов или конференций,
их   сторонники не были связаны партийной
дисциплиной.

Первой массовой и постоянно действующей
партией была либеральная партия в Англии
(с 1861 г.). Причинами возникновения массовых
политических партий послужило распространение
всеобщего избирательного права.

Каждая
партия создавалась для защиты интересов
определенных групп населения (как правило
экономических или национальных).

Партии как правило не однородны и имеют
внутри себя фракции — группы выдвигающие
программы несколько отличные от общей,
основной программы партии. Существование
в партии различных фракций делает ее
политику более гибкой, поскольку помогает
ей сохранить свое влияние среди различных
групп избирателей. Политика партии вырабатывается
в ходе внутрипартийной политической
борьбы между различными фракциями и течениями.
Руководящие органы многих партий составляются
на основе представительства от различных
фракций. В программах партии обычно подчеркиваются
их намерения служить интересам определенных
социальных групп, большинства граждан
всей страны. В практической политике
партии стремятся учитывать интересы
различных категорий избирателей поскольку
только так можно одержать победу на демократических
выборах.

Классификация политических
партий

По характеру доктрин партии
делятся на:

По месту и роли партий в политической
системе они делятся на:

Существует классификация партий
по критерию организационной структуры:

По виду партийного руководства
партии бывают:

Функции политических
партий

Политические партии в современных
обществах выполняют следующие функции:

В современной политической
истории различают четыре типа партийных
систем:

Сформировалась в Европе и Северной
Америке в XIX веке. В своей деятельности
руководствуется следующими правилами:

Возникновения такой политической
системы связано с кризисом демократических
или авторитарных систем правления.

Такой тип правления является промежуточным,
при этом доминирующим фактором выступает
государство, а не партия, которая играет
второстепенную роль в процессе осуществления
власти.  Также допускается существование
других партий.

Данный опыт классификации
основан именно на том, что партии заявляют,
в отличие от того, что они реально делают.
В мире современной российской политики
ничто не называется своим собственным
именем: политические взгляды, которые
декларируют партии, не соответствует
их названиям, действия партий не соответствуют
их политическим взглядам, а сами взгляды
ничего не говорят об интересах тех лиц,
которые их демонстрируют.

Особенности становления
партийной системы

Применение к условиям России
традиционного западного деления партий
на “правые” и “левые”, или “либералов”
и “консерваторов” (варианты: “либералов,
консерваторов и лейбористов”, “республиканцев
и демократов”, “крайне правых, левых
и умеренных социал-демократов”) невозможно. 
Во-первых, в России с конца XIX века сложилась
традиция называть «левыми» тех, кто
«дальше от власти и ближе к виселице».
Поэтому до 1917 года в России считались
левыми коммунисты, а в 60-70 годы «левыми»
стали называть всех диссидентов — и Роя
Медведева (левого в западном смысле),
и Александра Солженицына (по европейским
понятиям — правого), тогда как КПСС в диссидентских
кругах считалась “правой”.

Когда Президент Ельцин поручил
премьер-министру Виктору Черномырдину
и спикеру Ивану Рыбкину создать два лояльных
к нему блока, — соответственно «право
— центристский» и   «лево — центристский»,
– премьер-министр сначала перепутал
и стал называть себя «лево — центристом»
(именем, предназначенным для недавнего
коммуниста, а на тот момент левого социалиста
Рыбкина), потому что все еще по традиции
считал, что «левый» – это хороший
и демократический, а «правый» – плохой
и сталинистский.

Необходимо учесть, что, лишь
немногие партии из числа существующих
в России имеют социальную базу, т.е. те
слои населения, интересы которых выражают.
Большая часть партий выражает только
свои собственные интересы и потому имеет
вместо социальной базы электорат, т.е.
то население, которое склонно на выборах
голосовать за эту партию. Несмотря на
довольно длительный срок существования
многопартийности в нашей стране, большинство
народа еще не научилось бороться за свои
интересы в виде активной политической
деятельности и потому политически проявляет
себя в основном во время выборов.

Традиционные западные схемы,
позволяющие определить, за кого вероятней
всего проголосует та или иная часть электората,
в России тоже неприменимы в силу особенностей
социального деления общества. Российское
общество, во-первых, в имущественном отношении
достаточно однородно. Если до августовского
кризиса 1998 г. по уровню доходов (самооценка)
в России можно было выделить четыре группы
населения – богатую, обеспеченную, относительно
обеспеченную (от зарплаты до зарплаты)
и бедную, то после кризиса вторая и третья
группа слились в одну, а четвертая оказалась
отброшена в маргинальные слои (данные
Академии государственной службы). Буквально
за последние год-два в России появились
предпосылки для образования среднего
класса, так как количество бедных снизилось
до 25% населения.

Однако социальная стратификация
в России уникальна не столько этим, сколько
тем, что социальные ожидания большей
части населения не соответствуют социальному
статусу. Основная часть населения нашей
страны в советское время получила хорошее
образование и имела материальный достаток,
соответствующий среднему классу или
высокооплачиваемым рабочим и служащим
западных стран. На данный момент социальный
статус и доходы большинства населения
оказались ниже, чем четырнадцать лет
назад. Четырнадцать лет — слишком маленький
срок, чтобы привыкнуть к своему новому
низкому социальному статусу и научиться
разбираться в своих новых интересах.

Поэтому основную роль в формировании
электоральных предпочтений населения
играют, во-первых, сохранившиеся с советских
времен завышенные социальные ожидания
(представление о том, что государство
должно обеспечить зарплату, жилье и пр.,
мнение, будто хорошее образование должно
соответствовать хорошей зарплате и т.д.),
во-вторых, пропаганда.

Пропаганда привела к парадоксальному
факту: большинство населения исповедует
политические взгляды, не соответствующие
собственному социальному статусу (например,
учитель с зарплатой $100 в месяц придерживается
либерально-демократических ценностей,
характерных для среднего класса, т.е.
мелких и средних предпринимателей и высокооплачиваемых
наемных служащих, на Западе).

Подавляющее большинство политических
партий в России высокопрофессиональны
в своей пропаганде и учитывают эти феномены.
То, что основная часть населения в своей
жизни все еще хоть в какой-то степени
ориентируется на государство как источник
средств к существованию и социальной
помощи, партии используют трояко, как
видно из схемы:

По естественным причинам электорат
первой колонки гораздо больше электората
вторых двух (по результатам выборов 1999
г. он составляет в сумме более 70%, т.е. больше
двух третей населения). Внутри этой суммы,
естественно, идет острая борьба. И здесь
играет свою роль еще один интереснейший
феномен России: ситуативность выбора.
Как уже было сказано ранее, основная часть
населения еще не освоилась со своим новым
социальным статусом и воспринимает его
как более высокий по сравнению с реальным
положением вещей, а также не умеет определять
те партии, которые защищают ее (части
населения) интересы. Учитывая же, что
партий, защищающих эти интересы, в нашей
политике может просто не быть (т.к. партии
обслуживают свои собственные интересы),
население отдает свои голоса под влиянием
момента, ситуации, последней пропаганды
(это важно, население голосует ситуативно
не из-за своей подверженности “телевизору
и черному пиару”, а по причине отсутствия
выразителя своих интересов, наглядным
свидетельством этого стала победа “Единства”
на выборах 1999 года).

Читайте также:  ✒️Написание научных статей на заказ ВАК и РИНЦ - Цены на статьи ВАК

Однако, как мы видели из схемы,
есть ряд партий и движений, почти или
совершенно равнодушных к вопросам собственности,
экономического строя государства или
социального обеспечения. Это многочисленные
партии националистической ориентации,
которые в своих программах иногда склоняются
к правым или левым партиям, но чаще всего
не задаются вопросами экономики вообще
(так, РНЕ будущее государственное устройство
видит, как некий “русский порядок”, но
об экономической стороне этого порядка
имеет смутное представление).

Практически все политические
партии России так или иначе “сдвинуты”
в сторону национализма. Причина этого
лежит в глубоко укоренившемся в нашем
обществе бытовом национализме, который
приводит к тому, что национал — популистские
лозунги являются самым легким и простым
способом для любой партии завоевать сердца
электората. Способ небезупречен, но до
появления экономического целеполагания
другого пути к сердцу избирателя не будет
(проще, пока не появятся вместо “электората”
“классовые группы” националистические
лозунги и призыв к порядку будет действовать
безотказно; потом ситуация неминуемо
изменится под влиянием обнищания масс
и ужесточением условий для безопасной
жизни в центральной России).

В силу ряда причин в нашей стране
лучше всего изучены на данный момент
проявления великорусского шовинизма,
которому в основном посвящена серия,
изданная информационно-экспертной группой
“Панорама” совместно с Московским антифашистским
комитетом и посвященная национализму
и ксенофобии в России. Другие проявления
национализма в России изучены гораздо
слабее. Отмечается, что, если русским
в России свойственно в основном стремление
создать этнократическое государство
(населенное представителями других народов,
но с закрепленной законодательно ролью
русских как главной нации), то татары,
чеченцы, якуты и пр. исповедуют чистый
этнонационализм (стремление создать
собственное моноэтничное государственное
образование).

Независимо от вида 
национализма, в той или иной 
степени националистические взгляды
(от умеренных до радикальных)
исповедуют более 50% населения России 
всех национальностей. Соответственно,
националистическая составляющая 
свойственна практически всем 
партиям, за редким исключением.

Политический
центризм – «Единая Россия»

Вопрос о месте «Единой России»
в классификации партий является, пожалуй,
самым интересным. «Единая Россия» – это
устойчивая структура, созданная несколькими
аморфными движениями, такими как «Единство»,
«Отчество – Вся Россия» и более мелкими.
Важным составным элементом партии являются
губернаторы, а также те политические
деятели, которые начинали свою карьеру
в составе движения «Наш Дом – Россия»
(НДР).

На первый взгляд «Единая Россия»
– партия, которую президент Путин формирует
по своему образу и подобию и наполняет
каким ему угодно содержанием. Однако
действительность гораздо интереснее.

Предвыборная программа «Единой
России» составлена из популистских лозунгов,
сформулированных так искусно, что после
одного-двух прочтений вспомнить оттуда
практически ничего невозможно. При внимательном
же рассмотрении среди стандартных обкатанных
клише удается выделить следующее: в случае
прихода «Единой России» к власти сохраняется
президентская республика, причем объем
полномочий президента если и будет пересмотрен,
то, скорей всего, в сторону расширения
(что мы и видим в данную ситуацию – укрепление
вертикали власти, новый порядок формирования
Совета Федерации); номенклатурный капитализм
остается неизменным; полного пересмотра
результатов приватизации не предвидится;
при некоторой либерализации экономики
(снижение налогов, поощрение мелкого
производителя) контроль со стороны государства,
в частности, налоговый, ужесточается
и т.д.

Во внутренних вопросах России
«Единая Россия» занимает слабую националистическую
позицию. Тем не менее, многие полагают,
что «Единая Россия» может представлять
собой основу для общего ужесточения государственного
контроля за жизнью граждан в России, при
котором права и свободы граждан будут
ограничиваться. Полностью лояльная сильному
президенту, партия не будет защищать
молодой российский парламентаризм, если
возникнет угроза его ограничения. В этом
случае партия станет авторитарной и ничего
не потеряет. Многие российские либералы
уже сейчас говорят о полной несамостоятельности
партии власти, её подконтрольности бюрократии
и поддержке всех президентских инициатив.
Тем более, на выборах 2003 года «Единая
Россия» набрала большинство голосов,
а вместе с депутатами-одномандатниками
её фракция составляет около половины
Государственной Думы, что позволяет партии
лоббировать свои интересы и принимать
угодные ей и президенту законы практически
беспрепятственно.

Состав «Единой России» неоднороден,
но вряд ли там есть действительно случайные
люди, как об этом пишут. В целом, верхушка
«Единой России» – своеобразный второй
эшелон проельцинских сил октября 1993г.

Социальная база “Единства”,
то есть те слои, интересы которых оно
выражает, — несомненно, основная часть
губернаторов, и их аппарат, связанные
с этими губернаторами крупные предприниматели,
часть крупного криминала, в частности,
ОПС “Уралмаш”, и связанный с “Уралмашем”
Исламский культурный центр (часть движения
“Рефах”). Так как «Единую Россию» на
выборах 2003 года поддержало более четверти
всех проголосовавших, то можно сказать,
что электорат партии весьма разнороден
– от части интеллигенции и связанных
с государством предпринимателей и до
квалифицированных рабочих и служащих.

Российский национал-радикализм
– Либерально-демократическая партия
России

Изучение результатов выборов
по регионам обнаружило интересную корреляцию
между «Единой Россией» и ЛДПР. В тех регионах,
где «Единая Россия» набирала больше среднероссийского
показателя, “росло” и ЛДПР, причем часто
– на столько же процентов. Соответственно,
низкие показатели «Единой России» неизбежно
означали низкий уровень ЛДПР. При том,
что нельзя с уверенностью говорить ни
об электорате нынешней «партии власти»,
ни о численности этого электората, можно
предположить, что по некоторым признакам
он сходен с электоратом ЛДПР. Это люди,
голосующие за “сильную руку”, за национал-популистские
лозунги, скорее противники, чем сторонники
реформ, однако на долю ЛДПР достаются
из этой группы подростки и молодые мужчины
20-33 лет (они и гарантируют ЛДПР на всех
выборах не менее 3% голосов).

Предвыборные тезисы ЛДПР —
это тезисы «Единой России», только изложенные
утрированнее. В свое время ЛДПР была леворадикальной
партией, блокировавшейся в Госдуме по
многим вопросам с КПРФ. Именно ЛДПР принадлежала,
и идея амнистии участникам событий 1993
г. Однако, начиная с 1994 г., партия все больше
превращалась в коммерческую структуру,
соответственно, при оппозиционном имидже
ее взгляды дрейфовали вправо.

В целом можно сделать вывод,
что электорат ЛДПР — это потенциальный
левый и радикально-националистический
электорат (не случайно из ЛДПР вышла Национал-большевистская
партия), который не “охвачен” соответствующей
пропагандой. ЛДПР часто обвиняют в связях
с криминалом, тогда как это характерно
для многих партий. Но с ЛДПР проще работать
криминалу средней руки, тогда как в «Единую
Россию» могут попасть только крупные
рыбы — там место или возможность влиять
стоят гораздо дороже и не всегда исчисляются
в денежном эквиваленте.

Правый либерализм
– Союз Правых Сил и «Яблоко»

Коалиционная организация младореформаторов
первой половины перестройки имеет, едва
ли не самую разработанную экономическую
программу среди всех российских партий.
В этом смысле с СПС может соперничать
только “Яблоко”. Основа экономической
программы СПС: либеральная рыночная экономика,
т.е. преобладание частной собственности, 
включая частную собственность на землю
и оборот земли; разрушение номенклатурного
капитализма, борьба с коррупцией, поощрение
свободной конкуренции; налоговая реформа,
направленная на поощрение предпринимательства;
отмена всех ненужных ограничений свободы
предпринимательства, эффективная защита
собственности, эффективная антимонопольная
политика с резким сокращением социальных
программ  (переход к адресной системе
социальной помощи, к накопительной пенсионной
системе и сильной системе частного страхования,
реформа трудовых отношений и пр.) и переходом
к “эффективному и недорогому” государству
(сокращение государственных расходов,
сокращение налоговой  нагрузки за
счет сокращения государственных обязательств,
ограничение прав президента, укрепление
конституционного строя, защита прав и
свобод, судебная реформа и пр.). Программа
«Яблока» отличается не сильно, а принципиальным
отличием у «яблочником» считается социальная
направленность государственной политики,
т.е. «Яблоко» против сокращения социальных
программ.

Электорат у СПС общий с “яблочным”
– это интеллигенция, служащие, высокооплачиваемые
наемные рабочие, мелкие и средние предприниматели,
студенты, в основном, в больших городах.
Однако СПС удалось привлечь на свою сторону
наиболее агрессивную и активную часть
этой группы, которой номенклатурный капитализм
сильно мешает жить. Настоящая социальная
база СПС – активные молодые предприниматели
и чиновники. Что касается голосующей
за “демократов” интеллигенции и низкооплачиваемых
служащих, это – классический пример того,
как люди, не желая правильно оценить свой
социальный статус, исповедуют чуждые
им ценности.

Читайте также:  Консенсусы и клинические рекомендации | ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России

Тем не менее после выборов
2003 года ясно видно, что для российского
либерализма наступил кризис, выход из
которого будет проверкой либеральной
идеологии для России в целом. Из-за некоторых
противоречий СПС и «Яблоко» не смогли
объединиться в единый блок демократических
сил, в результате чего проиграли парламентские
выборы, не набрав необходимых 5% голосов.

Такие видные политические
деятели, как И. Хакамада и Б. Немцов покинули
СПС, судьба «Яблока» пока не ясна. И. Хакамада
баллотировалась на пост президента России
в 2004 году и, набрав 3,8% голосов избирателей,
решила сплоnить все российские демократические
силы, создав партию «Свободная Россия»,
по сути ничем не отличающуюся от СПС,
но на выборах 2007 года призванную стать
основой либеральной коалиции.

Левый национал-патриотизм
– КПРФ и «Родина»

Надо сказать, что это место
досталось КПРФ где-то в начале 1995 г. КПРФ
в том виде, в котором она существует ныне,
появилась сравнительно поздно, — в начале
1993 г., на базе нескольких небольших коммунистических
партий и актива бывшего ЦК КП РСФСР. В
октябре 1993 г. она столкнулась с первым
серьезным испытанием, но сохранила, более-менее,
лицо и перед властью, и (меньше) перед
оппозицией, не принимая участия в обороне
Белого дома, но осуждая действия президента.
В результате КПРФ прошла с хорошим результатом
в Думу 1993 г. Однако партии и движения,
с которыми КПРФ блокировалась в конце
1993 г., к 1995 г. уже продрейфовали вправо,
став мелкими спутниками партии власти
(“Женщины России”, ряд депутатских групп),
от КПРФ откололся будущий лидер проправительственных
социалистов Иван Рыбкин. ЛДПР же руководствовалась
своими коммерческими интересами. В преддверии
выборов КПРФ была вынуждена занять очень
осторожную позицию, чтобы не дать повод
к срыву.

Предвыборная президентская
кампания Зюганова отличалась метаниями
от умеренной антиправительственной риторики
к фактически проправительственной позиции
(например, по вопросу о Чечне). В 1995-1996
КПРФ окончательно оформилась как часть
партии власти, “присматривающей” за
коммунистической частью российского
электората (особенно ярко это проявилось
между двумя турами президентских выборов
1996 г.).

Позиции, которые КПРФ занимала
в Думе 1995 — 1999 гг.: КПРФ отказалась от рассмотрения
вопроса о частной собственности и стала
считать возможным сосуществование государственной,
общественной и частной собственности
“в одном флаконе”. Сейчас она выступает
только против частной собственности
на землю, считая, что земля должна оставаться
в общенародной собственности. Но “может
передаваться общественным, фермерским
и крестьянским хозяйствам в постоянное,
вечное, наследуемое и арендное владение
и пользование. В частную собственность
могут передаваться только приусадебные
и дачные участки земли”.

Известные российские политические партии

Российская Федерация — это государство, в котором развит политический плюрализм, то есть допустимо и реально существует несколько партий и движений. Каждая организация представляет собой сообщество людей, выражающих мнение целой категории граждан.

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Отличительными особенностями партий от движений являются:

Первые политические партии появились в начале девяностых годов. Признаются партиями только те, кто официально зарегистрирован.

Рассмотрим список партий в современной России и их позицию в системе органов управления. Перечислить политические группы целесообразно в рамках классификации.

Партийная система может быть подразделена по нескольким видам сообществ. Приведем некоторые из них ниже.

Либеральные

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Либеральные сообщества продвигают идею прав человека в максимально возможном масштабе. Как правило, представляют обеспеченные слои населения.

Социалистические

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Социалистические — идеология основана на всеобщем равенстве как в правах, так и в обязанностях. В большинстве случаев борются за привилегии для пролетариата.

Демократические

Основаны на реализации положений совершенной демократии.

Националистические

Эти партии ставят в приоритет защиту интересов определённой нации, как правило, являются оппозиционными, защищающими интересы узкой категории граждан.

Радикальные

Партии радикального типа всегда выступают за коренные преобразования в политической жизни страны. Их идеология во многом зависит от исторического периода.

В современной России нет ярко выраженных радикальных партий, зато существует больше двадцати движений. К ним относятся:

Правящие

К правящим относятся те, которые победили на выборах и определяют государственную политику страны, они оказывают решающее воздействие на принятие и исполнение законов.

Оппозиционные

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Оппозиционные — это группы, представляющие интересы меньшинств. Во многом их политика основана не столько на продвижении своих идей, сколько на критике правящих элит.

К оппозиционным относятся все существующие партии, кроме «Единой России».

Самой сильной является КПРФ, так как именно эта группа набирает наибольшее количество голосов, то есть находится на втором месте в Государственной Думе.

Правые

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Они отстаивают в первую очередь интересы буржуазии и неприкосновенность личности и собственности, наряду с сильной государственной властью.

Центристские

Центристские стремятся найти баланс между интересами правых и левых.

Пример — «Единая Россия».

Левые

Такие партии продвигают интересы рабочего класса и других трудящихся. Считают, что все должно быть равным и общественным.

Парламентские

Парламентскими считаются те, кто представлен хотя бы минимальным числом в Государственной Думе.

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

В общей таблице они представлены в соответствии с количеством голосов. Действующая многопартийная система сегодня выглядит как одна группа, занимающая большую часть и несколько небольших.

Непарламентские

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Непарламентские — это группы, имеющие официальный статус партии, но не перешагнувшие барьер, необходимый для попадания в нижнюю палату Федерального Собрания.

Кадровые

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Кадровые — это объединение политических деятелей вокруг определённого лидера с целью его локального продвижения.

Они носят элитарный характер, а активная деятельность происходит в период выборов.

Массовые

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Массовые — это централизованные многочисленные организации, работающие постоянно.

Их отличительными чертами являются:

В отличие от кадровых, стремятся к мобилизации большого количества граждан, а не узкой элиты. К их числу допустимо отнести все парламентские сообщества, а также ряд непарламентских.

Политические партии и общественные движения России на современном этапе

Формирование, функционирование политических партий и становление много­партийной политической системы в России стало важным фактором формирования гражданского общества, процесса демократизации страны. Политические партии во всех современных развитых государствах представляют собой наиболее активный, системообразующий элемент гражданского общества.

В становлении новой российской многопартийности имелась значительная специфика, связанная с особенностями исторического развития страны. Так, на Западе огромную роль в формировании многопартийности сыграли активное профсоюзное движение и христианские церкви. На российский партогенез послед­него десятилетия XX в. эти факторы заметного влияния не оказали. В России не появилось ни сколько-нибудь влиятельной политической партии, идеологическим фундаментом которой стали бы религиозные, например христианские, ценности, ни политической партии, прочно связанной с профессиональными союзами. Бо­лее важным моментом оказались идейно-политические позиции различных групп российской (советской) интеллигенции, а также борьба внутри правящего слоя. Партии, как и многое другое, формировались не «снизу», а «сверху», в интересах какой-то части какой-то из элит, часто самой политической элитой, находящейся у власти.

Основными предпосылками возникновения и формирования многопартийности в России стали:

+ распад тоталитарной системы и падение власти КПСС;

+ социокультурные и идеологические факторы, связанные с новыми исторически­ми реалиями вследствие распада СССР и смены общественно-экономической формации;

+ национально-исторические особенности формирования российской много­партийности.

После принятия Конституции 1993 г. политические партии заняли ведущее место в российском политическом процессе. В 90-е гг. не было четкого соот­ветствия содержания деятельности различных политических партий интересам определенных социальных слоев. Партии находились в стадии трансформации, формирования, как и вся социально-экономическая структура российского обще­ства. Отсутствие полноценной, сложившейся и эффективной многопартийности остается характерной чертой развивающейся российской демократии.

В июле 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях». Этот закон внес существенные изменения в характеристики правового поля, в рамках которого приходится действовать российским политическим партиям. С 2002 г. политические партии должны иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. В политической партии должно состоять не менее 10 тыс. членов полити­ческой партии При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов по­литической партии. В соответствии с новым Законом политические партии стали единственным видом общественного объединения, которое обладает правом само­стоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

В декабре 2003 г. партия «Единая Россия» получила парламентское большин­ство мест в Государственной думе четвертого созыва (303 места из 450). Был при­нят новый закон, который увеличил обязательную численность партий с 10 до 50 тыс. членов. Проходной барьер для попадания в Государственную думу стал составлять не менее 7% голосов избирателей. Эти и другие изменения позволили «Единой России» на выборах в V Государственную думу 2 декабря 2007 г. добиться подавляющего преимущества.

Читайте также:  Что такое диссертация?

Политическим партиям принадлежит ведущая роль в представлении и защите интересов россиян, что показано в таблице.

ИСТОРИЯ В ТАБЛИЦАХ. ИНТЕРЕСЫ РОССИЯН И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Многопартийность бесспорно важный демократический инструмент адекват­ного проявления воли граждан. Многопартийность представляет собой политиче­скую форму выражения, защиты и сопоставления различных взглядов, позиций, социальных интересов. Можно рассматривать многопартийность как своеобразный феномен, позволяющий поддерживать согласие и стабильность в обществе. По своему основному предназначению многопартийность — это механизм легальной, законной борьбы за власть, возможность гласной, свободной критики и оценки деятельности правящей партии, государственных институтов. В конечном счете именно многопартийность используется как наиболее действенный механизм контроля гражданского общества над государством.

Россия и СНГ

Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближ­него зарубежья, с прежними союзными республиками в составе СССР. В рамках СНГ руководство России подписало несколько сот документов: договор о кол­лективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), договоры о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных усло­вий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. В рамках СНГ у России сложились более тесные отношения с отдель­ными группами стран по определенным вопросам. В 1996-2000 гг. оформился союз между РФ и Республикой Беларусь.

СНГ в 90-е гг. лихорадили серьезные конфликты, в которых России было крайне сложно проводить последовательную политику. Это проблемы статуса отдельных территорий; Приднестровья в составе Молдавии, Абхазии в составе Грузии, принад­лежности Нагорного Карабаха в конфликте Азербайджана и Армении. Российским военнослужащим приходилось не раз выступать в роли миротворцев. В Таджики­стане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Авторитет России, ее вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994-1996 гг. в Чечне.

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Какие политические партии и общественные движения действуют в России на современном этапе?

В историографии отсутствует единое понимание характе­ра, социальной сущности, идеологической ориентации пар­тий и движений, что связано с проблемой самоидентифика­ции субъектов политики. Вопрос «правая-левая где сторона» решается либо на основе критерия прогресса (левые — про­грессисты, правые— консерваторы), либо на основе отно­шения к собственности (левые -социалисты, правые капи­талисты, собственники). В последнее время стал преобладать второй подход.

Образование современных политических партий в Рос­сии началось со второй половины 80-х гг., когда под влия­нием «перестройки» в СССР начало развиваться независи­мое общественное движение (сначала в форме групп, кружков, фондов, а затем — протопартий), которое и по­служило базой для создания современной многопартийнос­ти. После принятия закона «Об общественных объединени­ях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий.

В процессе формирования современной российской мно­гопартийности условно можно выделить три этапа.

На первом этапе (1989 — август 1991 гг.) заявило о себе большинство действующих ныне в России обществен­ных образований. Новые партии вобрали в себя все веду­щие направления политической мысли.

Ультраправое направление было представлено «Деморатическим союзом», выступившим за резкую и безогово­рочную смену модели общественного развития, и партиями христианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ХДПР).

Социал-демократическое направление было представле­но социал-демократическими (СДА, СДПР) и Социалисти­ческой партиями, выступавшими за модернизацию общест­ва через систему социальных реформ. К этому направлению тяготели и партии анархистского толка (АКРС, КАС), вы­ступающие за безгосударственный социализм.

Общим для большинства новых партий было то, что они возникли как анти-КПСС, как оппозиция ей: отсюда анти­коммунизм (антитоталитаризм), отказ от социалистического выбора. В программах партий выдвигались одни и те же демократические лозунги, ранее введенные в оборот М. Гор­бачевым. Поэтому какой-либо серьезной альтернативы кур­су на «перестройку» ни одна партия не смогла предложить.

Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС. В 1990 — начале 1991 г. в ней образовались три платформы (демократическая, марк­систская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ. Сторонники двух последних платформ, как и новых образований, воз­никших внутри КПСС (КП РСФСР, объединение «Единст­во — за ленинизм и коммунистические идеалы»), придер­живались фундаменталистских взглядов и оставались сторонниками идеалов коммунизма.

Одновременно с указанными процессами шел процесс об­разования партий национально-патриотической ориентации (Национально-патриотический фронт «Память», Русская на­ционально-демократическая партия), выступающих с пози­ций праворадикального переустройства общества и ставя­щих целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.

В целом становление российской многопартийности в рас­сматриваемые годы оказалось противоречивым и незавер­шенным.

На втором этапе (август 1991 —октябрь 1993 гг) в форми­ровании многопартийности появились новые тенденции — расколы и размежевания, проведение партиями активной бло­ковой политики. В результате расколов и размежеваний резко ослабли позиции движения «Демократическая Россия». Пе­рестало существовать как «общесоюзное» «Движение демок­ратических реформ», став по существу политической парт­ией — РДДР. Произошли размежевания в ДПР, других партиях. Приостановка деятельности КПСС после августов­ского путча привела к распаду и эту партию. На базе быв­шей КПСС возникли 10 новых партий. Некоторые из них (НПСР, СПТ, ПТ) отказались от коммунистической идеи и фактически превратились в социал-демократические партии западного образца. Другие (РКП, СК, РКРП, ВКПБ КПРФ, БП, СКП/КПСС) остались верными идеалам ком­мунизма. Одновременно с распадом КПСС началась борьба за восстановление единства коммунистического движения на территории всего бывшего СССР.

Продолжался процесс образования новых партий (Пар­тия экономической свободы, Всероссийский союз «Обно­вление», Русская партия национального возрождения, Союз Русского Народа и др.), сопровождавшийся перегруппиров­кой сил и образованием блоков и объединений различной политической ориентации: РОС, Русский национальный со­бор и Российское народное собрание; «Новая Россия» и Гражданский союз; Фронт национального спасения. В бло­ковой политике -деление на «правых» и «левых» отступило на второй план. На первый план выдвигалась задача защи­ты государственности, общественных устоев и традиций. В результате политическая борьба приобретала типичную для России структуру противостояния западнического и «поч­венного» направлений. Она развела по разные стороны бар­рикад либералов и демократов и закончилась кровавыми событиями октября 1993 г.

Третий этап (с октября 1993) в развитии российской мно­гопартийности характеризуется дальнейшей разработкой партиями и политическими объединениями своих идейных ориентиров (оценка западнических концепций, особой, рос­сийской модели рыночных отношений) и совершенствова­нием организационных основ. Продолжался процесс пар­тогенеза — в конце 1993 г. заявил о себе ряд новых политических объединений: «Выбор России», «Яблоко», ПРЕС, «Женщины России», Аграрная партия; в первой по­ловине 1994 года — Партия большинства, Либерально-де­мократический союз «12 декабря», Державная партия, Пар­тия созидания, партия «Левая Россия», Партия бедноты, Национально-трудовая партия, а также политические дви­жения (Движение национального возрождения России, дви­жение «Традиции и прогресс»), молодежные и женские ор­ганизации (Либеральный молодежный союз, «Женский форум — новая политика»), придерживающиеся различной политической ориентации.

В партийном строительстве доминирующими тенденция­ми стали: преобразование движений в партии (РОС, «Вы­бор России»), стремление к установлению жесткой дисципли­ны, возврату к фиксированному членству и демократическому централизму, переход к единоначалию (ЛДПР, РНС).

В целом, к началу 1995 г. партийная структура России по-прежнему отличалась чрезмерной дробностью (действуют до 50 партий), подвижностью и неустойчивостью. Вместе с тем выявилась, тенденция к преодолению фрагментарности, поис­ку консолидирующего идейного и организационного начала.

В 1996 г. на базе левых оппозиционных сил образовался блок — «Народно-патриотический союз России». Президент­ские и правительственные структуры в центре и на местах формируют так называемую «партию власти», пока не име­ющую названия, но уже проявившую себя в последних из­бирательных кампаниях как консолидирующий центр либе­ральных сил. В результате углубления процесса патогенеза образовались контуры уникальной двупартииной антагони­стической системы.

Роль политических партий в России

Многообразие политических сил — это неотъемлемая черта демократии. В РФ пока не в полной мере выражен плюрализм, но, несмотря на это, уже есть определённая конкуренция.

Политические партии и общественные движения россии на современном этапе

Уточняя, сколько партий в России, стоит отметить, что их много, но парламентских всего четыре.

В составе Госдумы присутствуют представители нескольких групп, то есть выражается мнение не только большинства граждан, но и определенных (достаточно многочисленных) групп.

Для того, чтобы система распределения политических сил была более похожа на развитые демократии, необходимо повышать политическую культуру граждан и развивать гражданское общество.

Оцените статью
VIPdisser.ru