Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр

Комплекс подвижных игр на развитие координационных способностей

у младших школьников

«Караси и щука»

На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука».

По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперек площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под Руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины — круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и дна, тогда ее изображают, взявшись за руки, 15—18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».

Когда пойманных «карасей»» станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши — коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. «Щука», находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».

1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все «караси» обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за спину «щуки» и загнать ее в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются, и выбирается новая «щука».

Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место — льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и устремляется ловить «медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину. Настигнув кого- нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!» «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Последний пойманный становится «белым медведем».

Побеждает последний пойманный игрок.

1. «Медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

«Прыжки через скакалку»

Двое учащихся держат за концы веревку и равномерно крутят ее в сторону стоящих детей, а те поочередно прыгают через скакалку, не задевая ее. Кто заденет, становится крутить скакалку.

«Шишки, желуди, орехи»

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой – догоняет. Убегающий, спасется от преследования, берет за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, стает лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит веревку, на конце которой маленький набивной мяч. Мяч должен проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.

Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит веревку, на конце которой маленький набивной мяч. Мяч должен проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.

Дети идут в колоне по одному. Ведущий дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут.

«Волки во рву»

Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70—100 см одна от другой. Это коридор — ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями; с одной стороны — уже, а с другой — шире. Двое водящих — «волки» — становятся во рву; остальные играющие — «козлята» — размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой ее стороне линией обозначается пастбище.

По сигналу руководителя «козлята» бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «козлят», за что «волкам» начисляются выигрышные очки.

После 3—4 перебежек (по договоренности) выбираются новые «волки» и игра повторяется.

Выигрывают «козлята», не пойманные ни разу, и те «волки», которые набрали большее количество очков.

1. Перепрыгивание через ров обязательно. 2. Пойманные «козлята» не выбывают из игры.

«Передача мячей в колоннах»

Играющие делятся на несколько групп — команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на расстоянии вытянутых рук. У впереди стоящих в колоннах — по мячу или другому предмету.

По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзадистоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны к руководителю, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесет мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн и не доставят мяч руководителю.

Выигрывает команда, которая закончит игру первой с наименьшим количеством штрафных очков.

1. Игра начинается только по сигналу руководителя. 2. Передавать мяч можно над головой, а не другим способом. 3. Уронивший мяч должен его поднять, встать на место и продолжить игру. 4. За каждое нарушение начисляются штрафные очки.

Можно передавать мяч и под ногами, широко расставив их.

Место, инвентарь и подготовка — те же, что и в предыдущей игре. Если позволяет помещение и играющих немного, можно построить их в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша.

Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне — команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять начиная с III класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.

«Кто дальше бросит?»

На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от нее параллельно ей проводятся 3—4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько групп — команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока по мешочку с горохом.

Играющие поочередно в своих командах бросают мешочки с горохом возможно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны.

Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.

1. Каждый может бросить только один мешочек. 2. Мешочки бросают по очереди каждый раз по сигналу руководителя. 3. Бросивший мешочек сразу уходит в конец своей колонны.

Для игры нужны городки и теннисные мячи (желательно по количеству играющих). Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга — команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по 5 городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые).

По сигналу учителя команды по очереди залпом (все игроки одновременно) метают мячи в городки из положения стоя, с колена или лежа, по условиям игры. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок команды противника — на шаг ближе.

Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели.

1. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд. 2. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. 3. Сбитые городки ставит на новые места помощник учителя.

Игру можно проводить на волейбольной площадке. В этом случае имеются средняя и лицевые границы площадки. Отступив на 1 — 1,5 м от лицевой линии внутрь зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы образовался коридор («плен»). Дополнительная линия проводится и на другой стороне.

Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается в своем городе на одной половине площадки (от средней линии до коридора). В ходе игры нельзя заходить на половину противника. Руководитель подбрасывает волейбольный мяч в центре, между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды — получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увертывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленные мячом идут за линию плена на противоположную сторону (в коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду, а сам перебегает из коридора на свою половину поля.

Побеждает команда, у которой после 10—15 мин игры в зоне пленных окажется больше выбитых игроков. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену.

1. Салить мячом можно в любую часть туловища, кроме головы. 2. Ловить мяч руками можно, но если игрок выронил мяч, то он считается осаленными и идет в плен. 3. Не разрешается бегать с мячом в руках по площадке, но можно вести его. 4. Мяч, вышедший за границы площадки, отдается команде, из- за линии которой он выкатился. 5. За допущенные нарушения мяч передается противнику.

Читайте также:  Как написать автореферат диссертации

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования подвижных игр и упражнений для развития координационных способностей у младших школьников. В подобранных подвижных играх и упражнениях для учащегося появляется уникальная возможность развить свое равновесие, а по мимо этого еще такие навыки как ловкость, гибкость, выносливость, сила.

Данный сборник подвижных игр предназначен для учителей начальных классов, при проведении уроков, во внеурочной деятельности.

Упражнений на развитие координационных способностей:

Учитель физической культуры может включать координационные упражнения в домашние задания с учетом индивидуальных особенностей; детей, их интересов или недостаточно развитых специфических координационных способностей.

Упражнения в ходьбе

1. Ходьба на носках, ноги прямые.

2. Ходьба прогнувшись, крадучись, на носках.

3. Ходьба на наружных сводах стопы.

4. Ходьба на пятках.

5. Ходьба в полуприседе.

6. Ходьба с различным положением рук (на поясе, к плечам, в стороны, вверх, на голову, за голову, за спину).

7. То же, что упр. 6, но ходьба на носках.

8. Ходьба с последовательным изменением положения рук (например,

на счет 1—2 — руки в стороны, 3—4 — руки вперед и т. д.).

9. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках (например, на счет 1—4 — обычные шаги, 5—8 — ходьба на носках)

10. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках, на пятках, в полуприседе.

11. Чередование обычной ходьбы с ходьбой на носках, изменяя положение рук: 4 шага — руки на поясе, 4 шага на носках — руки за голову и т. д.

12. Ритмическая ходьба под счет учителя.

13. Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши (например, на счет 3—4 — один, а затем два хлопка в ладоши.

14. Ритмическая ходьба с коллективным подсчетом (например, учитель начинает: «Раз-два», а дети продолжают — «Три-четыре».

15. Ходьба в различном темпе, с замедлениями и ускорениями (например, на счет 1—4 — ходьба в медленном, а на следующие четыре счета — в быстром темпе и т. д.).

16. Ходьба с высоким подниманием бедра.

17. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

18. Ходьба коротким, средним и длинным шагом. Короткий шаг — 30—35, 35—40, 40—45 см (цифры здесь и ниже даны соответственно для I, 11 и III — IV классов); средний шаг — 50—55, 55—60, 60—65 см; длинный шаг — 60—65, 65— 70,70—75 см.

19. Ходьба по разметкам (резиновые коврики, пластмассовые кольца диаметром 30 см и др.), расположенным друг от друга на расстоянии 30—60 см.

20. Ходьба с высоким подниманием бедра, на носках.

21. Ходьба на носках, перешагивание через предметы (мячи, скакалки, палки, скамейки, кубики и др.), расположенные друг от друга на расстоянии 30—60 см.

22. Ходьба в различном темпе: медленном — 100—120 шагов;

среднем — 140 и быстром — 150—160 шагов в 1 мин.

23. Ходьба в различном темпе (медленном, среднем, быстром) по разметкам под звуковые сигналы.

24. Ходьба в различном темпе (медленном, среднем, быстром) в коридоре шириной 25— 30 см.

25. Ходьба с изменением направления и скорости движения по указанию учителя.

Упражнения в беге

26. Бег с изменением направления движения по указанию учителя (змейкой, по кругу, с обеганием различных предметов — мячей, стоек, стульев и т. д.)

27. Бег с изменением направления движения по сигналу учителя.

28. Бег по различным участкам дорожки (ширина разметки 60—80 см) или «кочкам» (разложенным коврикам).

29. Бег коротким, средним и длинным шагом. Короткий шаг — 50—55, 55—60 см (цифры здесь и ниже даны соответственно для I—II и III— IV классов); средний — 80—90, 90—100см; длинный—100—110, 110—120см.

30. Чередование бега на дистанции 20 м по разметкам коротким, средним или длинным шагом с преодолением такого же расстояния в беге без разметок.

31. Бег на носках.

32. Бег с высоким подниманием бедра.

33. Бег приставными шагами правым (левым) боком вперед.

34. Бег в чередовании с ходьбой до 150 м.

35. Бег с захлестыванием голени назад, руки на пояс,

36. То же; что упр. 35, но руки назад, касаясь кистями пяток.

37. Бег с преодолением препятствий — мячей, скамеек, скакалок. (В I классе преодоление скамеек не применять.)

38. Бег с прыжками через набивные мячи, расположенные друг от друга на расстоянии 3—4 шагов.

39. Бег с прыжками через условные обозначенные «рвы», расположенные друг от друге на расстоянии 4—5 шагов.

40. Бег на месте в медленном (100—120 шагов), среднем (140—150) и быстром темпе (170— 180 шагов в мин.).

41. То же, что упр. 40, но по разметкам под звуковые сигналы учителя.

42. Бег с изменением скорости, к примеру: 10м бежать в медленном, затем 15 м в среднем и последние 15 м в быстром темпе (в полную силу), после чего перейти на быструю ходьбу с постепенно замедляющимся темпом.

43. Упражнение на совершенствование чувства скорости бега с контролем по секундомеру. Учащийся пробегает 30 м на скорость, затратив 7 сек. Учитель, назвав результат, предлагает ему пробежать этот же отрезок чуть-чуть медленнее, затратив на 1 сек. больше. Учащийся выполняет задание, а учитель называет время, на которое он «ошибся». Вариант: ученику предлагают назвать время, за которое он преодолевает эту же дистанцию, пробегая ее не в полную силу, учитель называет точное время.

44. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием бедра в коридоре шириной 30—40 см.

45. Бег из различных исходных положений: упор лежа, упор присев, сед.

46. Челночный бег 3X5; .3X10 м.

47. То же, что упр. 46, но бег спиной вперед (III—IV классы).

Упражнения в лазанье по гимнастической стенке

48. Произвольное лазанье вверх и вниз до определенной высоты.

49. Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно обеими ногами, с поочередным перехватыванием руками за следующую рейку.

50. Лазанье вверх, наступая на одну рейку одной, а на другую другой ногой.

51. Лазанье вверх и вниз одноименным способом: перехватить правой рукой за следующую рейку, перехватить левой рукой через одну рейку и

поставить левую ногу через одну рейку.

52. Лазанье вверх и вниз разноименным способом: перехватить правой рукой за следующую рейку и поставить левую ногу на правую рейку, перехватить левой рукой через одну рейку и поставить правую ногу через одну рейку.

53. То же, что упр. 51—52, но ноги ставить на каждую рейку или через 1рейку.

54. Произвольное лазанье вправо и влево.

55. Лазанье произвольным способом по диагонали снизу-вверх и сверху-вниз.

56. Лазанье по диагонали приставными и окрестными шагами.

Упражнения в лазанье по гимнастической скамейке

57. Лазанье по скамейке, стоящей на полу, на четвереньках вперед и назад, захватывая руками края скамейки.

58. Лазанье по скамейке, установленной под углом 10—15 °, на четвереньках вперед и назад, захватывая руками края скамейки.

59. То же, что упр. 58, но при одноименном движении рук и ног.

60. То же, что упр. 58, но при разноименном движении рук и ног.

61. Подтягивание лежа на животе на скамейке, стоящей на полу; установленной под углом 10—15°.

62. Лазанье по скамейке, установленной под углом 30°, на четвереньках вперед и назад, захватывая руками края скамейки.

63. Различные виды лазанья по скамейке, стоящей на полу или под углом, с различным положением ног: с согнутыми, на носках, на всей ступне, с прямыми ногами.

64. Лазанье по скамейке с переходом на гимнастическую стенку и слезание по ней.

65. То же, что упр. 64, но в обратной последовательности.

66. Перелезание через скамейку, стоящую на полу.

67. Перелезание произвольным способом через две скамейки, стоящие параллельно на полу на расстоянии 30—50 см.

68. Перелезание произвольным способом через наклонно установленную скамейку.

69. То же, что упр. 68, но с поочередным переносом ног.

70. Перелезание через наклонно установленную скамейку «перевалом».

71. Подлезание под гимнастическим бревном, козлом, конем.

74. Подлезание под расставленными барьерами высотой от 30 до 50 см.

75. Пролезание под низко расположенной горизонтальной доской, на которой расставлены кегли или деревянные кубики.

«Эстафеты, игры и упражнения с мячами

Примерные упражнения для развития координационных способностей с мячами:

1. Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки (вправо, влево) перед грудью, за спиной.

2. Стоя в колонне. Передача мяча из рук в руки назад над головой, между ногами.

3. В парах, занимающиеся стоят лицом друг к другу. Перекатывание мяча двумя руками и одной. То же, сидя на полу ноги врозь на расстоянии

4. Стоя в двух шеренгах лицом друг к другу, ноги врозь. Первые игроки двумя руками перекатывают свои мячи партнерам, стоящим напротив. т. е, наклонившись вперед, ловят мячи двумя руками и поднимают над головой. После этого наклоняются вперед и перекатывают мячи по полу первым номерам.

5. Стоя, затем сидя ноги врозь. Удары мячом обапол двумя руками и одной спереди, справа, слева и ловля его двумя руками.

6. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.

7.Броски мяча вниз и ловля его двумя, а затем одной руками.

8. Мяч в правой (левой) руке. 1 — подбросить мяч вверх; 2 — поймать его той же рукой; 3 — ударить мячом об пол; 4 — поймать мяч.

9. Мяч впереди в правой руке. 1 — подбросить мяч вверх — влево; 2 — поймать левой рукой; 3 — подбросить левой вверх — вправо; 4 — поймать правой рукой. То же, но в такт броскам и ловле мяча мягко сгибать и разгибать ноги.

10. Стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу, расстояние между партнерами 2—4 м. Передача и ловля мяча двумя руками снизу.

11. Стоя в парах. Передача и ловля мяча двумя руками от груди.

12. Стоя в парах. Передача мяча двумя руками из-за головы и ловля двумя руками,

13. Подбрасывание мяча правой (левой) рукой и ловля двумя руками.

14. Удары мячом об пол правой рукой и ловля левой (и наоборот).

15. Броски мяча в стену двумя руками от груди и ловля его. То же после отскока мяча от пола,

16. Ведение мяча на месте.

17. Ведение мяча вокруг туловища.

18. Ведение мяча (правой, левой) рукой в ходьбе.

19. Ведение мяча на месте, стоя на одном колене.

20. Броски мяча поочередно правой и левой рукой от плеча в стену и ловля его двумя руками.

Читайте также:  Значение здорового образа жизни в формировании здоровья студента реферат

21. Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую на высоте 1,5—2,0 м.

22. Броски мяча (снизу, сверху, из-за головы) в обруч, лежащий на полу на расстоянии 2—3 м.

23. Броски мяча в цель (обруч, подвешенный на высоте 1,5—2,0 м) разными способами.

24. То же, но броски через натянутую веревку.

25. Броски мяча в корзину, стоящую на полу, удобным способом.

Рывок за мячом

Играющие делятся на 2 равные (по числу игроков) команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, называя новый номер, и т.д. Играют установленное время.

Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

Начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договоренности). Если 2 игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

Эта игра получила свое название от английских слов «пути» и «бол», что означает «толкать мяч». Популярны два вида пушбола: игра в воздухе и на земле. В каждой команде — от трех до пяти человек.

Правила игры. Шарик подбрасывают вверх в середине площадки. Играющие каждой команды, ударяя пальцами или ладонями по шару, не дают ему опуститься вниз на землю и заставляют его перелететь за лицевую линию на сторону противника. Команда за это получает очко, игра продолжается до 5 очков. Играя в пушбол, нельзя бегать с шаром в руках и упускать его за боковую линию. В этом случае шар передается игроку другой команды, который ударом ладони вводит его в игру.

формирование умения быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.

мячи, мел, свисток.

на игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2-3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1-1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч. По сигналу учителя или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй – третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч учителю.

Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч учителю.

сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым; мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами; комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед – внизу, между широко расставленными ногами.

Попади в мяч

формирование меткости, глазомера, координации движений

посреди площадки кладется волейбольный мяч, класс делится на две команды, которые располагаются за 18-20 метров. У одной из команд мячи. По команде учителя команда с мячами метает их в волейбольный мяч. Задача: перекатить волейбольный мяч за счет удара мячей за линию к противоположной команде. Затем, то же самое выполняет другая команда. Команды метают мяч установленное количество раз. Побеждает та команда (за определенное время), которая закатит мяч за линию.

бросать только по сигналу. При броске нельзя заступать за линию. Если мяч откатывается в сторону, его возвращают на место (на том же уровне только по центру).

формирование координационных движений, ловкости, выносливости.

играющие делятся на 2 равные (по числу игроков) команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, называя новый номер, и т.д. Играют установленное время. Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

формирование умения ведению мяча, обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.

мячи, кегли, кубики, колышки, клюшка.

на игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8-10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.

По сигналу или команде учителя ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.

Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок.

можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками;

ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;

игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.

Угости белку орешком

обучение прыжкам с разбега, развитие координации движения и глазомера.

свисток, корзина, шарики (шар пинг-понга, мяч).

на игровой площадке на вертикальной стойке или на горизонтально натянутом шнуре, находящемся на высоте 1,5-2 м, повесить корзиночку (можно 2-3 корзиночки) так, чтобы она находилась на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка.

Перед началом игры учитель объясняет детям, что в этой корзиночке (в «гнездышке») живет белка, которая очень любит орешки. Потом каждому играющему шарики для пинг-понга, которые заменяют орешки. Чтобы угостить белку орешком, ребенок должен подпрыгнуть и забросить «орешек» в корзинку.

по усмотрению учителя дети могут прыгать с места или с разбега расстояние 2-3 м) Каждый ребенок делает по 3-5 попыток положить «орех» в корзинку белочке. Учитель отмечает технику прыжка и приземления, а также того, кто положил больше «орешков».

Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих по мячу. Перед каждой колонной на полу размечен круг диаметром 60-70 сантиметров. По сигналу направляющий, ударив мячом в круг двумя руками, уходит в конец колонны. После отскока мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание и т. д. Побеждает команда первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.

Мяч в корзину

Команды стоят в колонны по одному перед линией броска за которой н расстоянии 2-4 метров установлены большие корзины или ящики. По сигналу первые номера в руках, которых по мячу, поочерёдно выполняют броски двумя руками снизу, стараясь забросить мяч в корзину. Игрок, выполнивший бросок становится в конец колонны. Побеждает команда, у которой больше попаданий.

Передвижения с мячом». Играющие строятся в колонны по одному. В руках у направляющих мячи. По сигналу участники поочерёдно выполняют различные задания. Пробегая с мячом указанное расстояние (6-10 метров). Способы передвижения с мячом: Держа мяч на ладони; ударяя мячом об пол с ловлей двумя руками; Ведение мяча одной рукой; ведя мяч ногами и т. д.

Играй, но мяч не теряй

Каждый учащийся самостоятельно играет с мячом в любом свободном месте зала. По сигналу все как можно быстрее должны поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают учащиеся, которые во время игры не получили штрафных очков.

Класс делится на несколько групп, каждая изкоторых образует круг диаметром 4—5 м. В центре круга — водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч (обусловленным способом) своим игрокам, стараясь получить его обратно, не уронив. Мяч должен обойти всех игроков 2—3 раза. Побеждает группа, раньше выполнившая задание и меньшее количество раз уронившая мяч.

Гонка мячей по кругу

Играющие, образовав круг, рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Двух рядом стоящих игроков назначают капитанами. У каждого из них по мячу разного цвета. По сигналу учителя капитаны передают мячи по кругу в разные стороны, через одного, ближайшим игрокам своей команды. Побеждает команда, которая первой вернет мяч своему капитану.

Варианты: игроки передают мячи друг другу в одном направлении, стараясь догнать «чужой» мяч; мячи передают по кругу несколько раз; игроки находятся в положении сидя.

«Овладей мячом». В игре участвуют трое учащихся, двое из которых стоят друг перед другом на расстоянии 3—4 м и перебрасывают мячи друг другу любым способом. Третий, располагаясь между ними, старается овладеть мячом или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местом с тем, чью передачу прервал.

«Не давай мяч водящему». Играющие, образовав круг, передают мяч друг другу в разных направлениях, а водящий, передвигаясь в кругу, старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, он занимает место игрока, сделавшего последнюю передачу, а тот становится водящим.

Варианты: бросать мяч только обусловленным способом; водящих в игре может быть двое; игра ведется двумя мячами.

«У кого меньше мячей». Учащиеся образуют две равные команды и располагаются каждая на своей половине волейбольной площадки. Сетка повешена на высоте 150—180 см. У игроков каждой команды

равное количество мячей. После сигнала учащиеся стараются перебросить свои мячи на площадку соперника. Выигрывает команда, на площадке которой после свистка будет находиться меньше мячей. Играющим запрещается толкать друг друга и отнимать мяч.

Класс делится на несколько групп, каждая из которых образует круг с водящим в центре. Игроки перебрасывают мяч друг другу, стараясь попасть в ноги водящего. Попавший становится водящим (для учащихся II и III классов).

Охотники и утки

Играющие, образовав круг, рассчитываются на первый-второй. Первые номера — «охотники» — остаются на местах, вторые — «утки» — входят в круг. У каждого охотника мяч. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Осаленная мячом утка выходит из круга. Игру продолжают до тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток.

Варианты: игру проводят в строго определенное время; утки из игры не выбывают, подсчитывают лишь количество всех «выбитых» уток (для II и III классов).

На площадке три концентрических круга — первый диаметром 1 м, второй — 3 м и третий — 5 м. В первом кругу стоит ловец, второй круг свободный, в третьем занимают место 4—6 защитников; остальные игроки поля. Игроки поля, передавая мяч друг другу, стараются послать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Если ловец поймает мяч, он становится защитником, а защитник, чье место он занял, переходит к игрокам поля, игрок, передавший мяч, становится ловцом. Игру можно проводить на время.

Читайте также:  Отчет по производственной практике на предприятии логистика

«Борьба за мяч». Занимающиеся делятся на две команды, каждая из которых имеет свою форму и выбирает капитана. Капитаны, стоя в центре площадки, стараются отбить мяч, подброшенный учителем, кому-либо из своих игроков. Игроки команды, овладевшей мячом,

передают его друг другу, а соперники стремятся перехватить мяч. Команда, сделавшая 5 передач подряд, получает 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Мяч можно только передавать и вести, бежать с мячом запрещается. С III класса можно играть, используя только передачи.

Балансирование и повороты на гимнастической скамье

Игры на равновесие

для развития координационных способностей на гимнастической скамейке

1.Ходьба по доске, скамейке (ширина15с-10см, высота 35-40см).

2.Ходьба по скамейке, по середине перешагнуть палку, веревку.

3.Ходьба по скамейке, посередине пролезть в обруч, под натянутой над скамейкой веревкой (высота 50см).

4.Ходьба по скамейке приседая на одной ноге, а другую, пронося прямой вперед сбоку скамейки.

5.Ходьба по скамейке, на каждый шаг высоко поднимать прямую ногу вперед и делать под ней хлопок.

6.  Ходьба на носочках

7. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну (ширина стесанной поверхности 15-10см, высота 40см) прямо и боком, с разными положениями рук (в стороны, на пояс, вверх, за голову)

8. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.

9.Ходьба по шнуру по – медвежьи (ступни на шнуре, ладони справа и слева от шнура).

10.Ходьба по линии спиной вперед.

11.Ходьба по большому обручу приставными шагами (диаметр 1м).

12.Ходить, перешагивая палки, положенные на стулья.

13. Бросать и ловить мяч парами, стоя на скамейке.

14.Сидя на скамейке поперек с опорой рук сзади, приподнимать и опускать прямые ноги; сидя, поворачиваться на 360 градусов направо и налево.

15. Стоять на одной ноге, закрыв глаза.

формирование умения балансировать координацию на гимнастической скамье.

гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования.

ребенок должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда ребенок вернется в исходное положение.

Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

Общие указания и замечания:после объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить.

линиями и пересечет линию «финиша».

На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15 на 20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3м. Расстояние между кирпичиками 10-15см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.

Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: доходить до конца дорожки.

За высоким, за низким

Дети идут или бегут в колонне друг за другом. На сигнал «за низким» быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.

Правила: поворачиваться быстро удерживая равновесие, и бежать, не наталкиваясь на впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.

Шагай через кочки!

Играющие становятся в 3-4 звена перед скамейками. На скамейках положено по три кубика (высота 20см) или набивных мяча. Дети идут по скамейкам, перешагивая через них. Для того чтобы ребята не приносили ногу стороной, посередине верхней стороны кубика наносится краской полоса(или наклеивается изоляционная лента)

Правила: переносить ногу, придерживаясь середины кубика, хорошо сгибать ногу в коленке.

Разойдись – не упади!

Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу (с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.

Бег в мешке.

2-3 детей влезают в мешки. Придерживая их руками, должны пройти или пробежать от одной линии до другой (примерно 5-6м).

НЕ УРОНИ ШАРИК.

3-4 детям даются ложки и небольшие шарики. На расстоянии 6-8 м обозначается линия или ставится небольшая коробка. Дети несут шарики в ложках до этой линии, по дороге проходя по доске или скамейке.

Правила: можно идти или бежать, но не раняя шарика если уронил, подняться, вернуться к месту падения и оттуда снова двигаться; шарик нельзя придерживать рукой.

Упражнения и игры для развития координационных способностей

Упражнения для развития чувствительности

Хождение на месте по залу под хлопки, под счет. Продолжение движения в том же темпе без сопровождения.

Постепенное ускорение шага (под счет или хлопки), переходящего в бег. Постепенное замедление бега и шага.

Прыжки на одной и двух ногах в разном темпе, и с разной длинной прыжка

4.Прыжки на месте, вращая скакалку вперед, на двух ногах

5. Прыжки на одной ноге правой, левой

6. Прыжки через скакалку с ноги на ногу.

7. Прыжки руки скрестновосьмерка

8. Вращение скакалки в обратном направлении.

9.Прыжки на месте, вращая скакалку вперед, на двух ногах

10. Прыжки на одной ноге правой, левой

11. Прыжки через скакалку с ноги на ногу.

12. Прыжки руки скрестно восьмерка

13. Вращение скакалки в обратном направлении.

14. Вытянутой правой рукой выполнять круговые движения, левой — вертикальные взмахи вверх-вниз.

15. В положении стоя вращать правой рукой по часовой стрелке, левой против часовой стрелки.

Играющие стоят в шеренге или строятся по кругу (полукругу). Учитель находится перед ними. Он называет и выполняет ряд движений (типа зарядки), которые все играющие повторяют вслед за ним. Перед началом оговаривается одно или два «запрещенных движения», которые играющие делать не должны (например: «Руки на пояс», «Наклон вперед» и т. п.). Игрок, допустивший ошибку и выполнивший вслед за педагогом «запрещенное движение», должен сделать шаг вперед. Совершивший три ошибки выбывает из игры.

Учащиеся стоят в шеренгах или в двух-трех колоннах. Учитель показывает в определенной последовательности упражнения под номерами 1, 2, 3, 4 и 5. Затем дает команду: «Упражнение 3 (или любое другое) — начинай!» Ученики одновременно выполняют упражнение. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Если занимающиеся стоят в шеренге, можно условиться, что неверно выполнивший движение делает шаг вперед. Команда, в шеренге которой спустя 3—4 мин. сохранится больше игроков, объявляется победившей.

Описание игры дети стоят в шеренге. И. п. – основная стойка.

1- Согнуть левую ногу в колене, взяв рукой за голень. 2 – Прыжки на одной ноге. 3 – И. п. 4 – 5 – То же, но на другой ноге. Повторить по 10 – 15 прыжков на каждой ноге.

Играют до 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке на одинаковой дистанции друг от друга. По сигналу все начинают бег. Задача каждого — не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой впереди бегущего. Запятнанные игроки выбывают из борьбы и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку. Игру можно закончить, когда на беговой дорожке останутся 3 самых выносливых спортсмена. Можно выявить и единоличного победителя.

Если игра проводится в зале, то недалеко от его углов устанавливают поворотные стойки, которые можно обегать только с внешней стороны. Число участников — до 10 человек. В этой игре юноши и девушки соревнуются отдельно.

Две команды, равные по числу игроков, выстраиваются за лицевыми линиями на противоположных сторонах площадки лицом к середине. По указанию руководителя игроки одной команды принимают положение высокого (или низкого) старта, а игроки второй команды, взявшись за руки, идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2-3 шага, руководитель дает свисток. «Наступавшие» расцепляют руки и бегом устремляются за линию своего «дома». Игроки другой команды преследуют их, стараясь осалить. После подсчета осаленных «наступление» ведет другая команда. После 3-4 перебежек подсчитывается общее число пойманных, и объявляются лучшие спринтеры.

Правила: Действовать без сигнала запрещается. Каждый игрок может салить любых игроков противоположной команды, но только до линии «дома».

Гонка с выбыванием

С помощью флажков размечается круг, на нем проводится линия старта-финиша. По сигналу все участники игры одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или 2 кругов) из игры выбывает участник, который последним пересек контрольную линию старта.

Постепенно менее выносливые выбывают. Победителем объявляется тот, кто остается лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок. По усмотрению руководителя, участники могут бежать с набивным мячом, надевать пояса с отягощением, рюкзаки с грузом. Гонку можно проводить по прямой линии — туда и обратно. Участник, прибежавший к линии старта последним, выбывает из игры.

Дети произвольно (или в шахматном порядке) размещаются на игровой площадке, ведущий — перед ними на небольшом возвышении. Ведущий выполняет простые и постепенно усложняющиеся упражнения (наклон, приседания, махи, круговые движения рук, ног, туловища и т.п.), изменяя темп. Дети повторяют их в зеркальном отображении (если ведущий показывает выпад вправо, дети выполняют выпад влево). Поощряются те, кто точнее выполнит все упражнения.

Участники игры идут по кругу в заданном темпе (под счет или музыку). По команде ведущего «Тропинка», дети останавливаются, кладут руки на плечи впереди стоящего и приседают. По команде «Копна» все участники игры идут к центру круга. По команде «Кочки» все участники игры приседают положив руки на голову. Эти задания чередуются ведущим. Допустивший ошибку выбывает из игры.

Расчет на 1-4. По команде ведущего (ведущий называет номера от одного до четырех) необходимо добежать до линии, коснуться её и вернуться назад.

1. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.

2. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.

3.Координация движений тренируема, идет и легко поддаются воздействию педагогического процесса.

4. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.

5. Между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует взаимосвязи, и поэтому надо заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

6. Применение упражнений партерной гимнастики, специальных подвижных игр с музыкальным сопровождением способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей

появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.

7. Занятия с использованием средств партерной гимнастики способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту

Оцените статью
VIPdisser.ru