Роль политологии в современной жизни ее место в системе общественных наук

Политология как наука. Место политологии в системе общественных наук.

Термин политология образуется из сочетания 2 греческих слов «polity» (что означало политический порядок, права гражданства,), и «logos» (знание). Политология – наука о политике. Нет однозначного определения термина «политика», это объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. Политика – это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование.

Политология как наука о политике имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин: политическую философию, политическую теорию, политическую историю, теорию международной политики. Политическая философия исследует нормы, на основе которых функционирует политическая система общества, анализирует способы и средства познания политики.

Политическая теория рассматривает, прежде всего, институциональные аспекты организации власти. Она обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, политических партий.

Теория международной политики исследует внешнеполитическую деятельность государств, партий и общественных движений, деятельность международных организаций и объединений.

Политология использует разнообразные методы исследования политической жизни общества. Под методом понимается совокупность логических операций позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. Прежде можно выделить общие методы политологии: системный, деятельностный, бихевиористский, институциональный, ценностно-нормативный, исторический, структурно-функциональный, сравнительный. В последние годы для исследования политической жизни общества стали использовать и такие общенаучные методы как синергетика и теория катастроф.

Политология выполняет в обществе ряд социально значимых функций: познавательную, политической социализации, политической рефлексии, инструменталистскую диагностическую, прогностическую.

Как будет показано ниже, политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Д. Истон (США), например, характеризует политическую науку как «исследование способов, которыми принимаются решения для общества».проблемы власти, формы государственной власти наряду с множеством других вопросов составляют предмет исследования политологии, а не только правоведения, государствоведения, философии и социологии. Таким же узким толкованием страдает и формулировка, предложенная М. Гравитц (Франция). Политическую науку она определяла как исследование человеческих возможностей по использованию институтов

2)Классификация и характеристика форм государства Аристотелем. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.),

Государство является результатом естественного развития, а не божественного предначертания. Его главная цель — достижение блага всех граждан. Исторически государство представляет собой более позднее образование, чем индивид, семья и т.д., ибо возникает из разросшейся семьи. Форма государства определяется с одной стороны тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исходя из этого Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей. К правильным формам государства он относил монархию (царская власть), аристократию(господство лучших), и политию, а к неправильным — тиранию(власть одного), олигархию(богатые ради достиж. собств. выгоды); и демократию(правит свободный но бедный люд. Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.

Полития «-»народ некомпетентен, безответственен, доверчив, чаще голосует за болтуна.

Охлократия- власть толпы..

Типология и ресурсы власти

Власть- способность осуществлять свою волю вне зависимости от желания тех, кого это затрагивает.

Вид власти: политич., экономическая, духовная

Экономическая власть —это контроль над экономическими ре­сурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Духовная власть основывается на внутренних убеждениях человека. Самая сильная.

Политическая власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет под­чинение во имя общих целей.

Классификация власти в зависимости от

1. источника власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма

2. объекты власти: индивид, социальная группу, масса, класс

3. Ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право.

4. функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, организация, мобилизация

5. субъекты власти: государство, и его институты, политические элиты и лидеры, партии

6. Происхождение: теологическая(от бога),биологическая, психологическая(Ницше воля к власти-универсальный стимул, который объясняет стремление человека к самосовершенствованию), социальный

7. легитивность- готовность выполнять волю правителя. Типы:

ü традиционная: базируется на вере в обычай и традиции

ü рационально- легальные: основан на вере в законность формальных правил формирования власти

Ресурсы власти — совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект

Теория происхождения государства:

2. биологическая:властно-подчинённые отношения есть среди высших животных и соответственно человеческая власть- это более сложная форма биологической власти

3. Психологическая теория. Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд. По Ницше, власть- это универсальная сила. Воля к власти — самое сильное стремление, власть освобождает человека от всякого рода зависимостей. Обладание властью – объективный критерии личностного превосходства.

4. Социологическая. Люди индивидуальны, но живут в обществе.должен быть механизм с помощью которого индивидуальное мнение преобразуется в общественное

.Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные. Экономические ресурсы – это материальные ценности, необ­ходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.). Социальные ресурсы – способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.). Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Хар-ка форм правления.

По ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ, т.е. по способу организации верховной власти государства могут быть республиками — иметь выборные органы власти и монархиями — иметь единовластного верховного главу.

МОНАРХИЧЕСКАЯ форма правления. Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и т.п.).

Хотя монарх — глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры. Поэтому монархию принято подразделять на три вида: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия до сих пор существует в нескольких странах (Оман, Бахрейн, Катар и др.) Особое значение в системе управления этих стран имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых особо почитаемых знатоков Корана. Светская власть короля обычно соединяется с духовной.

В дуалистических монархиях есть конституция (нередко дарованная народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями.

В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром.

Читайте также:  Помощь по написанию диссертаций, полезные статьи по написанию научных работ

ПОНЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ. Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране и др.). Есть и иные искаженные формы республики когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военными или революционным советом после государственного переворота; когда президент провозглашается пожизненным президентом и т. п. Принято делить республики на президентские-возглавляется правит. (США), полупрезидентские (Франция) и парламентарные-правительство на основе парламентского большинства (Индия).= смешанное-презид.-глава гос-ва, но возгл. Прав-во премьер министр, назнач. Презид.

Понятие полит конфликта

. Конфликт политический — острое столкновение разнонаправленных политических сил,

возникающее на основе борьбы за ценности и определенный статус, власть и ресурсы,

основной целью являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Конф 1 из возмож вар-в взаимод-я полит.. К-ты, сигнализируя обществу и властям о сущ-х разногласиях, противор-х, несовпад позиц гражд, стим действия, спос постав ситуацию под контр, преод возникш возбужд-я в пол процессе. Только непрерывное выявление и урег-е конф-в можно счит-ся условием стабильного развития общ-ва. Так образно, можно утверждать, что только отдельн. разнов-ти ПК носят разрушит для общ-ва хар-р.

41) Субъекты мировой политики. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств,борющихся за национальную независимость. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации. Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести: — региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.; Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации. Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом. Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений. Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

43) Соотношение реформы и революции.

Реформа отражает постепенное медленное эволюционное развитие общества и соответствующее медленное урегулирование общественных противоречий и конфликтов.

Понятие революция отражает быстрое, катастрофическое развитие сопровождающее радикальной ломкой всех старых форм общественных отношений и государства.

Реформа — переустройство общества, его институтов, осуществляемое государственной властью для совершенствования данного строя либо для его коренного преобразования.

РЕВОЛЮЦИЯ — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.

Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и наступающего вследствие него хаоса.

РЕФОРМА характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен.доведение до конца, поэтапность. существенное отличие от революции — в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

Если революция и реформа нацелены на целостное в конечном счете преобразование политической системы.

44)Общее и особенное в политическом развитии современной России. Россия – сложное сочетание западных и восточных культур. Есть объективные предпосылки затрудняющие полноценную реализацию в России принципов рыночной экономики. В чистом демократические критерии в политической системе также не реализованы. Общая тенденция к открытому обществу, признание прав человека, свободы слова, демократических принципов формирования власти, в России общепризнанны, однако на современном этапе, полноценная реализация этих механизмов не позволит решить общегосударственные задачи.

Предмет политологии, ее место и роль в системе общественных наук.

Политология — широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. С пецифика политологии: выявление природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, то есть среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.

Политика и мораль: Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в опр момент морали не хватает. Разница: 1. Политика — конфликтна, в морали конфликт — частный случай. 2. Источник политики — насущная потребность людей, а мораль — общечеловеческие ценности. 3. Требования П носят форму законов конкретных, в морали — абстрактно-нормативных. 4. Мораль — индивидуальна, П носит групповой характер. 5. Политика опирается на силу, мораль отчуждает насилие. 6. Политика ситуативная (меняется), мораль — универсальна. П и Культура: — П может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей к-ры. — Культура влияет на П через критику, традиции, непосредственно через систему образования. П и Экономика: Уровень эк развития определяет характер полит режимов.

1. политическую философию, исследует ценностные мировоззренческий аспекты политики, на основе ко­торых функционирует политическая система, определяет смыслы важ­нейших политических явлений, власти;

2. политическую историю — рассматривает процесс возникновения поли­тических институтов;

3. политическую теорию — выявляет характер взаимодействия участни­ков политической жизни, формы участия индивидов, групп в политичес­ком процессе;

4. история политических учений — изучает появление и развитие полити­ческих идей;

5. политическую психологию — выявляет субъективные механизмы полити­ческого поведения, влияние скрытых подсознательных убеждений, уста­новок, ориентации;

6. прикладную политологию — акцентирует внимание на решении конкретных политических проблей: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров и т.д.

1) она изуча­ет интересы, содержание сознания участников политики, поскольку именно эти факторы выступают побудительными мотивами политического участия;

2) меньше уделяет внимания институтам политики, а больше рассматривает поведение групп, индивидов и его причины.

Объектом политологии является – «политическая реальность». Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д.

3. Познавательная ценность политологии. Политические знания как важнейший элемент профессиональной подготовки сотрудника т/о.

Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.

Читайте также:  Введение диссертации

Томас Гоббс (1588-1679 гг.)

«О гражданине» и трактат «Левиафан или материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского». Гос-во как человеческое установление. Оно возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Все люди равны от природы в отношении физических и умственных способностей. Из равенства способностей следует равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Т.к. люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба, из-за нее становится невозможной нормальная жизнь, поэтому люди приходят к соглашению. В результате общественного договора создается гос-во. Воля гос-ва в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы гос-во могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты. Люди устанавливают гос власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Она едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна, стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Создавая гос-во, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Гоббс – сторонник абсолютной монархии, он считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами гос-ва.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.).

«О причинах неравенства», «Об общественном договоре или принципах полит. права». Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот. постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим. Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва. В основе гос-ва лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – в отыскании такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в кот. каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Верховная власть в договорном гос-ве должна принадлежать народу. Требование народного суверенитета – основа полит. учения Руссо. Суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому отвергается представительно правление и разделение властей на законодат. и исполнит.

Карл Маркс (1818-1885 гг.).

Концепция политической сферы в учении базируется на след. предпосылках:

1. Обусловленность полит. сферы сферой экономической. Полит. сфера явл-ся надстройкой над базисом – совокупностью производственных отношений. Земные основы гос-ва коренятся в материальных интересах людей. Гос-во порождается не свободной волей людей, а есть закономерный результат разделения труда и связанного с ним образования социальных классов.

2. Относительная самостоятельность и активная роль политики по отношению к экономике и др. сфер общественной жизни. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. Сформировавшаяся полит. сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов.

3. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит. власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во – это комитет по управлению делами буржуазии».

4. Классовое деление общества не вечно. Сущ-т закономерность движения человеческой истории к уничтожению классов и общества без классов. Отсюда вытекает положение о закономерности отмирания гос-ва и всякой политики. В коммунистическом обществе должна быть достигнута гармонизация частных и общественных интересов.

Макс Вебер (1864-1920 гг.)

Политика – это область общественных отношений по поводу власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между гос-вами, будь то внутри гос-в между группами людей, кот. она в себе заключает. Вебер акцентирует внимание на социокультурных факторах полит. развития (ценностях, идеалах, верованиях). Наиболее существенная идея – политика является особым видом человеческой деятельности. С одной стороны, она представляет собой предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой – специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество делится на 3 категории. 1-ая – политик по случаю (рядовые избиратели). 2-ая – политики по совместительству (партийные активисты). 3-ья – профессионалы. Политика, как самостоятельная сфера общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно-административного аппарата, как «Штаба полит. предприятия всего обществе», с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти. Вебер разработал теорию власти, бюрократии, лидерства и другие разделы политологии.

9. Становление и развитие политической мысли в России. Политические идеи Древней Руси (9 — 16 вв).

История полит. учений Р. берёт начало из Др. Русских летописей, в кот. делались попытки установить историч. прошлое Руси. «Слово о законе и благодати» (XI в.) – главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти.

В условиях феод. раздробленности в летописях появл. тема объединения земель и борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»). «Поучение Владимира Мономаха», свод правовых актов 11 — 13 вв «Русская правда» — предмет политических размышлений были такие проблемы как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти.

Необходимость укрепления централизованного гос-ва, борьбы с засильем бояр.

Пересветов (16в) в своих сочинениях рассматривал вопросы формы правления и полномочий верховной власти, создания единого законодательства, предусмотрел проведение финансовой реформы, ликвидацию наместничества, организацию общерусского войска. Создал теоретическую схему, где были структура и форма деятельности ведущих звеньев государственного аппарата.

10. Российская политическая мысль в период становления и укрепления абсолютизма (17 — 18 вв)

С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно было относительным. Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.

Годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями имели цель повысить общеевропейский престиж Российской империи, обосновать активную и независимую внешнюю политику. Так, сторонники идеи просвещенного абсолютизма Татищев, Посошков, Новиков, Козельский и др. трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались.

В целом для идеологии «просвещенного абсолютизма» характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения.

С воцарением на престол Александра I либеральные элементы начали ощутимее проявляться в русской политической мысли. Во многом они были связаны с именем Сперанского. Он попытался взять на вооружение многие теоретические положения классического западного либерализма.

Нужно отметить, что до отмены крепостного права в России использование либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам с самодержавием. Так, дворянские революционеры (декабристы) в обосновании своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного права, отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом. Кроме того, при разработке основ формирования институтов государственной власти они использовали идею разделения властей. Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название «западники». Это течение политической мысли исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада.

11. Политические идеи российских просветителей (вторая половина 18.в).

Читайте также:  Защита диссертации | Информационно-образовательный портал ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России

Сторонник теории естественного права Татищев выступал против крепостничества. Обосновал необход. развития науки и просвещения. Появл. защитники класса буржуазии (Посошков) – защищая интересы купцов выступал за регламентацию деятельности, за выполнение царских указов ими, за установление цен на товары.

Критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиции гуманизма. Особо отлич. обличение существующего экономич. и политич. строя Радищевым («Путешествие из Петербурга в Москву») – не веря в отмену крепостного права мирным путём, пришёл к выводу о необходимости Народной Революции.

1. Политология как наука и учебная дисциплина.

2. Основные этапы развития политической мысли.

3. Политическая власть как социальный феномен.

4. Политическая система общества и институты власти.

5. Политические режимы и политическое лидерство.

6. Проблемы демократии – теория и реальность.

В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.

Политология выполняет ряд функций:

— Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

— Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

— Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.

— Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.

— Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

— Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

— Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности.

Национальная политика РФ.

17. Таможенная политика РФ как относительно самостоятельный вид политики.

Основные концепции власти.

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение — «первоначало» или «первопричина» — по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти. Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории.

Концепция власти — одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы. Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего- то». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия».

коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Смотреть 34 и 35.

Функцию обороны страны

Соединение внутренних и внешних функций позволяет государству оставаться суверенной единицей, не замыкаясь при этом в себе.

Типы и формы государства.

Форма гос-ного устройства отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его основными территориальными единицами. По форме устройства все гос-ва подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)

1.Простое – унитарное государство, не имеет обособленных гос образований, пользующихся определенной самостоятельностью.

2.Сложное – империя, федерация, конфедерация. Федерация – объединение на добровольной основе, единая конституция, валюта, вооруженные силы.

Гос. устройство (формы) – способ организации административно-территориального гос-ва, особенности взаимосвязи между его составными частями (регионы), а также каждой отдельной этой части с гос-вом. По формам гос. устройства:

1. унитарные (единое) – делится на административно-территориальные единицы (Франция, Турция, Япония, Финляндия, Голландия, Люксембург)

2. Федеративные – складываются из нескольких гос-в или гос. образований, пользующихся той или иной мерой самостоятельности, могут образоваться на национально-территориальном или территориально-административном принципе (Россия, США, Бразилия, Индия, ФРГ)

3. Конфедеративные – союз гс-в, объединенных для выполнения совместно след. функций: обороны, внешней политики, денежного обращения (Швейцария).

«Европейский союз» — 25 гос-в. Столица Страдборг. Евро опережает доллар. Своеобразно объединение в области эк, полит. и военной сфере.

СНГ (содружество независимых гос-в) 1991, когда был ликвидирован СССР. Объединение гос-в, непохожих на конфедеративные. Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан. Именно эти гос-ва проводят линию интеграции.

1) монархия – форма правления, где источником власти явл-ся монарх. Она бывает:

а) абсолютная — от отца к сыну – Саудовская Аравия, Катар, Коман.

— дуалистическая (дуа – двойственность, когда монарх имеет власть законодательную и частично исполнительную; Марокко, Кувейт, Иордания)

— парламентская (в Европе почти 1/3 европейских гос-в, это Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания)

2) Республика – организация верховной гос. власти, где источник власти – народ. Она бывает:

а) президентская – США, вице-президент – это глава правительства, но основные положения задает президент.

б) теократическая — Ватикан (Тео — бог)

в) парламентская – Германия, ФРГ; президент не имеет права распустить парламент, ограничена роль президента.

3) Смешанная республика – 1. президент, парламент (Россия) 2. Монарх, республика (Япония)

Разнообразные формы правления предусматриваются наличием такого механизма, как референдум – решение важнейших вопросов посредством всенародного голосования. Сущ-т референдум для принятия законов, для их отмены, для конституционных поправок.

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма:

— рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

— разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

— наличие четких границ деятельности государства в обществе:

— признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

— понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;

— государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.

См. 56 и 57

Оцените статью
VIPdisser.ru