- Структура основной части магистерской диссертации
- Как правильно оформить работу магистра
- Образец титульного листа диссертации манистранта гост 2021-2022
- Оформление введения и списка литературы магистерской диссертации
- Пoнятиe и структурa мaгистeрскoй диссeртaции
- Первая глава магистерской диссертации
- Приложения в магистерской диссертации
- Примерные темы магистерских диссертаций
- Структура введения магистерской диссертации
- Требования к магистерской по гост
Структура основной части магистерской диссертации
Структура каждой главы работы магистра неотделима от предыдущей главы. Каждый раздел дополняет предыдущий и служит его продолжением. Первая часть должна содержать общее описание. Практическая составляющая не очень выражена. Однако итоговые выводы по первой главе должны быть представлены.
Вторая часть работы уже позволяет использовать практический материал, подтвержденный объяснениями и доказательствами, которые обоснованы. Кроме того, во вторую главу должны быть включены методы, используемые для описания практической части. Хотя автор излагает основные задачи, поставленные перед ним в первой части, большинство из них приходится решать уже во второй главе.
Третья глава содержит исключительно достигнутые результаты. Здесь не ставится никаких целей. Поэтому третья глава содержит результаты исследований, а далее автор должен перейти к их описанию.
Если вы видите, что магистерская диссертация слишком большая, вам необходимо сократить ее объем. В противном случае у экзаменатора может сложиться впечатление, что студент не умеет работать с материалами и прорабатывать самое основное.
Если сократить объем невозможно, следует проверить абсолютно все предложения на емкость и содержание. Когда работа над диссертацией окончена, вам нужно распечатать ее и правильно оформить для последующего представления и защиты.

Как правильно оформить работу магистра
Вам обязательно необходимо придерживаться определенных стандартов ГОСТа, и не важно, в каком университете вы учитесь, по какой программе либо дисциплине.
Страницы должны нумероваться последовательно, за исключением титульной страницы и приложений. Однако номер титульного листа будет учитываться при присвоении номеров страницам.
Количество страниц в магистерской диссертации
Объем диссертации должен составлять минимум 50 и максимум 120 страниц. В случае, когда вы пишете обширную диссертацию, убедитесь, что она содержит как можно меньше ненужных вводных данных. Все главы должны быть приблизительно одинаковы по объему, то есть не следует подробно освещать одну тему, при этом уделяя минимум внимания другой.
Порядок оформления рисунков
Оформление всех графических материалов должно быть выполнено надлежащим образом. Они должны быть размещены за пределами работы, на каждый должна быть сделана ссылка в тексте, например, в форме «см. подробности в Приложении 2 в таблице».
Стиль магистерской работы
Стиль написания работы должен быть исключительно академическим. Литературный стиль недопустим, кроме того нельзя применять обращение к читателю или писать от первого лица. Писать необходимо в настоящем времени. Если это невозможно в конкретный момент, т.е. если вы описываете событие, которое произошло в прошлом, это должно быть четко указано, и следует отметить, по какой причине информация использована в прошедшем времени.
Обязательно распечатайте работу на стадии черновика, чтобы увидеть, как диссертация смотрится на бумаге. Иногда она хорошо выглядит в редакторе, но на бумаге выглядит неуклюже, а хочется, чтобы члены комиссии увидели красиво оформленную работу, когда вы будете ее защищать.
Образец титульного листа диссертации манистранта гост 2021-2022
По требованиям ГОСТ 7.0.11-2022, первый блок текста состоит из 4-х, 5-и строк, нужно указать:
- «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Заглавные буквы обязательны!);
- полное наименование ВУЗа (заглавными буквами);
- наименование факультета;
- кафедра;
- программа магистра (отрасль науки).
- название факультета, кафедры, программы пишутся строчными буквами, блок располагается в центре.
- через интервал в 3 строчки пишется вид работы (заглавными буквами, полужирным шрифтом), располагается в центре. Далее отступ 1 и словосочетание «на тему».
- еще через 1 строчку – наименование темы магистерской работы (заглавными буквами, жирным шрифтом, расположенное в центре).
- на одну строку ниже: шифр, используемый для обозначения специальности.
- через 3 строки справа создается колонка (строчными буквами, выравниванием по левому краю):
• «Выполнил» и данные об авторе (ФИО), дата, подпись (3 строчки);
• «Научный руководитель» (или «Консультант») его данные (ФИО, звание, научная степень), дата, подпись (2 строчки);
• «Рецензент» и данные (ФИО, должность, звание). - внизу страницы: место (город), год. Буквы строчные, выравнивается по центру.
Пример титульного листа магистерской диссертации
Образец титульного листа 2
Во многих учебных заведениях на титульном листе требуется определение места для отметки о допуске к защите с подписью заведующего кафедрой.
Независимо от качества содержания текста неточность или небрежность при оформлении титульного листа портит общее впечатление о работе. Если есть шаблон, разработанный на кафедре, лучше всего воспользоваться им. Полностью исключаются неточности в оформлении и орфографические ошибки. Правильное оформление диссертации магистра повышает вероятность получить хорошую оценку при защите.
Оформление введения и списка литературы магистерской диссертации
Оформление введение — самый важный раздел, так как является сжатой формой магистерской работы. Включает в себе:
- актуальность темы исследования (1-2 абзаца) – суть проблемы, ее важность, злободневность, приоритетность;
- разработанность темы;
- цели исследования: установки в повелительном наклонении (изучить, разработать, внедрить);
- задачи (3-5 задач);
- объект исследования (реальный компонент, породивший проблему);
- предмет (доля объекта, выбранная для исследования);
- методики;
- новизна темы (1-2 абзаца, значимость и возможности использования на практике);
- заключение (краткое описание структуры диссертации).
Цель создания этого раздела – описать задачи в логической последовательности и методы, позволяющие их выполнить. Результаты и выводы пишутся для каждой задачи.
Оформление списка литературы
В процессе написания диссертации магистра можно использовать нормативные акты, статьи периодических изданий, монографии, учебники, материалы из сети интернет:
- книги пишутся по алфавиту, указывается ФИО автора, название, место и год издания, наименование издательства;
- для статей из журналов и газет указывается название издания, год, номер, страница (пишутся в хронологическом порядке);
- при использовании электронных ресурсов указывается адрес источника и дата.
Список должен состоять из 40-а позиций (минимум).
Диссертация будущего магистра оценивается, исходя из уровня проработки данных, соответствия проблеме использованных методов, полноты методов решения проблемы, полезности по отношению к определенной отрасли. Правильно по требованиям оформленная работа свидетельствует о научной зрелости автора, его профессиональной подготовленности.
Пoнятиe и структурa мaгистeрскoй диссeртaции
УДК 001.891 (075.8)
Э.А. Пикулева, Т.А. Спирова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Изложены понятие и структура магистерской диссертации, приведено подробное описание содержания основных ее разделов. Диссертация как научно-квалификационная работа имеет существенные отличия от дипломного проекта. Выдвижение гипотезы и поиск новой научной идеи постулируются двумя важнейшими признаками диссертации. Это конечный результат проделанной магистрантом научно-исследовательской работы. Основная цель — подтвердить высокий образовательный уровень выпускника.
Ключевые слова: научные исследования, диссертация, научный результат, практический опыт, гипотеза, научная идея.
Мaгистeрскaя диссeртaция (от лат. — исследование, рассуждение) -самостоятельное научное сочинение с элементами научной новизны, основная цель которого подтвердить высокий образовательный уровень выпускника, его способность решать научные, теоретические и практические задачи. Это конечный результат проделанной магистрантом большой научно-исследовательской работы. Она свидетельствует о полученной им специальности и квалификации, умении грамотно излагать свои мысли, свободно ориентироваться в технической литературе и научной информации, способности участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок.
Диссертация готовится автором единолично. В ней должна содержаться совокупность новых научных результатов исследований и положений, выдвигаемых для публичной защиты, а также должны быть сформулированы основные направления дальнейшего решения проблемы. Как научная работа, она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку.
Диссертация как научно-квалификационная работа существенно отличается от дипломного проекта. Она обладает двумя важнейшими признаками: выдвижение гипотезы и поиск новой научной идеи.
Выдвижение гиnoтeзы. Гипотеза — это научное предположение, значение которого неопределенно. Гипотеза — это идея, требующая доказательства. Она является одним из основных методов развития научного знания. При выдвижении гипотезы магистрант предполагает, как он намерен достичь поставленной цели исследования. Гипотеза, начиная от плана-
проекта исследования и заканчивая готовой диссертацией, может неоднократно уточняться, изменяться или дополняться.
При построении гипотезы и в ходе исследования желательно учесть одно существенное обстоятельство. Добросовестно исследуя свою проблему, магистрант получает как положительные результаты, так и отрицательные. Многие стремятся отрицательные моменты в текст диссертации не включать. И делают это напрасно, так как это придает работе убедительность и достоверность и предостерегает последователей от ошибочных вариантов, которые уже опробованы.
Поиск научной идеи — это творческий процесс, поэтому здесь невозможно дать какие-либо готовые рекомендации. Можно лишь посоветовать попытаться идти по пути обобщения каких-либо уже известных результатов, изложенных в нескольких опубликованных другими авторами научных работах либо по пути более глубокого рассмотрения каких-либо интересных частных случаев уже известного общего результата. В других случаях получению нового теоретического результата предшествуют обширные экспериментальные исследования объекта, изучение закономерностей его поведения в тех или иных условиях, накопление статистических данных — только после этого из них можно вывести новую аналитическую зависимость, пользуясь которой синтезировать новые технические объекты, обладающие более совершенными свойствами или общей экономической эффективностью.
Практика показывает, что в современной науке появление совершенно новой идеи, разработка новой концепции «с нуля» — явление крайне редкое. Подавляющее большинство новых научных результатов есть следствие долгого и планомерного развития научной мысли в определенном направлении [1].
Схема основных структурных частей магистерской диссертации представлена на рис. 1.
1. Содержание включает введение, наименования глав, параграфов, заключение, наименования приложений и список использованной литературы с указанием номеров страниц. Содержание включают в общее количество листов текстового документа, титульный лист не нумеруется.
Во введении даются обоснование выбора темы исследования, цель и задачи диссертации, раскрываются актуальность темы, её новизна, объект и предмет исследования, анализ полученных результаты и теоретическая и практическая их значимость. Во введении к работе желательно кратко изложить этапы исследования материала и дать обоснование логике его построения.
Рис. 1. Структура магистерской диссертации
Краткая характеристика составляющих введения.
Aктуaльнoсть тeмы мaгистeрскoй диссeртaции. Тема диссертации -это не просто её название. Тeмa — это намечаемый результат исследования, которое направлено на решение конкретной проблемы. Поэтому важно чётко определиться с выбором, так как на решение проблемы магистрант собирается потратить свои силы и время.
Под прoблeмoй понимается различие между тем, как функционирует исследуемая система, и тем, как она должна быть организована в соответствии с повышением уровня знаний автора и условиями их практического применения. Проблема заключается в понимании того, что происходит в рамках изучаемой системы в целом и за счет каких средств поддерживается ее единство. Только в ходе изучения всех взаимосвязей элементов системы можно обнаружить пути устранения причин разбалан-сированности её отдельных звеньев. Формулировка проблемы научного исследования является, по сути, кристаллизацией замысла магистранта. Поэтому правильная её постановка — это залог успеха всей работы.
В формулировании проблемы должны быть даны ответы на вопросы, поставленные в начале исследования, ради решения которых и предпринимается научное изучение (рис. 2).
Один из важных этапов для уяснения четкости проблемы -определение степени её разработанности, проведение анализа различных точек зрения ученых, выявление достижений и «белых пятен» в исследованиях данной проблемы. Он проводится с помощью изучения научной литературы. Это первое, что должен сделать диссертант, так как это задаёт алгоритм всем последующим его действиям и определяет то, ради чего предпринято диссертационное исследование.
Если кратко, то параметры проблемы можно определить следующими вопросами: «Что?», «Где?» и «Когда?». Только ответив на эти вопросы, проблема будет сформулирована таким образом, что позволит четко очертить круг исследуемых задач.
Важно подчеркнуть, что название проблемы должно содержать именно ее проблемное восприятие, которое требует развернутого научного исследования. Также необходимо заметить, что название проблемы, по сути, должно соответствовать названию самой диссертационной работы.
Шaг 1. Фoрмулирoвaниe прoблeмы
Выявление причин появления проблемы Изучение последствий нерешенной проблемы
Выявление и изучение альтернативных решений Частичное принятие и критическое опровержение альтернативных решений
Шaг 2. Рeшeниe прoблeмы
Выдвижение аргументов за и против данного решения Организационные аспекты решения проблемы
Шaг 3. Oцeнкa рeшeния
Рис. 2. Укрупненная схема решения проблемы
Естественно, что при незначительном опыте научной работы у магистранта недостает чувства актуальности, перспективы видения и умения кратко и терминологически правильно выразить то, что он чувствует и понимает. Научный руководитель поможет устранить такие затруднения.
Кроме перечисленного выше действенны следующие меры:
— обратить особое внимание на смежные области знания: бывает, что на стыке двух научных дисциплин можно найти темы, которые, казалось, были забыты той и иной отраслью науки, но имеют определенные исследовательские перспективы;
— обратиться к каталогу уже имеющихся защищенных диссертаций на кафедре или в научной библиотеке;
— просмотреть научную периодику, специальные издания. Чем больше будет прочитано литературы по своей научной специальности, тем проще будет сориентироваться;
— большое значение имеет методологический аспект рассмотрения проблемы. Иногда его смена или новый угол зрения могут стать темой научной разработки.
Также при выборе и формулировании темы магистерской диссертации следует учитывать определенные требования (рис. 3).
Рис. 3. Требования, предъявляемые к определению темы
Необходимо отметить, что все диссертации выполняются на актуальную тему, так как в них рассматриваются недостаточно изученные проблемы. Если магистрант выявляет несоответствия в предмете исследования, то он вполне может определить актуальность исследования.
После определения актуальности темы диссертации можно переходить к обоснованию цели и задач исследования.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, который может быть либо теоретико-познавательным либо практически-прикладным. Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения цели исследования.
Цель и задачи исследования образуют логически взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей.
Обозначенная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к диссертации. Цель определяет тактику исследования, т.е. последовательность конкретных задач, с помощью которых может быть решена проблема.
Вариант решения проблемы составляет содержание диссертационной работы. Первоначально он формируется в виде основной гипотезы исследования. Это пробное решение, и его необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте диссертации.
Итак, характер задачи зависит от содержания цели, а цель зависит от четкости формулирования проблемы.
Oбъeкт нaучнoгo исслeдoвaния — это определенный элемент реальности, обладающий реальными границами и относительной автономностью существования. Он порождает проблемную ситуацию и избирается для его изучения.
Прeдмeт нaучнoгo исслeдoвaния — это логическое описание объекта, избирательность которого определяется предпочтениями исследователя в выборе точки обзора, аспекта или отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.
Предметом исследования в магистерской диссертации может стать какая-либо целостная составляющая объекта исследования. Каждый предмет исследования включает разнообразные аспекты. Причем каждый из них может быть самостоятельным предметом исследования.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется только его часть, которая служит предметом исследования. Основное внимание магистранта направлено именно на него, потому что предмет исследования определяет тему диссертации, которую обозначают на титульном листе.
Нaучныe рeзультaты. Согласно п. 9 Положения ВАК «диссертация должна… содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты. и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку»[2].
В справочной и энциклопедической литературе нет соответствующих определений, поэтому необходимо определить, что такое научный результат и чем научные положения отличаются от него.
кучный рeзультaт — это выраженный в том или ином виде фрагмент системы знаний и/или эффект от их применения.
В любом научном исследовании одни научные результаты по отношению к другим могут выступать в роли предваряющих и/или вытекающих.
Нaучныe noлoжeния — это выраженные в виде четких формулировок результаты идеи. Они имеют научное объяснение, констатирующие свойства предмета исследования и указывают способы их применения или реализации. К наиболее важным видам научных положений относятся объяснения, обоснования, доказательства, предложения, рекомендации и выводы.
Научные положения не исключают других научных результатов.
Другие научные результаты в отличие от научных положений, как правило, имеют практическую направленность. Они представляют собой объекты научного творчества, являющиеся воплощениями научных результатов-идей, сформулированных в виде научных положений. Такие результаты лежат в широком спектре от теоретических до практических. Они выражаются в виде результатов методологического и предметного уровня: результатов экспериментов, научных эффектов, научного инструментария, устройств, технических и организационных систем.
Другие наиболее существенные результаты, выдвигаемые для защиты, представляют собой такие результаты, как модель, методика, метод, формульное соотношение и прочее, которые обычно носят научно-методический характер.
Формулировки наиболее значимых научных положений и других новых научных результатов, которые выдвигаются для защиты, после завершения работы над выводами по всем разделам диссертации рекомендуется откорректировать. Окончательные формулировки уже корректируются на основе взятых в обобщенном виде выводов и их элементов, являющихся ключевыми с точки зрения достижения общей цели диссертационного исследования, требующих наибольшего научного творчества и научного обоснования или доказательства и обладающих наибольшей научной значимостью, актуальностью и новизной.
При необходимости результат, заслуживающий внимания, может быть охарактеризован конкретным понятием: при полной научной новизне («впервые рассмотренный», «не имеющий аналогов», «оригинальный») или конкретизирующим понятием при частичной научной новизне («модифицированный», «усовершенствованный» и др.).
Следует стремиться к тому, чтобы научные положения и другие новые научные результаты, взаимно дополняя друг друга, поясняли сущность и результат диссертационного исследования.
Нaучнaя нoвизнa диссeртaциoннoгo исслeдoвaния — это признак, наличие которого дает право автору на использование понятия «впервые» при получении им результатов проведенного исследования в целом. В науке понятие «впервые» означает факт отсутствия в публикации результатов, полученных другими авторами, либо патентов на изобретение.
Oцeнкa нaучнoй нoвизны означает выявление первенства автора в исследовании той или иной темы диссертации.
Для оценки научной новизны диссертационного исследования используют некоторые признаки. Существенным признаком для большого числа наук является наличие теоретических положений, впервые сформулированных и содержательно обоснованных; методических рекомендаций, внедренных в практику и оказывающих существенное влияние на достижение новых
социально-экономических результатов. Новыми считаются только те исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений [3].
К признакам новизны также относят: выявление закономерностей и тенденций современного развития тех или иных отраслей науки, анализ и обобщение новых явлений, а также наличие выводов и рекомендаций, обладающих научной ценностью и практической значимостью для различных сфер деятельности.
Если научные разработки исследователя содержат формулировки, обоснования понятий и их отдельных элементов, углубляющие понимание процессов, то он вправе претендовать на новизну.
Важной является работа магистранта по использованию новых методов исследования в различных сферах деятельности.
Прaктичeскaя знaчимoсть. Понятие «практическая значимость» отражает реализацию научной новизны и свидетельствует об оправданности, необходимости выполнения диссертационных исследований, позволяющих что-то создать или улучшить, т.е. получить определенный эффект. Практическая значимость свидетельствует о перспективности использования конечного результата диссертационного исследования.
Если результат исследования не материален, то практическая значимость его результатов способствует расширению знаний и их применению в определенной области. Практическая значимость диссертационной работы определяет возможность использования полученных автором результатов в той или иной области науки, производства.
Практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования: в монографиях, учебниках и научных статьях; в наличии патентов, актов о внедрении результатов исследования в практику; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, на научно-практических конференциях и т.д.
Нaучный тeкст диссeртaции. Основная часть представляет собой научно обоснованный и систематизированный материал исследований, отвечающий поставленным задачам и целям.
Научный текст диссертации характеризуется использованием опубликованных материалов, точных сведений и фактов, логикой изложения, а также научно обоснованных положений, выводов и результатов.
Предложенные решения должны быть аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными научно-практическими положениями. По мере изложения темы диссертации необходимо давать ссылки на используемые источники научной и другой информации.
Количество глав зависит от характера магистерской диссертации. В диссертации должно быть 3 или 4 главы.
В пeрвoй глaвe обычно приводят результаты научного обзора различных концепций, научных подходов и взаимосвязей элементов систем, методических позиций. Магистрант кратко описывает содержание этапов развития научных представлений ученых в рассматриваемой проблеме. В процессе научного анализа научных работ магистрант аргументированно описывает достоинства основных научных положений и факторы, влияющие на их развитие.
Первая глава, по сути, является теоретической частью диссертационной работы и служит основой для подготовки второй — аналитической и третьей -практической глав диссертации.
Во втoрой глaве диссертации магистрант проводит анализ полученных экспериментальных, расчетных данных и других материалов, которые позволяют обосновать проблему, необходимость решения поставленных задач и аргументировать выводы. В этой главе также анализируется состояние предметной области. Аргументируется необходимость развития существующей практики решения поставленных задач, использования методики и технологии для их решения.
В трeтьeй глaвe приводятся разработанные методические инструменты, алгоритмы, которые позволяют решить поставленные задачи и достичь цели диссертационного исследования. Обосновывается внедрение в практику моделей или методических инструментов.
Между главами диссертации должна прослеживаться органическая внутренняя связь, а изложенный материал должен иметь логическую последовательность. Каждая глава заканчивается краткими выводами. Эти выводы можно представить как итоговый синтез полученных результатов исследования. Выводы должны быть с конкретными данными о наиболее существенных результатах.
Зaключeниe. Диссертационная работа завершается заключительной частью. В заключении приводятся результаты достижения поставленной цели и решения задач диссертационного исследования.
Заключение включает в себя обобщение всей информации, изложенной в основной части магистерской диссертации, разработанные автором научные положения, выводы, рекомендации. Последовательность изложения определяется логикой построения диссертационного исследования.
Также в заключении раскрываются основные аспекты практического опробования разработанных научно-методологических и методических положений, приводятся основные направления и рекомендации дальнейшего развития данной темы в соответствующей научной области.
Списoк испoльзoвaннoй литeрaтуры. После заключения приводится список использованной литературы. В него входит перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой.
Каждый источник, который был включен в список литературы, необходимо отразить в диссертации. Не следует включать в библиографический список те издания, на которые не имеется ссылок в тексте диссертации и которые не использовались, а также справочники, энциклопедии, научно-популярные книги, журналы и газеты [4].
Список литературы
1. Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. — Минск, 2000.
2. Крампит А.Г., Крампит Н.Ю. Методология научных исследований. -Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2008. — 164 с.
3. Герасин А.Н., Отварухина Н.С. Магистерская диссертация: учеб. пособие для магистрантов. — М.: Изд-во МГИУ, 2022. — 56 с.
4. Коробко В.И. Основы научных исследований: курс лекций для студ. строит. спец. — М.: АСВ, 2000. — 218 с.
Получено 19.07.2022
E.A. Pikuleva, T.A. Spirova CONCEPT AND STRUCTURE OF THE MASTER THESIS
In article the concept and structure of the master thesis is stated, the detailed description of the contents of its main sections is provided. The thesis as scientifically-qualification work significantly differs from the degree project. It possesses two major signs: promotion of a hypothesis and search of new scientific idea. It is final result of the research work done by the undergraduate. The main objective is to confirm high educational level of the graduate.
Keywords: scientific researches, thesis, scientific result, practical experience, hypothesis, scientific idea.
Первая глава магистерской диссертации
Этот раздел (теоретический), отражает способность студента:
- выделять главное;
- систематизировать информацию;
- оценивать чужой опыт;
- определять, что подходит тематике;
- аргументировать выбор.
По сути это:
- обзор и анализ научных трудов, соответствующих теме (учебников, монографий, статей, докладов, электронных источников);
- изучение истории вопроса;
- обоснование выбора темы;
- отражение концепции диссертации.
Обзор и анализ позволяет магистранту определить этапы появления, развития проблемы, критически оценить существующие работы, выделить «узкие места», собственное место в решении.
В процессе поиска источников информации магистрант ориентируется на тему, гипотезу, цель. Сначала он рассматривает современные (фундаментальные) данные, потом переходит к старым (менее значимым). Желательно, чтобы авторы имели авторитет. Это позволяет использовать для исследования лучшее.
В конце главы можно написать о состоянии проблемы, существующих разработках, степени решения. Выделить нерешенные вопросы (предметы), уточнить цель исследования. Выводы – собственное отношение.
Магистранты выбирают узкие темы, источники отбираются в полном соответствии с ними. Если вопрос спорный, приводится несколько мнений. Автор обозначает, что ближе ему, по какой причине. Данные используются косвенно или точно. Косвенное использование – переработка и подача в произвольной форме, точное – в виде цитат. На цитаты требуются оформленные ссылки.
Приложения в магистерской диссертации
Наличие приложений не является для магистерской диссертации строго обязательным, нормативными документами их количество не регламентировано, они не учитываются при определении общего объема текста, представляющего результаты исследования.
Тем не менее, к оформлению и содержанию приложений предъявляются определенные общие требования:
- все страницы, на которых они размещены, должны иметь сквозную нумерацию с основным текстом работы;
- каждому нужно присвоить номер, указанный в специальном заголовке, располагаемом справа в углу листа;
- на них обязательно следует оформить ссылки в тексте диссертации.
Основное назначение любых приложений – перенос занимающего полезный объем многостраничного, иллюстративного, громоздкого, уточняющего, но раскрывающего полезные и выигрышные аспекты проведенного по теме исследования материала, из основного текста в конец диссертации (после библиографии).
Они позволяют более многоаспектно раскрыть достижения магистранта, свидетельствующие о профессиональной зрелости и вкладе в соответствующие отрасли науки и практики.
Учитывая то, что диссертации готовятся к защите магистрантами различных направлений подготовки (технических, гуманитарных, медицинских, сельскохозяйственных и др.) по самым разнообразным темам, наполнение и оформление приложений в них может быть самым разнообразным. Наиболее универсальными вариантами являются:
- фотографии (каждую следует снабдить подписью и кратким комментарием, чтобы было четко ясно, что на ней происходит, становилась очевидной ее значимость в контексте исследования);
- подробное описание диагностических методик (например, проективных, тестовых);
- сценарии мероприятий, упражнения, логические структуры тренингов, игры;
- большие таблицы, содержащие многокомпонентные данные;
- копии, сканированные варианты исторических документов, страниц первоисточников (в том числе, на иностранных языках);
- рисунки, чертежи, схемы, модели, изображения, диаграммы.
Несмотря на необязательность оформления приложений, их богатство и насыщенность традиционно принимаются во внимание при выставлении итоговой оценки членами аттестационной комиссии на защите. Но реальная практика свидетельствует, что защищаемые результаты исследования с большим трудом воспринимаются адекватно, если представленный текст магистерской диссертации излишне перегружен.
Поэтому при подготовке приложений важно достичь рационального баланса между их количеством и объемом основного текста магистерской диссертации. Нецелесообразно искусственно наращивать их за счет общеизвестных и легкодоступных материалов, на которые достаточно просто сослаться, не копируя полностью.
Примерные темы магистерских диссертаций
Примеры тем магистерских диссертаций по менеджменту, экономике, финансам
- Анализ и контроль деятельности государственных корпораций на основе системы стратегических показателей.
- Стратегический анализ денежных потоков и оценка перспективной платежеспособности компании.
- Бюджетный анализ и аудит эффективности управления финансами.
- Маркетинговые инструменты развития бизнеса на ранних стадиях кризиса.
- Организационно-экономический механизм управления инновационными проектами.
- Разработка системы стратегического управления проектами в компании.
- Актуальные направления взаимодействия финансовой политики компании с финансовой политикой государства.
- Современный рынок электронных финансовых услуг.
- Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности компании.
Примеры тем магистерских диссертаций по логопедии, образованию, педагогике
- Обучение детей с нарушением интеллекта социальному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности.
- Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.
- Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Семейно-ориентированное сопровождение коммуникативного развития младших школьников.
- Развитие творческих способностей у детей старшего школьного возраста в процессе интеграции искусств.
- Организация личностного и профессионального роста педагога дошкольного образования в процессе деятельности.
Примеры тем магистерских диссертаций по юриспруденции, гражданскому, уголовному праву
- Гражданско-правовое положение различных видов учреждений.
- Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи.
- Понятие и виды мер государственного принуждения, применяемые к нарушителям гражданских прав.
- Правовое значение метода и процесса производства товара в соглашении ВТО о технических барьерах в торговле.
- Правовое регулирование сообщества всемирных межбанковских финансовых коммуникаций.
- Некоторые проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере нефтедобычи.
- Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации.
- Производные доказательства и их источники в советском уголовном процессе.
- Применение гражданского законодательства.
Структура введения магистерской диссертации
Актуальность
Сначала обязательно обосновывается актуальность темы, обусловленная наличием потребности научного и прикладного изучения. Если сделать этого не удастся, нет смысла проводить исследование. Изучаемый вопрос должен быть востребован сейчас наукой, народным хозяйством.
Степень разработанности проблемы
Эта часть введения является логическим продолжением актуальности. Здесь делается обзор имеющихся научных работ, касающихся темы. Важно показать недостаточную проработку вопроса в теории или практике.
Цель и задачи
Необходимо выделить одну главную цель, представляющую собой итоговый результат работы: к чему нужно прийти. Сформулировать ее легко по теме.
Далее, исходя из сформулированной цели, расписываются задачи. Их важно расставить последовательно согласно структуре магистерской диссертации. К примеру, сначала изучить теоретическую базу проблемы.
Согласно этой задаче называть первый пункт работы или, наоборот. Если план уже составлен, то легко составить список задач.
Объект и предмет
Многим магистрантам сложно не только определить объект и предмет исследования, но и разграничить между собой.
Объект – это процесс или явление, породившее проблему. Предметом является узкий аспект, охваченный областью исследования.
Теоретическая, методологическая, эмпирическая база
Проводится краткий обзор использованных источников по теме магистерской: научных трудов, публицистических статей, нормативно-правовых актов. Обозначаются авторы, которые уже сделали вклад в изучение поднятой проблемы, суть их работ. Далее перечисляются использованные соискателем методы научного познания.
Гипотеза
Объем этой части введения составляет 1-2 емкие предложения. Представляет собой предположение, видение автора возможного пути достижения поставленной цели. По окончании труда гипотеза научного исследования подтверждается или опровергается.
Научная новизна
Подтверждает уникальность, индивидуальность работы. Соискатель может:
- разработать собственную методику;
- дать новые формулировки терминам;
- выявить определенные закономерности какого-либо явления;
- провести эксперимент;
- определить генезис развития предмета, явления.
Формулировку научной новизны можно выстроить, последовательно отвечая: что сделано? Чем отличается? Что позволяет достигнуть?
Положения, выносимые на защиту
Оформляются последовательным списком полученных результатов. В них должны четко прослеживаться подтверждение или опровержение гипотезы автора, основные выводы по теме, соответствующие поставленным целям, задачам. Здесь важно двумя-тремя предложениями отразить, чем подтверждается достоверность полученных данных.
Теоретическая и практическая значимость
Раздел показывает возможность применения на практике:
- полученных соискателем результатов;
- сделанных магистрантом выводов;
- разработанных автором предложений и рекомендаций.
Теоретическая значимость во введении показывается важностью для науки результатов магистерской диссертации. Сформулировать ее можно из научной новизны.
Апробация и внедрение результатов на практике
Следует показать активность участия соискателя со своей диссертацией, ее отдельными положениями в семинарах, конференциях, симпозиумах, иных аналогичных мероприятиях. Апробация подтверждается наличием официальных публикаций работ автора: докладов, статей, монографий.
Если полученные магистрантом результаты использовались до защиты научного труда, следует говорить об их внедрении в практической деятельности. Это подтверждается документацией из организации, применившей рекомендации соискателя. Во введении стоит указать отмеченные эффекты от внедрения:экономический, социальный, пр.
Заключительная часть содержит краткую информацию об объеме, структуре диссертации, включая количество: разделов, страниц, таблиц, иллюстраций, приложений.
Требования к магистерской по гост
Магистр – это академическая степень, она отражает навыки и умения, присущие начинающему научному сотруднику. Магистерская степень дает право дальнейшего поступления в аспирантуру и свидетельствует о способности обучаемого:
- • самостоятельно вести научный поиск, полагаясь на полученные знания и опыт;
- • анализировать информацию, формулировать задачи и методы решения;
- • видеть профессиональные проблемы и уметь их глубоко прорабатывать.
Целью научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности магистранта является:
- 1. Систематизация специальных теоретических знаний.
2. Формирование компетенции будущего магистра в процессе решения конкретной исследовательской задачи.
- 3. Оценка сформированного интеллектуального потенциала.
- 4. Подтверждение уровня профессиональной подготовки.
- 5. Углубление и расширение диапазона специальных знаний.
- 6. Повышение востребованности специалиста на рынке труда.
Диссертация должна содержать:
- 1. Теоретическую и практическую части.
- 2. Результаты теоретических исследований.
- 3. Разработку новых методологических подходов в решении научной проблемы.
- 4. Способы решения прикладных задач.
- 5. Ход и результаты разработок выбранной темы.
- 6. Выводы, рекомендации для решения конкретной исследовательской работы.
Излагается материал магистерской диссертации лаконично, согласно общепринятой структуре. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Рекомендуемый объем – 75 страниц без приложений и списка используемой литературы. В отдельных случаях разрешено увеличение объема до 150 страниц.