Ответы на часто задаваемые вопросы : отдел сопровождения подготовки кадров высшей квалификации : алтгту
Кто несет ответственность за подготовку научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования?
Ответственность за работу по подготовке научных и научно-педагогических кадров в сфере послевузовского профессионального образования возложена на федеральный орган управления образованием – Министерство образования Российской Федерации. Минобразование России решает вопросы, связанные с открытием аспирантуры и докторантуры, реорганизацией и прекращением в случае необходимости их деятельности, осуществляет научно-методическое руководство и контроль за работой аспирантуры и докторантуры в образовательных и научных учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
Какие основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров существуют в нашей стране?
В России существуют следующие основные формы подготовки научно-педагогических кадров:
- аспирантура (адъюнктура) – очная и заочная;
- докторантура – очная;
- соискательство ученой степени кандидата наук;
- соискательство ученой степени доктора наук;
- ординатура;
- интернатура.
Что такое аспирантура?
Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
Подготовка аспирантов осуществляется в соответствии с действующей Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (приказ Минпромнауки России от 31.01.2001 № 47).
Каков порядок и процедура открытия аспирантуры?
Открыть аспирантуру или прекратить ее деятельность в образовательных учреждениях (далее – высшие учебные заведения) или научных учреждениях, организациях независимо от их ведомственной подчиненности может только Министерство образования Российской Федерации. Минобразование России в этих целях проводит соответствующую экспертизу высшего учебного заведения или научного учреждения, организации, после чего оформляет свое решение приказом.
Инициатором открытия аспирантуры выступают вузы, научные учреждения, организации и те министерства и ведомства, в ведении которых данные учебные заведения и научные учреждения, организации находятся.
Пакет документов, направляемых в Минобразование России, оформляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796, приказом Минобразования России от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу» и инструктивными письмами Минобразования России от 20.05.1997 № 06−52−84ин/25−06 «О предоставлении документов для оформления лицензий на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования научным организациям» и от 12.01.1998 №1 «О порядке лицензирования образовательных учреждений и организаций по новым для них образовательным программам послевузовского профессионального образования».
Кто может поступить в аспирантуру?
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ, Положением о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 в аспирантуру вузов, научных учреждений и организаций принимаются на конкурсной основе граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование (дипломированный специалист, магистр).
Прием иностранных граждан осуществляется на основе международных соглашений Российской Федерации, а также по индивидуальным договорам, заключаемым вузом, научным учреждением, организацией с юридическими или физическими лицами и предусматривающим оплату стоимости обучения. Граждане, получившие высшее образование за рубежом, кроме диплома, представляют копию свидетельства об его эквивалентности, выданную Минобразованием России.
Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, принимаются в аспирантуру российских высших учебных заведений и научных учреждений, организаций в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации (приказ Минобразования России от 27.11.2000 № 3410).
Каков порядок приема в аспирантуру на договорной основе?
Порядок приема в аспирантуру на договорной основе аналогичен порядку приема в аспирантуру за счет средств федерального бюджета. Подготовка названных аспирантов осуществляется по прямым договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 38−40, 59).
Должны ли поступающие в аспирантуру на договорной основе сдавать вступительные экзамены или достаточно согласия предполагаемого научного руководителя и собеседования в приемной комиссии?
Поступающие в аспирантуру сверх контрольных цифр приема по прямым договорам с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами сдают вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходимому аспиранту для диссертационного исследования.
Какие права и обязанности имеют лица, поступающие в аспирантуру на договорной основе?
Лица, поступающие в аспирантуру на договорной основе, имеют те же права и обязанности, что и лица, принимаемые за счет средств соответствующих бюджетов.
Необходимо ли заключить договор между аспирантом, обучающимся на внебюджетной основе, и его научным руководителем?
Взаимоотношения научного руководителя и аспиранта, обучающегося на внебюджетной основе, определяются договором, заключаемым между руководителем вуза, научного учреждения, организации и конкретным юридическим или физическим лицом.
Имеет ли право вуз требовать дополнительные документы при поступлении в аспирантуру, кроме указанных в Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814?
Нет, не имеет. Нормативным документом в сфере послевузовского профессионального образования для высших учебных заведений и научных учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности является выше названное Положение.
Какие формы стажировки существуют при поступлении в аспирантуру? Пользуются ли стажеры льготами, освобождающими их от службы в армии?
Высшие учебные заведения и научные учреждения, организации могут в соответствии с договорами, заключаемыми с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять предварительную стажировку сроком до одного года, для лиц, поступающих в аспирантуру, с выплатой зарплаты направляющей стороной (Положение о подготовке научно – педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в российской Федерации, п. 67).
Лицам, направленным на стажировку, не предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Имеет ли право поступать в аспирантуру специалист, не имеющий базового образования? Что следует понимать под «профессиональным образованием»?
Поступать в аспирантуру имеет право гражданин, имеющий высшее профессиональное образование (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 36).
Под «профессиональным образованием» понимается овладение знаниями по специальности, необходимой для какой-либо определенной деятельности.
Поступающий в аспирантуру не по профилю специальности, полученной в высшем учебном заведении, должен владеть знаниями по выбранной специальности в полном объеме требований, предъявляемых к вступительным экзаменам в аспирантуру.
Соискатель ученой степени, имеющий высшее профессиональное образование, не соответствующее отрасли науки, по которой выполнено диссертационное исследование, по решению диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине (Положение о порядке присуждения ученых степеней (п. 13), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 № 74).
Несмотря на то, что нормативными правовыми документами наличие соответствующего базового образования при поступлении в аспирантуру не требуется, необходимо помнить, что в соответствии с вышеуказанным Положением, к защите диссертации по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, по ветеринарным наукам — лица, имеющие высшее ветеринарное образование.
Нужен ли практический опыт работы (стаж) для поступления в аспирантуру (ординатуру) после окончания вуза по медицинским и педагогическим специальностям?
Нормативными правовыми документами стаж практической работы при поступлении в аспирантуру не предусмотрен. Существовавшие ранее ограничения для поступления в аспирантуру (например: стаж, возраст) ныне сняты.
Если поступающий в аспирантуру не удовлетворен результатами вступительных экзаменов, можно ли их пересдать?
Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в течение календарного года (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 40).
Как быть поступающему в аспирантуру, если он не удовлетворен решением комиссии, принимающей вступительный экзамен?
В том случае, когда поступающий в аспирантуру не удовлетворен решением комиссии, принимающей вступительный экзамен, он может обратиться с заявлением к руководству вуза или научной организации.
Следует ли проходить процедуру установления эквивалентности диплома о высшем образовании, если он получен в одной из республик СССР до распада СССР?
Диплом о высшем образовании, полученный в одной из республик СССР до распада СССР, установления эквивалентности не требует.
Какой язык считается иностранным для лиц из стран СНГ, поступающих в аспирантуру?
Для лиц, получивших образование в странах СНГ, иностранный язык определяется высшим учебным заведением или научным учреждением, организацией, исходя из необходимости выполнения аспирантом диссертационного исследования. Русский язык не может рассматриваться как иностранный для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации, независимо от гражданства.
Какой язык должен сдавать иностранный гражданин, поступающий в аспирантуру?
Иностранные граждане принимаются в аспирантуру на основе международных договоров и межправительственных соглашений, а также по прямым договорам вузов и научных учреждений, организаций, предусматривающих оплату стоимости подготовки юридическими или физическими лицами (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 7). Указанная категория граждан сдает иностранный язык, определяемый высшим учебным заведением или научным учреждением, организацией и необходимый аспиранту для выполнения диссертационного исследования.
Сколько аспирантов может быть у одного научного руководителя? Каковы его права и обязанности?
Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации не ограничивает количество аспирантов, прикрепленных к одному научному руководителю. Количество аспирантов, прикрепленных к научному руководителю, определяется с его согласия руководством высшего учебного заведения или научного учреждения, организации.
Задача научного руководителя состоит в том, чтобы оказывать научную и методическую помощь аспиранту при написании диссертации и выполнении других видов обязательных для аспиранта работ.
Научный руководитель помогает аспиранту в определении темы диссертации, выработке плана диссертационного исследования, читает и обсуждает с аспирантом материалы диссертации, делает заключение о завершении работы над диссертацией.
Научный руководитель контролирует выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана, делает первичное заключение о возможности перевода аспиранта с курса на курс. Его слово является решающим при ежегодной аттестации аспиранта, которую проводит кафедра (отдел, сектор, лаборатория).
Разрешено ли международное руководство аспирантами?
Научный руководитель утверждается ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации из числа докторов наук или профессоров вуза, научного учреждения, организации, заявленных в сведениях о научном руководителе (форма 5а утверждена приказом Минобразования России от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу») при лицензировании на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования высших учебных заведений и научных учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
Нормативными правовыми документами, действующими в сфере послевузовского профессионального образования, вопросы международного руководства аспирантами не регулируются.
Может ли быть у аспиранта научный руководитель из другого вуза?
Решение данного вопроса относится к компетенции вуза или научной организации, учреждения.
Должны ли совпадать научные специальности (в том числе шифры) научного руководителя и аспиранта?
В связи с внесением изменений в Номенклатуру специальностей научных работников может иметь место несовпадение шифров и названий научных специальностей научного руководителя и аспиранта, работающего над диссертацией. Необходимо, чтобы научные труды предполагаемого научного руководителя за последние пять лет были выполнены по тематике исследований, соответствующей научной специальности, по которой проходит подготовка аспиранта.
Имеет ли право аспирант требовать от научного руководителя консультаций в письменной форме?
Нормативные правовые документы, действующие в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, не предусматривают письменную форму консультаций научного руководителя по диссертационным исследованиям аспирантов и выполняемому ими индивидуальному плану работы.
Возможно ли иметь двух научных руководителей (или руководителя и консультанта), если диссертация выполняется по одной научной специальности?
Нет. Второй научный руководитель (научный консультант) допускается только при наличии смежных специальностей, по которым защищается диссертация (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 49).
Чем отличается статус «научный руководитель» и «научный консультант»?
Статус «научный руководитель» и «научный консультант» никакими документами не определен, но традиционно сложилось, что научный руководитель назначается для руководства кандидатскими диссертациями, а научный консультант — для докторских. Возможно консультирование и по кандидатской диссертации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 18, 49).
Должны ли утверждаться темы кандидатских и докторских диссертаций на ученом совете вуза?
Индивидуальные планы аспирантов, соискателей и докторантов и темы диссертаций утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 48,71).
Является ли обязательной подготовка аспирантов по дисциплинам, необходимым для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы»? Нужна ли эта подготовка, если аспирант является преподавателем вуза?
Если аспиранты, в том числе и работающие на должности преподавателя вуза, выражают желание получить дополнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», то ректоры высших учебных заведений должны предоставить им возможность выполнения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» (Положение о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в российской Федерации, п. 56).
В соответствии с Временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отраслям наук аспирантам, желающим получить дополнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», могут быть перезачтены теоретические курсы цикла «Факультативные дисциплины», изучавшиеся ранее.
Возможен ли перевод аспиранта с одной специальности на другую в процессе обучения?
Да, возможен в исключительных случаях при условии мотивированного решения руководства вуза или научного учреждения, организации (обязательные условия: вакантное место и пересдача кандидатского экзамена по «новой» научной специальности). При этом необходимо согласовать данное решение с Минобразованием России.
Имеет ли право ректорат вуза перевести аспиранта – «договорника» на вакантное «бюджетное» место?
Ректорат вуза имеет право принять решение о переводе аспиранта, обучающегося на внебюджетной основе, на вакантное «бюджетное» место только при наличии средств стипендиального фонда.
Каков порядок перевода аспиранта из одного высшего учебного заведения или научного учреждения в другое, и с одной формы обучения на другую? Есть ли у аспиранта такое право?
Да, такое право в отдельных случаях у аспиранта есть. Перевод аспирантов из одного высшего учебного заведения или научного учреждения в другое, а также с заочной формы обучения на очную, осуществляется по заявлению аспиранта ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации при наличии у принимающего вуза (учреждения) необходимых средств стипендиального фонда.
Какие формулировки должны быть в приказах вузов при переводе аспиранта из одного вуза в другой?
Например: аспирант второго года обучения И.И. Петров отчислен в связи с переводом в (название вуза). При этом личное дело аспиранта передается в соответствующий вуз.
Есть ли основания, по которым вуз может отказать аспиранту в переводе в аспирантуру другого вуза?
Основным условием перевода аспиранта из одного вуза или научного учреждения, организации в другое должно быть согласие двух сторон, наличие средств у принимающей стороны (вуза, научного учреждения); в заявлении аспиранта должны быть указаны веские уважительные причины перевода. При соблюдении указанных условий причин для отказа не имеется.
С какого времени начинает выплачиваться стипендия аспиранту?
Стипендия аспиранту начинает выплачиваться со дня зачисления, зафиксированного в приказе ректора или руководителя научной организации. В случае, когда аспирант до поступления в аспирантуру работал, то не ранее дня увольнения с предыдущего места работы и представления трудовой книжки в отдел аспирантуры.
Каков порядок назначения государственной социальной стипендии аспиранту?
Государственная социальная стипендия для аспирантов не предусмотрена.
Утверждаются ли квоты на число стипендий Президента Российской Федерации, назначаемых аспирантам, по вузам?
Нет, не утверждаются. Списки кандидатов на назначение стипендий Президента Российской Федерации, получивших рекомендации ученых советов высших учебных заведений, согласовываются с советами ректоров региона (города) и направляются в министерства, ведомства по подчиненности для участия в конкурсе.
Кто осуществляет в министерствах и ведомствах отбор кандидатов из числа аспирантов на получение стипендий Президента Российской Федерации и каковы критерии отбора?
В министерствах и ведомствах создаются из числа работников данного государственного учреждения, представителей государственно-общественных организаций, научной общественности, ведущих научно-педагогических работников экспертные комиссии, которые на конкурсной основе осуществляют отбор кандидатов на получение стипендий Президента Российской Федерации и принимают решение. Списки кандидатов утверждаются на заседаниях коллегий министерств и ведомств и до 1 августа текущего года направляются в Минобразование России для подготовки соответствующих приказов.
Основными критериями отбора кандидатов являются: успехи в учебе, подтвержденные соответствующими справками или копиями удостоверений о сданных кандидатских экзаменах по форме 2.2; значительные достижения в научно-исследовательской деятельности, подтвержденные дипломами (или другими документами) победителей конкурсов грантов для молодых ученых, всероссийских и международных олимпиад, научных конкурсов, творческих фестивалей, свидетельствами о сделанных открытиях, двух и более изобретениях; высокий уровень и значительные объем и количество научных трудов, опубликованных в ведущих научных изданиях Российской Федерации, а также за рубежом.
Сохраняются ли государственные стипендии для аспирантов, удостоенных стипендий Президента Российской Федерации либо специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 № 487 «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» (п. 16) государственные стипендии аспирантам, удостоенным стипендий Президента Российской Федерации либо специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации, могут сохраняться и выплачиваться по решению и в порядке, утвержденном ученым советом высшего учебного заведения в соответствии с его уставом (рекомендации по применению Типового положения о стипендиальном обеспечении даны в инструктивном письме Минобразования России от 23.01.2002 № 35−55−35ин/02−07, п. 18).
Какими льготами пользуются аспиранты, обучающиеся на платной основе?
Льготы аспирантам, обучающимся на платной основе, должны быть предусмотрены в договоре.
Какими льготами пользуются соискатели, прикрепленные к высшим учебным заведениям, научным учреждениям, организациям для подготовки и защиты диссертации?
Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук соискателям, как лицам, сочетающим основную работу с научной деятельностью, по месту работы предоставляются отпуска с сохранением средней заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев. Отпуск предоставляется по рекомендации ученого совета высшего учебного заведения или научно-технического (научного) совета научного учреждения, организации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 11). Никакими другими социальными льготами соискатели ученой степени кандидата или доктора наук не пользуются.
Когда аспирантам предоставляются академические отпуска? Какие обстоятельства позволяют аспиранту предоставить академический отпуск?
Академический отпуск аспирантам не предоставляется. Аспирант, отчисленный из аспирантуры, может быть восстановлен на оставшийся (после отчисления) срок обучения при наличии соответствующих средств в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 50).
Оплачивается ли аспиранткам отпуск по беременности и родам?
Срок обучения в очной аспирантуре за счет средств бюджета продлевается приказом ректора высшего учебного заведения илируководителя научного учреждения, организации на время отпуска по беременности и родам при наличии соответствующего медицинского заключения (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 52) и выплачивается стипендия в пределах средств стипендиального фонда. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, п. 37).
В какой форме проводятся кандидатские экзамены?
Форма проведения кандидатских экзаменов определяется экзаменационными комиссиями. По их усмотрению кандидатские экзамены могут проводиться по билетам или без билетов.
Для подготовки ответа соискатель ученой степени использует экзаменационные листы, которые сохраняются после приема экзамена в течение года.
Уровень знаний соискателя оценивается на: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 88—90).
Каков состав комиссии по приему кандидатского экзамена по иностранному языку? Должен ли быть в составе комиссии доктор наук по научной специальности обучающегося при сдаче иностранного языка?
Состав комиссии по иностранному языку определен Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (пп. 83, 84, 86). В состав комиссии по приему кандидатских экзаменов по иностранному языку могут быть включены представители кафедр и подразделений научных учреждений по специальности аспиранта, имеющие ученые степени и свободно владеющие соответствующими иностранными языками.
Какой срок действия имеют сданные кандидатские экзамены?
Нормативными правовыми документами срок действия ранее сданных кандидатских экзаменов не установлен, кроме кандидатских экзаменов по специальностям, наименования и содержание которых существенно изменились в связи с введением новой Номенклатуры специальностей научных работников (инструктивное письмо Минобразования России от 06.07.2000 № 35−55−203 ин/35−23).
Нужно ли пересдавать кандидатские экзамены гражданам бывшего СССР, если они были сданы до образования стран, входящих в состав СНГ?
Нет, не нужно. За исключением кандидатского экзамена по специальной дисциплине, если она претерпела существенные изменения в связи с введением новой Номенклатуры специальностей научных работников (инструктивное письмо Минобразования России от 06.07.2000 № 35−55−203ин/35−23 «О кандидатских экзаменах»).
Определен ли срок сдачи кандидатского экзамена по специальной дисциплине?
В соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (п. 87) сроки и продолжительность сессий устанавливаются ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации, осуществляющих прием кандидатских экзаменов. Срок сдачи кандидатского экзамена по специальной дисциплине во время проведения сессии определен индивидуальным планом подготовки аспиранта. В случае представления диссертации в диссертационный совет кандидатский экзамен может быть принят вне сроков сессии.
Какие экзамены сдает соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее профессиональное образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация?
Соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее профессиональное образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, по решению соответствующего диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине.
К защите диссертаций по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, по ветеринарным наукам — лица, имеющие высшее ветеринарное образование (Положение о порядке присуждения ученых степеней (п. 13), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 № 74).
До введения в действие новых программ кандидатских экзаменов при приеме кандидатских экзаменов необходимо руководствоваться Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 (инструктивное письмо Минобразования России от 11.06.2002 № 36−55−104ин/01−12 «О приеме кандидатских экзаменов в 2002−2003 гг.»).
Что изменилось в форме удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов в настоящее время?
В настоящее время форма удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов не изменена, изменен порядок представления данного документа в Высшую аттестационную комиссию Минобразования России (Положение о диссертационном совете, утвержденное приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1305, приложение № 14, п. 4).
Нужно ли сдавать кандидатский экзамен по второй научной специальности, если диссертационное исследование идет на стыке двух специальностей?
Нет, не нужно. Аспирант за время обучения обязан сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 44).
По какой специальности необходимо сдавать кандидатский экзамен, если диссертационное исследование проводилось на стыке двух научных специальностях?
Кандидатский экзамен сдается по научной специальности, шифр которой стоит первым в автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Вопросы по второй научной специальности включаются в дополнительную программу кандидатского экзамена.
Можно ли указать в автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук сведения о том, что работа выполнена на двух кафедрах?
Можно. В этом случае заключение по диссертации целесообразно принимать на совместном заседании двух кафедр или на расширенном заседании одной из кафедр.
Можно ли принимать кандидатские экзамены на платной (или бесплатной) основе у лиц, не имеющих статуса ни соискателя, ни аспиранта?
Нет, нельзя. Высшие учебные заведения и научные учреждения, организации, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, могут принимать кандидатские экзамены у аспирантов или соискателей ученой степени кандидата наук. Высшие учебные заведения и научные учреждения, организации, имеющие аспирантуру, могут принимать по ходатайству сторонних организаций, не имеющих право принимать кандидатские экзамены по соответствующим специальностям, кандидатские экзамены у аспирантов и соискателей этих организаций (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 79, 85).
Кроме того, студенты, обучающиеся в магистратуре, могут сдавать кандидатские экзамены по философии и иностранному языку, если они предусмотрены в плане подготовки магистра (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 80).
Действителен ли кандидатский экзамен по иностранному языку у кандидата, например технических наук, при защите кандидатской диссертации по юридическим наукам?
Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук. Соискатель ученой степени кандидата наук сдает кандидатский экзамен по иностранному языку, необходимому для выполнения диссертационной работы, в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по отрасли наук экзаменующегося (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 83).
Когда делается приказ о продлении срока обучения в аспирантуре (до окончания срока обучения или после)?
По сложившейся практике, приказ о продлении срока обучения в аспирантуре делается за три месяца до окончания обучения в пределах средств стипендиального фонда.
Возможно ли продление срока обучения в заочной аспирантуре? Каков порядок продления срока обучения в аспирантуре для лиц, принятых по прямым договорам с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами?
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 11) срок обучения в аспирантуре не может превышать по очной форме трех лет, по заочной форме — четырех лет. Порядок продления срока обучения в аспирантуре по заочной форме и обучающихся на платной основе находится в ведении высшего учебного заведения и научного учреждения, организации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 52).
Какой порядок поощрения аспирантов и их научных руководителей в случае досрочной защиты аспирантом кандидатской диссертации?
На основании действующего Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (пп. 60, 61) ректоры высших учебных заведений и руководители научных учреждений, организаций могут устанавливать надбавки к стипендиям аспирантов и устанавливать доплату научным руководителям без ограничения их предельных размеров за счет бюджетных и внебюджетных средств. Руководство высшего учебного заведения или научного учреждения, организации может оказать аспиранту на основании личного заявления единовременную материальную помощь (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, п. 33), а также премировать научного руководителя.
Какие меры могут быть приняты к аспиранту, если он по тем или иным причинам не выполняет свой индивидуальный план работы?
Все зависит от причин, по которым такое происходит. Если причина уважительная, например, длительная болезнь, то руководство, принимая это во внимание, продлевает при наличии соответствующих медицинских документов время пребывания в аспирантуре на период болезни. Если аспирант не выполняет в установленный срок свой индивидуальный план без уважительных причин, то он отчисляется из аспирантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.
Имеет ли право ректорат вуза не отчислять аспиранта из аспирантуры, если он досрочно защитил диссертацию, но она еще не утверждена ВАК?
Окончившим аспирантуру считается лицо, полностью выполнившее индивидуальный учебный план, сдавшее кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине и защитившее кандидатскую диссертацию. В связи с изложенным аспирант, досрочно защитивший диссертацию, должен быть отчислен из аспирантуры.
Можно ли при успешном окончании аспирантуры предоставлять очному аспиранту отпуск? На основании каких документов оплачивается этот отпуск?
Стипендиальное обеспечение и материальная поддержка аспирантов и докторантов осуществляется в соответствии с Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 №487, в пределах бюджетных средств, предусмотренных на образование. В соответствии с данным Типовым положением (п. 21), вступившим в силу с 1 января 2002 г., выплата государственной стипендии аспиранту, докторанту прекращается с месяца, следующего за месяцем издания приказа о его отчислении.
Отчисляются ли очные аспиранты из аспирантуры на время стажировки в зарубежные научные центры?
Аспиранты очной формы обучения отчисляются из аспирантуры на время стажировки в зарубежные научные центры с правом восстановления на оставшийся срок обучения.
Если зарубежная стажировка предусмотрена индивидуальным планом аспиранта, то он не отчисляется, и срок подготовки не продлевается.
Кому предоставляются «творческие» отпуска?
Для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук работникам предприятий, учреждений, организаций по месту работы предоставляются отпуска (ранее называемые «творческие») с сохранением средней заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев. Отпуск предоставляется по рекомендации ученого совета вуза или научно-технического совета научного учреждения, организации с учетом актуальности научной работы, объема проведенных исследований, возможности завершения диссертации за время отпуска. Аспиранты очной и заочной формы обучения, прошедшие полный срок обучения в аспирантуре, правом на получение отпуска по месту работы для завершения и защиты диссертации не пользуются.
Кто конкретно и в чем помогает соискателям?
Соискателям оказывают всестороннюю помощь те высшие учебные заведения и научные учреждения, организации, которые имеют аспирантуру по соответствующим научным специальностям, располагают необходимой научно-исследовательской, экспериментальной базой и высококвалифицированными научными кадрами.
Оплачивается ли аспиранту педагогическая практика? Каков обязательный минимальный объем часов, затрачиваемый аспирантом на прохождение педагогической практики?
В соответствии с Временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отраслям наук предусмотрена обязательная минимальная педагогическая практика аспирантов в объеме 100 часов. Если позволяют финансовые возможности вуза, аспиранта можно оформить на почасовую оплату труда.
Как можно оформить на работу аспиранта очной формы обучения?
Оформить на работу аспиранта очной формы обучения можно по срочному трудовому договору (Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 59) либо по совместительству.
Как и кем осуществляется трудоустройство окончивших аспирантуру?
Трудоустройство окончивших аспирантуру осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Имеет ли какие-то преимущества при оплате педагогического труда специалист, окончивший полный курс аспирантуры, но не защитивший диссертацию?
Не имеет.
Входит ли время обучения в аспирантуре в научно-педагогический стаж при представлении к ученому звания доцента или профессора по кафедре?
Да, время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 47).
Сдан экзамен по истории и философии науки по физико-математической отрасли. Может ли защититься соискатель по техническим наукам?
Не может. Экзамен по истории и философии науки должен быть сдан по отрасли соответствующей науки.
Если в комиссии по приему кандидатского по иностранному языку есть доктор филологических наук, обязательно ли в комиссию должен также входить представитель по специальности?
Включение представителя (доктора наук) в этом случае не обязательно, но желательно, поскольку доктор филологических наук вряд ли является специалистом по соответвующей специальности.
Если публикация в издании ВАКа была сделана до того, как это издание попало в список ВАК, засчитывается ли такая публикация? На какой момент процедуры защиты (подача заявления, день защиты, день утверждения) считается действительным издание ВАКа?
Перечень вступает в действие с такого-то по такое-то число. В одном из примечаний говорится, что если работа была прията издательством до изменения в перечне, то она засчитывается. В справке о присуждении можно уточнить в скобках, в соответствии с каким перечнем она засчитывается.
Соискатель постоянно проживает за рубежом. Где он заверяет личный листок (анкету)?
Кадровая служба той организации, в которой происходит защита, заверяет подпись руки соискателя.
Сколько лет должно пройти между защитой кандидатской и докторской диссертаций?
Нормативные документы не требуют временного интервала между защитой кандидатской и докторской диссертаций. Однако, если докторская диссертация представляется к защите ранее, чем через 5 лет после защиты кандидатской, ВАК, как правило, проявляет к ней более пристальное внимание.
Какими нормативными документами определяются аудиовизуальные и электронные издания, которые могут быть включены в список опубликованных работ (форма 16)?
Информационное письмо «Об электронных изданиях» от 21.01.2003 №43−52−06/12, подпись Е.Е. Чепурных.
www.ed.gov.ru/ed-pr/gost7/lett.html
Может ли отчет о НИР, имеющий государственную регистрацию, быть приравнен к публикации, с указанием раздела, который выполнил автор?
К публикациям отчеты о НИР относить нельзя. Госрегистрация позволяет вести учет НИР с целью распределения и формирования последующих заказов для НИР. Вместе с тем, если материалы по НИР пройдут процедуру депонирования, тогда, сформированная из материалов НИР депонированная рукопись приравнивается к авторской публикации.
Перспективы сохранения в России ученых степеней кандидата наук и доктора наук в рамках Болонской декларации.
Существующая аттестация будет сохранена.
На каких условиях могут работать по совместительству аспиранты-бюджетники?
Работа аспиранта в период обучения не является совместительством и регламентируется п.57 приказа № 814 (при условии выполнения индивидуального плана).
Обязаны ли аспиранты – очники, обучающиеся на договорной основе, уволиться с места работы при зачислении?
Нет, не обязаны.
Всегда ли научный руководитель соискателя степени кандидата наук должен быть утвержден ученым советом?
Кандидат наук может назначаться научным руководителем по решению ученого совета для конкретного аспиранта (соискателя).
Тесты по культуре речи 10-11 класс | тест по русскому языку (11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть
ВАРИАНТ № 1.
1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.
А) ДО-ГО-ВОР В) И-СКРА
Б) ГНА-ЛА Г) ШО-ФЕР
2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) чёрный рояль В) яблочное повидло
Б) покрыть толью Г) огромный мозоль
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных
мн. числа.
А) килограмм помидоров В) несколько башкиров
Б) табор цыган Г) герои басней
4. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) принять меры В) принять решение
Б) предпринять меры Г) предпринять шаги
5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.
Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.
В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший
жильцам полкой.
Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности
полтора года.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Писатель подробно описывает о жизни.
Б) Эта истина очевидна для всех.
В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Россия, Италия, Франция и др.
Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось
Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.
Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы
встретиться с исполнительницей главной роли.
Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть
свободу миру!..».
Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.
ВАРИАНТ № 2.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) ЗВО-НИТ В) КА-ТА-ЛОГ
Б) КУ-ХОН-НЫЙ Г) АЛ-ФА-ВИТ
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) жареный картофель В) чёрное кофе
Б) густой вуаль Г) компетентное жюри
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) нашествие варваров В) оружие осетинов
Б) пара резиновых сапогов Г) отряд солдат
- Отметьте неправильное сочетание слов.
А) надеть шляпу В) одеть очки
Б) надеть на палку Д) одеть ребёнка
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Создавая ценности, человек обновляет себя.
Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.
В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о
событиях последних лет, очень понравился мне.
Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.
Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.
В) Кротким характером девушка выдалась в отца.
Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.
Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,
так как уходит в отпуск.
Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».
В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
ВАРИАНТ № 3.
- Отметьте слово с ударением на третьем слоге.
А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ
Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) моют шампунью В) вкусный студень
Б) полученная бандероль Г) новая тюль
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) десять гектар В) пара ботинок
Б) жилище якутов Г) забрал из ясель
- Отметьте неправильное сочетание слов.
А) проявить способности В) проявить интерес
Б) проявить образцы труда Г) проявить сознательность
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.
Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.
В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.
Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и
который притягивал его.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.
Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к
истине.
Г) Витя – ужасный невежда в музыке.
Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.
Б) Прошло всего лишь несколько часов.
В) Всегда и во всём надо понимать меру.
Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.
Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.
В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все доку-
менты.
Г) За торт можно оплатить в первой кассе.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».
Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.
В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.
Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли
ему помочь.
ВАРИАНТ № 4.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) КВАР-ТАЛ В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)
Б) САН-ТИ-МЕТР Г) НА-ЧАЛ
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.
А) отметить в табели В) блестящее монисто
Б) чёрный кофе Г) звучный контральто
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) купил мандаринов В) не нашёл носок
В) досидел до сумерек Г) две пары туфлей
- Отметьте неправильную форму множественного числа.
А) доктора В) инженера
Б) выговоры Г) катера
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.
Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили
посетить местный университет.
В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший
жильцам полкой.
Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Артист был удостоен высокой наградой.
Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.
В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.
Г) Старики снисходительны до шалостей детей.
Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.
Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.
В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.
Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой
ноге.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.
Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.
В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.
Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время
на подготовку.
ВАРИАНТ № 5.
- Отметьте слово с ударением на третьем слоге.
А) БА-ЛО-ВАТЬ В) ДРЕ-МО-ТА
Б) КОМ-БАЙ-НЕР Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ
- Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) серый кенгуру В) полная гостей зала
Б) чёрная вуаль Г) новенькая экю
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) партия кадетов В) падал с плечей
Б) килограмм помидор Г) несколько ремёсел
- Отметьте неправильную форму мн. числа.
А) офицера В) колокола
Б) корректоры Г) штемпеля
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,
устанавливающий в соответствии с законодательством.
Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.
В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.
Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Мой друг всегда полон новыми идеями.
Б) Лектор оперировал с точными фактами.
В) Эта женщина – прекрасный повар.
Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Россия, Италия, Франция и др.
Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.
Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.
В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.
Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.
Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.
Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.
Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не
выполнил её просьбу.
В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,
стремления.
Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
ВАРИАНТ № 6.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) ДИС-ПАН-СЕР Б) ЗА-ВИД-НО
Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ Г) КА-У-ЧУК
- Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) отметить в табели В) на любимый мозоль
Б) свежий силугуни Г) красивый тюль
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) музыка туркмен В) пора свадеб
Б) купить яблоков Г) несколько полотенцев
- Отметьте неправильную форму мн. числа.
А) кучеры В) мастера
В) ордера Г) цехи
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель
ни одного свободного дня.
Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волну-
ющий шум, оказывали на нас магическое воздействие.
В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый
лай собаки.
Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.
Г) Чацкий полон высокими думами.
Д) Через час начнётся совещание по выработке плана спасательных работ.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.
Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая
разработка некоторых вопросов.
Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.
В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.
Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики
тем не менее не поняли его содержания.
Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.
В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также
Эстонии и Латвии.
Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он
увидеть её сегодня.
ВАРИАНТ № 7.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) ЧЕР-ПАТЬ В) ЩА-ВЕЛЬ
Б) СТА-ТУ-Я Г) ОТ-НЯ-ЛИ
- Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) левый рельс В) молодая чинара
Б) красивая эполета Г) горячее кофе
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) две пары носков В) несколько равных доль
Б) свыше ста гектаров Г) обычаи туркменов
- Отметьте неправильную форму мн. числа.
А) шофера В) якоря
Б) секторы Г) директоры
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.
Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны
получать льготную пенсию.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали
проведению работ.
Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.
В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.
Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.
Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.
Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.
В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.
Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.
Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.
В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.
Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал
семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.
Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но,
однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.
В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.
Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и
абсолютно авангардные.
ВАРИАНТ № 8.
- Отметьте слово с ударением на третий слог.
А) ХО-ЗЯ-Е-ВА В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ
Б) У-КРА-И-НЕЦ Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.
А) дорогой шампунь В) красная георгина
Б) зелёные Сочи Г) густая тушь
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) жить среди узбек В) лампа в сто ватт
Б) пламя свеч Г) три килограмма яблок
- Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.
А) оставить впечатление В) произвести впечатление
Б) радоваться успехам Г) гордиться успехами
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и
который притягивал его.
Б) После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие
годы.
В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.
Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.
Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.
Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.
Д) Море глаз устремились на известного актёра.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Берега реки быстро разрушаются водой.
Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.
В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.
Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.
В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.
Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на
подготовку.
ВАРИАНТ № 9.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) РЖА-ВЕТЬ В) МИ-ЗЕР-НЫЙ
Б) НА-НЯ-ЛИ Г) ЗА-ГО-ВОР
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) маринованная иваси В) левая рельса
Б) шёлковый кашне Г) устный хинди
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) нашествие татар В) новых простынь
Б) пять гектар леса Г) урожай помидор
- Отметьте неправильное сочетание слов.
А) показать в произведении В) изобразить героя
Б) отобразить героя Г) изобразить в произведении
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.
Б) Устав после занятий, мне не читалось.
В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать
льготную пенсию.
Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве
Л. Н. Толстого.
Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.
В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.
Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.
В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.
Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим
мы случайно».
Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.
В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-
жение и ощутил тепло домашнего очага.
Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также
Эстонии и Латвии.
ВАРИАНТ № 10.
- Отметьте слово с ударением на первом слоге.
А) А-НА-ТОМ В) ФЕ-НО-МЕН
Б) КРА-СИ-ВЕ-Е Г) МЕЛЬ-КОМ
- Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) модный туфель В) больная мозоль
Б) клетчатое кашне Г) покрыть толью
- Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) китель без погон В) отряд солдат
Б) обычаи монгол Г) много блюдцев
- Отметьте неправильное сочетание слов.
А) заплатить за проезд В) согласно расписания
Б) приговаривать к казни Г) оплатить за проезд
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.
Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.
Г) Чацкий наполнен высокими думами.
Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я выучил назубок.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.
Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником
и абсолютно авангардные.
Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал
семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.
В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время
работы над дипломом.
Г) Опоздавший признался, что он проспал.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вариант 1. | В | Б, Г | В, Г | Б | А, В, Г | А, В, Г | А, Б | А, В, Г | Б, В |
Вариант 2. | А | Б, В | Б, В | В | Б, В | Б, Г, Д | Б, Г | А, Б, В | Б, В |
Вариант 3. | Б | А, Г | А, Г | Б | Б, В, Г | А, Б, В | В, Г | А, В, Г | А, Б |
Вариант 4. | А | А, Г | В, Г | В | А, Б, В | А, Г, Д | В, Г | А, В, Г | А, Г |
Вариант 5. | А | В, Г | Б, В | А | А, В, Г | А, Б, Г | Б, Г | Б, В, Г | А, Б, Г |
Вариант 6. | Б | А, В | Б, Г | А, Г | Б, Г | А, Б, Г | А, В | Б, В, Г | А, В, Г |
Вариант 7. | В | Б, Г | В, Г | В, Г | А, В, Г | А, Г, Д | А, В | А, В, Г | Б, В, Г |
Вариант 8. | Б | Б, В | А, Б | А | А, Б, В | Б, В, Д | Б, В | А, В, Г | А,Г |
Вариант 9. | В | Б, В | Б, Г | Б | Б, В | Б, Г, Д | А, В | А, Б, В | А, Г |
Вариант 10. | Г | А, Г | Б, Г | В, Г | А, В, Г | А, Б, Г | Б, В | А, Б, В | А, В |