Аржанова а и чувство дружбы у детей дошкольного возраста

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В нашем исследовании мы изучаем проблему формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Человек так или иначе относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Чувства, интересы, внимание являются психическими процессами, которые выражаются в отношении человека, его позициях. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Под дружескими взаимоотношениями старших дошкольников мы понимаем систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании. В структуре дружеских взаимоотношений выделяем три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Между тем живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками палитру их ощущений.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Проблема формирования дружеских взаимоотношений остается актуальной в наши дни. В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и драматичный сценарий взаимоотношений детей.

Становление личности дошкольника происходит в его отношениях c людьми — не только с взрослыми, но и с другими детьми (Л.С.Выготский, Д. Б.Эльконин, М.И.Лисина и др.). Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Первую школу нравственности дети проходят в семье и детском саду на ступени дошкольного возраста, когда их учат видеть другого, гуманно относиться к нему. Задача воспитания такого отношения к человеку облегчается, если ребенок испытывает к нему симпатию, тем более избирательную, которая становится источником детской дружбы.

Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико. Взрослым необходимо сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Успешность такой сферы воспитательной деятельности зависти от того, насколько взрослые понимают роль дружбы, вникают в ее мотивы, способствуют сплочению детей.

Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного совершенствования. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка.

Мотивы дружбы изменяются на разных возрастных этапах и характеризуются некоторым своеобразием. Так часто дети младшего дошкольного возраста объясняют свои дружеские связи желанием играть с тем или иным ребенком, никак не мотивируя свое расположение к нему, не предъявляя каких – либо требований к его личным качествам, способностям.

Дети среднего дошкольного возраста не только предпочитают одних сверстников другим, но и осознают и дифференцируют свои личные отношения дружбы от отношений общегруппового характера. Сверстников, с которыми они часто играют, называют друзьями, подчеркивая, что с ними отношения несколько иные, чем с остальными детьми.

Читайте также:  Общая информация о прикреплении на соисканиеучёной степени кандидата наук

В старшем дошкольном возрасте дети не только осознают свою дружбу и употребляют понятия «друг», «дружу», но и делают попытки интерпретировать эти понятия. У некоторых детей намечается понимание дружбы как особой формы взаимоотношений. Однако это понимание стоит на уровне определения поступков друзей, а не раскрытия сущности дружбы. Они придают большое значение нравственным качествам личности сверстника.

Накопленные теоретические данные важны для осмысления проблемы и ее дальнейшего изучения. Чтобы положительно влиять на формирование детской дружбы, необходима целенаправленная работа с детьми как в детском саду, так и в семье.

Развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже устанавливается психологический климат. Формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудится, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. Но далеко не все дети, придя в детский сад, умеют общаться со сверстниками, проявляют дружеские отношения, делятся игрушками, некоторые даже ведут себя агрессивно. Поэтому задача дошкольной организации по формированию дружеских взаимоотношений является очень важной.

Дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным этапом жизни ребенка, в рамках которого проходит процесс его первоначальной социализации. В этом возрасте детьми впервые осознаются их непосредственные взаимоотношения с окружающими людьми — взрослыми и сверстниками. Это период активного становления личности ребенка.

Дружеские отношения детей дошкольного возраста складываются благодаря социальной потребности каждого ребенка в общении с другими людьми.

Избирательность в отношениях детей друг к другу намечается очень рано. Уже в двухлетнем возрасте ребенок начинает выражать предпочтение к другим детям тем, что одному ребенку он разрешит взять себя за руку в хороводе, на празднике, а другому — нет.

Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется избирательным отношением к сверстникам: с определенными детьми ребенок чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками. Но в группе детей нет длительных дружеских объединений, объект дружбы в этом возрасте часто меняется.

В исследовании А.И. Аржанова отмечаются особенности дружбы детей данного возраста: легкость и непосредственность возникновения, искренность и эмоциональность, слабая осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой характер.

Однако этот период дружбы важен и необходим, т. к. именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

В среднем дошкольном возрасте у детей уже имеются случаи более или менее продолжительной парной дружбы и дружбы небольшими группами. У детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети могут мотивировать выбор друга, хотя подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер. Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значащие факты.

А.А. Аржанова считает, что формирование дружеских взаимоотношений и развитие дружеского чувства у ребенка идет от коллективного общего товарищества – от дружбы со всеми, к избирательной дружбе с отдельными детьми.

У детей старшего дошкольного возраста дружба происходит по-другому: посещая дошкольное учреждение, они объединяются в различные группы: при совместной игре, уборке территории или в игровой комнате, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. дети старшего дошкольного возраста проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже — по двое. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра. Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. В дружбе старших дошкольников значительную роль играет моральные качества сверстника, общий интерес к определенной деятельности. Ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения.

Читайте также:  Бизнес план курсовая работа на примере предприятия

Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).

Именно моральная сторона поступка сверстника, его общее поведение, оценки окружающих становятся объектом чувств симпатии и антипатии к нему членов коллектива: «Мне Оля нравится, она всех жалеет, не обижает детей», «Коля хороший, он помогает детям и не дерется» и др.

Опыт показывает, что к старшему дошкольному возрасту увеличивается количество объединений сверстников и усиливается их устойчивость. Особенностью взаимоотношений детей в старшем дошкольном возрасте является то, что значимыми для них становятся те дети, с которыми они больше взаимодействуют – именно на их мнение и оценки они в большей степени ориентируются. Можно отметить также ограничение дружеских отношений у детей разного пола – дошкольники в основном дружат со сверстниками своего пола.

В группе дошкольников обнаруживается три типа межличностных отношений: собственно личностные, оценочные и зачатки деловых отношений. Собственно личностные отношения можно разделить на три типа: симпатия, безразличие и неприятие. По оценочному критерию отношения ребенка еще сложнее, так как он по-разному относится к сверстникам, которых высоко оценивает (дети, наиболее авторитетные для него, и к сверстникам, которых оценивает низко.

В то же время психологи отмечают, что даже в старшем дошкольном возрасте причины выбора того или иного сверстника часто не всегда отчетливо осознаются, подлинные мотивы выбора товарища лежат в эмоциональной сфере ребенка. Преобладающие мотивы для детей и старших, и младших групп – общая положительная оценка сверстника («он хороший», указание на совместную (чаще всего игровую) деятельность, а также отсутствие отрицательных форм поведения («не дерется», «не отбирает игрушки»).

Т. А. Репина на основании результатов проведенных исследований делает вывод о том, что существует определенная устойчивость межличностных отношений детей дошкольного возраста, имеются длительные привязанности детей. С одной стороны, это положительная тенденция, с другой – нередко устойчивые отношения сохраняются между старшими дошкольниками, которые не удовлетворяют друг друга по личностным качествам. Например, один ребенок доминирует над другим, подавляя его инициативу, не считаясь сего потребностями, а подавляемый продолжает поддерживать с «диктатором» дружеские отношения, что отрицательно сказывается на развитии его личности.

Важное значение в развитии дружеских отношений старших дошкольников имеет фактор сходства. Недаром дети лучше устанавливают дружеские отношения с теми, кто рядом живет, у кого вместе работают мамы и т. д. В дальнейшем, когда дети начинают замечать и оценивать личностные качества своих сверстников, положение несколько меняется, но фактор сходства продолжает действовать. Важнейшим условием построения дружеских отношений со сверстником является выражение личного отношения к нему в процессе общения. Если ребенок постоянно выражает положительное отношение к своему сверстнику, то, скорее всего они подружатся.

К старшему дошкольному возрасту наблюдается тенденция выраженности потребности в общении, избирательности, расширения круга общения, интенсивности общения, его длительности и дифференциации в игровом общении между мальчиками и девочками. Психологи считают, что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования дружбы.

В группе детского сада – от младшей до старшей и подготовительной возрастает проявление коллективности в отношениях. Существует интересная возрастная закономерность: младшие дошкольники дружат с детьми, опираясь только на то, какие положительные качества он проявлял по отношению к ним; старшие дети отмечают качества дошкольника, в которых проявлялось отношение ко всем детям группы. То есть постепенно у детей функциональные связи превращаются в связи более высокого порядка. Особенности межличностных процессов (общения, взаимного оценивания и межличностных отношений в группах детского сада) позволяют сделать вывод об относительно высоком уровне этих процессов и о наличии первых зачатков дружеских отношений у детей дошкольного возраста, что проявляется в особо благоприятных условиях жизни и совместной деятельности в детском саду. Возрастная динамика дружеских отношений детей проявляется в увеличении содержательности, избирательности устойчивости отношений, потребности в общении.

Читайте также:  Говорят, что защищаться надо активно. Как это?

Таким образом, в основе установления дружеских отношений дошкольников лежит потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки формирования дружеских отношений возникают в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра. В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка, возникает определенная устойчивость дружеских отношений детей, имеются длительные привязанности. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, но и моральные качества сверстника, общий интерес.

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный творческий характер. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержание, оставляет след на долгие годы.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Кыталык» с.Сунтар Сунтарского района Республики Саха (Якутия). В педагогической диагностике приняли участие 20 воспитанников 5-6 лет.

С целью исследования уровней развития дружеских отношений нами были использованы следующие методики: методика «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой); методика «Настроение» (Т.И. Бабаева, С.А. Козлова); методика «Умеешь ли ты дружить» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина).

Анализ результатов исследования показало, что у 65% дошкольников (13 воспитанников) выявлен средний уровень развития дружеских отношений, у 35% старших дошкольников (7 воспитанников) наблюдается низкий уровень развития дружеских отношений. Высокий уровень развития дружеских отношений выявлен у 10% воспитанников (2 детей). Дети с высоким уровнем показывают высокие результаты по когнитивным, эмоционально-оценочным, поведенческо-деятельностным показателям.

Таким образом, дружеские отношения у большинства дошкольников находятся на среднем уровне. Мы пришли к выводу о том, что необходимо организовать целенаправленную и систематическую работу по развитию дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста.

Формирование игры – это постепенная передача детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Задача воспитателя научиться строить игровые сюжеты, соответствующие возрасту ребенка. Работая в группе, необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накопили ранее. Возникающие группировки становятся более длительными и устойчивыми. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами общественных и, наконец, к играм с сюжетами событий (в войну, в космос и т.п.). Такая последовательность, естественно, связана с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

В конечном итоге нами была разработана «Технологическая карта развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников», которая дала воспитателям четкие и понятные шаги развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников. Технологическая карта стала первой ступенью изменений игровой ситуации в детском саду. Нами были подобраны сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

При реализации разработанной нами технологической карты сюжетно-ролевых игр у детей, уже к середине старшего дошкольного возраста будут прослеживаться полное разделение ролей, а игровые действия будут опосредоваться игровой ролью. Развитые социально-коммуникативные навыки ведут к успешной адаптации в школе, к первым шагам к раскрытию потенциала. А также будет наблюдаться сплоченность, активность, уменьшение стеснительности, доверчивость друг к другу к группе ровесников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аржанова А. И. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по психологии)/ А.И. Аржанова; Моск. гор. пед. ин-т им. В. П. Потемкина. — Саратов, 1951. – С. 14.

Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собр. Соч. в 6 т. Т.4.– М. : Педагогика, 2016. – С. 129–130.

Оцените статью
VIPdisser.ru