Влияние компьютерных игр на агрессивность и успеваемость подростков индивидуальный проект 10 класс

Психологические особенности агрессивного
поведения подростков

Одним из  самых сложных периодов
в онтогенезе человека является  подростковый
возраст. В этот период не только происходит
коренная перестройка ранее сложившихся
психологических структур, но возникают
новые образования, закладываются основы
сознательного поведения, вырисовывается
общая направленность в формировании
нравственных представлений и социальных
установок. Нередко агрессивность в открытой
или замаскированной форме культивируются
в обществе как орудие в борьбе за преуспевание.

Проявлениям агрессивности способствуют
недостатки воспитания, осуществляемого
разными институтами социализации, в том
числе не только семьей,  школой, но
и средствами массовой информации.

Агрессивность в личностных 
характеристиках подростков формируется 
в основном как форма протеста
против непонимания взрослых, из-за неудовлетворения
своим положением в обществе, что проявляется
в соответствующем поведении. Вместе с
тем на развитие агрессивности подростка
могут влиять природные особенности его
темперамента, например возбудимость
и сила эмоций, способствующие формированию
таких черт характера, как вспыльчивость,
раздражительность, неумение сдерживать
себя. Естественно, что в состоянии фрустрации
подросток к подобной психической организацией
ищет выхода внутреннему напряжению, в
том числе и в драке, ругани.

Современный подросток живет в 
мире, сложном по своему содержанию
и тенденциям социализации. Это связано 
с типом и ритмом технико-технологических 
преобразований, предъявляющих к 
растущим людям новые требования.
Подростки больше других возрастных
групп, страдают от нестабильности социальной,
экономической и моральной обстановки
в стране, потеряв сегодня необходимую
ориентацию в ценностях и идеалах, — старые
разрушены, новые – не созданы. Подростки
считают, что большинство взрослых обычно
говорят неправду, что «сейчас каждый
живет для себя, старается как-то извернуться,
обмануть другого. В целом сегодня в нашем
обществе имеется серьезный дефицит позитивного
воздействия на растущих детей. Происходит
«деформация» семьи, которая не выполняет
такие важные функции, как формирование
у детей чувства психологического комфорта,
защищенности. В результате для многих
подростков характерна неразвитость нравственных
представлений, потребительская ориентация,
эмоциональная грубость, агрессивный
способ самоутверждения, что связано,
в частности, с повышенной внушаемостью,
подражательностью. Следует отметить,
что для многих подростков типично умышленное
подражание определенным манерам как
конкретных людей, так и тем стереотипам
которые предлагаются различными средствами
информации. Отсюда обилие боевиков, детективов
и т. п. Провоцирующие агрессивные формы
поведения подростков, делая его взрослым
в собственных глазах и являясь средством
демонстрации своей значимости.

Фантазия как компонент психической
жизни подростка

В  зарубежной литературе сущность
и функции мечты рассматриваются 
с психоаналитических и бихевиористических
позиций как замещение реального действия,
поведения, как способ уйти от реального
совершения того, что связанно со  слишком
большим риском или трудом.

Фантазии – неотъемлемый атрибутивный
компонент психической жизни 
ребенка и подростка. Если для
ребенка воображение практически неотделимо
от игры, строится целиком из реальных
элементов, почерпнутых из ближайшего
окружения, то для подростка процесс интеллектуализации 
воображения, его фантазия становится
более абстрактной и творческой. Фантазия
подростка движется от конкретного наглядного
образа, через абстрагирование к воображаемому
образу.

По мнению Выгодского, именно для 
подростка характерен период от пассивного
и подражательного фантазирования
ребенка к активной и подражательной
фантазии. Он полагал, что самой существенной
чертой фантазии в переходном возрасте
является ее раздвоение на субъективное
и объективное воображение. Первое – продукт
начавшейся интенсивной гормональной
перестройки, второе – использование
в качестве строительного материала внешних
впечатлений.

Современные представления о значении
фантазии уходят корнем в гипотезу
Фрейда, согласно которой в фантазиях 
реализуются наши тайные желания, не
пропускаемые сознанием ввиду их
несоответствия социальной и моральной 
нормативности, и поэтому вытесняемые
в область бессознательного. Фрейд считал,
что в основе подобных желаний лежат два
генерализующих феномена – агрессии и
сексуальности, если они не удовлетворяются
в реальности, то их энергия переносится
в мир фантазий , наполняя его агрессивными
и сексуальными образами.

Все это находит отражение 
в фантазиях подростков. В них 
встречаются значительно больше
агрессивных образов, нежели в фантазиях
детей.

Для подростка агрессия не столько 
действие воспринимаемое как таковое 
им самим сколько поведение, идентифицируемое
как агрессивное группой сверстников.

У фантазирования есть опасная сторона:
бессознательное узнавание в 
чужой фантазии своего собственного
вытесненного желания может послужить 
соблазном для его актуализации.
Ибо при нарушении равновесия
между реальностью и фантазией 
кажется,  что  преодолевается
граница, за которой желание становится
всемогущим. Тогда фантазии могут все
более и более овладевать человеком, по
крайней мере, это будет выглядеть так
со стороны хотя сам он может считать,
что его фантазии и есть настоящая реальность.
Или же независимо от его воли будут повторяться
определенные фантазии или фантастические
структуры, как это, например, бывает в
случае так называемой игроманией. В конце
концов, человек теряет способность жить
нормальной человеческой жизнью.

Анализ влияния
компьютерных игр на развитие
агрессивности в подростковом возрасте

Только в начале 70-х годов 
озабоченная благом детей общественность
и отдельные родители и воспитатели 
начали проявлять беспокойство по поводу
военных игрушек. Затем внимание
привлекли к себе игровые залы
и установленные в них автоматы
с военными играми. Сейчас же основное
зло для подростков видят в видеоиграх
в войну на персональных компьютерах.

J. U.Rogge (1984 г.) считает, что увлечение
военными игрушками и военными видеоиграми
непременно приведет к претворению всего
этого в жизнь.

Увлечение  подростков видеопродукцией 
компьютерными играми, насыщенными 
сценами насилия имеет по мнению
Завражина С.А. и нормативное значение.
Во-первых, процесс сопереживания 
увиденному сопровождается спонтанной
разрядкой накопленной агрессивности,
глубинных бессознательных страхов
и тревог, сопровождающие реальную жизнь
подростка. Во-вторых, желание увидеть
на экране и переживать еще раз в фантазии
сцены насилия является не чем иным, как
одним из современных способов проверки
на прочность формирующейся Я-концепции,
которая должна «держать удар» вырабатывая
сопротивляемость помогающую подростку
соответствовать стандартам подростковой
популяции в целом.

Бютнер считает, что видеоигры 
в войну представляют собой провокацию,
предлагая одновременно и свой сценарий
безграничных возможностей. Эти безграничные
возможности проявляются не только
в том, что играющий перемещается
в дальние дали космического пространства,
но и в сознании иллюзии всемогущества.
Чувства безграничной силы и отсутствия
реальных последствий разрушающих фантазий
могут перекликаться со стремлением взрослых
все контролировать.

Видеоигры в войну нового поколения
представляют врага существующем во вне,
в определенном месте, а в наиболее откровенных
вариантах  находящимся в полном созвучии
с принятым в обществе образом врага.

Но игровая ситуация отображает
борьбу, происходящую во внутреннем мире
играющего, — внутреннее раздвоение
доходящее порой до возникновения безумных
идей.

Таким образом, подростковый возраст
является одним из  самых сложных периодов
в онтогенезе человека является  подростковый
возраст. В этот период не только происходит
коренная перестройка ранее сложившихся
психологических структур, но возникают
новые образования, закладываются основы
сознательного поведения, вырисовывается
общая направленность в формировании
нравственных представлений и социальных
установок.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ВЛИЯНИЯ
НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Данное
исследование проводилось в апреле 2012
года в средней общеобразовательной школе
№ 59 г. Чебоксары. Заполнение опросников
осуществлялось на добровольной основе.

В исследовании принимало участие 
подростки 12-13 лет 6 класса: 20 мальчиков
и 10 девочек.

Были предложены опросники, проективные 
тесты, предназначенные для изучения
постоянного уровня агрессивности 
и коррекционное занятие для 
снятия агрессивного поведения. Анализ
результатов проводился с привлечением
методов математической статистики.

Группа испытуемых была поделена на
следующие выборки:

Выборка
1

Подростки играющие в компьютерные
игры;

Выборка
2

Подростки не играющие в компьютерные
игры.

Исследование проходило в два 
этапа. На первом этапе проводилась
диагностика личности учащихся с помощью
следующих методик:

Автор методики, Басс  провел разграничение 
между враждебностью и агрессией.
Враждебность есть реакция  отношения 
скрытно-вербальная реакция, которой
сопутствуют негативные чувства и негативная
оценка людей и событий. Если врожденные
реакции вербализуются, они принимают
форму уничижительных замечаний или негативных
высказываний. Басс определил агрессию
как ответ, содержащий стимулы, способные
причинить вред другому существу. Дальнейшие
различия он проводил, предлагая выделить
подклассы во враждебно-агрессивном поведении.
Предложение о необходимости учитывать
при измерении существование нескольких
различных структур основывалось на классификационной
схеме, в которой различаются агрессия
и враждебность, причем агрессивное поведение
подразделяется на прямое и косвенное,
а также на активное и пассивное.

Читайте также:  Реферат про волейбол по физкультуре 10 класс

«Компьютерные игры и их влияние на организм человека»

Учитель ОБЖ МБОУ «СОШ №36» г. Новокузнецк

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, а индустрия компьютерных развлечений каждый год преподносит игрокам все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Ни один взрослый, а тем более ребенок уже не представляет свою жизнь без компьютера. Постепенно реальное пространство вытесняется виртуальным, и это неизбежный ход развития современного общества. Наше поколение детей уже не знает жизнь без компьютеров, что откладывает определенный отпечаток на их психику. Конечно, «игровая» зависимость волнует сегодня всех.

Компьютерные игры составляют одну из значительных частей досуга человека. С появлением компьютера человек стал много времени проводить за ним. Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи.

За не долгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже не заменим на работе, помогает детям в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них.

Влияние компьютерных игр на здоровье человека.

Можно выделить несколько факторов риска, которым сопровождается влияние компьютера на организм человека:

Стоит отметить, что в каждом из этих случаев степень риска оказывается в прямой зависимости от времени, которое отводится работе за компьютером или же нахождением вблизи него.

Как известно из школьного курса физики, любое устройство, производящее или же потребляющее электрическую энергию, генерирует (или, другими словами создает) электромагнитное излучение, которое концентрируется вокруг самого устройства в виде так называемого электромагнитного поля. Вполне естественно, что конструктивные особенности приборов определяют степень интенсивности данного излучения. Так, например, тостер или тот же самый холодильник создают довольно низкие уровни электромагнитного излучения, тогда как другие – вроде микроволновой печи, телевизора или компьютерного монитора – создают гораздо более высокие уровни излучения.

Результаты некоторых исследований, проведенных в данной области, позволили выделить возможные факторы риска. В качестве примера можно назвать мнение некоторых специалистов о том, что электромагнитное излучение может обуславливать расстройства нервной системы человека, вызывать снижение иммунитета, расстройства сердечно — сосудистой системы, а также появление некоторых аномалий в процессе беременности, что в конечном итоге не может не сказаться на здоровье будущего ребенка.

Влияние на зрение

Современные жидкокристаллические мониторы гораздо безопасней своих предшественников с лучевой трубкой, но это не исключает того что и они могут наносить вред зрению. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, ими шевелить, появляется жжение, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах. С подобным явлением знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день, это называется «компьютерный, зрительный синдром». Нередко люди просто напросто, так увлечены компьютером, что «забывают» моргать, при этом роговица глаза становиться сухой и обветривается, из-за этого при моргании появляются болезненные ощущения. Вообще на глаза негативно действует любое занятие, требующее усиленной концентрации зрения на каком либо предмете, поэтому зрению нужен регулярный отдых, а компьютерные игры нередко имеют свойство затягивать, особенно это касается детей.

Компьютерный зрительный синдром

Многие пользователи компьютеров жалуются на покраснение глаз, зуд и «мурашки» в глазах, реже — неприятные ощущения, боли, двоение и потемнение в глазах, а так же быстрое утомление и «сухость глаз» При офтальмологических обследованиях операторов выявляется снижение зрения, нарушение аккомодации, сухость конъюнктивы и изменения в центральной части сетчатки

Это связано с физиологией человеческого зрения. Человек видит окружающие предметы двумя глазами одновременно, что обеспечивает объёмность изображения. А работая за компьютером, пользователь часами смотрит на плоский экран. Центральной нервной системе объёмность здесь не нужна. Можно обходиться информацией, которую получает только один глаз. После работы за компьютером объёмное зрение полностью восстанавливается, но различия в «настройке глаз» могут закрепиться при длительной работе за и «отключаемый» глаз начнёт постепенно терять зрение. Эта потеря долгое время может оставаться незаметной. Можно сказать одно — компьютер «обеспечивает» невиданные прежде нагрузки на функции зрения.

Быстрая утомляемость глаз

Симптом утомляемости это боль и резь в глазах, усталость. Необходимо снизить нагрузку на глаза. Здесь очень большую роль играет интенсивность освещения экрана. Недостаточная — заставит напрягать глаза, а слишком яркая будет слепить. Монитор необходимо расположить так, чтобы середина экрана была немного ниже уровня глаз. Глаза должны смотреть на экран под углом ≈15°. Излишне яркое освещение тоже отрицательно сказывается на глазах, поэтому надо выключить лишнее освещение. Время от времени смотрите вдаль, посидите с закрытыми глазами и пройдитесь немного. Очень полезен для отдыха глаз — зелёный цвет

У врачей сейчас появились даже новые понятия «офисный глаз» или «мониторный глаз». В условиях, когда слёзной жидкости не хватает, возникают ощущения сухости, рези, жжения, светобоязни зуд и боль. Если у вас появляются те или другие расстройства зрения. То вы, скорее всего, обязаны этому двум причинам •слишком долгая беспрерывная работа на компьютере и слишком близкому расстоянию между глазами и монитором. Не забывайте делать двух — трёх минутные перерывы при работе на компьютере каждые 20-30 минут, посидеть с закрытыми глазами или посмотреть вдаль. Есть несколько советов, внимая которым вы сможете защитить глаза, профилактировать заболевания и скорректировать начинающиеся нарушения. Чаще моргайте. Это один из способов увлажнить слизистую. Пейте больше чистой воды. Несколько стаканов чистой воды в день помогут нормализовать водно-солевой баланс, улучшат состояние слизистых оболочек и конъюнктивы глаз. Включайте в рацион продукты с витамином. А, С, В. Умеренное потребление рыбы жирных сортов, икры, печени, трески, сливочного масла. Витамин А и его предшественник бета-каротин содержится в моркови, красном перце, помидорах. Петрушке и сельдерее, хурме, в других овощах и фруктах красно-оранжевого цвета. Богатый источник витамина С — цитрусовые. Также необходимо употреблять чёрный хлеб, крупы. Принимайте биодобавки. Они полезны при работе, требующей длительного напряжения зрения, при ослаблении зрительной функции, а также, когда ухудшение зрения обусловлено нехваткой особенно нужных для нормальной работы глаз витаминов и микроэлементов. организму необходимо поступление таких микроэлементов как цинк, селен, каротиноидов, витаминов Е и С, биовеществ, улучшающих обмен кислорода в тканях глаза.

Влияние на мышцы и кости

Еще одна опасность, связанная с компьютером, это малоподвижный образ жизни. Люди, чья работа связана с компьютером, вынуждены проводить перед ним достаточно много времени ежедневно на протяжении иногда даже более 12 часов, конечно, такое долгое пребывание в сидячем положении не может не сказаться на опорно-двигательном аппарате человека, на скелете и мышцах. Часто, люди, работающие за компьютером, просто напросто забывают обо всех физических нагрузках, за ненадобностью, в результате чего мышцы ослабевают без работы, от долго пребывания в одном положении затекают, становятся вялыми и дряблыми. Часто болят кости, особенно жалуются на боли в спине и пояснице. Постоянное сидение это нагрузка на позвоночник, нередко у людей ведущих такой образ жизни бывает искривление позвоночника, истончение костной ткани, артрит суставов и множество других вытекающих отсюда заболеваний. Еще одна очень распространенная проблема это так называемый «туннельный синдром запястья», который появляется вследствие повреждения срединного нерва, который проходит между сухожилиями. Он нередко поражает людей, чья работа связана с однообразными движениями руками, в том числе и людей работающих за компьютером, и проявляется у чаще у людей более старшего возраста в виде мучительных болей в руках, так же бывают случае заболевания и молодых людей и даже детей долгое время проводящих за компьютером. Чтобы уменьшить вред компьютера для опорно-двигательного аппарата, достаточно регулярно прерываться, вставать и в течение нескольких минут делать несложные упражнения, например приседания, наклоны, повороты корпуса, шеи, можно производить вращение руками в локтевых суставах, в кистях, сжимать и разжимать кулаки и т.п. упражнения, которым нас учили в детстве, когда заставляли делать зарядку Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов. Одной из причин развития искривления позвоночника является несоблюдение правильной осанки, как во время работы за столом. Таким образом, ребёнок, который и в школе за партой, и дома за компьютером не сидит прямо, вполне может приобрести искривление позвоночника. Необходимо отметить, что искривление позвоночника может отрицательно сказаться на работе внутренних органов.

Читайте также:  Анализ техники и методика обучения бегу на короткие дистанции

Влияние на психику

Работа на компьютере влияет, прежде всего, на психику детей и подростков, для которых общение с компьютером становиться одной из самых привлекательных видов отдыха. Это связано с тем, что современная компьютерная индустрия выпускает множество всевозможных остросюжетных игр: «стелялок», «бродилок», «догонялок», «убивалок» — многие из которых отличаются агрессивностью и, порой, жестокостью. Но психика детей неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий — развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребенок становиться капризным, перестает интересоваться, чем-либо кроме компьютера.

После продолжительных занятий за компьютером у детей и подростков появляются признаки общего утомления. Проявление утомления зависит от возраста и состояния организма.

С осторожностью следует подходить к компьютерным занятиям, если у ребенка имеются невротические расстройства или судорожные реакции, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Итак, надо заботиться о своем здоровье сейчас, чтобы не было мучительно больно в скором будущем.

Влияние на нервную систему

Самым уязвимым местом пользователя ПК являются не глаза, как принято полагать, а нервы. Например, мерцание экрана, практически безвредное для глаз, сильно напрягает нервную систему. Шум вентиляторов медленно, но верно расшатывает нервы. Если к этому добавить вышеописанные проблемы с глазами и позвоночником, которые тоже нагружают нервную систему, то общая картина получится печальная.

Ещё одним фактором, влияющим на нервную систему пользователя ПК, является большой поток информации, который он вынужден воспринимать. Даже геймер или постоянный обитатель чатов прогоняют через себя очень много информации самого разного характера, а что уж говорить о программисте или дизайнере. При устном общении можно пропускать часть информационного потока «мимо ушей», что и делают люди, когда не справляются с объёмом информации. При письменно — визуальном общении при помощи ПК это делать сложнее. Также не стоит забывать мелькание рекламных банеров, музыку из колонок, и прочие «сопутствующие факторы»

Психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек — прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Под игровой компьютерной аддикцией понимают психологическую зависимость человека от компьютерных игр. Игровым компьютерным аддиктом называют человека, страдающего игровой компьютерной аддикцией.

Под длительным и регулярным нахождением в виртуальной реальности понимают такое поведение человека, когда игровая деятельность занимает более 60 часов в месяц и носит регулярный, систематический характер (перерыв без объективных причин не более 3-х дней).

Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.

Чаще всего предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители работают за границей или часто уезжают в командировку, а также дети преуспевающих бизнесменов. На первых порах компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважны.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

— хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

— нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;

— раздражение при вынужденном отвлечении;

— неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

— расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в том числе игр);

— забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

— пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

— человек предпочитает есть перед монитором;

— обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее нежелательной она является для подростков 12-15 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится девять-десять мальчиков. Связано это с тем, что компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, да и кризис подросткового возраста они переживают тяжелее.

Зависимого ребенка могут начать раздражать другие люди, отмечают специалисты. Часто они проявляют агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с компьютером. Известен случай, когда самым сильным желанием зависимого подростка было, чтобы не стало его родителей.

Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры – это наркотики. Они вызывают привыкание. От них сложно отвыкнуть. Не каждый осознает, что такие игры очень вредны.

Если раньше, как рассказывают наши родители, вернувшись со школы, дети сразу бежали на улицу играть в футбол, то сейчас все бегут к мониторам, в компьютерные клубы играть в футбол уже по сети. В такие детские подвижные игры как прятки, догонялки и другие, которые укрепляют и поддерживают здоровье, почти никто не играет. Дети практически не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, возникают сложности с личным общением.

Читайте также:  37.04.02 Конфликтология  » Электронная библиотека

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой.

Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном. Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Компьютер – это инструмент, с помощью которого можно и деньги заработать, и пообщаться, и много полезного узнать. Все дело в том, как его использовать.

Человек должен увлекаться многим: и читать и играть, посещать в театры и кино, спортивные объекты. Думаю, что уж если и играть в игры, то не зацикливаться на одной, а периодически менять игру, а лучше даже сменить жанр. Ну и конечно следите за тем, сколько времени за компьютером проводят дети.

Федеральное агентство
образования РФ

Институт экономики, управления
и права (г. Казань)

Кафедра социальной психологии

На тему: «Влияние компьютерных
игр на уровень агрессивности студентов»

Анализ
различных подходов к исследованию
агрессивности

«Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного
на оскорбление или причинение вреда другому
живому существу, не желающего подобного
обращения» (15, с. 14). Это определение предполагает,
что агрессию следует рассматривать как
модель поведения, а не как эмоцию, мотив
или установку.

Люди часто совершают опасные агрессивные
действия. Вопрос о том, почему они предпринимают
подобные действия, долго был предметом
серьезной дискуссии. При большом разнообразии
выдвигавшихся противоречивых теоретических
обоснований, большинство из них, по мнению
Р. Бэрона и Д. Ричардсона (8, c. 35), попадает
под одну из четырех следующих категорий.
Агрессия относится в первую очередь к:

Самое раннее и наиболее
известное теоретическое положение,
имеющее отношение к агрессии, — это положение, согласно которому должное
поведение по своей природе инстинктивное.
Согласно этому подходу, агрессия возникает
потому, что люди генетически «запрограммированы»
на подобные действия.

Психоаналитический подход,
представленный З. Фрейдом, утверждает,
что все человеческое поведение 
происходит, прямо или косвенно из
Эроса, чья энергия (либидо) направлена на сохранение
и воспроизведение жизни. В результате
агрессия рассматривается как реакция
на блокирование или разрушение либидозных
импульсов (11, с. 133).

Позже З. Фрейд предположил 
существование второго основного 
инстинкта — Танатоса (инстинкта влечения к смерти,
направленности энергии на прекращение
жизни). З. Фрейд утверждал, что человеческое
поведение является результатом взаимодействия
этого инстинкта с Эросом, и что между
ними существует постоянное напряжение,
то есть конфликт между сохранением жизни
(Эросом) и ее разрушением (Танатосом).
Другие механизмы нацелены направлять
энергию Танатоса во все направления от
«Я».

Таким образом, Танатос 
способствует тому, что агрессия выводится 
наружу и направляется на других (см. рис.1).

Рис. 1. Схема механизма возникновения агрессии,
направленной на окружение

Лоренц придерживался 
эволюционного подхода к агрессии,
демонстрируя сходство с позицией З. Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало
из врожденного инстинкта борьбы за выживание.
Лоренц считает, что агрессивная энергия
вырабатывается в организме непрерывно,
в постоянном темпе, накапливаясь с течением
времени. В результате, происхождение
агрессивных действий является совместной
функцией количества накопленной агрессивной
энергии и наличия силы, облегчающих разрядку
агрессии стимулов в окружающей среде
(7, c. 33).

Существует так называемая
«охотничья» гипотеза Ардри, близкая к теории Лоренца, где
Ардри утверждает, что в результате естественного
отбора появился новый вид — охотники.
Это охотничья «природа» составляет основу
человеческой агрессивности.

Представители следующего
направления, социологи, предлагают свое объяснение феномена агрессии: агрессивность
— это средство, с помощью которого индивидуумы
пробуют получить свою долю ресурсов,
что обеспечивает успех (на генетическом
уровне) в естественном отборе.

Теории пробуждения 
предполагают, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами
порыв причинить вред другим. Наибольшим
влиянием среди теорий этого направления
пользуется теория фрустрации — агрессии,
предложенная Доллардом и его коллегами.

Центральными в теории
Долларда являются два предположения:

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии
в какой-либо форме

2. Агрессия всегда является результатом
фрустрации.

Позднее Доллард обратился 
к исследованию факторов, замедляющих 
агрессию. Степень замедления в любом 
акте агрессии варьируется в прямом
соответствии с предлагаемой тяжестью
наказания, могущего последовать за этим
действием. Эту теорию уточнил Берковиц,
утверждая, что фрустрация приводит только
к готовности действовать агрессивно.
Чтобы появилось агрессивное поведение,
должны присутствовать посылы к агрессии,
то есть средовые стимулы, связанные с
актуальными факторами, провоцирующими
агрессию в целом (см. рис.2).

Рис. 2. Схема появления агрессивного поведения
(Берковиц)

Берковиц в своих поздних работах пересмотрел
прежние труды и перенес акцент с посылов
к агрессии на эмоциональные и позитивные
процессы (см. рис.3).

Рис. 3 Взаимосвязь когнитивных процессов
и агрессии (Берковиц)

Зильманн полагал, что 
будет более правильно считать,
что агрессия обусловлена возбуждением,
то есть тем, что можно наблюдать 
и измерять. Он доказал, что «познание 
и возбуждение» теснейшим образом 
взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания
приносящего страдание опыта и поведения.

Э. Фромм в своей 
книге «Анатомия человеческой деструктивности»
показывает, как точные научные данные
нейрофизиологии, психологии животных,
палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке
от рождения заложен спонтанный само развивающийся
инстинкт агрессивности (22, c. 147).

Во-первых, Э. Фромм анализирует 
результаты исследования проблемы отношений 
между функцией мозга и поведением
индивида. Ряд исследователей, таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р.
Хит, Х.М.Р. Дельгадо (22, c. 284), утверждают,
что импульсы агрессии и бегства «контролируются»
разными участками мозга. Так, например,
экспериментально установлено, что, стимулируя
определенные участки мозга, можно усилить
аффект гнева (и соответствующую модель
поведения), а можно и затормозить. Подобные
исследования демонстрируют тот факт,
что в одних зонах реакция активизируется,
а в других сдерживается. Вследствие дуальной
(биполярной) организации полушарий мозга
возникает и двойственность рефлекса
агрессии. Важен вопрос, какие факторы
нарушают равновесие и провоцируют открытую
ярость и соответствующее разрушительное
(агрессивное) поведение. Эксперименты
показывают, что нарушения подобного рода
могут произойти, с одной стороны, от электрического
раздражителя, а с другой стороны — наступить
вследствие выведения из строя тормозящих
центров. Такие исследователи, как Марк
и Эрвин, обращают внимание на то, что нарушения
равновесия могут быть вызваны еще и разного
рода мозговыми заболеваниями (22, с. 248).
Э. Фромм, анализируя феномен агрессии,
также использует такие термины как «псевдоагрессия»,
«игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение»,
«оборонительная агрессия».

Под понятием «псевдоагрессия»,
Э. Фромм понимает те действия, в результате которых может
быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали
злые намерения. Яркий пример псевдоагрессии
— случайное ранение человека.

Таким образом, агрессия,
как бы она не проявлялась, представляет
собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим
живым организмам.

Становление агрессивного
поведения — сложный процесс, в котором участвуют
многие факторы. Агрессивное поведение
определяется влиянием семьи, сверстников,
а также массовой информации. Не находя
прямого выражения, агрессия заявляет
о себе в символических формах. Одной из
таких форм является компьютерная игра.
С другой стороны, компьютерная игра может
сама выступать в качестве фактора влияния
на агрессивное поведение человека.

Оцените статью
VIPdisser.ru