— Центральный ФО —
Москва город федерального значения,столица РФ Московская областьМосква
Калужская область Калуга
Брянская область Брянск
Тульская область Тула
Орловская область Орёл
Курская область Курск
Воронежская область Воронеж
Тамбовская область Тамбов
Санкт-Петербурггород федерального значения
Новгородская областьВеликий Новгород
Мурманская область Мурманск
Архангельская область Архангельск
Ненецкий автономный округ(в составе Архангельской обл.)Нарьян-Мар
— Приволжский ФО —
Нижегородская областьНижний Новгород
Республика Марий ЭлЙошкар-Ола
Чувашская Республика (Чувашия)Чебоксары
Самарская область Самара Пермский крайПермь
Удмуртская Республика (Удмуртия)Ижевск
Республика Башкортостан (Башкирия)Уфа
Астраханская область Астрахань
Севастопольгород федерального значения
Республика Северная Осетия — Алания Владикавказ
Чеченская Республика (Чечня)Грозный
— Уральский ФО —
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра(в составе Тюменской обл.)Ханты-Мансийск
Ямало-Ненецкий автономный округ(в составе Тюменской обл.)Салехард
Республика Саха (Якутия)Якутск
Чукотский автономный округАнадырь
Еврейская автономная областьБиробиджан
- Центральный экономический район
- Экономико-географическое положение
- Природные условия и ресурсы
- Экономика
- Северо-Западный экономический район
- Поволжский экономический район
- Центрально-Чернозёмный экономический район
- Экономическое и географическое положение
- Ресурсы и природные условия Центрально-Черноземного экономического района
- Трудовые ресурсы и население
- Хозяйственный комплекс Центрально-Черноземного района
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Оценка доклада
Центральный экономический район
Центральный экономический район – один из 11 крупных экономических районов России, является самым густонаселенным районом страны. Площадь, занимаемая районом, равна 482 349 км2, что составляет 2,82% территории страны. Численность населения, проживающего на территории Центрального экономического района, в 2023 г. составила 33 303 846 человек, что составляет 22,74% от всего населения Российской Федерации. Плотность населения – 69,04 чел./км2. Около 85% населения проживает в городах.
В состав экономического района входят 13 субъекта (региона) Российской Федерации.
Экономико-географическое положение
Располагаясь на пересечении водных артерий и сухопутных дорог, Центральный экономический район занимает выгодное экономико-географическое положение. Он граничит с Центрально-Черноземным, Северо-Западным, Северным, Поволжским экономическими районами, а также Республикой Беларусь и Украиной.
Население и трудовые ресурсы
Численность населения Центрального экономического района значительно превышает численность населения других районов. Ее рост обеспечивается за счет интенсивных миграционных процессов. Средняя плотность – 69 человек на 1 км2, наиболее густо заселенные регионы – Московская, Тульская, Рязанская и Ивановская области.
Характерной особенностью района является высокий удельный вес городского населения, составляющий около 85%. На его территории насчитывается 248 городов и 400 поселков городского типа, численность населения 139-ти городов превышает 20 тысяч человек. Здесь расположена крупнейшая городская агломерация России – Московская. Столичный регион отличается наиболее развитой социальной инфраструктурой.
Природные условия и ресурсы
Природные ресурсы Центрального экономического района имеют в основном внутрирайонное значение. Полезные ископаемые здесь представлены торфом, фосфором, бурым углем, известняком. Залежи торфа есть в Тверской, Ивановской, Костромской, Московской, Ярославской областях. В Тульской и Орловской областях обнаружены месторождения редкоземельных металлов. В Ярославской области разведаны нефтегазовые месторождения (пока не разрабатываются).
На территории Подмосковного буроугольного бассейна, расположенного на землях пяти областей (Тульской, Тверской, Калужской, Смоленской, Рязанской), имеются значительные запасы топлива. Но подмосковный бурый уголь отличается низким качеством и оказывается в 2,8–3 раза дороже угля из других бассейнов. ОАО «Мосбассуголь» пребывает в кризисном состоянии: доходы предприятия не покрывают расходы, значительная часть которых идет на поддержание шахт в рабочем состоянии. 70% всех шахт и разрезов являются градообразующими предприятиями.
Из минерального сырья имеются немногочисленные месторождения железных руд в Тульской и Орловской областях. На Полпинском месторождении в Брянской области и Егорьевском месторождении в Московской добываются фосфориты. Цементное сырье, мергели, известняки есть в Рязанской, Московской, Брянской и Орловской областях. В Тульской и Орловской областях обнаружены запасы алмазов и месторождения редкоземельных металлов.
Рельеф Центрального экономического района в основном равнинный, климат умеренно-континентальный, что позволяет выращивать зерновые культуры, картофель, овощи, развивать различные отрасли животноводства, садоводство.
Экономика
Основные отрасли экономики Центрального экономического района: транспортное машиностроение, радиоэлектронная, электротехническая промышленность, легкая (главным образом, текстильная), химическая, пищевая промышленности, производство строительных материалов. Динамично развивается сельское хозяйство пригородной ориентации (овощеводство, льноводство, картофелеводство, молочное скотоводство).
Ведущей отраслью рыночной специализации является высокоразвитое многоотраслевое машиностроение: производство автомобилей, инструментов, станков, приборов, электротехнического оборудования для пищевой и легкой промышленности. Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению, представленному производством автомобилей, речных судов, тепловозов и вагонов.
На территории Москвы расположены АМО «Завод имени И. А. Лихачева» (в настоящее время работа завода остановлена) ОА «Московский автомобильный завод «Москвич» (в разные годы имел названия АЗЛК, Автофрамос, Рено Россия). В подмосковном Серпухове находится ОАО «Серпуховской автомобильный завод» («СеАЗ»), ныне не действующий. В городе Ликино-Дулево Московской области находится ООО «Ликинский автобусный завод» («ЛиАЗ»). В подмосковной Коломне действует тепловозостроительный завод АО «Коломенский завод», являющийся одним из крупнейших в России заводов транспортного машиностроения, лидером в области производства современных магистральных пассажирских тепловозов и электровозов, а также грузовых тепловозов.
Центрами речного судостроения и судоремонта являются Москва, Кострома и Рыбинск Ярославской области.
Основные центры станкостроения – Москва с заводами «Красный пролетарий», «Станколит», «Станкоконструкция», «Станконормаль»), Коломна, Рязань. Предприятия приборостроения расположены в Москве (заводы «Физприбор», «Энергоприбор», «Манометр», часовые и другие заводы), Смоленске, Владимире, Рязани. Электротехническое машиностроение развито в Москве (заводы «Москабель», «Динамо»), Ярославле, Калуге, Александрове Владимирской области.
Важная отрасль специализации Центрального экономического района – химическая промышленность. На предприятиях «Воскресенские минеральные удобрения» (Московская область) и «Брянские фосфаты» производятся фосфорные удобрения. Новомосковское предприятие «Азот» (Тульская область) производит азотные удобрения и ядохимикаты для нужд сельского хозяйства. Производством азотных удобрений занимаются также ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область) и объединенная химическая компания «Щекиноазот» (Тульская область).
На предприятиях химии органического синтеза выпускают синтетический каучук, пластмассы, искусственные волокна. Заводы по производству синтетического каучука расположены в городах Ярославль и Ефремов Тульской области.
Текстильная промышленность является старейшей отраслью Центрального экономического района. Здесь выпускается свыше 85% всех производимых тканей в стране. Хлопчатобумажную промышленность представляют комбинат «Трехгорная мануфактура» в Москве, Глуховский хлопчатобумажный комбинат в Ногинске Московской области, комбинаты в Иванове, Твери, Орехове-Зуеве, Ярославле и других городах. Производство льняных тканей налажено в Смоленске, Костроме, Вязниках Владимирской области.
В районе действует большое количество предприятий пищевой промышленности, которые производят кондитерские, хлебобулочные, макаронные, молочные, мясные, спиртоводочные, табачные изделия. Крупнейшие предприятия этой отрасли экономики расположены в Москве.
Энергосистема Центрального района в основном представлена тепловыми электростанциями, крупнейшие из них – Костромская, Черепецская, Конаковская, Щекинская ГРЭС. Имеются атомные электростанции: Смоленская и Калининская. Каскад Верхневолжских ГЭС состоит из двух гидроэлектростанций: Рыбинской и Угличской. В районе действует Загорская ГАЭС, строится Загорская ГАЭС-2.
Широкое развитие в районе получила промышленность строительных материалов. Предприятия по производству стройматериалов расположены в Московской, Тверской, Владимирской, Брянской и других областях.
Сельское хозяйство в Центральном экономическом районе имеет в значительной степени пригородное значение. Здесь выращиваются зерновые культуры, картофель, сахарная свекла, конопля, овощи и другие сельскохозяйственные культуры. Широкое развитие получили молочно-мясное скотоводство, птицеводство и свиноводство.
Транспортная сеть Центрального района представлена всеми видами транспорта. Ведущую роль играет железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог имеет радиальное построение. Москва – крупнейший узел 11 полностью электрифицированных железнодорожных линий.
В районе имеется система трубопроводов.
По системе каналов и Волге Москва связана с Балтийским, Каспийским, Азовским, Черным и Белым морями.
Северо-Западный экономический район
Северо-Западный экономический район – один из 11 крупных экономических районов России. Занимает площадь 195 595 км2, что составляет 1,14% территории Российской Федерации. Численность населения, проживающего на территории Северо-Западного экономического района, в 2023 г. составила 8 787 523 человека, что составляет 6% от всего населения России. Плотность населения – 44,9 чел./км2. Район характеризуется повышенным показателем урбанизации. Около 87% населения проживает в городах, по этому показателю район занимает первое место в стране.
В состав экономического района входят 4 субъекта (региона) Российской Федерации.
Северо-Западный экономический район расположен в северной части Нечерноземной зоны Российской Федерации, на Русской (Восточно-Европейской) равнине. Имеет общие внешние границы с Латвией, Эстонией, Белоруссией и Финляндией, имеет выход в Балтийское море через Финский залив, граничит с Центральным и Северным экономическими районами России.
По территории и численности населения Северо-Западный экономический район уступает большинству экономических районов Российской Федерации. Экономико-географическое положение района определяется, прежде всего, значением Санкт-Петербурга, как крупнейшего морского порта России на Балтийском побережье, второго по величине города страны, в котором сосредоточено 63,7% общего и около 70% городского населения Северо-Западного экономического района. Средняя плотность населения района значительно превышает среднюю плотность по России, доля городского населения превышает 80%.
Национальный состав населения однороден, доля русских составляет около 90%. На востоке Ленинградской области проживают вепсы, на западе – ижорцы, карелы и водь (немногочисленные представители народов финно-угорской группы уральской семьи). В Печорском районе Псковской области живут сету – православные эстонцы.
Северо-Западный экономический район занимает одно из ведущих мест в стране по уровню экономического развития.
Северо-Западный экономический район расположен на северной окраине Восточно-Европейской равнины, этим обусловлен в основном равнинный характер рельефа. Климат умеренно континентальный с теплым увлажненным летом и суровой многоснежной зимой. Почвы подзолистые и (в особенности на севере) болотные, малогумусные, требующие проведения мелиоративных мероприятий, большого количества удобрений для сельскохозяйственных работ.
Лесные ресурсыЗначительная часть территории (около 30%) располагается в лесной зоне, лесистость уменьшается с северо-востока на юго-запад. На большей части района преобладают хвойные леса, юго-запад расположен в зоне смешанных лесов.
Водные ресурсыСеверо-Западный экономический район богат водными ресурсами – около 7 тысяч озер (в том числе Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское, Псковское), многочисленные реки (в том числе Нева, Волхов, Свирь). Ладожское озеро с площадью акватории 17,7 тыс. кв. км из пресноводных озер России уступает только Байкалу. Онежское озеро – 9,7 тыс. кв. км, Чудское и Псковское озера – 3,6 тыс. кв. км, озеро Ильмень – 1 тыс. кв. км. Несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств. Интенсивное водопотребление создало во многих населенных пунктах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и озер. В настоящее время в Северо-Западном экономическом районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.
Полезные ископаемые и нерудные ресурсыЗапасы полезных ископаемых Северо-Западного экономического района сравнительно невелики.Природные топливно-энергетические ресурсы практически отсутствуют, район обеспечивает свои потребности в нефти, природном газе и угле за счет завоза их из других регионов. Добыча торфа сосредоточена в основном в Новгородской области. Торф используется в качестве топлива для электростанций, а также в сельском хозяйстве.
Северо-Западный экономический район располагает большими запасами легкоплавких (месторождения в Новгородском и Боровичском районах Новгородской области) и огнеупорных глин (11 месторождений, в том числе крупные месторождения в Боровичско-Любытинском горнорудном районе и залежь Витцы). Значительны запасы известняков (Пикалевское, Сланцевское, Волховское месторождения в Ленинградской области, Окуловское месторождение в Новгородской области), используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве. В районе Бокситогорска добываются бокситы, являющимися важной сырьевой базой алюминиевой промышленности. В районе Кингисеппа Ленинградской области располагается крупное месторождение фосфоритов (Кингисеппское месторождение фосфатных руд), имеющих экспортное значение. Кроме того, в Северо-Западном экономическом районе имеются значительные запасы гранита, мрамора, кварцита (Каарлахтинское месторождение в районе Приозерска), минеральных красок – охры, умбры, берлинской лазури (в районе Всеволожска), марганца, песка и другого сырья.
Агропромышленный комплексВ агропромышленном комплексе Северо-Западного экономического района центральное место занимает сельское хозяйство, которое, в первую очередь, ориентировано на удовлетворение потребностей городского населения продуктами питания. Достаточно продолжительный вегетационных период (от 100 дней на востоке до 140 на юге) позволяет выращивать кормовые культуры, зерно, овощи, картофель, лен. Наиболее освоенная в сельскохозяйственном отношении территория находится на юго-западе Псковской области с более мягким климатом и благоприятными почвенными условиями. Сельскохозяйственные угодья занимают здесь более 1/3 территории земель. В Новгородской области на сельскохозяйственные земли приходится 1/5 земель, в Ленинградской области — лишь 1/10. Молочные, свиноводческие, птицеводческие и овощные хозяйства Северо-Западного экономического района сконцентрированы вблизи городов.
ПромышленностьСовременная специализация Северо-западного экономического района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт-Петербурга, во многом определяющего темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. В настоящее время, в связи с относительно невысокими запасами собственных ресурсов, основная роль в экономике экономического района принадлежит обрабатывающей промышленности, в частности двум основным направлениям:
На долю Санкт-Петербурга приходится более 60% промышленного производства Северо-Западного экономического района. В Санкт-Петербурге расположены предприятия оборонной промышленности, производства ракетно-космической техники («Арсенал»), авиационных двигателей (Завод имени В. Я. Климова), энергетического и электротехнического машиностроения («Электросила»), судостроения («Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод»), тяжелого машиностроения («Невский завод», «Ижорский завод» в Колпино), локомотивостроения, вагоностроения и тракторостроения («Кировский завод»), станкостроения и приборостроения («ЛОМО», «Океанприбор»), электронной промышленности («Светлана»), других отраслей точного машиностроения (Петродворцовый часовой завод). Центром судостроения является город Выборг, речного судостроения и судоремонта – Новая Ладога, Подпорожье.
Важное место в экономике Северо-Западного экономического района занимают:
Поволжский экономический район
Поволжский экономический район – один из 11 крупных экономических районов России. Занимает площадь 539 817 км2, что составляет 3,15% территории страны. Численность населения, проживающего на территории Поволжского экономического района, в 2023 г. составила 15 658 859 человек, что составляет 10,69 % от всего населения Российской Федерации. Плотность населения – 29 чел./км2. Около 75% населения проживает в городах. Население района многонациональное. Преобладают русские, значительную долю составляют татары и калмыки, среди других национальностей – казахи, башкиры, чуваши и др.
В состав экономического района входят 8 субъектов (регионов) Российской Федерации.
Поволжский экономический район с территорией 539,8 тыс. км2 расположен в Нижнем и Среднем Поволжье, в Прикамье (большая часть Татарстана) и бассейне реки Суры (Пензенская область). Граничит с Центральным, Центрально-Черноземным, Волго-Вятским, Северо-Кавказским и Уральским экономическими районами. Район протянулся вдоль реки Волги почти на 1,5 тыс. км, эта особенность его географического положения оказывает влияние на хозяйственную деятельность, расположение и функции населенных пунктов, находящихся на его территории, на всех этапах их развития.
На востоке район граничит с Казахстаном. Благодаря выходу к Каспийскому морю имеется возможность поддерживать торговые отношения с близлежащими странами: Ираном, Туркменией, Азербайджаном. Ежегодно тысячи пассажирских и транспортных судов перевозят туристов и тонны грузов в эти государства. Наличие развитой системы водных каналов позволяет выходить к Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям.
На территории Поволжья расположено более 90 городов, в том числе три города с населением свыше миллиона человек: Волгоград, Самара, Казань.
Поволжский экономический район разделен на две промышленные зоны:
По состоянию на 2023 г. на территории Поволжья проживает 15,659 миллионов человек (12% от общего населения Российской Федерации). Средняя плотность населения – 29 чел./км2. Наибольшая плотность населения фиксируется в северных регионах. Так, в Татарстане она составляет почти 59 чел./ км2. В Калмыкии этот показатель менее 4 чел./км2. Район считается высокоурбанизированным, в городах проживает около 75% жителей. Больше всего городских жителей в Самарской области – почти 80%. Меньше всего в Калмыкии – 45%.
Около 70% населения Поволжья – русские. Больше всего их в Самарской, Волгоградской, Саратовской и Пензенской областях. 16% населения – татары, здесь сосредоточено около 43% от всех татар России. 57% населения Калмыкии составляют калмыки, их здесь 93,5% от всех калмыков страны. Кроме того, в Поволжье проживают башкиры, удмурты, марийцы, мордва, евреи, украинцы, молдаване, немцы, белорусы. Поволжский район – единственные район Российской Федерации, где одновременно представлены все три религии: христианство (русские, украинцы, немцы), ислам (татары), буддисты – калмыки.
Поволжский экономический район богат качественными рабочими ресурсами. Здесь много высококвалифицированных кадров, работающих в нефтяной, химической, машиностроительной, транспортной и строительной отраслях промышленности. В Волгоградской, Астраханской областях и Республике Калмыкии значительная часть жителей занята в сельском хозяйстве и рыболовстве. В Самарской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской областях и Татарстане преобладает занятость в обрабатывающем производстве.
Поволжский район занимает восточную часть Восточно-Европейской равнины. Рельеф южной части определяется Прикаспийской низменностью. В восточной части рельеф района имеет относительно равнинный характер. На западе, в зоне Приволжской возвышенности, встречаются холмы. Поволжье находится на территории трех основных физико-географических зон: лесостепь на севере района, степные пространства на широте Самары и Сызрани, пустынная зона на юге.
Главные водные артерии – Волга и Ахтуба, которые делят район на две части – правобережье (более высокую часть – Высокое Поволжье) и левобережье (Низкое Поволжье). На правобережье находится Приволжская возвышенность, где максимальная высота составляет 375 метров над уровнем моря. На большей части территории Поволжья продолжает формироваться речная и овражно-балочная сеть. На склоне Приволжской возвышенности вдоль Волги из-за речных подмываний возникают постоянные оползни. Наиболее крупные озера Поволжского района – Эльтон и Баскунчак, соленые и бессточные. Крупнейшие водохранилища – Волгоградское, Куйбышевское, Саратовское.
На территории Прикаспийской низменности наблюдаются впадины и лиманы, сюда стекают талые весенние воды, что способствует формированию более плодородных почв. Преобладающими в Поволжье являются плодородные черноземы и серые лесные почвы. В северной части района находится зона широколиственных и смешанных лесов.
Климат Поволжского экономического района достаточно изменчив и отличается на разной широте: на севере – умеренно-континентальный, на юге – резко-континентальный. Преобладают континентальные воздушные массы. Для района характерно жаркое продолжительное лето с постоянными сильными засухами. Зима суровая, но снежный покров в южных частях крайне неустойчив. Средняя температура января варьируется от –6оС в дельте Волги до –13оС в Казани. Средняя температура в июле от +20оС до +25оС. Количество осадков 200 – 500 мм. Меньше всего осадков в Прикаспийской низменности, где часто случающиеся засухи оказывают негативное влияние на сельскохозяйственную деятельность.
Поволжский экономический район считается одной из главных сырьевых баз России, он обеспечивает страну газом, нефтью, строительными материалами. На его территории находится Волго-Уральский нефтяной бассейн, где развита нефтяная отрасль. Нефть добывают в Татарстане и Самарской области. В Волгоградской, Астраханской и Самарской областях имеются значительные запасы газа. Согласно оценкам экспертов, только в недрах Астраханской области сосредоточено до 6% от всех запасов голубого топлива в мире.
Расположенное в Астраханской области соленое озеро Баскунчак является источником пищевой соли, которая поставляется не только на прилавки отечественных магазинов, но и на экспорт. Здесь добывается около 80% всей соли в стране. В Волгоградской и Саратовской областях производится добыча песка, известняка и других строительных материалов. Здесь ведется активная разработка сырьевых залежей и добыча растет с каждым годом. В Самарской области имеются залежи самородной серы, которая востребована во многих сферах производства.
В Поволжском экономическом районе представлены следующие основные отрасли промышленности:
Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли
Благодаря наличию значительной сырьевой базы в районе хорошо развиты нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности. Около 60% всей нефти добывается в Татарстане, в одном из крупнейших центров республики по нефтедобыче – Альметьевске, где находится Ромашкинское месторождение. На территории Поволжья действует пять крупных перерабатывающих заводов в Самарской, Волгоградской и Саратовской областях.
Химическая и нефтехимическая отрасли
Важная роль принадлежит химической и нефтехимической промышленности. На предприятиях Поволжья производятся спирт, смолы, химические волокна, азотные удобрения, этилен, моющие средства и др. Большинство химических и нефтехимических заводов работает в тесном взаимодействии с предприятиями по переработке нефти. Наибольшее развитие химическая отрасль получила в крупнейших городах: Казани, Новокуйбышевске, Тольятти, Саратове, Волжском, Балаково.
В Поволжском экономическом районе вырабатывается примерно восьмая часть всей электроэнергии Российской Федерации. Основу энергетического комплекса составляют гидроэлектростанции, т.к. район располагает достаточным количеством полноводных рек. В Волгограде действует Волжская ГЭС, в Жигулевске – Самарская ГЭС, в Балаково – Саратовская ГЭС. Эти гидроэлектростанции являются крупнейшими в районе. Лишь незначительно им уступают теплоэлектростанции, использующие в основном местное сырье (газ и мазут), и лишь частично – привозной уголь из Донецка и Кузбасса. Есть в Поволжье атомные электростанции, которые действуют в Ульяновской и Саратовской областях.
Машиностроение и металлообработка
Около 1/3 продукции, производимой в Поволжье, приходится на долю машиностроения и металлообработки. На поволжских заводах производятся: самолеты, ракетно-космическая техника, речные суда, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, всевозможные электротехнические приборы.
Лидирующие позиции принадлежат тракторному и автомобильному производствам. В Нижнекамском районе Республики Татарстан действует крупнейший автомобильный комплекс КамАЗ, в состав которого входят несколько заводов с центром в Набережных Челнах. В Тольятти находится крупнейший завод по производству легковых автомобилей – АвтоВАЗ. В городе Энгельсе на «Энгельсском заводе электрического транспорта» выпускаются троллейбусы.
Авиастроение развито в Саратове и Самаре. Казань, Ульяновск и Пенза считаются центрами точного машиностроения. Предприятия Волгограда и Астрахани являются лидерами в судостроении. На Саратовских, Сызранских и Каменских предприятиях производится сельскохозяйственная техника.
Поволжье – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России. Он является лидером по площади пашни и сельскохозяйственных угодий. Хозяйства района обеспечивают до 1⁄4 валового урожая зерна, значительную часть подсолнечника и сахарной свеклы. В северных областях выращивают рожь и озимую пшеницу. Климатические условия южных областей идеально подходят для выращивания подсолнечника, ярой пшеницы, кукурузы. Астраханские арбузы известны во всех уголках страны. В Татарстане получило развитие молочное животноводство, в Волгоградской области и Калмыкии – овцеводство.
Поволжский экономический район располагает развитой транспортной сетью, на него приходится около 10% всех железнодорожных путей страны. Автомобильными магистралями район связан со всеми регионами России. Протяженность судоходных путей составляет 5 700 км. Большую часть года речные суда курсируют по Волге, Каме, Дону, Хопру. Волгоградский, Астраханский, Ульяновский, Пензенский, Казанский, Самарский, Саратовский и другие аэропорты Поволжья отправляют пассажиров и грузы в любые точки страны. Морской порт в Астрахани имеет таможню.
Экологические проблемы Поволжья
В последние годы район столкнулся с серьезными экологическими проблемами, которые обусловлены быстрым ростом городов и строительством новых предприятий. Вредные выбросы предприятий загрязняют окружающую среду, наносят непоправимый ущерб флоре и фауне района. Быстрые темпы распахивания земель способствуют развитию эрозийных процессов в почвах. В Калмыкии из-за чрезмерного выпаса скота наблюдается опустынивание земель.
Центрально-Чернозёмный экономический район
Всего получено оценок: 1599.
Центрально-Черноземный экономический район включает в себя пять областей, располагающихся на юге центральной части страны ‒ Курскую, Белгородскую, Липецкую, Воронежскую и Тамбовскую. Самым крупным городом этого района, занимающего более 167 тысяч кв.км площади является Воронеж с количеством населения в 8 миллионов человек.
Опыт работы учителем географии — 35 лет.
Экономическое и географическое положение
Центрально-Черноземный экономический район России отличается выгодным положением, поскольку граничит с самым развитым районом ‒ Центральным, недалеко от него находятся Поволжье и Северный Кавказ, солидные топливно-энергетические базы.
Богатые массивы плодородного чернозема и железорудные запасы позитивно влияют на формирование его экономической составляющей, как и природные условия, которые отличаются умеренной континентальностью. Несмотря на некоторую засушливость, это обеспечивает высокие урожаи. Условия в целом хорошо подходят для сельскохозяйственной деятельности. Основные географические точки – это Окско-Донская низменность и Среднерусская возвышенность.
В Воронеже проживает 1/8 часть всего населения региона – миллион человек.
Рис. 1. Воронеж.
Ресурсы и природные условия Центрально-Черноземного экономического района
Эта часть России богата железными рудами, основная часть которых сосредоточена в области Курской магнитной аномалии. По оценкам специалистов, это месторождение может дать 43,4 миллионов тонн сырья. Это делает ее одной из самых крупных железорудных провинций на Земле. На сегодняшний день разработано 17 месторождений, а еще 14 активно используются. Общая площадь аномалии ‒ 160 тысяч кв.км. Она рассредоточена по двум областям ‒ Курской и частично Белгородской. 62% от общего запаса ‒ это богатые железные руды с высоким содержанием железа, а 38% ‒ бедные.
Рис. 2. Карьер в области Курской магнитной аномалии.
Еще один пункт в сырьевой характеристике Центрально-Черноземного экономического района – это медно-никелевая провинция в Воронежской области.
которые читают вместе с этой
В регионе есть и нерудное сырье, которое широко используется в промышленности ‒ это липецкие доломиты, воронежские огнеупорные глины, курские фосфориты и т.д.
Топливо, которое используется в районе ‒ практически полностью привозное из-за бедности его топливно-энергетических ресурсов. Беден он и на воду, что негативно сказывается на его хозяйственном развитии. Леса почти не используются в промышленном производстве, выполняя в основном две роли – рекреационную и почвозащитную. При этом почвенные ресурсы представляют большую ценность, ведь 80% из них ‒ это чернозем.
Трудовые ресурсы и население
В этом экономическом районе проживает 5,3% от общего числа населения России, то есть 7,9 млн. чел. Здесь наблюдается не такой существенный разрыв между городским и сельским населением, как в других регионах: 61,6% и 38, 4% соответственно. Долгое время Центрально-Черноземный район был трудоизбыточным и поставлял трудовые ресурсы в другие регионы, однако нарушение половозрастной структуры населения привело к негативным тенденциям. Постепенно он становится трудодефицитным.
В целом район относится к редкой для России категории равномерного заселения.
Хозяйственный комплекс Центрально-Черноземного района
Здесь образовалось два подрайона ‒ Западный (Курская и Белгородская области) и Восточный (Воронежская, Липецкая и Тамбовская), которые имеют разные отрасли специализации в промышленности. Так, в Западном подрайоне основное внимание уделяется черной металлургии, металлообработке, машиностроению, химической промышленности. А также переработке нефти, горнорудной и легкой промышленности. Центрами производств являются не только Белгород и Курск, но и Железногорск, Оскол и другие крупные города.
Рис. 3. Белгород.
В Восточном подрайоне также развиты машиностроение и химическая промышленность, а еще он специализируется на стройиндустрии, коневодстве и пищевой промышленности. Наиболее крупные центры ‒ это Липецк, Борисоглебск, Тамбов, Лебедянь и другие.
В структуре промышленного производства Центрально-Черноземного района 30% дает Воронежская область.
Местная машиностроительная отрасль с одной стороны выпускает технику для местных добывающих отраслей, а с другой ‒ специализируется на производстве точных приборов (это телевизоры, компьютеры, холодильники и другая подобная техника).
Очень развито в регионе сельское хозяйство. Здесь распахано 60% плодородных земель, на которых выращивается пшеница, фрукты и овощи. На высоком уровне находится мясо-молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство.
Благодаря равномерному заселению хорошо развита транспортная сеть. Что же касается энергетического комплекса, он почти полностью работает на привозном сырье, а из-за бедности водных ресурсов в его составе отсутствуют ГЭС.
Что мы узнали?
Центрально-Черноземный экономический район включает в себя пять областей и здесь расположено одно из самых больших месторождений железной руды в мире ‒ Курская магнитная аномалия. Район отличается и почвенным богатством, если кратко: более 80% земли здесь ‒ плодородный чернозем. Основные промышленные отрасли: черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Население распределено по региону относительно равномерно, нет явного перекоса в сторону урбанизации, но постепенно начинает ощущаться дефицит трудовых ресурсов.
Тест по теме
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
А какая ваша оценка?
1. Состав района.
Центрально-Черноземный район занимает площадь 167,8 тыс. км² В состав района входят 5 областей: Воронежская, Липецкая, Курская, Тамбовская, Белгородская.
2. Экономико-географическое положение района.
Район занимает на территории России центрально-пограничное положение.
Внешняя граница – с Украиной. Внутри страны соседствует с Центральным, Волго-Вятским, Поволжским и Северо-Кавказским районами.
На территории района расположена Курская магнитная аномалия (КМА), где сосредоточены огромные запасы железных руд. Имеются медно-никелевые руды и бокситы. Топливно-энергетические ресурсы практически отсутствуют. Предприятия работают в основном на привозном топливе. Район богат почвенными ресурсами. Практически на всей территории района – черноземные почвы, что делает его одним из главных сельскохозяйственных районов страны. Район беден лесными и водными ресурсами. Леса используются только в качестве почвозащитных укреплений либо как рекреационный ресурс. Промышленная вырубка лесов запрещена. Из крупных рек по территории района протекает Дон. Все остальные реки мелководны, что создает проблему нехватки воды в районе.
Через район проходят автомобильные, железнодорожные магистрали. Развито речное судоходство. Также тут пролегают трубопроводы, соединяющие Западную Сибирь с зарубежной Европой. Выходов к морю район не имеет.
В целом ЭГП района характеризуется как благоприятное.
3. Население района. Трудовые ресурсы. Городское и сельское население. Национальный состав района.
Население района составляет 7 207 714 человек. Трудовые ресурсы в достаточном количестве. 68 % населения проживает в городах. По национальному составу преобладает русское население.
4. Экономическая специализация района.
В районе развита черная металлургия – Новолипецкий металлургический комбинат и завод в Старом Осколе по производству металла. Машиностроение специализируется на производстве сельскохозяйственных машин, горнодобывающего оборудования, экскаваторов, станков, электротехнического оборудования. Также здесь развиты предприятия пищевой промышленности. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Район специализируется на зерновых и технических культурах.
5. Крупнейшие города района:
6. Перспективы развития района.
При условии решения проблем с водоснабжением и энергией, перспективы развития района оцениваются как высокие. КМА, богатые почвенные ресурсы, сочетание АПК с развитым машиностроением позволяют говорить о вероятном экономическом росте района.
Опубликовано 23 ноября, 2018
Состав
района: Белгородская, Воронежская,
Курская, Липецкая и Тамбовская области.
Площадь
— 167,7 тыс. кв. км, население – 7,8 млн
человек.
Отрасли
хозяйственной специализации: добыча
железной руды, чёрная металлургия,
машиностроение, химическая и пищевая
промышленность, производство зерна,
сахарной свеклы, мяса и др. сельскохозяйственной
продукции.
Экономико-географическое
положение. ЦЧР расположен между
промышленно развитыми Центральным,
Донецко-Приднепровским (Украина),
Северо-Кавказским и Поволжским районами.
Природные
условия (равнинный рельеф, умеренно
континентальный климат, плодородные
чернозёмные почвы) благоприятны для
сельскохозяйственного производства.
Природные ресурсы. Железные руды
Курской магнитной аномалии (КМА) высокого
качества, велики по запасам, залегают
на небольшой глубине. Кроме железных
руд КМА, большое хозяйственное значение
имеют мел, известняки, цементное сырьё,
фосфориты (Щитровское месторождение),
бокситы (Висловское месторождение).
Население.
ЦЧР густо заселён — средняя плотность
населения составляет 46 человек на 1 кв.
км. Высок удельный вес (до 40%) сельских
жителей. Промышленность и сельское
хозяйство хорошо обеспечены рабочей
силой.
Промышленность.
Ведущие отрасли промышленности района
— железорудная и металлургическая.
Добыча и обогащение железной руды КМА
ведётся на крупных карьерах и мощных
горно-обогатительных комбинатах
(Михайловский, Лебединский, Стойлинский,
Яковлевский и Гостищевский ГОКи).
Железная руда КМА широко используется
не только в металлургии самого ЦЧР
(Новолипецкий металлургический комбинат,
Липецкий завод «Свободный Сокол»,
Оскольский электрометаллургический
комбинат), но и на заводах Центра, Урала
и других районов России.
С
чёрной металлургией тесно связано
машиностроение. В ЦЧР в равной мере
хорошо развиты отрасли тяжёлого,
металлоёмкого машиностроения (производство
экскаваторов, кузнечно-прессового и
горнообогатительного оборудования в
Воронеже, паровых котлов в Белгороде,
тяжёлых станков и тракторов в Липецке
и др.) и точного, квалифицированного
машиностроения (производство вычислительных
машин и электроаппаратуры в Курске,
телевизоров и радиоприёмников в Воронеже,
химических приборов в Тамбове и др.).
Химическая промышленность. Её ведущие
отрасли — производство синтетического
каучука и автомобильных шин (Воронеж),
химических волокон (Курск), моющих
средств (Шебекино), красителей (Тамбов),
азотных удобрений (Липецк), в основном
используют привозное сырьё (нефть, газ).
Пищевая
промышленность (сахарная, мукомольно-крупяная,
крахмало-паточная, спиртовая, мясная,
маслобойная, масло- и сыродельная и
др.), напротив, полностью основана на
использовании (переработке) местного
сельскохозяйственного сырья. Среди
других отраслей промышленности выделяется
цементная (Белгород, Липецкидр).
Топливно-энергетическая промышленность.
ЦЧР беден топливно-энергетическими
ресурсами. Основу его энергетического
хозяйства составляет атомная энергетика
(Нововоронежская и Курская АЭС).
Сельское
хозяйство. ЦЧР — один из крупнейших
сельскохозяйственных районов России.
Ведущая отрасль сельского хозяйства –
земледелие. Его профилирующие отрасли
— производство зерна и картофеля,
технических, овощных, плодовых и ягодных
культур. Важнейшая зерновая культура
— озимая пшеница. Выращивают также
кукурузу, ячмень, просо, рожь, овёс и
гречиху. Главные технические культуры
– сахарная свёкла и подсолнечник.
Посевы
сахарной свёклы более всего распространены
в Белгородской, Курской и Воронежской
областях, подсолнечника – в Тамбовской
области.
Животноводство.
ЦЧР имеет мощную кормовую базу в виде
сельскохозяйственных культур (корнеплоды,
кукуруза, картофель и пр.) и многочисленных
отходов пищевой промышленности.
Профилирующие отрасли животноводства
— молочно-мясное скотоводство,
свиноводство и птицеводство. По
производству мяса на душу населения
ЦЧР превосходит все районы Федерации.
Транспорт
и хозяйственные связи. Основным видом
транспорта в транспортной системе
района является железнодорожный (на
его долю приходится более 95% отправления
грузов), обеспечивающий его хозяйственные
связи и выполняющий транзитные функции.
По территории района проходят важные
железнодорожные магистрали, соединяющие
Центр России с Украиной, Поволжьем,
Северным Кавказом и другими районами
(Москва – Курск – Белгород – Харьков,
Москва – Воронеж – Лиски – Ростов,
Москва – Елец – Валуйки – Донбасс,
Москва – Мичуринск – Тамбов – Саратов,
Волгоград – Поворино – Грязи – Орёл –
Рига, Харьков – Лиски – Балашов, Воронеж
– Курск – Киев), крупные автострады в
том же направлении (Москва – Симферополь,
Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону,
Москва – Тамбов – Волгоград), магистральные
трубопроводы из Западной Сибири,
Поволжья, Северного Кавказа и стран
Средней Азии. Существенное значение
для района имеет и воздушный транспорт.
Речной транспорт развит слабо. Единственная
судоходная магистраль — Дон с притоками
Северским Донцом и Хопром.
В
межрайонном грузообороте ввоз грузов
превышает вывоз. В большом количестве
завозятся топливо, уголь, лес и
пиломатериалы, различное оборудование,
в структуре вывоза преобладают продукция
сельского хозяйства и пищевой
промышленности, железная руда, чугун и
сталь, строительные материалы.
Таможня
(от слова «тамга», означавшего у тюркских
народов «знак», «клеймо», «тавро», а у
русских — «сборы», «пошлины», взимавшиеся
при торговле на рынках и ярмарках) —
государственное учреждение, контролирующее
провоз грузов (в т, ч. багажа и почтовых
отправлений) через государственную
границу и взимающее таможенные пошлины
и сборы.
Территориальные
воды, морской пояс, прилегающий к
побережью или внутренним водам государства
и составляющий часть государственной
территории. Согласно международному
праву, территориальные воды государства
ограничены пределами 12 морских миль
(ширина).