Языковой портрет личности проект

Языковой портрет личности проект Диссертации

История и общие понятия

Языковой портрет составляется из речевого поведения человека и невербального сопровождения, если таковое имеется. Поговорим о речевом поведении: на что необходимо обращать внимание при получении информации?

Нередко, только услышав речь незнакомого нам человека, мы можем составить о нем своеобразное представление, качественную картину. Прочитали ли мы текст, написанный неизвестным, или услышали вживую его слова — перед нами тут же обрисовался портрет его характера. Он, конечно же, пока только условный, но именно он и оставил то самое “первое впечатление”. Как мы так быстро смогли для себя отметить что-либо о человеке? Ведь мы еще совсем не знаем его.

На самом деле, подсознательно, мы уже оценили его по языковому портрету личности, который он предоставил.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Нередко, только услышав речь незнакомого нам человека, мы можем составить о нем своеобразное представление, качественную картину. Прочитали ли мы текст, написанный неизвестным, или услышали вживую его слова – перед нами тут же обрисовался портрет его характера. Он, конечно же, пока только условный, но именно он и оставил то самое “первое впечатление”. Как мы так быстро смогли для себя отметить что-либо о человеке? Ведь мы еще совсем не знаем его.

На самом деле, подсознательно, мы уже оценили его по языковому портрет личности, который он предоставил.

Речевые манипуляции

Любой текст является важным источником информации об индивидуальных свойствах языковой личности. Если это собственная публикация человека или его работа, то, конечно, по характеру письма вы можете проанализировать его личность. Также можно надежно прогнозировать свойства человека по цитатам из объекта исследования или прямой речи (если объект является литературным героем). Но, к сожалению, если информация для исследования предоставляется нам косвенно, третьей стороной, например, после редактирования в средствах массовой информации (далее — средства массовой информации), то первым шагом перед анализом является проверка достоверности данных. или источник.

Языковой портрет, представленный в СМИ, играет важную роль во влиянии на общественное и личное мнение. То, как информация передается после обработки рукой журналиста, определяет, как эта информация повлияет на аудиторию. Зачастую, чтобы заинтересовать слушателя, работники СМИ меняют слова общественного деятеля, тем самым изменяя его истинную языковую личность. Речевой портрет политика, воспринятый сквозь призму комментариев, претерпевает такие существенные изменения, что ряд его деталей значительно искажается. И кем бы он ни был на самом деле, языковая личность этого публичного человека уже сформировалась в наших умах в соответствии с моделью, предложенной редакторами.

Существует много методов лингвистического, лингвистического манипулирования, включающего использование выражений с разными эмоционально стимулирующими цветами для обозначения одних и тех же явлений. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание независимого национального государства, называют борцом за свободу, террористом, партизаном или боевиком, в зависимости от политических предпочтений.

Для каждого информационного жанра наряду с общими приемами манипулирования существуют также специальные приемы. Например, телевидение использует непривлекательные ракурсы камеры или соответствующим образом редактирует отснятый материал, чтобы сформировать у зрителей отталкивающее чувство в отношении нежелательных социальных объектов. В печатной информации их словам присваивается форма, нежелательная для читателя, что искажает языковой портрет.

Реконструирование портрета личности

Языковая личность включает три уровня, которые помогут нам в создании речевого портрета поэтапно.

Анализ языковой личности по уровням позволяет  реконструировать языковой портрет конкретной личности (или группы личностей).

Например, исследуя образец по первому уровню, мы сможем обозначить для себя, на сколько человек образован и грамотен, как широк его словарный запас. На все это нам укажет соблюдение правил и норм языка, верное и уместное использование изобразительных средств и оборотов речи. В предложениях текста красноречие и развернутость сообщат нам, что это уже не первая работа автора и, скорее всего, на нее затратили много времени. В речи, произнесенной в настоящем времени, спонтанной, отсутствие фонетических ошибок и грамотное оформление укажет на то, что их автор имеет хороший словарный запас, часто практикуется в подобных дискуссиях и даже, возможно, близок к изучению ораторского искусства.

Второй уровень может рассказать нам о сферах интересов и просвещенности личности. Использование профессиональных жаргонов или специальных терминов именно на этом этапе покажет, чем интересуется человек, насколько глубок или широк его уровень познаний. Если, например, в разговоре (статье) о механике или технике автор оперирует терминами из медицинской сферы (организм двигателя, сердце аппарата, реанимация устройства), то это явно указывает на его интерес к медицине.

Читайте также:  Доклад по физкультуре на тему лыжная ходьба

Языковая личность сознательно  относится к своей языковой  практике, несет на себе отражение общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре. На становление языковой личности влияют внешние (социальные) и внутренние (биологические и психологические) факторы.

Наиболее значительными социальными факторами являются семья, круг общения, школа, СМИ, массовая культура. Из внутренних факторов наиболее заметное влияние оказывают темперамент, доминантность, мобильность и экстравертность/интровертность, а также половая принадлежность и возраст. По мере социализации ребенка число воздействующих на него внешних факторов увеличивается, в то время как способность критически оценивать и выбирать ещё не сформировалась.

Роль речевых особенностей в языковой личности

Выявление произносительных особенностей требует специального лингвистического анализа. Рассмотрим некоторые особенности, о которых нам может поведать речь личности.

Например, существует так называемое «гэкающее» произношение, которое особенно отчетливо проявляется у выходцев из южных областей России. Слова типа гора, гудок, гиря они произносят с горловым  (фрикативным) «г», — в отличие от взрывного «г», которое предписывает произносить литературная норма. Так же у народов с юга, в наречии есть характерное оканье и произношение мягкого -ть в окончании 3 л. ед. ч. глаголов настоящего времени: ходить (вместо ходит). Эти же особенности можно заметить в речи жителей Белоруссии.

Для людей творческой и актерской натуры или профессий, относящихся к сфере искусства, характерен выбор разного рода оценочных слов и словосочетаний вроде жаль (вместо жалко) несомненно, вне всяких сомнений, непременно, весьма и крайне (вместо очень) и подобные.

Начальные реплики телефонного разговора так же могут многое сказать о личности. По правилам этикета, например, рекомендуется сначала представиться самому, а затем поинтересоваться собеседником (Простите, с кем я говорю?).

Цитаты из литературных произведений весьма характерны для речевого общения интеллигентных носителей языка. Это могут быть, например, цитаты вида: быть или не быть (и многообразные обыгрывания этой формулы, не теряющие нить источника), служить бы рад – прислуживаться тошно; а воз и ныне там; сижу, никого не трогаю, починяю примус; заседание продолжается и другие.

Одна из характерных особенностей речевого поведения интеллигентных носителей  языка (не только русского) – умение переключаться в процессе общения с одних разновидностей языка на другие в зависимости от условий речи. Правильная «привязка» определенной манеры речи к определенным ситуациям общения – необходимый компонент навыка, который называется «владение языком». Для выделения такой способности у говорящего, конечно же необходимо проанализировать его речь в разных языковых ситуациях, средах.

Человек, как языковая личность, способен к порождению и восприятию текстов, то есть умеет использовать готовые речевые произведения в определенных ситуациях и с определенными целями: поддержать коммуникацию, продемонстрировать свой культурный уровень, выразить отношение к чему-либо.

Возможность использования прецедентных текстов зависит от ряда факторов: степени близости собеседников в социальном и психологическом плане, характера коммуникативной ситуации, общности знания. То есть, по тому, какие прецедентные тексты использует человек, можно охарактеризовать такое качество личности, как раскрепощенность или умение доносить желаемое.

Успешность речевого общения зависит от способности общающихся организовывать свое речевое и неречевое поведение согласно задачам общения. Поэтому, если диалог с кем-либо не удается, не стоит сразу утверждать, что его словарный запас скуден, он не умеет выражать мысли и его сфера интересов чересчур ограничена. Возможно, он просто не стремится к контакту и не желает раскрывать свою языковую личность.

Филолог  Т. П. Тарасенко выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические. Для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета.

Выделим основные характеристики, которые можно определить при анализе речевого портрета:

Заключение

Итак, рассмотрев главные аспекты языковой личности, мы научились определять при беседе с малознакомыми людьми их некоторые качества. Так же теперь мы можем проанализировать свой речевой портрет и изменить что-либо в нем. Изучение качеств по языковому портрету личности — очень интересное и необходимое знание.


Что такое паспорт?

Цель:
Исследование понятия языковой
портрет.

Предмет:
Формирование целостного образа
личности.

История появления и общее понятие языкового портрета личности. Анализ способов речевых манипуляций. Разработка концепции языковой личности в отечественном языкознании. Реконструирование портрета личности. Роль речевых особенностей в языковой личности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Языковой портрет личности проект

Базовым компонентом термина языковая
личность является понятие личность.
Личностью можно назвать не всякого
человека, а такого, который обладает
собственным мировоззрением, богатым
внутренним миром.
Еще одним важным условием успешного
формирования личности является готовность
человека к восприятию знаний, готовность к
саморазвитию, самообразованию

А что такое языковой
паспорт говорящего?

Письменный портрет
Док Штраус сказал што я должен писать все што я думаю и помню и все што случаеца со мной с севодня. Я не
знаю пачему но он гаварит што это важно штобы они могли увидить што я падхажу им. Я надеюсь што падхажу
им потому што мис Кинниан сказала они могут сделать меня умным. Я хочю быть умным.
• Мне захотелось поцеловать ее на прощанье. Я уже думал об этом раньше. Всегда ли женщина ждет, что ее
поцелуют? В известных мне романах и фильмах инициатива всегда исходила от мужчины. Вчера я твердо решил,
что поцелую ее. А вдруг она не позволит?
Я — гений? Не уверен. По крайней мере, пока. Я, как сказал бы Барт, — исключение. Вполне демократичный
термин, позволяющий избегнуть проклятый ярлыков типа «одаренный» и «неспособный» (что на самом деле
означает «блестящий» и» слабоумный).
«Цветы для Элджернона»
Дэниел Киз

Читайте также:  Как оформить список литературы по ГОСТ 2022 - Примеры

Языковой портрет личности

Актуальность
Через язык мы можем передать эмоции,
мнение, культуру. Самое главное в
жизни – понимать себя и других. И
чтобы понимать настрой человека к
миру, надо понимать, что, и как скажет.

Портре́т — изображение или описание
какого-либо человека либо группы людей,
существующих или существовавших в
реальной действительности, в том числе
художественными средствами.
Языковой портрет — это
зафиксированное (отраженное)
мировоззрение мыслителя, несущее
информацию об оценках реального мира,
жизненных установках, устремлениях и
идеалах. Образ человека основывается на
его речи, устной или письменной.

Роль речевых особенностей
в языковой личности
Человек, как языковая личность, способен к
порождению и восприятию текстов, то есть
умеет использовать готовые речевые
произведения в определенных ситуациях и с
определенными целями: поддержать
коммуникацию, продемонстрировать свой
культурный уровень, выразить отношение к
чему-либо

1. Как можно описать изменение впечатления
молодого человека о девушке после её
фразы? Какого он был мнения о ней
сначала? Почему?
2. Как изменилось впечатление о девушке?
Как можно описать его представление о
ней? Какая она, по его мнению?
3. Охарактеризуйте
языковой
паспорт
девушки. Какие ошибки в речевом этикете
и культуре речи она допустила?

Создайте портрет своей языковой личности
1. В какой социальной среде происходило формирование и
развитие
личности (семья, круг общения, школа, культурный контекст,
национальная группа, увлечения, профессия)?
2. Какие психологические особенности отразились в речи
исследуемой личности (возраст, пол, тип темперамента
характера)?
3. Насколько активно и успешно используются при общении
невербальные средства?
4. Какие коммуникативные качества присущи речи исследуемой
личности?
5. Насколько успешно личность инициирует общение, достигает
цели коммуникации?
6. Успешно ли соблюдаются в речи нормы русского
литературного языка?
7. Развит ли навык языкового самоанализа? Осознает ли

ПОРТРЕТ ЯЗЫКОВОЙ
ЛИЧНОСТИ
ЯЗЫКОВОЙ ПАСПОРТ ЛИЧНОСТИ

Объект:
Рассматриваю процесс описания
особенностей речевого поведения
человека.

Задачи:
1.Проанализировать источники данной
теме.
2.Узнать происхождение термина.
3.Узнать особенности речевого
поведения.
4. Сформулировать вывод.

Средства создания языкового портрета:
• Лексика
• Синтаксис
• Содержания
• Особенности произношения, интонация – устная речь
• Орфография, пунктуация – письменная речь

Паспорт говорящего — это то
впечатление, которое человек
создаёт о себе своей речью.
Это отражение личности человека
в его речевом поведении.

Гипотеза:
Носителем языкового сознания
является языковая личность.

В протоколе про Фрола протоколом было
запротоколировано, что он, старый, мудрый царский
враг, с нравом хитрым и упорным, выкрал перстень у
Варвары, кларнет и кораллы у Клары,
выгравированную Гаврилой гравюру и отправился в
бесперспективно конституционный Страсбург к
Габсбургам.

Iva Мастер, Как написать языковой портрет личности? [Электронный ресурс]/ Iva Мастер, — 2012. — Режим доступа https

9. Ванденко, А. Веселый и находчивый / А. Ванденко // Итоги. — 2012 — № 51 — 17 декабря.

10. Худенко, К. Александр Масляков, интервью / К. Худенко // Суббота. — 2010 — № 28- 14 июля.

Размещено на Allbest.ru

Правильная речь – это не только
умение владеть богатством языка,
это ещё и возможность управлять
своим голосом, использовать его
богатый диапазон.

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к индивидуальному проекту по предмету Родной русский язык
«Языковой портрет личности»
Выполнила студентка группы ПСД-139
Брусницына Виктория Игоревна
Руководитель Боровкова Е.Б.
Первоуральск, 2023

Спасибо за внимание!

Понятие
Речевой портрет — совокупность
языковых и речевых характеристик
личности или определённого
социума в отдельно взятый период
существования. Речь человека – его
визитная карточка

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине русский язык и культура речи

1. История появления и общие понятия

2. Речевые манипуляции

3. Реконструирование портрета личности

4. Роль речевых особенностей в языковой личности

1. История и общие понятия

Любой текст является важным источником информации об индивидуальных свойствах языковой личности. Если это какая-либо собственная публикация человека или его работа, то, безусловно, по характеру письма можно анализировать его личность. Так же, можно достоверно предугадать свойства личности по цитатам объекта исследования или прямой речи (если объектом служит литературный герой). Но, к сожалению, если информация для исследования дается нам косвенно, третьим лицом, например, после редактуры средствами массовой информации (далее СМИ), то первым делом до анализа необходимо проверить достоверность данных или источника.

Языковой портрет, представленный в СМИ, играет важную роль воздействия на общественное и личное мнение. От того, как донесена информация после обработки рукой журналиста, зависит, как эта информация отразится на аудитории. Зачастую, чтобы заинтересовать слушателя, работники СМИ изменяют слова публичного деятеля, меняя этим его истинную языковую личность. Речевой портрет политика, воспринимаемый через призму комментариев, претерпевает столь значительные изменения, что ряд его деталей оказываются существенно искаженными. И каким бы не был он на самом деле, языковая личность этого публичного человека уже построена в нашем сознании по модели, предложенной редакторами.

Читайте также:  Методы, модели и алгоритмы для системы поддержки принятия решений оптимизации потерь электроэнергии в системе электроснабжения промышленного предприятия диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, скачайте бесплатно автореферат диссертации на тему 'Управление в социальных и экономических системах'

Существует множество приемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений выражений с разной эмоцинальнопобуждающей окраской. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ в зависимости от политических пристрастий называют борцом за свободу, террористом, партизаном, боевиком. Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные приемы. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным социальным объектам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. В печатной информации присваивают их словам неугодную читателю форму, искажая тем самым языковой портрет.

Если же пункт достоверности уже пройден, то мы можем приступить к анализу.

языковой портрет личность речевой

1) Вербально-семантический. Отражает владение лексико-грамматическим фондом языка. На этом уровне анализируется запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность.

2) Лингвокогнитивный. Акцентирование на использовании разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой. Этот уровень представляет тезаурус личности, в котором запечатлен «образ мира», или система знаний о мире.

3) Мотивационный или прагматический. Он включает в себя систему мотивов, целей, установок и коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации.

Анализ языковой личности по уровням позволяет реконструировать языковой портрет конкретной личности (или группы личностей).

Например, существует так называемое «гэкающее» произношение, которое особенно отчетливо проявляется у выходцев из южных областей России. Слова типа гора, гудок, гиря они произносят с горловым (фрикативным) «г», — в отличие от взрывного «г», которое предписывает произносить литературная норма. Так же у народов с юга, в наречии есть характерное оканье и произношение мягкого -ть в окончании 3 л. ед. ч. глаголов настоящего времени: ходить (вместо ходит). Эти же особенности можно заметить в речи жителей Белоруссии.

Начальные реплики телефонного разговора так же могут многое сказать о личности. По правилам этикета, например, рекомендуется сначала представиться самому, а затем поинтересоваться собеседником (Простите, с кем я говорю?). Просьба о том, чтобы к телефону подошел именно тот, кому вы звоните, в идеале выражается относительно небольшим набором вариантов:

Конечно же, если ваш собеседник использует одну из фраз

— Иванова, пожалуйста!

— Мне нужен Иванов!

и тому подобные формулы, то он и понятия не имеет, что такое этикет и хороший тон. В интеллигентской среде такие высказывания оцениваются как грубые и потому недопустимые в разговорах по телефону.

Одна из характерных особенностей речевого поведения интеллигентных носителей языка (не только русского) — умение переключаться в процессе общения с одних разновидностей языка на другие в зависимости от условий речи. Правильная «привязка» определенной манеры речи к определенным ситуациям общения — необходимый компонент навыка, который называется «владение языком». Для выделения такой способности у говорящего, конечно же необходимо проанализировать его речь в разных языковых ситуациях, средах.

Человек, как языковая личность, способен к порождению и восприятию текстов, то есть умеет использовать готовые речевые произведения в определенных ситуациях и с определенными целями: поддержать коммуникацию, продемонстрировать свой культурный уровень, выразить отношение к чему-либо. Возможность использования прецедентных текстов зависит от ряда факторов: степени близости собеседников в социальном и психологическом плане, характера коммуникативной ситуации, общности знания. То есть, по тому, какие прецедентные тексты использует человек, можно охарактеризовать такое качество личности, как раскрепощенность или умение доносить желаемое.

Филолог Т. П. Тарасенко выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические. Для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета.

1. Общий уровень образования и культуры (по стилистике, синтаксису, наличию диалектизмов, примитивизмов, фразеологизмов, идиом и т. п.).

2. Уровень владения тем языком, на котором рассматривается письменный или устный фрагмент речи. Если речь о литературном произведении, то на основании приведённой прямой речи героя. (Грамматика, орфография, фонетика, лексика, фразеология).

3. Уровень профессионализма, качества как специалиста (профессиональные жаргонизмы, сленг).

4. Социальный статус (лексический ряд, стилистика).

5. Пол, возраст. Семейный статус.

6. Местоположение индивидуума (по диалектизмам), место происхождения (родина).

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность: Учебное пособие. — М.: Наука, 2004. — 264 с

3. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов.: дис. докт. филол. наук: 10.02.20 / Г. И. Богин. — Спб., 1984. — 200с.

6. Пузырев А. В. Опыты целостно-системных подходов к языковой и неязыковой реальности: Учебное пособие. — Пенза: Русь, 2002.- 210 с

Оцените статью
VIPdisser.ru