Если ваш ребёнок пошёл в 5 класс, то это самое время, когда нужно более серьёзней подойти к занятиям по его обучению и образованию. Начальная школа уже позади и важно, чтобы первая ступенька средней школы прошла без каких-либо затруднений. В средней школе сложность и количество предметов существенно возрастают. Ребёнку в этот период необходимо заниматься не только в школе с учителем, но и с вами, родителями, чтобы вы могли контролировали его успеваемость. Для этого, в помощь вам, мы приводим задания по каждой теме из программы по русскому языку за 5 класс. Вы также, можете легко придумать аналогичные примеры самостоятельно, когда отрешаете представленные. Эффективнее решать их вместе с ребёнком, попутно задавая дополнительные вопросы, вместе разбирать непонятные примеры. Но можно дать их ребёнку и для самостоятельной работы, а затем вместе разобрать ошибки.
Эти задания вы можете распечатать на принтере.
Задание 1. Знание частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частица)Задание 2. Правописание частей речиЗадание 3. Виды предложений по цели высказыванияЗадание 4. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство)Задание 5. Виды словосочетанийЗадание 6. Знаки препинания при однородных членах предложенияЗадание 7. Знаки препинания при обращенияхЗадание 8. Знаки препинания при вводных словахЗадание 9. Знаки препинания в сложных предложениях (сложносочинённые и сложноподчинённые предложения)Задание 10. Знаки препинания в предложениях с прямой речьюЗадание 11. Стили литературного языкаЗадание 12. Мягкий знак и гласные после шипящих, гласные после «ц»Задание 13. Морфемный разбор словаЗадание 14. Безударные гласные в корне словаЗадание 15. Чередующиеся гласные в корне словаЗадание 16. Приставки на з/с, приставки пре/приЗадание 17. Буква «ы» после приставокЗадание 18. Литературные приёмыЗадание 19-20. Умение расставлять знаки препинания, правильно подбирать и применять правила грамматики
Определите, к какой части речи относятся слова, назовите признаки частей речи, которые вам помогли:
Весёлый, однако, не, солнце, удивит, новее, влево, над, бы, под, к, бегаешь, по-хорошему, и, я, медный, наш, смотрит, он, но, панама, странный, крот, лисья, красив, точь-в-точь, доброта, вдвоём, краснота, Англия, двухэтажный, пятилетний, тоже (то же), столько, поедание, зато (за то), ввиду, всё-таки, там, вблизи, благодаря, пусть, глубже, чуть-чуть, бегом.
Вставьте пропущенные буквы:
Дайте характеристику предложению (повествовательное/побудительное/вопросительное, восклицательное/невосклицательное, простое/сложное (если сложное, ССП или СПП), распространённое/нераспространённое):
Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):
Определите, какая связь в словосочетании (согласование, примыкание, управление):
Глупый лис, в глубоком пруду, на пятой платформе, смотреть на огонь, никому не рад, искоренение глупости, стоим рядом, чуть левее, весьма загадочно.
Расставьте знаки препинания при однородных членах:
Расставьте знаки препинания при обращениях:
Расставьте знаки препинания при вводных словах:
Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:
Расставьте знаки препинания при прямой речи:
Определите к какому литературному стилю относится каждое предложение:
Разберите слова по составу (приставка, корень, суффиксы, окончание, основа):
Пыль, сразу, подъехала, подойти, водопад, коробка, деревянный, сверхинтересный, удивительный, снизойти, родственник, ключик, букварь, коэффициент.
Вставьте пропущенные гласные, подберите проверочные слова:
Вставьте пропущенные гласные, объясните, какими правилами вы руководствовались, найдите слова, к которым неприменимо правило чередования:
Назовите художественные средства, использованные в данных высказываниях:
Благодаря сытному обеду сделался сытым студент, огонь и пламя, стальные нервы, лунный серп, флейта водосточных труб, хлеб всему голова, земля и небо, Варвара с длинною косой новенькой косой траву косила, в песочных часах песок с песчаного пляжа, отпереть замок в замок с принцессой, война и мир, читал Есенина, костёр рябины красной, соседский мальчик из соседнего дома ни с кем не здоровается, весь город встал на защиту памятника, горячий снег, семь пятниц на неделе, ждать у моря погоды, эта печь так и просит в ней испечь, позорная слава, его перо любовью дышит,
Прочитайте текст, вставьте все пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, сделайте морфемный разбор выделенных слов. В предложениях с * подпишите все части речи, сделайте их синтаксический разбор:
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВИКТОРИНЕ PPTX / 306.19 Кб
ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ-СОШ №7 Г.ЭНГЕЛЬСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОЗЛОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРИЕВНА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ.
СЛОВА ВЕДУЩЕГО. ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.
КОНКУРС 1.Представление команд (название, девиз) ГАЗЕТА.
КОМАНДЫ БУДЕТ СУДИТЬ КОМПЕТЕНТНОЕ ЖЮРИ, которое оценит ваши ответы, приветствия и газету, которую вы выполнили в качестве дом.задания
Конкурс 2 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».У ДОСКИ
На доске слова: 1-ой команде – СОМ, 2 – ой – ТОМ.
Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.
Конкурс 3 лингвистическая угадайка.
Угадайте слово по его описанию. ЗДЕСЬ УЧИТЫВАЕТСЯ БЫСТРОТА ОТВЕТОВ
«Глаз» автомобиля (фара)
«Слово» регулировщика (свист)
Родной или крестный (папа)
Шляпка на ножке (гриб)
Лесной барабанщик (дятел)
Собачья радость (кость)
Такса, а не собака (плата)
Орел, но не птица (город)
10. Не носки и не чулки (гольфы)
Конкурс 3. «Остров Антиподов».
Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?
А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
ЭКРАН ОЦЕНИВАЕТСЯ по 2 балла
Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
Идет юноша из светлицы и хвост под домом.
(Сидит девица в темнице, а коса на улице.) ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА
Конкурс 4. Ребусы, ребусы, ребусы. Решите следующие задачи:
Время 2 минуты за каждый правильный ответ 1 балл
§ Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА
§ Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА
§ Уберите горячее – останется холодное. КИАПЯСТЙОБЕКРГ
§ Найдите друга и врага Буратино. МИБАЛЗЬВИИЛИНОА
§ Зачеркните ядовитое — оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА.
КОНКУРС 5. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.
Карточка № 2.
шуток не любит. (Им. п.)
целая верста. (Род. п.)
Не по сути суть. (Им. п., Дат. п.)
за тебя. (Вин. п., Им. п.)
Велик телом, да мал . (Тв. п.)
И умён, и крепок, и гож. (Предл. п.)
не переделаешь. (Род. п.)
Языком не спеши, а не смеши. (Тв. п.)
Умён на словах, да глуп на . (Предл. п.)
По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)
ПОКА КОМАНДЫ РАБОТАЮТ, БОЛЕЛЬЩИКИ МОГУТ ИМ ПОМОЧЬ,ЗАРАБОТАВ БАЛЛЫ.
Пока наши участники определяют падеж, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.
Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой. ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ.
Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.
1 команда: М.
2 команда: К.
Как вас зовут?
Какая у вас фамилия?
Как зовут вашу маму?
Как зовут вашего отца?
Из какого вы города?
Назовите любимое блюдо.
Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?
Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.
7. Определите род у несклоняемых существительных.
ПОКА КАПИТАНЫ СОРЕВНУЮТСЯ, КОМАНДЫ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.ВНИМАНИЕ НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ.
Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.
Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.
Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.
Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?» НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср). ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ.
Пока наши участники выполняют задание, я вам предлагаю такой конкурс. Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:
З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.
ОТВЕТЫ КОМАНД И БОЛЕЛЬЩИКОВ
А ТЕПЕРЬ ВНИМАНИЕ!ЗАДАНИЕ ДЛЯ команд. КАРТОЧКИ! Найти соответствие между словом и его лексическим значением
Карточка № 3.
Конкурс с болельщиками.
Из предложенных пар слов составьте пословицы:
Коса – камень (Нашла коса на камень)
Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)
Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)
Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)
Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)
ВОТ И ПОДОШЁЛ К КОНЦУ НАШ КОНКУРС.СЕЙЧАС ЖЮРИ ПОДСЧИТАЕТ БАЛЛЫ И ОБЪЯВИТ ПОБЕДИТЕЛЯ.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах.
Ц е л ь: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.
жетоны, раздаточный материал, проектор, компьютер.
. Ответы на вопросы (по слайду).
Сколько согласных букв в русском языке, а сколько гласных? (10 – гласные, 21 – согласные.)
Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета.)
Что обозначает глагол? (Действие)
Что обозначает имя существительное? (предмет)
Уберите лишнее слово: книга, игрушка,
Продолжите поговорки, пословицы:
— сколько волка не корми
8. Подберите синонимы к слову
(глаголить, произносить, сказать, молвить и т.д.)
9. Подберите синонимы к слову
(прекрасный, симпатичный, пригожий, хороший, привлекательный и т.д.)
10. В какой строке пишется вместо пропущенных букв О:
А. дремуч..го, свеж..го
Б. рыж..го, бледнолиц..го
В. чуж..го, больш..й (В)
11. В каком случае после шипящих не пишется Ь?
А. мороз жгуч..
Б. русская реч..
В. высокая рож.. (А)
12. Укажите глагол со значением «трудовые действия»
А. решать задачу;
Б. косить траву;
В. проявлять характер.
13. Укажите глагол со значением «настроение человека»:
Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
— Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы рукам воли не давай! — руку даю на отсечение- он сразу перестанет
Кто быстрее, кто больше?
Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.
Назовите слово по его лексическому значению.
Место стоянки судов
Опытный, бывалый, в боях испытанный воин
Человек, совершивший подвиг
Работник, ведущий деловую переписку в учреждении
Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте
Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира
Больной, лечащийся у врача
Титул древнеегипетских царей
Кто быстрее заменит все слова
Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)
Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)
Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).
Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)
К 5 классу школы большинство прилежных учеников владеют достаточно обширными знаниями для проведения викторины по русскому языку 4-5 класс. Подготовить такую викторину имея хорошо оснащенный кабинет русского языка совсем не сложно, достаточно будет развесить на стенах и доске некоторое количество дополнительных плакатов и украсить доску заманчивым ярким объявлением с приглашением принять участие в викторине для школьников с ответами.
Перед началом викторины школьников лучше разделить на команды, если в викторине принимают участие два класса, то перемешивать их не стоит, образовав команды из их состава. Играть могут не все, часть учеников может выступить в качестве судей, внимательно следящих за тем, кто из команды соперников первым дал правильный ответ.
Викторина по русскому языку, для учащихся 4-5 классов
(на гласные и согласные)
(мягкий и твердый знаки)
(Кирилл и Мефодий)
Тур 2. Слоги – слова
Ведущий викторины раздает детям заранее подготовленные материалы, в виде листочков с разбросанными по ним слогами и предлагает составить слоги в слова. Варианты данной работы могут быть следующими:
Задание может выполняться по вариантам, кто первый сдает листик с правильно выполненным заданием, тот и признается победителем.
Тур 3. Рисование
Викторина по русскому языку 4-5 класс выйдет более интересной, если включить в ее состав конкурс на лучшее изображение букв русского алфавита на бумаге, или доске. Разрешено использование древнерусской вязи и других украшений для того, чтобы буква выглядела краше и лучше. Полученные рисунки можно развесить на доске и предоставить судьям право выбрать из них три самых лучших, исполнители которых должны получить хорошие отметки.
Тур 4. Практическая часть
В этой части викторины ученикам придется немного поднапрячься, поскольку от этого будет зависеть то, чем завершиться игра.
(кувшин – корень, к – суффикс, а – окончание)
(повествовательное, не восклицательное, простое, двусоставное, не осложненное)
(л – согласная, звонкий, мягкий; о – гласная, ударная; ш – согласная, глухая, твердая; а – гласная, безударная; д – согласная, звонкая, твердая; ь – мягкий знак)
Тур 5. Вопросы на знание правил русского языка
(слова с одним корнем, пример – лист, лиственница)
(монолог – речь одного человека, диалог –разговор двух и более лиц)
(глаголы в предложении меняются по времени, числу, лицу и роду (в прошедшем времени))
(сложным считается предложение, в котором имеется более двух сказуемых, или же двух подлежащих)
Завершить викторину можно выставлением оценок и награждением победителей.
ВИКТОРИНА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ВИКТОРИНА СТРАНЫ МИРА, С ОТВЕТАМИ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ