Английский
экономист А. Смит многими рассматривается
в качестве первого великого экономиста.
Такого признания А. Смит удостоился
из-за того, что его книга «Исследование
о природе и причинах богатства народов»
представляет собой первый в истории
экономической науки труд, в котором
было дано ее систематическое изложение.
По мнению М. Блауга, экономические труды
до А. Смита — это «генеральные репетиции
науки, но еще не сама наука».62
Адам
Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии
в городке Кирколде, расположенном
неподалеку от ее столицы Эдинбурга, в
семье таможенного чиновника. С детства
проявив способности к учебе, в 14 лет
поступил в Глазговский университет,
который закончил спустя три года, в
1740 г. в числе лучших студентов он
был удостоен стипендии для завершения
своего образования в Оксфордском
университете, где учился вплоть до
1746 г. Уровень преподавания здесь не
устраивал его, в том числе по той причине,
что большинство профессоров даже не
читали своих лекции. Из Оксфорда А. Смит
вернулся в Эдинбург с намерением заняться
самообразованием и чтением публичных
лекций по английской литературе и
политической экономии. Уже тогда, судя
по его лекциям, он придерживался принципов
экономического либерализма, и особенно
принципа свободы торговли. В 1751 г. А.
Смит был назначен профессором логики
в Глазговском университете, а в конце
того же года перешел на кафедру моральной
философии, на которой преподавал до
1764 г. Крупная научная работа «Теория
моральных чувств», изданная им в 1759 г.,
принесла ему широкую известность. Но в
дальнейшем научный интерес А. Смита все
более смещается к экономической науке,
что было связано отчасти с активным его
участием в своеобразном Глазговском
клубе политической экономии, а отчасти
— дружбой с философом и экономистом
Давидом Юмом.63
В
1764 г. А.
Смит
оставил работу в университете и принял
предложение стать воспитателем сына
видного политического деятеля. Сопровождая
молодого лорда, он много путешествовал
по Европе, где лично познакомился с
физиократами Ф. Кенэ и А. Тюрго. Научный
интерес А. Смита из области философии
все больше смещался к экономическим
проблемам, в 1766 г., после возвращения
в Англию, он начал работу над своим
главным трудом «Исследование о природе
и причинах богатства народов». В 1778 г.
А. Смит получил назначение на должность
комиссара таможни в Эдинбурге, а в
1787 г. стал ректором университета в
Глазго.
Выход
в свет «Богатства народов»64явился великим событием в развитии
экономической мысли, которое завершило
этап становления политической экономии
как науки. В ней автор выделяет экономику
в особую отрасль знаний, четко определяя
ее предмет и методологию исследования.
Осуждая
идеологию меркантилизма и игнорируя
даже ценные элементы их учения, А. Смит
положительно относился к физиократам,
считая их своими союзниками, так как
они усматривали богатство страны не в
деньгах, а в массе товаров. И хотя он не
принял их тезис о том, что чистый доход
создается только в сельском хозяйстве,
вопрос, в какой же сфере экономики
богатство прирастает быстрее, трактуется
им с позиций физиократов. Он считает,
что для приумножения богатства
предпочтительнее развивать сельское
хозяйство, а не промышленность, в связи
с тем, что капитал, вложенный в земледелие,
добавляет значительную стоимость к
действительному богатству и доходу.
Более глубокое изучение теории А. Смита
позволяет понять, что объектом его
внимания является сфера производства
вне отраслевой структуры. Определяя
круг вопросов, составляющих предмет
изучения экономической науки, А. Смит
выделяет общественное экономическое
развитие и рост благосостояния общества.
Учение
Смита представляет собой значительный
прогресс в области методологии
политэкономии. По словам К. Маркса, А.
Смит использовал эзотерический
(наблюдение внешней стороны экономических
процессов) и экзотерический
(выявление и изучение сущностных
характеристик) методы исследования.65Желание обнаружить за поверхностными
процессами глубинные закономерности
преобладает у А. Смита, и дальнейшая
разработка метода научной абстракции
позволила ему понять суть основополагающих
экономических категорий. Однако
результаты, полученные в процессе
поверхностного наблюдения и обобщения,
зачастую он ставит в один ряд с выводами,
сделанными в ходе глубокого научного
анализа – это сказалось на
непоследовательности А. Смита при
рассмотрении им ряда экономических
проблем.
Методология
учения А. Смита основана на концепции
экономического либерализма. При этом
его методология содержит элементы
новизны, связанные с концепциями
«экономического человека» и «невидимой
руки»; эти концепции позднее стали
фундаментом магистрального направления
современной экономической науки
(трансформировавшись соответственно
в принципы рациональности и равновесия).
Согласно
концепции «экономического
человека»,
каждый индивид при осуществлении своих
действий руководствуется личными
интересами и стремится к максимальной
выгоде для себя. Таким образом, каждый
человек является «экономическим
человеком». А. Смит характеризует
поведение экономического человека
следующим образом:
«Он
скорее достигнет своей цели, если
обратится к их эгоизму и сумеет показать
им, что в их собственных интересах
сделать для него то, что он требует от
них. Всякий предлагающий другому сделку
какого-либо рода, предлагает сделать
именно это. Дай мне то, что мне нужно, и
ты получишь то, что тебе нужно, — таков
смысл всякого подобного предложения».66
А.
Смит четко определил двоякую задачу
политэкономии как науки, которая не
потеряла своей актуальности и для
современной экономической теории: с
одной стороны это анализ объективной
экономической реальности, выяснение
закономерностей ее развития, с другой
– выработка рекомендаций для экономической
политики фирм, государства.
Уже
из названия основной работы А. Смита
«Исследование о природе и причинах
богатства народов» вытекает, что главным
объектом его интересов является
богатство. Вся эта книга посвящена
выявлению факторов, способствующих или
препятствующих накоплению богатства.
По
А. Смиту, богатство представляет собой
стоимость материальных благ («предметов
жизненной необходимости и удобства»),
находящихся в руках нации (народа).
Богатство состоит из продуктов труда
народа данной страны и продуктов труда
других народов, приобретенных в обмен
на богатство нации. Цель же экономической
науки состоит в изучении того, каким
образом можно добиться максимального
богатства нации.
Среди
главных факторов богатства А. Смитом
выделяются следующие.
в)
Государственное вмешательство в
экономику.
Первые
два фактора влияют на богатство
положительно, третий — отрицательно.
Вся дальнейшая структура книги А. Смита
прямо или косвенно «подгоняется» под
анализ этих факторов. И в первую очередь,
А. Смита интересует первый фактор
богатства — разделение труда.68
Разделение
труда представляет собой его дифференциацию;
выделение и существование различных
видов трудовой деятельности. В техническом
смысле оно является расчленением
трудовой деятельности на множество
функций и операций в пределах одного
предприятия. А. Смит детально описывает
такое расчленение и выгоды, которые оно
приносит. Согласно концепции классика,
разделение труда позволяет повысить
его производительность и, тем самым,
позволяет увеличить богатство нации.
На
примере булавочной мастерской Смит
показал, что специализация
позволяет многократно увеличить
производительность труда. Рабочий,
выполняющий все операции и собирающий
булавку от начала до конца, делает в
день не более 20 шт., в случае специализации
каждого на простейшей операции вдесятером
они сделали 48 000 булавок. Выработка на
одного человека возросла в 240 раз. Это
пример послужил яркой иллюстрацией,
позволившей сделать вывод о выгоде
разделения труда, но к таким же выводам
приходили и предшественниками ученого,
в том числе Аристотель.
Что
же порождает разделение труда? По А.
Смиту, оно представляет собой результат
естественной склонности людей к обмену
и торговле (вытекающих из их поведения
в соответствии с концепцией «экономического
человека»). Степень разделения труда
определяется возможностями обмена,
детерминантами которых являются
развитость путей сообщений и размеры
рынка. Эти размеры используются
максимально полно, когда употребляются
деньги.
Деньги,
по А. Смиту, это особый товар, стихийно
выделившийся из всей массы товаров.
Трактуя деньги как инструмент, который
может измерить ценность товаров, он
воспринимал их лишь как средство
обращения, позволяющее облегчить обмен
товаров. В противовес меркантилистам,
считавших деньги подлинным богатством
общества, А. Смит сравнивает их с «великим
колесом обращения», определяет как
единственную часть оборотного капитала
общества, которая может уменьшить его
чистый доход. Считая, что деньги требуют
затрат на свое изготовление и поддержание,
он отдавал предпочтение бумажным
деньгам, говоря, что замена серебра и
золота бумажными деньгами сильно снижает
расходы общества. Понимая подчиненную
роль денег и кредита по отношению к
производству, А. Смит недооценивал
самостоятельности денежно-кредитных
факторов и их обратного влияния на
производство.
А.
Смит полагал, что употребление денег
только тогда позволяет максимально
использовать размеры рынка, — и,
следовательно, само разделение труда
только тогда позволяет увеличить
богатство нации, — когда обмен товаров
на деньги осуществляется «правильно».
Чтобы понять, в каком случае обмен
оказывается «правильным», необходимо
обратиться к смитовской теории ценности.
Любой
товар, согласно концепции А. Смита, имеет
ценность двух типов. С одной стороны,
он приносит своему владельцу некие
выгоды, когда тот его потребляет. Таким
образом, можно говорить о «ценности в
употреблении». С другой стороны, каждый
данный товар можно обменять на другой
товар. Поэтому можно говорить о его
«ценности в обмене».
При
этом А. Смит подмечает, что товар, который
имеет большую «ценность в употреблении»,
может иметь малую «ценность в обмене»,
и наоборот. Он пишет о «парадоксе алмаза
и воды»: вода является предметом первейшей
необходимости (без нее люди бы умерли
бы от жажды), но при этом она стоит
чрезвычайно дешево; с другой стороны,
алмаз не удовлетворяет важнейшие
потребности людей, и при этом стоит
очень дорого. Не зная, как разрешить
данный парадокс (это удалось сделать
только маржиналистам), А. Смит концентрирует
свое внимание исключительно на «ценности
в обмене», т.е. меновой ценности или
цене.69От чего же зависит меновая ценность
(цена) товара?
А.
Смит отмечает, что ее детерминантами
являются затраты труда на его производство.
Таким образом, товары обмениваются друг
на друга (через деньги) в пропорциях,
соответствующих соотношениям затрат
рабочего времени, потраченного на их
изготовление. Таким образом, он является
родоначальником трудовой теории
ценности.
Но
затем он добавляет, что цены товаров
определяются затратами труда лишь в
обществах, находящихся на ранних стадиях
своего развития, в которых объемы
применения капитала и земли ничтожны.
В развитой капиталистической системе,
современной А. Смиту, цена отдельно
взятого товара складывается из суммы
доходов владельцев производственных
факторов, примененных в процессе его
изготовления. Иными словами, цена — это
сумма заработной платы (дохода владельца
труда), прибыли (дохода владельца
капитала) и ренты (дохода владельца
земли). Таким образом, А. Смит является
также родоначальником другой теории
ценности — теории факторов производства.
Все
это указывает на то, что вопрос о
естественной цене тесно связан с вопросом
о факторах, влияющих на заработную
плату, прибыль и ренту.
Согласно
А. Смиту, доходы факторов производства
определяются прежде всего накопленным
запасом капитала предпринимателей. Чем
больше запас капитала, тем больший
продукт приносят труд и земля, тем,
соответственно, больше заработная плата
и рента. Это связано с тем, что чем больше
капитал, тем большую сумму предприниматель
может выделить для оплаты деятельности
этих факторов производства. Ясно, что
заработная плата находится в прямой
зависимости от капитального запаса.
Необходимо также учесть, что нижнюю
границу заработной платы формирует то,
что сейчас называют прожиточным
минимумом, — средства, необходимые для
удовлетворения физиологических
потребностей рабочего и неработающих
членов его семьи. Прибыль, с другой
стороны, находится в обратной зависимости
от запаса капитала. Отсюда возникает
вопрос о факторах, влияющих на накопление
капитала, тем более, что оно является
одним из детерминантов богатства нации.
Капитал
— это запас благ или денег, от использования
которых их владелец рассчитывает
получить доход. В зависимости от
длительности применения капитал делится
на основной (обращается в течение
нескольких производственных циклов,
т.е. его стоимость переносится на
стоимость выпускаемого продукта частями)
и оборотный (обращается за один
производственный цикл, т.е. его стоимость
переносится на стоимость выпускаемого
продукта сразу, целиком). К основному
капиталу относят машины и оборудование;
здание и сооружения, приносящие доход;
улучшение качества земли; приобретение
и совершенствование навыков работников
(последний вид в XX
веке назовут человеческим капиталом).
А.
Смит выделяет два важнейших фактора
накопления капитала. Первый фактор —
бережливость. «Бережливость, а не
трудолюбие является непосредственной
причиной возрастания капитала».71Таким образом, вслед за А. Тюрго А. Смит
полагает, что бережливость автоматически
приводит к инвестициям и, тем самым,
способствует экономическому росту.
Тем самым можно говорить о концепции
роста Тюрго — Смита. Второй фактор —
доля работников, занятых производительным
трудом. Чтобы понять смысл этого фактора,
необходимо обратиться к смитовской
теории производительного труда.
Производительный
труд — это всякий труд, занятый в
производстве материальных благ.
Соответственно, труд, используемый для
оказания услуг, является непроизводительным.
Здесь следует вспомнить теорию богатства.
А. Смит включает в богатство только
материальные блага. Вот почему рост
доли работников, занятых производительным
трудом, порождает, по А. Смиту, увеличение
богатства нации.
Следует
отметить, что смитовская теория
производительного труда была положена
в основу системы национального
счетоводства СССР. Это привело к
статистическим искажениям экономического
развития Советского Союза и неразвитости
сферы услуг.
Как
уже отмечалось, А. Смит в целом отрицательно
относится к государственному вмешательству
в экономику, полагая, что оно негативно
влияет на рост богатства наций. Такое
отношение с его стороны обусловлено
тем, что, на его взгляд, государство
своим действиями приводит к отклонениям
рыночных цен товаров от их естественных
цен. Однако было бы ошибочно полагать,
что он вообще отрицает какую-либо
экономическую роль государства. Он
выделяет три вида государственных
вмешательства, которые нужны для рыночной
экономики, поскольку способствуют
накоплению капитала.
а)
Расходы на общественные работы.
б)
Расходы на поддержание военное
безопасности.
в)
Расходы на обеспечение и поддержание
правовой системы.
Это
то, что государство должно делать в
экономике. Любые виды его деятельности,
выходящие за описанные рамки, приносят
вред хозяйству.
Экономическая система Адама Смита
Своего высшего
развития классическая буржуазная
политическая экономия достигла в трудах
британского учёного Адама Смита
(1723-1790) – величайшего английского
учёного-экономиста конца XVIIIвека.
Адам Сит родился
5 июня 1723 года в Шотландии в городке
Кирколде, расположенном неподалёку от
её столицы Эдинбурга, в семье таможенного
чиновника. С детства, проявив способности
к учёбе, в 14 лет поступил в Глазговский
университет, который закончил спустя
3 года, в 1740 году в числе лучших студентов
он был удостоен стипендии для завершения
своего образования в Оксфордском
университете, где учился вплоть до 1746
года. Уровень преподавания здесь не
устраивал, в том числе по той причине,
что большинство профессоров даже не
читали свои лекции. Из Оксфорда А. Смит
вернулся в Эдинбург с намерением заняться
самообразованием и чтением публичных
лекций по английской литературе и
политической экономии. Уже тогда, судя
по его лекциям, он придерживался принципов
экономического либерализма, и особенно
принципов свободны торговли. В 1751 году
А. Смит был назначен профессором логики
в Глазговском университете, а в конце
того же года на кафедру моральной
философии, на которой преподавал до
1764 года. Крупная научная работа «теория
моральных чувств», изданная им в 1759
году, принесла ему широкую известность.
Но в дальнейшем научный интерес А. Смита
всё более смещается к экономической
науке, что было связано отчасти с активным
его участием в своеобразном Глазговском
клубе политической экономии, а отчасти
– дружбой с философом и экономистом
Давидом Юмом.
В 1764 году в жизни
А. Смита произошло переломное событие:
он оставил кафедру и принял предложение
сопровождать во время заграничного
путешествия молодого лорда, пасынка
видного политического деятеля – герцога
Бакля. Материальный интерес имел от
этого путешествия для Смита не последнее
значение; поездка гарантировала ему
800 ф.ст. ежегодно до конца жизни, что было
явно больше его профессорского гонорара.
Путешествие длилось с 1764 по 1766 годы, то
есть более двух лет, из которых полтора
года он провёл в Тулузе, два месяца – в
Женеве, где ему довелось встретиться с
Вольтером, и девять месяцев в Париже.
Тесное знакомство за время поездки с
французскими философами д’Аламбером,
Гельвецием, Гольбахом, а также с
физиократами, в том числе с Ф.Кенэ и
А.Тюрго, отразилось впоследствии в его
главном труде «Исследование о природе
и причинах богатства народов», к которому
он приступил ещё в Тулузе.
По возвращению в
Шотландию А. Смит решает поселиться у
своей матери, где с 1767 года уединяется
для завершения работы над «богатством
народов». Книга вышла в свет в 1776 году
и упрочила и без того широкую известность
её автора. Она четырежды переиздавалась
при жизни А. Смита и ещё три раза со дня
его смерти (1790) и до конца века.
Методология а. Смита
Мировоззрение
А. Смита в основном являлось
материалистическим. Материализм А.
Смиту позволил теоретически обобщить
реальную практику товарного производства
и перейти от проблем свободного мелкого
предпринимательства, эквивалентности
к вопросам создания, распределения и
присвоения прибавочной стоимости,
рассмотреть капитал как систему.
Центральное место
в методологии исследования А. Смита
занимает концепция экономического
либерализма, в основу которой, как и
физиократы, он положил идею естественного
порядка, т.е. рыночных экономических
отношений. В то же время в отличие,
скажем, от Ф. Кенэ в понимании А. Смита,
и он это постоянно подчёркивает, рыночные
законы лучшим образом могут воздействовать
на экономику, когда частный интерес
стоит выше общественного, т.е. когда
интересы общества в целом рассматриваются
как сумма интересов составляющих его
лиц. В развитие этой идеи автор «Богатства
народов» вводит ставшие затем знаменитыми
понятия «экономический человек» и
«невидимая рука».
В своём учении А.
Смит опирался на теорию «естественного
права», которая признавала объективный
характер экономических законов
капитализма, рассматривая их в качестве
основных государственных законов, но
считал их тождественными законами
человеческой природы. Исходя из теории
«естественного порядка», А. Смит выдвигает
идею так называемой «невидимой руки»,
которая управляет сложной хозяйственной
деятельностью людей.
Материализм А.
Смита отличался механистическим
характером. Общество А. Смит характеризовал
как простую сумму, совокупность индивидов,
которым от природы присущ эгоизм. По
его мнению, каждый человек, преследующий
свой собственный эгоистический интерес
и руководимый им, на деле помогает всему
обществу, так как через реализацию
своего интереса увеличивает «богатство
нации».
А. Смит считал, что
единственной рациональной формой
взаимного оказания услуг в обществе
является обмен. Исходя из этого, он
делает вывод, что обмен это явление
естественное, т.е. обусловлен природой
человека.
Используя учения
У. Петти, А. Смит стремился проникнуть
во внутреннюю физиологию буржуазного
общества, проанализировать сущность
экономических явлений. Для этого он
использовал метод логической абстракции,
позволяющий проследить внутреннюю
связь экономических категорий, раскрыть
структуру экономической системы.
Методология А.
Смита предопределила структуру его
экономической теории, построение
понятийно-категориального аппарата и
целостной концепции экономической
политики. В результате методология
позволила представить политическую
экономию в виде законченной системы
взглядов.
Негосударственное образовательное учреждение
Московский институт экономики и связей и общественностью
История экономических учений
Тема: Экономическое учение А. Смита
Выполнила студентка III курса,
Факультета «Связи с общественностью»
Проверил: Фролов И.В.
Н. Новгород, 2008
1. Биографическая справка А.Смита
2. Условия создания и основные идеи экономической теории А. Смита
3. Основные экономические понятия, разработанные А. Смитом
4. Актуальность идей А.Смита на современном этапе
Любая экономическая теория изучает хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человека. Ограниченные ресурсы, затраченные в процессе удовлетворения безграничных нужд человека, нуждаются в пополнении. Таким образом, экономическая теория решает вопросы: что, как для кого и какими способами производить.
В 1976 году исполнилось 200 лет с момента выхода в свет книги выдающегося шотландского философа, величайшего ученого-экономиста конца XVIII века Адама Смита. В историю экономической мысли он навсегда вошел своей книгой “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776). Значение его труда, стоящего ему девяти лет отшельничества, выходит далеко за пределы экономики. Размышления автора, как высоко интеллектуальной и многогранной личности, внесли значительный вклад в теорию таких наук, как психология, педагогика, политология. Среди выдающихся экономистов классической политической экономии Адам Смит является центральной фигурой.
В концепции А.Смита центральную роль играет теория разделения труда, где он отобразил тенденцию к развитию машинного производства. Также экономист обращает внимание на тему денег, которая органически связана с темой разделения труда, так как у Смита деньги выступали в качестве средства обмена («великого колеса обращения») Он подчеркивал стихийное возникновение денег как специфического товара, выводя их в кредит из нужд производства и обращения, видел их подчиненную роль.
Смит сумел по-новому увидеть последовательность рыночной системы, объективно заметить, что она будет расти и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.
Воззрения Смита как относительно разделения труда, так и в теории денег верны сегодня. Многие экономисты до сих пор заняты тщательным изучением того, как работает механизм, предложенный ученым.
1. Биографическая справка А. Смита
Адам Смит (1723 — 1790) был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, который скончался за несколько месяцев до рождения сына. Воспитанный матерью, которая посвятила ему всю свою жизнь, Адам в 14 лет поступил в университет Глазго, начав свою дорогу к постижению мира.
Он довольно рано начал подавать большие надежды и в 16 лет получил стипендию для поступления в Оксфорд. Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие болезни, молодой человек постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени. Доказательством этого стало назначение его профессором философии этики Университета в Глазго, после того, как он вернулся из Оксфорда в родную Шотландию. Считается, что именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Остались записи его лекций, в которых он говорит об юриспруденции, военной организации, налогообложении и «полиции» — управлении внутренними делами, которое мы бы назвали «экономической политикой». Поработав руководителем на кафедре нравственной философии, Смит заслуженно занимает должность ректора Университета Глазго.
В 1759 году Адам Смит опубликовал «Теорию моральных чувств», очень интересное исследование в области морали и психологии. Книга обратила на себя внимание и принесла Смиту знакомство с лордом Таунсендом, ответственным за знаменитый «чайный налог», вызвавший американскую революцию. Во Франции Смит встречался с Вольтером, Руссо и с Франсуа Кенэ, блистательным врачом, которому принадлежит идея физиократии — первая попытка объяснения того, как работает экономическая система.
В 1766 году Смит возвратился в Шотландию, где и прожил остаток своей жизни. Тогда-то и была тщательно и медленно, написана его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит послал экземпляр Юму, который стал его близким другом. Юм понял, как и все остальные, прочитавшие книгу, что Смит создал произведение, которое навсегда изменит представление общества о самом себе.
В свет книга вышла лишь в марте 1776 года и, приобретя громадный успех, несколько раз переиздавалась при жизни автора. На русский язык была переведена в 1804 году и включила в себя пять книг. Именно «Исследование о природе и причинах богатства народов» А.Смита принесло ему пожизненное признание и славу «отца экономической науки».
В основе экономической теории Адама Смита лежат наблюдения как экономического, так и философского характера. Его исследование стало возможным благодаря социально-политическим и экономическим переменам, которые происходили в Европе в XVIII веке и заключались в развитии рыночного производства и становлении устойчивых обменных отношений. Адам Смит был современником этих процессов, и его экономические воззрения развивались вместе с развитием самой экономики.
Теоретическое исследование А.Смита было направлено против теории и практики меркантилизма, а также тех феодальных институтов и пережитков, которые тормозили развитие капиталистических отношений. Смит обосновывал преимущества капитализма и призывал ориентироваться на его развитие, осуждая расточительность дворянства и восхваляя предприимчивость и трудолюбие купцов и промышленников.
Экономические замечания Смита касаются, прежде всего, трех территорий: Шотландии, Англии и Европейского континента. Так, например, на основе личных наблюдений за процессом разделения труда на одной из шотландских фабрик, производящих булавки, Смит обосновал свой тезис о зависимости объемов выпускаемой продукции и расширения рынков сбыта от уровня разделения труда, а также — о связи между такими явлениями, как разделение труда и производительность.
Смит приходит к выводу о том, что расширение процесса разделения труда было одним из прогрессивных последствий уничтожения внутренних границ, которое принесло автоматическое увеличение рынка сбыта и возможность увеличения объемов выпускаемой продукции. Высоко оценивая значение разделения труда, автор “Богатства народов” по сути дела раскрыл один из основных принципов развития товарного производства.
Смит обратил внимание и на другое следствие экономических перемен: на почти троекратное возрастание (в сравнении с ценами начала XVIII в.) цен на шотландский скот, которое произошло после заключения торгового соглашения между Англией и Шотландией. Англо-шотландское соглашение, открывшее для Шотландии английские рынки, способствовало также увеличению цен на мясо.
В число экономических наблюдений, описанных в “Богатстве народов”, входят также: возрастание земельной ренты в предгорных районах Шотландии; относительно низкий уровень ренты с шотландских оловянных копий; стимулирующее воздействие на развитие экономики края деятельности банков, почти вдвое увеличивших денежный оборот страны; зависимость цен в производстве стекла, железа и других металлов от изменений цен на уголь; отрицательное воздействие регламентации цен на хлеб и т.п.
Описывая свои наблюдения, Адам Смит осуждал феодальную традицию закрепощения крестьян, которое он сравнивал с рабством и характеризовал как основное препятствие для прогресса земледелия. Поместные поборы осуждались как покушение на крестьянскую собственность и препятствие для капиталовложений в сельскохозяйственное производство. По убеждению Смита, только в городах накопления “трудолюбивой части сельского населения” могли найти себе надежное и производительное применение.
Адам Смит, отвергая политику меркантилизма, утверждал, что каждый индивид лучше законодателя может выбрать отрасль экономики для инвестиций своих капиталов, требовал экономической свободы и проведения политики экономического невмешательства, обосновывая их экономическое превосходство. Основным мотивом предпринимательства Адам Смит считал частную собственность и свободную конкуренцию. Именно поэтому пафос его произведения был направлен против всякого рода монополий и какого-либо вмешательства в экономику.
Таким образом, Адам Смит провел множество ценнейших для своего времени наблюдений, но далеко не все факты экономической действительности он подвергал собственной интерпретации и оценке. Он видел суровую реальность фабричной системы, отметил появление новой организационной формы предприятия — акционерного общества (корпораций), от его внимания не ускользнули и попытки рабочих создать организацию для защиты своих экономических интересов.
3. Основные экономические понятия, разработанные А.Смитом
К числу бесспорных заслуг Смита, признанных как поклонниками, так и противниками его воззрений, относится разработка важнейших категорий трудовой теории стоимости, в том числе таких понятий, как стоимость, цена, заработная плата, дифференциальная рента, производительность труда и т.д. Адам Смит первым предпринял попытку поиска законов производства в сфере товарного обмена, движения цен, денежного обращения.
Производительный труд, организованный по капиталистическому способу, Адам Смит считал основным источником прибавочной стоимости. Под понятием “производительный” Смит определял лишь такой труд, который мог быть овеществлен в материальном продукте, мог создать “прочный продукт”.
Адам Смит признавал труд основной субстанцией стоимости — “ее действительным мерилом”, отстаивал товарную природу денег. Он справедливо полагал, что деньги являются лишь внешним мерилом стоимости, инструментом товарного обращения, а настоящим ее мерилом и создателем остается труд товаропроизводителя. Деньги Адам Смит относил к оборотному капиталу и, исходя из своей же трактовки основного капитала, утверждал, что деньги сами по себе не представляют какой-либо ценности: “Деньги — великое колесо обращения, великое орудие торговли — хотя и составляют наравне с другими орудиями производства часть (и притом весьма ценную) капитала, — рассуждал Смит, — не составляют какую бы то ни было часть дохода общества, которому они принадлежат.”
Особое место в теоретическом наследии Смита занимает исследование природы стоимости. По оценке классиков марксизма-ленинизма и их последователей, “классик буржуазной политической экономии” Адам Смит вплотную приблизился к пониманию двойственного характера труда, воплощенного в товаре.
В частности, Смит полагал, что стоимость определяется не только мерой труда, воплощенного в товаре (т.е. труда, затраченного на производство товара), но и так называемым покупаемым трудом. Стоимость товара, по его мнению, распадалась на три части:
1) часть, возмещающую сырые материалы и орудия труда,
2) часть, возмещающую заработную плату рабочих,
Большим достижением Адама Смита было противопоставление таких понятий как потребительная и меновая стоимость, стоимость и цена. Разграничение понятий естественной и рыночной цены было весьма прогрессивным для своего времени, поскольку это свидетельствовало о возможности познания законов ценообразования, несмотря на постоянные колебания цен свободного рынка. Рыночную цену Смит ставил в зависимость от колебаний спроса и предложения, а естественная цена рассматривалась им как опора ценообразования. Вместе с тем Смит полагал, что на уровень самой естественной цены влияют также три фактора, воплощенные в стоимости товара, а именно — заработная плата, прибыль и рента.
Адам Смит признавал, что прибыль капиталиста, размер ссудного процента и земельная рента по сути своей являются долей продукта, произведенного трудом рабочих. Прибыль, по его мнению, принадлежала предпринимателям по праву — это было их вознаграждение за производственный риск и затраты капитала. В то же время заработную плату рабочих он определял как плату за труд. Что же касается ренты, то ее происхождение Адам Смит оценивал как результат деятельности природы.
В соответствии с изложенной выше концепцией Адам Смит делил современное ему общество на три класса: капиталистов, земельных собственников и наемных работников — т.е. тех, ”кто живет на ренту; тех, кто живет на заработную плату; и тех, кто живет на прибыль”.
В теоретических разделах “Богатства народов” много внимания Адам Смит уделяет анализу капитала и процессу его накопления, поиску источников накопления. Капитал в целом Смит признавал движущей силой капиталистической экономики, искал первоисточники его накопления, прежде всего, в сфере производства.
Адам Смит внес также большой вклад в разработку понятий основного и оборотного капитала. Основной капитал Адам Смит оценивал как “производительные запасы” общества, его материальное богатство: “Назначение основного капитала, — по его мнению, — увеличивать производительную силу труда, т.е. позволять тому же количеству рабочих выполнять гораздо большее количество работ.”
Смит склонен был исключать основной капитал из числа элементов, постоянно участвующих в обращении. При этом помимо орудий производства, материалов и т.п. в состав основного капитала Смит включал и факторы нематериальные — способности людей, идеи и т.п. Для него было очевидно, что инвестиции в основной капитал в конечном итоге более выгодны для развития экономики, чем аналогичные вложения в оборотные средства: “Средства, надлежащим образом вложенные в какой-либо основной капитал, — утверждал автор “Богатства народов” — всегда возвращаются с большей прибылью и увеличивают головой продукт на гораздо большую величину, чем расходы на поддержание основного капитала.»
Взгляды современных западных экономистов во многом совпадают со взглядами Адама Смита. Так, понятием “капитал” обозначаются, прежде всего, материальные ценности, способные участвовать в производстве — материалы, оборудование, здания и т.п.
Таких понятий как первоначальное накопление капитала и накопление, которое в марксизме принято обозначать капиталистическим, Адам Смит не различал, хотя сам факт накопления он исследовал довольно тщательно. Факторы накопления капитала он пытался обнаружить непосредственно в сфере производства, при этом сельскохозяйственный бизнес Смит считал более рентабельным, чем промышленное производство.
Ценным в исследовании Смита было и принципиальное противопоставление прибыли заработной плате, а также ссудному проценту. В данном случае важно отметить, что прибыль по своим характеристикам не совпадала с заработной платой и поэтому прямо с ней не отождествлялась — это была, в понимании Смита, как бы заработная плата.
Немало внимания в “Богатстве народов” уделяется и трактовке категории заработной платы, поиску закономерностей ее образования. Заработную плату Адам Смит рассматривал как явление, присущее всем формам организации производства. Зарождение буржуазных отношений, по его мнению, повлияло лишь на величину заработка, породив вычеты из продукта, созданного рабочим.
Размеры заработной платы в современном ему обществе Адам Смит ставил в зависимость от спроса на труд и от “обычной или средней цены предметов питания”. Вместе с тем он отмечал, что заработок не исчерпывается лишь средствами, необходимыми для существования и первоначально весь продукт труда работника составлял его заработную плату и только позже последовали выплаты из него в пользу капиталистов и землевладельцев.
Очевиден вклад Смита в разработку теории земельной ренты. Описывая ренту как результат монопольной цены на землю, Смит отмечал существенную роль монополии на земельную собственность и ее влияние на развитие всей системы товарно-денежных отношений.
Адам Смит выделял два вида ренты, формирующейся в зависимости от плодородия или местоположения земель. Ренту ученый не воспринимал как следствие складывания капиталистических отношений — напротив, он считал ее категорией вечной.
Исследователи теоретического наследия Адама Смита выделяют, конечно, и многочисленные противоречия его теории, главным образом с точки зрения теории прибавочной стоимости, разработанной Карлом Марксом.
Критики Адама Смита указываю, что он не видел различий между простым и капиталистическим товарным производством, прибылью и прибавочной стоимостью. “Буржуазной ограниченностью исследователя” они объясняют неспособность философа вскрыть механизм образования прибавочной стоимости в капиталистическом производстве, а также выявить подлинные источники накопления капитала.
3. Актуальность идей А.Смита на современном этапе
Интерес к творческому наследию Адама Смита, который испытывают сегодня экономисты практически всех цивилизованных стран, свидетельствует о том, что многие из экономических идей, высказанных им на заре капиталистического производства, сохраняют свою актуальность и сегодня. В их числе, прежде всего, — проблема взаимоотношения государственной власти и монополий, отношение к принципам экономического невмешательства, политике меркантилизма.
По мнению западных специалистов, центральная тема “Богатства Народов”, которая заслуживает внимания сегодня — создание такого социального порядка, при котором индивидуум, стремясь удовлетворить свой собственный личный интерес, неизбежно будет заботиться о благе и удовлетворении интересов всего общества. Актуальность идей Адама Смита обусловлена разработкой общей экономической теории, проблем монополистических и правительственных субсидий и возможностей централизованного экономического планирования.
Субсидии государства и капиталистических ассоциаций — принципиальная тема, сформулированная в “Богатстве народов”. Смит отстаивает тезис, в соответствии с которым страна, действительно заботящаяся о преумножении собственного богатства, должна создать такие законодательные рамки, которые смогут обеспечить условия максимальной экономической свободы для каждой личности и любого производителя. Именно личный интерес должен способствовать вступлению индивидов в обменные отношения друг с другом и таким образом способствовать общему прогрессу рыночных отношений.
Также Адамом Смитом затрагивает проблему замены рынка организованным централизованным распределением совокупного дохода общества. Рыночная экономика ни одной цивилизованной страны не может сегодня обойтись без вмешательства государства в систему распределения, которое выражается в установлении налогов на доход, недвижимость, выплате пособий по безработице и т.п.
Одной из важнейших проблем, не утративших своей актуальности до сих пор, ученый справедливо считает необходимость установления и закрепления прямой зависимости между мерой труда работника и вознаграждением за его труд.
Таким образом, экономические идеи Адама Смита не случайно столько времени волнуют умы ведущих экономистов человечества. Гениальные идеи Смита требуют пристального внимания к себе на всех этапах развития капиталистического производства, недаром он по праву является «отцом экономической науки».
Итак, ученый-экономист А.Смит внес огромный вклад в развитие экономической науки. О выдающемся таланте Смита как мыслителя говорит тот факт, что он, являясь современником мануфактурного периода в развитии экономики, сумел создать общую теорию капиталистического способа производства.
Многочисленные международные семинары, посвященные обсуждению творческого наследия Адама Смита, показывают, что многие идеи “классика буржуазной политической экономии” не утратили своей актуальности и могут быть эффективно использованы в условиях развитой рыночной экономики.
Как любая научное исследование, теория А.Смита имеет большое число как последователей, так и противников. Современные исследователи творческого наследия Адама Смита отмечают, что недооценка его воззрений и недостаточный интерес к ним в настоящее время связаны главным образом с многочисленными вульгарными модификациями основных идей классика, созданными его последователями.
Но, несмотря на все Смит по праву признан «отцом экономической науки». Предложенные им теории являются основой для разработок ведущих ученых мира. Экономические идеи Смита требуют пристального внимания к себе на всех этапах развития капиталистического производства.
Список использованной литературы
1. Аникин А.В. Адам Смит, русская мысль и наши проблемы. – М., 1990.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1993.
3. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М., 2000.
Теги:
Экономическое учение А. Смита