Дипломная работа учет основных средств и анализ эффективности их использования

1  2  3

Введение

В ходе осуществления хозяйственной деятельности организация использует различные средства и предметы труда, образованные за счет собственных и заемных источников. Важной категорией имущества экономического субъекта являются средства труда, используемые многократно в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, которые не теряют своей материально-вещественной формы и представляют повышенную ценность для организации. Такое имущество является основными средствами. Данный термин в полной мере характеризует средства, которые неоднократно участвуют в хозяйственном обороте, перенося свою стоимость на стоимость готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

В условиях самофинансирования и самообеспеченности, на основе которых организация осуществляет свою деятельность в рыночной экономике, ее финансовые ресурсы позволяют приобрести определенный объем таких, как правило, дорогостоящих средств труда, состояние и количество которых может не удовлетворять потребностям организации и не учитывать особенности ее деятельности. Это может привести к негативным социально-экономическим последствиям.

Формирование информационной базы о состоянии и движении основных средств осуществляется в ходе бухгалтерского учета как систематизированной процедуры регистрации фактов хозяйственной жизни экономического субъекта. В этой связи, вопросы анализа состояния и эффективности использования основных средств имеют важное значение для принятия обоснованных управленческих решений, связанных с развитием деятельности организации.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы, таким образом, обусловлена необходимостью наличия системы сплошного измерения, регистрации и обобщения фактов хозяйственной жизни, которая позволяет организовать детализированную систему учета и анализа основных средств, тем самым, обеспечивая руководство оперативной информацией о данном имуществе, их наличии и составе, движении и состоянии. Факт высокой стоимости предопределяет особые требования к данной системе, т.к. их несоблюдение может повлиять на сохранность не принадлежащих организации основных средств, а, следовательно, привести к экономически неоправданным затратам.

Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию учета и анализа эффективности использования основных средств ООО «Ространс». Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

Объектом исследования в работе является деятельность ООО «Ространс». В качестве предмета исследования выступает бухгалтерский учет и анализ основных средств в ООО «Ространс». В работе хронологическими рамками исследования являются 2016-2018 гг. для анализа движения и состояния основных средств на основе финансовой отчетности организации, а также первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Вопросы учета и оценки эффективности использования основных средств рассматриваются в учебных пособиях по финансовому учету, экономике предприятия и анализу, использованных при выполнении работы. Так, вопросы учета основных средств освещаются в исследованиях Акатьевой М.Д., Гетьмана В.Г., Даниловой Л.Г., Захарова И.В., Кондракова Н.П., Кувшинова М.С., Лытневой Н.А., Мельника М.В. и др. В данных пособиях характеризуется общая методология учета основных средств в соответствии с теоретическими основами и нормативными требованиями.

Среди учебной литературы по экономике и анализу следует выделить пособия Газалиева М.М., Горфинкеля В.Я., Грибова В.Д., Жиделевой В.В., Коршуновой Е.Д., Канке А.А., Савицкой Г.В., Шеремет А.Д. и др. Данные авторы характеризуют сущность основных средств, их классификацию, методы оценки и показатели эффективности использования. На основе данных параметров принимаются соответствующие решения. Однако, данные авторы не рассматривают оценку использования основных средств как отдельный комплекс мероприятий, связанных с капитальными вложениями, инвестициями.

Приведенная характеристика степени изученности темы обуславливает недостаточную проработку вопросов эффективности учета и оценки использования основных средств как совокупности мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности организации в современных условиях хозяйствования.

В ходе выполнения ВКР использовались различные структурно-логические способы обработки информации: методы табличного и графического представления данных, методы фактического контроля и визуальные наблюдения, документальные и расчетно-аналитические методы, а также метод детерминированного факторного анализа для проведения оценки влияния факторов на результирующие показатели.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности реализации разработанных рекомендаций по совершенствованию учета и использования основных средств организации с учетом особенностей ее деятельности. Экономическая целесообразность внедрения данных рекомендаций подтверждена расчетами.

ГЛАВА 3. Пути совершенствования учета и анализа состояния и эффективного использования основных средств ООО «Ространс»

Согласно ст. 11 НК РФ учетная политика в целях налогового учета представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как правило, эффективность налоговой учетной политики оценивается при помощи системы соответствующих показателей, к которым можно отнести:

Коэффициент эффективности налогообложения дает возможность определить особенности налоговой политики, избранной экономическим субъектом, показывая соотношение между показателями чистой прибыли и общей суммой налоговых платежей. Данный показатель исчисляется по формуле:

где Эп – коэффициент эффективности налогообложения;

ЧП – планируемая сумма чистой прибыли;

Но – общая сумма планируемых налоговых платежей.

Рассмотрим на примере данных ООО «Ространс» коэффициент эффективности налогообложения, он составит:

– 2016 г.

– 2017 г.

– 2018 г.

Из полученных расчетных данных коэффициент эффективности налогообложения увеличивается, т.е. в результате оптимизации налоговых платежей ООО «Ространс» заплатило налогов меньше, чем в предшествующем периоде, что является положительной тенденцией для организации.

Налогоемкость продаж представляет собой показатель, который характеризует сумму налоговых платежей, приходящуюся на единицу объема реализованной продукции (работ, услуг):

где Кне – налогоемкость продаж;

Но – общая сумма планируемых налоговых платежей;

Тн – планируемый объем реализации продукции.

Для ООО «Ространс» коэффициент налогоемкости продаж составит:

Из полученных расчетных данных, коэффициент налогоемкости продаж, в организации сумма налоговых платежей, приходящаяся на единицу объема реализованной продукции (работ, услуг), соответствует критерию менее 20 %, соответственно необходимо проводить регулярно мониторинг законодательства с целью минимизации налоговых рисков.

Учетной политикой ООО «Ространс» создание резерва по сомнительным долгам не предусмотрено. При этом, в 2018 г. дебиторская задолженность составила 5000 тыс. руб. По результатам инвентаризации дебиторской задолженности на 31.12.2018 года в учете числилась дебиторская задолженность, приведенная в табл. 11.

Читайте также:  Предложения с однородными членами 5 класс упражнения

Так как прочие доходы организации в 2018 году составили 5 107 тыс. руб., то лимит резерва составит 510,7 тыс. руб. На уменьшение налоговой базы в состав расходов в 2018 г. относим 222 тыс. руб.

Таблица 11 асчет суммы резерва по сомнительным долгам в 2018 г. тыс. руб.

В налоговом учете списание безнадежной дебиторской задолженности является расходом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.

В соответствии с пп.7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы организации, применяющей метод начисления на формирование резервов по сомнительным долгам. Согласно данной норме включаем в состав внереализационных расходов сумму списанных долгов.

В связи с тем, что исследуемая организация в своей учетной политике для целей налогообложения не предусматривало создания резерва по сомнительным долгам. По истечении срока исковой давности (три года) долг дебиторов будет признан убытком. В данном случае предприятие вправе включить его в состав внереализационных расходов в соответствии с п. п. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ только в декабре 2019 года, т.е. налогооблагаемая база исследуемой организации будет уменьшена на 3610 тыс. руб. только в 2019 г.

Далее рассчитаем экономический эффект от оптимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций путем формирования резервов по сомнительным долгам.

В результате мы видим, что экономия от оптимизации денежных потоков при создании резервного фонда по сомнительным долгам в 2018 году составляет 2220 тыс. руб. Прибыль до налогообложения при формировании резервного фонда по сомнительным долгам — 280 тыс. руб. В итоге налог на прибыль организации составляет в 2018 году 56 тыс. руб.

Анализ движения и технического состояния основных средств

Анализ движения и технического состояния основных средств ООО «Ространс» имеет важное значения для оценки текущего состояния средств труда, которое оказывает существенное влияние на деятельность организации. на первом этапе данного анализа необходимо оценить степень изношенности средств труда экономического субъекта по отдельным группа используемого имущества.

Характеристика изношенности основных средств ООО «Ространс» за 2016 г. приведена в табл. 12.

Таблица 12 Характеристика изношенности основных средств ООО «Ространс»
за 2016 год

Приведенные в табл. 12 данные показывают, что коэффициент годности основных средств ООО «Ространс» на начало 2016 г. составил 21,21 %, а на конец – 22,73 %. Такой уровень годности по уровню начисленной амортизации и остаточной стоимости основных средств является пониженным. Соответственно, степень износа средств труда организации составила на конец 2014 г. 77,27 %, сократившись по сравнению с началом года от размера 78,79 %.

Характеристика изношенности основных средств ООО «Ространс» за 2017 г. приведена в табл. 13.

Таблица 13 Характеристика изношенности основных средств ООО «Ространс» за 2017 год

Уровень изношенности основных средств ООО «Ространс» в 2017 г. увеличен до 80,48 % на конец года, в свою очередь, коэффициент годности составил 19,52 %. В наибольшей мере, следует отметить пониженную степень годности по зданиям, сооружениям, инвентарю и прочим основным средствам. Активная часть основных средств организации находится в приемлемых границах изношенности.

Характеристика изношенности основных средств ООО «Ространс» за 2018 г. приведена в табл. 14.

Таблица 14 Характеристика изношенности основных средств ООО «Ространс» за 2018 год

Анализ движения и состояния основных средств ООО «Ространс» приведен в табл. 15.В связи с произведенным обновление средств труда ООО «Ространс» в 2018 г., а именно, вводом в эксплуатацию зданий, увеличена степень годности за 2016 г. с 19,52 % на начало года до 40,37 % на конец года. Тем не менее, увеличена годность пассивной части основных средств организации, не эксплуатируемой активно в ходе осуществления ее деятельности. В этой связи, уровень износа средств труда ООО «Ространс» на конец 2018 г. составил наименьшее значение за рассматриваемый период – 59,63 %, активной части – 61,91 % и пассивной части в меньшей мере – 58,11 %.

Таблица 15 Анализ движения и состояния основных средств ООО «Ространс»

Согласно приведенным в табл.15 данным, степень обновления основных средств в 2018 г. существенно возросла на 41 % за счет ввода в эксплуатацию зданий. В этой связи, прочие показатели движения основных средств улучшены. Так, срок обновления всех основных средств ООО «Ространс» сокращен до 0,43 года или на 2,29 года, а коэффициент прироста увеличен на 1,96. Степень износа средств труда сокращена на 0,03, что привело к росту степени технической годности на 0,03 или на 3 %. Годность основных средств ООО «Ространс» составила на 2018 г. 26 %.

Анализ возрастного состава оборудования ООО «Ространс» по группам на 31.12.2018 представлен в табл. 16.

Таблица 16 Анализ возрастного состава оборудования ООО «Ространс» по группам на 31.12.2018

Приведенные в табл. 16 показывают, что организация располагает 84,3 % основными средства в возрасте свыше 20 лет, что является негативной тенденцией. Данные позволяют определить средний возраст оборудования ООО «Ространс»:

Средний возраст оборудования ООО «Ространс» составил 20,58 % и является приемлемым, в организации используется бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в приемлемом состоянии. Таким образом, степень годности средств труда ООО «Ространс» является приемлемой, однако, негативной характеристикой является наличие значительного числа оборудования, бывшего в эксплуатации и имеющего повышенный срок службы.

Анализ эффективности использования основных средств

На следующем этапе необходимо проанализировать показатели эффективности использования основных средств предприятия, которые приведены в табл. 17.

Таблица 17 Показатели эффективности использования основных средств
ООО «Ространс»

За анализируемый период фондоотдача основных средств предприятия сокращена на 42,05 руб. – на данную сумму ООО ««Ространс» стало получать меньше выручки от 1 руб. использованных основных фондов, что является негативной характеристикой. В связи с существенной выручкой в течение всего периода, показатель фондоемкости имел незначительный размер.

Читайте также:  Договор строительного подряда реферат

При этом, коэффициенты использования транспортных средств существенно увеличены за счет их повышенной эксплуатации. Коэффициент экстенсивного использования транспортных средств вырос на 0,3 или на 30 % автомобили стали использоваться экстенсивное, чем на начало периода. Аналогичная динамика прироста произошла по интенсивности их использования – на 20 %, о чем свидетельствует динамика коэффициента интенсивного использования транспортных средств. В результате, коэффициент интегрального использования данной группы имущества увеличен на 0,8.

Важнейший показатель эффективности использования основных средств ООО «Ространс» – фондорентабельность – сокращен как по прибыли от продаж на 0,53 %, так и по чистой прибыли – на 0,26 %. Сокращение показателя обусловлено, главным образом, снижением уровня прибыли предприятия, однако, является негативной тенденцией, характеризующей снижение эффективности использования средств труда.

Таким образом, ООО «Ространс» требуется обновление основных средств в части машин и оборудования, используемых в строительной деятельности предприятия. Это окажет положительное влияние на объемы выполняемых работ, которые можно будет увеличить, а также на показатели деятельности предприятия и эффективности использования его имущества.

По итогам проделанного анализа определено, что ООО «Ространс» необходимо обновление основных средств как по техническим причинам, так и в связи с ухудшением показателей деятельности, вызванным недостаточным уровнем эффективности капитальных вложений.

Предметом инвестирования выступает строительная техника, в частности, по данным производственного и технического отделов, ООО «Ространс» необходимо приобретение автокранов. Оптимальным вариантом покупки являются Автокраны «ZOOMLION RT35», технические характеристики которых приведены в приложении 2, в количестве 5 шт. по цене 8 520 тыс. руб. Общий объем требуемых инвестиций, таким образом, составляет 42 600 тыс. руб.

В качестве источника инвестирования основных средств предприятия не могут выступать собственные средства, которыми предприятие не располагает в требуемых размерах, по данным финансовой отчетности. Следовательно, источником финансирования активов должны вступать заемные средства.

Финансирование основных средств ООО «Ространс» заемными средствами может быть произведено в форме кредита или приобретения имущества по договору лизинга. Продавцом требуемых для предприятия основных средств является ЗАО «АРМ-АВТО» – официальный дилер дорожно-строительной техники компании «Zoomlion», являющегося крупнейшим поставщиком на рынке России и стран ближайшего Зарубежья.

В качестве кредитора по кредитному договору ООО «Ространс» с которым у предприятия длительные отношения по использованию расчетного счета, выступает «Банк ВТБ» (ПАО) – один из крупнейших банков России. В качестве лизингодателя по договору выступает АО «МСП Лизинг», предлагающее оптимальные условия лизингового договора и принимающее на себя все организационные расходы по заключению сделки.

В табл. 18 проанализированы условия получения оборудования в кредит и по договору лизинга.

Таблица 18 Сравнение условий кредитного договора и лизинга для ООО «Ространс»

Анализ условий кредитования и приобретения имущества по договору лизинга, несомненно, позволяет сделать вывод о высокой степени эффективности заключения лизингового договора ООО «Ространс» с АО «МСП Лизинг». Во-первых, требования АО «МСП Лизинг» оптимальны для финансового состояния ООО «Ространс». В данном случае под удовлетворительным финансовым состоянием понимается состояние активов и источников, при котором платежеспособность близка к минимально допустимому размеру, а устойчивость оптимальна, либо наоборот. Под относительно неудовлетворительным понимается состояние, характеризующееся неэффективной структурой капитала и минимально допустимым уровнем платежеспособности, минимальной прибыльностью.

Достоинствами лизинга по сравнению с кредитным договором являются процентные ставки и сроки договора, возможность изменения графика платежей и налоговых льгот, положительное влияние на структуру баланса ООО «Ространс». При этом, недостатками лизингового договора являются факт учета имущества в составе активов предприятия в любом случае и отсутствие уплаты НДС в составе платежей при получении кредита.

На следующем этапе выбора метода инвестирования основных средств ООО «Ространс» необходимо сравнить графики платежей по кредиту и договору лизинга, приведенные в приложении 3. Стоимостные сделки можно обобщить в табл. 19.

Таблица 19 Сравнение условий кредитного договора и лизинга для финансирования основных средств ООО «Ространс»

Авансовый платеж по договору лизинга в размере 800 тыс. руб. включен в первый месяц сделки. Следует учитывать, что сумма авансового платежа по договору лизинга уплачивается в зачет последующих лизинговых платежей.

Согласно приведенным данным в табл. 20, отличие процентной ставки по рассматриваемым договорам в размере 1,05 % приведен к увеличению суммы процентов по кредитному договору на 447,30 тыс. руб. по сравнению с договором лизинга. Сумма ежемесячных платежей по основному долгу будет отличаться на 295,83 тыс. руб. или на 25 %, а сумма переплаты – на 52,36 тыс. руб. или на 30,41 % в пользу договора лизинга. В результате, общая сумма ежемесячных платежей по договору лизинга будет на 348,20 тыс. руб. или на 25,69 % меньше, чем по кредитному договору.

Очевидно, что заключение договора лизинга для ООО «Ространс» по финансированию основных средств является более выгодным как с позиции условий и преимуществ заключения договора, так и со стороны обязательных платежей.

Экономическая целесообразность приобретения основных средств по договору лизинга ООО «Ространс» включает в себя оценку эффективности приобретения оборудования для предприятия методами оценки эффективности инвестиционных проектов, по результатам которых принимается окончательное инвестиционное решение. Данные методы включают в себя расчет таких показателей, как чистая ткущая стоимость проекта, индекс рентабельности инвестиций и дисконтированный срок их окупаемости.

Для расчета чистой текущей стоимости необходимо определить ставку дисконтирования. Расчет данного показателя можно произвести для анализируемого предприятия по модели расчета средневзвешенной стоимости капитала. Исходя из данных бухгалтерского баланса, приведенного в приложении 2, ставка дисконтирования составит:

Таким образом, ставки дисконтирования составляет 10,69 %.

При оценке эффективности инвестиций определяются дисконтированные денежные потоки. Вспомогательные данные для расчета чистой текущей стоимости проекта приведены в табл. 20.

Читайте также:  Кадровый потенциал предприятия оценка и развитие курсовая работа

Таблица 20 Определение дисконтированных денежных потоков по инвестиционному проекту финансирования основных средств ООО «Ространс»

В табл. 20 расчет чистой текущей стоимости произведен следующим образом:

Чистая текущая стоимость проекта составила 83 507,62 тыс. руб. — положительное значение, следовательно, проект является прибыльным и может быть реализован.

Индекс рентабельности инвестиций составит:

Превышение индекса рентабельности инвестиций значения в 1 свидетельствует о высокой прибыльности проекта.

Расчет дисконтированного срока окупаемости производится следующим образом. За первый год реализации проекта сумма дисконтированного денежного потока составила, по данным табл. 2.15, 31 986,97 тыс. руб., что меньше суммы инвестиций в размере 42 600 тыс. руб. За второй год реализации проекта сумма денежного потока составила 28 604,74 тыс. руб., а за первый и второй годы – 60 591,71 тыс. руб. Это означает, что дисконтированный срок окупаемости проекта составляет не более двух лет.

Срок окупаемости на конец четвертого года составит:

Таким образом, дисконтированный срок окупаемости инвестиций составляет 16,5 месяцев и является приемлемым.

Итак, ООО «Ространс» является развивающимся предприятием, осуществляющем деятельность в области строительства жилых домов и помещений, а также грузоперевозок. для предприятия данных видов деятельности основные средства имеют важное значения.

Показатели деятельности предприятия в 2018 г. по сравнению с предыдущим годами ухудшены. Это обусловлено снижением конечных финансовых результатов, что, в свою очередь, вызвано повышенным уровнем затрат.

Кроме того, как показали результаты анализа, недостаток инвестирования в основные средства выступил одной из причин ухудшения экономической эффективности функционирования предприятия. В этой связи, по результатам проделанного исследования на предприятии рекомендуется заключение выгодного договора лизинга, реализация проекта даст положительные финансовые результаты и позволит улучшить финансово-экономические показатели деятельности предприятия за счет повышения эффективности снабжения основными средствами.

Заключение

Для осуществления своей деятельности экономические субъекты используют различные ресурсы в виде имущества. Важную часть таких ресурсов составляют основные производственные фонды как средства труда, которые неоднократно участвуют в процессе деятельности организации и переносят свою цену на стоимость готовой продукции, работ и услуг частями по мере изнашивания в виде амортизационных отчислений.

В современных условиях деятельности предприятия возникает необходимость обеспечения бесперебойности его функционирования, достигаемой за счет регулярной, научно обоснованной оценки эффективности использования основных средств, на основе которой разрабатываются и обосновываются мероприятия по их обновлению и улучшению эксплуатации. Длительность использования таких средств предполагает необходимость постоянной оценки эффективности их эксплуатации, анализ технического состояния, движения и влияние на конечные финансовые результаты деятельности предприятия.

В экономической науке и практике существует множество подходов к анализу показателей экономической эффективности деятельности предприятия, использования его основных средств методов их расчета. Приоритетным направлением оценки эффективности использования основных средств следует выделить комбинирование дифференцированных и обобщающих показателей, поскольку они характеризуют уровень использования отдельных ресурсов предприятия в контексте абсолютных и относительных показателей, обеспечивая взаимосвязь с конечной финансовой целью коммерческого предприятия – уровнем прибыли.

В работе проанализирована коммерческое предприятие ООО «Ространс», созданное с целью получения прибыли. Организационная структура управления предприятием является эффективной и характеризуется функциональным построением. Экономическое положение предприятие улучшено по объему продаж и ухудшено по показателю конечного финансового результата.

Ведение бухгалтерского учета в целом, а также основных средств в ООО «Ространс» осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением организации. В первичном бухгалтерском учете в ООО «Ространс» применяются унифицированные формы первичной учетной документации. Бухгалтерский учет в ООО «Ространс» ведется в автоматизированной форме в программе «1С: Предприятие 8.1» с применением рабочего плана счетов, разработанного в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

Для учета основных средств используются синтетические счета 01, на котором учитывается первоначальная стоимость основных средств, 08 – приобретение данных средств, и 02 – начисление амортизации по объектам.

За рассматриваемый период произошло увеличение стоимости основных средств ООО «Ространс», главным образом, их пассивной части на сумму 2 580,8 тыс. руб., которая представлена зданиями, введенными эксплуатацию – производственными помещениями и гаражами. Балансовая стоимость зданий в этой связи увеличена в 2018 г. на 2 415,4 тыс. руб. относительно начала рассматриваемого периода. В значительной мере за рассматриваемый период увеличена стоимость зданий и машин и оборудования. При этом, в течение всего периода отмечается сокращение стоимости транспортных средств.

По результатам исследования определено, что ООО «Ространс» требуется обновление основных средств в части машин и оборудования, используемых в строительной деятельности предприятия. Это окажет положительное влияние на объемы выполняемых работ, которые можно будет увеличить, а также на показатели деятельности предприятия и эффективности использования его имущества.

В работе продемонстрировано, что эффективным методов инвестирования основных средств ООО «Ространс» является заключение лизингового договора. Главными достоинствами лизинга по сравнению с кредитным договором являются процентные ставки и сроки договора, возможность изменения графика платежей и применения налоговых льгот, а также положительное влияние на структуру бухгалтерского баланса ООО «Ространс».

Отличие процентной ставки по договорам кредита и лизинга в размере 1,05 % приведен к увеличению суммы процентов по кредитному договору на 447,30 тыс. руб. по сравнению с договором лизинга. Сумма ежемесячных платежей по основному долгу будет отличаться на 295,83 тыс. руб. или на 25 %, а сумма переплаты – на 52,36 тыс. руб. или на 30,41 % в пользу договора лизинга. В результате, общая сумма ежемесячных платежей по договору лизинга будет на 348,20 тыс. руб. или на 25,69 % меньше, чем по кредитному договору.

Расчеты наглядно показали, что заключение договора лизинга для целей деятельности ООО «Ространс» по финансированию основных средств является более выгодным как с позиции условий и преимуществ заключения договора, так и со стороны обязательных платежей. Произведенные экономические расчеты подтверждают эффективность инвестиций: положительное значение чистой текущей стоимости, уровень индекса рентабельности инвестиций и приемлемый срок их окупаемости.

Оцените статью
VIPdisser.ru