Доклад на тему подготовка к публичному выступлению

Работая над данным докладом, я стремилась полнее раскрыть последовательность действий при подготовке к публичному выступлению и рассмотреть его базовые основы.

Действенность речи – её коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией.

Речь – вернейший путь преодоления уже стоящих проблем и постановка новых. Проблемы эти должны волновать аудиторию уже на момент встречи с ней: мы не учим, а вместе преодолеваем препятствия, которые стоят на пути наших собеседников.

«Большинство людей не умеют выступать публично.

Большинство людей не умеют общаться.

Большинство людей не способны вести обычную беседу.

И сами от этого страдают.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Каким должно быть публичное выступление?

«Публичная речь – не самоцель, а средство достижения цели. Она должна быть:

«Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы её слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории учёные называют интеллектуальным сопереживанием.

Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убеждённость передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

Психологи подчёркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией, является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнёров, товарищей по общению.

«Как вести себя в ходе выступления? Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убедитесь в том, что она готова к восприятию ваших слов. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

Начинайте речь с приветствия и краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (а в случае необходимости и более длительная) пауза.

Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.

Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи её интересам. При несоответствии постарайтесь «навести мосты взаимопонимания».

Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твёрдую убеждённость в своих словах.

Следите за чёткостью речи. Не следует произносить её ни слишком быстро, ни монотонно. Чтобы не допустить этого, при подготовке к выступлению в тексте речи вы можете отметить места, которые будете произносить тише или громче, быстрее или медленнее в зависимости от значимости информации.

Во время выступления ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку, в потолок, поверх голов слушающих. Наблюдайте за реакцией аудитории.

Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затронутую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать её одобрение. Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всём протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь даётся вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы ответите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления вопросы могут быть сняты.

В критические моменты выступления следует говорить особенно убеждённо, уверенно, артикулируя каждое слово. Нелицеприятные для аудитории моменты следует подкрепить очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть эту тему. Полезным бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.

Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте громкость голоса.

Этапы подготовки публичного выступления

1. Работа над письменными источниками.

«При подготовке публичного выступления нам нередко приходится пользоваться письменными материалами. Как с ними работать? Прежде всего внимательно прочтите весь текст, неплохо даже (если он достаточно длинный) – два-три раза. А теперь запаситесь цветными фломастерами и попробуйте провести анализ: составить поабзацный план прочитанного. На отдельном листке запишите (в столбик) двумя-тремя словами основную мысль каждого абзаца. Не смущайтесь, если один длинный абзац содержит две-три основных мысли и, наоборот, несколько абзацев говорят примерно об одном и том же. Цветными фломастерами сделайте соответствующие надписи на полях вашего письменного текста, причём для каждой темы выбирайте свой определённый цвет.

2. Структурирование выступления

«В своей речи надо ещё уметь пользоваться двумя очень важными вещами: правилом рамки и правилом цепи. Что же это такое?

Понятно, что, начиная своё выступление, вы как вежливый человек сначала обратитесь к слушателям. Вы их поприветствуете, представитесь сами (если вас ещё не представили раньше). Всё это уже можно считать началом «рамки». Но самое главное в ней – некий эквивалент введения (предисловия) в письменном тексте.

Первая часть рамки представляет собой краткую информацию о теме, на которую собирается говорить докладчик, и причину, почему он выбрал именно её.

Далее оратор приступает к изложению своего основного материала и завершает доклад второй частью рамки, которая соответствует заключению (эпилогу) в письменном тексте. Вторая часть рамки – это самое краткое подведение итогов (просто завершающая фраза), прощание со слушателями, выражение благодарности им за терпение (понимание, поддержку и т.п.).

3. Выбор слов.

«Готовя устное выступление или же просто разговаривая с родственником, другом, приятелем, всегда надо подумать о том, какие слова вы употребляете.

Помимо нейтральной, существует и много эмоционально окрашенной лексики – как положительной («поднимающей»), так и отрицательной («опускающей») и умелый оратор часто ею пользуется.

Понятно, что многие вещи можно выразить совершенно разными словами и нам надо уметь пользоваться всем многообразием нашего языка. Сравните: «юная дева трепещет» и «молодая девка дрожит». А ведь, по существу, было сказано одно и то же!

Для нагнетания бездоказательного отрицательного отношения к явлению, человеку или объекту непорядочные журналисты широко используют именно этот приём употребления негативно окрашенной лексики.

Для устного выступления лучше не использовать длинные фразы, труднопроизносимые словосочетания, особенно с обилием шипящих звуков, а также причастные обороты. При работе с письменным текстом, готовя его для устного выступления, длинные сложные фразы лучше разбить на несколько простых, а причастные обороты – трансформировать, заменив их развёрнутым определением, которое начинается словом «который».

Даже говоря об одном и том же предмете, по мере возможности выбирайте разные слова – понятные именно той аудитории, перед которой вы выступаете. Ведь очевидно, что лектор должен говорить существенно по-разному для старушек, собравшихся на популярную лекцию в ЖЭКе, для учёных на научной конференции, для подростков в исправительной колонии, для матерей-одиночек, для любителей подводного плавания, для северных оленеводов и т.д. Не старайтесь потрясти аудиторию заумными словами, ведь используя их не по назначению, вы отнюдь не будете выглядеть умнее остальных, а, скорее, наоборот.

4. Привлечение внимания слушателей.

«Прежде чем говорить о приёмах привлечения внимания, стоит сказать о тех факторах, которые влияют на состояние аудитории, в том числе и на её готовность и способность слушать ваше выступление.

Идеальным интерьером для выступления является удобный, красивый зал с большим овальным столом, вокруг которого могут сесть около двадцати человек. Все сидят довольно близко, оратору не приходится напрягать голос, все хорошо видят лица друг друга (а не спины сидящих впереди, как в обычном зале) и благодаря овальному столу ощущают дружески-деловую, а не казённо-формальную атмосферу встречи. Вот именно в такой обстановке оратор и может рассчитывать на максимальное внимание своей аудитории.

Однако идеальные условия для выступления бывают крайне редко, поэтому оратору с помощью особых приёмов приходится, если это, конечно, возможно, как-то компенсировать недостатки помещения, освещения, а также периодически оживлять внимание слушателей в зале к своему выступлению.

Для привлечения внимания слушателей существуют разные приёмы и в течение одного выступления оратору не стоит пользоваться только лишь одним из них. Время от времени с помощью разных приёмов в случае необходимости стоит привлечь внимание слушателей, но нельзя это делать слишком часто и так, чтобы слушатели догадывались об этом. Все приёмы должны органически вписываться в ваше выступление и не только «пробуждать» слушателей, но и оживлять вашу речь.

Читайте также:  Социальные и социально психологические функции общения реферат

Вот эти приёмы:

В. «Двигательные» (моторные, кинетические):

Г. Задействовать вспомогательные материалы:

5. Преодоление робости.

«Робость, застенчивость у молодых людей – вещь совершенно естественная, которая постепенно преодолевается по мере взросления и общения с другими людьми.

Понятно, что застенчивость, стеснительность, зажатость никак не сочетаются с теми профессиями, которые требуют постоянного общения с людьми, публичных выступлений, интервью и т.п. А таких профессий в наше время с каждым днём становится всё больше и больше.

И всё-таки некоторые люди так и не могут преодолеть себя всю жизнь. Для них просто невыносимо малейшее внимание окружающих, они даже не могут представить себя где-то на сцене, трибуне или хотя бы в роли рассказчика самого невинного анекдота. Окружающие совершенно не догадываются обо всех этих страданиях, которые жертвы стеснительности фактически создают себе сами. Для преодоления этого недостатка существуют разные методики, но лучше всего не только бороться самому, а ещё и посетить специальные курсы и тренинги.

6. Умение убеждать.

«Умению убеждать очень трудно, но в какой-то степени всё-таки можно научиться. Вообще-то говоря, оно прежде всего зависит не столько от тех или иных технических приёмов, сколько от собственной убеждённости и искренности самого говорящего, а это среди политиков и различных общественных деятелей, к сожалению, встречается далеко не всегда. На самом деле, искренность – свойство довольно редкое и среди обычных людей.

7. Управление временем.

«Для выступающего очень важно обладать «чувством времени». Ведь он не может без конца смотреть на свои часы, отвлекаясь от темы выступления, теряя ход мысли. Это чувство совершенно необходимо, когда в силу непредвиденных обстоятельств вдруг надо сократить, или же, наоборот, затянуть выступление на пять или десять минут.

Иногда даже нужно чувствовать время вплоть до секунд. Существуют популярные книги типа «Как уговорить начальника за 30 секунд». Речь в них идёт о том, чтобы «перехватить» начальство где-то в коридоре, или же по дороге в столовую, например, и чего-то добиться от него как бы случайно, мимоходом, не попадая специально на приём в начальственный кабинет, где очень легко получить отказ. Там даётся структура вашего предложения, очень сходная со структурой публичного выступления – правило рамки, смысловые блоки (хотя они так и не называются) и т.д.

В своей работе я попыталась раскрыть тему данного доклада – поэтапная подготовка к публичному выступлению.

Изложенный в докладе материал позволяет выделить ряд основных положений, существенных для понимания успешной подготовки к выступлению перед конкретной аудиторией.

«Как всё просто! Как всё сложно! Один человек не способен понять другого. И у нас это происходит не только в личном общении, но и на государственном уровне.

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определённых знаний и убеждений.

В заключении я хотела бы добавить, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно всё предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретённые риторические навыки и умения.

Введение
1. Подготовка к публичному выступлению
2. В начале выступления
Заключение
Список использованных источников

Риторика необходима в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей на свою сторону.

Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен не жалеть энергию, а делиться ею с окружающими. Также оратор должен быть убежден в той идее, с которой выступает перед аудиторией. Оратор должен быть актером, и как каждый актер знать «Систему Станиславского».

Первое, что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, — определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут воплотить ее. После разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее.

Подготовиться заранее к публичному выступлению можно ярко представить себе выступление и успех, который мы после него имеем, т.к. наш мозг плохо отличает выдуманный опыт от реального воспользуемся этим. Повторим несколько раз. Кроме этого, лучше конечно познакомиться заранее с аудиторией, в которой вы будете выступать, если конечно это возможно, познакомиться и с людьми, которые будут слушать ваш доклад, это придаст вам уверенности. А люди, уже вас видевшие, будут воспринимать более благосклонно. Одним из действенных методов борьбы со страхом выступлений является напевание или произношение про себя много раз фразы (аффирмации) текст которых подбадривает, вдохновляет на подвиги, собирает морально. Фразы и тексты должны быть положительными, без отрицаний. Например, «я люблю выступать публично», «публика ждет моего выступления»,»выступление это радость», «я хорошо выступаю перед публикой». Просто, но проверено учеными экспериментально — работает.

Успешное публичное выступление, да и выступление перед одним человеком, начинается с подготовки речи. Необходимо узнать заранее, где, и перед кем вам предстоит выступить: взгляды и интересы, ее численность, чего она ждет от оратора(т.е. от вас), какую реакцию вы хотите получить от нее. И уже, узнав, кто вас будет слушать готовиться к публичному выступлению. Надо исходить, из средних показателей интеллекта, и развития. Не стойте сложных логических цепочек, и не переменяйте профессиональный сленг и термины, если ваше сообщение не адресовано профессионалам. Не используйте слов, значения которых не знаете.

Напишите текст речи, используя правильную аргументацию. Сначала, мы изучаем тему, читаем книги, потом пишем текст речи. А потом подбираем к нему примеры из жизни, статистические данные, узнаем мнение известных людей, и др. Это и будет аргументами в нашу пользу. Правильно подобранные аргументы, залог хорошего выступления. После того, как текст публичного выступления написан, надо дать его кому-то прочитать, а лучше выступить пред ним. Но, человек этот должен разбираться в тематике доклада. Он прослушает, выделит недостатки и задаст вопросы. Если на вопросы вы не ответили, значит плохо знаете исходный материал, ответили, хорошо, скорее всего их зададут и ваши слушатели в аудитории. Теперь можно подправить недостатки текста, выделенные нашим слушателем.

Нужна помощь в написании реферата?

Надо тщательно продумать свой имидж, и что и как и где вы будете говорить на публике. Невербальная часть выступления, довольно важна, поскольку, как не странно, около 60% информации, человек получает именно из невербальных источников. Кроме того, невербальная информация, воспринимается мозгом, как более правильная, и нечестность собеседника, чувствуется на подсознательном уровне. Расстояние, от рассказчика, его внешний вид, тембр голоса, паузы между словами, интонация, жесты мимика, это все входит в невербалику.

При подготовке своего внешнего вида, к публичному выступлению, надо иметь в виду, что сходство между слушающими и воспринимающими речь, увеличивает силу влияния на аудиторию. Это касается прически, одежды, украшений, обуви, манеры вести себя. Похожий человек, воспринимается как свой, и доверия к нему, и его словам гораздо больше. А артикуляцию и дикцию перед выступлением лучше потренировать. Для того, чтобы узнать, как вы при этом выглядите, и как будет лучше, можно потренироваться перед зеркалом. Кроме этого, важен голос, произношение, и смысловые выделения. Это просто узнать, записав свою речь на магнитофон. Поэтому обратим на это внимание, при подготовке публичного выступления. Для того, чтобы речь получилась успешной надо выполнять некоторые правила. Но самое главное настрой и непринужденность. А это достигаться хорошей подготовкой, и преодоление страха. Страх, который может вас охватить перед самым началом выступления, вызывает напряжение грудной клетки, спазмирует ее затрудняя доступ кислорода к легким, и сжатие горловых связок. Сжатие горла приводит к пересыханию гортани, зажиму голоса, и слова застревают в горле, а из-за недостатка кислорода в крови весь организм начинает хуже работать, в частности головной мозг, т.е. вы просто перестаете нормально соображать и зацикливаетесь на своих ощущениях, что еще больше разгоняет маховик страха. Выше выступление перед публикой, не будет успешным, если, вы зациклитесь на своих ощущениях. Не сидите и не ждите, когда вас вызовут, как на казнь, это только усугубляет положение. Займитесь чем ни будь полезным, перечитайте еще раз речь, подвигайте челюстью туда — сюда, раз 20-30, походите на пятках, попробуйте расслабиться подвигайте конечностями, стряхните груз с рук и ног. Можно проделать простые физические упражнения, например, приседания, сжимание и разжимание рук, некоторые ораторы вообще носят с собой эспандер. Эти простые и полезные упражнения стабилизируют ваше состояние, кровь будет разносить кислород, а лишняя энергия израсходуется, ее просто не хватит на тремор, мозги отвлекутся, и не будут разгонять эмоцию страха дальше, а значит вы станете более уравновешенным, а следовательно это добавит вам смелости и уверенности. Если есть возможность полежать можно воспользоваться, кровообращение идет легче, и насыщение крови и мозга кислородом происходит лучше, положение комфортное это более-менее стабилизирует состояние.

Читайте также:  История возникновения шорт трека

Первое впечатление создается в первые 5-7 секунд, поэтому надо побороть страх перед аудиторией, и начинать надо сразу. Улыбайтесь. Создайте эмпатию, ситуацию взаимного доверия и приятия. Иногда когда улыбка очень и очень широка, а зубы идеальны собеседник испытывает какое- то неприятное чувство. И это неспроста. Экологами установлено, что улыбка на бессознательном языке воспринимается как демонстрация великолепного набора инструментов для убийства- зубов. Животные, встречаясь, оскаливают зубы и рычат, это значит, вооружен и очень опасен. У человека это трансформировалось в улыбку. И чем шире улыбка, тем приятнее человек воспринимается. Наше подсознание говорит, что с таким человеком лучше не связываться. А на вас улыбка, даже не искренняя, действует успокаивающе. Мозг воспринимает ее как отсутствие опасности, и начинает успокаиваться. И чувство радости и эмоционального подъема приходят на самом деле. К тому же, улыбаться нужно потому, что человек, в жизни мало сталкивается с искренним доброжелательным отношением. В начале речи идет приветствие. Приветствуют обычно словами «Уважаемые коллеги», или «Уважаемые слушатели» и т.п., даже если они таковыми не являются, в приветствии да и в тексте, допускается некоторая лесть и превышение статуса, но никогда не принижение его, например, при вступительных экзаменах говорят «Уважаемые будущее абитуриенты». Кроме того обычно саму речь начинают с шутки, или с изложения факта, который заинтересует большинство публики. А само выступление не должно быть монотонным. Можно разнообразить свою речь, сделать не похожей на остальные. Можно задать самому себе вопрос, например, вы спрашиваете у меня почему это так, и самому на него ответить. Попробуйте постепенно повышать и понижать высоту голоса, замедлять и ускорять темп речи, выделять важные места не только паузами, что нужно делать обязательно, но и интонацией, обращайте внимание на знаки препинания, короче поработайте над речью. Существует целая наука о паузах — паузология, наверное не зря. Нормально воспринимается речь, произносимая со скоростью примерно 120 слов в минуту. Эти навыки сделают вашу речь яркой и запоминающейся.

Даже если вы испытываете сильный страх перед аудиторией, старайтесь не подавать вид, что это так, не теребите галстук, не разглядывайте ногти, и не поправляйте постоянно очки, лучше несколько раз поглубже вдохните, это насытит кровь кислородом, и вы более-менее успокоитесь. Старайтесь по возможности принять удобную позу, неудобная поза будет вам мешать сосредоточению на вашей речи. Согнутые и нагнутая вниз голова типична для состояния обиды, втянутые плечи для состояния страха, а поза влияет на общее состояние организма, организм вспоминает реакцию на пережитые негативные эмоции. Кроме того поза должна быть дружественной и открытой. Открытой поза считается когда ноги и руки не скрещены. Закрытость понимается на подсознательном уровне негативом, а так как около 60% информации передается невербально, это очень важно. Кроме того, невербальная информация воспринимается как более верная, поскольку подделать ее довольно трудно. Едва заметный наклон туловища, или склонение его в сторону слушающих понимается подсознанием как заинтересованность, тоже воспринимается хорошо, откидывание головы или отклонение назад наоборот воспринимается плохо. Также хорошо воспринимается и расширение зрачков, для этого достаточно просто несильно покусать губы, или сделать себе немного больно, от боли зрачок расширяется, кстати расширяются они и от страха. В древние времена итальянские женщины использовали экстракт беладонны закапывая его в глаза — в результате зрачек расширялся, делалось для того, чтобы взгляд был заинтересованно наивным, мужчинам вроде нравилось.

Кроме позы, в публичном выступлении важное значение играет мимика, взгляд должен быть направлен на того, кому рассказывают, периодически обводите глазами аудиторию, заодно и увидите понятно ли то, что вы говорите. Но сосредоточите остальное внимание на каком либо человеке, который вам знаком, хорошо если это ваш друг, или проявляет внимание к тексту, психологически это легче. Кстати хорошо «прочитываются» на лице положительные эмоции радость, счастье, любовь, удивление, отрицательные эмоции передаются хуже, но отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне лица, что связано с работой мозга. Не подносите постоянно руки ко рту, и носу это ухудшает восприятие текста, портит дикцию, кроме того на невербальном уровне воспринимается как ложь. К невербальному общению относится также жесты, интонация и окраска тон и тембр голоса, скорость речи и др. Невербальные средства общения:жесты, мимику можно попробовать отрепетировать дома перед зеркалом, но не факт, что они будут такими же в аудитории на все 100%. А тембр голоса паузы между словами, окраску голоса, скорость речи можно узнать записав свою речь на магнитофон. Прослушав себя вы можете сделать вывод, что нужно изменить.

В самом начале говорим не медленно, но и не слишком быстро.
Введение занимает 10-20% всей речи. Во введении раскрываются основные проблемы, актуальность, разработанность темы, выдвигаются основные тезисы и определяются взгляды рассказчика.

В основной части своей речи вы выдвигаете тезисы и пытаются их доказать основная часть занимает – 60-65%. Основная часть – это обоснование основного тезиса. Варианты системного построения аргументации:

— проблемное изложение, выявление и анализ противоречий, путей их разрешения;

— хронологическое изложение;

— изложение от обстоятельств к следствиям, от частного к общему;

— индуктивное изложение, от общего к частному.

В основной части рассматриваются разные аспекты, которые способствуют лучшему и полному осмыслению слушателями идеи. При этом важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключительной части.

В заключении обычно формулируются выводы, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение, как в прочем и вступление, способствует хорошему впечатлению от выступления в целом, но оно оставляет последнее впечатление, поскольку слышаться последним. В заключении обычно повторяются основная идея и возвращаются к тем моментам основной части, которые вызвали воодушевление и интерес слушателей. Окончить выступление можно решительным заявлением, подводящим результат выступлению. Заключение составляет — 20-30% времени. Но естественно, что такая раскладка по времени примерна, это скорее ориентир, к которому надо стремиться, но необязательно полностью соответствовать, разложение по времени происходит индивидуально.

Но невозможно быть идеальным и угодить всем, примерно 5 -10 % аудитории всё равно останется недовольной, это вполне нормально, и не стоит на этом зацикливаться и искать идеал угодить всем невозможно. Кроме того, идеал, это когда нечего убавить, а не когда нечего добавить, добавить всегда есть что. Постарайтесь уложиться в выделенное время как говориться краткость сестра таланта. Если вы не можете справиться со страхом сами, есть множество вариантов от него избавиться, даже не прибегая к услугам психотерапевтов, например, быть уверенным в себе, знающим то, о чем говорим, быть подготовленными к выступлению и возможным вопросам. Чем более человек компетентен, те менее он будет обращать внимание на мелочи, можно пересилить страх. Можно посмеяться над ним, и заодно над собой; можно изобразить его на бумаге смешным или забавным; выделить в страхе положительные моменты и отрицательные, и сравнить их может этот страх дает вам больше чем отнимает. Можно заняться медитацией, или визуализацией, японские самураи например, перед боем представляли что умрут, или уже умерли, и остается только одно — отомстить за свою смерть врагу, и поэтому были непоправимы.

Наука риторика предлагает ряд рекомендации, которые могут принести успех:

В ходе многовековой риторической практики выяснилось, что человек психологически не способен слушать оратора более 45 мин (так возник «академический час» в системе обучения). Первые 5-10 мин человек слушает, не отвлекаясь. Затем необходимо привлекать его внимание, вставляя в свою речь каждые 5-10 мин какую-то легкую реплику — шутку, анекдот, яркий пример. В итоге аудитория позднее свяжет выступление воедино в своей памяти с помощью таких «легкомысленных» связок.

Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи — для выступающего 100-120 слов в мин. При такой скорости слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего.

На заключительном этапе выступления оратор должен закрепить в эмоциональной памяти слушателей впечатление от увиденного и услышанного. Поэтому разумно повторить ключевые моменты выступления, прибегнуть к выразительной цитате, афоризму (краткому и меткому изречению). Финальные слова опытный оратор всегда скажет «на подъеме», с оптимистической ноткой, чтобы оставить в этом состоянии уходящих слушателей. В заключительной части выступления следует: обобщить самое существенное в выступлении, усилить впечатление, закрепить сказанное, поставить конкретные задачи. Нельзя выносить в заключение какие-то новые мысли и новые факты, так как они не будут восприняты.

1. Голуб А. Е. Риторика / А. Е. Голуб. – Минск: 1994, 216 с.
2. Диаклетианов Л. Г. История риторики / Л. Г. Диаклетианов. – М.:2011, 123 с.

Читайте также:  Научные положения диссертации: магистерской, кандидатской или докторской

Эстрадное выступление впервые поднимает исполнителя на необходимый уровень высокого искусства, публичного «разговора» со слушателем, реализации как своего творческого потенциала, так и той огромной задачи, которая стоит перед ним – раскрытия художественной сущности музыкального сочинения, его образов и драматургии, глубинной художественной концепции, которую автор стремился воплотить в звуках.

Концертное выступление дарит исполнителю особое, наивысшее состояние духа – вдохновение, которое является специфическим явлением человеческой творческой деятельности, практически недостижимым вне эстрады. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей. Вместе с тем исполнитель испытывает на эстраде и сильнейшее волнение, непосредственно связанное с огромной сложностью и ответственностью решения художественно-исполнительских задач. Перед ним возникает непростая психологическая проблема преодоления: нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность и, напротив, необходимо утвердить себя как Артиста, несущего людям неисчерпаемую красоту искусства. Великие музыканты и педагоги считали обретение эстрадного опыта важнейшей задачей исполнителя, а степень владения состояниями переживания и волнения на концерте, умением их «перевода» в нужное, полезное русло – одним их важнейших критериев артистизма.

Эстрадное самочувствие является специфическим и весьма сложным состоянием музыканта-исполнителя. Артист во время концертного выступления не только находится в особом психофизиологическом и моральном состоянии, но и решает множество разнообразных художественно исполнительских задач.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.

Нередко исполнители и педагоги полагают, что для подготовки полноценного выступления вполне достаточно как можно тщательнее выучит сочинение. Однако ограничение задач лишь этим требованием далеко не всегда гарантирует успешность игры и творческое состояние на эстраде. Для достижения оптимальных результатов необходимо выполнить несколько важных условий.

1. Осуществить психологическую подготовку, включающую формирование механизмов защиты от стресса, создать максимальную психическую

устойчивость, сформировать навыки преобразования отрицательных факторов воздействия эстрады в положительные.

2. Создать резервы различных сторон исполнительской деятельности – художественный, технологический, психологический, «запасы» стабильности и мобильности процесса воссоздания произведения на эстраде.

3. Уметь доводить изучение произведения до стадии перехода в конечную («кодовую») форму.

4. Научится максимально реализовывать на эстраде свои порой глубоко скрытые творческие возможности и резервы.

Для лучшего самочувствия на эстраде необходимо приучать свой организм к оптимальной нагрузке во всех сферах деятельности. При этом каждый исполнитель обязан знать оптимальный уровень своего индивидуального эстрадного напряжения. У опытных исполнителей такой тонус должен быть выше, иначе не будет ярких художественных открытий; у малоопытных – ниже, ибо в противном случае под угрозой может оказаться устойчивость всего игрового процесса.

Большую роль в обретении благополучного самочувствия на эстраде играет как весь путь художественно-технологического развития, так и конкретное музыкальное произведение, которое он исполняет в данный момент. Игра непонятого произведения, оставшегося в немалой мере чуждым  индивидуальности исполнителя, опасна во многих отношениях, ибо вызывает чувство неудовлетворенности, а иногда неполноценности из-за невозможности до конца внутренне «включится» в художественный мир сочинения. Во-вторых, непонимание вынуждает молодого музыканта идти путем механического зазубривания текста, что психологически сильно суживает рамки выразительности, заставляет чувствовать себя скованным, несвободным. На эстраде повышенный уровень тревожности и напряженности заметнее ухудшает исполнение именно трудного сочинения (особенно если недостаточно ясны пути его воплощения), чем произведения более простого.

Распространено мнение, что истинно творческое настроение у исполнителя должно возникать на эстраде. Настроение на эстраде уточняется, и главное поднимается на определенную художественную ступень. Но готовится оно заранее, разворачивается постепенно и лишь завершается, достигает своего апогея на сцене. Музыкант должен быть всегда увлечен, жить музыкой, а не ожидать «прихода» вдохновения на эстраде.

Только полная отдача интеллектуальных, психических и физических сил во время домашних занятий и на уроке, максимальная концентрация внимания могут обеспечить такое же состояние и во время выступления.

Критерии готовности исполнителя к публичному выступлению можно разделить на две большие группы: готовность профессиональная и готовность психологическая. Критериями достижения профессиональной, художественно-технологической готовности можно считать следующие позиции:

1. Обретение качественного уровня игры в целом.

2. Появление особого ощущения мобильности в игровом состоянии: возникает чувство легкости, управляемости, что ведет к улучшению качества звучания, исполняемости виртуозных фрагментов.

3. Нарастание процесса стабилизации, сокращение времени «проигрывания» произведения внутренним слухом, а также прояснение архитектонической

4. Появление искомой художественной образности и выразительности игры.

По мере овладения подготавливаемой программой у исполнителя должна возрастать субъективная, психологическая сторона готовности к концертному

выступлению. Здесь можно выделить следующие моменты:

Исследования психологов показали, что эстрадное волнение обычно начинается за три дня до выступления и сохраняется еще сутки после него. Именно за это время нужно выйти на «пик» своей формы, не растеряв преждевременно нервную, физическую, да и художественную энергию (как говорят спортсмены, «не перегореть»). Многие выдающиеся музыканты-исполнители считают, что за несколько дней до концерта нецелесообразно увеличивать количество занятий, изменять их содержание. Попытка работать над программами до самого выступления чаще всего способствует усилению волнения, так как в данном случае не создаются нужные условия для сохранения необходимой исполнителю психической и физической энергии.

Одним из наиболее эффективных методов предконцертной подготовки считается метод мыленного проигрывания произведения. Другим эффективным способом предконцертной подготовки является так называемый «метод экспериментальной записи» своей игры. Сделанную таким образом запись следует специально слушать, ощущая себя в зале в качестве слушателя, воспринимающего игру другого. В предконцертный период входит и репетиция. Здесь также необходимо соблюдать определенные психологические условия. Следует отдавать себе полный отчет о том как репетировать, когда репетировать, что (какую пользу) нужно извлекать из репетиции. Надо учитывать, что на репетиции исполнитель играет не лучше или хуже, чем на концерте, а по-другому. Репетиция не должна быть ни еще одним, пусть и важным, уроком, ни концертом. На репетиции надо именно «репетировать» главные моменты целостного процесса интерпретации произведения, а так же вживаться в ряд неизбежных психологических состояний: самочувствие в ситуации одиночества, отдаленность от педагога и привычной обстановки.

Еще одним приемом непосредственной подготовки к концерту является выработка психологической и профессиональной устойчивости исполнителя к случайным ошибкам на эстраде. Она достигается путем осмысления самого механизма возникновения ошибки, а также анализа психофизиологического состояния и работы игрового аппарата в этот момент. Умение ошибаться, точнее способность успешно справляться с внезапно возникшей «ситуацией ошибки» во много снимает психологический страх срезаться. Особое волнение, достигающее апогея, ожидает исполнителя в день исполнения.

Если обобщить нормы поведения в этот ответственный день, можно отметить, что режим концертного дня во многом схож у большинства исполнителей. Они рекомендуют следующее. Вставать не очень рано, чтобы не растягивать игровой день и беречь энергию. Завтрак необходим, именно он дает достаточный запас энергии на целый день, не есть в день концерта недопустимо, ибо это приводит не только к недостатку сил, но и усилению спазмов голодного желудка, отражающихся на состоянии всей двигательной системы.

Занятия на инструменте не должны быть слишком интенсивными. Исполнителю желательно приехать в зал заранее, почувствовать его атмосферу, немного поиграть там, при этом желательно исполнять только начала произведений. Нельзя недооценивать роль, которую играют в создании необходимого психологического состояния различные внешние средства – привычки, амулеты, приемы аутогенной тренировки. Они как бы «оттягивают» на себя груз изменений ответственности, являются некой психологической гарантией успеха исполнителя, помогают вспомнить прежние удачные выступления, снижают чувство одиночества на эстраде, служат символом веры в позитивный исход всей ситуации. Важно учитывать и индивидуальные привычки исполнителя: сохранение привычного распорядка дня, выбор привычной еды. Серьезным моментов подготовки к выступлению являются различные методы самовнушения, самопрограммирования, которые способствуют снятию тревоги, переводу волнения в творческое чувство. Иногда очень полезным бывают воспоминания удачных артистических успехов, что способствует переключению внимания со своего собственного состояния на содержательную сторону игры, вызывая радость общения с музыкой и слушателем. Не случайно в одной из артистической Петербургской филармонии висел плакат: «Волнуйся не за себя, а за композитора».

Выступление на эстраде – специфическая форма исполнительской деятельности, выводящая исполнителя на высший уровень художественного творчества. Радость творчества в процессе удачного публичного выступления достигается огромным предшествующим трудом, стрессовым состоянием, колоссальным напряжением духовных и физических сил. Приобретение положительного опыта концертного музицирования связано с умением верно оценивать свои возможности, идти по пути достижения в поисках собственного стиля.

Публичное выступление многому учит музыканта-исполнителя, который должен замечать и сохранять то, что получается, и изменять то, что, несмотря на приложенные усилия, не достигает концертного виртуозного уровня. Это касается и элементов внешнего поведения артиста и ансамбля солирующего инструмента с аккомпанементом и поиска эффективных механизмов воздействия на слушателей. Определившая и устойчивая форма исполнения и поведения музыканта- исполнителя на эстраде является наилучшим критерием полноценности его творческой жизни, его прогрессирующего концертного уровня.

Эстрада требует от музыканта-исполнителя максимальной концентрации душевных и физических сил, включенности творческого внимания и воли.

Публичное выступление часто является лучшим учителем исполнителя. Оно позволяет ему стать экспериментатором, исследователем своего таланта, своих возможностей, интуитивно постигать во многом еще непознанные секреты исполнительского мастерства, тайну воздействия на слушательскую аудиторию, постигать свой внутренний мир, что откроет ему путь к душам других людей и стать настоящим Музыкантом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Благой Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей. В сб. Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. – М., 1979 (65с)

2.Бочкарев Л. Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к концерту. В сб. Проблемы высшего музыкального образования. – М., 1975 (73с)

3. Готсдинер А. Подготовка учащихся к концертным выступлениям: К вопросу об эстрадном волнении. В сб. Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3. – М., 1991 (107с)

4. Петрушин В. Музыкальная психология: пособие для учащихся и студентов в средних и высших музыкальных учебных заведений. – М., 1993 (263с)

5.Суворова В. Психофизиология стресса. – М., 1975 (208с)

Оцените статью
VIPdisser.ru