Берглезова Фарида Реферат «Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»
- Глава 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания у дошкольников
- Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эстетических качеств у старших дошкольников в учреждении социокультурной сферы
- Организация работы по эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства
- Глоссарий
- Публикация «Курсовая работа „Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО“» размещена в разделах
- Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности
- Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Публикация «Реферат „Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Аннотация
- Заключение
Глава 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания у дошкольников
Марина Король Теоретические основы эстетические основы, эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1. Значение эстетического воспитания.
2. Своеобразие эстетических восприятий и переживанийдошкольников.
3. Принципы эстетического воспитания дошкольников.
4. Задачи эстетического воспитания в дошкольном учреждении.
5. Средства эстетического воспитания дошкольников.
6. Методы эстетического воспитания.
7. Формы эстетического воспитания.
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эстетических качеств у старших дошкольников в учреждении социокультурной сферы
Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.
Организация работы по эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства
В качестве рекомендации по эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства мы разработали программу курса, способствующего эстетическому воспитанию детей, составленного с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель курса: развитие эстетической культуры, нравственно–эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно – творческого решения общей учебной задачи.
Задачи курса
1. Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д.
2. Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
3. Использование метода оформления интерьера группы работами детей, оформление выставок.
4. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
5. Развитие и регулирование психических процессов и процессов познания у детей через использование дидактических иразвивающих игр.
6. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
7. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
8. Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
9. Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
10. Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).
11. Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
12. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
13. Решение художественно–творческих задач на сочетание различных приемов аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительного образа.
14. Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
15. Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность).
16. Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия, композиция.
17. Умение отличать технику исполнения.
Ниже представлен тематический план программы (табл. 2).
Таблица 2– Тематический план
Глоссарий
Воспитание – в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В узком – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Дошкольный возраст – этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.
Личность – это сложный и системный феномен, прежде всего общественного развития. Человек как личность представляет в совокупности духовных качеств, особенностей, в которых он становится носителем тех или иных социальных ценностей (профессиональных, нравственных, политических, этнических, эстетических и др.), позиций оценочных отношений и суждений, а также как активно действующий субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя.
Социокультурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально–культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.
Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.
Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.
Эстетика – это наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты.
Публикация «Курсовая работа „Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО“» размещена в разделах
Рост интереса к проблеме художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения находит отражение и в научной литературе по педагогике, искусствоведению и психологии. Обычно авторы опираются на разработанные ранее, и уже ставшие классическими, представления известных педагогов о развивающей функции средств эстетического воспитания, которые используются при ознакомлении детей с различными видами искусства. Среди таких работ можно назвать исследования Э. Б. Абдуллина, Е. И. Артамоновой, Т. И. Баклановой, Н. А. Ветлугиной, Т. Г.
Казаковой, Т. С. Комаровой, Б. Т. Лихачева, Г. П. Новиковой, А. И. Савенкова, Н. П. Сакулиной и пр.
Психологическое обоснование использования искусства в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста с опорой на теоретические положения о путях становления и развития общих и специальных психологических механизмов ориентации в условиях освоения художественно-эстетической деятельности находит свое отражение в трудах Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, Е. И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона и др.
Также авторы рассматривают проблему использования искусства в качестве средства художественно-эстетического воспитания дошкольников с позиции воспитания у ребенка чувств и понимания приемов художественной выразительности. Отражение указанной позиции имеет место в трудах В. Н. Шацкой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. А. Ветлугиной,
H.П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Г. П. Новиковой и др. В работах этих исследователей отмечено, что чем раньше начнется работа по приобщению детей к художественной деятельности, тем эффективнее будет ее воздействие по причине достаточно высокой восприимчивости органов чувств в детском возрасте.
Несмотря на исследование данной проблемы и на теоретическом, и на практическом уровне, в педагогической практике сложилось явное противоречие между необходимостью осуществлять эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в учреждениях дополнительного образования и недостаточной разработанностью условий решения данной проблемы.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО».
Проблема: из выявленного противоречия нами сформулирована следующая проблема выпускного квалификационного исследования.
Каковы педагогические условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО?
Цель исследования — выявление педагогических условий эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО.
Объект исследования — процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО.
Предмет исследования – педагогические условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО.
Гипотеза исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
осуществляется изучение и учет уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
реализуются занятия художественной направленности, направленные на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
1) определить понятие и сущность эстетического воспитания;
2) рассмотреть особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) проанализировать художественную деятельность как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4) определить и экспериментально проверить педагогические условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО.
Методы исследования — теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение передового педагогического опыта и методической литературы по проблеме исследования, тестирование, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и приложений. Список литературы включает 21 источник.
Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Д. С. Лихачев подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д. С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Ветлугина Н. А. говорит об эстетическом воспитании, как о развитии способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. По мнению Сластенина В. А. эстетическое воспитание — это способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, который обозначает науку о прекрасном. Эстетическое воспитание — воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и искусстве.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы:
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.
Реформа, произошедшая в системе образования за последние десятилетия, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — вот необходимые условия развития гармоничной личности.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
• эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
• художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
• эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.
Таким образом, конечная цель эстетического воспитания заключается в формировании гармоничной личности, всесторонне развитого человека, высоконравственного, прогрессивного, образованного, обладающего желанием творить, умением трудиться, понимающего красоту искусства и красоту жизни.
Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Модернизация образовательной системы на современном этапе становления предусматривает целостный, гармоничный, эстетически-художественное развитие личности ребенка.
Именно поэтому все звенья области, в том числе дошкольного, направляют свои усилия на формирование художественно-культурных ценностей личности ребенка, основанное на изучении индивидуальных возможностей, условий для самореализации и самоопределения на всех этапах жизнедеятельности.
Данный подход предполагает реализации процесса эстетического воспитания на гуманистических началах. Оттого воспитательный процесс строится учитывая его потребностей, интересы, мотивы, возможности и др.
Анализируя направления гуманистической педагогики, ученые определили ключевые задачи личностно-ориентированной образовательной системы:
– формирование гармонично развитой, духовно обогащенной ребенка, базой жизнетворчества которой выступают культурно-духовные ценности человечества;
– вырабатывание эстетических понятий и взглядов детей старшего дошкольного возраста, на базе которых идет восприятие прекрасного в жизни и искусстве;
– формирование творческого потенциала детей.
Наиболее существенная специфика эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, изменения, происходящие в познавательной области ребенка.
Многие педагоги считают, что формирование эстетических идеалов у детей очень длительный и сложный процесс. Под влиянием взрослого, сверстника эстетические идеалы у ребенка изменяются.
Данный возраст имеет особое значение в личностном развитии детей: в этот период жизни начинается формирование новых психологических механизмов поведения и деятельности.
В старшем дошкольном возрасте происходит закладывание основ будущей личности: становление устойчивой структуры мотивов, зарождение новых социальных потребностей потребность в признании и уважении со стороны сверстников и взрослых, интерес к коллективным формам деятельности); появление нового (опосредованного) типа мотивации –основы произвольного поведения; дошкольник усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
5-6-летним детям оказывается доступной сосредоточенная деятельность на протяжении15-20 минут.
Также при выполнении каких-то действий они способны удерживать несложное условие в памяти.
Воображение – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Происходит формирование таких его особенностей, как оригинальность и произвольность.
В 5-7 лет дети способны самостоятельно сочинить небольшую сказку на заданную тему с последовательно разворачивающимся сюжетом.
Улучшается восприятие величины, формы, строения и цвета объектов; систематизируются представления дошкольников, которые ранее были получены.
Старший дошкольник умеет вычленять простые формы из сложных объектов, а также воссоздавать более сложные объекты из простых форм.
Улучшается также конструктивная деятельность дошкольников. Дети овладевают обобщённым методом обследования образца. Осуществление конструктивной деятельности может происходить на основе схемы, по условиям и по замыслу. Дети старшего дошкольного возраста уже способны освоить даже сложные методы складывания бумаги, а также придумать свои собственные конструкции Конструирование из природного материала также усложняется.
Старший дошкольный возраст является периодом познавательной активности и осознанных открытий. На его протяжении постепенно расширяются и углубляются представления и знания малышей, они постепенно обобщаются.
Для старших дошкольников формой знакомства с эстетическим идеалом, является литература, мультфильмы и кино. Герои книг, мультфильмов, будь то люди или звери, наделены человеческими качествами, являются носителями милосердия и жестокости, добра и зла. Ребенок симпатизирует героям, становится приверженец добра.
В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.
Основным путем эстетического развития старшего дошкольника является самостоятельная деятельность, в которой ребенок открывает для себя что-то новое. Самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей и отвечает их потребностям и интересам.
Работа по эстетическому воспитанию должна происходить в течение всего дня начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю нужно спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описывать увиденное, подчеркнуть, что в особенности заинтересовало понравилось.
Можно расспрашивать детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация, прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский сад. Подобное содержательное общение нужно детям. Оно будет активизировать желание увидеть красоту окружающей жизни.
Любой момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, оттого значимо создать эстетическую среду, чтоб детей окружала красота. Чтобы разрешать задачи эстетического воспитания, воспитатель должен знать, что такое творчество вообще и какова особенность детского творчества. Данное позволит ему чутко и корректно поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству.
Творчество есть деятельность, ориентированная на основание общественно значимого продукта, который оказывает воздействие на преобразование окружающей среды. Итог творчества взрослых – новый продукт, который имеет социальное значение и обеспечивает движение общества. Ребёнок новый для общества продукт не создает. Значение его творчества ограничивается основанием нового для себя, и данным обусловливается роль творчества для вырабатывания личности. Но есть и объективное значение детского творчества – общество заинтересованно в творческом формировании каждого.
Публикация «Реферат „Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС“» размещена в разделах
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетического воспитания.
Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения.
Сегодня перед всеми звеньями системы эстетического воспитания самой жизнью поставлена проблема: как и какими средствами, на основе каких специфических методов можно не только научить человека разбираться в искусстве, в основах художественной культуры, но и превратить его в тонкого ценителя красоты, способного правильно, глубоко эмоционально реагировать на нее, на любые ее проявления: в искусстве, в быту, в области эстетических отношений и т. д., руководствоваться чувством прекрасного в повседневной деятельности и осознанно творить мир красоты
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них : Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая, и другие
Цель исследования – изучение основ эстетического воспитания дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие эстетического воспитания
2. Рассмотреть процесс знакомства ребенка дошкольного возраста с искусством
3. Выделить формы эстетического воспитания
4. Изучить задачи и методы эстетического воспитания в детском саду
5. Раскрыть понятие декоративно-прикладного искусства
6. Проанализировать личный педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, список литературы и приложения.
Глава 1. Сущность эстетического воспитания
1.1 Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:
1. чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;
2. теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
3. необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям :
4. обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,
5. развитие духовных и физических сущностных сил и творческих умений (4, c. 88)
Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий :
• осуществление индивидуального подхода к детям;
• благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
• содержание в быту произведений искусства;
• личная инициатива и желание детей.
Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности. (10, c. 109)
1.2 Знакомство ребенка дошкольного возраста с искусством
Искусство способствует пробуждению эстетического чувства и его воспитанию, развитию художественного мышления, творческой активности.
Искусство формирует эстетические чувства, их воспитание выстраивается в определенной взаимосвязи, в системе эстетической теории. В дошкольном возрасте дети очень легко воспринимают красоту человека, предмета, порой в оценке красивого ориентируются на взрослых или на сверстников. Однако К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок в своем воображении видит истинный образ предмета, и порой уже поломанного игрушечного зайчика он преданно любит, и взрослым не удается убедить его в том, что новая игрушка красивее и лучше. Для ребенка красива та, которой он подарил свои мысли, чувства, любовь. (9, c. 114)
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. (11, c. 75)
Таким образом, конечная цель эстетического воспитания — гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
Глава 2. Эстетическое воспитание в детском саду в условиях ФГОС
2.1Основные цели и принципы ФГОС
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Что является основными целями ФГОС ДО?
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
• поддержки разнообразия детства;
• сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
• полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
• создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
2.2 Основные методы и приемы эстетического воспитания в ДОУ
Эстетическое развитие — важный раздел образовательно-воспитательной работы дошкольного учреждения. Богатство представлений о явлениях природы и общественной жизни, о мире предметов и вещей, созданных руками человека, имеет существенное значение для умственного и нравственного развития, для формирования личностных качеств ребенка. Представления об окружающем мире влияют на содержание игр детей, на их общение со сверстниками и взрослыми. Чем ярче впечатления детей, тем больше они знают, тем интереснее и богаче их жизнь, тем вернее они отражают действительность в продуктивных видах деятельности.
(13, c. 88)
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности у детей формируется целостное восприятие и представление о них. Данное направление работы обеспечивает положительную динамику умственного развития детей лишь в том случае, когда дошкольникам даются не отдельные знания о предмете или явлении, а целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.
В творчестве обогащается чувственный опыт ребенка: он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, у детей создается чувственная основа для речевых обобщений. (12, c. 194)
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
• метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
• метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
• метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире. (3, c. 67)
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.
Думая о воспитании новых поколений, мы в этой связи обязаны обратить особое внимание на развитие эстетической культуры родителей.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания :
1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Развивать художественно-творческие способности детей (3, c. 71).
Методы эстетического воспитания базируются на эмоциональном отношении, связаны с преобразованием эстетического переживания, восходящим от более простых к более сложным формам (от наблюдений к деятельности).
Большое значение в деле эстетического воспитания имеет учет возрастных особенностей тех, с кем имеет дело воспитатель. Признав переживание особым единством объективного и субъективного, мы, естественно, соотносим избранный метод не только со сферой воспитания, но и с духовным миром личности, с тем, на какой индивидуальной стадии развития находится эта личность.
Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности.
2.3. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro — украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен, жителей крайнего севера, мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека (оленеводство). В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деятельности.
В последующие столетия тематическая структура декоративного искусства значительно усложнилась. Но в ней все равно довольно четко прослеживается, пусть часто и не прямое, воздействие главных интересов повседневной жизни людей.
Значительно прочнее сохранялись и во многом дошли до наших дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке построения форм и характере выразительных приемов и средств.
Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. (2, c. 175)
Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей.
Ручной труд – конкретная деятельность, которая направлена на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, в быту.
Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.
Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства.
Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.
Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.
Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: игровые зоны, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда : семья, отношения между людьми,– все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство – тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, родному краю, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги, а также проводит наглядно-разъяснительную работу в виде бесед, консультаций, выставок детских работ и поделок.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовно-нравственной культуры, которой должен обладать человек.
Список использованной литературы
1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А. — М. : Гумонит, Владос, 2000. – 236 с.
3. Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 2003 – 380 с.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика, – М. : Академия, 2002. – 415 с.
5. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник», – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 37 с.
6. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М. : Прометей, Юрайт, 2008. – 464 с.
7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»,– М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 42 с.
8. Программа: «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Веракса. – М., 2007 – 39 с.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
10. Торшилова Е. М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е. М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9, 57 с.
11. Творчество: Программа художественно – эстетического воспитания и развития детей в детском саду / А. И. Смоляр, П. П. Барынкин, В. П. Юрикова, Т. С. Слесарева и др. Самара: Издательство СамГПУ, 2008.- 92с.
12. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. А. Дубровская, Т. А. Казакова, Н. Н. Юрина и др. Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 — 256 с
13. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учебное пособие для ВУЗов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 260 с.
Аннотация
В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с путями и средствами развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.
Предпосылками для написания данной работы стали современные исследования в области развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.
Целью работы является рассмотреть особенности и выявить пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.
Данная курсовая работа состоит из 31 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, библиографический список.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности, состояние проблемы эстетического воспитания в психолого–педагогическом исследовании, содержание эстетического воспитания в учреждениях социокультурной сферы.
Во второй главе проводится экспериментальная работа по развитию эстетических качеств у старших дошкольников в учреждении социокультурной сферы.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а также даны некоторые рекомендации в отношении детей дошкольного возраста.
Заключение
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
1. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
2. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства включает:
знание законов, по которым создаются произведения искусства;
воспитание в ребенке желание познать мир прекрасного;
развитие творческих способностей.
Вся система эстетического воспитания в учреждениях социокультурной сферы нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно–эстетической культуры, развития способности к художественно–эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики эстетического воспитания старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно–творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует эстетическому воспитанию.
Для наибольшей результативности развития художественно–творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором эстетического воспитания старших дошкольников.
Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели повысились.
Таким образом, можно отметить эффективность методических условий в детском дворце творчества, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства и в целом практическую значимость проведенного исследования.