Этапы выполнения магистерской диссертации

Этапы выполнения магистерской диссертации Диссертации

Основные этапы выполнения магистерской диссертации

Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:

— назначение научного руководителя;

— выбор темы,

— изучение требований, предъявляемых к данной работе;

— согласование с научным руководителем плана работы;

— изучение литературы и нормативно-правовых актов по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;

— непосредственная разработка проблемы (темы);

— обобщение полученных результатов;

— написание работы;

— рецензирование работы;

— защита и оценка работы.

Выбор и утверждение темы

Выбор темы – сложная и кропотливая работа. Профессиональный исследователь никогда не выбирает тему, исходя только из материалов и источников, которые имеются у него в наличии. Решающую роль при выборе темы играют собственный интерес в сочетании с научной новизной материала. При этом важно осознавать, что научное исследование – не реферат, который пишут по имеющимся источникам. Это открытие «нового» на основе того, что «уже открыто». Следовательно, при выборе темы необходимо не только ориентироваться на свой интерес, но и постоянно задавать себе вопрос: что нового здесь можно сказать и зачем (кому) это нужно.

При выборе темы необходимо также хотя бы примерно представлять, к какому крылу исследователей относит себя автор. Для этого нужно ориентироваться в научных направлениях в области исследований:

— технологических;

— управленческих (стратегических);

— маркетинговых (инструментально-аналитических);

— социально-психологических;

— культурно-исторических.

Тема магистерской диссертации определяется на заседании выпускающей кафедры по представлению руководителя магистерской программы и научного руководителя, заявлению магистранта (приложение 3) и утверждается приказом ректора.

Тема магистерской диссертации должна быть актуальной, направленной на решение профессиональных задач и сформулированной таким образом, чтобы в ней максимально конкретно отражалась основная идея работы.

Магистрант может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Магистрант должен учитывать собственные научные и практические интересы.

Тема работы должна отражать как теоретическую, так и практическую направленность исследования. Теоретическая часть исследования должна быть ориентирована на разработку теоретических основ исследуемых вопросов, использование новых концепций и идей в выбранной области исследования, отличаться научной новизной. Практическая часть должна демонстрировать способность магистранта решать реальные практические задачи на основе разработанных теоретических положений.

Магистерская диссертация выполняется под руководством научного руководителя, а для работ, выполняемых на стыке направлений, – с привлечением научных консультантов.

Магистрант отчитывается перед научным руководителем в соответствии с утвержденным индивидуальным планом работы над диссертацией (приложение 1–2) и требованиями, предъявляемыми к проведению НИР магистранта.

Руководство магистерской диссертацией

В обязанности научного руководителя магистерской диссертации входит:

— помощь в определении темы и составлении индивидуального плана работы магистранта;

— оказание консультационной помощи в разработке теоретической и методологической базы исследования;

— консультирование по составлению библиографического списка и сбору данных;

— контроль за ходом диссертационного исследования и соблюдение утвержденного индивидуального плана;

— промежуточная и заключительная проверка магистерской диссертации;

— подготовка письменного отзыва по установленной форме (приложение 4) с заключением о соответствии выполненной магистерской диссертации установленным требованиям

— подготовка магистранта к защите магистерской диссертации.

В письменном отзыве научный руководитель указывает на соответствие выполненной магистерской диссертации предъявляемым к ней требованиям и направлению подготовки; кратко характеризует проделанную магистрантом работу; отмечает ее актуальность, теоретический уровень и практическую значимость, полноту, глубину и оригинальность решения поставленных задач; дает оценку готовности работы к защите.

Следует помнить, что магистерская диссертация должна выполняться магистрантом самостоятельно, творчески. Руководитель дает рекомендации, что и как выполнять, а окончательное решение принимает автор.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Содержание структурных элементов магистерской диссертации

Магистерская диссертация выполняется, оформляется и защищается в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, индивидуальным планом работы магистранта, методическими указаниями, разрабатываемыми выпускающей кафедрой и «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников УГУЭС».

К настоящему времени сложилась устойчивая традиция формирования структуры магистерской диссертации, основными элементами которой в порядке их расположения являются:

1. Титульный лист.

2. Задание.

3. Оглавление.

4. Введение.

5. Основная часть.

6. Заключение.

7. Список использованных источников и литературы.

8. Приложения.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование университета и выпускающей кафедры.

В среднем поле дается заглавие магистерской диссертации, которое проводится без слова «на тему» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Если автор хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

Далее ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы заведующего выпускающей кафедрой, научного руководителя, выпускника и дата защиты магистерской диссертации.

В нижнем поле указываются место выполнения и год написания (без слова «год») (см. Приложение 1).

Оглавление

После титульного листа помещается оглавление магистерской диссертации, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3–5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т. е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер своей рубрики и рубрики, которым она подчинена.

Введение

Введение ‑ очень ответственная часть магистерской диссертации. Обычно оно составляет около 10 % общего объема работы.

Введение не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики.

Основные части введения – актуальность темы, степень ее изученности, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, формулировка практической значимости работы, методы исследования, структура работы.

Актуальность темы исследования – обязательный сегмент любой исследовательской работы. С обоснования актуальности выбранной темы должно начинаться введение.

Доказывая актуальность темы, магистрант должен учитывать, что в современной науке развиваются две стратегии развития познания: классическое предметно-дисциплинарное и проблемно-ориентированное. При этом магистерскую диссертацию характеризует четкая ориентация на второе, проблемно-ориентированное направление исследований, то есть на поиск актуального нового знания, целью которого является решение какой-либо социальной или технологической проблемы.

Сегодня наблюдаются высокие темпы перемен в жизни социума, и в «неожиданно» возникшей реальности проявляются проблемы, которые в прежнее время не могли быть отнесены к категории системообразующих. В современном мире непрерывно растут материальные потребности людей, ускоренными темпами изменяется среда жизнедеятельности, преобразуется социальная структура. Стратегическая ориентация общества на качественное обновление обозначается как инновационное развитие, а стиль жизни человека становится все более динамичным, ориентированным на новизну и позитивные перемены. Понятно, что индустрия туризма и гостеприимства должна чутко реагировать на меняющиеся потребности общества и использовать научное знание для практического совершенствования отрасли.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Нет необходимости начинать издалека. Достаточно в пределах 1–2 страниц машинописного текста показать главное.

Ниже приведены примеры ключевых фраз для обоснования актуальности.

Пример 1. Современная ситуация в… (указание предметной области) такова, что…

Пример 2. В теории и практике … имеются предпосылки, которые позволили нам выполнить работу в данном направлении. К таковым можно отнести …

Пример 3. Как подтверждают результаты исследований в данной области, а также проведенные нами анкетирование, интервьюирование…

Примечание к примеру. Можно обозначить некоторые статистические или аналитические данные по состоянию предметной области с обязательной ссылкой на источник. В качестве источника может быть и проведенное исследование, результаты анкетирования и интервьюирования экспертов.

Описание актуальности темы должно заканчиваться формулировкой проблемы. Ключевой для этой цели может быть следующая фраза: «Обозначенные выше положения говорят об актуальности проблемы…».

Степень изученности темы. Чтобы сообщить о разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Это важный этап исследования, поскольку выбранная магистрантом тема может оказаться хорошо изученной. Если бакалаврской работе позволительно базироваться на результатах чужих исследований, то в магистерской диссертации должно присутствовать ноу-хау, должен обозначиться новый научный аспект.

Обзор показывает не только знакомство исследователя со специальной литературой, но и его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Поскольку магистерская диссертация обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.

Цель и задачи исследования. После определения актуальности темы и степени ее изученности логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели.

Цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь. Цель должна быть тесно связана с названием магистерской диссертации.

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это ситуация, требующая преобразования для достижения определенной цели.

Задачи ставятся в форме перечисления с использованием глаголов (установить…, изучить…, описать…, обосновать…, проанализировать…, выявить… и т. п.).

Формулировать задачи необходимо логично и тщательно, поскольку их последовательность должна указывать на ход работы, а решению каждой задачи должен посвящаться отдельный параграф. Следовательно, заголовки параграфов рождаются именно из формулировок задач, а число задач соответствует числу параграфов магистерской диссертации.

Рекомендации по формулировке задач:

— следует помнить, что должно быть соответствие между целью и задачами;

— следует помнить, что каждая из выделенных задач должна решаться в отдельном параграфе;

— среди задач, подлежащих решению, нужно выделить основные;

— задачи нельзя формулировать шире цели, они должны отражать ее;

— задачи не должны перекрывать друг друга.

Объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект ‑ это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет ‑ это то, что находится в границах объекта. Значит, понятие «предмет исследования» конкретнее по содержанию. Именно предмет исследования определяет тему, заглавие и цель магистерской диссертации.

Научная новизна магистерской диссертации. Научные положения могут представлять собой:

— новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в работе, рассматривается впервые;

— новая постановка известных проблем или задач (например, снятие допущений, принятие новых условий);

— новый метод решения проблем или задач, существующих (возникших) противоречий;

— новое применение известного решения или метода;

— новые следствия из известной теории в новых условиях;

— новые результаты эксперимента, их следствия;

— новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

— собственные предложения по совершенствованию действующего законодательства;

— разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные.

Практической значимости работы. Практическая значимость работы заключается в конкретных практических результатах, которые были получены. В формулировке необходимо указать результаты, определить место их применения в рассматриваемой сфере, а также уточнить на кого (для кого) направлены предлагаемые решения.

Методы исследования. Обязательным элементом введения выпускной квалификационной работы является также указаниеметодов исследования, с помощью которых студент достигает цели и задач работы.

Понятие «метод» определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе. Это алгоритм действий магистранта.

Методы исследования подразделяются на общие (применяются в любых науках) и специальные (применяются в конкретной науке). Общие методы разделяют на теоретические и практические (эмпирические). Теоретические методы (анализ, синтез, аналогия, обобщение и др.) служат для систематизации фактического материала. Практические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.) связаны со сбором каких-либо данных об объекте и анализом результатов. С помощью этих методов обычно описывают новые предметы и явления, выявляют закономерности.

Методы следует согласовывать с задачами магистерской диссертации, чтобы ясно очертилось поле исследования (что изучает автор и как он это делает).

Структура работы. В конце вводной части необходимо представить структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать их расположение.

Основную часть магистерской диссертации следует разделить на главы и параграфы, которые должны иметь порядковые номера. Расположение компонентов содержания по главам и параграфам отражает основные завершенные этапы исследования и полученные промежуточные и заключительные результаты.

Структура магистерской диссертации по направлению подготовки 43.03.02 Туризм – три главы (теоретическая, аналитическая, практическая), каждая из которых включает по два параграфа. Количество параграфов в главе можно при необходимости увеличить, избегая при этом избыточной конкретизации. Магистрант должен демонстрировать не только владение материалом, но и способность к обобщению.

Чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, выпускник должен ответить на следующие вопросы:

Актуальность: почему данную проблему (тему) нужно изучать в настоящее время?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: какая сторона объекта (новые отношения, свойства, функции и т.д.) рассматривается?

Цель: какой результат исследования студент намерен получить?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Формулировка всех этих характеристик будет зависеть от специфики темы исследования, сложности разрабатываемой темы, степени подготовленности студента.

Первая глава

Первая глава магистерской диссертации носит теоретический характер. В ней студент исследует предметную область на основе обзора литературы. В этой главе приводятся основные термины (понятия), связанные с темой магистерской диссертации; классификации. Здесь описываются (в зависимости от темы) характеристики систем и их элементов; процессов и их этапов и т. д.; формирование и функционирование; методы управления и совершенствования; оценка эффективности – все, что определяет сущность исследуемой проблемы.

Целесообразно не просто изучать имеющиеся литературные источники по проблеме исследования, но также выявлять сходства и различия точек зрения разных авторов, давать их анализ и обосновывать собственную позицию по тем или иным аспектам диссертации.

Теория вопроса может рассматриваться либо по хронологическому, либо по логическому принципу. Хронологический принцип подразумевает исследование динамики, развития явления в историческом аспекте. Логический принцип подразумевает последовательное выявление качеств изучаемого явления, его взаимосвязей с другими явлениями, практики использования. Важно также установить, как данное явление трактуется разными авторами. Если в ходе изучения литературы обнаружатся разночтения по теме, студент должен указать свою точку зрения, т. е. выбрать из множества версий одну и аргументировать это решение.

Чтобы грамотно написать теоретическую главу, необходимо проработать достаточно большое количество научных, научно-популярных, справочных, учебных и др. источников. Число источников не должно быть меньше 40.

В теоретической части нельзя целиком помещать разделы и главы из учебников, книг, статей. Такой способ написания главы будет оценен как примитивное переписывание без обдумывания содержания.

При использовании чужих данных, суждений следует ссылаться на автора (см. Библиографические ссылки).

В конце каждого параграфа должны быть сделаны тезисные выводы. Глава также заканчивается выводом, в котором в обобщенном виде представлена картина состояния вопроса на данном отрезке времени.

Вторая глава

Вторая глава – аналитическая. В ней магистрант устанавливает, как теоретические положения, описанные в предыдущей главе, реализуются в отрасли. Анализ обязательно должен касаться объекта и предмета исследования и может проводиться на международном, российском, региональном и/или местном уровнях. Результаты должны быть получены эмпирическим путем лично исследователем посредством применения методов научных исследований. На основе полученных данных магистрант формулирует новые неизвестные ранее закономерности развития изучаемого явления или обоснует необходимость изменений в изучаемой сфере.

Большая часть главы отводится характеристике объекта и, в зависимости от темы, анализу принципов его использования или функционирования в исследуемой предметной области, а также существующим функциональным ограничениям. На этом этапе работы от студента требуется умение:

— проводить сравнительный анализ;

— объективно выявлять результаты использования типовых и оригинальных решений.

Все значимые сегменты аналитической главы должны заканчиваться выводами.

На основе анализа должен появиться вывод по всей главе – обоснование необходимости поиска новых подходов и дальнейшей практикоориентированной деятельности в целях оптимизации использования (функционирования) объекта в рамках исследуемой предметной области.

Третья глава

Третья глава – практическая / проектная. В ней должен содержаться авторский способ достижения поставленной цели с учетом результатов анализа, проведенного во второй главе.

В третьей главе содержатся описание концепции проекта; доказательства его экономической (кадровой, познавательной, воспитательной и т. д.) целесообразности; характеристика работ по подготовке и практической реализации, прогнозирование возможного эффекта от проведенных мероприятий.

Разработка должна соответствовать требованиям, которые сегодня предъявляются заказчиками проектов.

Третья глава призвана показать способность магистранта к адаптации теоретического материала к решению конкретных практических задач. По ее результатам оценивается значимость всей диссертации для науки и практики.

Заключение

Магистерская диссертация должна включать заключение, выполняющее роль концовки. В этом разделе студент подводит итоги проведенной работы с обязательной привязкой к положениям, заявленным во введении. Здесь описывается ход достижения поставленной цели с соблюдением последовательности, определенной задачами. Иными словами, в заключении кратко излагается логика действий, которые предпринимались для того, чтобы цель была достигнута.

Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и влияет на оценку ГАК в процессе защиты.

Это выводное знание не следует подменять механическим суммированием выводов концов глав, представляющих собой краткое резюме. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна, а также теоретическая значимость и практическая ценность.

В некоторых случаях возникает необходимость указать линии продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Таким образом, заключительная часть магистерской диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, итоговую оценку проделанной работы и формулирование того нового, что вынесено его автором в изучение и решение проблемы.

После заключения следует список использованных источников и литературы.

§

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т. е. построение изложения в форме рассуждений и доказательств. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей, указывающих на:

— последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);

— противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

— причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

— переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть);

— итог, вывод (итак, таким образом, значит, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать …).

В некоторых случаях словосочетания рассмотренного выше типа способствуют улучшению рубрикации текста.

Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые сведения и характеристики научных фактов, понятий, явлений.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.

Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте диссертационной работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Речь ясна, если каждое слово в предложении а) при первоначальном восприятии понимается именно в том из возможных значений, в котором оно употреблено пишущим; б) сразу же относится к тому слову в предложении, с которым оно было связано в мысли пишущего. Особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость научности. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении. Доступность и доходчивость (простота изложения) способствуют тому, что текст магистерской диссертации читается легко, то есть когда мысли автора воспринимаются без затруднений.

Краткость – также необходимое и обязательное качество научной речи, определяющее ее культуру. Цель этого качества можно сформулировать следующим образом: как можно точнее и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть исключены из текста. Краткость в передаче содержания диссертации достигается, например, благодаря сокращениям слов и словосочетаний, замене часто повторяющихся терминов аббревиатурами. При первом упоминании повторяющегося термина заменяющая его аббревиатура приводится в круглых скобках.

Особенностью научного языка прозы является отсутствие экспрессии.

Стиль магистерской диссертации – это стиль безличного монолога. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я». Конструкции с местоимением «я» могут заменяться неопределенно-личными предложениями (например, «к проблеме социализации подходят с различных точек зрения»). Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что…») и страдательный залог («разработан феноменологический подход к проблеме»).

Качествами, определяющими культуру письменной научной речи, являются точность, ясность и краткость.

V. ПОДГОТОВКА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕЕ ЗАЩИТЫ

Публикация в научном издании

Важным этапом подготовки магистерской диссертации является публикация промежуточных результатов исследования в научных изданиях. Этот вид работы мобилизует усилия магистранта на качественное выполнение поставленных задач, поскольку предполагает обнародование подготовленных материалов и выводов. К моменту защиты магистерской диссертации выпускник должен опубликовать, как минимум, три научные статьи, объем каждой из которых – 3–5 страниц.

Научная статья – это полноценное мини-исследование по определенной узкой теме.

Выделяют следующие виды научных статей:

— научно-теоретические (описывают результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей);

— научно-практические, или эмпирические (построены на основе экспериментов и реального опыта);

— обзорные (содержат анализ достижений в интересующей научной области).

Научная статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации и обладать эффектом новизны.

Последовательность работы над научной статьей

В первую очередь, следует определить издание (научный журнал, сборник материалов конференции), в котором планируется разместить статью, изучить условия приема заявок, включая условия оплаты, и требования к оформлению материалов.

Далее следует определить тему и написать примерный план статьи (логичную последовательность изложения). На этом этапе становится понятно, каких материалов не хватает для полноценных и аргументированных выводов. Недостающие сведения надо найти.

Собранный материал необходимо логично сгруппировать и проанализировать. Затем можно приступать к написанию текста.

Научная статья состоит из следующих основных частей:

— название статьи (заголовок),

— аннотация,

— ключевые слова,

— введение,

— основная часть,

— заключение (выводы, анализ, обобщение, критика),

— список литературы.

Заголовок должен выполнять две задачи: отражать содержание статьи и привлекать интерес читателей. Пишется он в научном стиле. Желательно включить в заголовок несколько ключевых слов, относящихся к сути вопроса. Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов.

Распространенные ошибки при составлении заголовка:

— заголовок статьи слишком общий и охватывает гораздо более широкий круг вопросов, чем сам текст статьи (например, «Коучинг» – слишком широко; «Коучинг как инструмент эффективного обучения персонала» – конкретно);

— заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение;

— сенсационный заголовок; такие заголовки хороши в рекламных и новостных текстах, но для научной статьи они не годятся.

Если рассматриваемый вопрос не нов и не раз поднимался в научных работах, заголовок лучше начать словами «К вопросу о…», «К проблеме…», «К анализу…».

Аннотация – сжатая характеристика статьи. Некоторые издательства на включении ее в текст не настаивают. Если аннотация обязательна, в ней должны найти отражение ключевые сведения: суть проблемы, цели и основные авторские выводы, научная новизна.

Аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных фактов, подробностей. Она должна быть написана понятным языком, короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты, измерены, установлено и т. д.).

Ключевые слова – своего рода поисковый ключ к статье. Этот ключ обеспечивает поиск статьи в библиографических базах. Ключевые слова отражают основные положения, результаты, использованные термины. В качестве ключевых слов могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.

Во введении следует кратко ознакомить с объектом и предметом исследования, сформулировать гипотезу. Не лишним будет отразить результаты работы предшественников: что выяснено, что требует выяснения. Здесь же можно дать ссылки на предыдущие исследования для погружения в тему.

Основная часть – самый обширный и важный раздел научной статьи. В ней поэтапно раскрывается процесс исследования, излагаются рассуждения, которые позволили сделать выводы. Если статья написана по результатам экспериментов, опытов, необходимо эти эксперименты детально описать, отразить стадии и промежуточные результаты. Если какие-то эксперименты оказались неудачными, о них тоже следует рассказать, раскрыв условия, повлиявшие на неудачный исход и методы устранения недостатков.

Выводы. В этом разделе в тезисной форме публикуются основные достижения автора. Все выводы должны быть объективны.

Список литературы. В этом разделе приводятся ссылки на цитируемые работы.

Чтобы статья не затерялась в информационном потоке, ее нужно разместить в журнале или сборнике, включенном в базу данных РИНЦ (Российского индекса научного цитирования). В этом случае статья будет доступна читателям научной электронной библиотеки eLIBRARY, интегрированной с РИНЦ.

Оцените статью
VIPdisser.ru