Формирование детского коллектива дипломная работа

Особенности формирования сплоченности детского разновозрастного в условиях
работы молодежного центра

Молодежный центр — детское общественное объединение,
обладающее рядом уникальных характеристик, позволяющих повысить эффективность
процесса воспитания.

За основу научного похода к определению
воспитательного потенциала молодежного центра берем его обобщенную характеристику
как специфического субъекта воспитания. Молодежный центр — это:


форма социального воспитания моложежи, в которой интегрируются
«составляющие» процесса развития личности: обучение, воспитание, социализация и
саморазвитие (самовоспитание, самообразование, самореализация); создаются
условия «цельного» развития личности;


эффективное средство приобретения личного жизненного опыта,
самостоятельности, опыта человеческого общения, отношений коллективной
совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; эмоционально-нравственного
развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных;


субъект гражданского самоуправляемого, самоорганизуемого общества
(особого социального демократичного и гуманистичного пространства – среды) с приоритетом
общественно значимых общечеловеческих ценностей и целей основного содержания
деятельности; принципов самодеятельности, добровольности участия детей и
взрослых в совместной значимой деятельности;

В отечественной педагогической
науке вопрос социального воспитания подростков в детском общественном
объединении неотделим от разработки теории коллектива. Коллектив мы
рассматриваем как качественное состояние детской общности — специфического
субъекта социального воспитания и критерий оценки реализации воспитательного
потенциала детского общественного объединения.

Воспитательный потенциал детского общественного объединения включает в
себя следующие компоненты: аксиологический, телеологический, концептуальный,
методический, персональный (кадровый), интерактивный.

Проведенный анализ исследований проблем развития
личности, опыта создания и функционирования ДОО позволил выделить в качестве
специфического приоритета «отношения и общение подростков в детской общности»,
а межвозрастное взаимодействие подростков определить как важный фактор
реализации воспитательного потенциала детского общественного объединения.

Детское общественное объединение мы рассматривали как
особое пространство межвозрастного взаимодействия детей и подростков – процесса
субъективно-объективного (природосообразного и социально обусловленного).

Межвозрастное взаимодействие — объективно-субъективный процесс
социализации Человека как личности и индивидуальности и развития человеческого
общества: стихийный и целенаправленно организуемый в конкретном социуме; это
особая человеческая деятельность, в основе которой обмен опытом, ценностями,
«контактное» личностное взаимовлияние и отношения, ценности которых рождаются в
конкретной деятельности индивидов (совместной, коллективной,, творческой,
организаторской, исполнительской), которая имеет личностную и общественно
значимую результативность.

Межвозрастное взаимодействие в молодежном центре –
социально-педагогическая категория, ориентированная на:

— позитивную организацию общения подростков – их природную, возрастную потребность
– в общности сверстников, в ближайшей среде их личностного роста;

— формирование опыта деловых и личных отношений (ответственности, взаимопомощи,
доверия в реальной коллективной личностно и общественно значимой деятельности
объединения);

— реализацию социально-воспитательного потенциала становления и развития
детского общественного объединения первичным детским коллективом.

Именно в детском первичном коллективе и реализуется оптимально
воспитательный потенциал детского общественного объединения.

Межвозрастное взаимодействие в детском общественном объединении — особый
вид деятельности, в основе которой общение (межличностное, деловое) и
взаимоотношения индивидов в процессе определения объектов (совместных дел), их
организации, проведении и подведении итогов и определения новых перспектив
(индивидуальных и коллективных); социально-педагогический, психологический
механизм (технология) эффективной организации деятельности.

При условии одновременного вступления в группу многих индивидов организуется
их деятельность не просто как внешне предписанная, но как «присвоенная»
группой. В этом случае, по мнению Г.М.Андреевой, «процесс дальнейшего её
развития предстает как процесс все большего её сплачивания». Поэтому, как
важнейшую характеристику структуры группы и динамических процессов,
сплоченность и её развитие возможно рассматривать как фактор социальной
идентификации в группе (В.С.Агеев, Н.Н.Обозов, Б.Ф.Поршнев, В.А.Ядов, З.Фрейд,
М.Шериф).

Изучение сплоченности в единстве эмоционального, ценностного и деятельностного
подходов составило основу «стратометрической концепции групповой активности»
А.В.Петровского. Мы придерживаемся его идеи о том, что всю структуру малой
группы можно представить себе как состоящую из трех слоев, или «страт»: внешний
уровень групповой структуры (эмоциональные межличностные отношения); второй
слой (ЦОЕ как совпадение для членов группы ориентаций на основные ценности,
касающиеся процесса совместной деятельности); третий слой — «ядро» групповой
структуры, предполагающий ещё большее принятие общих ценностей абстрактного
уровня: ценностей, связанных с более общим отношением к труду, к окружающим,
миру. Три слоя групповых структур могут быть одновременно быть рассмотрены и
как три уровня групповой сплоченности.

Тогда развитие сплоченности подразумевает развитие внутригрупповых связей
на рассматриваемых уровнях.

Нами обращается внимание на то, что в реальных группах выделяются
подструктуры (микрогруппы), характеризующиеся более высокой интенсивностью
взаимодействия, чем в целом в группе (А.А.Реан, Я.Л.Коломинский, В.А.Якунин), и
это необходимо учесть при анализе процессов в учебной группе

Читайте также:  Основные этапы развития психологии как науки реферат

Организацию межвозрастного взаимодействия в молодежном центре можно определить
как компонент педагогического управления совокупностью сложных процессов
взаимного влияния взрослых, старших подростков и новичков объединения друг на
друга с учетом максимального использования возрастных особенностей всех
субъектов деятельности с целью максимальной реализации его воспитательного
потенциала по отношению к субъектам воспитательного процесса.

Экспериментальная
проверка программы формирования сплоченности детского разновозрастного
коллектива в условия молодежного центра

Важным аспектом групповой структуры является то, насколько сплоченной она
является. Сплоченность группы понимается как свойство группы, связывающее воедино
ее членов, способствующее симпатии между членами группы.

Опираясь на данные о феномене групповой сплоченности, имеющиеся в теории,
нами было проведено исследование сплоченности в разновозрастной группе.

Первоначально было проведено пилотажное исследование, позволившее выявить
наличие проблемы несформированности коллективов в молодежном центре «Лидер».
Для решения этой задачи мы провели опрос, в котором приняли участие 140 человек
из различных кружков центра «Лидер». Результаты представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Отношение к проблеме формирования
разновозрастных коллективов

Полученные в результате опроса данные доказывают актуальность избранной
проблемы и подчеркивают необходимость специальной работы по формированию групп
как коллективов.

Исследование осуществлялось в разновозрастной театральной группе
Молодежного центра «Лидер» состоящее из 10 человек. Возраст членов группы: 2
человека 11 лет, 3 человека 13 лет, 4 человека 15 лет, 1 человек 16 лет.

Диагностика проводилась с помощью следующих методик:
Определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин,
В.В.Онуфриева). Предназначен для определения степени и характера ЦОЕ изучаемого
коллектива.

Необходимый материал: Анкета, включающая 35 качеств личности, проявляющихся
в основных сферах деятельности учащихся:

3. Сознание общественного долга

7. Умение контролировать работу

8. Идейная убежденность

9. Моральная воспитанность

12. Общественная активность

13. Умение работать с книгой

15. Умение планировать работу

19. Требовательность к себе

21. Духовное богатство

22. Умение объяснить задачу

26. Чувство ответственности

35. Уверенность в себе

Ход выполнения задания:

Каждый исследуемый выбирает из анкеты 5 наиболее важных, с его точки
зрения, качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной
учебной деятельности.

1. Полученные результаты (по каждому учащемуся) сводятся в таблицу
результатов эксперимента.

2. Вычисляется «C» — коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного
единства учащихся
 1,4 n — N

N — число учащихся участников эксперимента, n — сумма выборов, приходящихся
на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов

Если C » 0,5 (т.е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла
уровня коллектива.

Если C — в пределах 0,3-0,5, то класс, группа расцениваются как промежуточные
по уровню развития.

Если С « О.З, то данная группа недостаточно развита как коллектив
«Ключ» по 35 качествам личности в их распределении по сферам деятельности

Отношение к кружку: дисциплинированность (1), целеустремленность (16),
внимательность (25), прилежание (18), трудолюбие (6).

Общий стиль поведения и деятельности: общественная активность — (12),
сознание общественного долга — (3), принципиальность — (27), идейная убежденность
— (7), моральная воспитанность — (9)

Качества, характеризующие знания: начитанность — (5) осведомлённость —
(32), любознательность — (14), эрудированность — (2), духовное богатство —
(21).

Качества ума: оригинальность — (34), сообразительность — (4), инициативность
— (24), рассудительность — (30), практичность — (20).

Качества, характеризующие учебно-организационные умения:
умение контролировать работу — (8), умение работать с книгой — (15), умение
объяснить задачу — (22), умение планировать работу — (13), чувство ответственности
— (26).

Отношение к товарищам:

общительность — (29), честность — (23), справедливость — (33), отзывчивость
— (11), коллективизм — (17).

Отношение к себе: самокритичность — (10), скромность — (31), самостоятельность
— (28), уверенность в себе — (35), требовательность к себе — (19).

Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Групповая сплоченность
– чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее
сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета
соответствующих социометрических индексов.
Значительно проще сделать это с помощи методики, состоящей из 5 вопросов с
несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно
приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная
-5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Читайте также:  Организация складского хозяйства курсовая работа

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

a) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

b) Участвую в большинстве вдов деятельности (4)

c) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

d) Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

e) Живу и существую отдельно от нее (1)

f) Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность
(без изменения прочих условий)?

a) Да, очень отел бы перейти (1)

b) Скорей перешел бы, чем остался (2)

c) Не вижу никакой разницы (3)

d) Скорее всего, остался бы в своей группе (4)

e) Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

a) Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

b) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

c) Хуже, чем в большинстве групп (1)

d) Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

a) Лучше, чем в большинстве коллективов(3)

c) Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

d) Не знаю (1)

5. Каково отношение к делу (учебе) в вашем коллективе?

Уровни групповой сплоченности

15,1 баллов и выше – высокая;

11,6 – 15 баллов – выше средней;

7 – 11,5 – средняя;

4 – 6,9 – ниже средней;

4 и ниже – низкая.

Полученные результаты по ЦОЕ сводятся к результатам эксперимента.

Испытуемый 6 8 9
11 12 16 17 19 21 23 24 25 26 29 32 33 34 35
1 1 1 1 1 1
2 1 1 1 1 1
3 1 1 1 1 1
4 1 1 1 1 1
5 1 1 1 1 1
6 1 1 1 1 1
7 1 1 1 1 1
8 1 1 1 1 1
9 1 1 1 1 1
10 1 1 1 1 1
Сумма выборов 2 1 1 4 5 6 1 2 2 2 1 1 6 9 2 2 2 1

С (коэффициент, характеризующий степень ЦОЕ — ценностно-ориентационного
единства группы из 10 человек) равен 0,53
Эта разновозрастная группа достигла уровня коллектива. И так как в ней наиболее
ценными качествами личности служат: отзывчивость (11), общественная активность
(12), целеустремленность (16), чувство ответственности (26), общительность
(29), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной
учебной деятельно¬сти связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением
к учёбе и с характером товарищеских взаимоотношений.

Показатель индекса сплоченности Сишора равен 17,9. Это свидетельствует о
высоком уровне сплоченности группы.
На основании первичной интерпретации полученных данных мы можем сказать, что
сплоченность группы в большей степени зависит от ценностно-ориентационного
единства. Таким образом, группа является самой ценностью.

На констатирующем этапе эксперимента не было обнаружено различий по
численному/половому составу, уровню социального положения, месту проживания.
Все дети в группах являются собраны по формальным признакам. Началом
исследования был выбран этап жизни группы после месяца посещения кружка или
секции, что обусловлено применением социометрического опроса, который
рекомендуют проводить не менее чем через 3-4 недели совместного существования
группы (И.П.Волков, Я.Л.Коломинский).

На этапе констатирующего эксперимента на первом структурном уровне
сплоченности (эмоциональных контактов) все исследуемые группы можно охарактеризовать
как несплоченные, не референтные, с малым количеством взаимноотрицающих пар.
Наибольшая сплоченность и референтность, наименьшее расслоение группы отмечается
в ситуации совместного отдыха. На втором структурном уровне наблюдается
одинаково низкий уровень развития ЦОЕ (0,3). Не выявлено различий (критерий
Фишера) по степени и уровню идентификации, ощущению принадлежности к группе,
которые имеют низкие и средние значения. Отмечаются средние значения по всем
компонентам идентификации с эталоном профессионала.

Отсутствие различий исследуемых групп на этапе констатирующего эксперимента
подтверждает однородность выборки и случайность разбиения далее на экспериментальные
(принимавшие участие в программе развития сплоченности) и контрольные (не участвующие
в программе).

Исследуя взаимосвязи сплоченности и социальной идентификации, полученные
результаты подвергались корреляционному анализу (ранговая корреляция Спирмена)
(см. Таблица 1).

Коэффициенты
ранговой корреляции Спирмена r критериев и аспектов сплоченности
и интенсивности идентификации ребенка с группой

Анализ Таблицы 1 показывает, что интенсивность идентификации имеет
значимые взаимосвязи только в сферах совместной учебы и отдыха, определяя меру
и величину сплоченности, межличностную совместимость и расслоение группы.
Причем, увеличение стремления вместе выполнять задания на лабораторных,
практических занятиях и вместе отдыхать связано с увеличением меры и величины
сплоченности, а также коэффициента межличностной совместимости, но вместе с тем
с увеличением коэффициента расслоения группы. Эти, противоречивые, на первый
взгляд результаты можно объяснить активным прохождением этапа адаптации, выбора
и перебора будущих партнеров по учебному взаимодействию и отдыху.

Читайте также:  Самостоятельные и контрольные работы по математике 3 класс школа россии

Для адекватного описания зависимости одних переменных от других мы
использовали регрессионный анализ (линейная множественная регрессия). В
качестве зависимой переменной выступал коэффициент интенсивности идентификации
(Ии), а независимыми переменными – вычисленные нами показатели сплоченности по
результатам социометрического опроса. Предшествующий корреляционный анализ
коэффициентов сплоченности выявил значимые корреляции между собой коэффициентов
Сгр, Спн, Мспл и R, поэтому эти коэффициенты нами были исключены из перечня
независимых переменных, и для проведения регрессионного анализа оставлены
коэффициенты Sгр и Кр.

Регрессионный анализ проводился с помощью статистического пакета SPSS
12.0 for Windows. В Таблице 2 приводятся значения регрессионной константы
Const, стандартизованных (ст) и нестандартизованных (нст) β-коэффициентов,
исходных Rисх и скорректированных коэффициентов множественной детерминации
Rкоррект, критерия Фишера F и уровня значимости вычисленных значений р для
предиктора Ии.

Результаты регрессионного анализа

Жирным шрифтом отмечены значимые уравнения регрессии (р<0,05). Анализ
Таблицы 2 показывает, что данный набор предикторов обеспечивает высокие уровни
значимости и процент объясненной дисперсии в основном по критериям совместного
отдыха и учебы, когнитивному и поведенческому критериям. Увеличение
межличностной совместимости и снижение расслоения группы в ситуациях
совместного отдыха, осознания особенностей собственных и своих одногруппников,
особенно среди тех, на чье поведение ориентируются в группе, вносит
положительный вклад в становление идентификации.

Полученные на этапе констатирующего эксперимента результаты подтверждают
существование взаимосвязи и первичность сплоченности по отношению к социальной
идентификации, тем самым, давая основания для реализации программы развития
сплоченности учебной группы как фактора становления социальной идентификации.

Сначала рассмотрим вопрос об эффективности разработанной нами программы
тренинга развития сплоченности. Для этого выявим различия в результатах
повторной диагностики между контрольными и экспериментальными группами (см.
Таблица 3).

Изменения в экспериментальных группах охарактеризуем, как: на первом
уровне — множественные и разнообразные, имеющие тенденцию к увеличению. Во всех
группах возросла степень и мера сплоченности по эмоциональному аспекту, т.е. в
группах стали больше доверять друг другу, возросли коэффициенты
социометрической сплоченности, референтности и межличностной совместимости в
ситуации совместного отдыха, а в 4 из 5 экспериментальных групп – в ситуации
совместной учебы. Возрос коэффициент расслоения, т.е. учебная группа стала
намного более однородной.

На втором структурном уровне в экспериментальных группах в степени ЦОЕ
увеличился выбор качеств, в целом характеризующих учебную деятельность,
наблюдается резкое увеличение степени ЦОЕ, группы приближаются к более высокому
уровню развития, ценностно-ориентационное пространство более однородно
(критерий Вилкоксона Wэмп<2,5 при Wкр=5 для р <0.05).

Обобщенные результаты исследования сплоченности и социальной идентификации
в группах («до» — этап констатирующего эксперимента, «после» — после
формирующего эксперимента, жирным шрифтом отмечены статистически значимые
результаты)

Анализ изменений
на третьем структурном уровне в результате проведенного кластерного анализа по
методу одиночной связи представлен изменениями мотивационного ядра исследуемых
групп. В контрольных группах была и остается разобщенность взглядов, установок,
касающихся мировоззренческих ценностей, присутствуют множественные группировки.
В экспериментальных группах развитие сплоченности приводит к тому, что из
существующих группировок возникают тесно связанные образования–мотивационные
ядра, причем их состав совпадает с выделенными нами микрогруппами на основании
положительного статуса и коэффициента межличностной совместимости на 60-80 %.

Таким образом,
выявленные различия показывают эффективность разработанной программы развития
сплоченности, приводящей в экспериментальных группах к оптимизации
взаимоотношений и структуре, отличающихся от спонтанного процесса развития
сплоченности в контрольных.

Далее
рассмотрим, как отражается на становлении идентификации характер развития
сплоченности: спонтанный, характерный для контрольных групп, и целенаправленный
в экспериментальных группах.

Анализируя изменения
в групповом индексе интенсивности идентификации ребенка с его учебной группой
отметим, что первоначальные значения интенсивности идентификации показывают
примерно одинаковый уровень во всех исследуемых группах, и тенденцию
идентифицировать себя примерно в среднем с каждым вторым из группы. С течением
времени обучения в контрольных группах ситуация не меняется, различий между
результатами не выявлено. В экспериментальных группах отмечается повышение
стремления к идентификации.

Таким образом, в
работе показано, что при спонтанном развитии сплоченность группы и
идентификация изменяется незначительно, оставаясь на низком уровне, целенаправленное
же развитие сплоченности ведет к её росту, увеличивая, в свою очередь, идентификацию
с группой.

Оцените статью
VIPdisser.ru