Сатирическое изображение помещиков в поэме «Мертвые души»
Сочинение на тему Н.В. Гоголь «Мертвые души» 9 класс.
Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления — восстания декабристов 1825 года. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи, которые нашли глубокое отражение в творчестве Гоголя. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, писатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и Грибоедовым. Развивая принципы критического реализма, Гоголь стал одним из величайших представителей этого направления в русской литературе. Как отмечает Белинский, «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность».
Одной из основных тем в творчестве Гоголя является жизнь русского помещичьего класса, русского дворянства как господствующего сословия, его судьба и роль в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации этого класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и «бьет прямо в лоб». Ирония помогла писателю говорить о том, о чем говорить в цензурных условиях было невозможно. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония — характерный элемент гоголевской сатиры. Она присутствует не только в авторской речи, но и в речи персонажей. Ирония — одна из существенных примет поэтики Гоголя — придает повествованию больший реализм, став художественным средством критического анализа действительности.
В крупнейшем произведении Гоголя — поэме «Мертвые души» образы помещиков даны наиболее полно и многогранно. Поэма построена как история похождений Чичикова, чиновника, скупающего «мертвые души». Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы (пять глав из одиннадцати). Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.
Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.
Открывает портретную галерею помещиков Манилов. Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с претензией на «аглицкий сад с заросшим прудом», жиденькими кустиками и с бледной надписью: «Храм уединенного размышления». Говоря о Манилове, автор восклицает: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это приняло у него уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знает жизни, реальность подменяется у него пустой фантазией. Он любит поразмышлять и помечтать, при этом иногда даже о вещах, полезных для крестьян. Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знает и никогда не думает. Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором «вечно чего-нибудь недоставало», о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область. Сравнение Манилова с министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а «маниловщина» — типичное явление этого пошлого мира.
Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки. «Дубинноголовая» помещица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь «лишь бы не прогадать». Кругозор и интересы Коробочки не выходят за пределы ее усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носят патриархальный характер.
Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрева (IV глава). Это типичный человек «на все руки». В его лице было что-то открытое, прямое, удалое. Для него характерна своеобразная «широта натуры». Как иронично отмечает автор, «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек». Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без историй! Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же «просаживает» все деньги. Ноздрев — мастер «лить пули», он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку «нагадить ближнему». В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-психологический тип «ноздревщины».
При описании Собакевича сатира автора приобретает более обличительный характер (V глава поэмы). Он мало похож на предыдущих помещиков: это «помещик-кулак», хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим «на средней величины медведя». Собакевич — циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что, кроме Собакевича, никто не понимал сущности «негодяя» Чичикова, а он прекрасно понял сущность предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует извлечь выгоду.
VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится последней ступенью в вырождении помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает, как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. На всех строениях была заметна «какая-то особенная ветхость». Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то богатого помещичьего хозяйства. Причиной этого является не мотовство и безделье помещика, а болезненная скупость. Это злая сатира на помещика, ставшего «прорехой на человечестве». Сам хозяин — бесполое существо, напоминающее ключницу. Этот герой не вызывает смеха, а только горькое сожаление.
Итак, пять характеров, созданных Гоголем в «Мертвых душах», разносторонне рисуют состояние дворянско-крепостнического класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин — все это различные формы одного явления — экономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» — сочинение
Сочинение на тему «Мертвые души» 9 класс.
Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» охватывает разнообразные сферы русской действительности 30—40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества — помещиков, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую обличительную сатиру.
Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробочки. Ноздрев принадлежит к числу людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Его жизнь заполнена кутежами, карточными играми, бессмысленной тратой денег. Он энергичен, активен и ловок. Неудивительно, что предложение Чичикова продать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и лгун, этот помещик решил провести Чичикова. Только чудо спасает главного героя от физической расправы. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять его характер, и жалкое положение крепостных, из- которых он выколачивает все, что возможно.
У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Но это не производит хорошего впечатления на фоне обрисованных Гоголем уродливых и нелепых построек и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благоприятного впечатления. Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа не долго мудрила над его лицом: «Хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Создавая образ этого помещика, автор часто использует прием гиперболизации — это и зверский аппетит Собакевича, и безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшие его кабинет и многое другое.
Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. В ходе торга с Чичиковым обнаруживаются его алчность, стремление к наживе. Заломив цену — «по сту рублей» за мертвую душу, он в конце концов соглашается на «два с полтиною», лишь бы не упустить возможности получить деньги за столь необычный товар. «Кулак, кулак!» — подумал о Собакевиче Чичиков, покидая его имение.
Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Несмотря на огромные запасы в его доме, он каждый день ходил по своей деревне и все, что ему попадалось на глаза, тащил к себе и складывал в углу комнаты. Плюшкин живет одним лишь накопительством, он совершенно оторван от внешнего мира. Ему безразличны судьбы его детей. Тем более его не заботят проблемы умирающих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства давно умерли в его душе. А ведь когда-то Плюшкин был предприимчивым, трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейского опыта. Соседи заезжали к нему поучиться «мудрой скупости». Но теперь уже скупость Плюшкина довела его имение до полного упадка. Она совершенно бессмысленна и, как показывает Гоголь, приводит к полной деградации личности. И если Коробочка у Гоголя «дубинноголовая», Ноздрев — «исторический человек», Собакевич — «человек-кулак», то Плюшкин — это даже не человек, это «прореха на человечестве».
Своей поэмой Н. В. Гоголь не только показал читателю истинное лицо помещиков, но и ввел в литературу понятие «мертвые души». Мертвыми были не только и не столько те, кто становился предметом торгов Чичикова с помещиками. А. И.Герцен так говорил об этом: «Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
Сочинение Изображение помещиков в поэме Мертвые души Гоголя
Сатирические портреты в поэме Гоголя часто воспринимаются как шаржи. Нелепость персонажей преувеличена, доведена до гротеска.
Но карикатурные образы помещиков двойственны: с одной стороны, они вызывают смех, с другой ¾ грусть и сожаление. Вспоминаешь о А.С. Пушкине, который после безудержного смеха во время авторского чтения «Ревизора» со вздохом произнёс: «Боже, как грустна наша Россия!»
Чем вызван такой эффект? Я думаю, что, если всмотреться в каждого героя, мы поймём, что их наиболее яркие отрицательные черты ¾ продолжение положительных.
Слащавый Манилов. Разве в нём не были изначально заложены такие прекрасные качества, как развитое воображение, умение мечтать, желание, чтобы всё вокруг: и люди, и природа, и страна ¾ были идеальны? Чтобы люди становились верными друзьями с первой же встречи, а государство награждало бы их за это. Чтобы супруги сохраняли нежность отношений после десяти лет брака. Чиновники были душевными и благородными людьми, а помещик ¾ благодетелем своих крепостных. В какой-то момент всё это превращается в беспочвенную мечтательность, жизнь внутри своих грёз, неспособность к реальным делам.
Удаль, размах, решительность Ноздрёва удручают, когда оборачиваются глупой бесшабашностью, буйством, скандалами. Остаётся горько вздыхать, видя, как его стремление расшевелить всех, заинтересовать чем-то необыкновенным преобразуется в безудержное враньё, в умение устроить вокруг себя настоящий бедлам.
Богатырь Собакевич приобретает зверообразные черты, потому что его мощь и сила сосредоточены на заботе о собственном благе, охране своего мирка. А ведь в нём, больше чем в других персонажах, есть хорошее. С каким воодушевлением говорит он об уже умерших крестьянах: мастерах, работниках. Так может восхищаться чужим трудом только тот, кто искренно его уважает.
Хозяйственность Собакевича в случае с Коробочкой переходит в мелочную скупость и превращает её в ограниченное, вечно напуганное создание, живущее словно внутри сундука. И самый страшный пример деградации ¾ скряга Плюшкин, некогда рачительный хозяин.
Трансформацией человеческих качеств в ужасающие пороки порождено тяжёлое чувство, оставляемое нелепыми гоголевскими персонажами. Люди, наделённые изначально подлинно человеческими чертами, обращаются в отвратительные существа, смешные и жалкие, как сама их никчёмная жизнь.
Почему это происходит? Окружающая среда не даёт возможности развить лучшее в себе? Нет, ведь герои Гоголя ¾ дворяне, цвет общества. Им доступны все пути для развития. Я думаю, что у них нет настоящей цели в жизни. Их существование пусто, их качества нигде не применимы. Они деградируют, теряют всё человеческое, обращаются в карикатуру на самих себя. Вот почему так грустны смешные герои Гоголя.
Вариант 2
В поэме Н.В. Гоголь «Мертвые души» хорошо описывает реальную человечность зажиточных людей. Следовательно, в поэме «Мертвые души» рассказывается на что готовы люди ради богатства, несмотря на сложную жизненную ситуацию обычных крестьян.
Абсолютное недопонимание практического момента жизни, не бережливость замечаем у помещика Манилова. Правление личного поместья он целиком доверил своему приказчику. Ему главное была добыча, он не интересовался как зовут крестьян и сколько еще осталось в живых. Дом его стоял отдельно от всех, вместо прекрасного сада, вокруг дома было несколько берез. В принципе и в деревне не наблюдалось какой-либо зелени. Про его непрактичности рассказывает и общая обстановка дома, потому что возле прекрасной мебели находилось пара старых стульев.
Однако весьма яркое изображение личности Манилова мы видим в его разговоре и в манере общения. После произношения его речи он сам заметил, что запутался и ковырнул лишь своей рукой в воздухе.
Совершенно другое отношение ко всему у Коробочки. У неё «миловидная деревня», двор заполнен разновидной птицей, есть большие огороды с овощами, но также имеется фруктовые деревья. Имена своих сельчан она хорошо знает. Только неглупое развитие ее очень узок. В общем она невежественная, предубежденная. Коробочка не замечает дальше своего носа. Все происходящие новые новости она боится, ее нравится, когда все стабильно. Она считается обычным представителем небольших глухоманным помещиком, основных естественной обстановки. Её действие схожее с помещиком Собакевичем такое же стремление руководить и зарабатывать на этом с корыстью. Однако Собакевич весьма выделяется от Коробочки. По формулировки Н.В. Гоголя «дьявольский кулак». Тяга к обогащению пихает его на коварство, принуждает находить различные способы наживы. Следовательно, он отличается от остальных помещиков, он использует изыск – материальный налог. Его совсем не удивляет покупка либо продажа мертвых душ, а беспокоит только то какую сумму получит он за них. Существует еще один тип людей он отображается в помещике Ноздрева. Он абсолютная отличается от Манилова и Коробочки.
Помещик Ноздрев – шалун, любитель алкоголя и увлекался карточными играми. Он гуляка, забияка и обманщик. Хозяйство его в плохом состоянии. В хорошем положении лишь псарня. Финансы, получены от работы крестьян, он сразу проматывает, таким образом говорит о его моральном падении, не заинтересованность к обычным людям. Глубокое нравственное оскудение, утратил людское качество помещик Плюшкин.
Образ Плюшкина – вор, людей заставил глодать. Люди в тюрьме лучше жили чем его крепостные. Его люди умирали или сбегали из-за его отношения к всему происходящему. У Плюшкина работа остановилась, а привычный налог он все же собирал.
Плюшки и остальные помещики, показанные Гоголем, «вычеркнуты из жизни» считаются порождением конкретной общественной обстановки. Таким образом полностью показывает безнравственного крепостного порядка в поэме «Мертвые души».
Изображение помещиков в Мертвых душах
Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.
Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.
Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.
Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.
Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.
Из названия поэмы «Мёртвые души» ясно, что основная тема касается нравственного разложения. Ведь «мёртвыми» названы не покойные крестьяне, а души помещиков, для которых не осталось ничего святого. Чичиков посещает пятерых из них, и при каждом новом визите видит всё большую степень нравственного разложения.
Первым чиновника принимает в своём доме Манилов, который уверен: он очень образованный и достойный человек. Однако в глаза читателя бросается, казалось бы, незначительная деталь: закладка в его книге уже много лет остаётся на одной и той же странице. В Маниловке процветает беззаконие: барина обворовывают его же крестьяне, но он не обращает на это внимания. Манилов – не злодей, он никому не причиняет вреда, но с ним не о чем разговаривать, он очень ленив и большую часть времени сидит с сигаретой, погрузившись в пустые мечты. Он приятный и обаятельный мужчина, чувствительный и уступчивый, но бездеятельный, медлительный, как и все в его поместье.
Следом за ним Чичиков посещает Коробочку. Это скупая, расчётливая женщина, которую не волнует ничего, кроме цен. Её дом застыл во времени, совершенно не изменившись с войны. Стены украшены портретами военных, всюду порядок. Коробочка неплохо управляется с поместьем и немногочисленными крепостными, однако она её скупость не обоснована. Она бесцельно копит деньги и отличается подозрительностью. Выдающего ума вдова не имеет, но успешно торгует качественными товарами, которые производят крестьяне.
Третий визит Чичиков наносит Ноздреву. Из всех представленных в произведении помещиков он единственный является очень активным, но его энергия ни во что не преобразуется: он сеет разрушения и не обращает внимания на своих крестьян и детей, большую часть времени посвящая собакам, развлечениям и алкоголю.
Предпоследний из описанных помещиков – Собакевич. Он груб, циничен и небрежен. Он обманывает покупателей и настолько нравственно низок, что даже внешне напоминает животное: медведя. Помимо лица и фигуры его роднят с этим зверем сила, здоровье и неуклюжесть. Он любит свою семью и много ест, часто грубит окружающим.
Плюшкин оказывается последним помещиком в романе. Это одинокий и скупой человек, который позволяет своим подопечным умирать от голода, пока в его амбарах сгнивает зерно. Он не тратит деньги даже на себя, носит старые тряпки, ест сухари и копит всё, что может: начиная деньгами и заканчивая мусором.
Из диалогов Чичикова с героями очевидно, что Н.В.Гоголь подразумевал в названии именно мёртвые души ничтожных помещиков, погрязших в различных человеческих грехах и оттого лишившихся всего хорошего и «живого», что есть у подчинённых им крестьян.
Образы помещиков в поэме Мертвые души
Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.
Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян — это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.
В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.
Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.
Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.
Лирика, фантастика, сказка и сатира – все было подвластно перу Николая Васильевича Гоголя. В поэме «Мертвые души» раскрылся сатирический талант автора. В описании образов помещиков Гоголь сатирически выделяет их пороки и многочисленные недостатки. Их образы отражают процесс упадка помещичьего класса. Ироничные строчки Гоголя «бьют не в бровь, а в глаз». Писатель упоминает о таких вещах, которые было не принято обсуждать в обществе. Юмор автора на первый взгляд выглядит добродушным, но он никого не щадит. Каждая фраза несет скрытый смысл и имеет какой-то подтекст. В сатире Гоголя много иронии.
Поэма описывает приключения чиновника Чичикова, который скупает «мертвые души» в разных деревнях. Гоголь рисует пять непохожих характеров помещиков, у которых гостит Чичиков. Наглядно показан процесс оскудения человеческой личности на этих пяти примерах. Автор не жалеет сатирических красок для описания картины разложения крепостнического общества. Так, в поместье Манилова автор высмеивает господский двор, с претензией на английский сад. Характер Манилова обходительный, вежливый и добрый, но, увы, все его прекрасные качества доведены до неприятной приторности. Он мечтатель и фантазер, не желающий погружаться в реалии жизни. Нужды крестьян не сильно заботят помещика, считающего себя представителем духовной культуры. Высмеивает Гоголь и слащавость Манилова в отношениях с супругой. Говоря о другой помещице – Коробочке, автор иронизирует по поводу ее узкого кругозора. Она отчаянно торгуется за «мертвых душ», боясь продешевить, вечно прибедняется, хотя имеет достаточно денег, а также не интересуется ничем, кроме хозяйства. Во всех остальных вопросах она неправдоподобно глупа, за что автор награждает ее эпитетом «дубиноголовая». Ноздрев показан, как несусветный враль и хвастун, который имел «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». В этой фразе мы видим интересные художественные средства для сатирического эффекта: уменьшительный суффикс, образующий неологизм, и употребление жаргонизма, которые характерны для сатирических произведений Гоголя. Для Ноздрева типично агрессивное и вызывающее поведение. В речи проскальзывают бранные слова, которые усиливают комический эффект и впечатление от образа. Обличает автор и Собакевича. Гоголь описывает его хитрым и прижимистым помещиком. Его железная хватка идет в противовес благодушию Манилова. Автор создает образ, поражающий своей грубостью. Неспроста Чичикову Собакевич напоминает медведя. Собакевич — единственный, кто, верно понял суть предложения Чичикова, и он радостно пытается извлечь свою выгоду, что демонстрирует его беспринципность. Интересны и другие приемы автора: описывая твердую, практичную и уродливую мебель хозяина, он подчеркивает его черты характера. А вот имя Плюшкина после выхода поэмы стало нарицательным. Так стали называть скаредных и жадных людей, которые к тому имеют болезненную склонность к коллекционированию ненужных вещей. Гоголь отмечает, кроме скупости, и моральную деградацию Плюшкина. В его речи преобладают довольно забавные гиперболы и обобщения:
Автор считает, что причиной разорения помещичьего хозяйства является болезненная скупость Плюшкина, которая сделала его циничным и мелочным до безумия. Даже о своих прежних знакомствах он говорит так: «Все мои знакомые перемерли или раззнакомились».
Таким образом, злая сатира обрушивается на всех помещиков, встреченных Чичиковым на своем пути. Гоголь сатирически описывает экономический и духовный упадок, характерный для того времени, используя множество средств для придания повествованию комического эффекта.