Государственное пенсионное обеспечение в рф дипломная

3 Порядок назначения пенсии

По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):

— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:

— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;

— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т.ч. и бессрочно;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.

Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.

Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

2 Граждане, имеющие право на назначение пенсии

пенсия заявление нормативный порядок

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:

1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.

3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:

— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества

— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),

— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;

— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).

Согласно постановлению Минтруда РФ от 07.05.2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:

— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;

— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;

— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.

Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):

— федеральные государственные гражданские служащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— граждане из числа космонавтов;

— граждане из числа работников летно-испытательного состава;

— нетрудоспособные граждане.

Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.

Перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения

В данной части исследования рассмотрим основные перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения в России.

Даже при столь беглом анализе видно, что проблем в государственном пенсионном обеспечении накопилось очень много. Необходим комплекс мер, при этом следует четко продумать последовательность применения этих мер в зависимости от приоритета решаемых задач. Попытаемся сформулировать перечень возможных шагов, а затем определить, какие из них на данный момент имеют первостепенный характер. При этом хотелось бы заметить, что меры эти должны иметь отношение к государственному пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет бюджетных денежных средств.

Читайте также:  Правила игры волейбола по пунктам реферат

Итак, переходим к вопросу о комплексе возможных мер, в том числе уже реализуемых, таких как, в частности, последовательное повышение МРОТ. Можно отказаться от существующего верхнего потолка взносооблагаемой базы и использовать принцип, согласно которому страховые взносы уплачиваются по единому тарифу применительно к любой сумме оплаты труда, независимо от ее размера.

Исходя из применяемого в Российской Федерации принципа универсализма, пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан Российской Федерации независимо от осуществления ими трудовой деятельности.

И здесь мы уже подходим к другому весьма важному вопросу, имеющему непосредственное отношение:

1) к реализации права гражданина на достойное пенсионное обеспечение;

2) к финансовому обеспечению этого права;

3) к системе льгот и поощрений.

Прежде всего, следует признать социальную ценность как для гражданина, так и для общества самого факта осуществления трудовой деятельности. Социальное иждивенчество должно иметь характер исключения, обусловленного действием обстоятельств, не зависящих от человека, а не правила.

Заметим, что изучение вопроса о мерах пенсионного реформирования наиболее продуктивно в контексте системных проблем самой пенсионной системы, всей сферы социального обеспечения и, что самое главное, социально-экономического развития. Стало очевидным, что лишь выявление истинной сути проблемы позволяет определить наиболее оптимальные способы ее решения, и наоборот.

Система социального обеспечения, призванная обеспечить реализацию конституционных прав граждан, носит государственный характер. В такой ситуации усиление роли и повышение ответственности государства неизбежно и правомерно.

Как видится правильным и целесообразным предложить следующие направления по разрешению проблем правового регулирования в исследуемой сфере:

1. Государственные органы и учреждения должны систематически принимать участие в международных конференциях, круглых столах, обмениваться опытом, подводить итого статистики судебной практики в сфере правового режима государственного пенсионного обеспечения;

2. Проводить научные исследования и изыскания и другие меры.

Так, суммируя точки зрения авторов – правоведов на указанную проблематику, можно говорить также о том, что для разрешения всех имеющихся основных проблем правового регулирования государственного пенсионного обеспечения, необходимо, чтобы государства, заинтересованные в том, чтобы успешно бороться с данным явлением, смогли отложить свои внутренние политические амбиции и интересы, а добивались основных направлений совершенствования указанной сферы отношений сообща.

Правовая база, регламентирующая положения основных направлений государственного пенсионного обеспечения, представлена достаточно внушительной системой нормативно-правовых актов.

Однако в европейских государствах, а также и в России, принимаются новые нормативно-правовые акты.

Также следует сформировать основные задачи государственных органов и учреждений России, которые должны быть всецело направлены на борьбу с нарушениями прав граждан в сфере государственного пенсионного обеспечения, необходимо изложить их:

1. Необходимо совершать профилактическую деятельность, по предупреждению и распространению нарушений прав граждан в данной сфере. Это комплексное изучение причин и условий, которые стали толчком для совершения того или иного акта прав на выплату того или иного вида государственной пенсии;

2. Непосредственная борьба с нарушениями в сфере реализации права граждан на выплату государственной пенсии. Здесь в числе основополагающих задач государственных органов и учреждений можно обозначить следующие: необходимо выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать такого рода действия;

1. Государственные органы и учреждения по защите семьи и детства должны систематически принимать участие в международных конференциях, круглых столах, обмениваться опытом, подводить итого статистики судебной практики в сфере правового режима государственного пенсионного обеспечения;

Для разрешения имеющихся проблем правового регулирования необходимо положительно воспринимать и перенимать опыт международного законодательства регулирования института государственного пенсионного обеспечения.

Понятие государственных пенсий

В данной части исследования рассмотрим понятие и виды пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Сопоставим положения действующего законодательства РФ и положения доктрины.

Пенсионная система Российской Федерации состоит из двух частей: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Накопительный компонент (в его обязательной части), входящий в пенсионную систему, функционирует в рамках обязательного пенсионного страхования. Что касается добровольной части накопительного компонента, также входящего в пенсионную систему, то он функционирует в формате негосударственного пенсионного обеспечения, основанном на договорном регулировании, что относит его в основном к предмету ведения гражданского права.

Выделим основные признаки государственных пенсий в России.

Государственные пенсии имеют особые цели:

1. Компенсация заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо компенсация утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

2. Компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

3. Предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

Принципиальным отличием той выплаты, которую современный законодатель называет «социальная пенсия», от классического понятия «пенсия» является формирование социальной пенсии без учета трудовой деятельности (стажа и величины заработка), выплата которой осуществляется исключительно из средств федерального бюджета.

Итак, государственная пенсия — это ежемесячная выплата, право на получение которой определяется согласно Закону о государственном пенсионном обеспечении.

1 Понятие пенсии и ее виды

Термин «пенсия» происходит от латинского слова «pension» — платеж. Можно выделить несколько существенных признаков этого платежа. Пенсия — это регулярная выплата. Периодичность выплаты определена в законодательстве и составляет месяц. Выплата пенсии производится в денежной форме.

Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. Массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Великобритании в 1908 году, во Франции в 1910 году. Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и потери кормильца.

Цель пенсионного обеспечения — компенсация гражданам заработка или иного дохода, вреда причиненного здоровью, а также предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

Таким образом, пенсия — это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материальной поддержки нетрудоспособных граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, потерявших кормильца, а также длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью.

Современное российское законодательство в зависимости от того, кто устанавливает пенсии, позволяет выделить государственные и негосударственные пенсии.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ право на государственную пенсию и условия ее назначения устанавливаются законом.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок назначения пенсий являются:

-Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 06 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».

Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам:

— в целях компенсации утраченного им и заработка (дохода) в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

— в целях компенсации утраченного заработка, гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

— в целях компенсации вреда нанесенного здоровью граждан, при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

— в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

По источнику финансирования выплаты пенсии можно классифицировать следующим образом:

— трудовые пенсии, финансируемые в основном за счет средств обязательного пенсионного страхования;

— пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; негосударственные пенсии, финансируемые негосударственными пенсионными фондами.

Основной в России является трудовая пенсия.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата, в целях компенсации, застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст. 2 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01.01.2002, но и страховых взносов после указанной даты.

Читайте также:  Мультиурок мой сайт вход на страницу личный кабинет

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему, в отношении базовой части трудовой пенсии.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие 5 лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.

Таким образом, в результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

Виды трудовых пенсий:

-трудовая пенсия по старости

-трудовая пенсия по инвалидности

-трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Трудовая пенсия по старости — наиболее распространенный вид трудовой пенсии. Ее получают около 80% пенсионеров. Эта пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет. Такой пенсионный возраст был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся.

Дополнительным условием для назначения трудовой пенсии по старости служит наличие страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования не менее пяти лет. В страховой стаж включаются все периоды трудовой деятельности, осуществляемой лицом на территории РФ, в течение которых осуществлялись страховые выплаты по обязательному пенсионному страхованию.

Трудовая пенсия по инвалидности — назначается при наличии двух условий: 1) признании лица в установленном законом порядке инвалидом; 2) наличии страхового стажа не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой деятельности, выполняемой лицом на территории Российской Федерации, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца — выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца. Данная пенсия назначается после потери (смерти) кормильца членам его семьи, на момент смерти состоявшим на его иждивении. Состоящими на иждивении кормильца считаются те члены семьи, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам,

— в целях компенсации утраченного им и заработка (дохода) в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

— в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

— в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

— в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию (ст. 2 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении»).

Негосударственные пенсии — это денежные средства, выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора из негосударственных источников финансирования.

По основаниям назначения пенсии классифицируют на:

— пенсии по старости,

— пенсии за выслугу лет,

— пенсии по инвалидности,

— пенсии по случаю потери кормильца.

По кругу получателей можно выделить следующие виды пенсий:

— государственным и муниципальным служащим;

— потерявшим кормильца;

— военнослужащим и другим категориям граждан.

По способу финансирования выделяют следующие виды пенсий:

1)Распределительная — в основе лежат принципы социального страхования, подразумевающие сочетание личной ответственности и коллективной взаимопомощи.

2)Условно-накопительная — комбинирует социальное и личное пенсионное страхование.

3)Накопительная — основана на индивидуальной ответственности.

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению.

Согласно индексу AgeWatch Россия в 2013 году заняла 78 место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров.

Виды государственных пенсий

В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

— государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;

— государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

— государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам;

— государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов;

— социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.

Основываясь на вышеперечисленных доводах, можно сделать вывод, что данная выплата по своей природе является государственным пособием из средств федерального бюджета, размер которой не ставится в зависимость от иных фактов, кроме наличия статуса «ребенок-инвалид».

Пенсии различных типов и видов выплачиваются за счет средств государственной системы обязательного пенсионного страхования либо за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, т.е. пенсионные средства находятся в собственности государства.

В момент выплаты за счет этих средств пенсии, установленной конкретному физическому лицу (пенсионеру), происходит переход права собственности на часть находящихся в собственности государства пенсионных средств, равную месячному размеру выплачиваемой этому лицу пенсии, от государства к данному лицу, после чего это лицо вступает в права частной собственности в отношении конкретной денежной суммы, полученной им пенсии, которая с этого момента уже может входить в его наследственное имущество.

Что касается оставшейся части пенсионных средств, то она продолжает находиться в собственности государства до момента производства выплаты пенсионеру очередных ежемесячных сумм установленной ему пенсии.

Выплата пенсии прекращается со смертью пенсионера. Оставшаяся часть пенсионных средств, которая не была выплачена пенсионеру в виде пенсии, остается в собственности государства и используется для выплаты пенсий другим пенсионерам.

Таким образом, публичные пенсионные обязательства длящегося характера перед пенсионером невозможно рассматривать с позиции его права собственности на имущество (пенсионные средства), находящееся до момента реализации соответствующих обязательств в государственной собственности.

Принципиально важно, что в соответствии с российским пенсионным законодательством любая пенсия, в том числе и по государственному пенсионному обеспечению, выплачивается гражданину в виде ежемесячной денежной суммы, поэтому пенсию невозможно получить всю сразу, например, в виде единовременной суммы. В силу этого пенсионер не может изначально обладать правом собственности на всю пенсию (до тех пор, пока он ее фактически не получил), что исключало бы возможность последующего изменения ее размера.

В рамках рассмотрения видов государственных пенсий несколько слов хотелось бы отдельно уделить характеристике пенсии за выслугу лет.

Прежде всего необходимо отметить, что «пенсии за выслугу лет» относятся к государственным пенсиям, что прямо закреплено в ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, который среди видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению называет пенсию за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет — это пенсия по государственному пенсионному обеспечению, которая представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы или работы на должностях летно-испытательного состава при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); прекращением ими военной службы или службы в органах и войсках, указанных в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих, а также работы гражданами из числа космонавтов при наличии установленной законом выслуги. Посредством установления и выплаты указанной пенсии реализуется государственная гарантия материального обеспечения определенной законом категории граждан, направленная на поддержание как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении соответствующей службы или работы.

Таким образом, сформулировав понятие «пенсия за выслугу лет» и проведя сравнительный анализ условий назначения и размера пенсий за выслугу лет военнослужащим и другим категориям граждан, мы пришли к следующим заключениям.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим условия назначения пенсий за выслугу лет и размеры этих пенсий для военнослужащих, является Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (распространяющий свое действие также на граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и устанавливающий для указанных граждан аналогичные условия для назначения пенсии за выслугу лет), для остальных категорий — Закон о государственном пенсионном обеспечении.

Читайте также:  Дробно рациональные уравнения 8 класс самостоятельная работа

Только для военнослужащих предусмотрено безусловное (без всяких дополнительных условий) и вне зависимости от пола назначение пенсии за выслугу лет в случае наличия минимального стажа 20 лет военной службы (и (или) службы в органах и войсках, перечисленных в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих). Для федеральных государственных служащих и граждан из числа космонавтов, кроме минимального стажа в 25 лет (для женщин-космонавтов — 20 лет), установлены и дополнительные условия (основания увольнения, срок службы на определенных должностях).

Только для военнослужащих при назначении пенсии за выслугу лет по совокупности трудового стажа и стажа военной службы (общий трудовой стаж должен составить не менее 25 лет) одним из условий является достижение конкретного возраста — 45 лет. Для федеральных государственных гражданских служащих и граждан из числа работников летно-испытательного состава, помимо определенной выслуги (рассмотренной нами выше), необходимым условием является не достижение определенного возраста, а наступление определенного события, а именно назначение страховой пенсии по старости (инвалидности).

Только для военнослужащих размер пенсии исчисляется исходя из совокупного размера оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и месячной надбавки за выслугу лет на момент увольнения военнослужащего с военной службы.

Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно вывести следующее определение государственной пенсии.

2 Конституция РФ – гарант пенсионного обеспечения населения.

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как мы видим, Конституция провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.

Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности, ст.39 Конституции РФ гласит: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики, касающейся пенсионного обеспечения.

Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а также, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы, о которых пойдет речь в дальнейшем.

Круг лиц, имеющих право на получение пенсии

Право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

Начнем изучение государственной пенсионной системы с пенсии, которая по своей природе не может быть страховой, так как предоставляется, как правило, лицам, не подлежащим обязательному пенсионному страхованию. Речь идет о пенсии за выслугу лет, представляющей собой ежемесячную государственную пожизненную денежную выплату, предоставляемую гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением военной и приравненной к ней службы, деятельности в качестве космонавтов при достижении установленной законом выслуги, деятельности в летно-испытательном составе, а также федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) (абз. 2 ст. 2, подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении).

К получателям пенсии за выслугу лет относятся:

— граждане из числа работников летно-испытательного состава.

Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии трех условий. Прежде всего, необходимо наличие стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к Закону о государственном пенсионном обеспечении.

Рассмотрим более детально круг лиц, имеющих право на получение пенсии в рамках пенсионного обеспечения.

Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, достигшим определенного возраста и при наличии стажа не менее пяти лет (п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона N 166-ФЗ).

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов, ставшим инвалидами (п. 4 ст. 5, п. 4 ст. 7.1, ст. 9, п. 3 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; п. «б» ст. 5, ст. 19 Закона N 4468-1).

Пенсия по случаю потери кормильца назначается в случае смерти военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, граждан из числа космонавтов членам их семей (п. 5 ст. 5, п. 5 ст. 7.1, п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; ст. ст. 5, 28 Закона N 4468-1).

Вместе с тем допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии. Например, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, вправе получать пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости (пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 5, п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, важно сделать следующие выводы.

Итак, пенсия в рамках государственного пенсионного обеспечения назначается лицам, которые по каким-то причинам не могут реализовать свое право на получение страховой пенсии.

На основании правового анализа положений российского законодательства, а также положений доктрины, можно говорить о том, что право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1 Виды законов.

Итак, мы подошли к тому моменту, когда уже можно определить круг законов, которые будут нас интересовать при рассмотрении данного вопроса. Как я уже говорил, законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно-таки сложная и разветвленная система нормативных актов, регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.

3 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений». На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая — возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Вторая — существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третья — не допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.

1 Определение понятия и исследование особенностей государственного пенсионного обеспечения.

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, в соответствии с которой отдельным категориям граждан предоставляются пенсии за счет федерального бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению возникает:

– в связи с длительным выполнением гражданами особых функций, связанных с непосредственной деятельностью государства;

– в целях частичной компенсации вреда, нанесенного здоровью человека радиационными и техногенными катастрофами;

– в целях предоставления гражданам, не приобретшим право на страховую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению:

Виды пенсий (связаны с категорией их получателей):

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Оцените статью
VIPdisser.ru