Искусство как форма познания мира
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Учебная дисциплина: Философия
Реферат на тему: «Искусство как форма познания мира»
Студентка 1 курса Ю-1401 группы
1. Понятие и сущность искусства
2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком
3. Специфика искусства
4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство
5. Роль искусства в познании мира
6. Основные общественные функции искусства кaк способа познания миpа
7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства
Список использованной литературы
До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.
С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.
Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.
В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.
Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.
искусство эстетический художественный познание
Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.
Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.
Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.
Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.
Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.
Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.
Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.
В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.
Художественный образ — это отражение и воссоздание окружающего мира именно с позиций автора с учетом его интересов и характера. Он может быть реализован как музыкальное произведение (опера, симфония), как литературное творение (роман, драма), как театральное выступление (спектакль, балет), как визуальный труд (картина, фотография), как архитектурный памятник (здание, собор) и т.д.
Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:
.Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.
.Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.
Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи.
На сколько мы знаем, еще ни один исторический временной период не закончился без наложения отпечатка на следующий, что дает возможность понять устои и обычаи, действующие в те времена и их связь с искусством. Особенно важно помнить, что развитие искусства на протяжении всей жизни людей — это закономерный процесс становления эстетики, как художественного сознания.
Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.
. Основные общественные функции искусства как способа познания мира
)в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение. )выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений. )для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней. )понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д.)реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Стать сопричастным автору, понять его творчество — это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека. )огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию.)не стоит забывать про прогностическую функцию. Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания — это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении.
И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.
Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.
Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.
Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.
В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.
Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.
Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.
Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.
Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей информации в духовную сферу общества.
1.Толстикова И.И. Садохин А.П. «Мировая культура и искусство»;
.Маркова А.Н. «Культурология. История мировой культуры»;
.Хренов Н.А. «Социальная психология искусства: переходная эпоха».
Искусство как культурный феномен
Происхождение и ранние формы искусства
Вопрос о происхождении и природе искусства чрезвычайно сложен.
Существуют противоречивые научные интерпретации:
Каждая из этих версий имеет рациональную основу, но ни одна из них не может считаться абсолютной. Если рассматривать эту проблему в контексте генезиса культуры в целом, то можно увидеть, что многие идеи и теории можно экстраполировать на область искусства. Таким образом, рефлексия, трудовые, расово-антропологические характеристики, смысл и общение, а также внеземные и сверхъестественные источники могут выступать в качестве импульсов для возникновения искусства.
Появление такого яркого и сложного явления человеческой деятельности, как искусство, является результатом многих объективных и субъективных причин. Она возникла как часть единой жизненной деятельности и возникла коллективно из присущей человеку потребности в общении, передаче своих мыслей и чувств.
Древнейшие известные произведения искусства относятся к позднему (верхнему) палеолиту (20-30 тыс. лет до н.э.). Археологические памятники сохранили лишь следы изобразительного искусства среди различных видов художественных творений первобытного человека. Все виды изобразительного искусства появились в эпоху позднего палеолита (Ориньяк и Солютре). Это очень примитивное, контурное изображение, вырезанное или высеченное в камне, кости или роге. Картина столь же примитивна, также ограничена очерченным изображением на камне, черной или красной краской, вероятно, нанесенным пальцем. Обычно подопытным является животное (лошадь, лев, носорог, олень). Стиль строго реалистичен.
Стремление понять свое место в окружающем их мире отражается в изображениях, сохранившихся в гравированных и расписанных каменных изображениях Бурделя, Эль-Парналло и Истурики, палеолитической Венеры, картинах и петроглифах (изображениях, вырезанных, нацарапанных или высеченных в камне) пещер Ласко, Альтамира и Нио, наскальных рисунках Северной Африки и Сахары. Круглая скульптура представлена почти исключительно женскими фигурами, вырезанными из мягкого камня, известняка и, реже, слоновой кости. Они реально исполняются, туловище иногда удлиняется, а сексуальные характеристики сильно подчеркиваются.
Оружие обычное, а лицо отсутствует. Высота скульптур обычно составляет 5-10 см. Это так называемая «Палеолитическая Венера». Фигуры имели магическое значение — они ассоциировались с культом плодородия, олицетворяли заботу о продолжении рода, росте и процветании первобытной общины.
До открытия картин в испанской пещере Альтамира в 1879 году дворянином Марселино де Саутуолла, среди этнографов и археологов было широко распространено мнение, что первобытный человек не имеет духовности и занимается только поиском пищи. Но даже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века говорил об истинной «цивилизации каменного века», прослеживая развитие первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине до выгравированных изображений животных на кости, камне и роге до полихромных (разноцветных) росписей в пещерах на обширных пространствах Европы и Азии.
После первых, но уже достаточно уверенных шагов, конец палеолита дает картину удивительного расцвета изобразительного искусства. Скульптура редка, но для своего времени она достигает поистине удивительного совершенства. Сюжет в подавляющем большинстве случаев изображается крупными животными — основным объектом охоты того времени (зубр, олень, лошадь, реже — мамонт, носорог и еще реже — хищники). Животные в основном изображаются одни, композиций мало. Изображения людей и растений встречаются крайне редко. Изображения представлены резными контурами на скалах, окрашенными в цвета (красный, черный, белый и желтый, с преобладанием красного). Цвета минеральные, смешанные с жиром и костным мозгом. Сохраненная краска часто встречается на местах, и даже был найден сосуд для костей, содержащий сохранившийся порошок красной охры.
Изображения обычно достаточно большие — до 2,5-4 или даже 6 м в высоту. В основном они расположены в пещерах. Здесь не жил ни один человек. Это были святилища, где совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытной общины.
Как рисунок, так и живопись верхнего палеолита характеризуются большим реализмом и часто свидетельствуют о великолепном знании природы. В отличие от более ранних картин, природа в этих рисунках полна движения. Рисунок не лишен перспективы. Картина достаточно хорошо передает объем, а пластичность достигается за счет распределения светлых и темных тонов.
В эпоху мезолита намечен переход от реалистичного изображения к стилизации и орнаментации. Живописное творчество кардинально меняется. Мезолитические картины чаще исполняются на открытом воздухе. В отличие от палеолита, люди занимают в них большое место. Картины представляют собой многофигурные композиции.
Фигуры людей и животных небольшие (редко достигают 75 см), в фиксированном силуэте, изображены красным и черным цветом. Изображения стилизованы, схематизированы и иногда сводятся почти к персонажу. Это связано с тем, что человек приобрел способность мыслить в более общих, абстрактных категориях, представлять более широкое и сложное явление. Наивная вера в образ «двойника» ослабла и на первый план вышла необходимость в знаке, послании, истории события.
Декоративное искусство было доминирующей тенденцией в неолитическом изобразительном искусстве, которое создавало чрезвычайно разнообразные формы и часто достигало больших художественных высот.
Человек стремится украсить все, что служит ему, даже самые банальные и неприхотливые предметы быта, такие как керамика. Такой декор придает орнаменту (латинский орнамент — декор) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, которыми являются покрытое оружие, посуда, одежда.
Скульптура и рельеф приобретают декоративный характер.
Бронзовый век отличается высочайшими достижениями декоративного искусства и мегалитической архитектуры. Топоры и боевые топоры, кинжалы и копья, парадные сосуды и всевозможные украшения — застежки, ремни, пряжки, браслеты, серьги, кольца, ленты и бляшки — изготавливались из бронзы.
Довольно быстро были освоены все приемы обработки металла: ковка, литье, штамповка и гравировка. С помощью этой техники все изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы малой скульптуры. Основным мотивом изображения по-прежнему являются животные, каждый из которых имеет определенное магическое и символическое значение.
Важнейшим феноменом бронзового века является мегалитическая архитектура, которая тесно связана с религиозно-культурными идеями и концепциями. Существует три вида мегалитов — менгиры, дольмены и кромлехи.
Менгиры — это одиночные вертикальные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, им поклонялись как символам плодородия, хранителям пастбищ и источников или отмечали места обрядов.
Дольмены — это конструкции из больших каменных плит, которые стоят вертикально и покрыты сверху другой плитой. Они были местом захоронения членов клана.
Кромлехи — самые важные сооружения древности. Они сделаны из круглых каменных плит или колонн, которые иногда покрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это самые ранние культовые структуры, известные нам. Это были также старейшие обсерватории.
В Железном веке произошел дальнейший расцвет декоративно-прикладного искусства. Произведения искусства служили не только украшением человека, оружием, конской упряжью, посудой, но и выполняли магическую роль, выражали религиозные взгляды народа. Существует так называемый «звериный стиль».
В отличие от предыдущего времени предпочтение отдается изображениям не полевых, а хищников — львов, пантер, тигров, снежных барсов, орлов. Большое место заняли фантастические животные — грифоны. Посты животных выражают напряженное состояние или моменты борьбы.
Все эти особенности звериного стиля выражали желание дать владельцу вещей качество, присущее изображенным животным, а также защитить его от вреда. В произведениях декоративного стиля реализм сочетался с декоративным эффектом, стилизацией. Однако всегда присутствовали высокая композиционная способность и выразительность.
Завершая разговор о примитивном искусстве, хочу подчеркнуть, что «примитивный» не означает «упрощенный», низкий уровень. Напротив, примитивные произведения вызывают удивление и восхищение. Все основные виды искусства — живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство и архитектура — начали развиваться в это время. Четко определены и два основных подхода к имиджу: реализм (соответствие природе) и конвенциональность (та или иная трансформация природы для достижения определенных целей). Примитивное искусство, ставшее широко известно только в ХХ веке, оставило сильное впечатление и оказало большое влияние на искусство этого и нынешнего утонченного века.
Критерии артистизма
В чем секрет искусства, каков критерий художественности его произведений? Духовный мир, выражающий сущность человека, является самым важным и интересным объектом искусства. Магическая привлекательность искусства исходит из его формы, которая является источником восхищения, удовольствия, игры душевных способностей человека. Это состояние художественного восприятия всегда давало повод утверждать в художественном образе слияние рационального и нерационального, эмоционального, бессознательного, интуитивного и психологического, говорить о взаимном переходе и взаимодополняемости этих аспектов. И.Кант считал, что эстетическое переживание — это удовольствие «свободное от всякого интереса».
А.Ф. Лосев лаконично описал особенность художественного образа: «Каждый истинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-то дискретных явлений, а как нечто живое, из глубины которого исходит беспокойный источник, и который мы не можем непосредственно воспринимать своими рациональными методами. Художественное — это то, что никогда не увидишь, как бы часто мы на это не смотрели. А это значит, что как бы глубоко мы ни воспринимали художественный образ, в нем всегда есть что-то непонятное и неисчерпаемое, что захватывает нас каждый раз, когда мы его воспринимаем. Здесь лежит ключ к тайне искусства. Если псевдоискусство — это чисто внешняя имитация, рассчитанная на внешний эффект, то истинно художественные произведения предполагают вдумчивое прочтение, ведь искусство возможно только тогда, когда есть потребность в самостоятельном конструировании образа — через овладение словарным запасом, формами и элементами содержания, и только тогда оно предлагает коммуникацию».
Искусство влияет на жизнь, потому что несет в себе сильный воспитательный момент, ибо все идеи искусства выражаются в эмоциональной форме. Кроме того, искусство устанавливает «связь времен», предполагает общение во времени и пространстве между народами, странами, континентами и различными эпохами. Это может быть игра, фантазия, вымысел, и в то же время выполнять функции знания, утверждения моральных норм, выражения эстетических принципов. Сочетая реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективное восприятие человека, искусство становится особой формой познания, способной отразить всю картину мира. При этом не следует забывать, что если для науки главной целью является приобретение знаний, то для искусства, помимо самого знания, существует и отношение к нему. Только в искусстве мы сталкиваемся с пониманием того, что представляет собой произведение искусства, с отношением к нему автора, с активной моделью мира в понимании художника.
Как и любая другая культура, искусство имеет особую знаковую систему — средства выражения своих различных типов. Эта знаковая система не только формирует особый «язык» искусства, но и создает «новую реальность», которая не обязательно совпадает с реальностью внешнего мира. Эта «новая реальность» утверждает ценности, выработанные обществом в его разнообразной деятельности, а также ценности, созданные духовным миром художника. Наряду с ценностями искусство несет в себе идеалы своего времени, общества и социальной среды; в то же время оно может само формировать идеалы будущего или переосмыслить идеалы прошлого и настоящего.
Искусство — это творческая деятельность, ядром которой является создание художественного образа. Художественный образ — это специфическое явление, свойственное только искусству. Никакая другая деятельность человека, будь то репродуктивная или творческая, не порождает такого явления. Какова специфика художественного образа? Художественный образ — это сопоставление, сравнение или сочетание разных сторон реального или воображаемого мира, из которого возникает новый объект, характер или качество. В книге Юрия Борева «Эстетика» художественный образ сравнивается со сфинксом. Древний художник видел «что-то человеческое во льве и что-то львиное в человеке». Также можно вспомнить историю создания любого персонажа известными художниками. На многих прототипах были изображения Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Анны Карениной и других. Художественный образ существует как элемент или часть произведения и как целостная художественная система, которая является сущностью искусства.
Произведение искусства — это единое целое, в котором все его элементы взаимосвязаны, взаимопроникают и взаимодействуют друг с другом. Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» на примере. Здесь каждый персонаж, даже мимолетный (например, гости на Ларинском балу), совершенно целостен и самостоятелен, чтобы существовать как свой собственный образ. Весь мир романа пронизан многочисленными связями; один персонаж без другого потерял бы что-то в своей полноте, и именно в сравнении и сопоставлении со всеми остальными персонажами и обстоятельствами он воспринимается наиболее полно.
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Похожие работы
В искусстве есть два способа образного воспроизведения мира: реалистический и условный. Даже в самых ранних сохранившихся произведениях палеолита присутствуют и те, и другие. Художники-палеолитики были мастерами реалистического представления, обладали довольно хорошим пониманием анатомии животных и умели изображать движение с уникальной выразительностью. В обычных картинах есть попытка обобщения, желание выйти за рамки простого сходства, соответствия природе.
В искусстве оба способа отражения реальности всегда присутствуют, либо параллельно, либо один из них является ведущим. Следует отметить, что реалистическое искусство — это не просто копия реальности, его художественные образы жизни, как в концентрированной форме, концентрируют наиболее важные для той или иной культурной эпохи знаки, события, чувства, идеи и проблемы. Условное искусство предоставляет больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов и может быть символическим. Американский социолог П. Сорокин ассоциирует символическое искусство с идеалистическим типом культуры, ориентированным на сверхчувственное, сверхрациональное мировоззрение, то есть на Бога. В европейской культуре, например, искусство средневековья было во многом условным и символическим: живописные и скульптурные образы, далекие от реальности, служили религиозным идеям и торжеству духа над физической силой. Поэтому скульптуры готических соборов настолько условны, что фигуры спрятаны за сгибами одежды.
В современной художественной культуре реалистическое и конвенциональное искусство существуют параллельно: в театральном искусстве — направление, зародившееся у К.С.Станиславского, который стремился к правдоподобному воплощению на сцене «жизни человеческого духа», и направление, зародившееся у последователей «конвенционального театра», «монтаж аттракционов», который представляет В.С.Станиславский, и «монтаж аттракционов», который представляет В.В.Ломоносова. В кино фильмы реалистичны (как мы говорим, «живые») и условны, с подсказкой, с использованием символики, специально подобранной режиссером (А. Тарковский, Ф. Феллини). В литературе и живописи на рубеже XIX — XX веков появилось новое художественное направление — символизм (П. Верлен, М. Метерлинк, А. Рембо, А. Блок, А. Уайт, М. Врубель, М. Шюрленис и др.). Однако в широком смысле всю модернистскую живопись (сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм и т.д.) можно рассматривать как символическое восстановление взаимоотношений человека и мира в наше противоречивое время с его сенсационными научными открытиями, технологическим прогрессом, войнами, экологическими катастрофами, кризисом духовности.
Художественный образ, таким образом, является своеобразным сплавом реальности и фантазии, степень фантазии связана с целями произведения и определяется только волей автора. Поэтому художественный образ всегда содержит в себе как объективный (реальный мир, который является лишь стимулом для воображения), так и субъективный, который отражает всю полноту авторской индивидуальности. Так, в том же году (1827) два русских художника написали портрет Пушкина. Орест Кипренский (1782-1836) видел поэта, которого Аполлон просил «принести святую жертву», пророк призывал «воспламенить сердца людей огнем». Василий Тропинин (1776-1857) видел другого, «человеческого» поэта, гения, несущего в себе черты повседневной жизни и конкретность. Ни один из портретов не грешит против реальности, но каждый из них — это взгляд художника и на объект, и на свой внутренний мир, который освещает каждое произведение, образ поэта и отношение к нему автора. Другое внутреннее единство необходимо художественному образу: это единство эмоционального и рационального. В то время как другие типы культуры апеллируют как к мысли, так и к чувствам, этот факт не является специфическим для них. Обычно они основываются на том, что один из этих моментов является для них самым необходимым. Нравственность может иметь в себе значительную долю рациональности и быть не чуждым эмоций, в то время как наука пытается избавиться от «лишних» эмоций во имя истины. Религия невозможна без эмоционального спектра, но она может иметь или не иметь рациональный спектр. Искусство возможно только в этом слиянии, в котором мера рационального и эмоционального определяется создателем произведения. Только в искусстве нужно думать, что цвет должен быть окрашен чувством, а чувство должно быть «мудрым». Иначе страдает сама сущность искусства. Именно поэтому величайшие умы человечества с древности всегда говорили, что без связи с искусством, без его понимания не бывает не только культурного человека, но и полностью развитого человека.
Одной из особенностей искусства является то, что через него каждый из нас затрагивает не только факты и действия, которые легли в основу произведения, но и внутренний мир, личность и гений автора, психологические особенности людей, которые создали его искусство. В повседневной реальной жизни эта сторона обычно скрыта от других, поэтому человек, не понимающий искусства, лишен всего мироздания и ограничен в любых видах деятельности. Искусство развивает эстетический вкус, потому что одной из его функциональных целей является быть носителем эстетических идеалов. Наконец, искусство стимулирует творчество, заставляя нас сопереживать, «участвовать» в творческом процессе, если не создавать произведение искусства, то хотя бы понимать его, проникать в суть вещей, и оно делает это без формул и методов, требующих специальных навыков. С другой стороны, она предлагает собственную систему видения мира, которая раскрывает недоступные науке связи и развивает способность ассоциативного мышления, без которого нет творчества.
Таким образом, культура представляет собой целостную систему, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Все они взаимодействуют друг с другом и с культурой в целом. В различные культурные и исторические эпохи на первый план выходило искусство, наилучшим образом выразившее эту эпоху. Мы говорим о древней скульптуре, средневековой архитектуре, ренессансной живописи, подчеркивая, что эти виды искусства были доминирующими, а остальные существовали под их влиянием. Современное мировоззрение становится все более сложным, что позволяет говорить о «полифонии» современной культуры, то есть ее «романизации», «музыкализации», «видео- и зрелищности». Отдельные виды художественного творчества перестали существовать изолированно друг от друга, что проявляется как в появлении новых синтетических художественных жанров (симфонии, балеты, мюзиклы), так и в интегративном характере художественной мысли, в расширении художественной сферы (световая музыка, цветные фильмы, художественный дизайн, компьютерная графика).
Искусство естественным образом и свободно отрекается от прошлых завоеваний и открытий, если оно не выражает новую человеческую концепцию культуры. Техника, технологии, способ получения звука и цвета совершенствуются, границы художественной сферы расширяются, но само искусство не меняет своей сути, не становится более или менее прогрессивным.
Развитие искусства происходит в рамках динамичных изменений в культуре в целом. Изучение законов художественной культурной динамики является одной из актуальных задач современных культурологических исследований. Но сколько бы раз ученые не пытались понять искусство, в искусстве всегда будет существовать эта загадка, которая не может быть решена только рациональными методами. Искусство дарит художникам «волны вдохновения» и радует нас своей непредсказуемостью.