История развития образования кратко

Публикации раздела Образование

Еще несколько десятилетий назад, наличие и богатство природных ресурсов определяло вектор развития экономики разных стран. Сегодня в роли мерила, выступают технологии и интеллектуальный потенциал нации. Лучше всего это заметно на экономически развитых государствах, где более 2/3 ВВП составляют нематериальные блага — Южная Корея, Япония. Великобритания, Израиль. В нынешних условиях, образованность нации, возможность применения и развития знаний становятся фундаментом в строительстве будущего государства. Как же появилась образовательная система, и где самое образованное население.

Библиографическое описание

Боровенская, И. Ю. История развития образования / И. Ю. Боровенская, Н. А. Бакланова, Е. Ю. Ротова, Н. В. Котлярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44784/ (дата обращения: 14.07.2023).

История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Крещение с 988 г. проводилось Владимиром по всем городам и селам. И с этого времени начинается история образования на Руси. В эти века (XI и XIII) школа на Руси носила церковный характер, она являлась для детей началом пути в храм Божий. Ярослав создал первую на Руси библиотеку, собрав много книг при Киевском Соборе. Школы были частные, не правительственные, при церквах или на дому у частных лиц. Предметы, как и в учебных заведениях Запада, составляли взятые еще из античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы — например, в Переяславе, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Образование носило демократический 158 (внесословный) характер. Грамоте учили не только одних боярских детей, но и всех желающих, учились и миряне. Петр Великий придавал огромное значение просвещению. Благодаря ему в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы артиллерийская, инженерная, медицинская, навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Были открыты школы при заводах, горные школы. Несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете — гимназия, была любимым детищем Петра I. Реформа образования в России также произошла при правлении Екатерины II. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60–70 тыс. чел., фактически была создана система среднего образования. Были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. Школьная система, распределенная по так называемым учебным округам, впервые была создана в начале царствования Александра I (1801–1825 гг.). Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего.

Приходские и уездные училища были бесплатными и бессословными. Сельские приходские училища финансировались помещиками, уездные училища и гимназии — из государственного бюджета. Кроме того, были духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища, подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству. Особую категорию составляли элитные учебные заведения — Царскосельский (1811 г.) и другие лицеи и благородные пансионы. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Приходские школы учили Закону Божию, чтению, письму, началам арифметики. В уездном училище продолжалось изучение Закона Божия и арифметики с геометрией.

Изучались также грамматика, география, история, начала физики, естественной истории и технологии. А также логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия, физико-математические и естественнонаучные предметы, коммерция, обществоведение и технология. Были открыты новые университеты — Дерптский (1802 г), — Виленский (1803 г), — Казанский и Харьковский (1804 г), а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и в несословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ. Гимназии и прогимназии существовали в качестве основной школы. Первые делились на классические и реальные, они формально были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ же в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто успешно сдавал экзамены за курс такой гимназии.

Для выпускников реальных училищ были в это время основаны неуниверситетские высшие учебные заведения, так как: Петербургский технологический институт, Московское высшее техническое училище, Петровская сельскохозяйственная академия в Москве. Университетам уставом в 1863 году была дана автономия, что открывало большие права университетским советам открывать научные, выпускать научные и учебные издания практически бесцензурной (с собственной цензурой). Ректоры и деканы были выборными. Значительно выросла роль общественности в системе образования, работали попечительские и педагогические советы, основывались педагогические общества, комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. Фактически российское общество в основном контролировало дошкольное, начальное народное образование, профессиональную школу, женское и внешкольное образование, несмотря на то, что все учебники школ, программы утверждались централизованно — в ученом совете Министерства народного просвещения. В 1827 г. издается специальный указ, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Теперь приходские школы предназначались для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. После революции 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа стала единой, бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Обеспечивалось преемственность ступеней образования и равенство для всех возможностей образования. Участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибкий учебный план — все это было осуществлено в целях демократизации школы. Советское образование 20-х гг. ввело всеобщее обучение, провозгласило движение за ликвидацию неграмотности. Уровень грамотности вырос скачком. Именно в Советском Союзе появилось впервые всеобщее бесплатное образование. Вместе с тем в работе советской школы был целый ряд недостатков: формализм, чиновничий подход к решению многих школьных проблем, неоправданный разрыв с историческими корнями, потеря многих духовных и нравственных ценностей. Образование было ярко идеологически окрашенным, огромное место в учебном процессе занимали предметы идеологического цикла — история КПСС, диалектический и исторический материализм, политэкономия социализма и т. п.

Свободное развитие ребенка как активной личности категорически не приветствовалось, фактически игнорировались индивидуальные особенности детей и подростков, весь учебный процесс был ориентирован на несуществующего «среднего» ученика. И отстающие (независимо от действительных причин такого отставания), и одаренные дети учились вместе по одной программе, по одним учебникам. Дисциплина имела большое значение, а усвоение фактического материала, как правило, считалось более важным, чем воспитание в ребенке творческого подхода. Тогда не стоял вопрос о воспитании личности, индивидуума — учащиеся должны были, прежде всего, стать грамотными и активными членами коллектива. Знания, которые получали школьники того времени, были достаточно глубокими и разнообразными, в программу включалось много технических и гуманитарных дисциплин.

Особенности развития образования в XX в. середина и конец 30-х годов, школа вернулась к системе оценок («отлично», «хорошо», «посредственно», «неудовлетворительно» или «плохо»), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел «золотые», подзабытые за четверть века «царские» погоны. Появились мужские и женские школы, красные кадеты («суворовцы») и красные гардемарины («нахимовцы»). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве. В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо «арифметики» и «алгебры» появилась «математика», менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки. Особенности развития образования в XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные «перескоки» в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку (1985–1991) и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы — колледжи. Школы оснащали, компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме. Особенности развития образования в XX — начале XXI вв. В 1997–2000 гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования. 2001 год — первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным — вступительным экзаменом. 2010 год — согласно Болонскому соглашению Россия перешла на обязательное 12 летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.

Читайте также:  Договоры ренты в гражданском праве России

Основные термины (генерируются автоматически): школа, Россия, училище, быль, гимназия, особенность развития образования, Русь, система образования, учебный план, учебный процесс.

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки — выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи:

1)      изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества;

2)      выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов;

3)      анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи;

В истории педагогики и образования традиционно сложилось несколько подходов к рассмотрению явлений педагогической теории и практики. Среди них выделяют философско-теоретический подход, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный, с позиции которого анализируются педагогические идеи и практика воспитания как одна из составных частей общекультурного развития общества. С 1970-х гг. активизируется разработка цивилизационного и антропологического подходов к изучению историко-педагогического процесса.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание; будущее, на достижение которого направлены его усилия. Цель воспитания в конечном итоге отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. В первобытно-общинном строе воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его целью являлось вооружение человека опытом выживания. При рабовладельческом строе цели воспитания дифференцировались. Для свободнорожденных граждан предусматривались всестороннее развитие личности, знание «семи свободных искусств»; путь к всестороннему развитию лежал через «пайдейю» — познание всех вещей. Для рабов требовалось воспитание смирения, покорности, трудолюбия, знание «семи механических искусств» (ремесел). При феодализме классовое деление целей сохраняется: для феодалов — это рыцарское воспитание, для ремесленников и крестьян — трудовое. При капитализме воспитание и образование имеют своей целью формирование высококвалифицированных рабочих и компетентных и образованных буржуа, способных управлять производством. В демократическом обществе целью воспитания становится гармоничное развитие личности, предполагающее гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В современной трактовке эта цель формулируется как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

В то же время в истории педагогики наблюдалось поразительное многообразие подходов к определению цели воспитания. В Античности был сформулирован идеал гармоничного развития личности, однако он по-разному трактовался различными мыслителями. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. По мнению Я. А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Д. Локк полагал, что цель воспитания — сформировать джентльмена — человека деятельного и инициативного, обладающего глубоким умом и практическими знаниями. В теории Ж.-Ж. Руссо цель воспитания подчинена формированию общечеловеческих ценностей. И. Г. Песталоцци утверждал, что целью воспитания должно стать развитие способностей и дарований человека, заложенных природой. Их необходимо постоянно совершенствовать и таким образом обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей личности». И. Ф. Гербарт считал целью воспитания всестороннее развитие интересов ученика, направленное на его гармоническое развитие, идеалом личности ему представлялся добродетельный человек, умеющий приспосабливаться к существующим отношениям, уважающий установленный порядок. К. Д. Ушинский целью воспитания называл духовное и нравственное развитие. М. И. Демков считал, что целью воспитания должно стать укрепление нравственности и религиозности человека.

Принципы воспитания — это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.

1. Принцип природосообразности воспитания. идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я. А. Коменского Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Локка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И. Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде Собственно принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П. Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. С. И. Гессен настаивал на единстве школы с обществом и нацией в целом, предполагая существование специальной «областной педагогики». Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский.

Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо. В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание — как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф. А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К. Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.

Читайте также:  Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия курсовая

Некоторые принципы обучения, такие как принципы наглядности, систематичности и последовательности, воспитывающего и развивающего обучения и другие, оставаясь актуальными и в современной школе, нашли серьезную разработку в трудах многих педагогов. В частности, термин «воспитывающее обучение» впервые был введен И. Ф. Гербартом, однако идеи воспитывающего обучения встречались и в более ранних педагогических концепциях. Воспитывающим называют обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, учебному материалу. Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная педагогическая проблема. Так, Я. А. Коменский, признавая огромную воспитательную роль обучения, не разделял процессы обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо преобладающую роль в педагогическом процессе отводил воспитанию. И. Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая это тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. И. Ф. Гербарт считал обучение основным средством воспитания. К. Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания.

1.      Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Ми-тюров. М., 1985.

2.      Антология педагогической мысли России в XVIII в. / Сост. А. И. Соловников. М., 1985.

3.      Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1990.

4.      Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987.

5.      Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. — сост. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. М., 1994.

6.      Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.

7.      Белозерцев Е. П. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994.

8.      Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

9.      Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. М., 1999.

10.  Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): история педагогики, воспитание, образование, историко-педагогический процесс, цель воспитания, идея, принцип обучения, всемирный историко-педагогический процесс, нравственное воспитание, педагогическая теория.

Реформа образования Екатерины II

История развития образования кратко

Василий Перов. Приезд институтки к слепому отцу (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва

История развития образования кратко

Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих (фрагмент). 1855. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История развития образования кратко

Карл Лемох. Гимназистка (фрагмент). 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года.

Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.

В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

Учение в допетровской Руси

История развития образования кратко

Николай Богданов-Бельский. Будущий инок (фрагмент). 1889. Латвийский Национальный художественный музей, Рига

История развития образования кратко

Николай Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История развития образования кратко

Николай Богданов-Бельский. У дверей школы (фрагмент). 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму.

В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Но образованию младшего сына — будущего Петра I — не уделялось должного внимания. К этому времени Алексей Михайлович скончался, и ребенок от второго брака вместе с матерью оказался в опале.

Петр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Зотов (бывший канцелярский служащий Иван Зотов, приставленный к царевичу. — Прим. ред.) как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы, ознакомил Петра с событиями русской истории.

Пользоваться привезенной из-за границы астролябией (старейший астрономический инструмент. — Прим. ред.) Петра научил голландец Тиммерман. Другой голландец из Немецкой слободы по фамилии Карштен-Брант учил любознательного юношу лавировать на боте и управлять парусами.

Первые школы

История развития образования кратко

Николай Богданов-Бельский. Вдохновение (фрагмент). 1910. Частное собрание

История развития образования кратко

Иван Владимиров. На уроке грамоты у дьячка (фрагмент). 1913. Частное собрание

История развития образования кратко

Николай Богданов-Бельский. Сочинение (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию, а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.

В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».

По сообщению историка Василия Татищева, князь Роман Смоленский открыл в Смоленске несколько школ. В них изучали греческий и латинский языки. В Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин.

В Суздальском княжестве князь Константин (сын Всеволода III) собрал библиотеку из греческих и славянских книг, заказал переводы с греческого на русский и завещал — в 1218 году — свой дом во Владимире и часть доходов от имения школе, в которой должны были обучать греческому языку.

Первый ВУЗ и образование для женщин

За звание первого высшего учебного заведения борются сразу несколько представителей. Греческие историки, утверждают, что самым древним был Константинопольский университет, но специалисты, составляющие «Книгу рекордов Гинесса», указали университет Аль — Карауин (Марокко). Мечеть и школа были основаны Фатима бинт Мухаммад аль-Фихри в 859 году.

История развития образования кратко

Если Фатима аль-Фихри была дочерью состоятельного эмигранта из Туниса и могла позволить себе качественное домашнее образование, то большинство женщин той эпохи, и многих последующих столетий, были лишены этого права.

Вплоть до XIX века образование девочек считалось парадоксальным и не обязательным. Нет, домашнее обучение присутствовало, опять же, позволить его могли обеспеченные слои населения, но это была узкая программа, основным посылом которой была подготовка кроткой и послушной жены.

История развития образования кратко

С середины 19 века в Великобритании стали открывать колледжи, ориентированные на образование женщин, но, несмотря на это, первым студенткам было непросто отстаивать свое желание учиться.

Бесплатное образование: для всех и каждого

Американский футуролог Элвин Тоффлер выпустил книгу «Третья волна», в которой автор выделил три основных «волны» развития человечества: аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Второй стадия приходится на 17-18 век, именно в этот момент появилось бесплатное образование для школьников.

Конечно, сегодня мы воспринимаем образование, как одно из благ цивилизации, позволяющее учиться, развиваться, созидать, но среди основных целей английских предпринимателей, которые популяризовали идею бесплатного обучения, было упростить процесс управления рабочими на фабриках, заводах, шахтах.

История развития образования кратко

Дело в том, что в эпоху индустриальной революции рабочие были недостаточно «приспособлены» к труду: не отличались пунктуальностью, не знали о субординации, сложно и долго обучались монотонной работе на заводе или перед станком. «Учебный» план с бесплатным школьным образованием должен был еще со школьной скамьи приучить к порядку:

Выглядит достаточно мрачно и удручающе, но массовое образование позволило не только добиться поставленных целей по построению фабричной модели образования, но и стать фундаментом для современного варианта образования, которое строится на выявлении талантов и способностей учеников, а не подавлении инициативы.

Читайте также:  В чем сходства и отличия диссертации кандидата наук, доктора наук и доктора философии PHD *

История создания образования: эволюция системы

Образования в большинстве государств мире представлено следующими элементами:

История развития образования кратко

Кардинальные изменения системы образования уже провели в десятках стран, лучшие результаты демонстрируют Финляндия, предоставляющая полную свободу учащимся (от выбора предметов до вариантов их изложения); Сингапур, где руководство страны тщательно следит за уровнем образованности населения, и инвестирует в эту область более $ 12 млрд; Япония, в которой полностью изменили подход к процессу обучения и добились уровня грамотности в 99,9% населения.

Подход к системе образования позволяет занимать ведущие позиции по уровню технологий, экономическому развитию и благополучию жизни в этих государствах.

Школы при Петре I

История развития образования кратко

Николай Богданов-Бельский. Ученицы (фрагмент). 1901. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

История развития образования кратко

Алексей Стрелковский. Сельская школа (фрагмент).1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

История развития образования кратко

Алексей Венецианов. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.

Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.

Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.

Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.

Советская школа

История развития образования кратко

Федор Решетников. Прибыл на каникулы (фрагмент). 1948. Государственная Третьяковская галерея, Москва

История развития образования кратко

Виктор Цветков. Нерешенная задача (фрагмент). 1969. Частное собрание

История развития образования кратко

Иван Козлов. Вход для первоклассников (фрагмент). 1950. Частное собрание

После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы.

1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.

О школе 1930-х годов вспоминал философ Александр Зиновьев:

В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния убрали. В эпоху холодной войны появился новый предмет — начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х.

История создания образования

Некоторые археологические находки интересны только узкому кругу специалистов, другие вызывают бурный интерес общественности. Окаменелые следы, оставленные древними людьми, относятся ко второй категории. Они «рассказывают» о местах обитания, способах передвижениях, численности. Так одними из самых древних находок являются следы племени австралопитеков в Танзании возрастом около 3,66 миллиона лет и южно-эфиопские оттиски Homo heidelbergensis (возраст примерно 700 тысяч лет).

История развития образования кратко

Какое отношение имеют отпечатки к образованию? Самое прямое: рядом со следами взрослых людей были детские, т.е подрастающее поколение росло и развивалось рядом со своими родителями, перенимая их опыт и знания. Какими бы они ни были.

Последующие изменения в образе жизни людей не оказало большого влияния на образование: оно по-прежнему оставалось домашним, а в роли учителей выступали представители старшего поколения. Образовательная программа состояла из обязательных пунктов обучения охоте и собирательству (на кого, когда и сколько), умению готовить пищу, позже добавились оккультные действия и обряды.

Необходимость в получении специальных знаний возникла на этапе зарождения государств. В III тыс. до н.э. в Древнем Египте привилегированные особы (дети и родственники фараона) проходили специальную подготовку: чтение, письмо.

Позже образование могли получать дети (юноши) чиновников и жрецов. Обучение проводилось в основном в храмах, поэтому около религиозная тематика была основным направлением обучения.

История развития образования кратко

Параллельно с египетской системой обучения развивалась система образования на Востоке. Города Междуречья (Тигра и Евфрата) при храмах занимались подготовкой писцов. Местные школы назывались «эдубба», что означало «дом табличек». Это естественно, ведь в отличие от египтян, использующих папирусы, шумерские писари, которых при одном учителе было 20-30 человек, использовали глиняные таблички.

К I тыс. до н.э. подобные школы были в каждом городе Междуречья, а к письму добавились счет, рисование, музыка, основы биологии и географии, магические обряды.

Практику школьного обучения детей перенимают греки, которые хотели воспитать развитых (физически и интеллектуально) воинов-защитников. Некоторые историки считают, что первоначальным и первостепенным значением греческих школ было не образование, а необходимость занять чем-то нетрудоспособную часть населения (старики и дети).

Кстати, слово «школа» происходит от греческого «to scholeío», которое означало место, где можно провести свободное время, занятия во время досуга. Что в некотором смысле является подтверждением теории.

История развития образования кратко

Вне зависимости от начальных целей, к пятому тыс. до н.э. среди свободных греков все имели базовый уровень образования, а процесс из домов полностью перешел в специальные заведения — школы. Обучение начиналось с 5 -7 лет, и длился до 20-25лет. Вместо записей в дневник-табличку за непослушание или опоздание применялись телесные наказания.

Древнегреческая система образования разделялась на три вида воспитания:

На протяжении многих веков образование считалось уделом избранных, только к XVIII веку стала набирать популярность идея, что образование способно оказывать влияние не только на определенного индивидуума, но и на все общество и государство в целом. Но от осознания до практики, когда образование стали считать правом каждого человека, прошло еще 100 лет.

Образование в XIX веке

История развития образования кратко

Алексей Корин. Опять провалился (фрагмент). 1891. Калужский областной художественный музей, Калуга

История развития образования кратко

Эмилия Шанкс. Новенькая в школе (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва

История развития образования кратко

Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков (фрагмент). 1900-е. Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки.

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.

От первых школ Руси до советских

разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, физики и логики, астрономии и греческого. Занятия вели сначала духовные лица, а позже — учителя-предметники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как менялась система образования в России на протяжении десяти веков.

Оцените статью
VIPdisser.ru