Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса

Итоговая контрольная работа по биологии в 10 классе (базовый уровень).

Задания группы А – найти один правильный ответ. По 1 тестовому баллу за каждое задание. Итого 16 тестовых балла.

Просмотр содержимого документа

«Итоговая контрольная работа по биологии, 10 класс, базовый уровень »

Итоговая работа по биологии, 10 класс.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

1. Какие химические элементы называются макроэлементами?

А. кислород В. азот

Б. водород Г. все ответы верны

2. Какое из представленных веществ относится к моносахаридам?

А. крахмал В. хитин

Б. глюкоза Г. сахароза

3. Какая функция НЕ относится к функциям углеводов?

А. запасающая В. защитная

Б. строительная Г. регуляторная

4. Что собой представляет третичная структура белка?

А. полипептидная цепь В. глобула

Б. спирально закрученная цепь Г. комплекс глобул

5. Какое строение имеет нуклеотид молекулы РНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г. рибоза, азотистое основание.

6. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы ДНК:

Б. гуанин Г. урацил

7. Процесс поглощения растворенных веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз Г. хемосинтез

8. Какая часть клетки осуществляет транспорт веществ по клетке:

А. комплекс Гольджи В. рибосомы

Б. ЭПС Г. митохондрии

9. Как называются клетки, не имеющие оформленного ядра?

А. прокариоты В. анаэробы

Б. эукариоты Г. аэробы

10. Какой участок одной из цепочек ДНК будет комплементарен другой цепочке ДНК –

А. ТТАГГТТЦЦАТ В. АТТГГТАТЦЦА

Б. АТАГГЦАТЦЦА Г. ЦТАГГЦАТЦЦА

11. Как называется молекула РНК, которая отвечает за транскрипцию информации с молекулы

А. ТРНК В. РРНК

12. Чем отличаются клетки грибов от клеток растений?

А. толстая клеточная стенка В. наличие вакуолей

Б. запасает гликоген Г. наличие ядра

13. Какой вид размножения характерен для размножения дрожжей:

А. вегетативное В. почкование

Б. половое Г. спорообразование

14. Какой вид оплодотворения характерен для растений?

А. наружное В. двойное

15. На каком этапе энергетического обмена образуется молочная кислота?

А. подготовительный В. спиртовое брожение

Б. гликолиз Г. клеточное дыхание

16. Каким способом питаются растения:

А. гетеротрофы В. паразиты

Б. автотрофы Г. сапрофиты

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса

17. При какой фазе митоза хромосомы расходятся к полюсам клетки?

А. интерфаза В. метафаза

Б. анафаза Г. телофаза

18. В результате дробления зиготы:

а. увеличивается размер зародыша в. происходит дифференциация клеток

б. увеличивается числа клеток г. происходит перемещение клеток

19. Наружный слой клеток гаструлы называется

а. эктодерма в. мезодерма

б. энтодерма г. бластула

20. Наружное оплодотворение характерно для:

а. прыткой ящерицы в. прудовой лягушки

б. белой куропатки г. обыкновенного ежа

1. Выберите три правильных ответа из шести. В процессе овогенеза:

а. образуются яйцеклетки

б. образуются четыре зрелые половые клетки из одной

в. образуются сперматозоиды

г. образуется одна зрелая гамета

д. число хромосом уменьшается вдвое

е. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

2. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Родительские формы – чистые линии

Родительские формы взяты из

Расщепление по фенотипу 3:1

1. Какие преимущества дало животным появление в ходе эволюции внутреннего

оплодотворения? Приведите примеры.

2. Какие типы постэмбрионального развития существуют? Какие преимущества имеет

каждый из них?

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.

2. Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды.

3. Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза

4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом

5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.

1. Какой из перечисленных элементов относится к микроэлементам?

Б. водород Г. цинк

2. Какие из представленных веществ является гидрофобным?

А. сахар В. жир

Б. спирт Г. аминокислоты

3. Какие из веществ относятся к олигосахаридам?

А. крахмал В. фруктоза

Б. глюкоза Г. сахароза

4. Какие функции выполняют в организме липиды?

А. энергетическая В. защитная

Б. запасающая Г. все ответы верны

5. Какое строение имеет первичная структура белка?

6. Какое строение имеет нуклеотид молекулы ДНК:

Г. рибоза, азотистое основание, урацил

7. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы РНК:

Б. гуанин Г. тимин

8. Какие из витаминов относятся к жирорастворимым?

А. витамины А и В В. витамины А и Д

Б. витамины А и С Г. витамины В и С

9. Какое заболевание вызывается вирусами:

А. дизентерия В. грипп

Б. ангина Г. туберкулез

10. Какая часть клетки обеспечивает её энергией:

А. ядро В. митохондрии

Б. комплекс Гольджи Г. рибосомы

11. Процесс поглощения твердых веществ клеточной стенкой называется:

12. Дан фрагмент молекулы ДНК АТГГЦЦТАТА. Используя принцип

комплементарностиопределите вторую цепочку ДНК.

А. АТЦЦАТАТТТ В. ТАЦГЦГАТАТ

Б. ТАЦЦГГАТАТ Г. ГАЦЦГГАТАТ

13. Чем отличается клетка прокариот от клетки эукариот?

А. наличием ядра В. отсутствие ядра

Б. клеточная стенка Г. рибосомы

14. На какой стадии энергетического обмена происходит образование воды, углекислого газа и

36 молекул АТФ?

15. Каким способом питаются грибы:

А. гетеротрофы В. голозои

16. При какой фазе митоза происходит удвоение молекул ДНК?

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса

17. Индивидуальное развитие организма – это:

а. филогенез в. онтогенез

б. гаметогенез г. овогенез

18. Формирование гаструлы связано с:

а. активным ростом клеток в. впячиванием зародыша

б. дроблением г. образованием тканей и органов

а. обмен участками гомологичных хромосом в. независимое расхождение хромосом

б. слипание гомологичных хромосом г. разновидность митоза

20. При благоприятных условиях бесполое размножение происходит у:

а. прыткой ящерицы в. пресноводной гидры

б. кукушки г. прудовой лягушки

1. Выберите три правильных ответа из шести. В отличие от митоза при мейозе:

а. происходит кроссинговер

б. удваивается ДНК

в. образуется гаплоидные клетки

г. получаются клетки идентичные материнской

д. из одной материнской клетки образуются четыре дочерних

е. происходит разрушение ядерной оболочки в профазе

Закон расщепления признаков

Расщепление по фенотипу 9:3:3:1

Закон независимого распределения

1. Сравните митоз и мейоз. Назовите черты сходства и различия в этих процессах.

2. Перечислите основные причины разнообразия потомства при половом размножении.

1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются биополимерами.

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин.

5. ДНК обеспечивает хранение наследственной информации и её передачу от материнской

клетки к дочерней.

6. В середине двадцатого столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух

спирально закрученных цепей.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса

Ответы на контрольную работу.

Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.

1. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.

2. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.

1. Внутреннее оплодотворение более молодой способ оплодотворения появившийся

эволюционно на Земле. Прогрессивность внутреннего оплодотворения заключает в том,

что оплодотворенная зигота развивается внутри специализированных половых органов

(матка, клоака и дт.). при этом образуется яйцо, которое защищено от неблагоприятных

внешних условий оболочками, или развивается плод похожий на родительскую форму.

Таким образом данный способ оплодотворения позволяет увеличить способность живых

организмов приспособится к различным внешним условиям среды.

2. Различают два способа развития в постэмбриональный период: прямое и непрямое (с

превращением). Прямое – личинка похожа на взрослую особь, но не половозрелое. С

превращением – личинка не похожа на взрослую особь. Примеры животных с прямым

развитием – пресмыкающиеся, млекопитающие, прямокрылые насекомые и дт. Примеры

животных с не прямым превращением – земноводные (лягушка), чешуекрылые,

При прямом виде развития появляется более приспособленная особь к окружающей среде,

время ее роста и развития значительно меньше после появления яйца или плода, чем при

непрямом развитии. Непрямое развитие позволяет появиться личинке, не похожей на

взрослое животное, которое может быть более подвижно, чем родительская форма, что

позволяет этому виду занимать новые территории. Или способ питания отличается от

взрослого животного, что позволяет занимать разные пищевые ниши и повышает их

выживаемость в среде обитания.

3. Предложения с ошибками:

1. Углеводы представляют собой соединения углерода и воды.

3. Наиболее распространенные моносахариды – глюкоза и фруктоза.

5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 17, 6 кДж энергии. – 3 балла

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса

3. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.

4. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.

1. Сравнительная характеристика митоза и мейоза

1. Процессы являются способами деления клетки

2. Одинаковость процессов интерфазы, метафазы, анафазы

1. в профазу идет процесс

кроссинговера, что приводит к

изменчивости генетического

2. Образуются дочерние клетки

идентичные материнской с

диплоидным набором

2. идет в 2 цикла: 1 деление, 2

3. Образуются соматические

3. Образуются 4 дочерних

клетки с гаплоидным набором

хромосом – гаметы.

2. Причина появления потомства с изменяемыми признаками изменение генетического

аппарата в результате полового размножения, так как при таком способе размножения при

появлении гамет идет процесс кроссинговера ил конъюгации, при которых идет изменение

генетического материала хромосом, при половом размножение при оплодотворении идет

независимое слияние разных гамет, что и приводит к изменчивости потомства. Кроме того

идет процесс ненаследственной изменчивости в пределах нормы реакции, что зависит от

условий существования данного организма.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, тимин, цитозин. 3 балла.

Всего по работе 39 баллов.

39 баллов – 35 балл (90%) –

34 баллов 27 баллов (70%)

26 баллов – 19 баллов (50%) –

18 и менее баллов

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса Вариант 1

Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________

Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции.

А. приспособленность организма к окружающей среде

Б. геологическое преобразование Земли

В. возникновение новых штаммов вирусов

Г. вымирание неприспособленных к условиям среды видов

Д. возникновение этносов

Е. возникновение письменности

2. Выберите три признака, которые характеризуют мутации:

А)  Имеют приспособительный характер

Б)   Передаются по наследству

В)   Носят случайный характер

Г)   Не передаются по наследству

Д)   Не затрагивают генотип

3. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические

4. Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

5. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют.

6. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

7. Установите хронологическую последовательность антропогенеза

8. Вставь­те в текст «Ла­мар­кизм» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

Ла­мар­кизм — эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция, ос­но­вы­ва­ю­ща­я­ся на тео­рии, вы­дви­ну­той в на­ча­ле XIX века _________(А) в трак­та­те «Фи­ло­со­фия зоо­ло­гии». В ши­ро­ком смыс­ле к ла­мар­кист­ским от­но­сят раз­лич­ные эво­лю­ци­он­ные тео­рии, воз­ник­шие в XIX — пер­вой трети XX веков, в ко­то­рых в ка­че­стве ос­нов­ной____________(Б) силы эво­лю­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся внут­рен­нее стрем­ле­ние к__________(В). Как пра­ви­ло, боль­шое зна­че­ние в таких тео­ри­ях придаётся и вли­я­нию__________(Г) ор­га­нов на эво­лю­ци­он­ные судь­бы ор­га­низ­мов, по­сколь­ку пред­по­ла­га­ет­ся, что по­след­ствия упраж­не­ния и не­упраж­не­ния могут пе­ре­да­вать­ся по_________________(Д).

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

9. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их. Со­глас­но ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции:

1. Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции — есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии на­след­ствен­ных из­ме­не­ний ор­га­низ­ма. 4. Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца — вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и дли­тель­ный ха­рак­тер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся мак­ро­э­во­лю­ци­ей

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях жи­во­го ве­ще­ства в био­сфе­ре?

А. Га­зо­вая функ­ция жи­во­го ве­ще­ства свой­ствен­на в эко­си­сте­ме толь­ко про­ду­цен­там.

Б. Кон­цен­тра­ци­он­ная функ­ция жи­во­го ве­ще­ства со­сто­ит в вы­де­ле­нии ор­га­низ­ма­ми ко­неч­ных про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Выберите три правильных ответа. Результатом эволюции является:

появление новых сортов растений

появление новых видов в изменившихся условиях

выведение новых пород

формирование новых приспособлений в изменившихся условиях

сохранение старых видов в стабильных условиях

получение новых пород кур

2. Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния, от­но­ся­щи­е­ся к син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми без про­бе­лов.

1. эле­мен­тар­ной еди­ни­цей эво­лю­ции яв­ля­ет­ся по­пу­ля­ция

2. вли­я­ние внеш­ней среды на­прав­ле­но на раз­ви­тие по­лез­ных при­зна­ков

3. есте­ствен­ный отбор – глав­ная при­чи­на ви­до­об­ра­зо­ва­ния и раз­ви­тия адап­та­ций

4. ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит мо­ди­фи­ка­ци­он­ная из­мен­чи­вость

5. эле­мен­тар­ной еди­ни­цей эво­лю­ции яв­ля­ет­ся вид

6. ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит му­та­ци­он­ная и ком­би­на­ци­он­ная из­мен­чи­вость

3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

5. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции

7. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле

8. Вставь­те в текст «Дар­ви­низм» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

Дар­ви­низм — по имени ан­глий­ско­го на­ту­ра­ли­ста _________(А) — на­прав­ле­ние эво­лю­ци­он­ной мысли, при­вер­жен­цы ко­то­ро­го со­глас­ны с ос­нов­ны­ми иде­я­ми Дар­ви­на в во­про­се эво­лю­ции, со­глас­но ко­то­рым глав­ным ___________(Б) эво­лю­ции яв­ля­ет­ся _______________(В) отбор. В ши­ро­ком смыс­ле не­ред­ко (и не со­всем пра­виль­но) упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния эво­лю­ци­он­но­го уче­ния или эво­лю­ци­он­ной био­ло­гии в целом. Дар­ви­низм про­ти­во­по­став­ля­ют идеям ____________(Г) ко­то­рый счи­тал, что ос­нов­ной дви­жу­щей силой эво­лю­ции яв­ля­ет­ся при­су­щее ор­га­низ­мам стрем­ле­ние к _____________(Д).

9. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.

2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Каннибализм – форма  взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о живом ве­ще­стве в био­сфе­ре?

А. Живое ве­ще­ство пла­не­ты обес­пе­чи­ва­ет не­пре­рыв­ный кру­го­во­рот ве­ществ и пре­об­ра­зо­ва­ние энер­гии в био­сфе­ре.

Б. Живое ве­ще­ство рас­пре­де­ле­но в био­сфе­ре рав­но­мер­но, за ис­клю­че­ни­ем вод Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на.

Всего максимально – 50 баллов

45-50 баллов – отметка 5

38-44 балла – отметка 4

25 -37 баллов – отметка 3

Менее 24 баллов – отметка 2.

Структура и содержание работы

Цель проведения: выявление уровеня освоения учащимися учебного материала курса «Общая биология» по итогам 11 класса

Ориентировочное время выполнения контрольной работы -40 минут.

Каждый вариант работы состоит из 10заданий, различающихся формами и уровнями сложности.

Задание 1,2 – выбор трех правильных ответов (0-3 балла)

Задание 3-5 –соответствие (0-5 баллов)

Задание 6-7 – последовательность(0-5 баллов)

Задание 8 – вписать термины (0-5 баллов)

Задание 9 – исправить ошибки в тексте (0-3 бпалла)

Задание 10 – выбрать один правильный ответ(0-1 балл)

итоговой контрольной работы по биологии в 11__ классе Класс 11 » «

Ф.И.О. учителя ______________________

Дата проведения: » » _______________ 20 года

Количество обучающихся, выполнявших работу ______,

Справились с контрольной работой на «5» чел. %

«4» чел. %

«3» чел. %

«2» _ __ чел. %

Не справились с работой чел. %

Читайте также:  Локальные акты
Оцените статью
VIPdisser.ru