Итоговая контрольная работа по биологии в 10 классе (базовый уровень).
Задания группы А – найти один правильный ответ. По 1 тестовому баллу за каждое задание. Итого 16 тестовых балла.
Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по биологии, 10 класс, базовый уровень »
Итоговая работа по биологии, 10 класс.
Часть А. Выберите один правильный ответ.
1. Какие химические элементы называются макроэлементами?
А. кислород В. азот
Б. водород Г. все ответы верны
2. Какое из представленных веществ относится к моносахаридам?
А. крахмал В. хитин
Б. глюкоза Г. сахароза
3. Какая функция НЕ относится к функциям углеводов?
А. запасающая В. защитная
Б. строительная Г. регуляторная
4. Что собой представляет третичная структура белка?
А. полипептидная цепь В. глобула
Б. спирально закрученная цепь Г. комплекс глобул
5. Какое строение имеет нуклеотид молекулы РНК:
А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты
Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты
В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты
Г. рибоза, азотистое основание.
6. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы ДНК:
Б. гуанин Г. урацил
7. Процесс поглощения растворенных веществ клеточной стенкой называется:
А. фотосинтез В. фагоцитоз
Б. пиноцитоз Г. хемосинтез
8. Какая часть клетки осуществляет транспорт веществ по клетке:
А. комплекс Гольджи В. рибосомы
Б. ЭПС Г. митохондрии
9. Как называются клетки, не имеющие оформленного ядра?
А. прокариоты В. анаэробы
Б. эукариоты Г. аэробы
10. Какой участок одной из цепочек ДНК будет комплементарен другой цепочке ДНК –
А. ТТАГГТТЦЦАТ В. АТТГГТАТЦЦА
Б. АТАГГЦАТЦЦА Г. ЦТАГГЦАТЦЦА
11. Как называется молекула РНК, которая отвечает за транскрипцию информации с молекулы
А. ТРНК В. РРНК
12. Чем отличаются клетки грибов от клеток растений?
А. толстая клеточная стенка В. наличие вакуолей
Б. запасает гликоген Г. наличие ядра
13. Какой вид размножения характерен для размножения дрожжей:
А. вегетативное В. почкование
Б. половое Г. спорообразование
14. Какой вид оплодотворения характерен для растений?
А. наружное В. двойное
15. На каком этапе энергетического обмена образуется молочная кислота?
А. подготовительный В. спиртовое брожение
Б. гликолиз Г. клеточное дыхание
16. Каким способом питаются растения:
А. гетеротрофы В. паразиты
Б. автотрофы Г. сапрофиты
17. При какой фазе митоза хромосомы расходятся к полюсам клетки?
А. интерфаза В. метафаза
Б. анафаза Г. телофаза
18. В результате дробления зиготы:
а. увеличивается размер зародыша в. происходит дифференциация клеток
б. увеличивается числа клеток г. происходит перемещение клеток
19. Наружный слой клеток гаструлы называется
а. эктодерма в. мезодерма
б. энтодерма г. бластула
20. Наружное оплодотворение характерно для:
а. прыткой ящерицы в. прудовой лягушки
б. белой куропатки г. обыкновенного ежа
1. Выберите три правильных ответа из шести. В процессе овогенеза:
а. образуются яйцеклетки
б. образуются четыре зрелые половые клетки из одной
в. образуются сперматозоиды
г. образуется одна зрелая гамета
д. число хромосом уменьшается вдвое
е. образуются клетки с диплоидным набором хромосом
2. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.
Родительские формы – чистые линии
Родительские формы взяты из
Расщепление по фенотипу 3:1
1. Какие преимущества дало животным появление в ходе эволюции внутреннего
оплодотворения? Приведите примеры.
2. Какие типы постэмбрионального развития существуют? Какие преимущества имеет
каждый из них?
3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.
1. Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.
2. Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды.
3. Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза
4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом
5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
1. Какой из перечисленных элементов относится к микроэлементам?
Б. водород Г. цинк
2. Какие из представленных веществ является гидрофобным?
А. сахар В. жир
Б. спирт Г. аминокислоты
3. Какие из веществ относятся к олигосахаридам?
А. крахмал В. фруктоза
Б. глюкоза Г. сахароза
4. Какие функции выполняют в организме липиды?
А. энергетическая В. защитная
Б. запасающая Г. все ответы верны
5. Какое строение имеет первичная структура белка?
6. Какое строение имеет нуклеотид молекулы ДНК:
Г. рибоза, азотистое основание, урацил
7. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы РНК:
Б. гуанин Г. тимин
8. Какие из витаминов относятся к жирорастворимым?
А. витамины А и В В. витамины А и Д
Б. витамины А и С Г. витамины В и С
9. Какое заболевание вызывается вирусами:
А. дизентерия В. грипп
Б. ангина Г. туберкулез
10. Какая часть клетки обеспечивает её энергией:
А. ядро В. митохондрии
Б. комплекс Гольджи Г. рибосомы
11. Процесс поглощения твердых веществ клеточной стенкой называется:
12. Дан фрагмент молекулы ДНК АТГГЦЦТАТА. Используя принцип
комплементарностиопределите вторую цепочку ДНК.
А. АТЦЦАТАТТТ В. ТАЦГЦГАТАТ
Б. ТАЦЦГГАТАТ Г. ГАЦЦГГАТАТ
13. Чем отличается клетка прокариот от клетки эукариот?
А. наличием ядра В. отсутствие ядра
Б. клеточная стенка Г. рибосомы
14. На какой стадии энергетического обмена происходит образование воды, углекислого газа и
36 молекул АТФ?
15. Каким способом питаются грибы:
А. гетеротрофы В. голозои
16. При какой фазе митоза происходит удвоение молекул ДНК?
17. Индивидуальное развитие организма – это:
а. филогенез в. онтогенез
б. гаметогенез г. овогенез
18. Формирование гаструлы связано с:
а. активным ростом клеток в. впячиванием зародыша
б. дроблением г. образованием тканей и органов
а. обмен участками гомологичных хромосом в. независимое расхождение хромосом
б. слипание гомологичных хромосом г. разновидность митоза
20. При благоприятных условиях бесполое размножение происходит у:
а. прыткой ящерицы в. пресноводной гидры
б. кукушки г. прудовой лягушки
1. Выберите три правильных ответа из шести. В отличие от митоза при мейозе:
а. происходит кроссинговер
б. удваивается ДНК
в. образуется гаплоидные клетки
г. получаются клетки идентичные материнской
д. из одной материнской клетки образуются четыре дочерних
е. происходит разрушение ядерной оболочки в профазе
Закон расщепления признаков
Расщепление по фенотипу 9:3:3:1
Закон независимого распределения
1. Сравните митоз и мейоз. Назовите черты сходства и различия в этих процессах.
2. Перечислите основные причины разнообразия потомства при половом размножении.
1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются биополимерами.
2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ.
3. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты.
4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин.
5. ДНК обеспечивает хранение наследственной информации и её передачу от материнской
клетки к дочерней.
6. В середине двадцатого столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух
спирально закрученных цепей.
Ответы на контрольную работу.
Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.
1. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.
2. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.
1. Внутреннее оплодотворение более молодой способ оплодотворения появившийся
эволюционно на Земле. Прогрессивность внутреннего оплодотворения заключает в том,
что оплодотворенная зигота развивается внутри специализированных половых органов
(матка, клоака и дт.). при этом образуется яйцо, которое защищено от неблагоприятных
внешних условий оболочками, или развивается плод похожий на родительскую форму.
Таким образом данный способ оплодотворения позволяет увеличить способность живых
организмов приспособится к различным внешним условиям среды.
2. Различают два способа развития в постэмбриональный период: прямое и непрямое (с
превращением). Прямое – личинка похожа на взрослую особь, но не половозрелое. С
превращением – личинка не похожа на взрослую особь. Примеры животных с прямым
развитием – пресмыкающиеся, млекопитающие, прямокрылые насекомые и дт. Примеры
животных с не прямым превращением – земноводные (лягушка), чешуекрылые,
При прямом виде развития появляется более приспособленная особь к окружающей среде,
время ее роста и развития значительно меньше после появления яйца или плода, чем при
непрямом развитии. Непрямое развитие позволяет появиться личинке, не похожей на
взрослое животное, которое может быть более подвижно, чем родительская форма, что
позволяет этому виду занимать новые территории. Или способ питания отличается от
взрослого животного, что позволяет занимать разные пищевые ниши и повышает их
выживаемость в среде обитания.
3. Предложения с ошибками:
1. Углеводы представляют собой соединения углерода и воды.
3. Наиболее распространенные моносахариды – глюкоза и фруктоза.
5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 17, 6 кДж энергии. – 3 балла
3. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.
4. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.
1. Сравнительная характеристика митоза и мейоза
1. Процессы являются способами деления клетки
2. Одинаковость процессов интерфазы, метафазы, анафазы
1. в профазу идет процесс
кроссинговера, что приводит к
изменчивости генетического
2. Образуются дочерние клетки
идентичные материнской с
диплоидным набором
2. идет в 2 цикла: 1 деление, 2
3. Образуются соматические
3. Образуются 4 дочерних
клетки с гаплоидным набором
хромосом – гаметы.
2. Причина появления потомства с изменяемыми признаками изменение генетического
аппарата в результате полового размножения, так как при таком способе размножения при
появлении гамет идет процесс кроссинговера ил конъюгации, при которых идет изменение
генетического материала хромосом, при половом размножение при оплодотворении идет
независимое слияние разных гамет, что и приводит к изменчивости потомства. Кроме того
идет процесс ненаследственной изменчивости в пределах нормы реакции, что зависит от
условий существования данного организма.
4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, тимин, цитозин. 3 балла.
Всего по работе 39 баллов.
39 баллов – 35 балл (90%) –
34 баллов 27 баллов (70%)
26 баллов – 19 баллов (50%) –
18 и менее баллов
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса Вариант 1
Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________
Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции.
А. приспособленность организма к окружающей среде
Б. геологическое преобразование Земли
В. возникновение новых штаммов вирусов
Г. вымирание неприспособленных к условиям среды видов
Д. возникновение этносов
Е. возникновение письменности
2. Выберите три признака, которые характеризуют мутации:
А) Имеют приспособительный характер
Б) Передаются по наследству
В) Носят случайный характер
Г) Не передаются по наследству
Д) Не затрагивают генотип
3. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические
4. Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции
5. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют.
6. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи
7. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
8. Вставьте в текст «Ламаркизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века _________(А) в трактате «Философия зоологии». В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX — первой трети XX веков, в которых в качестве основной____________(Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к__________(В). Как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию__________(Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по_________________(Д).
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. Согласно основным положениям синтетической теории эволюции:
1. Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость, то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами эволюции являются изменение генофонда популяции и возникновение приспособленности организмов к условиям существования. 3. Направляющий фактор эволюции — естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении наследственных изменений организма. 4. Наименьшая эволюционная единица — вид. 5. Эволюция имеет постепенный и длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции называется макроэволюцией
10. Верны ли следующие суждения о функциях живого вещества в биосфере?
А. Газовая функция живого вещества свойственна в экосистеме только продуцентам.
Б. Концентрационная функция живого вещества состоит в выделении организмами конечных продуктов жизнедеятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Выберите три правильных ответа. Результатом эволюции является:
появление новых сортов растений
появление новых видов в изменившихся условиях
выведение новых пород
формирование новых приспособлений в изменившихся условиях
сохранение старых видов в стабильных условиях
получение новых пород кур
2. Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции.
Ответ запишите цифрами без пробелов.
1. элементарной единицей эволюции является популяция
2. влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков
3. естественный отбор – главная причина видообразования и развития адаптаций
4. материалом для эволюции служит модификационная изменчивость
5. элементарной единицей эволюции является вид
6. материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость
3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.
4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
5. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции
7. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле
8. Вставьте в текст «Дарвинизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Дарвинизм — по имени английского натуралиста _________(А) — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).
9. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.
1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.
2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.
3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.
4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.
5. Каннибализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.
10. Верны ли следующие суждения о живом веществе в биосфере?
А. Живое вещество планеты обеспечивает непрерывный круговорот веществ и преобразование энергии в биосфере.
Б. Живое вещество распределено в биосфере равномерно, за исключением вод Северного Ледовитого океана.
Всего максимально – 50 баллов
45-50 баллов – отметка 5
38-44 балла – отметка 4
25 -37 баллов – отметка 3
Менее 24 баллов – отметка 2.
Структура и содержание работы
Цель проведения: выявление уровеня освоения учащимися учебного материала курса «Общая биология» по итогам 11 класса
Ориентировочное время выполнения контрольной работы -40 минут.
Каждый вариант работы состоит из 10заданий, различающихся формами и уровнями сложности.
Задание 1,2 – выбор трех правильных ответов (0-3 балла)
Задание 3-5 –соответствие (0-5 баллов)
Задание 6-7 – последовательность(0-5 баллов)
Задание 8 – вписать термины (0-5 баллов)
Задание 9 – исправить ошибки в тексте (0-3 бпалла)
Задание 10 – выбрать один правильный ответ(0-1 балл)
итоговой контрольной работы по биологии в 11__ классе Класс 11 » «
Ф.И.О. учителя ______________________
Дата проведения: » » _______________ 20 года
Количество обучающихся, выполнявших работу ______,
Справились с контрольной работой на «5» чел. %
«4» чел. %
«3» чел. %
«2» _ __ чел. %
Не справились с работой чел. %