Большое значение в работе классного
руководителя является проектировочная
деятельность, которая строится на основе
результатов педагогического мониторинга и
является “мостиком” к собственно
организаторской.
Одной из важнейших проектировочной
деятельности является планирование.
Под планированием воспитательной работы в
классе принято понимать процесс совместной
деятельности классного руководителя, детей и
взрослых по определению целей, содержания и
способов организации воспитательного процесса и
жизнедеятельности в классном сообществе,
организаторов и участников намечаемых дел,
сроков проведения.
Педагог- воспитатель в процессе планирования
составляет, как правило, два вида плана:
календарный и перспективный.
К планам воспитательной работы классного
руководителя, которые направляют его
деятельность, предъявляются следующие
требования:
Приступая к планированию воспитательной
работы, необходимо:
Правильно осуществляя действие за действием,
шаг за шагом, классный руководитель сможет
разработать оптимальный и научно обоснованный
план воспитательной работы.
Первым шагом является определение порядка и
сроков действий по составлению плана. Чтобы
деятельность классного руководителя и других
членов планирования была более
целенаправленной, упорядоченной и эффективной,
необходимо спланировать совместную
деятельность по разработке перспективного плана
воспитательной работы. Классный руководитель
должен обладать также информацией о том, как
будет проходить планирование воспитательной
работы в общешкольном масштабе.
Вторым шагом по процессу планирования — это
проведение анализа воспитательной работы за
прошедший год. На мой взгляд это один из самых
ответственных моментов, хотя и требующий
интеллектуальных и физических затрат, но
практическая польза аналитической деятельности
очевидна. Анализ должен стать основой для
планирования классным руководителем
воспитательной работы.
Третьим шагом является моделирование образа
класса и процесса воспитания в нём.
Здесь я часто говорю классным руководителям
фразу “Как её вы назовёте, так она и поплывёт”,
т.е. каково представление классного руководителя
о будущем состоянии классного сообщества,
построения в нём деятельности, общения и
отношений. Но необходимо помнить, что образ
класса должен отображать необходимое, возможное
и желаемое состояние воспитательного процесса.
Четвёртым шагом является коллективное
планирование, в котором участвует не только
классный наставник, но и весь коллектив учащихся
класса, а также родители. Классный руководитель
должен учитывать следующие обстоятельства: если
без предварительной работы попросить учеников
внести свои пожелания в план работы, то вряд ли
можно достичь желаемого результата. Здесь должны
быть использована технологии включения
учащихся, родителей и других представителей
сообщества в совместную деятельность по
составлению плана (в виде игры с выделением
наиболее актуальных проблем, выдвижение целей,
задач на планируемый период, продумывание общих
идей замысла в совместной деятельности по
планированию является уточнение,
корректирование педагогического замысла и
оформление плана воспитательной работы будущей
жизнедеятельности и т.д.)
Заключительным шагом, является оформление
плана и выбора наиболее рационального варианта
формы и структуры.
Существует множество структур перспективного
плана.
И так из вышесказанного мы можем, представим
вам несколько вариантов разделов перспективного
планирования.
Мы предлагаем версию структуры перспективного
плана воспитательной работы классного
руководителя.
а) С коллективом учащихся:
б) Индивидуальная работа с учащимися:
в) Работа с родителями учащихся:
г) координация воспитательной деятельности
учителей- предметников, работников
дополнительного образования, детских и
юношеских организаций и объединений и др.
5. Гностическая деятельность классного
руководителя (ведение индивидуальных
мониторинговых карт, составление графиков
изменения воспитанности школьников, “кривых
эффективности воспитательного мероприятия”) и
др.
Вашему вниманию мы представляем различные
формы матриц основной части плана
воспитательной работы
Схема планирования содержания
воспитательной работы
(по Щурковой Н.Е.)
- Тесты с ответами по предмету теория и методика воспитания
- Вопрос № 6 Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ___ воспитания
- Вопрос №7 Внушение индивидам и группам мировоззрения, норм поведения, соответствующих принципам определенной конфессии, является особенностью ___ воспитания
- Вопрос № 20 Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется _______ воспитанием
- Вопрос № 21 Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью _____ воспитания
- Вопрос № 34 Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют ______ воспитания
- Вопрос № 35 Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ____воспитания
- Вопрос №40 Классный руководитель ведет такую документацию, как.
- Вопрос №52 Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью _______воспитания
- Вопрос №54 К авторским можно отнести воспитательные системы
Тесты с ответами по предмету теория и методика воспитания
достижение воспитательных целей
взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников
«инструментарий» воспитания Внешнее выражение процесса воспитания
принуждением уклонением сглаживанием
развитие ученического самоуправления
организация предметных недель упорядочение учебной нагрузки учащихся организация внеклассных мероприятий
наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся
гражданского воспитания (В.Сухомлинский) развивающего обучения (В.Давыдов) диалога культур (В.Библер)
саморазвития личности (А.Тубельский)
Вопрос № 6 Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ___ воспитания
условиями ценностями закономерностями
Вопрос №7 Внушение индивидам и группам мировоззрения, норм поведения, соответствующих принципам определенной конфессии, является особенностью ___ воспитания
подкупа, доброты, подавления
сотрудничества, взаимопомощи доверия, взаимной ответственности педантизма, чванства, родства
создание воспитывающих ситуаций педагогическое требование
индивидуальные особенности педагога обеспечение целостности всех видов деятельности
учет этнических характеристик среды престижность соответствие главной цели и задачам системы
обстоятельное выяснение причин проступка постоянный контроль и оценка результатов деятельности
реальность достижения целей в определенных обстоятельствах близость или совпадения с интересами воспитуемых
формирование общеучебных умений соединение воспитания и дополнительного образования соединение воспитания с практической деятельностью
учет индивидуальных особенностей воспитанников
организационную структуру структуру межличностных предпочтений
коммуникативную и функциональную структура
целенаправленность и конкретность образовательных задач
разнообразие содержания, форм и методов
разумная детализированность и краткость
инвариантность планирования включение большого количества разнообразных мероприятий
степени группового влияния
Вопрос № 20 Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется _______ воспитанием
духовным нравственным социальным
Вопрос № 21 Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью _____ воспитания
оптимистичность взаимоотношений в семье ориентация на государственный заказ
гуманность и милосердие последовательность в требованиях
парная бригадная коллективная
закреплением ответственных за организацию мероприятий
подведением итогов работы распределением поручений активу и отдельным воспитанникам
обсуждением на классном собрании
проведением коллективного творческого дела
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
коррекция условий функционирования семьи оказание помощи родителям в решении социальных проблем психолого-педагогическое просвещение родителей
ознакомление родителей с учебно-воспитательным процессом школы
убеждением общественным мнением
приоритетности общечеловеческих ценностей демократизма
Вопрос № 34 Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют ______ воспитания
направления нормы идеи
Вопрос № 35 Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ____воспитания
социальная защищенность педагога главный субъект системы – педагог проявление отношений доверия и доброжелательности
обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка
ориентация на личность ребенка
неопозитивизма прагматизма экзистенциализма
совместных усилий общественности в воспитании поддерживать силу общественного мнения
обеспечивать единство и сплоченность актива
воздействовать на воспитанника посредством коллектива
создания ситуаций успеха
национализм менталитетом нации
Вопрос №40 Классный руководитель ведет такую документацию, как.
протоколы заседаний педагогического совета книгу регистрации учащихся
личные дела учащихся
культура этнического общения культура межнационального общения
поликультурное воспитание интернациональное воспитание
ограничение в правах в коллективе изменение отношения к ученику
воздействие на личность общества в целом
развитие представлений человека о мире результат усвоения профессиональных знаний, умений и навыков целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности
процесс и результат воспитательной работы
вариативности природосообразности открытости
обновление и перестройка
коррекция стабильное развитие и его завершение
социальный педагог классный куратор
Ж.Ж.Руссо Ю.К.Бабанского Н.К.Крупской
создания ситуации успеха
национализм менталитет нации
Вопрос №52 Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью _______воспитания
составление программ самовоспитания
Вопрос №54 К авторским можно отнести воспитательные системы
эстетическое нравственное умственное
С 1 сентября 2022 года начнется прием учащихся в первый и пятый классы по Стандарту третьего поколения. Школам предстоит серьезная работа по разработке новых образовательных программ для начального и основного общего образования. Существенные изменения коснулись и программы воспитания.
В соответствии с государственным заданием Минпросвета Российской Федерации на 2021-2022 гг. в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования проведено обновление примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной в 2020 г.
Значительные изменения внесены в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей в ОО с учётом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное, а также в связи с существенным обновлением нормативно-правовой базы воспитания в Российской Федерации:
В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Разработка и совершенствование ФГОС третьего поколения продолжается, результатом и главным отличием от ФГОС второго поколения станет конкретизация и четкость требований.
Как изменилась структура программы
ФГОС третьего поколения содержит новые требования как к структуре программы воспитания, так и к ее содержанию. Изменения коснулись непосредственно самой структуры программы, поэтому просто поправить названия разделов не получится.
Сравнениеразделов рабочей программы воспитания по старому и новому ФГОС
Как изменилось содержание программы
Согласно изменениям программа воспитания должна создать целостную образовательную среду, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, в программе остается актуальным реализация личностно развивающего потенциала школьных уроков.
1. «Личностные результаты».
По ФГОС третьего поколения личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. При этом они разделены по основным направлениям:
Все воспитательные мероприятия программы должны соответствовать данным направлениям и должны быть нацелены на достижение личностных результатов.
2.Учет специфики региона и единство воспитательной деятельности.
По новым требованиям программа воспитания должна обеспечивать целостность и единство воспитательных воздействий на учащихся, реализацию возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию учащихся, практическую подготовку.
Помимо этого, при разработке программы обязательно учитываются социальные потребности семей, а также историко-культурная и этническая специфика региона.
3. Нормативные документы для разработки программы воспитания
Основой для разработки новой рабочей программы воспитания должен быть ФГОС для НОО и ООО (от 31.05.2021 № 286 и 287).
В соответствии с новым ФГОС наличие модульной структуры программы теперь является необязательным. Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для начального образования может, но не обязана включать модули, и описали (п. 31.3 ФГОС НОО).
Для общего образования модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания: она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
4. Содержание календарного плана воспитательной работы
В соответствии со Стандартом нового поколения в план воспитательной работы школы необходимо включать не только мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых школа просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п.33 ФГОС ООО).
5. Нестыковки новых ФГОС НОО и ООО
Законодательные нестыковки в ФГОС третьего поколения касаются программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Но это не означает, что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Также в Стандартах не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план — это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.
5. Что поправить в разделах программы
Изменения касаются четырех разделов программы воспитания. Правки затрагивают личностные результаты учащихся, цели и задачи воспитания, формы и содержание воспитательной деятельности и систему поощрений.
Раздел 1. «Анализ воспитательного процесса в организации».
В этот раздел включаются результаты ежегодного анализа воспитательной работы школы. Направления анализа определяются в соответствии с календарным планом школы . В конце раздела делаются выводы, а также описываются проблемы, над решением которых школе предстоит работать.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания обучающихся».
Формулируются цели и задачи воспитания в соответствии с новыми личностными результатами, которые прописаны в ФГОС третьего поколения.
Раздел 3. «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей».
В данном разделе можно оставить модули или вернуться к традиционному описанию содержания по направлениям воспитания, утвержденным в ФГОС нового поколения.
Однако если выбирается модульная структура, то содержание предыдущей версии программы воспитания оставить не получится, поскольку в Стандарте нового поколения заложены качественно новые результаты воспитания. Кроме того, предыдущий ФГОС не предусматривал обязательный учет специфики школы, а также интересов субъектов воспитания и тематики учебных модулей.
Работа по описанию раздела может начинаться с анкетирования, чтобы выявить интересы учащихся и родителей, а также социальные потребности семей. При определении видов, форм и содержания воспитания необходимо учитывать результаты анкетирования, а также специфику школы, историко-культурную и этническую специфику региона. При описании формы и содержания воспитания в урочной деятельности нужно ориентироваться на тематику учебного предмета.
Раздел 4. «Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учащихся».
При разработке и описании системы поощрения учащихся должны учитываться различные особенности, а порядок поощрения должен быть объективным, понятным.
Процедура награждения должна соответствовать школьному укладу и символике, само награждение должно быть открытым и публичным. Частота награждений и количество поощряемых должны быть оптимальны, необходимо соблюдение сочетания индивидуального и коллективного поощрения.
К системе поощрений, дифференцированных по уровню и типу наград, должны привлекаться учащиеся, представители ученического самоуправления, родители, статусные представители сторонних организаций.
Формы поощрения должны быть конкретизированы: это могут быть как традиционные (портфолио, рейтинги, награждение благодарственными письмами, подарки и ценные призы, благотворительная поддержка), так и нетрадиционные формы (мастер-классы активных учащихся, назначение учащихся на ведущие исполнительские роли, публикация в СМИ о достижениях учащихся и пр.)
Также при разработке рабочей программы воспитания не необходимо учесть, что в соответствии со Стандартом воспитательная деятельность реализуется совместно с семьей и иными институтами воспитания. Для этого в программе нужно указать механизмы взаимодействия с семьями учащихся и сторонними организациями.
6. Разработка календарного плана воспитательной работы
ФГОС нового поколения предъявляет требования и к календарному плану воспитательной работы:
Поэтому, прежде чем включить какое-либо мероприятие в план, следует тщательно оценить возможности школы по его реализации. Это связано с тем, что теперь все мероприятия плана становятся обязательными для исполнения, а любые изменения в плане нужно будет утверждать на педагогическом совете как изменения, вносимые в ООП.
7. Основные направления воспитательной работы.
Во избежание перегрузки календарно-тематического плана школы, в него нужно включать только обязательные мероприятия, которые школа проводит в соответствии со Стандартом нового поколения.
Для этого необходимо предусмотреть мероприятия на совместную деятельность учащихся и родителей, а также на развитие педагогической компетентности родителей в целях осуществления социализации учащихся в семье. Эти мероприятия являются обязательными, так как это требование ФГОС третьего поколения.
7. Обязательные образовательные события.
Министерство просвещения Российской Федерации рекомендует включать в программу воспитания образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздниками РФ, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям согласно примерному календарному плану воспитательной работы на учебный год.
8. Перечень олимпиад.
В календарный план воспитательной работы можно включить мероприятия из перечня олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие способностей в научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах, а также муниципальные и региональные мероприятия, в которых учащиеся ежегодно принимают участие.
В заключение нужно отметить, что у программы воспитания в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения есть важная цель:
Усиление воспитательной работы — одно из направлений государственной политики в сфере образования и требование Закона об образовании.