Кафедра гражданского процессуального права — РГУП Воронеж

Кафедра гражданского процессуального права - РГУП Воронеж Диссертации

Кафедра гражданского процессуального права — ргуп воронеж

Финансовое право, Налоговое право, Актуальные проблемы финансового права, Особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, Правовое регулирование контрольной деятельности в сфере экономики, Правовое регулирование бухгалтерского учета

Руководитель ежегодного технического задания по научной работе в ЦФ РГУП (с 2022 г.) «Теоретические и практические проблемы финансового права, гражданского и арбитражного процесса».

— Преподаватель-куратор Юридической клиники ЦФ РГУП (консультации по вопросам применения гражданского, финансового законодательства, обращения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, органы власти).

— Организатор и руководитель научного студенческого кружка «Финансовое право. Налоговое право» в ЦФ РГУП (с 2006 г). Подготовленные Пешковой Х.В. по результатам деятельности кружка студенты неоднократно занимали призовые места, удостаивались наградными дипломами (I степени и др.) на научных конкурсах (Приказы Ректора РГУП В.В. Ершова № 123 от 18.03.2022, № 63/1 от 26.02.2022).

— Автор дистанционного курса «Бюджетное законодательство и организация казначейского исполнения бюджета» для сотрудников организаций государственного сектора.

— Член редакционных коллегий 5 российских и зарубежных журналов, в том числе: научный журнал «Журнал юридических исследований» (учредитель журнала – издательство ИНФРА-М, Москва); научно-практический юридический журнал «Общество. Закон. Правосудие» (учредитель – Управление Судебного департамента в Воронежской области) и др.

— Постоянный спикер, модератор мероприятий, проводимых НИЦ ИНФРА-М, Петербургским международным юридическим форумом и др.

— Сертифицированный лектор Общероссийской общественной организации «Общество «Знание».

§

Информация о руководителе

Кафедра гражданского процессуального права - РГУП Воронеж

ФИО: Клепиков Сергей Николаевич

Должность:Декан факультета

Контактный телефон: 7 (473) 271-54-15

Адрес электронной почты: fpkcfrap@mail.ru

Место нахождения: Кабинет 307


ФПК судей и госслужащих судов Центрального филиала ФГБОУВО «РГУП» создан 1 сентября 2003 года.

Деятельность факультета направлена на решение задач по профессиональной переподготовке и повышению квалификации мировых судей, аппарата мировых судей, государственных гражданских служащих судов  и Судебного департамента, а также иных категорий слушателей.

За время работы факультет обучил более 10 000 слушателей по программам дополнительного профессионального образования.

 Положение о ФПК


План

реализации дополнительного профессионального образования

на 2022 год

№ п/п

Наименование дополнительной профессиональной программы

Объем        в часах

Вид программы

Форма реализации программы

Стоимость программы

в рублях на одного слушателя

Предполагаемый период набора слушателей на программу

1

2

3

4

5

6

7

1.

Специалист в сфере государственного и муниципального управления

250

Профессиональная переподготовка

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

12000

(для студентов-выпускников ЦФ РГУП 6000)

21 марта —          25 июня

2.

Профессиональные компетенции юриста

250

Профессиональная переподготовка

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

6000

(программа для студентов-выпускников ЦФ РГУП)

14 марта – 20 мая

3.

Прикладная психология

520

Профессиональная переподготовка

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

20000

октябрь 2022 г. – март 2023 г.

4.

Управление персоналом

520

Профессиональная переподготовка

с присвоением квалификации «Специалист по управлению персоналом»

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

24000

(для студентов-выпускников ЦФ РГУП 12000)

14 марта — 01 июля

5.

Психолого-педагогическая и социально-реабилитационная                      деятельность в пенитенциарной системе

520

Профессиональная переподготовка

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

20000

октябрь 2022 г. – март 2023 г.

6.

Актуальные проблемы судебной практики в деятельности впервые назначенных мировых судей

254

Профессиональная переподготовка

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

18750

май-июнь

октябрь-ноябрь

7.

Актуальные проблемы судебной практики в деятельности мировых судей

72

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

8775

май-июнь

октябрь-ноябрь

9.

Организация защиты информации при работе с персональными данными

40

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

4200

10 марта – 25 марта

15 июня – 30 июня

1 декабря – 16 декабря

10.

Правовое регулирование противодействия коррупции

72

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

7200

4 апреля – 14 апреля

11.

Антикоррупционный комплаенс: реализация требований Минтруда России при разработке и принятии организациями мер по предупреждению коррупции

36

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

3600

16 мая – 21 мая

12.

Общие принципы организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: актуальные аспекты реформы 2022 года

24

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

2400

6 июня – 13 июня

13.

Организация местного самоуправления в единой системе публичной власти: практические вопросы переходного периода

36

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

3600

26 сентября – 6 октября

14.

Использование антиконфликтных технологий в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

48

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

4800

3 октября – 12 октября

15.

Вопросы законодательства о государственной гражданской службе и развитии кадровых технологий

36

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

3600

17 октября – 22 октября

16.

Актуальные вопросы законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в органах государственной власти

36

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

3600

17 октября – 22 октября

17.

Коммуникативные

технологии на государственной гражданской службе

18

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

1850

24 октября – 27 октября

18.

Управленческие навыки в структуре компетентности государственного гражданского служащего

48

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

4800

14 ноября  – 24 ноября

19.

Актуальные вопросы реализации норм российского законодательства в деятельности аппарата мировых судей

46

Повышение квалификации

Очная

5000

ноябрь-декабрь

20.

Правовое регулирование противодействия коррупции

18

часов

Повышение квалификации

Очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

1850

28 ноября  – 01 декабря

Подача заявок на обучение осуществляется на электронный адрес: fpkcfrap@mail.ru

Прием заявок заканчивается за неделю до начала обучения.

Регистрацию слушателей осуществляет ЦФ РГУП. 

Образец заявки для физических лиц

Образец заявки для юридических  лиц

№ п/п

Период обучения

Поток

Должность

Ф.И.О.

Отзыв

1

16.05.2022-26.05.2022

Мировые судьи (повышение квалификации)

Мировой судья судебного участка № 48 Дзержинского судебного района Калужской области

Плохотнюк Юлия Павловна

Организация занятий хорошая. Темы занятий являются актуальными, правильное соотношение теоретических и практических вопросов.

2

06.09.2022-16.09.2022

Секретари судебных заседаний районных судов, гарнизонных военных судов

Секретарь судебного заседания Советского районного суда

г. Орла

Астапова Валерия Андреевна

Организация занятий была  на высоком уровне. Довольна полученными знаниями. Рабочее время,  время отдыха и на самоподготовку распределено грамотно. Впечатлена преподавателями Миненко В.В., Денисовым Ю.А., Шумейко Е.С.

3

13.09.2022-23.09.2022

Помощники судей судебных коллегий арбитражных судов (банкротство)

Помощник судьи

19-го арбитражного апелляционного суда

Зарубина Надежда Евгеньевна

Высокий уровень профессиональной подготовки специалистов-преподавателей, отличный  уровень организации работы по повышению квалификации помощников судей.

4

20.09.2022-30.09.2022

Помощники судей районных судов, гарнизонных военных судов

Помощник судьи Климовского районного суда Брянской области

Ляшкова Марина Васильевна

Занятия организованы на высоком уровне, с привлечением профессионалов, выбраны темы занятий, действительно интересующие помощников судей.

5

27.09.2022-07.10.2022

Помощники судей судебных коллегий арбитражных судов (корпоративное законодательство и законодательство о ценных бумагах)

Помощник судьи

20-го арбитражного апелляционного суда

Аралова Алевтина Константиновна

Отличная организация занятий. Реализована возможность обсудить вопросы судебной практики и актуальные вопросы правоприменения наряду с повторением теоретических основ арбитражного процесса.

6

26.09.2022-13.10.2022

Мировые судьи (профессиональная переподготовка, впервые назначенных мировых судей)

Мировой судья судебного участка № 1 Рамонского района Воронежской области

Сарычев Петр Николаевич

Качественная и профессиональная организация занятий. Получены знания, которые пригодятся на практике.

7

04.10.2022-14.10.2022

Секретари судебных заседаний областных судов

Помощник судьи Калужского областного суда

Бахтеева Татьяна Алексеевна

Осталось положительное впечатление. Преподаватели высокой квалификации. Интересная программа и методика обучения.

8

11.10.2022-21.10.2022

Помощники судей судебных коллегий арбитражных судов (административные правоотношения)

Помощник судьи Арбитражного суда Орловской области

Рукавишникова Анна Николаевна

Занятия на факультете повышения квалификации организованы с учетом нововведений в законодательстве и обобщения судебной практики.

9

18.10.2022-28.10.2022

Помощники судей областных судов

Помощник судьи Белгородского областного суда

Степкина Полина Ивановна

Впечатления самые благоприятные: высокоорганизованная работа руководства факультета, доброжелательный, теплый прием, открытость, готовность оказать поддержку слушателям в любой затруднительной ситуации.  Большое спасибо преподавателям и действующим судьям за интересную подачу информации по актуальным проблемам отраслевого законодательства и правоприменительной практики.

10

18.10.2022-28.10.2022

Мировые судьи (повышение квалификации)

Мировой судья судебного участка Глушковского судебного района Курской области

Сумщенко Ольга Павловна

Организация занятий проходила на высоком уровне, занятия проводились в доступной форме, в доброжелательной атмосфере, в форме диалога.

11

24.10.2022-02.11.2022

Помощники мировых судей

Помощник мирового судьи судебного участка № 2 Левобережного судебного района Воронежской области

Величкина Елена Анатольевна

Впечатления об организации занятий на факультете повышения квалификации положительные. Узнали много интересного и важного в работе. Хотелось бы побольше практических занятий с действующими судьями.

12

08.11.2022-18.11.2022

Секретари судебных заседаний районных судов, гарнизонных военных судов

Секретарь судебного заседания Обнинского городского суда Калужской области

Суслова Наталья Игоревна

Прекрасные преподаватели, актуальные темы, много полезного.

13

15.11.2022-25.11.2022

Секретари судебных заседаний арбитражных судов

Секретарь судебного заседания Арбитражного суда Брянской области

Макеева Марианна Викторовна

Занятия организованы хорошо, понравился преподавательский состав, а также было интересно узнать работу судов разных регионов.

14

21.11.2022-25.11.2022

Ответственные секретари административных комиссий

Ответственный секретарь административной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области

Неизвестный Геннадий Романович

Все сделано для прекрасного усвоения курса. На занятиях и в программе обучения ничего лишнего.  Для себя почерпнул много нужного и полезного.

15

22.11.2022-02.12.2022

Помощники судей районных судов, гарнизонных военных судов

Помощник судьи Малоярославецкого районного суда Калужской области

Ващук Людмила Геннадьевна

Занятия понравились, были освещены нововведения в законодательстве, приведено много примеров из практики. Лекции интересные, преподаватели объясняют грамотно и понятно.

16

20.03.2022-30.03.2022

Нотариусы, помощники нотариусов, работники нотариальных палат

 Помощник нотариуса

Ирина Демидова

Добрый день, Сергей Николаевич! Спасибо за проведенную программу повышения квалификации нотариусов (дистанционная форма). Очень все понравилось. В такой форме обучения участвовала впервые. Очень удобно: полноценно присутствуешь на лекции, видишь и слышишь лектора, задаешь интересующие вопросы. Один технический момент: периодически «зависал» звук на несколько секунд (скорее всего связано с техникой). Преподавателям отдельное спасибо. В ходе лекций они старались рассмотреть наибольшее количество вопросов и ответов на них, возникающих как у теоретиков, так и у практиков. Хорошая подборка методических материалов! Просмотрев презентации и записи вебинаров, можно ещё раз освежить память об услышанном материале. Желаю Вам и преподавателям дальнейших успехов в работе!!!

Все лекции очень понравились, были содержательными, особенно лекции, которые проходили на основе презентаций.

17

20.03.2022-30.03.2022

Нотариусы, помощники нотариусов, работники нотариальных палат

 Нотариус Александро-Невского района 

Терехова С.А

Большое спасибо за хорошую
 координационную работу. Сайт полный, понятный.
 Успехов ВАМ !!!!

18

20.03.2022-30.03.2022

Нотариусы, помощники нотариусов, работники нотариальных палат

Нотариус

Лариса Миронова

Очень интересные вебинары, особенно мне понравились с участием нотариусов (так как всегда интересно узнать практику других регионов). 

20

20.03.2022-30.03.2022

Нотариусы, помощники нотариусов, работники нотариальных палат

помощник нотариуса

Ноздрина Яна Павловна

Особенно понравились выступления Богатых Н.С. и Власовой Е.А.., т.к. были раскрыты многие аспекты, возникающие в практике нотариуса. 

21

20.03.2022-30.03.2022

Нотариусы, помощники нотариусов, работники нотариальных палат

нотариус нотариального округа г. Скопин Рязанской области

Коломиец Татьяна Ивановна

Очень интересные вебинары по электронному нотариату, потому что были представлены наглядные пособия и рекомендации.

22

20.03.2022-30.03.2022

Нотариусы, помощники нотариусов, работники нотариальных палат

помощник нотариусаМежуев Р.В.

Очень понравились вебинары про электронный нотариат. Недавно начали регистрировать уведомления о залоге, поэтому для меня очень актуально.

23

20.03.2022-30.03.2022

Нотариусы, помощники нотариусов, работники нотариальных палат

нотариусИгнатова Татьяна Анатольевна

Особенно понравились занятия по темам:

«Коллизионные вопросы наследственных прав», т.к. в практике с этим редко встречаешься;

«Электронный нотариат» — материал изложен подробно, просто, доступно.

§

Солодовченко Дмитрий Дмитриевич,
начальник отдела по организации научной и редакционно-издательской деятельности

Краснова Дарья Николаевна,
специалист по обработке научной информации 1 категории

8 (473)271-54-15
naukacfrap@mail.ru
Кабинет 14

Пн.- Чт. с 08:00 до 17:00

Пт.: 08:00 до 15:45 


Задачи

отдела по организации научной и редакционно-издательской деятельности

 Отдел осуществляет в рамках основных научных направлений деятельности Университета:

  • организацию и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований в области правотворчества, правоприменения, судоустройства и деятельности судебной системы, в том числе на основе грантов и договоров;
  • организацию редакционно-издательской работы посредством контроля за плановой подготовкой к публикации результатов научно-исследовательской работы в форме монографий, комментариев, научно-практических пособий, обзоров судебной практики, учебников и учебных пособий, материалов научно-практических конференций, учебно-методических разработок профессорско-преподавательского состава для использования в научных и учебных целях в филиале;
  • организацию участия профессорско-преподавательского состава филиала в работе по совершенствованию федерального и регионального законодательства, а также нормативно-правовых актов муниципальных органов, в научном обеспечении законопроектном и правоприменительной деятельности органов судебной власти;
  • организацию научно-исследовательской работы студентов (НИРС) филиала;
  • координация деятельности студенческого научного общества, студенческих научных кружков и др.

Концепция правового статуса субъектов бюджетного устройства

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

Х. В. Пешкова*

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

Вопрос о субъектах права является одним из важнейших вопросов бюджетно-правовой теории — раздела финансово-правовой науки, касающегося бюджетного устройства государства. Внимание к проблеме субъектов бюджетного права — их видам, особенностям правового статуса — было привлечено еще в советский период.1 И в настоящее время концепция субъекта бюджетного права и бюджетных правоотношений выступает на передний план.2 Столь значительный интерес ученых к данной проблеме обусловлен возложением на субъектов бюджетного права бремени по реализации задач и функций бюджетного устройства государства, имеющими место противоречиями в сфере бюджетно-финансовой политики, координации и управления государственными финансами.

Субъектами бюджетного права — обозначим их как «субъекты бюджетного устройства» в силу непосредственной нацеленности бюджетного права на формулирование режимных характеристик именно бюджетного устройства — считаются те субъекты, которые наделены бюджетной правосубъектностью, позволяющей им участвовать в бюджетных правоотношениях.

* Пешкова Христина Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин факультета подготовки специалистов для судебной системы Центрального филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

© Х. В. Пешкова, 2022

E-mail: Peshkova1@yandex.ru

1 Воронова Л. К. Некоторые вопросы бюджетных прав союзных республик // Вопросы советского финансового права. Труды ВЮЗИ. М., 1967. Т. 9. С. 99-120; Гурвич М. А. К вопросу о бюджетных правах союзных республик // Советское государство и право. 1950. № 1. С. 28-36; Пискотин М. И. Бюджетные права местных Советов депутатов трудящихся. М., 1961; Химичева Н. И. Субъекты советского бюджетного права. Саратов, 1979.

2 Жадобина Н. Н. Бюджетно-правовой статус муниципального образования и его структура // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 1. С. 135-141; Крохина Ю. А. 1) О регулировании бюджетных прав субъектов Федерации // Журнал российского права. 2000. № 11. С. 44-50; 2) Вопросы бюджетно-правового статуса Российской Федерации // Право и политика. 2001. № 6. С. 20-26; Пешкова Х. В. К вопросу о субъектном составе межбюджетных отношений // Финансовое право. 2006. № 9. С. 10-14; Поветкина Н. А. Правовые основы бюджетной компетенции субъектов РФ // Там же. 2002. № 4. С. 16-21.

Согласно теории права правосубъектность в широком смысле — это способность быть субъектом права.3 Правосубъектность применительно к субъектам бюджетного права носит специальный характер, означая способность быть субъектом конкретной группы общественных отношений — бюджетных правоотношений. Бюджетная правосубъектность отражает роль ее носителей в осуществлении государством и муниципальными образованиями бюджетной деятельности. Отсюда особенности содержания элементов бюджетной правосубъектности. Правосубъектность складывается из трех элементов: правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Правоспособность субъектов бюджетного права (бюджетная правоспособность) означает их способность иметь бюджетные полномочия, т. е. реализовывать субъективные права и нести юридические обязанности, так или иначе связанные с бюджетной деятельностью и реализацией режима бюджетного устройства государства. Правоспособность служит условием вступления субъектов в конкретные правоотношения, предпосылкой реализации сторонами правоотношений конкретных прав и обязанностей относительно элементов бюджетного устройства. Бюджетная дееспособность — это способность реализовать бюджетные права и нести юридические обязанности, своими действиями порождать юридически значимые последствия. И, наконец, бюджетная деликтоспособность — это способность нести юридическую ответственность за свои действия. Она обусловлена бюджетной право- и дееспособностью, будучи производна от реализации прав и обязанностей.

Таким образом, бюджетная правосубъектность представляет собой основанную на нормах бюджетного права способность соответствующих субъектов выступать субъектами бюджетного права, т. е. иметь и реализовывать бюджетные полномочия, нести ответственность в соответствии с законодательством. Важным свойством правосубъектности, в том числе и бюджетной, является ее гарантированность государством. Это подразумевает неукоснительное подчинение реализации полномочий субъектов нормам бюджетного права, подкрепляемое механизмом привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства; формулирование в нормативных установлениях правил, принципов, касающихся деятельности субъектов.

Следует разграничивать понятия «субъекты бюджетного права» и «субъекты бюджетных правоотношений». В первом случае речь идет о лице, обладающем правосубъектностью, рассматриваемом в качестве потенциального участника бюджетных правоотношений; во втором — о непосредственных участниках конкретных отношений. Указанное разграничение особенно ярко прослеживается на примере бюджетно-процессуальных прав и отношений. Являясь субъектами процессуальных прав, например, права на рассмотрение и утверждение бюджетов, Российская Федерация, ее субъекты не являются непосредственными участниками соответствующих бюджетных процессуальных отношений. Субъектами таких правоотношений выступают уполномоченные органы — законодательные (представительные) органы власти, осуществляющие действия по рассмотрению и утверждению бюджета. Получается, что состав участников конкретных бюджетно-процессуальных отношений несколько отличается от состава субъектов бюджетно-процессуальных прав, на основе которых они возникают.4 Отсюда можно судить о разнородном составе субъектов бюджетного права, разграничении между ними бюджетных полномочий в соответствии с целями и задачами бюджетного устройства.

3 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 187.

4 Пауль А. Г. Процессуальные нормы бюджетного права. СПб., 2003. С. 136.

Выделяются следующие виды субъектов бюджетного права, деятельность которых так или иначе связана с реализацией режимных характеристик бюджетного устройства государства в целом: публично-правовые образования; органы государственной власти и органы местного самоуправления; Банк России; бюджетные учреждения. В целом субъекты бюджетного права можно разделить на публично-правовые образования и коллективные субъекты.

Термин «публично-правовые образования» является довольно новым для российского законодательства (но не для бюджетно-правовой теории). Он появился в Бюджетном кодексе РФ в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федера-ции».5 Ранее в финансово-правовой литературе в основном употреблялся термин «общественно-территориальные», реже — «политико-территориальные» «образования».6 Исходя из сложившейся теории и практики, под публично-правовыми образованиями понимаются государство и муниципальные образования. Государство применительно к Российской Федерации представлено самой Российской Федерацией в целом и ее субъектами — составными частями федеративного государства. Муниципальные образования рассматриваются самостоятельными субъектами, исходя из провозглашенной Конституцией РФ самостоятельности местного самоуправления (ст. 130, 132).

Коллективные субъекты бюджетного права представляют собой организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные бюджетными полномочиями, выступающие в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое.7 К коллективным субъектам бюджетного права относятся органы государственной власти и местного самоуправления, Банк России, бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств. К данной группе субъектов бюджетного права следует также отнести государственные внебюджетные фонды, выступающие участниками бюджетного процесса, исходя из ст. 146, 152 БК РФ.8

Следует заметить, что в литературе неоднократно поднимался вопрос о рассмотрении физических лиц в качестве субъектов бюджетного права9 — в аспекте получения ими средств из бюджета в виде бюджетных ассигнований. Это отчасти объясняется положениями бюджетного законодательства: например, ст. 78 БК РФ предусматривает предоставление из бюджета субсидий физическим лицам. Такое положение закона ставит вопрос: можно ли физических лиц рассматривать в качестве субъектов бюджетного права — получателей бюджетных средств? С принятием вышеупомянутого Федерального закона вопрос относительно субъектов бюджетного права, могущих выступать в качестве получателей бюджетных средств, разрешен окончательно. Согласно ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств — это орган государственной власти

5 СЗ РФ. 2007. № 18. Ст. 2117.

6 Пешкова Х. В. Дотации и субсидии: финансово-правовой и экономический аспекты. М., 2022. С. 130—

132.

7 Финансовое право: Учебник / Под ред. М. В. Карасевой. М., 2006. С. 118-124.

8 В литературе к коллективным субъектам иногда относятся и публично-правовые образования (Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. С. 186-187).

9 Вопросы участия данных субъектов в отношениях по поводу получения бюджетных ассигнований рассматриваются в следующих работах: Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 119, 126, 131; Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 135, 140-141.

(государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ. Получается, действующая редакция Бюджетного кодекса РФ не признает физических лиц в качестве получателей бюджетных средств. Проблему роли физических лиц в развитии бюджетных правоотношений проясняют понятия, предусмотренные опять же ст. 6 БК РФ: «расходные обязательства», «публичные обязательства», «публичные нормативные обязательства», «денежные обязательства». По определению ст. 6 БК РФ денежные обязательства представляют собой «обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения». Таким образом, денежные средства из бюджета предоставляются физическим и юридическим лицам в рамках исполнения обязанностей получателей бюджетных средств и минуя необходимость наделения физических и юридических лиц статусом «получателей бюджетных средств» (исходя из буквального толкования ст. 6 БК РФ). Средства бюджета предоставляются физическим и юридическим лицам частноправового статуса в рамках гражданско-правовых отношений, трудовых отношений, отношений социального обеспечения и других отношений. Из констатированного следует отсутствие целесообразности (и возможности!) рассматривать физических лиц в качестве субъектов бюджетного права.

Соответственно разным ролям субъектов бюджетного права в реализации режимных характеристик бюджетного устройства различается и их правосубъектность — ее объем и содержание. Самый большой объем правосубъектности у публично-правовых образований, а также органов власти, в лице которых они выступают в бюджетных правоотношениях. Публично-правовые образования наделены правом на бюджет — централизованный фонд денежных средств, сосредоточивающий основной объем ресурсов для реализации задач и функций государства. Реализация этого права составляет суть бюджетной деятельности, отношения которой выступают предметом регулирования бюджетного права. Другое важное полномочие публично-правовых образований — регулирование самой бюджетной деятельности. Само бюджетное устройство подвержено регулирующему влиянию государства как публично-правового образования. Иные субъекты бюджетного права подчинены регулирующей воле публично-правовых образований.

Несмотря на явные различия объема и содержания правового статуса субъектов бюджетного права, эти субъекты можно характеризовать некоторыми общими чертами.

Во-первых, право-, дее-, деликтоспособность субъектов бюджетного права обусловлены бюджетным устройством государства — властного суверенного субъекта, формулирующего в нормативном порядке границы поведения иных субъектов. В реализации режимных характеристик бюджетного устройства (формировании доходов, осуществлении расходов, исполнении бюджета и т. д.) принимают участие субъекты бюджетного права.

Во-вторых, большинство субъектов бюджетного права, за исключением бюджетных учреждений, выступающих в качестве получателей бюджетных средств, осуществляет

властно-принудительные действия, так или иначе связанные с бюджетом как элементом структуры бюджетного устройства государства — его формированием, распределением, использованием от лица публично-правовых образований.

Таким образом, состав субъектов бюджетного права неоднороден. В то же время основными субъектами бюджетного права являются публично-правовые образования, выступающие в лице уполномоченных органов. Это объясняется нацеленностью бюджетно-правового регулирования на упорядочение бюджетного устройства и организации в целях этого бюджетной деятельности, субъектами которой выступают именно государство и муниципальные образования. Другие субъекты, в том числе бюджетные учреждения, могут быть тем или иным образом связаны с бюджетной деятельностью государства и муниципальных образований, например, в части сметно-бюджетного финансирования, получения средств из бюджета, выражающих функции распределения и использования средств публичного бюджетного фонда.

Под публично-правовыми образованиями как субъектами бюджетного права понимаются целостные обособленные составные части территории государства, имеющие сходные природные, социально-экономические, демографические, исторические характеристики, наделенные определенной компетенцией в рамках бюджетной деятельности государства.

Государство в целом также рассматривается как публично-правовое образование. При его анализе в таком качестве учитываются всеохватывающий характер власти, суверенные регулятивные полномочия. Особый статус государства, с одной стороны, требует централизации значительного объема ресурсов, с другой стороны, позволяет (и обязывает!) оказывать широкомасштабную поддержку публично-правовым образованиям нижестоящего порядка (например, в рамках межбюджетных отношений).

Государство является субъектом бюджетного (финансового) права не только в целом, но и в своих частях.10 Разделение территории государства на отдельные части нацелено на то, чтобы оно могло наиболее эффективно осуществлять суверенную власть: «Государственная территория бывает обыкновенно так обширна, что для политического управления в ней принимаются различные подразделения»11 — публично-правовые образования. В целях создания финансовой базы эффективного функционирования этих «подразделений», реализации ими задач и функций государства на территориальных уровнях и устанавливается распределение средств и обязательств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, в том числе в виде разграничения доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета, межбюджетных трансфертов, разграничения соответствующей компетенции и т. д.

Следует отметить, что состав публично-правовых образований в рамках государства как целостного образования обусловливается государственным устройством, точнее, бюджетным устройством государства. В унитарных государствах (Китай, Англия, Франция, Италия и др.) бюджетная система, входящая в состав бюджетного устройства, включает два звена: государственный и местные бюджеты. Соответственно, в состав публично-правовых образований — субъектов бюджетного права — входят само государство, а также муниципальные территории. В федеративных государствах (Российская Федерация, США, ФРГ и т. д.) бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет; бюджеты членов Федерации; местные

10 Карасева М. В. Финансовое правоотношение. С. 111.

11 Блюнчли. Общее государственное право. М., 1865. Т. 1. С. 195.

бюджеты. Соответственно, в федеративных государствах территориальные образования подразделяются на три уровня: Федерация, члены Федерации (ланды (земли) — в ФРГ, штаты — в США, провинции — в Канаде), а также муниципальные территории. Применительно к российскому государству субъектами бюджетного права являются публично-правовые образования следующего терминологического обозначения: Российская Федерация; субъекты РФ; муниципальные образования.

Публично-правовые образования как субъекты бюджетного права, в деятельности которых реализуются режимные характеристики бюджетного устройства, обладают следующими признаками.

Во-первых, публично-правовые образования характеризуются фиксированными границами территории в составе государства, в пределах которой они реализуют свои бюджетные полномочия в соответствии с целями и задачами государства.

Во-вторых, каждое публично-правовое образование имеет собственный бюджет, занимающий самостоятельное место в бюджетном устройстве государства. Наличие бюджета в его правовом, материальном и экономическом значениях предопределяет содержание бюджетно-правового статуса публично-правовых образований.

Рассмотрим подробнее правовой статус публично-правовых образований, реализуемый ими в бюджетных правоотношениях, являющихся организационной составляющей бюджетного устройства. В литературе подчеркивается существование наряду с общим статусом субъектов права статуса специального — отражающего особенности положения субъекта в конкретной сфере общественных отношений. Применительно к бюджетным отношениям статус их субъектов — публично-правовых образований — трактуется как «бюджетно-правовой».12 Он вбирает их характеристики, проявляемые в рамках бюджетной деятельности. Бюджетно-правовой статус публично-правового образования — составная часть статуса публично-правового образования, заключающая в себе особенности его правового положения в бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, соответственно, связанная с реализацией функций формирования, распределения и использования публичного бюджетного фонда как составного элемента бюджетного устройства. Согласно сложившейся теории в структуру правового статуса включаются различные элементы: права и обязанности (полномочия); юридические гарантии; интересы субъектов права; предметы ведения; ответственность; правовые принципы.13

Для обозначения правового статуса публично-правовых образований в бюджетной деятельности используется также термин «бюджетная компетенция». Содержание этого термина оценивается неоднозначно. В состав «компетенции» включаются предметы ведения, функции, основные направления деятельности субъекта права. В компетенцию также входят права и обязанности (полномочия) субъектов, составляющие «ядро» их правового статуса. Эти права и обязанности выражают специфику положения субъектов права в той или иной группе общественных отношений. Поэтому предлагается рассматривать бюджетную компетенцию публично-правовых образований в аспекте именно прав и обязанностей.14

12 Жадобина Н. Н. Бюджетно-правовой статус муниципального образования и его структура. С. 136.

13 Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 147; Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 59; Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 125.

14 Бесчеревных В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 44; Крохина Ю. А. Вопросы бюджетно-правового статуса Российской Федерации. С. 20; Химичева Н. И. Субъекты советского бюджетного права. С. 49, 58.

Субъективное право представляет собой меру возможного или дозволенного поведения лица, установленную законом. Юридически возможное поведение имеет три формы проявления: а) возможность субъекта вести себя активно; б) возможность требовать от обязанного лица совершения активных действий или воздержания от действий; в) право обратиться за защитой своего права в соответствующие органы.15

Применительно к публично-правовым образованиям — субъектам бюджетного права — указанные формы поведения проявляются следующим образом (на примере межбюджетных отношений). Во-первых, Российская Федерация уполномочена предоставлять межбюджетные трансферты из бюджета в соответствии со ст. 129 БК РФ (активные действия). Во-вторых, выделяя межбюджетные трансферты, Российская Федерация имеет право требовать от их получателей соблюдения установленных законом условий получения бюджетных средств, в том числе использовать их по целевому назначению (требование активных действий от иных лиц). В-третьих, существуют различные способы охраны бюджетных прав субъектов отношений и бюджетной дисциплины (приостановление выделения бюджетных средств, привлечение к ответственности и т. д.) (ст. 7, 129, 130 БК РФ).

Юридическая обязанность — это мера должного поведения обязанного субъекта, обусловленная требованием закона и обеспеченная возможностью применения государственного принуждения.

Юридическая обязанность также имеет несколько форм проявления: а) необходимость совершать активные действия; б) обязанность пассивного поведения в предусмотренных законом случаях; в) необходимость отреагировать на требования управомоченных лиц; г) обязанность нести юридическую ответственность при наличии состава правонарушения.16

Например, публично-правовые образования несут так называемые расходные обязательства — обязательства предоставить юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям, иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ). Эти обязанности реализуются за счет активного поведения соответствующих субъектов в рамках исполнения бюджета. И другой пример. Пассивное поведение субъектов выражается в воздержании от тех или иных действий. Так, ст. 31 БК РФ предусматривает недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов. Можно привести и иные примеры форм проявления юридических обязанностей субъектов бюджетных правоотношений. Счетная палата РФ как субъект бюджетного контроля обязана отреагировать на требования управомоченных лиц: обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты РФ подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 10 Федерального закона от 11 января 1995 г. (в ред. от 9 февраля 2009 г.) «О Счетной палате РФ»).17 Бюджетный кодекс РФ также предусматривает привлечение к ответственности за нарушение бюджетного законодательства виновных субъектов (ст. 281-306).

15 Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. С. 185.

16 Там же.

17 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2007. № 31. Ст. 4011.

Следует заметить, что юридические права и обязанности публично-правовых образований, в том числе и в бюджетных правоотношениях, в большинстве случаев совпадают,18 что можно рассматривать как специфику правового статуса субъектов бюджетного устройства. Это объясняется тесной связью их прав с задачами и функциями государства, что делает обязательной реализацию полномочий. Например, распределение межбюджетных трансфертов в различных формах (дотации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, субвенции для финансового обеспечения делегированных полномочий и т. д.) следует относить не только к правам, но и к обязанностям публично-правовых образований (ст. 7-9, 129 БК РФ). Ведь любое государство должно стремиться обеспечить экономическое благосостояние и целостность территории, эффективно исполнять задачи и функции как на федеральном, так и на территориальных уровнях. Этому способствует распределение бюджетных средств между бюджетами бюджетной системы в форме дотаций, субсидий, субвенций. И другой пример. Право публично-правового образования на бюджет является одновременно и его обязанностью рассмотреть и утвердить бюджет как правовой акт (ст. 7-9, 153 БК РФ). Это объясняется тем, что при отсутствии бюджета вряд ли возможно исполнить расходные обязательства — профинансировать задачи и функции государства.

Идея совпадения прав и обязанностей как элемента правового статуса поддерживается и законодателем. Так, исходя из ст. 31 БК РФ, устанавливающей принцип самостоятельности бюджетов, законодатель «совмещает» права и обязанности: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и т. д.

В то же время специалисты отмечают возможность существования «раздельных» прав и обязанностей.19 Например, по современному законодательству соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 130 БК РФ) является не правом, а, скорее, обязанностью субъектов РФ и муниципальных образований. На отнесение отдельных аспектов компетенции субъектов бюджетного права именно к обязанностям указывают и другие примеры законодательной практики: установление обязанности субъектов РФ возвратить суммы неиспользованных в предыдущем финансовом периоде субсидий и субвенций, выделенных им из федерального бюджета, обязанность Центрального банка РФ предоставлять отчеты Федеральному казначейству и т. д.20

Таким образом, анализ законодательной практики свидетельствует о существовании прав и обязанностей в «чистом виде». Однако следует констатировать, что примеры совпадения прав и обязанностей более распространены, это позволяет охватывать их единым понятием — «бюджетные права» («бюджетные полномочия»).21 Полномочия

18 Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. С. 91.

19 Бесчеревных В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. С. 44; Химичева Н. И. Субъекты советского бюджетного права. С. 47.

20 Например, п. 7 ст. 14, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 20, ст. 22, п. 4 ст. 25, п. 1-3 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. (в ред. от 30 дек. 2008 г.) «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2022 годов» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 3995; 2008. № 10. Ч. 1. Ст. 894.

21 Белькович Н. П., Шаврин В. А. Местное хозяйство и местные бюджеты СССР. М., 1938. С. 29; Бесчеревных В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. С. 43; Воронова Л. К. Некоторые вопросы бюджетных прав союзных республик. С. 102; Гурвич М. А. Советское финансовое право. М., 1952. С. 126;

публично-правовых образований в бюджетной сфере обусловлены разграничением их бюджетной компетенции, на что, в свою очередь, оказывает влияние федеративное устройство государства.

Бюджетные полномочия публично-правовых образований условно можно разделить на три группы:

а) имущественные права — право собственности на бюджетные средства как часть казны (ст. 214, 215 ГК РФ);

б) права, относящиеся «строго» к бюджетным, — суверенные права государства в бюджетной сфере (право на бюджет, право рассмотрения и утверждения бюджета и другие права публично-правовых образований в сфере бюджетной деятельности (ст. 7-9, 14-16, 31 БК РФ));

в) так называемые «регулирующие» полномочия, заключающиеся в нормативной правовой регламентации бюджетных отношений (ст. 7-9 БК РФ).

Условность разграничения указанных полномочий объясняется следующим образом. Бюджетные права публично-правовых образований предопределены имущественным правом собственности на бюджетные средства (ст. 214, 215 ГК РФ).22 Это означает, что в принципе предоставление тех или иных бюджетных прав публично-правовым образованиям предполагает предварительное наделение их имущественными правами, без чего невозможно осуществление первых.23 Иными словами, наличие имущества (бюджета как фонда денежных средств) создает «почву» реализации полномочий публично-правовых образований в бюджетной сфере. Так, суверенное право Российской Федерации на собственный бюджет есть одновременно и право государственной собственности, поскольку, исходя из ст. 214 Гражданского кодекса РФ, средства соответствующего бюджета составляют государственную казну.24 Получается, что, например, Российская Федерация, являясь субъектом бюджетных прав, выступает одновременно как государство-суверен и как государство-казна.

Следует обратить внимание на то, что субъектами прав (и, соответственно, правоотношений!), связанных с бюджетом, не всегда являются публично-правовые образования. Традиционно субъектами процессуальных прав на рассмотрение и утверждение бюджетов, а также отчетов об их исполнении признаются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования; субъектами же прав на составление проектов бюджетов, их исполнение и контроль — представительные и исполнительные органы власти. Это объясняется тем, что именно на государство в целом возложены права, носящие суверенный характер, — как материальные, так и процессуальные. На органы власти возлагаются так называемые «несуверенные» полномочия в области бюджета. Это соответствует организации их деятельности в соответствии с компетенцией, которой их наделяет государство.25

Анализ отдельных характеристик правового статуса субъектов бюджетного права позволяет сформулировать следующие выводы. Основными субъектами бюджетного права являются публично-правовые образования, поскольку их полномочия

Пискотин М. И. Бюджетные права местных Советов депутатов трудящихся. С. 43; Химичева Н. И. Бюджетные права местных Советов депутатов трудящихся. Саратов, 1964. С. 7.

22 СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

23 Белькович Н. Н., Шаврин В. А. Местное хозяйство и местные бюджеты СССР. С. 29.

24 Финансовое право: Учебник / Под ред. М. В. Карасевой. С. 111-113.

25 Пауль А. Г. Процессуальные нормы бюджетного права. С. 135.

непосредственно связаны с бюджетами — «элементарными» звеньями бюджетного устройства. Деятельность иных субъектов (органов власти, бюджетных учреждений) выполняет вспомогательную роль в реализации режима бюджетного устройства. Бюджетное устройство государства как специфическая сфера функционирования финансово-бюджетных отношений имеет обусловливающее значение для содержания прав и обязанностей уполномоченных субъектов.

Ученые, которых мы должны стыдиться | viperson

Уважаемый Владимир Владимирович!

В условиях все более частого проявления рецидивов воинствующего атеизма в деятельности отдельных чиновников, прежде всего — Минобрнауки России, мы считаем необходимым заявить следующее:

1. Создание условий для добровольного изучения школьниками религиозной культуры православного христианства, по развитию теологического образования в государственных вузах, иные формы взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в области образования не являются посягательством на конституционные основы Российского государства, на его светский характер, а, напротив, вполне правомерны, обеспечивают полноценную реализацию гражданами России своих культурных прав, закрепленных Конституцией России и международными актами о правах человека. Оппонирующие заявления основаны исключительно на правовом и культурном обскурантизме и нигилизме, делаются людьми, таким образом расчищающими дорогу для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин, либо людьми, нетерпимо относящимися к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим.

2. Теология — это отдельная отрасль науки, никак не входящая в противоречие с другими науками, как гуманитарными, так и естественными.

3. Клерикализация системы образования в России — это вульгарно-атеистический миф, идеологический жупел, эксплуатируемый воинствующими атеистами и ненавистниками России.

4. Полноценное классическое университетское образование в России невозможно построить без надлежащей организации теологических факультетов, которые, в свою очередь, не могут нормально развиваться без введения в государственной системе аттестации научных работников ученых степеней кандидата и доктора теологии. Этого же требуют подписанные Российской Федерации международные соглашения в рамках Болонского процесса. Ученые степени по теологии вполне обычны для государственных университетов европейских и других стран мира, их введение в России крайне актуально.

5. Обращаемся к Вам с просьбой добиться, несмотря на яростное сопротивление отдельных идеологически ангажированных чиновников Минобрнауки, скорейшего положительного решения вопросов:

об официальном введении в российских школах вариативного курса изучения православной религиозной культуры на основе добровольного выбора (для детей из семей других религиозных традиций — альтернативные курсы изучения религиозной культуры ислама, иудаизма и т.д.; для детей из семей неверующих — альтернативный курс нерелигиозной этики);

о введении в государственной системе аттестации научных работников ученых степеней кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК Минобрнауки создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней с последующей выдачей дипломов государственного образца.

С глубоким уважением и надеждой на Вашу помощь,

Буганов Александр Викторович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, г. Москва;

Василик Владимир Владимирович, кандидат филологических наук, г. Санкт-Петербург;

Забегайло Олег Николаевич, кандидат исторических наук, доцент;

Катасонов Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор, г. Москва;

Лаломов Александр Валерианович, кандидат геолого-минералогических наук, г. Москва;

Макарова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, г. Москва

Метлик Игорь Витальевич, доктор педагогических наук, доцент, г. Москва;

Морозов Антон Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, г. Москва;

Перевозчикова Елена Валерьевна, кандидат юридических наук, г. Муром Владимирской области;

Петракова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва;

Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, г. Москва;

Елизаров Василий Георгиевич, кандидат юридических наук, г. Москва;

Рыжова Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, г. Ульяновск;

Скоробогатов Валерий Дмитриевич, кандидат экономических наук, г. Ульяновск;

Троицкий Всеволод Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Хунджуа Андрей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор, г. Москва;

Чайка Виктория Николаевна, кандидат юридических наук, г. Санкт-Петербург;

Швечиков Алексей Николаевич, кандидат философских наук, г. Санкт-Петербург;

Яшина Ольга Николаевна, кандидат исторических наук, г. Москва;

Попов Дмитрий Васильевич, доктор биологических наук, профессор, г. Москва;

Недоступ Александр Викторович, доктор медицинских наук, профессор, г. Москва;

Шевцова Лариса Ивановна, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Зобов Роман Алексеевич, доктор философских наук, г. Санкт-Петербург;

Пуляев Вячеслав Тихонович, доктор экономических наук, г. Санкт-Петербург;

Буганов Александр Викторович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, г. Москва;

Макарова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Рыбаков Сергей Юрьевич, кандидат физико-математических наук, г. Рязань;

Склярова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, г. Москва;

Дорофеева Татьяна Васильевна, кандидат исторических наук, г. Воронеж;

Киреев Игорь Александрович, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, г. Москва;

Меньшиков Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, г. Курск;

Корзинкин Анатолий Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент, г. Курск;

Кулиев Павел Руфатович, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Богатырёв Александр Григорьевич, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Иванский Валерий Прокопьевич, кандидат юридических наук, г. Москва;

Транин Александр Александрович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, г. Москва;

Шутько Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, г. Москва;

Графский Владимир Георгиевич, доктор юридических наук, главный научный сотрудник, г. Москва;

Кофанов Леонид Львович, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Шаповалов Борис Петрович, кандидат юридических наук, г. Москва;

Марчук Николай Николаевич, доктор исторических наук, профессор, г. Москва;

Топоров Сергей Константинович, кандидат военных наук, доцент, г. Москва;

Асеев Игорь Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва;

Кузьмина Валентина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, г. Москва;

Тунгускова-Кузьмина Снежана Николаевна, кандидат юридических наук, г. Москва;

Смирнова Елена Станиславовна, кандидат юридических наук, г. Москва;

Сокиркин Владимир Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва;

Гусейнов Октай Рамазан оглы, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва;

Малеев Юрий Николаевич, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Фархутдинов Инсур Забирович, доктор юридических наук, старший научный сотрудник, г. Москва;

Михалёва Надежда Александровна, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации;

Баранчиков Владимир Александрович, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Садовникова Галина Дмитриевна, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва;

Шугрина Екатерина Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва;

Гаева Наталья Евгеньевна, кандидат юридических наук, г. Москва;

Фадеев Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Исаев Игорь Андреевич, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Бобылев Анатолий Иванович, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Бельский Константин Степанович, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Шеховцова Лариса Филипповна, доктор психологических наук, почетный работник профессионального образования, г. Санкт-Петербург;

Козлова Антуанетта Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, г. Санкт-Петербург;

Печерская Наталия Александровна, кандидат физико-математических наук, г. Санкт-Петербург;

Орлова Юлия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, г. Санкт-Петербург;

Немчикова Любовь Анатольевна, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург;

Дворецкая Марианна Ярославовна, доктор психологических наук, доцент, г. Санкт-Петербург;

Веселова Елена Константиновна, доктор психологических наук, профессор, г. Санкт-Петербург;

Введенский Ростислав Михайлович, доктор исторических наук, профессор, г. Москва;

Нотин Александр Иванович, кандидат исторических наук, г. Москва;

Юсова Ольга Борисовна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Орлова Надежда Хаджимерзановна, доктор философских наук, профессор, г. Санкт-Петербург;

Агошков Андрей Владимирович, кандидат философских наук, г. Москва;

Аннушкин Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Леонов Иван Сергеевич, кандидат филологических наук, г. Москва;

Белоногова Юлия Игоревна, кандидат исторических наук, г. Москва;

Козловцева Елена Николаевна, кандидат исторических наук, г. Москва;

Гапочка Михаил Германович, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Парфёнов Константин Владимирович, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Крылова Наталия Владимировна, кандидат философских наук, г. Москва;

Федосеев Анатолий Иванович, доктор физико-математических наук, г. Москва;

Бровкина Елена Анатольевна, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Козлов Владимир Иванович, доктор физико-математических наук, г. Москва;

Аксенов Владимир Николаевич, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Чистякова Наталья Игоревна, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Юрова Татьяна Владимировна, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Нифанов Александр Семёнович, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Антошина Любовь Георгиевна, доктор физико-математических наук, г. Москва;

Илюшин Александр Сергеевич, доктор физико-математических наук, профессор, г. Москва;

Вологдин Александр Георгиевич, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Алешкевич Виктор Александрович, доктор физико-математических наук, г. Москва;

Лукашёва Екатерина Викентьевна, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Боков Павел Юрьевич, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Щетинин Михаил Васильевич, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Неделько Виталий Ильич, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Твердислов Всеволод Александрович, доктор физико-математических наук, профессор, г. Москва;

Зефирова Виктория Львовна, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Авдюхина Валентина Михайловна, кандидат физико-математических наук, доцент, г. Москва;

Караваев Владимир Александрович, доктор физико-математических наук, профессор, г. Москва;

Орешко Алексей Павлович, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Овчинникова Елена Николаевна, доктор физико-математических наук, доцент, г. Москва;

Нефёдов Николай Николаевич, доктор физико-математических наук, профессор, г. Москва;

Рыжиков Сергей Борисович, кандидат физико-математических наук, доцент, г. Москва;

Макаров Владимир Анатольевич, доктор физико-математических наук, профессор, г. Москва;

Савельева Фарида Нутфулловна, кандидат технических наук, г. Москва;

Волчкова Вера Борисовна, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Ахмадуллин Вячеслав Абдулович, кандидат исторических наук, доцент, г. Москва;

Васильев Анатолий Васильевич, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Салахутдинова Резеда Хамировна, кандидат социологических наук, доцент, г. Санкт-Петербург;

Семёнов Валентин Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, г. Санкт-Петербург;

Слёзин Валерий Борисович, доктор биологических наук, профессор, г. Санкт-Петербург;

Андреев Валерий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, г. Санкт-Петербург;

Дверницкий Борис Георгиевич, кандидат географических наук, г. Санкт-Петербург;

Казин Александр Леонидович, доктор философских наук, профессор, г. Санкт-Петербург;

Кугай Александр Иванович, доктор философских наук, г. Санкт-Петербург;

Закржевский Александр Геннадьевич, кандидат исторических наук, г. Санкт-Петербург;

Кузнецов Владимир Викторович, кандидат философских наук, г. Санкт-Петербург;

Лебедев Сергей Викторович, доктор философских наук, г. Санкт-Петербург;

Скурская Наталья Витальевна, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург;

Захарченко Марина Владимировна, доктор философских наук, профессор, г. Санкт-Петербург;

Щелконос Элина Николаевна, кандидат медицинских наук, г. Санкт-Петербург;

Томалинцев Владимир Николаевич, доктор философских наук, г. Санкт-Петербург;

Клинецкая Нина Васильевна, кандидат экономических наук, г. Санкт-Петербург;

Кириченко Олег Викторович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, г. Москва;

Верещагин Евгений Михайлович, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, г. Москва;

Кусов Владимир Святославович, доктор географических наук, профессор, г. Москва;

Лобанова Лидия Петровна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Лебедев Сергей Николаевич, кандидат философских наук, доцент, заслуженный работник культуры Российской Федерации, г. Москва;

Шилова Светлана Геннадьевна, кандидат исторических наук, г. Москва;

Кропоткин Георгий Михайлович, кандидат исторических наук, г. Москва;

Микляева Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, г. Москва;

Микляева Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, г. Москва;

Родионова Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Сидоренко Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Гайнуллова Фазиля Салиховна, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Дрик Наталья Петровна, кандидат психологических наук, г. Москва;

Дрик Владимир Леонидович, кандидат военных наук, г. Москва;

Новицкая Марина Юрьевна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Рассказова Алла Всеволодовна, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Евдокимов Александр Юрьевич, доктор технических наук, кандидат культурологии, доцент, г. Москва;

Веселовская Надежда Владимировна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Гладких Любовь Петровна, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Донченко Лидия Михайловна, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Абраменкова Вера Васильевна, доктор психологических наук, профессор, г. Москва;

Родомазова Людмила Валентиновна, кандидат биологических наук, г. Химки Московской области;

Гуляев Сергей Викторович, кандидат технических наук, г. Москва;

Клименко Иван Петрович, кандидат химических наук, г. Москва;

Гусев Георгий Витальевич, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Уварова Наталья Михайловна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Иноземцева Зинаида Петровна, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, г. Москва;

Хмелевская Тамара Александровна, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Цеханская Кира Владимировна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, г. Москва;

Кузнецова Анастасия Игоревна, кандидат исторических наук, г. Москва;

Кутукова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, г. Москва;

Науменко-Порохина Алла Владимировна, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Лигинчук Георгий Георгиевич, кандидат политических наук, г. Москва;

Шаповалова Татьяна Егоровна, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Тихонова Вера Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Колокольцев Евгений Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва;

Лунина Ирина Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Максимова Татьяна Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Козин Александр Александрович, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Редина Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Леденёва Валентина Васильевна, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Маркова Елена Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Захаров Виктор Николаевич, доктор исторических наук, профессор, г. Москва;

Самсонов Николай Борисович, кандидат филологических наук, г. Москва;

Бережной Владимир Андреевич, кандидат юридических наук, г. Москва;

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, г. Москва;

Сергеева Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, г. Железнодорожный Московской области;

Чернявская Анна Георгиевна, кандидат педагогических наук, п. Кратово Московской области;

Комраков Евгений Станиславович, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Лебедева Марина Олеговна, кандидат педагогических наук, г. Долгопрудный Московской области;

Соколов Ричард Валентинович, кандидат социологических наук, г. Москва;

Бархоткина Мария Федоровна, кандидат биологических наук, г. Москва;

Конёнкова Алла Кирилловна, кандидат культурологии, г. Москва;

Осипов Алексей Иосифович, доктор физико-математических наук, профессор, г. Москва;

Волошинов Виталий Борисович, кандидат физико-математических наук, доцент, г. Москва;

Бутузов Валентин Фёдорович, доктор физико-математических наук, профессор, г. Москва;

Попов Владимир Георгиевич, кандидат физико-математических наук, доцент, г. Москва;

Петрунин Геннадий Иванович, кандидат физико-математических наук, профессор, г. Москва;

Кондратьева Ирина Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент, г. Москва;

Воробьев Сергей Владимирович, кандидат педагогических наук, г. Москва;

Прохоров Михаил Николаевич, кандидат физико-математических наук, г. Москва;

Перевезенцев Сергей Вячеславович, доктор исторических наук, г. Москва;

Хохлова Лариса Павловна, кандидат архитектуры, г. Москва;

Тульский Сергей Васильевич, кандидат физико-математических наук, доцент, г. Москва;

Мелехова Галина Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, г. Москва;

Гладышева Стелла Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент, г. Москва;

Любимов Григорий Александрович, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии в области науки, г. Москва;

Бармин Алексей Алексеевич — доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной премии в области науки, г. Москва;

Тихонова Светлана Викторовна, кандидат философских наук, г. Москва;

Перова Екатерина Юрьевна, кандидат культурологии, г. Москва;

Капелько Ольга Николаевна, кандидат философских наук, доцент, г. Москва;

Аношкина Вера Николаевна, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, г. Москва;

Батурова Татьяна Константиновна, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Алпатова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Андреев Владимир Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Иванова Людмила Евгеньевна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Сергеев Олег Витальевич, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Шестопалова Галина Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Лёнюшкина Лидия Георгиевна, кандидат филологических наук, профессор, г. Москва;

Захаров Эдуард Владимирович, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Киселёва Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Шмелёва Анна Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Алексеева Любовь Фёдоровна, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Белукова Виктория Богдановна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Стрельцов Владимир Иванович, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Топтыгина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Войлова Клавдия Анатольевна, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Фадеева Татьяна Михайловна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Иванова Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Валькова Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Шаталова Ольга Викторовна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Климчукова Вера Николаевна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Митина Юлия Викторовна, кандидат филологических наук, г. Москва;

Копосов Лев Феодосьевич, доктор филологических наук, г. Москва;

Марченкова Людмила Андреевна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Тихомирова Алла Олеговна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Кузнецова Галина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Скрипкина Вера Алексеевна, доктор филологических наук, профессор, г. Москва;

Крапотина Татьяна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, г. Москва;

Кузнецов Михаил Николаевич, доктор юридических наук, профессор, г. Москва;

Богатырев Корней Александрович, кандидат исторических наук, г. Москва;

Устюкова Валентина Владимировна, доктор юридических наук, г. Москва.

Штатина Марина Анатольевна, кандидат юридических наук, г. Москва;

Писенко Кирилл Андреевич, кандидат юридических наук, г. Москва;

Колосов Юрий Михайлович, доктор юридических наук, профессор, г. Москва.

www.news.babr

Оцените статью
VIPdisser.ru