практическая работа 1.pdfконтрольная работа Анализ данных.docКурсовая работа.docКонтрольная работа №2.docxРАХМАН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docxПисьменная работа.docxКурсовая работа.docконтрольная работа 2.docxконтролная работа 1.docxКонтрольная работа 1.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КГА ПОУ «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
МДК.01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классахВыполнила: Малюга Д.М.,
студентка 201 Б группы Руководитель: Ходакова Н.М.,
Преподаватель ПЦК начального образованияКурсовая работа допущена к защите: _______________________Оценка:
Введение
При реализации государственных образовательных стандартов одной из актуальных проблем, которые обсуждаются на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования.
На сегодняшний день в педагогической теории и практике возрастает необходимость творческого подхода к разработке новых методических материалов, развивающих познавательную активность детей младшего школьного возраста на занятиях в начальной школе.
Познавательная активность понимается как стремление ребенка к изучению окружающей действительности, в процессе которого он приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится взаимодействовать с ним. Интерес к окружающему миру, в свою очередь, является одним из видов общественного интереса, который проявляется в желании познавать и творчески преобразовывать окружающую действительность.
Проблемой формирования познавательного интереса в психолого-педагогической практике занимались Л.И Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др. Авторы едины в том, что для решения задач эффективного обучения педагогический процесс необходимо ориентировать на постоянное обогащение самостоятельного детского опыта, создавая условия для проявления субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что учитывая особенности младшего школьного возраста, как сензитивного периода в формировании ценностного отношения к окружающему миру, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательной интереса у младших школьников на уроках. В этом отношении важным является изучение возможностей виртуальной экскурсии как средства формирования познавательного интереса у младших школьников.
Таким образом, выбранная тема исследования «Виртуальная экскурсия как средство формирования познавательного интереса у младших школьников» считается достаточно актуальной.
: процесс формирования познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования: виртуальная экскурсия как средство формирования познавательного интереса у младших школьников.
: изучить возможности виртуальной экскурсии для формирования познавательного интереса у младших школьников.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучен и систематизирован учебный материал по теме исследования; рассмотрено понятие «познавательный интерес» и его структура; описаны условия формирования познавательного интереса у младших школьников; изучены возможности виртуальной экскурсии для формирования познавательного интереса у младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что определен перечень диагностического материала для изучения уровня развития познавательного интереса у младших школьников; разработана и проведена виртуальная экскурсия «От колоска до хлеба» в 1классе.
База исследования: МАОУ «Гимназия №1» города Канска, 1 «Б» класс.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В сети, особенно на туристических сайтах, все чаще можно встретить виртуальные путешествия, которые создают полную иллюзию присутствия и позволяют совершать увлекательные виртуальные прогулки. Перед туристической поездкой стоит совершить предполагаемый круиз виртуально, оценив в виртуальном путешествие гостиничный номер и ресторанный сервис, а также пройдясь по местам предполагаемых экскурсий. Поэтому нет ничего удивительного, что виртуальные путешествия предлагаются все чаще, и они завоевывают все большую популярность у посетителей.
Виртуальные путешествия создаются из панорамных фотографий. Панорамная фотография — статичное изображение позволяющая рассмотреть большой угол обзора, демонстрирует вид местности из одной точки.
На основе панорамных фотографий можно скомпоновать виртуальный тур. Виртуальный тур — это динамическое представление панорамой фотографии одного места.
Виртуальное путешествие — это некая комбинация виртуальных туров (цилиндрических с углом обзора 360 градусов), при этом переход от одной к другой осуществляется через активные зоны (их называют точками привязки), размещаемые непосредственно на изображениях, а также с учетом плана тура. Виртуальное путешествие можно сопроводить дополнительно аудио файлами.
Виртуальные путешествия позволяют ознакомить пользователя с объектом посещения в условиях, приближенных к реальным.
В сети Интернет недостаточно рекомендаций по выбору программного обеспечения по созданию виртуальных путешествий. Эта проблема и определила актуальность данного исследования
Цель исследования: разработка рекомендаций по выбору программного обеспечения по созданию виртуальных путешествий, а так же определение технологии создания виртуальных путешествий.
Объектом исследования является процесс создания виртуальных путешествий с эффектом присутствия.
Предметом исследования являются индивидуальные особенности программного обеспечения для создания виртуальных путешествий, специфические особенности технологии разработки виртуальных путешествий, реализующих эффект присутствия.
В соответствии с указанным объектом, предметом и для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
Курсовая работа состоит из трех разделов:
Практическая значимость исследования заключаются в том что представленные рекомендации по выбору программного обеспечения и технологии создания виртуальных путешествий могут быть практически использованы всеми интересующимися этим процессом.
§1. Теоретические аспекты создания виртуальных путешествий
1.1 Виртуальные путешествия. Основные понятия
С древних времен человечество мечтало перемещаться в пространстве. С появлением компьютерных технологий такая возможность стала реальностью благодаря виртуальным путешествиям, которые способны показать любое место на планете Земля.
Виртуальное путешествие является одним из самых зрелищных и доступных способов визуализации, существующих на сегодняшний день. Виртуальные путешествия позволяют совершить увлекательные виртуальные экскурсии и создаёт у зрителя полную иллюзию присутствия.
Главное преимущество виртуального путешествия является экономия времени как со стороны заказчика путешествия (экскурсии по экологическим заповедникам), так и со стороны пользователя («виртуального» туриста). Виртуальное путешествие выполняет функцию интерактивного гида для пользователя-клиента, а для заказчика – владельца тура выполняет функцию демонстрации особо охраняемых территорий.
С помощью мыши или клавиатуры пользователь можете просматривать пространство вокруг себя на 360º, приближать и удалять предметы и объекты, рассматривать детали или изучать общий план. В отличие от видеосъемки пользователь не зависит от движения камеры, движение в пространстве находится полностью под контролем.
Благодаря виртуальной реальности, пользователь совершает настоящее путешествие, перемещаясь из одной панорамы в другую. Для лучшей ориентации посетителей виртуального путешествия присутствует интерактивная карта с “радаром”, показывающая направление просмотра и угол обзора. Виртуальное путешествие идеально подходит для путешествий по особо охраняемым природным территориям, экскурсий по городам и музеям.
В основе виртуальных туров лежат панорамные фотографии, которые отличаются интерактивным просмотром. Просматривая обычную фотографию, пользователь видит только то, что ему показывают, и никак не может управлять процессом просмотра.
Виртуальные путешествия позволяют практически «вживую» ознакомить пользователя с окружающей обстановкой.
Чтобы сделать виртуальное путешествие удобным и информативным необходимо собрать его из множества элементов:
Под термином «горячая точка» (производная от английского hotspot) понимают изображение, текст или область путешествий. При наведении курсора на горячую точку всплывает подсказка, а нажатие активирует загрузку соответствующего виртуального тура или открывает всплывающее окно.
Под терминами «кнопка» и «панель управления» понимают основной элемент управления виртуальным путешествием. На кнопке может быть представлен текст, графическое изображение в формате jpg, bmp, gif, png или swf-файл. Можно кнопкам присвоить несколько значений одновременно, если они не противоречат друг другу и использовать следующие значения:
Под «интерактивным списком туров и миниатюр» понимают – список, включающий в себя наименования всех виртуальных путешествий. Он позволяет быстро найти и открыть любую панораму входящую в состав виртуального путешествия. Миниатюры представляют собой тот же список, только оформленный в виде фотографий.
Под «картой виртуального путешествия» понимают карту, которая позволяет облегчить ориентацию в пространстве цифровой реальности. Горячие точки, размещённые на карте имеют дополнительную функцию — радар. «Радаром» называют цветную зону, вращающуюся вокруг горячей точки. Она указывает направление, которое в данный момент соответствует изображению в виртуальном путешествии. Это важный элемент, который позволяет сделать виртуальное путешествие более информативным.
Всплывающее окно появляющееся, при наведении курсора мыши на пиктограмму виртуального тура, позволяет сделать виртуальное путешествие более информативным. Размещение информации проходит без ущерба для просмотра самого тура, так как после загрузки всплывающие окна скрыты от пользователя и появляются только после его активизации.
В качестве звукового сопровождения может быть использован Mp3 файл с аудио описанием места съемки, приятной мелодией или звуками естественного и искусственного происхождения. Так же можно закрепить свою собственную мелодию для каждой горячей точки, входящей в состав виртуального тура. Она будет воспроизводиться после нажатия соответствующей кнопки.
Преимущество виртуального путешествия:
1.2 Область применения виртуальных путешествий
На сегодняшний день обычная фотография или видеосъемка не могут так полноценно и привлекательно презентовать окружающее пространство, как это сделает виртуальное путешествие. Этот современный инструмент поистине творит чудеса, полностью погружая пользователя в атмосферу интерьера или пейзажа. Пользователь сам управляет пространством: может оглядеться вокруг на 360 градусов, посмотреть в любую сторону вплоть до рисунка пола или потолка, более подробно обратить внимание на детали, приблизив по своему усмотрению и повернув под нужным ракурсом. Спектр применения технологии виртуальных путешествий чрезвычайно широк.
Виртуальная прогулка наиболее эффективна в следующих направлениях:
Гостиничный бизнес (гостиничные комплексы, отели, мотели, хостелы, поместья). Прогулявшись по виртуальному интерьерам гостиницы или отеля, будущий клиент визуально оценит номерной фонд и выберет себе достойные апартаменты по душе прямо на сайте гостиницы.В сфере туризма виртуальные путешествия позволят предварительно ознакомиться с местом будущего отдыха, посетить заповедные зоны и особо охраняемые объекты природного ландшафта.
Ресторанный бизнес (рестораны, кафе, банкетные залы, бары, кофейни). Выбор места для комфортного времяпрепровождения, проведения юбилеев, свадеб, корпоративных торжеств и других значимых событий в жизни людей лишь во вторую очередь зависит от мастерства шеф-повара готовить вкусную еду и заботливого персонала. На первом этапе, когда клиент при помощи интернета выбирает место для досуга среди десятков других, ему крайне важно посмотреть обстановку и оформление заведения. Здесь идеально поможет виртуальное путешествие, которое во всей красе презентует и подчеркнет достоинства конкретного заведения!
Дизайн интерьера — для ландшафтного дизайна подобная технология позволит наглядно провести презентацию.
Бизнес отдыха и развлечения(развлекательные комплексы, кинотеатры, театры, ночные клубы, бильярдные, боулинг-центры). Спомощью виртуальных путешествий можно посетить лучшие музеи мира, театры, выставки.
Бизнес в сфере торговли (магазины, торговые центры, бутики, антикварные лавки, ретейл).
Муниципальные учреждения — Бизнес в сфере медицины (медицинские центры широкого профиля, стоматологические клиники, аптеки). Бизнес в сфере образования (высшие учебные заведения, средние образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, частные детские сады).
Автобизнес (автосалоны, дилерские центры, прокат автомобилей).
Спортивно-оздоровительная сфера (фитнес-клубы, тренажерные залы, бассейны, стадионы, спа-салоны, салоны красоты, студии загара, спортивно-оздоровительные комплексы).
Виртуальные путешествия крепко вошли в современную жизни. О технологии создания и выборе программного обеспечения для виртуального путешествия описано в следующих параграфах.
1.3 Технология и средства создания виртуальных путешествий
Процесс создания виртуальных путешествий можно разделить на четыре этапа:
Первый этап создания виртуальных туров — выбор фототехники, съемка объекта. Основные аспекты при выборе фототехники:
Для получения высококачественных панорам с минимальными искажениями следует придерживаться ряда правил:
Во время второго этапа полученные фотографии обрабатываются при помощи графических редакторов, например Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Photoshop, Photoscape. Графические редакторы позволяют выполнить цвето и свето коррекцию, выровнять угол горизонта.
На третьем этапе фотографии объединяются из выбранного материала при помощи специальных компьютерных программ например Autopano Giga, Panorama Factory, Hugin. Благодаря этим программа фотографии объединяются в одно пано.
Четвертый этап состоит из конечного создания виртуального туров путем компоновки панорамных фотографий в одно интерактивное путешествие. Программы для создания виртуальных путешествий называются построителями виртуальных туров например Kolor Panotour Pro, Krpan, Pano2QTVR free.
Виртуальное путешествие собирается из виртуальных туров на основе панорамных фотографий. Каждый виртуальный тур связывается с последующим с помощью плавных переходов за счет создания в них так называемых активных зон, которые имеют функцию перехода от одного тура к другому.
Виртуальные путешествия — это современная технология, которая открыта всем желающим. Благодаря современным технологиям пользователь способен совершать туристические экскурсии с эффектом присутствия не выходя из дома. Это особо важно для тех пользователей у которых нет возможностей посетить это место в реальности жизни.
§2. Анализ программного обеспечения
Виртуальные путешествия создаются с помощью специализированного программного обеспечения:
2.1 Программы для обработки фотографий
В реальной практике для обработки изображений используются:
Графические редакторы позволяют выполнить цвето и свето коррекцию, выровнять угол горизонта. В рамках исследования были отобраны три специализированных программы для обработки фотографий.
Adobe Photoshop Lightroom — графическая программа, для работы с цифровыми фотографиями.
Особенностью программы является «недеструктивное редактирование», при котором исходный файл изображения остаётся неизменным, а все операции редактирования изображения осуществляются над автоматически сгенерированными рабочими файлами — «версиями».
Adobe Photoshop — многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe.
Photoscape – бесплатная программа, которая очень схожа своими функциями с графическим редактором Adobe Photoshop.
Возможности этого графического редактора позволяют полноценно обрабатывать фотографии. Программа способна осуществлять конвертацию файлов в формате RAW.
Таким образом, сравнительный анализ характеристик рассмотренных графических редакторов представлен в Таблице 1.
Характеристика графических редакторов для обработки фотографии
У рассмотренных программ имеются схожие основные функции- это русскоязычный интерфейс и наличие пресетов (заранее созданные настройки к фотографиям).
Если необходимо попиксельно, до мельчайших подробностей обработать фотографию, нужен Photoshop. Если же большое количество фотографий, которые не требуют изменения композиции, нужен Lightroom. В этом случае обработка в программе Lightroom займёт значительно меньше времени, а результат будет лучше.
2.2 Программы для создания панорам
В реальной практике для сшивания панорамных фотографий используются:
Благодаря этим программам фотографии объединяются в одно пано. В рамках исследования были отобраны три специализированных программы для обработки фотографий.
Autopano Giga — программа для быстрого полуавтоматического создания панорам, виртуальных туров и гигапиксельных изображений из выбранных фотографий. Данная программа самостоятельно определяет границы фотографий и помещает их рядом друг с другом таким образом, что стык становится незаметен. Программа содержит инструменты цветокоррекции, при помощи которых обеспечивается единая цветовая гамма на всей панораме. Кроме этого, можно устранять недостатки, связанные с разной выдержкой. Программа работает с изображениями в формате HDR и отличается высокой скоростью.
Panorama Factory- программа для создания панорамных изображений из набора цифровых фотографий. Программа исправляет вынужденные искажения линзой и создает цилиндрические или сферические проекции изображения.
Hugin — свободная кроссплатформенная программа, позволяющая не только автоматизировать процесс сшивания панорамных фотографий, но и вручную устанавливать параметры или изменять их.
Имеется возможность использовать в программе автоматическое сведение экспозиций, дающее более правдоподобное изображение по сравнению с традиционными методами в виде отображения тонов HDR-снимков после сжатия динамического диапазона для просмотра на обычном мониторе.
Таким образом, сравнительный анализ характеристик рассмотренных программ для сшивания панорамных фотографий в Таблице 2.
Характеристика программ для сшивания панорамных фотографий
У рассмотренных программ имеются схожие основные функции- это цветовая коррекция панорамных фотографий и экспорт в Flash, создание виртуальных туров.
Наиболее удобной и функциональной программой для сшивания панорамных фотографий является Autopano Giga так как она обладает:
2.3 Программы для создания виртуальных путешествий
В реальной практике для создания виртуальных путешествий используются:
Благодаря этим программам осуществляется конечное создание виртуального путешествия. В рамках исследования были отобраны три специализированных программы для создания виртуальной экскурсии.
Kolor Panotour Pro — программа для создания интерактивных виртуальных путешествий из цифровых фотографий. Создать интерактивный тур можно в несколько кликов, используя интуитивно-понятный интерфейс программы на русском языке. Программа поддерживает большинство форматов файлов изображений.
Создать виртуальное путешествие можно простым перетаскиванием активной точки от изображения к изображению, после чего ссылки создаются автоматически.
Krpano -это набор гибких и высокопроизводительных инструментов для просмотра всех видов панорамных изображений и виртуальных путешествий. Пользователю доступны форматы флэш и HTML5. Программа позволяет воспроизводить панорамы в браузерах в потоковом режиме с удаленных серверов (online) или с локальных дисков (offline).
Krpano предлагает множество уникальных возможностей — настраиваемый эффект «Рыбий глаз» для более реалистичного представления с большим углом обзора, поддержка очень больших панорам, создание управляемых виртуальных туров и возможность создания собственных плагинов.
Pano2QTVR free — позволяет создавать цилиндрические и кубические панорамы с функцией автоповорота и фоновой музыкой. В программу также включены HTML-шаблоны для Quicktime, PTViewer, DevalVR и SPi-V. Можно добавить собственные шаблоны для других «просмотрщиков» или редактировать существующие.
Для выявления популярности программ для создания виртуальных путешествий был проведен опрос в одной из групп социальной сети Вконтакте «Сферические 360° панорамы и виртуальные туры» (http://vk.com/livepano). Респондентам был задан вопрос, «Какой программе пользователи отдают большее предпочтение при создание виртуальных путешествий?» На выбор были представлены следующие программы :
Голосование продолжалось с 20 октября 2013 года по 12 ноября 2013 года. За это время в опросе приняло 44 человек. Из них: Pano2VR выбрали 12 человек. Kolor Panotour Pro выбрало такое же количество пользователей. Pixtra TourMaster выбрало всего 2 человека. Больше всех пользователи предпочитают программу Pixtra TourMaster. Ее выбрали 16 человек, Tourweaver Pro выбрало 2 человек.
Рис 1. Результаты опроса в количественном соотношении
Рис 2. Результаты опроса в процентном соотношении
Таким образом, сравнительный анализ характеристик рассмотренных программ для создания виртуальных экскурсий в Таблице 3.
Характеристика программам — построителей виртуальных путешествий
У рассмотренных программ имеются схожие основные функции — это добавления hotspot-переходы и экспорт в Flash. Исходя из результатов опроса и сравнительного анализа, в рамках данного исследования была выбрана программа Panotour Pro.
§3. Технологические особенности создания
Для того, чтобы создать виртуальное путешествие потребуется специализированное техническое оборудование и программное обеспечение:
На первом этапе создания виртуального путешествия загружают отснятый материал в Adobe Photoshop Lightroom.
Рис.3. Рабочая область Adobe Photoshop Lightroom
На втором этапе создания виртуального путешествия переходим в Kolor Autopano Giga, который сшивает фотографии в панораму.
Рис. 4. Рабочая область Kolor Autopano Giga
Последний этапом создания виртуального путешествия является сборка всех панорамных фотографий в одно виртуальное путешествие.
Рис. 5. Рабочая область Kolor Panotour Pro
Сегодня компьютеры могут предложить новый мир, создав иллюзию всего, что знает человек, касается и ощущает. Сочетание слов «виртуальное путешествие», символизирует появление нового стандарта в области туризма. Конечная цель «виртуального туризма» — дать возможность чувствовать, видеть, путешествовать, изучать, объект являющийся ничем иным как совершенной имитацией.
На пути создания виртуального путешествия возникает много трудностей. От выбора технического оборудования и программного обеспечения до теоретического аспекта при работе с программным обеспечением, который включает в себя ни одну программу:
Социальная значимость виртуальных путешествий заключается в доступности информации для всех слоев населения. Далеко не каждый пользователь может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным путешествиям это становится возможным.
Виртуальные путешествия имеют свои особенности и преимущества:
Таким образом, проникновение виртуальных путешествий во все сферы жизни современного человека становится окончательным и бесповоротным, поэтому следует активно использовать те её формы, которые оказывают положительное влияние в туристическом и духовном плане.
Список использованных источников
1. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. — М.: «Издательство ПРИОР», 1999. — 144 с.
2. Зайцева М.А., Дорофеев С.Ю., Кошевой С.Е. Визуально-интерактивная технология интеграции САПР и ГИС // Технологии Microsoft в теории и практике программирования: Сб. трудов VII Всеросс. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. — Томск: Изд-во ТПУ, 2010. — C. 52-54.
3. Зайцева М.А., Дорофеев С.Ю. CADGIS Integrator — комплексная технология интеграции САПР и ГИС // Студент и научнотехнический прогресс. Информационные технологии: Матер. XLVIII Междунар. научной студенч. конф. — Новосибирск: НГУ, 2010. — С. 31.
4. Зайцева М.А., Кошевой С.Е., Лысак А.П. Технология обмена данными между ГИС и САПР CADGIS Integrator // Современные техника и технологии: Сб. матер. XVI Междунар. научно- практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. -Томск: Изд-во ТПУ, 2010. — C. 318-320.
5.Обзор формата GML. 2010. URL: http://www.opengeospati-al.org/standards/gml. (дата обращения: 15.11.2013)
6.Научная электронная библиотека КиберЛенинка:
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnointeraktivnaya-tehnologiya-integratsii-sapr-i-gis#ixzz2kooIrTOy (дата обращения: 10.11.2013)
URL: http://www.compress.ru/article.aspx?id=15669&iid=743 (Дата обращения 5.11.2013)
URL: http://1panorama.ru/kak-sozdat-panoramu-1s (Дата обращения 5.11.2013)
изготовления хлебобулочных изделий
Виртуальная экскурсия включает в себя следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный.
Все этапы были соблюдены. Связь между этапами логична, прослеживается плавным переходом.
На подготовительном этапе организовывалась деятельность обучающихся по проявлению внутренней потребности к учению с помощью вводной беседы, на которой детям задавались такие вопросы как: что такое экскурсия? Чем отличается виртуальная экскурсия от обычной? Кто когда-либо был на экскурсии? Дети высказывали свое мнение, познакомились с понятиями «экскурсия» и «виртуальная экскурсия», посмотрели места для проведения экскурсий. Затем организовывалась деятельность по формулированию темы и цели виртуальной экскурсии. Дети слушали стихотворение Сергея Михалкова «Булка», в котором рассказывалось, как три мальчика играли булкой в футбол. После прослушивания обучающиеся рассуждали над поступком, которые совершили мальчики. Выяснилось, что дети хорошо знают, что так поступать нельзя, ведь работа пекаря это большой труд. После рассуждений им был задан наводящий вопрос: длинный или короткий путь проделывает хлеб, перед тем как попасть к нам на стол? Дети разделились во мнениях, благодаря, этой проблемы мы сформулировали тему виртуальной экскурсии и поставили цель. На данном этапе использовалась фронтальная форма работы. Использовались ИКТ технологии (презентация). Формировались такие планируемые результаты как: предметные – дает определение слову экскурсия; коммуникативные — отвечает на вопросы учителя; вступает в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формулирует собственное мнение и позицию; познавательные — строит сообщения в устной и письменной форме; личностные — проявляют внутреннюю потребность к учению.
На основном этапе была организована деятельность обучающихся по изучению процесса выращивания и сбора пшеницы на полях. Обучающимся раздавалась карта, где были изображены места, которые мы посетим на виртуальной экскурсии. Первым местом посещения было поле. Детям задался вопрос: почему именно поле первое место, куда мы отправимся? Обучающиеся быстро на него ответили, сказав, что там выращивают пшеницу для изготовления муки. После беседы дети смотрели видео – ролик, где подробно рассказывалось про посадку и сбор пшеницы. Просмотрев видео – ролик была организована парная работа. Обучающимся было предложено 5 карточек с изображением этапов выращивания и сбора пшеницы, которые были перепутаны, задача детей заключалась в восстановлении данных этапов. Работа проверялась фронтально, на слайде появилась правильная последовательность этапов и дети проверили свои работы. По итогам проверки, можно сделать вывод о том, что дети внимательно смотрели видео-ролик и все смогли выполнить задание без ошибок.
Следующей нашей целью было познакомить обучающихся с процессом получения муки. Для достижения данной цели мы так же показали детям видео – ролик, где подробно рассказывалось об изготовлении муки из пшеницы. Перед просмотром видео, дети ознакомились со строением мукомольного завода, рассмотрев картинки, представленные на слайде. После просмотра обучающиеся рассказывали о том, что запомнили. Данная цель была достигнута, так как дети без затруднений рассказали процесс получения муки. Далее организовывалась деятельность по знакомству с профессиями людей, которые участвуют в приготовлении хлебобулочных изделий. Профессии были представлены на слайде с краткой характеристикой. После знакомства с профессиями, детям было предложено посмотреть, как изготавливают хлеб на пекарнях. Для этого мы так же использовали видео — ролик с подробным описанием. Дети очень внимательно, смотрели видео и после просмотра задавали вопросы. Затем мы выполнили интерактивное задание, в котором нужно было соединить название хлебобулочного изделия с его изображением. На данном этапе использовались фронтальная и парная формы работы. Использовались ИКТ технологии (презентация, видео-ролики) и дидактические карточки с заданием. Формировались такие планируемые как: предметные – восстанавливает последовательность выращивания и сбора пшеницы; изучает процесс получения муки; называет профессии людей, работающие на пекарне; коммуникативные – отвечает на вопросы учителя; выстраивает устные выводы; вступает в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формулирует собственное мнение и позицию; познавательные — строит сообщения в устной и письменной форме.
На заключительном этапе мы подводили итоги нашей виртуальной экскурсии, где дети рассказывали самые запоминающиеся места и моменты. В итоге, по словам детей, виртуальная экскурсия им очень понравилась, и они с удовольствием побывали бы еще и в других местах.
После нашей заключительной беседы, классу был подарен подарок, который полностью отражал процесс получения хлебобулочных изделий.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, нами была изучена виртуальная экскурсия, как средство формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.
В теоретической части исследования были рассмотрены следующие аспекты заявленной темы: сущность понятия «познавательный интерес» и его структура, условия формирования познавательного интереса у младших школьников, развитие познавательного интереса младших школьников посредством виртуальных экскурсий.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать следующие выводы:
— познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.
-осознанное, планируемое создание условий дляразвития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.
Интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательный интерес и способствует развитию психических познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
В практической части нами были проведены методики на выявление познавательного интереса у обучающихся 1 класса. По итогам диагностик, было видно, что на окончание 1 класса познавательный интерес сформирован не у всех обучающихся. Для решения возникшей проблемы нами была разработана виртуальная экскурсия, которая была апробирована на базе МАОУ «Гимназия №1» в 1 Б классе.
Разработанная нами виртуальная экскурсия позволяет активно развивать познавательный интерес уже на первой ступени образования. Виртуальная экскурсия создает у зрителя полную иллюзию присутствия в том или ином месте. Так как у обучающихся 1 класса не достаточно представлений об окружающем мире, именно виртуальная экскурсия дает возможность не только услышать, но и окунуться в реальность. В дальнейшем мы планируем разработать цикл виртуальных экскурсий на разные темы по предмету окружающий мир.
Методика «Познавательная потребность» (В.С. Юркевич)
Цель данной методики: определение интенсивности познавательной потребности.
классный руководитель, который на основе наблюдений и бесед с родителями, должен ответить на вопросы, представлены в таблице.
Интенсивность познавательной потребности определятся полученной суммой баллов: 17 – 25 баллов – высокий уровень познавательного интереса; 12 — 16 баллов – средний уровень познавательного интереса; меньше 12 баллов – низкий уровень познавательного интереса.
Методика «Цветные лепестки» (Д. Е. Острова)
Цель данной методики: выявление отношения ученика к изучаемым предметам.
Порядок проведения: ученикам раздается карточка с изображением цветка, у которой каждый лепесток является изучаемым предметом. Ребенок должен раскрасить лепестки цветка в соответствии отношения к данному предмету. Красный цвет – предмет не интересен, синий цвет – предмет вызывает интерес.
Методика «Что нам интересно?» (Л. М. Фридман)
Цель данной методики: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников.
Порядок проведения:обучающимся предлагается ответить на вопросыследующей анкеты.
1. Что больше всего привлекает в школе?
а) общение с товарищами;
б) получение отметок;
в) общественная работа;
г) узнавание нового;
д) самостоятельная работа;
е) другое: ______________.
2. Назовите самый трудный учебный предмет: _________________.
3. Назовите самый интересный учебный предмет: __________________.
4. Назовите самый полезный учебный предмет: ___________________.
5. Какой учебный предмет можно исключить? ___________________.
6. Какие еще учебные предметы можно включить в обучение?__________.
Обработка результатов: анализ содержания ответов позволяет установить характер учебно-познавательных интересов ученика, наличие у него определенных склонностей.
В ходе проведения методики выяснилось, что обучающихся больше всего в школе привлекает получение отметок и узнавание нового. Больше половины обучающихся считают, что самым трудным предметом является русский язык. Самым интересным и полезным предметом, по мнению обучающихся являются математика и окружающий мир. Стоит отметить, что на вопрос: «Какие учебные предметы можно исключить?», обучающие воздержались от ответа, посчитав, что все предметы, изучаемые в школе, им необходимы.
Оглавление
Глава1. Теоретические основы проблемы формирования и развития познавательного интереса у младших школьников. 6
1.1.Сущность понятия «познавательный интерес», его структура 6
1.2.Условия формирования познавательного интереса 9
у младших школьников 9
1.3.Развитие познавательного интереса младших школьников посредством виртуальных экскурсий 12
2.2. Содержание и структура виртуальной экскурсии «От колоска до хлеба» 21